СОЛОВЬЕВ Сергей Александрович
СОЛОВЬЕВ Сергей Александрович
Народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий СССР, лауреат международных кинофестивалей, действительный член Национальной академии кинематографических искусств и наук России, почетный академик Российской академии художеств, профессор
Родился 25 августа 1944 года в городе Кемь Карельской АССР. Отец – Соловьев Александр Дмитриевич (1905–1956), военнослужащий. Мать – Нифонтова Калерия Сергеевна (1922–2001), служащая, ветеран Великой Отечественной войны.
В город Кемь семья попала из-за трагических обстоятельств. Дед Сергей Николаевич Нифонтов был арестован в 1936 году и сослан в КемьЛаг-1. Бабушка Евгения Ивановна оказалась по убеждениям «декабристкой» и поехала вслед за мужем с двумя дочерьми – Марией и Калерией, будущей матерью С.А. Соловьева, из родного Архангельска в абсолютно неизвестное место. Младший сын Николай родился уже здесь. Деда отпустили за «недоказанностью преступлений», но он остался работать в Кеми. Потом его арестовали во второй раз, он погиб на Соловках. В 1956 году в Ленинграде бабушка получила свидетельство о его реабилитации посмертно. В графе «причина смерти» стояло: «острая сердечная недостаточность».
Мария, окончив школу в Кеми, вышла замуж за Николая Сергеевича Базая, тоже из семьи ссыльных, и поступила в Архангельский медицинский институт. Калерия и мать работали в военной части, там же служил и младший брат Николай.
Отец Сергея Соловьева – Александр Дмитриевич приехал в Кемь с государственной инспекцией. Он был начальником отдела «Смерш» Карельского фронта. Там он увидел Калерию и влюбился в нее. В Ленинграде у него была семья, но вскоре он развелся и женился на Калерии.
Когда родился Сергей, шла вторая половина жесточайшей войны, время было голодное – перышко лука, допустим, ценилось на вес золота. И несмотря на то что бабушка дослужилась до должности начальника Кемского отделения железной дороги и ей выдавали сносный по тем временам паек, но и это не спасало от настоящего голода. К тому же немцы регулярно бомбили Кемь. Это была узловая станция. Жили от бомбежки до бомбежки. Бабушка на работе не знала, что с мамой, а мама не знала, что с бабушкой.
Первые месяцы жизни Сергея Соловьева прошли в доме, который стоял в одной ограде со знаменитым кемским Успенским храмом. Через полтора года семья оказалась в Пхеньяне (Северная Корея): отца назначили советником Ким Ир Сена.
В 1947 году семья переехала в Ленинград. В 1951 году Сергей поступил в школу № 167. Поначалу он мечтал стать офицером-подводником и хотел учиться в Нахимовском училище. Но вскоре на экраны вышел великий фильм М.К. Калатозова «Летят журавли», благодаря которому в кино пришло целое поколение режиссеров (рассказывали про это и Глеб Панфилов, и Алексей Герман). Сергей решил стать режиссером. Окончив школу, в 1962 году он поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии, в мастерскую кинорежиссуры художественного фильма профессора М.И. Ромма. А еще до ВГИКа Сергей Соловьев несколько лет выходил в качестве актера – исполнителя детских и подростковых ролей на сцену Ленинградского Большого драматического театра имени Горького в спектаклях Г.А. Товстоногова. Еще он был ведущим детских и юношеских программ Ленинградского телевидения.
Ученик Михаила Ромма и Александра Столпера, Соловьев дебютировал в кино в 19 лет сценарием документальной ленты «Взгляните на лицо» (Ленинградская студия кинохроники). Тогда же фильм был премирован золотой медалью Лейпцигского кинофестиваля (1963). С этого времени С. Соловьев ведет счет своим профессиональным работам в кино. В 1968 году он с отличием окончил ВГИК дипломным спектаклем по пьесе Ю. О’Нила «Луна для пасынков судьбы». Дополнительными дипломными работами режиссера на экране стали короткометражные фильмы по рассказам А.П. Чехова «От нечего делать» и «Предложение» в альманахе «Семейное счастье» (1970).
Кинодраматург (автор более 20 пьес и сценариев), один из крупнейших российских режиссеров современности, кинорежиссер высшей категории, Сергей Соловьев пришел на «Мосфильм» в 1968 году, а спустя 35 лет закончил здесь свою 14-ю полнометражную картину («О любви»).
Первая полнометражная картина Сергея Соловьева – экранизация пьесы А.М. Горького «Егор Булычев и другие» с Михаилом Ульяновым в главной роли вышла в 1971 году. Дебют режиссера на телевизионном экране состоялся год спустя фильмом «Станционный смотритель» по повести А.С. Пушкина (с Никитой Михалковым в главной роли). Фильм получил Гран-при Венецианского фестиваля телевизионных фильмов – При-Италия «За выдающиеся художественные достоинства» (1972) и главный приз «Евровидения» – «Приз Пасхального Воскресенья» (1972).
Возможно, собственное знаменательное начало, когда он еще школьником выступал на сцене Ленинградского БДТ и работал на телевидении, сыграло свою роль в том, что основным объектом внимания творчества Соловьева является «нежный возраст» (как назвал он одну из своих картин) – от 12 до 25 лет. Этому яркому периоду человеческой жизни посвящены его известные картины: «Сто дней после детства» (1975), принесшая режиссеру Государственную премию СССР, приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на Берлинском международном кинофестивале, золотую медаль на МКФ в городе Авелино (Италия) и главный приз «Золотой Кеккиц» на Белградском всемирном кинофестивале «Фест-74»; «Спасатель» (1980, диплом Венецианского международного кинофестиваля); «Наследница по прямой» (1982, золотая медаль кинофестиваля детских фильмов в Салерно); экранизация повести Б. Ряховского «Чужая, белая и рябой» (1986, Большой специальный приз жюри Венецианского МКФ).
Сценарии для своих картин Сергей Соловьев пишет самостоятельно (иногда в соавторстве), по-новому прочитывая даже классические литературные первоисточники. Экранизациями были все первые работы Соловьева: дипломные короткометражки по А.П. Чехову «От нечего делать» и «Предложение», полнометражный дебют по А.М. Горькому «Егор Булычев и другие», телевизионная картина «Станционный смотритель». По А.П. Чехову также поставлены Соловьевым «Три сестры» (1994), «О любви» (2003), написан сценарий для фильма И. Дыховичного «Черный монах» (1988). Среди других сценариев Сергея Соловьева – «Тюремный романс» (1993), «Бременские музыканты» (2000).
Особняком в фильмографии режиссера стоят совместные картины, снятые Соловьевым за рубежом: в Японии – «Мелодии белой ночи» (1976, с Комаки Курихара и Юрием Соломиным в главных ролях) и в Колумбии – «Избранные» (1983, с Леонидом Филатовым и Татьяной Друбич).
Но наибольшую известность принесли Соловьеву его «Три песни о Родине» – легендарная «Асса» (1987, специальный приз жюри на МКФ в Сан-Себастьяне), саркастическая «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989, официальный показ на МКФ в Каннах), трагифарсовый «Дом под звездным небом» (1991) с Михаилом Ульяновым в главной роли. После шестилетнего перерыва, связанного с работой на посту председателя Союза кинематографистов (1994–1997), в 2000 году Сергей Соловьев снял один из лучших своих фильмов – «Нежный возраст», получивший главный приз «Золотая роза» на Открытом российском кинофестивале «Кинотавр».
С середины 1990-х годов дожидается своего завершения получивший определенную известность проект Сергея Соловьева «Иван Тургенев. Метафизика любви», рассказывающий историю любви русского классика и Полины Виардо (в свое время его производство по финансовым причинам, к сожалению, было приостановлено). Экранизация романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», о которой Соловьев мечтал всю свою жизнь, и в частности на протяжении последнего десятилетия, наконец-то близка к осуществлению – в 2004 году по заказу Первого канала (в сотрудничестве со Службой кинематографии при Министерстве культуры РФ) начались съемки этой картины. С 1990 года Сергей Соловьев работает режиссером-постановщиком и в театре. Он поставил три чеховские пьесы: со студентами актерской мастерской ВГИКа – «Три сестры» (1991), в Малом театре – спектакль «Дядя Ваня» с Юрием Соломиным в главной роли (1992), в театре Содружество актеров на Таганке – «Чайку» с Николаем Губенко в роли Тригорина (1993).
С 1982 года Сергей Александрович ведет постоянную педагогическую работу сначала как руководитель режиссерских мастерских на Высших курсах режиссеров и сценаристов, а потом как руководитель режиссерских и актерских мастерских во ВГИКе. С 1995 года – он профессор, выпустил более 10 мастерских, в том числе в 1987 году специальный набор казахских кинематографистов, фильмы которых вскоре приобрели огромную международную известность под названием «новой казахской волны». С.А. Соловьев – президент кинопроизводящей компании «Синема лайн» («Линия кино»).
В течение последних 20 лет он – бессменный член правления киноконцерна «Мосфильм».
С 1970 года по настоящее время в фундаментальных теоретических изданиях Сергей Соловьев опубликовал около 100 работ по истории и теории кинематографии. С 1987 по 1995 год в сотрудничестве с ВГТРК выпустил 50 тематических передач по истории и современности отечественного кинематографа в авторской телевизионной программе «САС». В 1982 году С.А. Соловьев удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1991 году ему присвоено звание народного артиста России. Сергей Александрович – действительный член Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Союза кинематографистов СССР (России) с 1970 года, почетный академик Российской академии художеств. С 1991 по 1994 год – председатель Московского Союза кинематографистов, с 1992 по 1997 год – председатель Союза кинематографистов России, с 1993 по 1997 год – сопредседатель Союза кинематографистов стран СНГ и Балтии, с 1990 по 1998 год – член коллегии Госкино России, с 1996 по 1998 год – председатель Комиссии по кинематографии Комиссии по культуре при Президенте Российской Федерации.
В течение последних 20 лет Сергей Соловьев неоднократно входил в жюри крупнейших международных кинофестивалей класса «А», в том числе трижды был членом жюри Венецианского кинофестиваля и дважды – кинофестиваля в Каире (Египет). В 1995–1997 годах – он президент XIX и XX Московского международного кинофестиваля. В настоящий момент С.А. Соловьев является президентом (будучи также и его основателем) Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня», который с 2003 года проводится в городе Ханты-Мансийске.
С.А. Соловьев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Много лет подряд Сергей Александрович уже почти профессионально занимается фотографией, глубоко увлечен русской литературой и поэзией, в частности шедеврами Серебряного века; музыка, живопись также занимают огромную часть его художественного внимания. Любя природу, он старается жить за пределами города. Собирает некоторые редкие работы русской живописной школы – в частности предметом его постоянного интереса является искусство русских крепостных. И не только живопись, вся усадебная культура, созданная умом и талантом русских крестьян…
Живет и работает в Москве.