СОЛОМИН Юрий Мефодьевич (1935-2024)
Герой Труда Российской Федераии, народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра, общественный и государственный деятель, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственной премии РФ, лауреат Государственной премии РСФСР Народный артист Кыргызстана, профессор, почетный гражданин города Арсеньева
Шестое десятилетие трепетно и тревожно служит искусству талантливейший актер, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин. Он известен и любим зрителям не только прекрасными ролями в театре и кино, но и скромностью истинного русского интеллигента «чеховской породы». Руководимый им многие годы Малый театр сохранил традиции театра, театр в котором еще существует понятие нравственности и упоение профессией.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Юрий Мефодьевич Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите. Отец — Соломин Мефодий Викторович (1905–1960). Мать — Рябцева Зинаида Ананьевна (1910–1992). Брат — Соломин Виталий Мефодьевич (1941–2002), народный артист России. Супруга — Соломина Ольга Николаевна. Дочь — Соломина Дарья Юрьевна. Внучка — Александра.
Родители Юрия Мефодьевича Соломина имели сибирские корни. Мефодий Викторович родом из Забайкалья, Зинаида Ананьевна — из Томска. Оба — прекрасные музыканты, отец свободно играл на всех струнных инструментах, у матери был хороший голос — меццо-сопрано. Чита в те годы была городом высоких культурных традиций. С ним связаны имена Олега Лундстрема, Николая Задорнова, Константина Седых. Семья Соломиных-старших была хорошо известна в городе. Родители профессионально служили музе, работая преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы. В конце 1920-х годов они отправились в Ленинград, поступили в консерваторию, где успешно учились. Однако случилось непредвиденное: в результате болезни Зинаида Ананьевна получила осложнение и оглохла на одно ухо. Из консерватории пришлось уйти, отец также оставил учебу, и они вместе вернулись в Читу.
Мефодий Викторович посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите, Бурятии. Среди народных талантов, честь открытия которых принадлежит ему, превосходный бас Линховоин — исполнитель партии Кончака в опере А. Бородина «Князь Игорь», в будущем — директор оперного театра Бурятии. Еще один его ученик нашел себя как высококлассный профессиональный музыкант — Виктор Кулешов, впоследствии солист Одесского оперного театра, Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, далее — руководитель народного хора «Казаки Дона», заслуженный артист России.
Главным достоянием Соломиных-старших стали их сыновья, знаменитые российские актеры, народные артисты Юрий и Виталий. Творческое наследие отца и матери проявилось у Юрия уже в школьные годы. С детских лет он участвовал в спектаклях городского Дома пионеров. Развитию его способностей помогала и обстановка в школе. Двое учителей сыграли особую роль в его выборе профессии. Во-первых, учитель физики Роман Васильевич Мочалов — талантливый человек, прекрасно певший и игравший на аккордеоне. Во-вторых, первая учительница Ю. Соломина Наталья Павловна Большакова, которая опекала, пестовала своих учеников, деликатно выделяя способности Юрия. Прожив долгую жизнь, без малого век, она до конца своих дней следила за успехами своего знаменитого ученика. И Юрий Мефодьевич, приезжая в Читу, не упускал возможности повидаться с Натальей Павловной. Благодарность к школьным учителям он с годами не утратил.
Выбор профессии для человека труден всегда. Для юноши, живущего за тысячи километров от главных культурных центров, он нелегок вдвойне. Судьба распорядилась так, что понятие «Малый театр» вошло в жизнь юного Юрия Соломина «с младых ногтей» и на всю жизнь.
Еще в Чите Юрий увидел фильм «Малый театр и его мастера», сделанный к 125-летию театра. Тогда же он узнал о Щепкинском училище и после окончания школы сразу отослал документы по адресу: Москва, Неглинная, 6.
Везет тому, кто везет. Это правило, которое впоследствии многие годы ощущал на себе Ю.М. Соломин, определило подарок судьбы — учебу в Щепкинском училище в классе Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы, куда он был принят в 1953 году.
Блестящий знаток традиций Малого театра, а значит, устоев, правил, методов, сложившихся в театре еще в те времена, когда он был частью Императорских театров, В.Н. Пашенная стала для студента, а затем молодого актера Юрия Соломина крестной матерью. Ее опыт, школа Малого, идущая от А.П. Ленского, П.М. Садовского, А.Н. Островского, нашла в Ю.М. Соломине благодатную почву, когда актер, верный замыслу драматурга, восприняв идеи режиссера, открывает в себе черты своего героя, лепит его образ, опираясь на единый творческий ансамбль актеров, втягивая зрителя в мир спектакля.
В 1957 году, прямо со студенческой скамьи, Юрий Соломин был принят в труппу Малого театра. Начав с ролей эпизодических, молодой актер вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара. Прекрасные внешние данные, незаурядное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика обещали яркое будущее.
Одной из первых крупных удач артиста стала роль сапожника Пэпино в комедии Г. Мдивани «Украли консула!» (1964). Соломин создал очень обаятельный образ веселого, искреннего, бесхитростного итальянского юноши. В роли были и комизм, и психологическая достоверность.
Вскоре молодому актеру предложили роль Хлестакова в гоголевском «Ревизоре» (режиссер Игорь Ильинский, 1966), и она снова стала успехом. Здесь с еще большей силой раскрылось присущее артисту чувство юмора, проявилась его творческая фантазия. Соломин играл Хлестакова человеком, весело порхающим по жизни, не задумывающимся ни о завтрашнем, ни о вчерашнем дне. Вранье, получение взяток — все это для Хлестакова своего рода игра. В спектакле было много интересных находок, импровизации, и зрительский успех его был колоссальным.
Среди особенно значимых для Ю.М. Соломина ролей того времени — Кисельников в «Пучине» А.Н. Островского (1973). Это необычная пьеса — за один вечер артист должен был сыграть жизнь человека от самонадеянной молодости до преждевременной дряхлости. Кирюша Кисельников поступался своими нравственными принципами и постепенно, через едва заметные изменения, доходил до грани, за которой начинается сумасшествие. Все эти изменения необходимо было передать необычайно тонко и точно, и артист достойно справился с этой сложнейшей задачей. Великолепно сыгранные им роли в спектаклях «Пучина» и «Живой труп» дали старт ему как драматическому актеру. Он погружался в своих персонажей настолько глубоко и настолько точно, что критики ни разу не усомнились в его таланте.
Шли годы, и появлялись десятки новых ролей. Ярко проявлялся талант артиста в постановках по русской классике. Среди созданных им образов — добрый, ранимый Иван Петрович, которому пришлось столкнуться с людским горем и несправедливостью («Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, 1976), мятущийся, противоречивый Федя Протасов («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1984).
Особое место в творчестве артиста занимает роль царя Фёдора в знаменитом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» по трагедии А.К. Толстого. Первым исполнителем этой роли стал И.М. Смоктуновский. Но он вскоре ушел во МХАТ, и на эту роль ввели Ю.М. Соломина (1976). За короткий срок артист не только изучил сложнейший текст и пластический рисунок спектакля, но и сумел понять и донести до зрителей образ царя Фёдора во всей его полноте и многогранности. Соломин играл Фёдора не тем жалким, слабоумным венценосцем, каким его представляют многие, но человеком высочайшей нравственности, который прост душою, хочет лишь добра и мира, но ничего не может поделать со всеобщей враждой и жестокостью. Царя Фёдора Юрий Соломин играл более двадцати пяти лет.
В своем родном Малом театре Юрий Соломин сыграл более полусотни ролей русского и западного репертуара. Среди них особо любимыми и, возможно, лучшими своими театральными работами Юрий Мефодьевич считает Войницкого в пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» (1993) и роль Сирано в пьесе «Сирано де Бержерак» (1983).
С последней пьесой у Ю.М. Соломина связан любопытный эпизод с народным артистом СССР М.И. Царёвым в ту пору, когда великий мастер был художественным руководителем Малого театра.
М.И. Царёв знал Юрия Соломина еще со времен театрального училища, являлся его педагогом. Но прошло более 25 лет работы Соломина в театре, когда Царёв спросил: «О какой роли вы мечтаете?» Это были и вера, и надежда на актера, доказавшего свое право на выбор. Соломин ответил, что хотел бы сыграть Сирано. Через год его мечта сбылась. До этого Михаил Иванович на художественном совете предложил поставить пьесу «Сирано де Бержерак». На вопрос, кто будет ставить, ответил: «Рачик Капланян. А на вопрос: «А кто будет играть Сирано?», сказал: «Подумаю» — и вскоре назначил на роль Юрия Мефодьевича.
В памяти Ю.М. Соломина Михаил Иванович Царёв остался блистательным руководителем, великим актером, человеком, подарившим ему роль-мечту. С ним рядом Ю. Соломин может поставить двух гениев русской актерской школы — Игоря Владимировича Ильинского и Елену Николаевну Гоголеву, актеров уникального дарования, абсолютного авторитета, с которыми Соломину выпало большое счастье быть близко знакомым по театральным подмосткам и дружить в жизни.
В 1990 году Малый театр поставил пьесу С. Кузнецова «И аз воздам...», рассказывающую о последних днях жизни Николая II и его семьи. За эту тему, бывшую до того запретной, российский театр брался впервые — она открывала неизвестные для многих страницы истории. Николая сыграл Юрий Соломин. В его трактовке последний русский царь представал человеком сдержанным и деликатным, наделенным чувством собственного достоинства и способным к самопожертвованию. Артист без всяких внешних всплесков темперамента сумел достичь подлинного трагизма.
Творческой индивидуальности артиста близки и герои Чехова. Юрий Соломин сыграл Войницкого в двух чеховских пьесах — «Лешем» (1988) и «Дяде Ване» (1993). У этих двух героев с одинаковой фамилией много общего, но стержень роли был принципиально иным. Если Войницкий из «Лешего» полон отчаяния и ненависти, то Войницкий из «Дяди Вани» — человек более слабый, более добрый, и те потрясения, которые он переживает, неотвратимо ведут его к гибели. В чеховской «Чайке» (1996) Юрий Соломин играет Тригорина — в этой роли артист сочетает психологизм с яркой комедийностью. В спектакле «Горе от ума» по пьесе А.С. Грибоедова (постановка С.В. Женовача) Юрий Соломин исполнил роль Фамусова (2000). Этот образ стал одним из самых ярких и интересных в спектакле, что было единодушно отмечено критикой. Соломин придал своему персонажу многогранность и неоднозначность; его Фамусов для нас во многом непривычен, но вместе с тем, в исполнении Соломина сохраняется бережный подход к грибоедовскому замыслу и слову. За роль Фамусова Юрий Соломин был удостоен Государственной премии РФ.
В водевиле «Таинственный ящик» Петра Андреевича Каратыгина (2003) Соломин сыграл смешного и трогательного неудачливого актера Сен-Феликса. Этой ролью он доказал, что творческому диапазону артиста доступны практически все жанры.
В 2009 году Юрий Соломин исполнил роль великого французского драматурга Ж.Б. Мольера. Спектакль «Мольер (Кабала святош)» стал первой постановкой по М.А. Булгакову на старейшей драматической сцене России.
Юрий Соломин снялся более чем в шестидесяти фильмах и сериалах. Его герои разные, как и их судьбы. В кинематографе Юрий Соломин дебютировал в 1960 году, сыграв главную роль в фильме «Бессонная ночь». Путевку в мир кино дала его педагог В.Н. Пашенная, которая порекомендовала молодого актера режиссеру И.М. Анненскому. Пашенная также предложила С. Бондарчуку попробовать Соломина на роль князя Болконского в «Войне и мире», роль, которую впоследствии сыграл В. Тихонов. Потом было множество ролей в фильмах, сериалах в кино и на телевидении: разноплановых, драматических, лирических, острохарактерных, комедийных — и везде Ю.М. Соломин находил свои, присущие только ему краски, делая каждую роль явлением. В 1965 году на экраны вышли сразу три фильма с его участием: «Музыканты одного полка», «Погоня», «Сердце матери». Режиссеры стали чаще приглашать его сниматься. Ю. Соломин проснулся знаменитым в 1971 году, когда советские зрители увидели пятисерийный фильм «Адъютант его превосходительства». Создав образ капитана Кольцова в фильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», Юрий Мефодьевич приобрел всесоюзную известность (за эту работу Соломин был награжден Государственной премией РСФСР). Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросава «Дерсу Узала» (1975) сделала актера известным мировому кинематографу.
Среди его лучших киноработ следует отметить: Дмитрий Ульянов в «Сердце матери» (1965), майор Геттель в «Сильные духом» (1967), Телегин в телефильме «Хождение по мукам» (1977), майор Звягинцев в «Блокаде» (1975–1978), Трактирщик и Генрих Айзенштайн в телефильмах «Обыкновенное чудо» и «Летучая мышь» (оба — 1979), Владимир Александрович в картине «Свет в окне» (1980), Славин в «ТАСС уполномочен заявить…» (1984). Можно просто перечислить некоторые картины, где он сыграл главные роли: «Мелодии белой ночи» (1976), «Квартет Гварнери» (1978), «Скандальное происшествие в Брикмилле» (1980), «Крик тишины» (1981), «Лунная радуга» (1983), «Берег его жизни» (1984), «Певучая Россия» (1986), «Сувенир для прокурора» 1989), «Прощание в июне» (2003), «Претендент» (2003), «Чайка» (2005). Каждый персонаж уникален по-своему. Его герои стали любимы многими поколениями зрителей далеко за пределами СССР. Его знали в Германии, Японии, Чехословакии, Болгарии.
Любимые работы самого актера — фильмы «И был вечер, и было утро» и «Сильные духом».
Съемки в кино подарили Ю.М. Соломину встречи с выдающимися режиссерами и актерами. Огромной удачей для себя он считает работу и дружбу с Акирой Куросава, Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым, Марком Донским, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади. О работе с Акирой Куросава Юрий Мефодьевич вспоминает: «Я очень благодарен судьбе за эту встречу. Он был для меня сенсеем, настоящим учителем. Многое дал, многому научил в профессии, раскрывал тайны мастерства, что называется, «не стесняясь». Он уважал во мне артиста». С 1980 года Ю.М. Соломин начал работать как режиссер. С тех пор он поставил «Лес» в Болгарии, в Малом театре — «Чайку», «Лес», «Коварство и любовь», а также несколько спектаклей в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина. В кино и на ТВ поставил фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, трехсерийный фильм «Берег его жизни», «В начале было слово».
В качестве режиссера и актера работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. Был удостоен премии за студенческие работы в Братиславе (Словакия) и Кобе (Япония).
Среди постановок Ю.М. Соломина — легкий, остроумный водевиль «Таинственный ящик» (2003), чеховская драма «Три сестры» (2004), бессмертный «Ревизор» Н.В. Гоголя (2006), «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (2008), «Бесприданница» А.Н. Островского (2012), «Молодость короля Людовика ХIV» А. Дюма (2015). Соломин считает, что миссия режиссера сродни миссии педагога: он должен прежде всего помочь артисту понять роль и выразить в ней свою творческую индивидуальность. В своих постановках Юрий Соломин следует этому принципу. С 1961 года Ю.М. Соломин преподает в своей альма-матер, Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина, является профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи. В 1975 году была создана мастерская Юрия Мефодьевича Соломина. Тогда Юрий Мефодьевич набрал студентов и выпустил замечательных актеров Киргизской студии. В следующем наборе русского курса в 1979 году принимала участие в качестве педагога его супруга — Ольга Николаевна Соломина. Три выпуска замечательных и талантливых актеров вышло из стен училища под руководством Юрия Мефодьевича. Педагоги в мастерской менялись, но Ольга Николаевна всегда оставалась верным помощником и творческим единомышленником. С 1995 года Ольга Николаевна и Юрий Мефодьевич вдвоем руководили мастерской. Педагогами на их курсах чаще всего были их же ученики и ведущие актеры и режиссеры Малого театра. В таком составе мастерская выпустила 6 поколений студентов, теперь уже актеров ведущих театров Москвы.
В 1988 году Ю.М. Соломин коллективом Государственного академического Малого театра избирается (первым среди артистов театра за долгую историю) его художественным руководителем, а затем назначен на эту должность решением Правительства России. За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра и при этом создать практически заново репертуар, сохранив спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» в постановке Б.И. Равенских и «Вишнёвый сад» в постановке И.В. Ильинского, сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив которого в 2008 году торжественно отметил свое 200-летие. В составе уникальной труппы народная артистка СССР Э. Быстрицкая, 27 народных артистов России, в их числе В. Бабятинский, В. Бочкарёв, А. Евдокимова, В. Езепов, Ю. Каюров, В. Коняев, И. Муравьёва, Л. Юдина, Л. Полякова и другие — без малого 30 заслуженных артистов России, талантливая молодежь.
В 1990 году Юрий Мефодьевич Соломин назначается на пост министра культуры в составе первого Правительства Российской Федерации. За двухлетний период пребывания на этой должности ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества. Так, он смог подготовить и выпустить Постановление Совета министров Российской Федерации по реорганизации деятельности театров, которое отменило целый ряд устаревших постулатов, норм и правил, мешающих творчеству режиссеров, актеров, что на определенном этапе способствовало повышению творческой активности театров страны.
2012–2016 годы — время, когда в творческую деятельность Малого театра, второго по значимости в стране, вмешался процесс глобальной реконструкции исторического здания. Основными приоритетами проводимой реконструкции стали: укрепление здания, внедрение современных технологий без изменения исторического облика, обновление инженерных коммуникаций. Были применены такие технологии, при которых не нужно закрывать театр. Торжественное открытие состоится уже в 2016 году и будет приурочено к 260-летнему юбилею Малого театра.
Ю.М. Соломин — народный артист СССР, народный артист РСФСР, заслуженный артист РСФСР, народный артист Кыргызстана, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (за участие в создании художественного телефильма «Адъютант его превосходительства»), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (за роль Фамусова по пьесе А. Грибоедова в спектакле Государственного академического Малого театра России «Горе от ума»), лауреат Международной премии Станиславского в номинации «Лучшая мужская роль» (за роль Фамусова в спектакле «Горе от ума» А. Грибоедов, Малый театр), лауреат премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства, лауреат национальной премии «Человек года-2006», лауреат Государственной премии «Золотой овен», лауреат премии КГБ и МВД, лауреат премии КГБ СССР, лауреат 1-й премии ФСБ России, лауреат Международной премии «Оскар» (за участие в фильме японского режиссера А. Куросава «Дерсу Узала», роль Арсеньева), лауреат VШ Международного театрального форума «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль (роль Мольера в спектакле «Мольер»), лауреат премии Имперская культура, лауреат Романовской премии, лауреат премии Кузбасса, лауреат премии «Золотая маска», лауреат Российской национальной актерской премии им. А. Миронова «Фигаро».
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, Почёта, Дружбы народов, «За честь и достоинство», высшим орденом Японии — орденом «Восходящего солнца», орденом Академии искусств Японии, многими общественными орденами, в том числе высшей Российской общественной наградой — знаком ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество» I степени, орденами Святого князя Даниила Московского, «Меценат», Святого Петра, Петра Великого 1-й степени, «Звезда Отечества», «Звезда созидания», «Миротворца» 1-й степени, медалью «Слава Читы» за №1 и другими отличиями. В 1998 и 2006 год Русским биографическим институтом ему было присвоено звание «Человек года» за выдающиеся заслуги в области искусства. Ю.М. Соломин является академиком Международной академии творчества, Академии российской словесности, членом-корреспондентом Российской академии образования, избран почетным членом Российской академии художеств, почетным профессором МГУ имени М.В. Ломоносова. Он — почетный гражданин города Арсеньева. В честь Юрия Соломина назван астероид №10054 — «Юрий Соломин».
По роду своей деятельности Ю.М. Соломин встречался с огромным количеством самых влиятельных и именитых людей. Это — королева Великобритании Елизавета II, королева Нидерландов Беатрикс, президенты государств, главы правительств, выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели. Однако среди них выделяются несколько человек, которые в биографии Ю.М. Соломина сыграли особую роль. Они пришли к нему на помощь в трудное время, связанное с серьезной болезнью, которую удалось перебороть.
Особую благодарность Ю.М. Соломин испытывает к выдающимся медикам: академикам Е.И. Чазову, М.И. Перельману, Р.И. Акчурину, хирургу из Киева Юрию Гануле, докторам В.П. Мезаеву и С.В. Розановой, хирургам из Италии Рипоссини и Игорю Котельникову.
Особая гордость Ю.М. Соломина — его внучка Александра, профессиональный музыкант. Она участвует в концертах в Москве и Лондоне. Дома и на даче Ю.М. Соломина окружают его любимые животные — собаки и кошки.