БЕЗРУКОВ Сергей Витальевич
Народный артист РФ, художественный руководитель Московского Губернского драматического театра, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Правительства Москвы, обладатель приза «Золотой Орёл» Национальной академии кинематографических наук и искусств
Родился 18 октября 1973 года в Москве. Отец – Безруков Виталий Сергеевич (1942 г. рожд.), актер, режиссер, писатель. Мать – Безрукова Наталья Михайловна (1950 г. рожд.). Супруга – Матисон Анна Олеговна (1983 г. рожд.), кинорежиссер, сценарист, драматург. Дочь – Мария (2016 г. рожд.).
Дед Сергея Безрукова – Михаил Иванович Суров (1924–2005) после окончания школы в 1941 году попал на фронт. Войну закончил в Кенигсберге, провоевав все эти годы в моторазведке. Был ранен, награжден орденами и медалями. После войны окончил Высшую партийную школу в Горьком и сельхозинститут. Работал на руководящих должностях в партийных и хозяйственных учреждениях города Лысково. Бабушка – Екатерина Алексеевна Сурова родилась в 1924 году. После школы окончила педагогическое училище, всю жизнь работала в городе Лысково в начальной школе и детском саду педагогом-воспитателем.
Виталий Сергеевич Безруков, отец Сергея, родился на Волге, в селе Белавино Горьковской области. Среднюю школу окончил в Горьком и поступил в театральную студию Свердловского театра. С 1962 по 1966 год учился в Школе-студии МХАТа, которую окончил с отличием. Дебютировал в Театре имени Вл. Маяковского, работал во МХАТе, сыграл много интересных ролей в Театре имени А.С. Пушкина, в Театре Сатиры. Написал сценарии и поставил спектакли «Ведьма» (агентство «Арт-партнер XXI»), «Александр Пушкин» (Театр имени
М.Н. Ермоловой). Автор романа «Есенин», по которому написан сценарий телесериала «Есенин. История убийства». По мнению Сергея, отец – его первый учитель в актерской профессии. В детстве Сережа часто приходил к нему в театр, из-за кулис смотрел все спектакли, сцена всегда влекла его, и стать актером он мечтал с детства.
Наталья Михайловна, мать Сергея, тоже родилась на Волге, в городе Лысково. В 1967 году окончила школу, в 1972 году – Горьковский торговый техникум. В 1997 году вышла на пенсию и посвятила себя семье. Сергей Безруков хорошо помнит своего деда Михаила. Дед Сергей, в честь которого он назван, не дожил до рождения внука.
В 10 лет Сережа поступил в музыкальную школу. Юрий Усачёв, его преподаватель по классу гитары, говорил, что хотя Сергей совмещал занятия в музыкальной школе с общеобразовательными предметами и параллельно готовился к поступлению в театральный институт, он всегда оставался одним из лучших его учеников. Усачёв вспоминает: «Сереже не нужно было напоминать о дисциплине, об ответственности, все это в нем присутствовало изначально. Мне даже поругать его ни разу не пришлось». Сергей тонко чувствовал классическую гитару, а на выпускном экзамене сыграл лирическую песню в джазовой обработке «Твоей улыбки тень». Безруков уже тогда начал увлекаться Есениным, выучил романс «Клен ты мой опавший» и исполнял его, по признанию преподавателя, очень душевно.
Когда Сергею Безрукову исполнилось 13 лет, его отец Виталий Сергеевич обратил внимание на актерский талант сына, после чего поставил в школе № 402, где учился Сергей, пьесу «Мой бедный Марат», в которой Безруков-младший сыграл Леонидика, а потом и Ромео в «Ромео и Джульетте». Сергей уже тогда играл на сцене по-настоящему, с полной отдачей, любил импровизацию. Главное, чему научил его отец, передавая основы мхатовской школы, – это умению перевоплощаться, не играть, а проживать роль на сцене.
В 1990 году С. Безруков поступил в Школу-студию МXАТа на курс О.П. Табакова. Его однокурсник Виталий Егоров вспоминает: «У Олега Павловича практика – он требует от студентов самостоятельной работы. Когда я увидел, за что берется Сережка – за Пушкина, Шекспира, то поначалу даже удивился. Ожидал чего-то более юношеского. Но если он берется, то лоб себе расшибет, но сделает. И сделает хорошо… Это ведь только на посторонний взгляд у него все так легко и свободно получается. На самом деле за этим стоял и стоит огромный труд. Сережка всех вокруг заражает своей работоспособностью».
Начиная с 1-го курса с Сергеем всегда репетировал отец. За годы учебы в самостоятельных работах Сергей сыграл Гамлета, Хлестакова, князя Мышкина, Пушкина, Расплюева, Самозванца, Силана из «Горячего сердца» Островского, Глумова и других. Виталий Сергеевич был любимым учеником Дмитрия Николаевича Журавлёва, потрясающего чтеца и мастера слова. Занимаясь с Сергеем, он старался передать сыну все, чему научил его Д.Н. Журавлёв, и был невероятно горд, когда услышал слова педагога по художественному слову, Н.Д. Журавлёвой, дочери знаменитого чтеца: «Когда читает Сережа, я слышу интонации моего папы!» В 1991 году Сергей получил первую премию на Всероссийском конкурсе чтецов имени В.Н. Яхонтова в Санкт-Петербурге, в 1993 году – третью премию на том же конкурсе. Будучи студентом 3-го курса, Сергей Безруков начал сниматься в кино. В 1994 году он сыграл в фильме «Ноктюрн для барабана и мотоцикла» и за роль Чибиса получил приз кинофестиваля «Созвездие».
Лариса Дмитриева, педагог по танцу, профессор Школы-студии МХАТа, солистка Большого театра, заслуженная артистка России, всегда говорила, что очень любит своего ученика. Во время учебы она поражалась жажде Сергея учиться, его серьезной подготовке по вокалу, танцу, мастерству актера. Курс делился на две группы, и каждый студент посещал занятия по танцу в своей, а Сережа – в обеих. Очень музыкальный, пластичный, он добивался исключительной отточенности движений. Если что-то не получалось, оставался после занятий, отрабатывал все до полного успеха. На выпускном экзамене танцевал итальянскую тарантеллу со студенткой-француженкой, а ведь тарантелла – очень сложный танец, требующий особого ритма и темпа. Исполнение Сергея вызвало взрыв восторга в зале и восхищение Л. Дмитриевой.
Олег Павлович Табаков с гордостью говорил о своем ученике: «Редко у кого из молодых судьба начиналась столь празднично. Как сказал бы Виктор Розов, Сергей проглотил атом солнца». В 1994 году С. Безруков окончил Школу-студию МXАТ и поступил в труппу театра под руководством О.П. Табакова. Его первые работы сразу стали театральным событием. Весной 1995 года за роль Петра в «Последних» М. Горького в постановке А.Я. Шапиро он получил приз за лучший дебют на театральном фестивале «Московские дебюты. Следом, за роль Александра в спектакле «Псих» (осень 1995, режиссер А. Житинкин) Безруков получил премию телекомпании ТВ-6 «Чайка» в номинации «Прорыв» (1996). А. Житинкин говорит, что очень важно, когда в труппе есть такой актер, как Безруков, – безусловный в своем обаянии, излучающий солнечность и чистоту. Критик Вадим Михалев писал о его роли в спектакле «Псих»: «Сергей Безруков “зарядил” текст сумасшедшей энергетикой и сделал его заразительным даже там, где, по определению, он должен был бы быть скучным».
Огромным событием в жизни актера стала роль Сергея Есенина в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Н. Голиковой в Театре имени М.Н. Ермоловой (режиссер Ф. Веригина, 1995–2002). За эту роль в 1997 году С. Безруков получил Государственную премию РФ. Вчерашний студент покорил театральную Москву, получив сразу все, о чем только может мечтать актер: любовь публики, признание критики, которая наперебой писала о его Есенине: «Поразительно, неправдоподобно похож… Осанку, постав головы, лихо заломленный цилиндр на копне соломенных волос, легкую хрипотцу можно было изучить по этим снимкам-пленкам. Но внутреннюю свободу, широту жеста и голоса не скопируешь, это уже свое… Чувствуется, что у Безрукова с Есениным свои особые “отношения”, помимо пьесы и спектакля. Он что-то знает о нарочитой простоте сложного, о показной грубости, под которой скрывается нежность, об игре в тщеславие вечно сомневающегося в себе человека». (Е. Ямпольская, «Известия»).
Вадим Михалев, профессор ВГИКа, писал: «Думаю, что по России много можно найти исполнителей роли поэта, но найти такого второго, как Безруков, способного прожить за Есенина еще раз его любовь к Дункан, наверное, невозможно. Убедить, что ты читаешь, как Есенин, способен только Безруков. Можно в спектакле по этой или другой пьесе имитировать есенинскую смерть, но умирать на каждом спектакле, как Безруков, невозможно. Трудно представить себе еще одного актера, который при обладании в 22 года прекрасной выучкой и техникой, вкусом и чувством меры мог бы так внутренне совпадать с Сергеем Есениным» («Век»).
«Мало кому удается воплотить в театре образ гения. Не побоюсь сказать, что на российской сцене впервые за много лет появился живой Есенин. Это биение горячего сердца, оголенный нерв. Это неровное дыхание поэтических строк. Сама Душа, разорванная страстями и противоречиями, мятущаяся между Богом и дьяволом. Рассказанная мальчиком, которому едва за двадцать…» (Н. Малышева, «Театральная жизнь»). Через десять лет Безруков еще раз воплотил образ великого поэта, сыграв в телефильме «Есенин» (2005).
В 1998 году в театре под руководством О.П. Табакова Безруков блестяще сыграл Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Театральные критики напишут об этой роли как о большой удаче Сергея: «Безруков работает хорошо, с толком, свежо и остро. Особенно обнадеживающий разгон он берет сначала: в первой сцене Глумов действительно “умен, зол и завистлив”… Продержаться в таком качестве ему удается недолго – явившись страшным человеком, Глумов дальше живет на сцене обаятельным притворяшкой, разве что с воспаленными от ночной писанины глазами. Но все же первый опыт Безрукова предстать пред публикой в отвратительной личине – это гигантский прогресс для молодого актера…» (Е. Ямпольская, «Новые известия»).
В театре под руководством О.П. Табакова актер сыграл в спектаклях: «Страсти по Бумбарашу» Ю. Кима, режиссер В. Машков (Студент, 1993), «Ревизор» Н. Гоголя, режиссер С. Газаров (Квартальный, 1994), «Билокси-Блюз» Н. Саймона, режиссер О. Табаков (Юджин Джером, 1993), «Затоваренная бочкотара» В. Аксенова, режиссер Е. Каменькович (Телескопов, 1994), «Матросская тишина» А. Галича, режиссер О. Табаков (Давид Шварц, 1994), «Звездный час по местному времени» Г. Николаева, режиссер В. Машков (Саратов, 1996), «Анекдоты» по Ф. Достоевскому и А. Вампилову, режиссер В. Фокин (Калиневич и Ступак, 1995), «Последние» М. Горького, режиссер А. Шапиро (Петр, 1995–2003), «Прощайте… и рукоплещите!» А. Богдановича, режиссер О. Табаков (Арлекин, 1997), «Старый квартал» Т. Уильямса (ранняя редакция), режиссер А. Житинкин (Писатель, 1997–2003), «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссер О.Табаков, 1998), «Признания авантюриста Феликса Круля» Т. Манна, режиссер А. Житинкин (Феликс Круль, 1998), «На дне» М. Горького, режиссер А. Шапиро (Алешка, 2000), «Похождение», составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», реж. М. Карбаускис (Чичиков, 2006).
Премьера спектакля «Похождение» режиссера М. Карбаускиса, поставленного по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», состоялась после шестилетнего перерыва. И снова удача. Хвалят сам спектакль и Безрукова в нем: «Конечно, идеальный случай – когда зритель идет посмотреть на звезду, а попадает на хороший спектакль. С “Похождением” было именно так. Безруков в роли Чичикова – это для публики потрясающее открытие! Звезда по имени Сергей Безруков сияла на сцене не отраженным светом популярных кино- и телеролей, а истинным актерским талантом, который был раскрыт режиссером Миндаугасом Карбаускисом так ярко, неожиданно, мощно и одновременно воздушно-легко» (М. Халтурина, «Час», Рига).
«То, как движется, думает и говорит Безруков, достойно восхищения. Его актерская работа не просто кардинально отличается от всех предыдущих, это выход на новый, неожиданно высокий актерский уровень. Конечно, все гениальное – просто. Данный тезис можно смело отнести и к сценическому решению спектакля - аскетичному, чуть игрушечному и невероятно точному» (Марина Лисовец «Невское время»).
Ольга Галахова писала: «Безруков играет, смею сказать, виртуозно, смешно, остроумно. За этой ролью видна огромная работа, хотя внешне актер добивается эффекта шалопайской легкости. Он протанцовывает свою роль. Перед нами этакая “муха с подрезанными крыльями”. А Марина Дмитревская невероятно точно подметила, что Безруков везет спектакль «как Селифан бричку любезного Павла Ивановича. Иногда выдыхается и увязает, тем более, что седоки нелегкие».
В 1998 году Сергей впервые вышел на сцену МХТ имени А.П. Чехова в спектакле «Амадей» П. Шеффера (режиссер М. Розовский), где он сыграл роль великого Моцарта, близкую актеру по эмоциональному настрою. На этой сцене Сергей Безруков сыграл и в постановке «Священный огонь» С. Моэма, режиссер С. Врагова (Морис Тэбрет, 2002–2003). Антрепризные проекты «Искушение» А. Николаи (роль Бруно, режиссер В. Ахадов, 2000) и «Ведьма» (роль дьячка Емельяна, режиссер В. Безруков, 2001) театрального агентства «Арт-партнер ХХI» принесли ему признание многочисленных поклонников. В 2002 году в Театре имени М.Н. Ермоловой вышел спектакль «Александр Пушкин» по пьесе В. Безрукова в его же постановке, где Сергей сыграл великого русского поэта. За роль в спектакле «Койка» А. Яхонтова (театр «Монолог ХХI век», режиссер А. Соколов, 2000–2002), актер получил премию IV национального фестиваля искусств «Южные ночи» в номинации «Лучшая мужская роль в антрепризе» (2000). Валерий Кичин в журнале «Театральная жизнь» писал, что Безрукову дано завоевывать и подчинять зал простой улыбкой, привлекать к себе внимание не поддающимся рациональному объяснению излучением глаз, той легкой и обаятельной повадкой, какая всех объединяла в любви к Андрею Миронову или юному Олегу Табакову. В судьбе каждого человека бывает момент, который способен изменить жизнь или открыть новые возможности. Для Сергея Безрукова таким моментом стала роль Александра Белова в сериале «Бригада» (2002). Безрукова не сразу утвердили на роль – мешал сложившийся стереотип театрального актера, играющего роли «солнечных мальчиков». Но роль Белого стала для актера этапной. После выхода сериала в СМИ разгорелись настоящие дискуссии – страна влюбилась в главных героев. Безруков не играл бандита, «Саша Белый» для него – прежде всего человек, попавший в круговорот страшных событий. После выхода картины, по признанию актера, у него возникла внутренняя потребность сыграть нечто совершенно противоположное. Так появился участковый милиционер Павел Кравцов из сериала «Участок» (2003). За роль в этой картине Сергей Безруков удостоен приза Национальной академии кинематографических искусств и наук «Золотой Орел» в номинации «Лучшая мужская роль в телефильме» (2005). В 2005 году вышел фильм «Город без солнца», ставший дебютом молодого режиссера Сергея Потемкина. Роль Алекса, талантливого фотохудожника – наркомана, больного СПИДом, Безруков сыграл блестяще. Чем ближе смерть, тем больше проступает в его Алексе человеческое, сползает «дьявольская» маска – и зрители видят парня, которому безумно хочется жить. Сначала Сергею предложили сыграть положительного персонажа – Егора, но он сделал другой выбор: «Подобных героев я уже играл, а я стремлюсь быть разным, появляться всякий раз в новом для себя образе». Безруков выбрал роль Алекса и сыграл настолько ярко, что акценты в картине невольно сместились. «Город без солнца» критики сравнивали с фильмами режиссеров французской «Новой волны», а самого Алекса с «местным» «Энди Уорхолом». Этот фильм стал явлением в мире фестивального кино.
В 2005 году режиссер Владимир Бортко сумел раскрыть новую грань таланта актера, предложив Сергею роль Иешуа в телефильме «Мастер и Маргарита». Известный булгаковед М. Чудакова назвала эту роль удачей: «Безруков сыграл Иешуа очень хорошо. Диалог двух мироощущений передан, на мой взгляд, в главном диалоге Пилата и Иешуа – мы видим это столкновение, почти искры летят – то самое столкновение, что запечатлел Ге в картине “Что есть истина?”… Алла Боссарт («Новые известия») писала об этой работе, что Безруков единственный в мире актер из игравших Христа, кто понял его глубокую человеческую первооснову: «Сергей Безруков поразил… излучением абсолютного добра… подлинной человечностью». Людмила Донец в «Литературной газете» отметила: «Сергей Безруков в этой роли чрезвычайно убедителен. У него растерянная улыбка, он тих, но крепок как знающий истину, знающий, что мы увидим чистую реку жизни».
В кинематографическом досье актера Сергея Безрукова представлены фильмы: «Ноктюрн для барабана и мотоцикла» (1994), «Умирает душа», ТВ-спектакль, Петр, 1995), «Крестоносец» (каскадер Сергей, 1995), «На бойком месте» (Непутевый, 1998), «Китайский сервизъ» (купец Сидихин, 1998), «Развязка петербургских тайн (ТВ-сериал, корнет Михаил Стевлов, 1998), «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2» (сержант Сухорук, 1998), «Вместо меня» (Дмитрий Лавров, 1998), «Любовь.ru» (ТВ-сериал, Тимофей, 2000), «Бледнолицый лжец» (в цикле «Русский водевиль», Аполлон Иванов, 2000), «Грейпфрутовый сок» (ТВ-сериал «Черная комната», 2000), «Саломея» (тв-сериал, Михаил Лычков, 2001), «Бригада» (Белов, 2002), «Азазель» (ТВ-сериал, Брилинг, 2002), «Если невеста ведьма» (Макс Росс, 2002), «Ключ от спальни» (профессор орнитологии Марусин, 2003),«Участок» (Кравцов, 2003), «Жизнь одна» (Павел, 2003), «Город без солнца» (Алекс, 2005), «Московская сага» (тв-сериал, Василий Сталин, 2004), «Есенин» (Есенин, 2005), «Мастер и Маргарита» (Иешуа, 2005), «Поцелуй бабочки» (Орланов, 2006), «Карнавальная ночь-2» (Колечкин, 2006), «Пушкин. Последняя дуэль» (Пушкин, 2002–2006), «Ирония судьбы, или С легким паром-2» (2007), «Адмирал» (2008) и другие.
В 1995–2000 годах Сергей Безруков успешно сотрудничал с телепрограммой «Куклы» (НТВ), в которой озвучивал сразу 12 персонажей. Актер участвует в создании аудиопроектов, среди которых постановки сказок Леонида Филатова «Любовь к трем апельсинам» и «Сказ про Федота-стрельца», где Сергей озвучил всех персонажей, кроме Маруси-голубицы (ее озвучила Ирина Безрукова), радиопостановка «Азазель» (Фандорин), cборник стихов С. Есенина «Серебряный ветер». В 2004 году выпущен диск «Страсти по Емельяну», с песнопениями на стихи иеромонаха Романа из спектакля «Ведьма» в исполнении С. Безрукова. Не забывал Сергей Безруков и о театре. В 2008 году продюсерским центром «Арт-Питер» были подготовлены два спектакля: «Сирано де Бержерак» и необычный спектакль-мистерия «Хулиган. Исповедь», где народный артист РФ Сергей Безруков выступил впервые и как театральный режиссер.
В 2010 году он основал антрепризный театр – «Театр Сергея Безрукова». С января 2014 года он – художественный руководитель Московского губернского драматического театра. Главная задача, которую ставит перед собой труппа – быть доступными для всех. Здесь созданы условия для людей, имеющих ограниченные возможности. Специально для слепых зрителей многие спектакли идут в сопровождении тифлокомментатора. Губернский театр располагает большой труппой, что позволяет разнообразить, сделать богатым и разножанровым репертуар. В репертуар театра входят постановки для всех возрастных аудиторий. В 2016 году С. Безруков занялся продюсерской деятельностью и основал собственную кинокомпанию.
В 2018 году Сергей Безруков собрал свою рок-группу «Крестный папа» и выпустил первый сингл «Не про нас».
С.В. Безруков – народный артист РФ (2008), заслуженный артист РФ (2001), народный артист Республики Южная Осетия (2015), кавалер ордена Дружбы (2018), лауреат Государственной премии РФ (1996), лауреат премий Правительства Москвы (1997), «Московские дебюты» за роль Петра в спектакле «Последние» (1995), премии деловых кругов «Кумир» (1997), премий газеты «Московский комсомолец» за роль Алешки в спектакле «На дне» (2000) и за роль Чичикова в спектакле «Похождение» (2006), обладатель титула «Актер года» (2002), премии «Шансон года» совместно с Николаем Расторгуевым за песню «Отчего так в России березы шумят» из сериала «Участок» (2003), премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук «Золотой Орёл» (2005), национальной премии «Россиянин года» в номинации «Звезда России» (2007), премии «МТV Россия», российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» (2012), международной премии имени К.С. Станиславского (2016), международной премии зрительских симпатий «Звезда театрала» (2016), наградой «Золотой меч» на 6-м международном фестивале (2008), многочисленными призами (2013, 2014, 2016, 2017-трижды). Назван лучшим российским актером согласно социологическим опросам 2005–2006 годов. С 1999 года С.В. Безруков – член Союза театральных деятелей, член Союза кинематографистов России.
«Я - раб рампы», – любит шутить Сергей. Он умеет прожить каждую мысль своего героя, передавая и тончайшие нюансы чувств, и всю глубину и силу его эмоций. Марианна Шульц – актриса Театра Табакова, однокурсница Сергея и партнерша по спектаклям «Последние» и «Признания авантюриста Феликса Круля» признается, что Сергей был тайным лидером курса и всегда слыл человеком феноменальной трудоспособности. Однокурсники видели его только на занятиях – Безруков всегда был отличником.
Режиссер А. Житинкин верно подметил, что С. Безруков – серьезный актер с большой амплитудой от Хлестакова до Ричарда III. Во время спектакля или на съемках он пытается, внутренне перевоплощаясь, дорасти до героя, которого играет. Сергей Безруков уверен, что роль можно считать удачной только в том случае, если каждая эмоция твоего героя, будь то счастье или горе, не сыграна, а прожита, как твоя личная – только тогда она становится настоящей. Это, по его мнению, и есть самое сложное и потрясающее в актерском мастерстве. «Я хотел жить в декорациях с детства. Актерство – это такая сказка, в которой ты носишь чужое имя, живешь чужой жизнью» – это говорит сам актер.
Его любимый актер – Андрей Миронов, которого Сергей ценит за яркость, солнечность и обаяние. Из западных актеров уважает Аль Пачино, Ди Каприо.
Увлекается живописью.