СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
Народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской, Национальной кинематографической премии «ТЭФИ», профессор, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России
Родился 8 декабря 1945 года в Москве. Отец – Стеблов Юрий Викторович (1924-2000). Мать – Стеблова Марта Борисовна (1924 г. рожд.). Супруга – Осипова Татьяна Ивановна (1945 г. рожд.). Сын – Стеблов Сергей Евгеньевич (1973 г. рожд.), кинорежиссер.
Детство Евгения прошло в коммунальной квартире на проспекте Мира рядом с Рижским вокзалом и Марьиной Рощей, которая имела дурную славу, а проще говоря была бандитским районом. Соседи по квартире звали Стебловых «антилигентами». Как вспоминает сам артист – «очевидно из-за деда, который даже на коммунальную кухню не выходил без галстука». Отец работал радиоинженером, мать – учительницей. А маленький Женя хотел стать артистом, чтобы изображать и инженера, и учителя, и еще много всяких разных людей.
Актерская биография началась с театра кукол. Отец сделал складную ширму, научил вырезать из картона кукольные головы. Сам Женя придумал делать куклы из резиновых клизм – вставлял стеклянные глаза, пробки вместо носа и вырезал рот. Становился за ширму, и начиналось представление. Со своим «театром» выступал в школе, в Доме пионеров – везде, где находились зрители.
Родители не препятствовали увлечению сына, но в будущем хотели видеть его филологом. Они наняли частного педагога по литературе, оказавшегося страстным любителем театра. Он и привел Женю в молодежную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского. В числе студийцев были Инна Чурикова, Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина, Яков Пакрас, Александр Кобозев. Этой блестящей молодой командой руководили режиссер Александр Борисович Аронов и актер Лев Яковлевич Елагин. «Мы чувствовали себя на седьмом небе» – так напишет о днях, проведенных в студии, Евгений Стеблов.
Судьба была решена. В 1962 году Стеблов поступает в Театральное училище имени Б.В. Щукина. И уже в 1963 году становится знаменитым. На экраны с его участием вышел фильм Г. Данелия «Я шагаю по Москве» – фильм, как принято сейчас говорить, культовый для нескольких поколений. Успех был грандиозный. Героя Стеблова – смешного и трогательного подростка – полюбила и запомнила вся страна. Его узнают на улицах, у него выпрашивают автографы. Потом в его жизни было много ролей и в кино, и в театре, он сыграл множество разных характеров, но из каждого выглядывал чудаковатый, трепетный, наголо остриженный жених из фильма Данелия. Это его первая главная роль в кино стала главным успехом в жизни. Многие зрители очень долго воспринимали артиста Стеблова прежде всего как исполнителя этой роли. Даже появился штамп зрительского восприятия Стеблова, и артист подыгрывал своим зрителям, сочувствующим его нескладным, неловким персонажам, которые вдруг неожиданно проявляли неслыханную мощь и силу характера.
Испытание славой – самое трудное, да еще в столь юном возрасте, но Евгений Стеблов его выдержал. Видимо, благодаря актерскому таланту, но и благодаря таланту человеческому. «Творчество не замыкается сценическим действием, творчество – это и любовь, и семья... Не знаю, где больше реальности – в моем существовании на сцене, на экране или в моей жизни, – это единый поток». Конечно, так говорить в 18 лет он не мог, но понимание, что его занятия искусством – это судьба, это образ жизни, данные ему свыше, у него было всегда. «Творчество имеет божественное начало.
Я рассматриваю искусство как форму целительства. Актер, режиссер проецируют свой мир, создавая пространство, в которым людям, созвучным им, легче жить» – это скажет 50-летний актер, но такое знание не возникает вдруг, оно копится годами, чтобы обрести столь четкую форму.
В 1964 году режиссер Михаил Калик предложил Стеблову роль Володи Белова в фильме «До свиданья, мальчики». «Вот он – мой Володя Белов» – сказал про молодого артиста автор нашумевшей повести Борис Балтер. К сожалению, у этого, наверное, самого лучшего фильма Калика не было счастливой судьбы. Его запретили, широкого экрана он не увидел. После фильма «Я шагаю по Москве» Михалкова и Стеблова стали приглашать на роли молодых героев. Так они вместе снялись в фильме «Перекличка» Д. Храбровицкого. На съемках этой картины началась по-настоящему их дружба. Свой первый фильм «А я уезжаю домой», сделанный им еще во ВГИКе, Никита Михалков снял по его рассказу. Уже став знаменитым режиссером, он приглашал Стеблова в свои фильмы. В «Рабе любви» он сыграл Канина – звезду немого кино. Это была небольшая роль, но блистательно сыгранная, и она запоминалась. Стеблов наделил своего героя неестественно тонким голосом, подчеркивая несоответствие внешности и поведения героя-любовника на экране и его немужской сути в жизни. Отношение артиста к герою было ироничным, но не лишенным нежности. Образ получился объемным, смешным и трагичным одновременно. Стеблову предстояло сыграть роль Трилецкого и в знаменитой «Неоконченной пьесе для механического пианино». Но не случилось – из Праги, где снимался в совместном фильме, стремясь на съемки в Москву, артист попал в автомобильную катастрофу. Сыграл он у Михалкова в фильме «Несколько дней из жизни Обломова», снялся и в его картине «Сибирский цирюльник».
На счету Евгения Стеблова более
40 картин. Многие фильмы с его участием имели огромный зрительский успех, среди них – «Урок литературы», «Вас вызывает “Таймыр”», «Егор Булычев и другие», «По семейным обстоятельствам». За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» он удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской.
В 1966 году Стеблов окончил Щукинское училище. К этому времени он уже популярный киноартист, в его активе несколько фильмов. Стеблов поступает в Театр имени Ленинского комсомола, потому что здесь работает один из «главных театральных лидеров 1960-х годов» Анатолий Васильевич Эфрос. Играл он здесь меньше сезона – театр разогнали. Успел сыграть Зубного врача в «Похождениях зубного врача» А. Володина, Витьку Аникина в «До свидания, мальчики» и яркий эпизод в «Судебной хронике» Волчека. Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а Стеблова через военкомат мобилизовали в Театр Советской армии. Его первый и единственный спектакль, сыгранный в этом театре, был «Часовщик и курица, или Мастера времени» И. Кочерги в постановке Л. Хейфеца. Стеблов играл Юркевича, роль была сложна технически: за время сценического действия артисту приходилось сыграть четыре возраста героя. Для него взяли пьесу Г. Шпаликова «Поручик Каховский», он начал репетировать, но вскоре из-за творческих разногласий ушел из театра.
С 1969 года Евгений Стеблов – актер Государственного академического театра имени Моссовета. Дебютировал он в роли Павла в «Старике» М. Горького. Играл ярко, размашисто, свободно, даже вольно. Как говорят в театре, он «прошел», его здесь приняли. Стеблов выбрал Театр имени Моссовета потому, что хотел поработать с легендарными «стариками» – Ф.Г. Раневской, В.П. Марецкой, Р.Я. Пляттом, С.Г. Бирман, Л.П. Орловой. «Это люди, у которых я чему-то научился, хотя специально они меня ничему не учили». Долгие годы шел с неизменным успехом спектакль «Миллион за улыбку» по пьесе А. Софронова. Стеблова ввели в спектакль, в котором с блеском импровизировали старейшие артисты театра. С удовольствием он включился в их игру, легко и свободно обращаясь с текстом этой незатейливой пьесы.
Стеблов – из тех артистов, которые не терпят режиссерского диктата, ему необходимо иметь свое свободное пространство. У Стеблова, выпускника Вахтанговской школы, сильно развито игровое начало. «Я всегда искал характер», – признаётся он. Обладая важнейшим и редким свойством – внутренней пластикой, он легко перевоплощается, сохраняя неизменной мягкость интонации и жеста. «Он все время примеряет на себя маску современного Пьеро, невольника духовности» – написала о Стеблове театральный критик М. Седых в рецензии на спектакль «Пять углов», в котором артист играл кавторанга Мишу. Действительно, в его облике есть что-то от Пьеро – в больших и немного грустных глазах, в полуулыбке, смахивающей на гримасу боли, но это маска, которая предъявляется, чтобы затем обнаружить неповторимость лица. Не случайно, что режиссер спектакля «Братья Карамазовы» П. Хомский предложил ему на выбор две роли: Смердякова и Алеши Карамазова – двух антиподов. Стеблов выбрал Алешу. Произошло то редкое совпадение психофизических данных артиста и роли, в результате которого рождается правда театра. Его Алеша брал на себя всю боль, все страдания мира. Он сочувствовал и жалел...
В одном из интервью Стеблов сказал, что мог бы сыграть из Достоевского еще и Мышкина. Судьба не подарила ему эту работу, но в его репертуаре через много лет появился Ростанев. «Алеша Карамазов, Мышкин, Ростанев – это три разных характера, но принадлежащих к одной тенденции, к одной авторской идее» – так скажет он позднее. Спектакль «Фома Опискин» по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» П. Хомский выстраивал как сатирический памфлет, скорее в духе Салтыкова-Щедрина. Один Стеблов играл Ростанева по Достоевскому. В его герое есть доверие и любовь к людям, но появляются стойкость и мужество, когда за любовь приходится бороться.
У С.Ю. Юрского Стеблов сыграл Платона в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского, с К. Гинкасом сделал Бракка в «Гедде Габлер» Г. Ибсена, с М. Вайлем – Мальволио в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира. Обычно Мальволио играют шаржировано, сочными, яркими красками, что называется, на публику. Стеблов же предложил свою, несколько иную трактовку этого комедийного персонажа – он играл предельно серьезно, тонко, даже с какой-то проникновенностью рисуя этого жалкого, самовлюбленного глупца. Образ получался необыкновенно смешной, но и трогательный.
В спектакле «Возможная встреча» в постановке М. Козакова Е. Стеблов играет И.С. Баха. Играть гения – задача не из легких. Стеблов играл прежде всего человека со своими слабостями, ранимого, подавленного непривычной для себя роскошью, чувствующего себя некомфортно рядом с импозантным и важным Генделем. В этой его человечности, в отрешенности от суеты, тщеславных устремлений, в его простоте и естественности угадывалась мощь таланта. Верилось, что этот внешне слабый человек – подлинный гений и потому он вызывает зависть у сильного и властного Генделя – М. Козакова.
Вместе с М. Козаковым Е. Стеблов поставил фильм «Ужин в четыре руки», за который они удостоены Национальной кинематографической премии «ТЭФИ».
Разные режиссеры, разные роли, разные характеры... Исполнительская манера актера обладает удивительным богатством, в ней сочетаются импровизационность и четкость рисунка, свобода актерского существования и жесткость формы, лирическая интонация и гротескность в изображении, психологическая точность и острая внешняя характерность. Последняя его работа в театре – Гаев в «Вишневом саде» А.П. Чехова в постановке Л. Хейфеца. Стеблов создает очень интересный образ. С одной стороны, он рисует абсолютно никчемного человека, пережившего свое время, – замечательная сцена, в которой Лопахин говорит ему о деле, а он с тросточкой, с какой-то особенной походочкой прогуливается, не слушая, не желая слушать о том, что ему чуждо. С другой стороны, его Гаев со своими устаревшими ценностями необходим миру, без них мир станет беднее. Гаев Стеблова – дворянин в каждом своем слове, жесте, в чувстве собственного достоинства.
В 2004 году на сцене театрального центра СТД «На Страстном» состоялась премьера спектакля Евгения Стеблова по пьесе английского писателя и драматурга Джона Мортимера «Адвокат», в котором он исполнил главную роль. Поставить этот спектакль ему предложил бывший однокурсник – актер Театра имени Вахтангова народный артист России Виктор Зозулин. Со времен учебы в Щукинском училище – это первая совместная работа актеров.
Творчество для Евгения Стеблова – это не только сыгранные роли в театре и в кино, не только его режиссерские работы, но и литература. В 1983 году в журнале «Октябрь» вышла его первая повесть «Возвращение к ненаписанному», которая была переиздана в Чехии. В 1997 году появилась книжка «Не я», а в 1999 году – «Против кого дружите». Его литературные произведения – это мемуары, блистательно написанные. Сюжеты его жизни становятся поводом для воссоздания целой эпохи. Кого только нет на страницах его книг: артисты, писатели, режиссеры, просто друзья, случайные попутчики. Стеблов удивительно честен, он ничего не приукрашивает и никого не обвиняет – он рассказывает о жизни такой, какая она есть. В его воспоминаниях есть и личная глава о любви, она посвящена его жене Татьяне. С Татьяной Ивановной Осиповой он прожил многие годы. К театру она не имеет никакого отношения. У них сын – Сергей Стеблов, который пошел по стопам отца. Он окончил Театральное училище имени Б. Щукина, но, как и у отца, круг его профессиональных интересов очень широк. Сергей Евгеньевич снимается в кино, уже написал пьесу «Пришельцы», которую поставили в театре «Вернисаж» и в которой играли оба Стебловых. Он пишет сценарии и пробует себя в телевизионной режиссуре.
Своих дворянских корней Стеблов не скрывал, но и не афишировал, не афиширует их он и теперь, когда это стало модно. Точно так же, как в новые времена он не умалчивает о том, что был членом партии и даже заместителем секретаря парторганизации по идеологии. Тогда он считал, что жить социально активно можно находясь в этой структуре. После автомобильной катастрофы он по-новому взглянул на свою жизнь. «Это было моим вторым рождением, и духовным, и физическим одновременно. Я пришел к Богу, а потом к христианству». Для него смыслом и целью жизни стало «приближение к Богу», а заниматься творчеством, считает он, ему было дано свыше – во спасение...
Евгений Стеблов – профессор РАТИ, с 2005 года художественный руководитель актерского курса. Член Союза театральных деятелей России, член правления Гильдии актеров, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а также орденом М.В. Ломоносова.
Живет и работает в Москве.