ТЕЛИЧКИНА Валентина Ивановна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, лауреат премии Ленинского комсомола
Родилась 10 января 1945 года в селе Красное Арзамасского района Горьковской области. Отец – Теличкин Иван Федорович (1899–1975). Мать – Теличкина Татьяна Дмитриевна (1905–1987). Супруг – Гудков Владимир Николаевич, архитектор. Сын – Гудков Иван Владимирович, выпускник МГИМО.
Иван Федорович работал слесарем, а Татьяна Дмитриевна – продавцом. Но задолго до этого отец занимался другим ремеслом – валял валенки и продавал их. Исторически сложилось так, что в Красном одна половина села занималась изготовлением валенок, а другая – выращиванием лука, который благодаря уникальным природным условиям этой земли всегда давал лучшие сорта. Иван Федорович слыл известным мастером, у него даже было именное купеческое золотое клеймо – своеобразный знак качества, который нельзя купить. Когда у кого-то из родственников торговля валенками не шла, они приходили к Теличкину и просили его клеймо – только тогда люди покупали их изделия и знали, что им не будет сноса.
Валя всегда помнила, как отец говорил: «Достаток – это Божья благодать, а избыток – наказание Господне». И эти слова были не просто сказаны, а выстраданы – в 30-х годах Ивана Теличкина раскулачили, а потом приговорили к расстрелу. К счастью, его сестра собрала все драгоценности, которые имелись у родных, поехала в Москву и спасла Ивана Федоровича от расстрела. В те времена у Теличкиных отобрали дом и все, что в нем находилось. Татьяну Дмитриевну с 5 детьми спас родственник-юрист: он подсказал, как избежать высылки – развестись с супругом, что она и сделала, поселившись с ребятишками у матери.
По счастливой случайности у Ивана Теличкина в пальто сохранились 3 золотые монеты – каким-то образом они завалились за подкладку. После освобождения он снова построил дом и начал жизнь практически с нуля; никогда об этом не рассказывал, не ожесточился и не ругал власть. После выхода Ивана Федоровича из тюрьмы у Теличкиных родилась дочь Галина, а еще через 4 года – Валентина. Ее старшие братья и сестры к тому времени уже имели свои семьи.
Когда Валя подрастала, отец по состоянию здоровья уже не мог заниматься активной трудовой деятельностью – он больше находился дома и всю свою жизненную энергию перенес на дочерей. Однажды в школе детям задали вопрос: «Почему вы счастливы?», и Валя ответила по-детски искренне: «Я счастлива, потому что родилась у Ивана Федоровича Теличкина». И это было правдой – у Валентины с отцом всю жизнь существовала удивительная внутренняя связь, можно сказать на уровне подсознания. И это невероятное ощущение единения от духовной близости с Иваном Федоровичем живет в Валентине Ивановне до сих пор.
Бытует мнение, что актер – это не профессия, а диагноз. Валентина Теличкина поставила себе этот диагноз вскоре после рождения. Когда девочке было года три-четыре, воспитательница в детском саду разучила с ней частушку: «Я – маленькая, аккуратненькая. Что есть на мне – пристает ко мне», которую она и спела на концерте. После этого все вокруг очень долго звали Валю «Аккуратненькая». Потом в ее репертуаре появились «Яблочко» и «Барыня».
В школе Теличкина принимала активное участие в самодеятельности – в концерте из 24 номеров 16–18 были ее, а остальные существовали только для того, чтобы Валя успела переодеться. Она пела, танцевала, читала стихи и рассказы, играла на гитаре в струнном оркестре… И очень любила фантазировать – погружалась в сказочный мир, воображая себя то Золушкой, которая ищет встречи с прекрасным принцем, то Царевной-Лягушкой, готовой в любой момент сбросить шкурку и поразить всех сияющей красотой.
И неудивительно, что этот загадочный и непредсказуемый мир казался ей лучше реального.
После окончания школы вопрос «Кем быть?» перед Валентиной Теличкиной не стоял. Она поехала в Москву и сразу поступила во ВГИК, где училась с 1963 по 1967 год. Она была счастлива, потому что исполнилась давняя мечта, и долгое время даже стеснялась получать стипендию.
Жить в ладу с собой и своей совестью нелегко в любые времена. Но актрисе Валентине Теличкиной это всегда удавалось. Она начала сниматься уже после 2-го курса – в небольшой роли Даши в фильме «Таежный десант» (1965) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Снимали картину в тайге под Красноярском, жили в вагончиках, представление о быте существовало самое приблизительное, но студентка была на седьмом небе. Валю окружали молодые талантливые актеры, режиссеры и изумительная природа: тайга – звонкая, прозрачная, с мелкими горными речками, а будущее представлялось прекрасным.
Еще находясь в экспедиции, Теличкина получила приглашение от С.А. Герасимова и сразу из Красноярска вылетела в Миасс, где шли съемки фильма «Журналист» (1967). Сначала подающую надежды студентку увидела Тамара Федоровна Макарова. На 1-м курсе Валя играла этюд, Макаровой он понравился, и она попросила С.А. Герасимова посмотреть Теличкину. Он пришел, но шла уже другая сессия, и Валя играла совсем другую роль. Герасимов пожал ей руку и сказал: «Молодец, девочка, ты будешь хорошей артисткой, но мне нужна актриса другого плана». Однако Тамара Федоровна продолжала настаивать, съемки «Журналиста» шли полным ходом, а исполнительницу роли Вали так и не нашли.
И тогда Герасимов все-таки вызвал Теличкину на пробы. Ее серьезная до комичности курьерша Валя сразу нашла отклик в сердцах миллионов зрителей. Валентине посчастливилось сниматься рядом с такими мастерами, как Тамара Макарова, Анни Жирардо, Иван Лапиков, уже популярными Галиной Польских и Сергеем Никоненко,
а также с начинающим Юрием Васильевым.
Валентина Теличкина никогда не играла себя – просто с детства ей нравилось наблюдать за людьми, слушать, и этот опыт очень пригодился ей в актерской профессии. Сложилось так, что со временем свою роль в фильме «Журналист» Теличкина стала считать главной в жизни, так как она открыла ей дорогу в мир кино. Хотя изначально все складывалось не так просто… После выхода картины многие режиссеры восприняли Валентину не как актрису, а как типаж – и кинулись приглашать в свои фильмы, она получала до трех предложений в день.
В актерской профессии очень важно удержаться на определенном уровне после первого успеха, который в некотором отношении опасен, и Валентина Ивановна с честью выдержала это испытание. В кино она начинала с очень неумелых, женственных, лиричных героинь, и после «Журналиста» Теличкиной еще предстояло доказать, что она действительно разноплановая актриса. Поэтому по-настоящему она полюбила свою героиню намного позже, когда почувствовала, что надежно защищена от нее совершенно другими по характеру ролями.
К счастью, появился Борис Яшин, который предложил ей сняться в фильме «Осенние свадьбы» (1967). «Журналиста» он не видел – режиссеру просто сказали, что «Есть одна хорошая девчонка»... Сценарий фильма оказался очень близок Теличкиной, а роль Наташи, которую она сыграла, позволила признать ее настоящей актрисой. В «Осенних свадьбах» присутствует удивительное богатство красок, а образу Наташи свойственна мечтательность и готовность на самоотречение во имя любви…
Валентине Теличкиной хватает и метра площади, чтобы жить в своих мечтах и творить на этой земле. В диапазон мечтательного человека, а тем более актрисы входит самое разное количество образов, главное – чтобы их воплощение оказалось ярким и интересным. Валентине Ивановне важна не величина, а содержательность роли и контекст образа. Если фильм снимает хороший режиссер, актриса может ему доверить и полностью положиться на интуицию и творческий импульс. В процессе съемок каждый раз что-то должно устраивать актера – в драматургии или в режиссере, а когда это сочетается воедино – возникают поистине потрясающие работы. Такое взаимопонимание сложилось у актрисы с Эльдаром Шенгелая и его «Необыкновенной выставкой» (1968).
После этого Валентина Ивановна сыграла множество ролей и, по единодушному мнению режиссеров, оказалась способной воплотить своих персонажей абсолютно достоверно и естественно, оправдать самые причудливые повороты сюжета органичным поведением в кадре. Героини Теличкиной запоминались сразу. Это и случайная возлюбленная в «Пяти вечерах» (1978)
Н. Михалкова, и перезрелая невеста в «Не может быть!» (1975) Л. Гайдая, и хищная экономка Анна в «Вассе» (1983) Г. Панфилова... С образом актрисы в зрительских сердцах навсегда связаны драматические переживания героини в «Счастье Анны» (1970), гротеск и характерность в фильме «Начало» (1970), лирическая интонация в «Пяти вечерах», философское и трагическое начало в «Вассе»... И неважно, была ли это главная роль, второстепенная или мимолетный эпизод. Такова уж сила обаяния этой женщины, неповторимость ее актерской интонации, особая душевная стать.
Знаменитые реплики героинь Валентины Теличкиной сразу вошли в зрительский обиход. Это и хвастовство Вали в картине «Начало»: «А меня Иван Сидорович Нефертити назвал!», или предложение Зои в лирической драме Никиты Михалкова «Пять вечеров»: «Саша, а у меня идея – давайте поцелуемся!»
Судьба подарила актрисе и удивительные мгновения совместной работы с прекрасным режиссером Львом Кулиджановым. Этот период своей жизни Валентина Ивановна считает еще одним удивительным подарком судьбы. Фильм «Незабудки» (1994) рассказывает о женских судьбах военного и послевоенного поколений.
А Кулиджанов, как истинный мастер, умел создать необыкновенную атмосферу на съемочной площадке.
На долю Валентины Теличкиной выпало актерское везение, когда у режиссеров возник негласный спор об амплуа актрисы и ей стали предлагать разные роли. В Теличкиной нет эпатажности и жеманства, она полна благородной простоты, отчего окружающим рядом с ней удивительно легко. У Валентины Ивановны необыкновенное лицо, которое запоминается сразу. А ее героини – живые и непосредственные, дерзкие и капризные, задумчивые и целеустремленные. «Я считаю, что актриса, как никто, должна быть человеком, – объясняет эту ситуацию Валентина Теличкина. – Те, кого я уважала и уважаю, – Вера Петровна Марецкая, Валентина Петровна Телегина или Ия Саввина, – прежде всего невероятно мощные люди, человечные и – никакого фиглярства».
В 1999 году актриса снялась в фильме «Кадриль» по сценарию Владимира Гуркина, который воплотился в работе прекрасного режиссера Виктора Титова. Валентине Ивановне досталась замечательная характерная роль, которая ей очень близка. В «Кадрили» она сыграла вместе с Олегом Табаковым, Станиславом Любшиным, Любовью Полищук и Ниной Усатовой. Картину сняли в рекордно короткие сроки – за два с половиной месяца, но, несмотря на такую скорость, Титов к работе относился очень требовательно, чуть ли не круглые сутки шли репетиции и съемки. «Кадриль» – фильм о любовных приключениях двух сельских супружеских пар, решивших поменяться мужьями и женами. По мнению актрисы, в реальной жизни возможны и более изощренные вещи. Она согласна с мнением, что литература и искусство не придумали еще ничего такого, чего не могло бы случиться в жизни. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что во всякой фантазии есть только ее доля, все остальное – реальность.
Валентине Теличкиной посчастливилось сниматься и с Василием Макаровичем Шукшиным. Все началось еще с картины «Журналист», потом вышли «Три дня Виктора Чернышева» (1967) и «У озера» (1969). Валентина Ивановна очень рано открыла для себя Шукшина-писателя, ей нравилось все, что он пишет и снимает. Казалось даже, что лучше, чем она, никто не понимает ни его самого, ни его глубоких чувств, ни его героев и неиссякающей любви к деревне. Для Теличкиной произведения В.М. Шукшина близки, как и книги Распутина, – сердце сжимается от сострадания и боли, заходится в неописуемом восторге, и в такие моменты все нутро воспаляется, и чувствуется согласие души и сердца, и переполняет любовь к тому, кто это написал. Валентина Ивановна искренне любит удивительный русский народ – доверчивый, наивный, непрактичный, невероятно ранимый, бескорыстный – и святой.
Сейчас свое вдохновение Теличкина черпает из произведений литературы, ведь в работе каждого актера оно выражается по-своему. И это помогает актрисе сохранить свой талант, понять, что мешает, а что помогает в том, чтобы не опустошить его. Литература – это то, с чем актриса существует с рождения – сначала в виде сказок, потом в виде захватывающего чтения, истории в истории. Сегодня – это литература, которая согревает душу, помогает жить. Конечно, это классика, и богословская литература, удивительное духовное наследие, в котором Валентина Теличкина черпает помощь и надежду. Ей близки Иван Ильин, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Андрей Кураев, и их книги она считает настоящим чудом.
Говорят, что актриса не должна жить благополучно, ей необходимо мучаться, страдать, ежедневно умирать от несчастной любви... По мнению Валентины Ивановны, опыт страданий очень важен, тем не менее можно обладать им и ничего не выразить на экране. Страдания воспитывают душу, но искусственно их не создашь, и степень страдания у каждого своя. Самое главное для актера – это умение сострадать, сопереживать, воображать себя в самых разнообразных ситуациях.
Валентина Теличкина уверена, что у каждого актера существует опасность стать неинтересным от ежедневного «метания по экрану». Иногда нужно просто отойти в сторону и пожить обыкновенной жизнью. Теличкина называет эти периоды «активным ожиданием», когда можно просто читать, заботиться о доме, друзьях, ходить на выставки и спектакли. Этот перерыв вырабатывает в организме актера ферменты тоски по творчеству – очень важного, на ее взгляд, состояния. А когда начнется работа, обязательно появится новизна чувств, тонкое понимание режиссера и партнера по фильму, блеск в игре, нечто неожиданное в облике актера, когда глаза будут особенно хорошо видны с экрана, иначе никакой грим не скроет того, что они отражают. Настоящему актеру, чтобы найти отклик у зрителей, тренировки рук и тела недостаточно, здесь необходима тренированность души. И тогда приходит чудо – казалось бы, актер почти ничего не делает, а у зрителя комок в горле и все душевные поры наполнены. Вот это и есть момент наивысшего счастья.
Валентина Теличкина притягательна светом мягкости и доброты. Рядом с ней люди оттаивают – теплеют глаза, на лицах появляются улыбки. Героини Теличкиной завораживают. Такие, казалось бы, простые… и вместе с тем необыкновенные...
В 2002 году Валентина Теличкина сыграла любящую мать в сериале «Бригада». Такова уж сила обаяния этой женщины, неповторимость ее актерской интонации. «Бригада» – дебютная работа Алексея Сидорова, но когда актриса узнала, что режиссер написал сценарий фактически сам, захотела с ним познакомиться поближе. После этой встречи она окончательно решилась на съемки и не ошиблась в своем выборе, несмотря на то что долго отказывались сниматься в телесериалах. По ее мнению, всем когда-то приходилось начинать – и А. Тарковскому, и В. Шукшину и Г. Чухраю… А свою дебютную картину каждый режиссер снимает с невероятным трепетом и огромным желанием доказать, что он чего-то стоит. «Бригада» привлекла Валентину Ивановну сценарием, он понравился ей своей профессиональной состоятельностью, хотя сама тема изначально насторожила и даже долгое время стояла под вопросом.
Если сейчас актриса о чем-то и мечтает, так это о новой хорошей роли, еще одной необыкновенной истории, которую будет снимать интересный режиссер. Теличкина хочет разнообразия, но в доступной для ее мировоззрения форме, в том качестве, которое может взволновать актрису.
Спасение для Валентины Ивановны – в прочном мире ее семьи, в счастье близких людей. Сказки знаменитая актриса любит до сих пор, и в своей жизни она нашла больше, чем принца, и уверена, что браки действительно совершаются на небесах. Она встретила надежного, благородного, талантливого человека – своего супруга. И живет по убеждению: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся» – так советовал Серафим Саровский. С Владимиром Николаевичем они познакомились в советско-болгарском клубе молодой интеллигенции, куда приехали на один из его семинаров в Болгарии. Наивысшим моментом счастья для супругов стало рождение сына, которого назвали Иваном – в честь отца Валентины Ивановны. От общения с сыном Валентина Теличкина получает огромное удовольствие, у них сложилось полное взаимопонимание – они вместе ходят в театр, в консерваторию, обсуждают увиденное и услышанное. Если рассматривать счастье как возможность идти своим путем, то Валентина Теличкина счастлива и считает, что это понятие зависит от того, как человек сам определяет его… А счастье, как выясняется, заключается в очень простых вещах... У Валентины Ивановны был любимый отец, выше которого для нее только Бог, есть любимая работа, любимые муж и сын. Разве это не счастье?
Всего Валентина Теличкина снялась более чем в 50 фильмах. Помимо упомянутых, это: «Зигзаг удачи» (1968), «Первая девушка (1968), «Золотые ворота» (1969), «Чайка» (1970), «Шаг с крыши» (1970), «Стоянка поезда две минуты» (1972), «Синие зайцы» (1973), «Капитан» (1973), «Одиножды один» (1974), «Потому что люблю» (1974), «Встретимся у фонтана» (1976), «Трясина» («Нетипичная история») (1977), «Пятое время года» (1978), «Здравствуй, река!» (1979), «Впервые замужем» (1979), «Добряки» (1979), «Портрет жены художника» (1981), «Наше призвание» (1981), «Факты минувшего дня» (1981), «Безумный день инженера Баркасова» (1983), «Сильная личность из 2 а» (1984), «Мужчины и все остальные» (1985), «По главной улице с оркестром» (1986), «Где находится нофелет?» (1987), «Забавы молодых» (1987), «Человек свиты» (1987), «Ловкачи» (1987), «Живодер» (1990), «Отдушина» (1991), «Менялы» (1992), «Волшебный портрет» (1996), «Классик» (1998), «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2» (1998), «Есенин» (2005).
С 1969 года и по сей день Валентина Теличкина – актриса Театра киноактера. «...Чуткий театр, верно направленный во всех своих жанрах – от трагедии до водевиля, может изменить мировосприятие целого народа. А театр искалеченный, у которого вместо крыльев копыта, за несколько лет может развратить и усыпить целую нацию», – пишет Федерико Гарсиа Лорка, и актриса согласна с великим испанцем в мысли о том, что ответственность за мировосприятие людей ляжет в конечном счете на плечи интеллигенции. Ведь смешение нравственных ориентиров в обществе, пренебрежение духом и смыслом жизни нельзя оправдать ничем...
В.И. Теличкина – народная артистка России (2009), заслуженная артистка РСФСР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1985), лауреат премии Ленинского комсомола (1976).
С 1969 года – член Союза кинематографистов.
Живет и работает в Москве.