ШАЛЕВИЧ Вячеслав Анатольевич
ШАЛЕВИЧ Вячеслав Анатольевич
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Правительства Москвы, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», художественный руководитель Театра имени Рубена Симонова
Родился 27 мая 1934 года в Москве. Отец – Шалевич Анатолий Иванович (1901–1984). Мать – Шалевич Елена Ивановна (1905–1986). Супруга – Виноградова Татьяна Викторовна. Сын – Шалевич Иван Вячеславович. Дочь – Шалевич Анна Вячеславовна. Внучка – Шалевич Елена Владимировна.
Детство Вячеслава Шалевича прошло на Арбате, его дом имел общий двор с Театром имени Евг. Вахтангова и располагался по соседству со Щукинским училищем. Ребята часто бегали на спектакли, знали в лицо всех актеров, иногда тайком проникали на репетиции.
Началась война. 22 июля 1941 года в театр попала бомба. В это время Слава с мамой сидели под зданием в бомбоубежище, а когда вышли на улицу – вокруг оказались одни развалины. Потом дети играли среди них, собирали осколки и складывали в коробочки. Шалевич хорошо помнит эпизод, когда в один из дней после взрыва у развалин театра остановилась машина, из которой вышел сам Сталин. Он показал на здание рукой и что-то сказал сопровождающим. Как рассказывал впоследствии Р.Н. Симонов, вождь произнес тогда: «После войны театр построим заново!» Действительно, в 1951 году здание полностью восстановили, а архитектором стал Сергей Вахтангов. Все эти события происходили буквально на глазах у мальчика. Славе довелось бегать по недостроенной сцене театра, которому суждено было стать его судьбой...
В октябре 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, Вячеслав Шалевич вместе с другими ребятами был эвакуирован в Саратовскую область. Только в 1943 году мать смогла забрать его к себе. Мальчик он был хулиганистый – сказались несколько лет проведенных без семьи. Мать растила сына одна, с отцом они разошлась еще до его рождения. Конечно, Вячеслав втайне мечтал об отце, особенно в те моменты, когда его обижали мальчишки. Но по подсказке матери в анкетах всегда писал: «Отец погиб в финскую войну». Поэтому, когда спустя почти 40 лет во время гастролей к Вячеславу Шалевичу подошел незнакомый человек и представился его отцом, актер буквально опешил. Так произошла первая встреча отца с сыном. В свое время Анатолий Иванович Шалевич, бывший офицер царской армии, перешел на сторону красных, получил два ордена Красного Знамени, дослужился до генерала НКВД, но в конце 1930-х годов был репрессирован. Выйдя на свободу, он остался жить в Бийске, работал в таксомоторном парке.
Вячеслав Шалевич сначала учился в школе № 73 в Серебряном переулке, а затем перешел в школу рабочей молодежи Метростроя № 4. Мать трудилась секретарем-машинисткой в Министерстве обороны, была партийной активисткой и с утра до вечера пропадала на работе. Вячеслав оставался под присмотром тети Паши, маминой сестры, которая оказала на него огромное влияние. Она слыла большой театралкой, а дома он часами сидел на ее сундуке и слушал радиопостановки.
После окончания школы Вячеслав сдавал вступительные экзамены одновременно в два вуза – в Театральное училище имени Б. Щукина и педагогический институт на филологический факультет. Он всегда очень любил литературу и отличался редкой грамотностью. Но все-таки любовь к театру одержала верх: Шалевич выбрал профессию актера и поступил в училище с первого раза.
Начиная с 3-го курса студенты уже принимали участие во всех массовках Театра имени Евг. Вахтангова, иногда даже играли в эпизодах и очень гордились этим. Вячеслав Анатольевич считает, что настоящими учителями являются не те люди, которые учили, а те, которые на всю жизнь оставили след в душе. Актер хорошо помнит Зою Константиновну Бажанову, которая поверила в третьекурсника Шалевича и взяла его в свой дипломный спектакль 4-го курса. Это доверие тогда поразило его и помогло поверить в свои силы.
Вячеслав Шалевич вспоминает также руководителя курса Иосифа Матвеевича Рапопорта – мягкого, тонкого человека, с потрясающим художественным вкусом, удивительно теплым отношением к своим ученикам и верой в их способности. Уже на 4-м курсе появился Рубен Николаевич Симонов. Его магнетическая личность впечатляла студентов. Именно его Шалевич считает своим настоящим учителем. Когда Рубена Николаевича не стало, молодые актеры были потрясены, им казалось, что Симонов будет всегда рядом и никогда не уйдет из их жизни.
В 1958 году Шалевич окончил училище. Сначала выпускников хотели направить в Норильск, где планировалось открытие филиала Вахтанговского театра. Однако решение отменили, и в Норильск никто не уехал. А Вячеславу в очередной раз улыбнулась судьба – его приняли в труппу Театра имени Евг. Вахтангова. Интересно, что изначально Шалевич даже не попал в список выпускников, приглашенных на прослушивание к руководству театра, а сам попросил разрешения сыграть свои отрывки на сцене. Актер вспоминает, что прибывших выпускников сначала представили актерам, а затем отвели к директору музея театра, замечательному человеку – Александру Павловичу Газиеву. Он полтора часа читал молодым актерам лекцию о театре, рассказывал о спектаклях, режиссерах, традициях, показывал подарки и премии. Эту великую лекцию они оценили только спустя годы.
Первой ролью молодого артиста стал Оспан в спектакле Рубена Николаевича Симонова «Неписаный закон» по пьесе А. Пистоленко. Прекрасную казашку Банат играла блистательная Юлия Борисова, которая в то время была уже знаменита. Юлию Константиновну Шалевич считает удивительной партнершей. Своим искрометным талантом она зажигает остальных и выкладывается полностью даже на репетициях. Впоследствии они вместе сыграют в спектаклях «Потерянный сын», «Иркутская история», «Без вины виноватые» и др.
Художественный руководитель Р.Н. Симонов воспитал многих великих артистов – Ю. Яковлева, М. Ульянова, Ю. Борисову. Проработав почти полвека в театре, В. Шалевич постоянно убеждается в том, что во время учебы проходишь только определенную школу. Артистом может стать далеко не каждый, это судьба. Когда приходишь в театр, то впервые познаешь настоящую творческую атмосферу, общаешься с великими артистами, которые приподнимают начинающего актера до уровня настоящего мастерства. Поколению Шалевича довелось застать великих артистов, которых зрители встречали громом оваций, – Михаила Астангова, Андрея Абрикосова, Николая Плотникова, Николая Гриценко, Елизавету Алексееву, Цецилию Мансурову. «Старики» берегли свой «дом», но берегли и тех, кто в него пришел. Та трогательная забота, которой была окружена вахтанговская молодежь, повлияла на всю дальнейшую творческую жизнь Вячеслава Шалевича. Его научили по-настоящему любить свою профессию. Театр для него – это не только роли. Это целая жизнь, общение с актерами, постоянная учеба, смех и слезы, успех и поражение. Когда актер играл в «Коммунистах», к нему подошел М.Ф. Астангов и сказал: «Я вас благодарю за монолог», а по поводу самой роли промолчал. Тогда Шалевич понял, что раскрыть образ полностью ему не удалось. Но позже М.Ф. Астангов взял Вячеслава ассистентом режиссера в свой спектакль «Ричард III», чем немало удивил весь театр.
Тяга к режиссуре проявилась у Шалевича еще в студенческие годы. Василий Лановой тогда попросил его помочь сделать отрывок из «Гранатового браслета» И.Куприна. Это дело так захватило Вячеслава, что он стал помогать и другим, а с Василием Ливановым они поставили «Трех толстяков» Ю. Олеши, где играли сами.
В 1979 году Вячеслав Шалевич окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе и сразу же поставил на сцене театра спектакль «Тринадцатый председатель» по драме башкирского драматурга Азата Абдуллина. На главную роль режиссер пригласил Василия Ланового, который до этого играл в основном героические персонажи – от Цезаря до Калафа. Все в театре не скрывали своего удивления от такого выбора актера. Но Шалевич чувствовал, что Лановой, переживший оккупацию, в душе очень тонкий и ранимый человек, искренне переживающий чужую боль. И не ошибся. Спектакль имел огромный успех, зрители забывали о том, что находятся в театре, и даже выбегали на сцену, чтобы поделиться сокровенным. В этой постановке проявилось одно из качеств, характеризующих Шалевича как режиссера, – он всегда пытается думать и открывать непознанные глубины души актеров, которые заложены природой.
В 1998 году Вячеслав Шалевич становится руководителем Театра имени Рубена Симонова, основанного сыном режиссера Евгением Рубеновичем. Предложение возглавить театр поступило в тот момент, когда он находился под угрозой закрытия. И Вячеслав Анатольевич принял решение стать его художественным руководителем, потому что искренне переживал за судьбу молодого коллектива и стремился сохранить память о великом режиссере, который руководил Театром имени Вахтангова более
30 лет. За два последующих года в Театре имени Рубена Симонова вышло 11 премьер, что само по себе парадоксально. Несмотря на относительную молодость театра, в нем уже сложились определенные традиции: те, кто работает в нем, не позволяют себе новомодных веяний, плохо оформленных спектаклей, вульгарностей и влияния улицы – всего того, чем зачастую привлекают неискушенного зрителя. Если театр называется храмом, то сцена – это своего рода алтарь. Своим искусством режиссер и актеры должны нести идеи добра и всегда задаваться вопросом: во имя чего поставлен спектакль?
В сегодняшнем репертуаре театра постановки: «Козленок в молоке» Ю. Полякова, «Три возраста Казановы» по М. Цветаевой, перенесенный со сцены Театра имени Евг. Вахтангова, «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Сказка о четырех близнецах» П. Панчева (спектакль удостоен премии VI Московского международного театрально-телевизионного фестиваля «Ожившая сказка»), «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина (спектакль удостоен премий II Московского фестиваля спектаклей и шоу-программ для детей и Международного фестиваля «России первая любовь» в честь 200-летия А.С. Пушкина), «Доходное место» А.Н. Островского (спектакль стал лауреатом Международного театрального фестиваля «Золотой витязь»), «Брызги шампанского» по М. Зощенко, «Старые русские» Б. Рацера (оптимистическая история о чести, достоинстве и преодолении искушений), «Шерше ля фам» Ж. Пуаре, «Ревнивая к самой себе» Т. Де Молина и др. Театр часто выезжает на гастроли за границу с антрепризами, принимает участие в различных фестивалях и конкурсах.
В.А. Шалевич так говорит о своей режиссуре: «Сегодня я не сторонник разных внешних эксцессов, не поклонник знаменитого Штайна… Мне гораздо ближе лик Смоктуновского и абсолютно точный разговор с миром, Богом, зрителем».
Любимым занятием В.А. Шалевича является создание инсценировок. Работа над ними для него – это всегда настоящее открытие, прекрасная возможность выразить себя и затронуть темы, которые таятся в глубинах души. Среди наиболее известных его работ – «Конармия» А. Бабеля (1966) – материал, который никто никогда не инсценировал. В те времена автор считался запрещенным, его имя не могли даже поставить на афише. «Конармия» – очень рискованный и сложный материал, приходилось бывать в архивах, читать справочники, интересоваться судьбами красноармейцев, выживших в Гражданскую войну. В результате эта интереснейшая пьеса долгое время шла на сцене Театра имени Евг. Вахтангова, а Р.Н. Симонов за этот спектакль получил Ленинскую премию.
Потом появились инсценировки: «Чапаев» (1970, Театр имени Ермоловой), «Али-баба и сорок разбойников» (1996, Театр имени Евг. Вахтангова), «Волшебная лампа Аладдина» (1998, Таллиннский театр драмы). На телевидении Вячеслав Шалевич работал над спектаклем «А вы, товарищ?» по материалам III съезда комсомола. Это работа по пьесе, которую в театре ставил А. Эфрос, а роль Ленина в телевизионном спектакле и на сцене сыграл А. Джигарханян.
Когда В.А. Шалевич брался за «Брызги шампанского» по «Голубой книге» М. Зощенко, ему хотелось, чтобы все актеры в спектакле сыграли разные роли. И это ему блестяще удалось. Автором инсценировки был Михаил Воронцов. Спектакль репетировали в театре
13 человек почти 2 года, но ничего не удавалось. Тогда Воронцов с Шалевичем переделали инсценировку на 4 актеров, которые сыграли по 3 роли каждый. Гротеск и комедийность монологов М. Зощенко позволяли актерам говорить о серьезных вещах с улыбкой, очень тонко передавать иронию и глубокую философию автора. В этом прекрасном спектакле играли Л. Целиковская, М. Вертинская, В. Шалевич и М. Воронцов, и он имел колоссальный успех. Актеры объездили всю нашу страну, выступали также в Америке, Канаде, Германии, Израиле. Тогда антреприза считалась невероятным событием! Сейчас эта пьеса идет на сцене Театра имени Рубена Симонова, а В. Шалевич и М. Воронцов играют в ней вместе с молодыми актерами.
Вячеслав Анатольевич Шалевич играет
в спектаклях «Сирано де Бержерак» Э. Ростана и «Чайка» А.П. Чехова, принимает участие
в постановках «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Будьте здоровы» П. Шано. Играть графа де Гиша в спектакле Владимира Мирзоева «Сирано де Бержерак» Шалевич согласился потому, что хотел понять, почему к режиссеру так тянется молодежь. Во время репетиций он почувствовал, что Мирзоев – человек большого покоя, который никогда не выходит из себя и знает все о своей пьесе и отдельно о каждом персонаже.
Евгений Сергеевич Дорн в «Чайке» – 109-я роль актера в театре. Началось все с того, что Павел Сафонов поставил в училище прекрасный спектакль «Месяц в деревне» по произведению И.С. Тургенева, и Вячеслав Анатольевич попросил молодого режиссера перевести его на сцену Театра имени Рубена Симонова. В свою очередь Сафонов выступил со встречным предложением – поставить в театре «Чайку», а Шалевичу предложил роль Евгения Сергеевича Дорна. Образ Дорна рождался тяжело. Для Шалевича Чехов – всегда загадка, а Дорн – нераскрытая тайна. Поначалу этот герой казался просто циником, но вместе с режиссером они иначе представили этого человека. В этом спектакле Дорн – трагическая фигура, что само по себе необычно. После ошеломительной премьеры спектакль с малой сцены перевели на большую, и он пользуется огромным успехом у зрителей.
Вячеславу Шалевичу довелось работать с выдающимся мастером сцены Петром Фоменко в спектакле «Без вины виноватые», где он сыграл роль Мурова. Это очень непривычная интерпретация А.Н. Островского, в которую режиссер внес совершенно иные интонации. Вообще, П. Фоменко – необыкновенная личность, великий педагог, гениальный режиссер, человек высочайшей культуры. Работа с ним для актера – настоящее наслаждение.
Вячеслав Анатольевич всегда помнит о театральной школе, которую прошел. Это своеобразная нравственная основа, которая помогает ему внимательнее относиться к людям. Шалевича не оставляет равнодушным то жестокое время, в которое мы окунулись сегодня. На редкость бережное отношение к людям привили ему учителя, которые сочетали в себе строгость и чуткость. Недаром любимым писателем актера является Александр Грин, а романтика и вера в мечту необходимы сейчас, как глоток свежего воздуха.
В.А. Шалевич сыграл в театре множество разных ролей – как серьезных, так и комедийных. Но есть в них некое объединяющее начало – неординарность, за которой стоит яркая и талантливая актерская личность. Наиболее значимые среди них – Барин-англоман («Идиот» Ю. Олеши по Ф.М. Достоевскому), Доктор («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Ведущий хора («Иркутская история» А. Арбузова), Ведущий, Герцог, дон Карлос («Маленькие трагедии» А.С. Пушкина), Петр («Потерянный сын» А. Арбузова), Александров («Живой труп» Л.Н. Толстого), Барах («Принцесса Турандот» К. Гоцци), Борзов («Серебряный бор»), Левка и Козин («Конармия» по А. Бабелю), Андрей («Черные птицы» Н. Погодина), Блендербленд («Миллионерша» Б. Шоу), Павел Суслов («Виринея» Л. Сейфуллиной), Дион («Дион» Л. Зорина), Антон («Память сердца» по А. Корнейчуку), Никанор («Человек с ружьем» Н. Погодина), Федор Иванович («Леший» А.П. Чехова), Муров («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Ипполит («Выбор» А. Арбузова), Казанова («Три возраста Казановы» Е. Симонова по М. Цветаевой), Людовик Мерикур («Будьте здоровы» П. Шено), Михаил Семенович, Чучелов, Отец («Брызги шампанского» М. Воронцова по М. Зощенко), Городецкий «Старые русские» Б. Рацера, граф де Гиш («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Евгений Сергеевич Дорн («Чайка» А.П. Чехова) и др.
В кино Шалевич сразу обратил на себя внимание благодаря своей дебютной роли – Швабрина в фильме «Капитанская дочка» (1957), которую он сыграл, будучи еще студентом 4-го курса. Его партнерами по фильму стали такие прекрасные актеры, как О. Стриженов,
С. Лукьянов, И. Арепина. Шалевич помнит, что когда его впервые увидел Олег Стриженов, то не мог удержаться от фразы: «Он на меня похож…» Режиссер задумался: ведь Гринев и Швабрин – антиподы, но любят одну женщину и ее любви добиваются по-разному. В конце концов, решили, что это даже неплохо – будет ярче заметна разница характеров. Швабрин в исполнении Вячеслава Шалевича – это не просто отрицательный персонаж, а незаурядный человек, который стал жертвой своей беспринципности.
В 1964 году на экраны выходит фильм «Хоккеисты», который принес актеру огромную славу. Его дублером в картине стал великий хоккеист В. Старшинов, а в работе принимали участие легендарные Б. Майоров, А. Елизаров, В. Бобров. Фильм снимали в Лужниках 24 ночи подряд. Актеру нужно было научиться сначала элементарно стоять на коньках, а потом и кататься. Вся хоккейная команда с интересом наблюдала, сколько Вячеслав сможет продержаться на льду в доспехах весом более 10 килограммов. Актер настолько преуспел в хоккее, что после выхода картины на экраны в адрес съемочной группы приходили письма с вопросами: «Почему Шалевич не играет за сборную страны?». И такая достоверность присуща всем актерским работам Вячеслава Анатольевича.
В 1967 году Татьяна Лиознова приглашает его в картину «Три тополя на Плющихе», а через 6 лет на роль Алена Даллеса в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Татьяна Михайловна – прекрасный режиссер и тот человек, с которым актеру всегда нравилось работать.
В 1968 году на экраны выходит фильм «Шестое июля», в котором Шалевич сыграл роль Якова Блюмкина – талантливого, дерзкого и умного авантюриста, убившего немецкого посла в Москве и расстрелянного спустя 10 лет как врага советской власти. Ю. Карасик, постановщик фильма, хотел немного приоткрыть занавес и показать, что враги народа не были такими отрицательными личностями, как их трактовали учебники истории.
Вячеслав Шалевич – по-прежнему востребованный актер, он сыграл в кино более 100 ролей и продолжает успешно работать. Помимо упомянутых его фильмография включает картины: «Барьер неизвестности» (1961), «Молчат только статуи» (1963), «Теперь пусть уходит» (1964), «Комэск» (1965), «Эскадра уходит на запад» (1965), «Виринея» (1968), «Красная площадь» (1970), «Город под липами» (1971), «Иркутская история» (1973), «Зарубки на память» (1973), «Райские яблочки» (1973), «Корень жизни» (1977), «Это было в Коканде» (1977), «Лекарство против страха» (1978), «На исходе лета» (1980), «Особое подразделение» (1984), «Потерпевшие претензий не имеют» (1986), «Любовь немолодого человека» (1990), «Муж собаки Баскервилей» (1990), «Виновата ли я» (1992), «Прощение» (1992), «Фиктивный брак» (1992), «Американский дедушка» (1993), «Мастер и Маргарита» (1994), «Женщин обижать не рекомендуется» (2000), сериалы «Инструктор» (2003), «Боец» (2004) и «Московская сага» (2004).
Вячеслав Анатольевич занимался педагогической деятельностью, больше 10 лет преподавал в ГИТИСе на эстрадном факультете, имеет звание доцента, и сам много работал на эстраде, делал художественные номера. На его курсе обучались такие разные по жанрам артисты, как В. Гаркалин, К. Новикова, И. Бобрин, Л. Рюмина.
Актер помнит те времена, когда еще существовало Бюро пропаганды советского киноискусства. В стране уверенно функционировала система кинопроката, которому завидовал весь мир, артисты ездили на встречи со зрителями. В.А. Шалевич объездил весь Советский Союз, у него остались друзья во многих республиках. Он помнит, как познакомился с БАМом, переписывался с людьми, которые там работали, много ездил по стране с творческими встречами. Благодаря Бюро пропаганды советского киноискусства актеры исполняли огромную и прекрасную миссию, познавали людей.
В.А. Шалевич – народный артист РСФСР (1979), лауреат Государственной премии РФ (1993, за спектакль «Без вины виноватые»), лауреат премии Правительства Москвы (1996, за спектакль «Али Баба и сорок разбойников»). Художественный руководитель Театра имени Рубена Симонова. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Актер награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Почета (2001), Дружбы народов (1994), Петра Великого II степени (2004), золотой медалью имени М.В. Ломоносова.
Живет и работает в Москве.