ШАХНАЗАРОВ Карен Георгиевич
Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии РФ, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, заслуженный деятель искусств РФ, заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», трехкратный лауреат премии «Золотой орёл», лауреат премии Людвига Нобеля, член Коллегии Министерства культуры РФ
Карен Георгиевич Шахназаров — режиссер, чьи фильмы можно назвать универсальными. Они в равной степени полюбились как зрителям, так и экспертам престижных кинофорумов. Режиссер всегда подчеркивает, что в своей работе ориентируется исключительно на зрителя, цитируя Сергея Герасимова: «Режиссер, как повар, должен приготовить то блюдо, которое сам будет есть». Возможно, именно поэтому все его картины имеют столь широкую популярность в народе и расходятся на цитаты.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. Отец — Шахназаров Георгий Хосроевич (1924–2001), доктор юридических наук, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР. Мать — Шахназарова Анна Григорьевна (1928 г. рожд.). Дочь от второго брака (с журналисткой Алёной Сетунской) — Анна Кареновна (1985 г. рожд.). Сыновья от третьего брака (с актрисой Дарьей Майоровой) — Иван Каренович (1993 г. рожд.), Василий Каренович (1996 г. рожд).
Карен Георгиевич Шахназаров происходит из аристократического армянского рода князей Мелик-Шахназарянов, которые правили провинцией Варанда в Нагорном Карабахе в Средние века. Некоторые авторы считают князей Мелик-Шахназарянов потомками античных родов Гехаркуни и Сюни, которые согласно «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци берут начало от легендарного прародителя армян Айка.
Прабабушка Карена Георгиевича по линии отца была сестрой генерала Даниеля Бек-Пирумяна, служившего во времена Николая II в царской армии в Армении. Генерал прославился в битве при Сардарападе, разбив турецкое войско. После гибели Российской империи Бек-Пирумяна расстреляли. Мать Шахназарова, Анна Григорьевна, по национальности русская, окончила театроведческий факультет ГИТИСа, но всю жизнь посвятила семье. Его отец, Георгий Хосроевич, был известным юристом и политическим деятелем. По детским воспоминаниям Шахназарова, их дом всегда был открыт для гостей, и хотя родители не имели прямого отношения к театральным кругам, среди друзей было много деятелей искусства: в их доме бывали Юрий Любимов с Людмилой Целиковской, Владимир Высоцкий, Анатолий Эфрос.
С ранних лет Карен увлекался чтением, занимался спортом — плаванием, футболом. Проявлял склонность к живописи и имел в планах поступить на профильный факультет ВГИКа, однако, окончив школу, принял решение учиться режиссуре в этом знаменитом вузе.
С 1969 по 1975 год Шахназаров обучался в мастерской Игоря Васильевича Таланкина. Карен Георгиевич признается, что мастер многое дал ему как студенту, в первую очередь понимание базовых понятий, которые пригодились в дальнейшем.
В 1973–1974 годах Карен Георгиевич работал на киностудии «Мосфильм» ассистентом режиссера, в частности на съемках фильма «Выбор цели». По его воспоминаниям, работа ассистентом открыла для него совершенно новый, непознанный мир. «Сделать кино, даже очень простое, — это сложный процесс. Даже если зритель посмотрит все программы про кино, он не сможет этого понять. Это поймет лишь человек, находящийся внутри процесса».
Талантливый молодой человек быстро двигался вперед: был вторым режиссером, параллельно писал сценарии, работал в объединении Георгия Николаевича Данелия.
С 1976 года Карен Георгиевич Шахназаров — кинорежиссер, а с 1984 года — кинорежиссер-постановщик киностудии «Мосфильм». Первой самостоятельной картиной, снятой Шахназаровым, стала его дипломная работа — короткометражный фильм «Шире шаг, маэстро!» (1975). Затем последовали еще две короткометражные ленты — «На скользкой дороге» (1977) и «На экране Василий Шукшин. Позови меня в даль светлую» (1977).
В 1979 году Карен Георгиевич снял свой первый полнометражный фильм «Добряки», завоевавший диплом фестиваля молодых кинематографистов. Затем дебютировал и в качестве сценариста (совместно с А.Э. Бородянским) фильма «Дамы приглашают кавалеров» (1980) режиссера Ивана Киасашвили.
Карен Георгиевич Шахназаров стал одним из ведущих мастеров российского кинематографа. Для творчества режиссера характерно обостренное чувство современности, умение выделить самое важное в плоскости времени, способность развлечь зрителя и в то же время заставить его думать и сопереживать. Шахназаров в собственных работах не боится экспериментировать и говорить о жизни откровенно. Его фильмы хорошо известны как отечественным, так и зарубежным кинозрителям и являются обладателями наград многочисленных киносмотров и фестивалей.
Картины «Мы из джаза» (1983) и «Зимний вечер в Гаграх» (1985) обычно позиционируются как музыкальные комедии, но выходят далеко за рамки непритязательного жанра. Оба фильма проникнуты ностальгией далеких времен становления советской эстрады. Шахназаров умело и тонко создает иллюзию праздника творчества, поэзии человеческих отношений.
Фильм «Мы из джаза» отмечен специальным призом жюри за талантливое решение молодежной темы средствами музыкальной комедии и призом за лучшее исполнение женской роли Е. Цыплаковой на IV фестивале молодых кинематографистов Москвы (1984), специальным призом жюри МКФ музыкальных фильмов в Гренобле (Франция, 1984), серебряной медалью на МКФ фильмов о джазе в Лодзи (Польша, 1984), дипломами МКФ в Лондоне, Чикаго, Белграде, Гонконге. В СССР по опросу журнала «Советский экран» он признан лучшим отечественным музыкальным фильмом 1983 года. Картина «Зимний вечер в Гаграх» по опросу журнала «Советский экран» была признана лучшим музыкальным отечественным фильмом СССР 1985 года.
Следующий режиссерский успех Карена Шахназарова — кинофильм «Курьер» (1986), ставший своеобразным манифестом молодого поколения. В нем режиссер точно ухватил черты вступающей во взрослую жизнь молодежи, выросшей на излете «застоя» и эпохи «безвременья». Картина удостоена Государственной премии РФ имени братьев Васильевых (1988), специального приза жюри в конкурсе художественных фильмов и специального приза ФИПРЕССИ «Памяти Андрея Тарковского» на XV МКФ в Москве (1987), приза детского жюри и приза ЦК ЛКСМ Грузии «За увлекательное и остроумное решение сложной темы становления личности молодого человека» на XX ВКФ в Тбилиси (1987).
В 1987 году Карен Георгиевич становится художественным руководителем Творческого объединения «Старт» киностудии «Мосфильм», которое в 1990 году было переименовано в студию «Курьер».
Картины, созданные режиссером и его постоянным соавтором — сценаристом Александром Бородянским, очень разнообразны по драматургическим замыслам и авторским решениям, выдержаны в традициях жанрового кино, с четким сюжетом и явно выраженными взаимоотношениями героев. Среди них фильмы, демонстрировавшиеся в неофициальных программах на Международных кинофестивалях в Сан-Себастьяне, Гётеборге, Локарно, Акапулько, Монреале, Вюрсбурге, Стамбуле, Токио и других и завоевавшие многочисленные награды:
«Город Зеро» (1988) — главный приз «Золотой Хьюго» на XXV МКФ в Чикаго, (США,1989), приз Европейской Ассоциации научной фантастики «За лучший фильм» (Сан-Марино, 1989), приз «Серебряный колос» на XXXIV МКФ в Вальядолиде (Испания, 1989), приз МКФ в Бергамо (Италия); «Цареубийца» (СССР — Англия, 1991) — официальный участник основного конкурса МКФ в Каннах, (Франция,1991), главный приз МКФ в Белграде (Югославия, 1991); «Сны» (1993) — приз «Зеленое яблоко — золотой листок» Л. Свенцицкому за лучшую работу художника (1993); «Американская дочь» (1995) — специальный приз жюри на II МКФ в Шанхае (Китай, 1995), Большой президентский приз «Надежда» исполнительнице главной роли Элисон Уитбек (США) на III открытом Российском и Международном кинофестивале в Сочи (1995), приз Элисон Уитбек за лучшую женскую роль на фестивале детского фильма в Артеке (Крым, 1995). Фильм участвовал в конкурсной программе МКФ в Монреале (1995), Каире (1995), Гётеборге (1996), Дели (1996), Тромсё (1996), Злине (1996); «День полнолуния» (1998) — специальный приз фестиваля и специальный приз ФИПРЕССИ на XXXIII Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия, 1998), главный приз жюри, приз ФИПРЕССИ и приз публики на II Международном кинофестивале в Паличе (Югославия, 1998), «Золотой Пегас» на IV кинофестивале Московского кино «Московский Пегас» Дома Ханжонкова (1998), приз Президентского совета фестиваля на IX открытом Российском кинофестивале в Сочи «Кинотавр» (1998), первый приз на XI Панораме европейского кино в Афинах, профессиональный приз Российской академии кинематографических искусств «Ника» «За лучшую сценарную работу» А. Бородянскому и К. Шахназарову (1999), приз за режиссуру жюри критиков на региональном фестивале «Новое кино-5» (Екатеринбург, 1999); «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001) — Гран-при на ОРКФ «Кинотавр» (2001), приз за лучший сценарий на МКФ «Киндред» в городе Колумбия (США) в 2003 году; «Звезда» (2002, автор проекта и генеральный продюсер) — Гран-при X Фестиваля российского кино в Онфлере, приз X Фестиваля российского кино «Окно в Европу—2002», Гран-при и приз за лучшую мужскую роль (актер И. Петренко) VI Всероссийского фестиваля визуальных искусств, премии «Золотой орёл-2003» за лучшую операторскую работу (оператор Юрий Невский), за лучшую музыку к фильму (композитор Алексей Рыбников), премии «Ника-2003» за лучшую музыку к фильму (композитор Алексей Рыбников), за лучшую работу звукооператора (Александр Погосян), «Открытие года» (актер Игорь Петренко), Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (2003); «Всадник по имени смерть» (2004) — номинант конкурсной программы Международного кинофестиваля в Монреале.
Карен Георгиевич Шахназаров работал с великими мастерами отечественной и зарубежной актерской школы. Среди них — Евгений Евстигнеев, Олег Янковский, Леонид Филатов, Олег Басилашвили, Армен Джигарханян, Марчелло Мастроянни, Малькольм Макдауэлл. «Опытные и большие артисты — некоторые из них и сами могут снять неплохое кино. Конечно, ты очень многое черпаешь от таких людей», — признается режиссер.
За последнее десятилетие Карен Шахназаров снял ряд картин, широко отмеченных на национальном и международном уровне. Фильм «Исчезнувшая империя» (2007), представляющий собой воспоминание о 1970-х годах — о советской юности и жизни тех лет, завоевал приз за режиссуру и приз прессы на кинофестивале «Виват кино России!» (2008), приз «Лучший дебют» (актер Александр Ляпин) на кинофестивале «Созвездие» (2008) премию «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль второго плана (Армен Джигарханян, и за лучшую режиссерскую работу (2008).
Фильм «Палата № 6», снятый в 2009 году по одноименной повести А.П. Чехова, удостоен премии «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль» (Владимир Ильин).
Картина «Белый тигр» (2012) поставлена по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист, или Белый тигр». Она стала первой работой режиссера, посвященной войне, и самым масштабным его проектом.
По мнению Шахназарова, каждый режиссер его поколения должен снять фильм о войне.
«Во-первых, мой покойный отец был фронтовиком, — отмечал в интервью Карен Георгиевич, — он воевал два года. Этот фильм в какой-то степени — память о нем, о его товарищах. И второе, может быть, самое важное: чем дальше война удаляется во времени, тем более важным и принципиальным событием истории она становится. Нам постоянно открываются всё новые ее грани». Роман, легший в основу сюжета, привлек режиссера новым взглядом на войну. Карен Георгиевич признался, что решение снять фильм о войне отчасти связано и с тем, что современному кинематографу не хватает правды о ней.
В сентябре 2012 года «Белый тигр» был представлен от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В январе 2013 года он был удостоен премии «Золотой орёл» Национальной академии кинематографических искусств и наук России в номинациях «Лучший игровой фильм» 2012 года, за лучший монтаж и за лучшую работу звукорежиссера.
Картина также отмечена десятками престижных наград: Пхеньянский международный фестиваль (КНДР, 2012) — специальный приз жюри, X Международный фестиваль военного кино имени Ю.Н. Озерова (Россия, 2012) — Гран-при «Золотой меч», приз за лучшую режиссерскую работу; IX Международный кинофестиваль военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» (Россия, 2012) — главный приз, приз Госфильмофонда; Международный кинофестиваль Capri, Hollywood (Италия, 2012) — Художественная премия Capri, Hollywood; Международный кинофестиваль «Джемисон» в Дублине (Ирландия, 2013) — приз за лучшую мужскую роль А. Верткову; Международный кинофестиваль «Фантаспорто» (Португалия, 2013) — специальный приз жюри, приз лучшему актеру, приз лучшему режиссеру в «Неделе режиссеров»; Национальная кинопремия «Айак» (Армения, 2013) — главный приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», Международный кинофестиваль «Фантаспоа» (Бразилия, 2013) — Приз за лучшую режиссуру, XI Международный кинофестиваль «Леванте» в Бари (Италия, 2013) — приз кинокритиков Италии, I премия в номинации «Кино- и телефильмы» в рамках 7-й премии ФСБ России «За лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов Федеральной службы безопасности» (Россия, 2012), III премия в номинации «Актерская работа» В.Э. Кищенко в рамках 7-й премии ФСБ России «За лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов Федеральной службы безопасности» (Россия, 2012).
Карен Георгиевич Шахназаров также активно занимается продюсированием. Фильмы «Кто, если не мы» (1998), «Звезда» (2002) вышли при его поддержке. Он стал автором идеи, генеральным продюсером и художественным руководителем проекта «Дорога на Берлин» (2015), приуроченного к 70-летию Великой Победы. В основе фильма лежат сложные отношения и поступки главных героев, продиктованные страшными событиями войны, — лейтенанта Огаркова и рядового Джурабаева — выходцев из разных союзных республик, разных по характеру и жизненным позициям, но объединенных общей целью — победой над врагом.
С 20 апреля 1998 года по настоящее время Карен Шахназаров занимает пост генерального директора и председателя правления ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»». К моменту прихода К.Г. Шахназарова на пост главы старейшей отечественной киностудии ее состояние было плачевным. «Это проявлялось во всем, начиная с водопровода и электрики, заканчивая технологическим оборудованием, — вспоминал он в интервью. — Отставание было очень большим. В 1998 году на «Мосфильме» были камеры, которые закупали еще во время Олимпиады. Более или менее прилично работала тон-студия, оборудованная в конце 1980-х, но она тоже была уже на грани. Все остальное находилось в весьма разрушенном состоянии. Когда я пришел, у «Мосфильма» был только операторский цех со старыми камерами, а все остальное принадлежало частным лицам...»
Последовал непростой и длительный процесс ликвидации товариществ — их вновь преобразовали в цеха, придав студии первоначальный облик. Фактически студия была национализирована. Шахназаров добился того, чтобы «Мосфильм» получил государственный статус. Все средства, заработанные от продажи фильмов, вкладывались в модернизацию.
Так, преодолев кризис 1990-х годов, благодаря умелым управленческим решениям К.Г. Шахназарова легендарный «Мосфильм» не только сохранил традиции и кинематографические профессии, но и стал высокорентабельным предприятием, увеличив свою доходность в десяток раз. На сегодняшний день «Мосфильм» является одной из крупнейших киностудий Европы, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, позволяющим полностью осуществлять весь цикл кинопроизводства. На «Мосфильме» осуществляется производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции — более сотни фильмов ежегодно.
Карен Георгиевич ратует за развитие технического процесса в кинопроизводстве, утверждая, что без хорошего обеспечения не получится прекрасных картин. Вся его деятельность как главы «Мосфильма» направлена на разработку и внедрение новаторских технологий.
Многолетний труд Шахназарова на посту генерального директора отмечен Государственной премией Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие российского кинематографа, возрождение и развитие киностудии «Мосфильм» (2013).
В 2006 году Карен Георгиевич Шахназаров был избран в Общественную палату Российской Федерации. В первом составе палаты он являлся заместителем председателя Комиссии по вопросам развития культуры (2006—2008), во втором составе — председателем Комиссии по культуре (2008–2010). В третьем составе Общественной палаты входил в Комиссию по вопросам развития гражданского общества и Комиссию по сохранению и развитию отечественной культуры (2010–2012).
В настоящее время К.Г. Шахназаров — член Комиссии по делам национальностей, миграционной политике и религии Общественной палаты города Москвы.
Он является заместителем председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Также он входит в состав Коллегии Министерства культуры Российской Федерации. Карен Георгиевич активно выступает с предложением о создании единого кинематографического центра по аналогии с советским Госкино. Режиссер полагает, что подобный центр должен быть создан в рамках Министерства культуры и должен помимо прочего заниматься мониторингом российского и западного кинематографа.
По мнению Карена Георгиевича Шахназарова, современному российскому кино не хватает самоидентификации и общей идеи, какая была в кинопроизводстве советской эпохи, а также не хватает личностей.
Он отмечает, что в настоящее время по пальцам можно перечесть действительно талантливых режиссеров. Кроме того, по его мнению, сейчас намного сложнее получать кинематографическое образование, поскольку в кино зачастую идут люди, уже окончившие вуз. Соответственно, если у человека нет средств, то он просто не может получить кинообразование.
Карен Георгиевич считает себя успешным человеком, добившимся всего благодаря своему трудолюбию. Тот факт, что он никогда не снимал фильмы по заказу, — предмет его гордости: «Мне посчастливилось снимать только те картины, которые хотелось мне».
Прославленный режиссер утверждает, что всегда ставил работу на первое место. А личное отходило на второй план. Шахназаров был трижды женат. Первый брак с выпускницей исторического факультета МГУ Еленой продлился около года. Вторая жена Карена Шахназарова, журналистка Алёна Сетунская, забрав дочь Анну, эмигрировала в Соединенные Штаты. Сейчас дочери тридцать лет, а с отцом она встретилась только спустя двадцать лет разлуки. Изредка они общаются. Карен Георгиевич отмечает, что дочь стала настоящей американкой, хотя немного и говорит по-русски. Про свою третью супругу, актрису Дарью Майорову, Карен Георгиевич говорил, что это была любовь с первого взгляда. Режиссер снял Дарью в роли великой княжны Ольги Николаевны в историко-психологической драме «Цареубийца» (1991). Вскоре они поженились. От этого брака, который позднее распался, родились двое сыновей — Иван и Василий, которыми Шахназаров очень гордится. Иван Шахназаров пошел по стопам отца. Окончив режиссерский факультет ВГИКа (мастерская В.И. Хотиненко), он работает как режиссер, сценарист, актер. Его фильм «Без слов» представлялся на фестивале «Кинотавр», а короткометражка «Рок» — на Каннском кинофестивале. Младший сын Карена Георгиевича, Василий, — актер, снимается в кино. В 11-летнем возрасте сыграл в картине «Исчезнувшая империя», а в 2012 году — в ее ремейке под названием «Любовь в СССР».
Шахназаров награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность, орденом Почёта, орденом Почёта республики Армения за вклад в укрепление армяно-российских культурных связей, многолетнюю и плодотворную деятельность в сфере киноискусства.
Карен Георгиевич Шахназаров — народный артист Российской Федерации (2002), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за создание художественного фильма «Курьер» (1988), Государственной премии РФ за картину «Звезда» (2003), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2013), премии Людвига Нобеля (2016), премии Ленинского комсомола за развитие жанра музыкальной комедии в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» (1986), литературной премии имени Б. Полевого за повесть «Курьер» (1982), премии «Золотой орёл» (2008, 2010, 2013), премии имени В.С. Высоцкого «Своя колея» (2007), премии «За достижения» (Иерусалимский Международный кинофестиваль, 2005), премии «За вклад в искусство мирового кинематографа» (Международный фестиваль кино и музыки на о. Искья, Италия, 2005), Национальной премии Российской академии бизнеса и предпринимательства «Дарин» (2005) за выдающиеся заслуги в эффективном менеджменте и управлении учреждением сферы культуры или искусства и других.
К.Г. Шахназаров — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Правления Союза кинематографистов, член Коллегии Министерства культуры РФ, член Правления Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Европейской киноакадемии, член Экспертного совета национальной кинопремии «Золотой орёл», член Комиссии по отбору российских фильмов на премию «Оскар», член Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, член Общественной палаты города Москвы, член совета директоров ОАО «Первый канал». Почетный доктор гуманитарных наук колледжа «Св. Олафа» (США). Неоднократный участник жюри на играх высшей лиги КВН.
С января 2012 года Карен Георгиевич Шахназаров являлся членом «Народного штаба» по городу Москве кандидата в президенты В.В. Путина.
Редкие свободные минуты Карен Георгиевич отдает своим увлечениям. Одно из них — плавание, он ежедневно проплывает километр в бассейне. Другое хобби — вождение автомобиля.