СИМОНОВА Евгения Павловна
СИМОНОВА Евгения Павловна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола
Родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде. Отец – Симонов Павел Васильевич (1926–2002), нейрофизиолог, академик РАН. Мать – Симонова Ольга Сергеевна (1924–1991), преподаватель английского языка. Супруг – Эшпай Андрей Андреевич (1956 г. рожд.), режиссер, сценарист. Дочери: Кайдановская Зоя (1976 г. рожд.), актриса театра имени Маяковского; Эшпай Мария (1986 г. рожд.), пианистка, студентка консерватории. Внук – Алексей, снялся в фильмах «Дети Арбата», «Многоточие», «Событие».
Евгения выросла в замечательной семье, которой всем обязана в жизни. Ее дед по материнской линии, Сергей Михайлович Вяземский, был родом из Рязанской области, происходил из семьи священников. Впоследствии стал историком Санкт-Петербурга, Петрограда, а затем Ленинграда. В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга хранится громаднейший исторический архив С.М. Вяземского, посвященный науке и искусству. При жизни Сергея Михайловича и в настоящее время многие режиссеры, художники и актеры обращаются к этому выдающемуся архиву. Сергей Михайлович был очень ярким, интересным человеком, обладавшим фантастической памятью.
Дед по отцовской линии, Станислав Венедиктович Станкевич, имевший польские и литовские корни, был убежденным коммунистом, в Гражданскую войну в возрасте 19 лет командовал полком, в 1937 году был арестован по сфабрикованному делу маршала М.Н.Тухачевского и расстрелян. Его жену, Марию Карловну (Гейслер) выслали на Север, в Каргополь.
Будущего отца Евгении, Павла Васильевича, усыновил скульптор Василий Львович Симонов, профессор Академии художеств, который жил в одном доме с их семьей, на 2-й линии Васильевского острова. Василий Львович был очень расположен к мальчику, стал ему настоящим отцом, а фамилия Симоновых была приобретена именно благодаря ему. В ссылке Мария Карловна должна была кормить детей, и ей приходилось много работать. Семья была особенной, и в большой квартире на Васильевском острове жили обе бабушки Евгении, тетушки, а также другие родственники. Ощущение большой семьи было потрясающим.
После окончания Военно-медицинской академии отца Евгении, Павла Васильевича, направили в Москву, в Главный военный клинический госпиталь имени академика
Н.Н. Бурденко. Он был выдающимся ученым, в течение 20 лет работал директором института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, получал награды международных академий. В Павле Васильевиче была заложена артистическая природа, он потрясающе читал лекции, превращая их в настоящий моноспектакль.
Мать, Ольга Сергеевна, преподавала в Высшей школе КГБ, хотя не состояла в партии. Она обожала английский язык, была фанатично предана делу, всегда обучала студентов 1-го курса, ставила красивое произношение и передавала им свою увлеченность. У Ольги Сергеевны была фантастическая способность прививать любовь к языку. Она была очень артистичной, в детстве занималась балетом, очень любила театр.
Евгения Симонова родилась и воспитывалась в атмосфере любви. Семья была не только дружная, но и интеллигентная, в ней существовало твердое кредо: «Детей нужно учить как можно больше». Наряду с общим образованием Евгения и Юрий были натурами увлекающимися, занимались иностранными языками, музыкой, проводили вместе много времени. Евгения окончила семилетку по классу фортепияно при Гнесинском училище у замечательного педагога Тамары Ефимовны Фрэнкиной. Женя любила и музыку, и свою строгую учительницу. И хотя она не стала серьезно продолжать занятия, навыки, приобретенные в музыкальной школе, пригодились ей впоследствии. Симонова убеждена, что профессиональные занятия музыкой воспитывают волю, умение собраться, сосредоточиться, услышать себя.
В семье все были заняты своим делом, и детям давали максимальную возможность для выбора, чтобы они смогли почувствовать свое настоящее призвание. Вместе с братом Евгения занималась профессиональным балетом, так как сначала думала, что хочет стать балериной. Они хорошо танцевали, хотя данных для профессионального балета у них не было. Жене Симоновой даже рекомендовали попробовать свои силы в ансамбле танца И. Моисеева. Она занималась танцами по программе хореографического училища с Серафимой Сергеевной Холфиной – бывшей балериной Большого театра, изумительным человеком. И эти занятия пригодились в актерской профессии.
После окончания школы Евгения Симонова поступила в Московское театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова и была зачислена в мастерскую замечательного актера и режиссера Ю. Катина-Ярцева, что явилось для нее великим счастьем. Как раз перед этим замечательный педагог Катин-Ярцев выпустил блистательный курс, на котором учились Наталия Гундарева, Юрий Богатырёв, Константин Райкин. Но и курс, на котором училась Евгения Симонова, оказался очень талантливым, у многих сложилась хорошая актерская судьба. Слова Немировича-Данченко о том, что актера делают талант, труд и случай, оказались верны. Евгения училась с Леонидом Ярмольником, Юрием Васильевым и другими ставшими затем известными актерами.
В кино Евгения начала сниматься, будучи студенткой 1-го курса. Это был фильм «В бой идут одни старики» Л. Быкова, который стал ее крестным отцом в кино. Когда во время премьеры картины Е. Симонова вышла на сцену в Доме кино, ей было всего 18 лет. Кинематограф быстро принес Евгении популярность. Во время учебы она снялась в семи фильмах. Картина «Афоня» (режиссер Г. Данелия) принесла ей всесоюзное признание. Партнерами юной актрисы стали Евгений Леонов и Леонид Куравлёв, и она была счастлива работать с этими выдающимися актерами. Тогда Евгения поразила всех своей душевностью, лучезарностью, удивительным соединением мягкости, женственности и твердого характера. Во время учебы она снялась в картинах: «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Вылет задерживается». На курсе ставилось 11 дипломных спектаклей. Женя очень любила «Альпийскую балладу», где играла с
Л. Ярмольником и С. Жданько.
После окончания училища в 1976 году Евгению Симонову приняли в труппу Театра имени Маяковского, куда она пришла совсем юной и неопытной, но уже очень известной. В коллектив, буквально искрящийся актерскими именами, выпускницу Щукинского училища пригласил Андрей Александрович Гончаров. «Я очень хотела туда попасть, потому что вместе с уже признанными актерами в театре интересно работала молодежь, – рассказывает Симонова. – Игоря Костолевского я знала по кино, Наталья Гундарева уже сыграла своего звездного “Банкрота”, Александр Фатюшин стал играть и в театре, и в кино. Валентина Шендрикова и Ирина Печерникова были уже известными актрисами. И я получила фантастическое предложение в этот театр!» По одной из версий, А.А. Гончаров видел Евгению в фильме «Афоня».
Природа актрисы отличается открытостью, незащищенностью, теплотой, чистотой, щемящей нежностью. Как только Е. Симонова переступила порог театра, ей сразу же предложили центральную роль в спектакле «Чайка» (режиссер А. Вилькин). Партнерами Евгении стали Т.В. Доронина, И.Л. Охлопин, Б.М. Тенин, Т. М.Карпова, и хотя роль Нины Заречной оказалась сложной, а критики неоднозначно отзывались об этой работе, актриса считает ее важным событием в своей жизни. Работа над образом Нины стала для Симоновой отчаянной борьбой с собой и со своими возможностями.
Спектакль «Она в отсутствии любви и смерти» (режиссер В.М. Портнов) принес
Е. Симоновой успех и стал значительной вехой в биографии. Ее партнерами вновь были прекрасные артисты – Т.В. Доронина, С.В. Немоляева,
А. Парра. Героиня пьесы А. Салынского «Молва» (режиссер А. Гончаров) Аля Батюнина в исполнении актрисы несла окружающим радость, дарила оптимизм, надежду и стала символом чистоты и юности. А затем в жизни Е. Симоновой начался период работы с Т.В. Ахрамковой. Евгения сыграла в четырех спектаклях Татьяны Витольдовны, каждый из которых стал вехой в творческой жизни актрисы. В спектакле «Круг» по С. Моэму, Евгения Симонова сыграла леди Элизабет. Молодые актеры очень любили и спектакль «Валенсианские безумцы» (роль Эрифилы) по произведению Лопе де Вега, с божественной музыкой Алексея Шалыгина. Евгении Симоновой дорог спектакль «Шутка мецената» по пьесе Аркадия Аверченко, который играли в прекрасном составе. У Евгении была небольшая роль Яблоньки, которую она очень любила.
В «Любовном напитке» по пьесе П. Шеффера Евгения Симонова, исполняющая роль Лоты Шеен, играла с Натальей Гундаревой. Евгения Симонова с завидной энергией погрузилась в эмоционально-философскую атмосферу спектакля, убеждая зрителей в том, что ей как актрисе подвластно сыграть и «сухаря в юбке», и залихватскую раскрепощенность. По словам
Т.В. Ахрамковой, спектакль «Любовный напиток» – это эксперимент, так как в нем были заняты только женщины, а любимицы публики поменялись амплуа. И этот эксперимент удался: Н. Гундарева и Е. Симонова были удостоены театральной премии «Чайка» за лучший дуэт.
Несмотря на то что Евгения Симонова много лет работает в Театре имени Маяковского и стала его признанной примой, она играет и в спектаклях других театров.
В течение семи лет ее творческая судьба была связана с Московским драматическим театром «Сфера», который актрисе очень дорог. Создатель и художественный руководитель театра Е. Еланская воплотила идею театра в форме сфер», отказавшись от разделения на сцену и зал. Вместо них – сфера, объединяющая в себе актеров и зрителей в единую «сферу общения». Евгения Симонова сыграла на сцене театра четыре спектакля, которые были очень важными в ее жизни: «Там, вдали» (по В. Шукшину) с
Е. Киндиновым, в красивом поэтическом спектакле «На чём держится мир» читала стихи
И. Северянина, «Письма к незнакомке» А. Моруа и А. Моравиа с участием Е. Васильевой,
Е. Весника, Е. Киндинова, Л. Круглого и осуществила свою давнюю мечту в постановке «Эвридика» по Ж. Аную.
Е. Симонова работала и с режиссером Валерием Саркисовым. На сцене филиала Театра имени Маяковского она сыграла двух разных женщин – Настю и Лизу в его спектакле «Записки мечтателя», поставленном по произведениям Ф.М. Достоевского, а впоследствии – в постановках режиссера «Мать Иисуса», «Анфиса», «Братья Карамазовы». В. Саркисов дал Евгении Симоновой возможность почувствовать себя характерной актрисой.
В Театре Российской армии в 1992 году Е. Симонова сыграла в спектакле французского режиссера Бенедикта Ардиле. В театре имени Станиславского у Михаила Фейгина в спектакле «Иванов» играла роль Сарры, в «Табакерке» воплотила образ Лауры в постановке «Отец» по А. Стринбергу (режиссер А. Григорян). А потом А.А. Эшпай специально для Евгении поставил моноспектакль – инсценировку романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», который в камерном варианте на сцене Театра имени Маяковского шел под названием «Исповедь Анны». Эта работа стала важной вехой в жизни актрисы. Моноспектакль «Анна Каренина» очень убедительно и интересно раскрывает неожиданную сторону артистической индивидуальности Симоновой: это мятущаяся трагедия одиночества, идущая из самых глубин души. Евгения Симонова продемонстрировала недюжинный профессионализм. Ее героиню трудно до конца ассоциировать с Карениной, но нельзя не задуматься о душевном страдании, уязвимости собственного мира.
Евгения Симонова успешно играет в спектаклях «Женитьба» (режиссер С.Н. Арцибашев), «Три высокие женщины» по Э. Олби в постановке С.А. Голомазова. В антрепризе «Сильвия» она выходила на сцену с Ч. Хаматовой, Г. Тараторкиным, О. Прокофьевой. В спектакле В. Мерзоева «Любовник» по пьесе Гарольда Пинтера играет с С.Маковецким.
В театре имени Маяковского Евгения Симонова давно заняла прочное репертуарное место по праву истинно талантливой актрисы. В 1984 году за спектакли «Жизнь Клима Самгина» и «Молва» она удостоена Государственной премии СССР. За роль Юлии Тугиной ей присудили премию имени Станиславского.
Среди других театральных работ Е.П. Симоновой – роли в спектаклях: «КПД одержимости» Я. Волчек (Таня), «Жизнь Клима Самгина» М.Горького (Лидия), «Смотрите, кто пришел?» В. Арро (Алина), «Молва» А. Салынского (Аля Батюнина), «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта (Мария Стюарт), «Высокий» М. Розовского («Маяковский начинается», Женщина), «Место для курения» В. Славкина (Катя), «Кукольный дом» Г. Ибсена (Нора), «Женитьба» Н. Гоголя (Агафья Тихоновна), «Старомодная комедия» А. Арбузова (Она), «Шестеро любимых» А. Арбузова (Алехина Настасья Петровна), «Шаткое равновесие» Э. Олби (Агнесс).
Евгения Симонова играет много, уверенно набирая профессиональную свободу и навыки, безбоязненно и неутомимо борясь с тем, что она сама называет «клеймо амплуа». «Я с удовольствием бросаюсь в крайности. Я считаю, что, если ты по существу занят поиском, даже неудача – это все равно удача. Конечно, существует это клеймо – амплуа. Но совершать попытки из него вырваться – надо! И чем они отчаянней, тем лучше», - говорит актриса.
Е.П. Симонова сыграла более чем в 35 фильмах, среди них: «В бой идут одни старики» (Маша), «Школьный вальс» (Дина), «Восьмой день недели» (Ляля), «Когда играли Баха» (короткометражный фильм А. Эшпая), «Рафферти» (Джил Хаит), телевизионный спектакль «Лика» (Лика), «Подросток» (Альфонсина), «Под крышами Монмартра», «Обыкновенное чудо» (Принцесса), «26 дней из жизни Достоевского» (Анна Сниткина), «День свадьбы придётся уточнить» (Аня), «Рассказ неизвестного человека» (Зинаида Фёдоровна), «Доходное место», «Как важно быть серьёзным» (Сесиль), «След на земле», «Маскарад», (Нина), «Транзит», «Контрольная по специальности» (Аля), «Сеанс одновременной игры» (Оля), «Карантин», «Долгая дорога к себе» (Анна), радиоспектакль «Герой нашего времени» (Мэри), «День рождения принцессы» (Фурия), «Дети солнца» (Лиза Протасова), «Француз», «Цветущий холм среди пустого поля» (Анна), «Дети Арбата» и других.
Сейчас кажется странным, что, приступая к фильму «Обыкновенное чудо» (1978), Марк Захаров долго раздумывал, утверждать ли Евгению Симонову на роль Принцессы. К счастью, работать с ней он все-таки начал, и актриса не только отлично справилась с ролью, не только не потерялась в великолепном актерском созвездии (Е. Леонов, А. Миронов, И. Купченко, А. Абдулов), но и внесла в фильм неповторимую интонацию. М.А. Захаров, как это свойственно этому талантливому режиссеру, сумел разглядеть то главное, что несла в себе юная актриса, – она прежде всего и была Принцессой.
Конечно, без личной энергии, обаяния даже при самом благоприятном стечении обстоятельств актриса не смогла бы сыграть так много ни в кино, ни в театре. В 2001 году Евгения Симонова снялась в картине А. Эшпая «Цветущий холм среди пустого поля» (Анна), которая номинировалась на премию «Ника». После выхода картины А. Эшпая «Многоточие» (2007) актриса призналась, что, возможно, сыграла свою лучшую роль. Кира Георгиевна – это бенефис Евгении Симоновой как зрелой актрисы. Режиссер Андрей Эшпай и сценарист Эльга Лындина дали ей возможность играть очень широкую гамму чувств, и она замечательно справилась с предложенной задачей. Не успели отгреметь премьерные фанфары, как заговорили о новом фильме Эшпая – «Событие», снятом по малоизвестной, «странной и непростой», по словам режиссера, пьесе В. Набокова, в котором Евгения Симонова сыграла неожиданную для себя роль графоманки, упоенной творчеством.
Евгения Павловна признаётся: «Единственное, чего мне не хватает, – времени. Хочу остановиться… Чтобы понять, куда двигаться дальше». Актриса всегда могла выбирать себе работу по принципу «интересно – неинтересно». Ее индивидуальность привлекает серьезных, талантливых режиссеров. Е. Симонова работала с
М. Захаровым, Г. Данелией, А. Гончаровым, А. Зархи, В. Жалакявичюсом, в неизменно звездном актерском окружении Е. Леонова, О. Борисова, И. Смоктуновского, А. Демидовой, Н. Гундаревой.
Е.П. Симонова – народная артистка России (1995), заслуженная артистка РСФСР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1980), лауреат Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (2004), лауреат премии «Театральное искусство» за спектакль «Три высокие женщины», удостоена высшей театральной премии города Москвы «Хрустальная Турандот» (за исполнение лучшей женской роли сезона в спектакле «Три высокие женщины», 2005), лауреат премии «Золотой орёл» (за роль в фильме «Дети Арбата», 2006), лауреат премии «Ника» (за роль в фильме «Многоточие», 2007). Награждена орденом Почёта (2005).
Евгения Павловна очень любит слушать джаз, классику, регулярно посещает консерваторию, конкурс имени П.И. Чайковского. В свободное время читает, ходит в театр и кино и ценит те редкие минуты, когда вся семья собирается вместе.