ТАБАКОВ Олег Павлович (1935-2018)
Народный артист СССР, художественный руководитель МХАТа имени А.П. Чехова и Московского театра под руководством О. Табакова, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Президента РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России Почетный гражданин города Саратова и Саратовской области
Олег Павлович Табаков — любимец публики. Его лицо, голос, интонации — давно национальное достояние. Это не только выдающийся актер театра и кино, безусловный мастер перевоплощения, он — режиссер, педагог, театральный строитель, менеджер. Его отличают неиссякаемая творческая энергия и потрясающее остроумие. Он прекрасно разбирается в режиссуре, профессионально много лет руководит главным драматическим театром страны — МХТ имени А.П. Чехова, создал театр под своим руководством, в народе ласково называемый «Табакеркой», возглавляет Московскую театральную школу/колледж Олега Табакова для одаренных детей.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 17 августа 1935 года в Саратове, в семье врачей. Отец — Табаков Павел Кондратьевич, долгие годы работал в НИИ «Микроб» в Саратове. Мать — Березовская Мария Андреевна, работала рентгенологом. Супруга — Зудина Марина Вячеславовна, народная артистка России. Дети: Антон (1960 г. рожд.), Александра (1966 г. рожд.) — от брака с Людмилой Крыловой; Павел (1995 г. рожд.), Мария (2006 г. рожд.) — от брака с Мариной Зудиной. Внуки: Полина, Никита, Анна, Антонина, Мария.
Детство О.П. Табакова прошло в Саратове в коммунальной квартире так называемого «бродтовского дома» на углу Мирного переулка и Большой Казачьей улицы (раньше дом принадлежал известному в городе доктору Бродту). «Все воспоминания тех лет очень светлые, — рассказывал Олег Павлович. — Солнце, пространство, воля. Счастье. Вокруг — только любящие люди: мама, папа, баба Оля, баба Аня, мамин брат дядя Толя и его жена Шура, мои сводные брат и сестра — Женя и Мирра...» Однако эта счастливая, безоблачная жизнь закончилась в июне 1941 года...
В первые дни войны отец Олега Павловича ушел добровольцем на фронт, служил начальником военно-санитарного поезда № 87, с которым ему довелось побывать почти на всех фронтах: на Кавказе и Южной Украине, под Сталинградом и в Румынии. Он был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». «Хотя Саратов и считался городом сытным, хлебным, — вспоминает О.П. Табаков, — для нашей семьи тяготы войны были связаны с голодом». В конце 1942 года мама Олега заболела брюшным тифом и даже после выздоровления долго не могла встать на ноги: каждый появляющийся в доме кусочек съестного она отдавала детям. Все ценные вещи в доме, в том числе библиотека, были распроданы. От библиотеки остались лишь «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, «Стальной коготь» Эль Регистана, несколько прекрасно иллюстрированных томов Шиллера, «Мертвые души» Гоголя, а также дореволюционные очень красочные издания — жизнеописания Суворова, Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли, Нахимова, Корнилова, Синявина, Макарова. Научившись читать уже в 4 года, за время войны Олег выучил эти книги практически наизусть.
Весной 1943 года Мария Андреевна, взяв с собой детей, отправилась в городок Эльтон, расположенный на севере Прикаспия. Здесь, вступив в действующую армию, она проработала в госпитале №4157 врачом-терапевтом два года. В Эльтоне Олег пошел в школу. В 1945 году пришло известие из Саратова о смерти бабушки Оли. «Это — моя первая жизненная потеря, — напишет потом в своих воспоминаниях Олег Павлович. — Первый актерский опыт в смысле силы эмоционального потрясения. Несмотря на все испытания военной жизни, такого опыта негативных эмоций, которые обычно не касаются незамутненной детской души, еще не было. Только живые ощущения составляют базис актерской профессии. Если артист обладает багажом пережитых им чувств, он понимает, про что играет, и, значит, у него есть шанс для дальнейшего развития, для движения и самосовершенствования...»
После войны, когда Олегу было всего 10 лет, он серьезно увлекся литературой, начал собирать книги (эту страсть он питает и по сей день). Свою первую библиотеку составил из выходивших в то время книг-приложений к журналу «Красноармеец». Он часами караулил в магазине «Военная книга» новые издания, покупал сразу по несколько экземпляров одной книги, а потом менял лишние на отсутствующие в его библиотеке. Учеба в школе давалась легко. «За пятерками я никогда не гнался, — вспоминает Олег Павлович, — скорее, самообразовывался».
В театр впервые Олег попал еще до войны вместе с мамой, которая с ранних лет стремилась привить сыну любовь к прекрасному. В 1942 году в Саратов эвакуировали МХАТ. У Олега Павловича долго хранились мамины программки с именами Тарасовой, Грибова, Москвина. Сильное впечатление от мастерского владения профессией и характерности исполняемых им ролей оказал на будущего актера и режиссера О. Табакова артист А.И. Щёголев, игравший на сцене саратовского ТЮЗа. «Именно саратовский ТЮЗ пробудил во мне мечту о театре», — считает Олег Павлович. «Меня всегда привлекали актеры острой характерности, — говорит Олег Павлович. — Герои меня не интересовали вовсе. Завораживало умение. Уже тогда меня интересовали в театре и кино не сюжетные развлекательные, а, так сказать, производственные моменты, элементы актерского ремесла». Его восхищали фантастические, казавшиеся ему беспредельными, выразительные возможности актерской профессии. Возможно, поэтому, по признанию самого О.П. Табакова, в детстве он очень любил цирк.
Восьмиклассником Олег Табаков попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крестной матерью в актерской профессии. У нее была установка на раннее обучение основам актерской профессии. Через много лет этот принцип стал частью педагогической системы самого Олега Табакова — учителя.
«Ранняя актерская востребованно сть продвигает, катализирует успех», — считает Олег Табаков. Н.И. Сухостав давала ученикам возможность играть много и самые разнообразные роли. С тех пор сцена стала настоящим праздником его жизни. Одновременно с занятиями в «Молодой гвардии» Олег Табаков был ведущим детско-юношеских программ на саратовском радио.
За год до окончания школы Олег Табаков начал готовиться к поступлению в театральный институт. Прибыв в Москву, Олег Табаков подал заявления в ГИТИС и в Школу-студию МХАТа имени В.И. Немировича-Данченко. И по итогам вступительных экзаменов был принят сразу в два института! Олег Павлович выбрал Школу-студию МХАТа, которая представлялась ему «вершиной театральной педагогики». МХАТ по праву считался первым театром страны.
Руководителем курса, на котором учился Олег Табаков, был народный артист СССР, заведующий кафедрой актерского мастерства школы-студии Василий Осипович Топорков. Один из крупнейших театральных педагогов своего времени, автор книг «Станиславский на репетиции» и «О технике актера», он магически владел мастерством и личной актерской практикой давал студентам больше, чем объяснениями на занятиях. «Для меня В.О. Топорков был больше, нежели только учитель, — говорит Олег Табаков. — Он доверял мне. Такое доверие мастера льстило и как бы окрыляло. Я начал ощущать уверенность в себе и все более увлекался тем, что ныне называю технологией профессии». Помимо занятий в школе-студии Олег Табаков вскоре начал посещать «ночную студию» П.М. Ершова, известного театрального педагога и режиссера, методика преподавания которого сильно отличалась от принятой в школе-студии. Именно тогда у молодого актера возникло убеждение в необходимости «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения».
Первый профессиональный успех принесла Олегу Табакову роль Хлестакова, сыгранная им в отрывке еще на 2-м курсе. «Первые серьезные похвалы в моей жизни стали реальным подтверждением того, что я занимаюсь своим Делом. Какое-то зерно в профессии было найдено, а потому уже можно было надеяться на что-то большее в будущем...» — напишет он много лет спустя в мемуарах. В «Ревизоре» впервые проявилось его дарование комического артиста. А свою первую премию — часы «Победа» Олег Табаков получил за роль Пети Трофимова в студенческом спектакле «Вишнёвый сад» на фестивале «Московская театральная весна». Еще будучи студентом школы-студии, Олег Табаков получил приглашение главного режиссера Детской редакции Всесоюзного радио Н.В. Литвинова дебютировать на радио в композиции спектакля «Вечно живые» (1957). Всего в послужном списке Олега Табакова около 140 работ на радио. Его голос звучит за кадром во многих советских, российских и зарубежных документальных кинолентах и анимации («Бобик в гостях у Барбоса», «Конёк–горбунок», «Трое из Простоквашино», «Гарфилд» и др.). В это же время, учась на 3-м курсе, он начинает сниматься в кино. Первая роль Саши Комелева в картине Михаила Швейцера «Саша вступает в жизнь» (1957) дала ему возможность познакомиться с новым для него видом профессионального ремесла, принесла встречи с артистами многих театров, с новой драматургией кино.
По окончании школы-студии Олег Табаков получил распределение в Московский драматический театр имени К.С. Станиславского, однако судьба привела его в только что созданный О. Ефремовым новый театр — Студию молодых актеров, из которой впоследствии родился театр «Современник». Олег Табаков был самым молодым из шести основателей театра «Современник». Своим главным учителем в профессии Олег Табаков называет О. Ефремова, так как именно в «Современнике» состоялось становление его как актера и именно Ефремов дал ему «некий компас ощущения себя по отношению к сообществу, сознание себя в сообществе».
Его первые роли в «Современнике» — это молодые люди, только вступающие в жизнь и страстно желающие найти в ней свое место. Таков Миша в спектакле «Вечно живые» В. Розова, Олег Савин — первая главная роль Олега Табакова на профессиональной сцене в пьесе того же В. Розова «В поисках радости». Уже в первых спектаклях «Современника», таких как «Никто» Э. де Филиппо и «Голый король» Е. Шварца, проявилось умение актера играть в одном спектакле несколько ролей.
Уже к концу второго сезона, в 1958 году, за «Современником» прочно утвердилась слава театра активной гражданской позиции. В спектаклях «Пять вечеров» А. Володина, «Взломщики тишины» О. Скачкова, «Всегда в продаже» В. Аксёнова проявлялись многообразные грани таланта молодого актера О. Табакова. Всего за первые три года работы в «Современнике» Олегом Табаковым было сыграно более 15 ролей.
В 1966 году на сцене «Современника» состоялась премьера спектакля Галины Волчек «Обыкновенная история». Пьеса Виктора Розова была написана по роману И.А. Гончарова. Олег Табаков играл Александра Адуева, героя, прошедшего путь полного перерождения от юного идеалиста, романтика до самого заурядного циничного обывателя. Спектакль со временем стал театральной легендой. Он был перенесен на экран ТВ, удостоен Государственной премии СССР, а его герои сопровождают Олега Табакова на протяжении всей его творческой жизни. Затем были роли в спектаклях «Четвертый» К. Симонова, «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби (Лаймон), «Назначение» А. Володина (Лямин), «По московскому времени» Л. Зорина (Маврин), «С вечера до полудня» В. Розова (Лёва), «Декабристы» М. Шатрова (Рылеев), «Народовольцы» М. Шатрова (Крестьянин), «Большевики» М. Шатрова (Загорский), принесшие Олегу Табакову большой успех и признание зрителей.
В 1968 году Олег Табаков получил приглашение от пражского театра «Чиногерны клуб» на роль Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. В Праге актер сыграл почти 30 спектаклей, которые имели огромный успех у зрителей. Зрители из многих европейских стран стремились попасть на знаменитый спектакль. В том же году состоялся режиссерский дебют Олега Табакова: в студии «Современника» он поставил студенческий дипломный спектакль «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя. Спектакль был вывезен на гастроли в Сибирь, где был встречен очень тепло зрителями.
В это время в театре «Современник» у Олега Табакова практически не было новых ролей, за исключением Татарина в спектакле «На дне» в постановке Г. Волчек, но этот пробел с лихвой восполнило телевидение.
С 1957 года Олегом Табаковым сделано много талантливых, ярких, новаторских работ, большая часть которых вошла в сокровищницу отечественного ТВ. Олег Табаков был одним из первых актеров, принимавших участие в телеспектаклях, транслировавшихся в прямом эфире. На телевидении он записывает два моноспектакля — «Конёк-Горбунок» (1973) и «Василий Тёркин» (1979). Вместе с режиссером В. Храмовым Олег Табаков участвовал в создании телеверсии спектакля «Современника» «Двенадцатая ночь» (режиссер П. Джеймс), где сыграл свою звездную роль Мальволио.
В 1970 году во МХАТ из «Современника» уходит Олег Ефремов, и Олег Табаков на шесть с половиной лет становится директором «Современника». За эти годы происходит обновление театра, в его труппу принимается целый ряд молодых мастеров. Меняется репертуар театра. Поставлены новые спектакли: «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Записки из подполья» по Ф. Достоевскому, «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева. Олег Табаков приглашал в театр для новых работ известных режиссеров и писателей, приносивших свежие идеи, подающих новый импульс для творческого развития театра. Так родились спектакли «Тоот, другие и майор», «Балалайкин и Ко». По приглашению Олега Табакова в театре работали также Анджей Вайда («Как брат брату») и Ион Унгуряну («Доктор Штокман»). Г. Волчек, уже будучи главным режиссером «Современника», поставила в это время свои знаменитые спектакли «Свой остров» и «Восхождение на Фудзияму».
«К тому времени я уже овладел своей профессией настолько, — вспоминает Олег Табаков, — что ощущал нестерпимую потребность передавать опыт из рук в руки, продлеваться в учениках...» Назрела необходимость создания собственной студии, которая и была образована в 1974 году. Разработанная Олегом Табаковым и его единомышленниками (В. Фокиным, А. Леонтьевым, К. Райкиным, А. Дрозниным, С. Сазонтьевым, В. Поглазовым) программа включала в начальный курс изучение истории мирового искусства, русского и зарубежного театра, пластику, речь, мастерство актера.
В 1976 году Олег Табаков уходит с поста директора «Современника», много и плодотворно работает на радио и снимается в кино, но в основном посвящает себя преподавательской работе.
В ГИТИСе он набирает свой курс, основой которого стали ученики его студии, многие из которых и поныне, уже став известными артистами, работают рядом со своим учителем.
С ноября 1978 года курс Олега Табакова (Студия молодых актеров) обосновался в отремонтированном собственными силами подвале на ул. Чаплыгина, 1-а. В 1978 году здесь состоялась премьера — спектакль по пьесе А. Казанцева «С весной я вернусь к тебе» в постановке В. Фокина. Затем были спектакли «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре», «Прищучил». В 1980 году студия с большим успехом гастролировала в Венгрии. «Появилась уверенность, — говорит Олег Табаков, — что у нас уже есть, с чего начать свой театр, что мы имеем на это заслуженное право...» Однако судьба распорядилась иначе: разрешение на открытие своего театра Олегу Табакову не дали, а вскоре ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью. Но, вопреки всему, в подвале на ул. Чаплыгина продолжали играть спектакли — вечерами, ночами, в свободное от репетиций и спектаклей на основных местах работы время. В 1981–1982 годах так появились спектакли «Записки сумасшедшего» по Н. Гоголю, «Жак-фаталист» Дидро, «Случай в зоопарке» Э. Олби, «Пролетарская мельница счастья» В. Мережко.
С 1976 до 1983 года Олег Табаков оставался в «Современнике» в качестве артиста на так называемых разовых ролях, а затем перешел во МХАТ, руководимый О. Ефремовым, где сыграл такие знаменитые свои роли, как Сальери в «Амадее» П. Шеффера (эту роль Олег Табаков сыграл уже более 250 раз), Бутона в «Кабале святош» М. Булгакова, Фамусова в «Горе от ума» А. Грибоедова, в спектаклях «Скамейка» А. Гельмана, «Серебрянная свадьба» А. Мишарина.
Спустя год после «запрета на профессию» новое руководство ГИТИСа предложило Олегу Табакову набрать новый курс. Так появилась вторая студия, куда пришли учиться Е. Германова, М. Зудина, Н. Тимохина, А. Серебряков, С. Беляев, С. Шкаликов, А. Мохов. Основное педагогическое ядро студии составили ученики Олега Табакова — А. Смоляков, С. Газаров, А. Селивёрствов, А. Марин. Среди дипломных спектаклей этого курса были «Крыша», «Полоумный Журден», «Две стрелы», «Прищучил» и «Жаворонок» — яркие и разнообразные по жанрам работы.
В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трех новых театров, среди которых был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Так сбылась его заветная мечта о собственном театре, который вскоре в народе окрестили «Табакеркой». По словам Олега Табакова, для него его театр — это прежде всего «большая семья, где много детей и где всё по справедливости».
Начало пути театра Олега Табакова было отнюдь не безоблачным. Первой работой официального Театра-студии под руководством О. Табакова стала премьера спектакля «Кресло» (1 марта 1987 года), поставленного Олегом Табаковым по повести Ю. Полякова. В начале перестроечных лет этот спектакль поражал смелостью своей тематики, эмоциональной силой и простотой изложения. Спектакль «Полоумный Журден» по пьесе М. Булгакова, где царила «отчаянно-смешная, раскованная театральная стихия», открывал широкие возможности самовыражения перед молодыми актерами. Потом были спектакли «Прищучил» Б. Кииффа, «Крыша» и «Дыра» А. Галича, «Затоваренная бочкотара» по повести В. Аксёнова, «Билокси-блюз» Н. Саймона, который существует в репертуаре театра уже более 20 лет. В 1990 году появилась «Обыкновенная история» с О.П. Табаковым в роли Петра Ивановича Адуева и И. Нефёдовым в роли Адуева-младшего. В 1993 году во время гастролей театра в Японии этот спектакль имел огромный успех. За ним последовали «Я хочу сниматься в кино», где Олег Табаков играл вместе со своей дочерью Александрой, «Учитель русского» с М.В. Мироновой в роли Козицкой. В 1992 году специально для М.В. Мироновой Олег Табаков поставил пьесу А. Богдановича «Норд-ост».
После выхода спектакля «Матросская тишина» по пьесе А. Галича сформировался интерес критиков к театру, все премьеры которого неизменно сопровождались аншлагами. В 1991 году ученик Олега Табакова С. Газаров поставил спектакль «Ревизор» Н. Гоголя. Вслед за «Ревизором» одна за другой состоялись премьеры спектаклей «Звездный час по местному времени» Г. Николаева (режиссер В. Машков), «Миф о Дон Жуане» по Ж.Б. Мольеру (режиссер А. Марин), «Процесс при закрытых дверях» Ф. Дюрренмата (режиссер А. Мохов), «Механическое пианино» по А. Чехову (режиссер О. Табаков), «Страсти по Бумбарашу» Ю. Кима и «Смертельный номер» О. Антонова (режиссер В. Машков), «Последние» М. Горького (режиссер А. Шапиро), «Псих» А. Минчина (режиссер А. Житинкин), «Чемпионы» Д. Миллера (режиссер О. Табаков), «Анекдоты» по Ф. Достоевскому и А. Вампилову и «Еще Ван Гог» (режиссер В. Фокин), «Прощайте... и рукоплещите» А. Богдановича (режиссер О. Табаков), «Старый квартал» Т. Уильямса (режиссер А. Житинкин), «Камера Обскура» по роману В. Набокова (режиссер А. Кузнецов), «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (режиссер О. Табаков), «Искусство» Я. Реза (режиссер Е. Каменькович), «Признание авантюриста Феликса Круля» по роману Т. Манна (режиссер А. Житинкин), «Комната смеха» О. Богаева (режиссер К. Гинкас), «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского (режиссер А. Марин), «Любовь как милитаризм» П. Гладилина (режиссер Е. Каменькович), «Отец» А. Стриндберга (режиссер А. Григорян), «Секс, ложь и видео» С. Содерберга (режиссер А. Кузнецов), «Не все коту масленица» А. Островского (режиссер А. Леонтьев), «Любовные письма» А. Гурнея (режиссер Е. Каменькович), «На дне» М. Горького (режиссер А. Шапиро), «Опасные связи» Ш. Де Лакло (режиссер Р.-С. Рантала), «Бег» М. Булгакова (режиссер Е. Невежина), «Воскресение. Супер» братьев Пресняковых по Л. Толстому (режиссер Ю. Бутусов), «Процесс» Ф. Кафки, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Старший сын» А. Вампилова, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. де Бомарше, «Волки и овцы» А. Островского (режиссер К. Богомолов), «Когда я умирала» У. Фолкнера, «Лицедей» Т. Бернхарда, «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева, «Рассказ о счастливой Москве» А. Платонова (режиссер М. Карбаускис) и др. Труппа «Табакерки» регулярно пополняется молодежью. В 2009 году при театре было открыто уникальное учебное заведение — Московский театральный колледж, где могут жить и учиться актерской профессии дети со всей страны.
В 1994 году Олег Табаков впервые выступил в качестве продюсера пьесы Ж.-К. Брисвиля «Ужин», поставленной А. Смирновым с А. Джигарханяном в роли Фуше и О. Табаковым в роли Талейрана. Спектакль, имевший огромный успех у зрителя, шел во МХАТе имени А.П. Чехова, на сценах Самары, Саратова, Петербурга. Последующими продюсерскими работами Олега Табакова стали спектакль «Сублимация любви», поставленный А. Мариным по комедии А. де Бенедетти (1995), «Любовные письма» А. Гурнея (режиссер Е. Каменькович, 2000), «Дядя Ваня» А. Чехова (режиссер М. Карбаускис).
Начиная с первой роли в картине М. Швейцера «Саша вступает в жизнь» (1957), творческая жизнь Олега Табакова неразрывно связана с кинематографом. В послужном списке Олега Табакова такие фильмы, любимые зрителями, как: «Дело пестрых», «Накануне», «Строится мост», «Война и мир», «Выстрел», «Гори, гори, моя звезда», «Король-Олень», «Случай с Полыниным», «Сердце России», «Достояние республики», «Семнадцать мгновений весны», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Двенадцать стульев», «Несколько дней из жизни Обломова» — главный приз за лучшее исполнение мужской роли на Международном кинофестивале в Оксфорде, «Москва слезам не верит», «Ах, водевиль, водевиль». Список картин можно перечислять долго, долго, долго…
Нельзя не отметить работы Олега Табакова по озвучению мультфильмов. Невозможно забыть домовитого кота Матроскина из Простоквашино, который говорит голосом Олега Табакова.
Начиная с 1976 года, с постановки «Ревизора» Н.В. Гоголя в театре города Шеффилда (Великобритания), Олег Табаков много и плодотворно работает за рубежом в качестве режиссера-постановщика и преподавателя: в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США им поставлена русская, советская и зарубежная классика, всего более 40 спектаклей. На базе Гарвардского университета Олег Табаков создал и возглавил Летнюю школу имени К. Станиславского.
С 1986 по 2000 год — ректор Школы-студии МХАТа, руководитель совместной аспирантской программы школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США). В 2007 году был удостоен звания почетного доктора Чешской академии изящных искусств.
В 2000 году, после смерти Олега Ефремова, Олег Табаков возглавил МХАТ имени А.П. Чехова. Стремительная, бурная, поистине революционная деятельность Табакова — руководителя Художественного театра превратила маститый театр с парадным входом и «традициями» в самый непредсказуемый современный театр исканий. Был полностью обновлен репертуар (ставки сделаны как на произведения мировой классики, так и на современную отечественную и зарубежную драматургию).
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово «академический». В 2006-2007 гг. по инициативе О.П. Табакова была проведена крупномасштабная реконструкция основной сцены и зала, благодаря чему МХТ стал одним из самых технически оснащенных театров мира.
При всей своей грандиозной занятости художественного руководителя двух театров Олег Павлович Табаков продолжает служить главному делу своей жизни, выходя на сцену в спектаклях МХТ.
Олег Табаков — народный артист СССР, народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента РФ в области литературы и искусства, премии Московского комсомола.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III, IV степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почёта». Дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», премии имени К.С. Станиславского, премий «Хрустальная Турандот», «Чайка» и других. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
29 августа 2015 года в Саратове состоялось торжественное открытие скульптурной композиции (автор — заслуженный художник РФ Андрей Щербаков), посвященной Олегу Павловичу Табакову.