СТРИЖЕНОВ Олег Александрович
Народный артист СССР
Олег Стриженов – кумир советского зрителя 1950-х – 1960-х годов. Ослепительный, невообразимый красавец – аристократ от природы. Хоть в лохмотья его обряди, а голубая кровь все равно видна. Загадка природы, генетическая тайна – откуда она эта кровь у паренька из Благовещенска? На него хочется смотреть долго – долго, постигая почти невозможный альянс великой несуетности и великой экспрессии.
Олег Александрович Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске Амурской области, в семье военного. Его отец, Стриженов Александр Николаевич (1899-1978), воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн, был награжден двумя орденами Святого Георгия. Мать – Стриженова Ксения Алексеевна (1899-1971), окончила Петербургскую Мариинскую придворную гимназию имени принцессы Евг. Ольденбургской и Смольный институт. Учительствовала в России и в Финляндии. В годы войны работала в Государственной библиотеке СССР имени В.И. Ленина, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Супруга – Пырьева Лионелла Ивановна (1938 г. рожд.), известная киноактриса, заслуженная артистка РСФСР. Старший брат – Стриженов Борис Александрович, лейтенант Советской Армии, летчик-истребитель, погиб под Сталинградом в 1942 году. Средний брат – Стриженов Глеб Александрович (1925–1985), известный актер, участник Великой Отечественной войны, окончил Школу-студию МХАТ, заслуженный артист РСФСР. Дочь – Наталья Александровна (1957–2003). Сын – Стриженов Александр Олегович (1969 г. рожд.), российский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист. Внуки: Александра, Анастасия, Александра. Пять правнуков.
В 1935 году Олег вместе с семьей переехал в Москву. До войны учась в школе, учителя отмечали разноплановую одаренность Олега: у него была отличная дикция, он декламировал стихи, читал прозу, красиво рисовал. Детские мечты перечеркнула война. Двенадцатилетним подростком ему пришлось трудиться в Научно-исследовательском институте механиком по аппаратуре в цехе обработки пленки. Вскоре он получил профессию кинотехника, закончив Театральное художественно-техническое училище. Молодой человек много времени уделял живописи: в будущем видел себя художником. Пример любимого брата Глеба, решившего стать актером, повлиял на выбор профессии Олега. Олег поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина.
В 1953 году, окончив Театральное училище имени Б.В. Щукина, Олег Александрович стал актером Государственного русского драматического театра в Таллине (ЭССР). На сцене этого театра он сыграл роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» – эту роль впоследствии в течение 10 лет он играл с большим успехом на сцене МХАТ СССР имени Горького.
Первая его встреча с кино состоялась в 1954 году, когда он был утвержден на главную роль в кинофильме «Овод» («Ленфильм», 1955, реж. А.М. Файнциммер). Олег Александрович сыграл Артура с таким темпераментом и самоотдачей, что стало очевидно: в нашем кино появился новый крупный актер, счастливо совмещающий природный талант, силу и опыт русской актерской школы с безупречными внешними данными западной «звезды». В прессе тех лет много писали о романтическом характере дарования молодого артиста, сравнивая его с Жераром Филипом. Между тем Олег Александрович проявил себя в отдельных эпизодах фильма не столько как исполнитель романтического склада, сколько как многообещающий драматический актер с широким диапазоном.
Этот успех О.А. Стриженов закрепил, сыграв в фильме В.П. Каплуновского «Мексиканец» (1955), где помимо драматического образа продемонстрировал и отличную физическую подготовку. Выдающийся кинорежиссер А.П. Довженко, увидев Олега Александровича в этой роли, сказал ему, что тот умеет не только говорить, но и молчать на экране. Довженко пригласил Стриженова на роль Андрия в экранизацию «Тараса Бульбы», которую вынашивал много лет, считая своим самым сокровенным замыслом. К несчастью, Александр Петрович вскоре умер, так и не приступив к съемкам; роль Андрия осталась несыгранной...
Следующим фильмом Олега Александровича был «Сорок первый» (1956) Г.Н. Чухрая. В этой картине все для тех лет было необычно и ново, начиная с грандиозной операторской работы С.П. Урусевского и заканчивая почти крамольной трактовкой образа белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Г.Н. Чухрай не скрывал, что главной задачей фильма было не обличение Говорухи-Отрока, а показ бессмысленности Гражданской войны. Говоруха-Отрок трактовался не как карикатурно-отрицательный персонаж, а как живой человек, как жертва, со своей правдой и идеалами. Стриженов исключительно точно воплотил сложный внутренний мир белого офицера. Его Говоруха-Отрок – образованный, культурный человек, искренне любящий Россию, но трагически неспособный помочь ей в условиях кровавой междоусобицы.
После «Сорок первого» Олег Александрович снискал славу как редкий актер, способный играть сложные двуплановые роли. (Г.Н. Чухрай, восхищенный талантом О.А. Стриженова, называл его своим любимым актером.). Съемки в «Сорок первом» стали для актера большим опытом – и профессиональным, и жизненным. С этого фильма в его творчестве началась линия «двойственных» героев – таких, как Мечтатель в «Белых ночах» Ф.М. Достоевского (1959, реж. И.А. Пырьев), Германн в «Пиковой даме» П.И. Чайковского (1960, реж. Р.И. Тихомиров), Лаевский в повести А.П. Чехова «Дуэль» (1961, реж. Т.Н. Березанцева и Л.С. Рудник), Кареев в «Акции» (1987, реж. В.Г. Шамшурин). Особое место в творчестве О.А. Стриженова занимает роль Кареева, которая как бы завершает эту линию. Кареев – человек из «бывших», который страстно любит Родину, презирает и красных, и немцев. Этот образ несет в себе трагическую обреченность.
Стремление показать несколько ипостасей одного персонажа, его неоднозначность привело О.А. Стриженова к участию в фантастической комедии И.С. Ольшвангера «Его звали Роберт» (1967). В этом фильме Стриженов исполнил роли робота и молодого ученого. Ему было интересно сыграть две разные и сложные роли без грима. По сути, это был первый фантастический фильм в нашем кинематографе, не считая немого кино. На VI МКФ в Триесте (Италия) О.А. Стриженов получил главный приз «Серебряный астероид» за лучшее исполнение главной мужской роли.
В 1956 году О.А. Стриженов был приглашен на роль Афанасия Никитина в первом совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1957, реж. В.М. Пронин и Х.А. Аббас; в индийском прокате – «Чужестранец»). Индийский режиссер и драматург Ходжа Ахмад Аббас рассматривал Стриженова как единственно возможного кандидата на роль и оказался прав. Олег Александрович сыграл Никитина с особой теплотой, душевностью и проникновенностью, показав в нем лучшие качества русского национального характера.
В автобиографической книге «Исповедь», изданной в 1997 году издательством «Алгоритм», Олег Александрович писал: "Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире! Зависимую от всего, даже от собственного настроения." Однако его биография опровергает эти утверждения. Олег Александрович никогда не стремился к большому количеству ролей и очень строго выбирал фильмы и режиссеров. Поэтому в течение года он редко снимался более чем в одном фильме, предпочитая иметь дело если не с классической, то с хорошей современной драматургией и с интересным режиссерским замыслом. Но даже когда сходились все эти условия, он все равно мог отказаться от роли.
Чтобы оценить актерскую требовательность Олега Александровича, достаточно взглянуть на список ролей, сыгранных им в конце 1950-х – 1960-х годах: Пётр Гринев («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, 1958, реж. В.П. Каплуновский), Мечтатель («Белые ночи» Ф.М. Достоевского), Германн («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Павел Бестужев («Северная повесть» К.Г. Паустовского, 1960, реж. Е.Н. Андриканис), Лаевский («Дуэль» А.П. Чехова, 1961, реж. Т.Н. Березанцева, Л.С. Рудник), Сергей Уточкин («В мертвой петле», 1962, реж. С.М. Цыбульник, Н.С. Ильинский), Пленный офицер («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1963, реж. С.И. Самсонов), барон Тузенбах («Три сестры» А.П. Чехова, 1964, реж. С.И. Самсонов), П.И. Чайковский («Третья молодость», совм. с Францией, 1965, реж. Жан Древиль). В этом далеко не полном списке преобладают герои исторические, герои классического репертуара, интеллигенты, люди долга и чести, люди сложных биографий.
1958-й год мог бы добавить в копилку Стриженова еще одну прекрасную роль. Григорий Чухрай приступал к съемкам фильма «Баллада о солдате» и рассчитывал предложить роль Алеши Скворцова именно Стриженову. Однако волею судьбы сыграть в этом фильме Олегу Стриженову не довелось. Но нет худа без добра – эта картина открыла нашему кинематографу другого замечательного актера — Владимира Ивашова.
В 1970–1980 годы О.А. Стриженов сыграл роли Романа Лужина («Миссия в Кабуле», 1970, реж. Л.А. Квинихидзе), разведчика Героя Советского Союза Льва Маневича («Земля, до востребования», 1972, реж. В.Д. Дорман), князя Волконского («Звезда пленительного счастья», 1975, реж. В.Я. Мотыль), Вадима Дульчина («Последняя жертва», 1975, реж. П.Е. Тодоровский), философа Ламенне («Карл Маркс. Молодые годы», 1979, реж. Л.А. Кулиджанов), князя Василия Голицына («Юность Петра», 1980, реж. С.А. Герасимов), полковника милиции Данилова («Приступить к ликвидации», 1980, реж. Б.А. Григорьев), Бородкина («Господин Великий Новгород», 1984, реж. А.А. Салтыков).
Интересна работа актера в военной ленте «Акция» (1987, режиссера В.Г. Шамшурина), где его героем стал Кареев, человек из «бывших», страстно любящий Родину, презирающий и красных, и немцев.
Карьера Олега Стриженова в кинематографе приостановилась еще до начала 1990-х. Последней работой того периода стала картина «Оглашению не подлежит» (1987, реж. Х.Ш. Бакаев), где его герой князь Ухтомский. По сюжету фильма действие происходит в 1921-м.
Возвращение в кинематограф состоялось только в новом ХХI веке, но оно было не таким триумфальным, как хотелось бы. В 2000 году, после восьмилетнего перерыва, Олег Александрович сыграл парализованного, прикованного к инвалидной коляске английского миллионера русского происхождения Александра Сергеевича Гагарина в психологической драме «Вместо меня», (2000, реж. В. Басов и О. Басова). Ему удалось воплотить на экране очень противоречивый и многогранный образ: умного, наглого, жизнелюбивого, жестокого и в то же время жалкого старика. Партнером О.А. Стриженова стал молодой актер Сергей Безруков. На кинофестивале «Золотой Пегас-2000» за лучшее исполнение мужской роли в этом фильме. О.А. Стриженов был награжден призом «Золотой Пегас».
Четыре года спустя он исполнил главную роль в детективе «Пять звезд» режиссера Валерия Коновалова. В последних двух проектах актеру достались главные роли, это уже стало его принципом – или играть ключевого персонажа, или не играть вообще.
В целом же актер вообще не принимает предложения сняться в кино, все свободное время посвящает написанию мемуаров и живописи.
Заслуженный артист РСФСР (1964), народный артист РСФСР (1969), народный артист СССР (1988).
Олег Александрович Стриженов награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени (2004,1999), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Награжден Большой золотой медалью А.С. Пушкина, удостоен золотой медали и звания лауреата премии Музыкального фонда России имени Ирины Архиповой за гениальное воплощение образа Германна в фильме «Пиковая дама» (1960, «Ленфильм»). За роль полковника Данилова в фильме «Приступить к ликвидации» удостоен звания лауреата премии МВД СССР. Кроме названных наград, у Олега Александровича есть немало других. Расширенной конференцией СК СССР на «Мосфильме» (1956) он был признан лучшим актером года за роль поручика в кинофильме «Сорок первый». По итогам опроса читателей журнала «Советский экран» Олег Стриженов был также признан лучшим актером 1970 года за главную роль в фильме «Неподсуден». VI Международный кинофестиваль в Триесте (Италия) отметил Стриженова призом «Серебряный астероид» за лучшее исполнение главной мужской роли в фильме «Его звали Роберт». VIII открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе (1999) наградил его Почетным призом «Госпожа удача» имени П. Луспекаева «За мужество и выдающиеся заслуги в творчестве». Кинофестиваль «Созвездие» (1999) наградило призом «За выдающийся вклад в профессию». Отмечен премией «Золотой орел» (Почетный приз «За вклад в отечественный кинематограф», 2009), призом «Золотой Пегас» за лучшее исполнение мужской роли, в фильме «Вместо меня» (2000) и призом на открытом Шукшинском фестивале на Алтае.
Сейчас Стриженов уже не выходит на съемочную площадку, но это не значит, что актера забыли. Фильмы с его участием до сих пор смотрят его поклонники, наслаждаясь игрой великого мастера.