ТОЛУБЕЕВ Андрей Юрьевич (1945-2008)
Народный артист России, лауреат Государственных премий РФ
Родился 30 марта 1945 года в Ленинграде. Отец – Толубеев Юрий Владимирович, актер Пушкинского (ныне Александринского) театра, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР. Мать – Алешина Тамара Ивановна актриса Пушкинского (ныне Александринского) театра. Супруга Марусяк Екатерина Дмитриевна, актриса. Дочери: Елизавета, студентка юридического университета, абсолютная чемпионка мира по таэквандо среди юниоров; Надежда, в 12 лет сыграла в спектакле «Перед заходом солнца», а еще раньше – в «Дворянском гнезде».
Когда Андрею исполнилось 4 года, родители расстались. Вторая супруга отца, Галина Григорьевна, работала в журнале «Смена», и у Толубеева появилась сводная сестра Людмила – очень дорогой ему человек, рядом с которым актер всегда чувствует себя удивительно надежно.
Мама больше не вышла замуж, хотя была очень красива и талантлива. Тамара Ивановна до последних дней жизни сохраняла хорошие отношения с бывшим супругом, и в своих письмах к сыну родители всегда передавали друг другу приветы, а мальчик ощущал, что в его жизни есть настоящая опора.
Юрий Владимирович не хотел, чтобы сын стал актером, и считал, что юноше необходимо получить какую-то основательную профессию – поначалу он не замечал в Андрее никаких творческих способностей и поверил в его талант только спустя годы, буквально перед смертью, когда услышал по радио спектакль «Суворов».
В детстве Андрей мечтал стать космонавтом, и это увлечение стало настолько серьезным, что он поступил в клуб юных космонавтов. Технической базой стала кафедра авиационно-космической медицины Военно-медицинской академии, где Толубеев провел больше 2 лет – принимал участие в различных медицинских и психологических экспериментах. Поэтому когда в 1963 году Андрей окончил школу, вопрос о том, куда поступать, перед ним не стоял. Но на медкомиссии ему объявили, что в связи с плохим зрением к полетам в космос он не годен. Тогда Толубеев поступил в Ленинградскую военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова, на факультет подготовки авиационных и космических врачей.
В годы учебы Андрей стал заниматься в университетском театре. От судьбы не уйдешь – наукой он овладевал старательно, но все-таки искусство завладело им безраздельно. В этот прекрасный период жизни Толубеев встретил замечательных учителей: Евгению Владимировну Карпову – бывшую актрису Александринского театра (игравшую еще до войны), где работали его родители, Владимира Викторовича Петрова – ныне профессора театральной академии, ставшего для своих учеников примером для подражания, Игоря Олеговича Горбачева, поверившего в актерский дар будущего военного медика и «благословившего» его на театр, а также профессора Кирилла Николаевича Черноземова. Эти удивительные люди воспитали Андрея не только как актера, но и как человека.
На сцене театра-студии ЛГУ за 1968–1975 годы А. Толубеев сыграл роли в спектаклях «Страх и отчаяние в третьей империи» Б. Брехта (Судья), «Осенняя скука» Н. Некрасова (Ласуков), «Дорж Данден» Ж.-Б.Мольера (г. Сотанвиль), «Женитьба» Н.В. Гоголя (Кочкарев), «Конь в сенате» Л. Андреева (Марцелл), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Праздничный сон до обеда» по А. Островскому (Бальзаминов), «Назначение» А. Володина (Куропеев), «Красное вино победы» Е. Носова (Ведущий).
В 1969 году Андрей Толубеев окончил академию и начал службу в одной из военных частей. Через некоторое время он вернулся на кафедру космической медицины и окончил курсы психофизиологии. Однако сложилось так, что карьерой врача Толубеев пожертвовал ради актерского дела – скорее всего, сказались и гены, и обстоятельства, и призвание.
Оказавшись в Ленинграде, он все силы стал отдавать творчеству, параллельно поступил в театральный институт, но регулярно посещать занятия не мог. А после того как в 1973 году Андрею удалось демобилизоваться, он уже со 2-го курса целиком погрузился в учебу на факультете драматического искусства (курс И.О. Горбачева). Когда Андрей оканчивал театральный институт, помимо актерских экзаменов он участвовал в режиссерских показах курса Георгия Александровича Товстоногова в качестве актера – студентам требовались исполнители для зачетных спектаклей. Тогда Толубеев приглянулся Георгию Александровичу, и он пообещал пригласить его в БДТ.
Еще студентом Андрей начал сниматься в кино – Илья Гурин на Киностудии имени Горького снял фильм «Еще можно успеть» (1975), в котором он сыграл главную роль. И хотя картина не получила широкого признания, ее название стало для актера девизом на всю жизнь – ведь в Академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова он пришел уже в 30-летнем возрасте. Первая профессия прибавила Толубееву интеллектуальной собственности, которая в конечном итоге повлияла на всю его дальнейшую работу. Медицина – одна из немногих наук, которая дает классическое образование, и Андрей Юрьевич его получил.
В 1982 году актера официально пригласили в труппу БДТ, на сцене которого к настоящему времени он сыграл около 40 ролей, из них более 20 – главные. Наиболее значительные для актера спектакли – «Жестокие игры» А. Арбузова (Терентий), «Последний срок» В. Распутина (Михаил), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (Алексей), «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского (Нерон), «За чем пойдешь, то и найдешь» по А. Островскому (Бальзаминов), «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (Вурм), «Вишневый сад» А.П. Чехова (Лопахин), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (Арбенин). Эти работы стали определенным этапом в жизни А.Ю. Толубеева и многое изменили в ней.
Премьера «Оптимистической трагедии» в БДТ состоялась в 1981 году. Этот спектакль ждали с особым интересом и те, кто видел ставшую уже легендой знаменитую «Оптимистическую трагедию», поставленную за четверть века до этого Г. Товстоноговым в Академическом театре имени А.С. Пушкина, и те, кто знал о ней по рецензиям, книгам, воспоминаниям театралов. Новаторская постановка 1955 года определила новый рубеж в художественных поисках театра и стала заметным явлением в духовной жизни целого поколения. Тогда Г.А. Товстоногов и Ю.В. Толубеев, создавший классический образ Вожака, были удостоены Ленинской премии.
Сила нового спектакля оказалась в том, что он звучал современно, опираясь на богатейший опыт театра. Сквозь всю постановку проходит мысль о том, что потеря каждого человека – это щемящая душу трагедия, а темы борьбы и смерти получают глубокое философское обобщение.
В концепции нового спектакля образ матроса Алексея в исполнении Андрея Толубеева занял одно из центральных мест, а для молодого актера эта роль стала важной вехой творческой биографии. В ней полно раскрылись его темперамент, незаурядное дарование и умение показать характер героя как «сложную сумму общественных отношений». Поначалу кажется, что среди анархистов он первый «экстремист», человек решительных мыслей и действий. Безнаказанность, мнимая свобода от нравственных норм кружит ему голову. Но сцена за сценой – и зритель за стремлением непрестанно пародировать собственные слова и поступки угадывает глубинный пласт личности, душевную муку и неудовлетворенность собственной судьбой. Алексея подтачивает и разъедает внутренний духовный кризис, он ищет ответы на вопросы: «Где правда? Кому верить?», поставленные самой жизнью. Толубеев последовательно отображает созревание героя, нигде не погрешив против психологической правды характера и глубоко раскрыв трагедийную суть образа.
Одной из любимых работ Андрея Толубеева являлся и спектакль Г. Товстоногова и В. Малышицкого «Театр времен Нерона и Сенеки» по пьесе Э. Радзинского, премьера которого состоялась в 1986 году. Идиллической картиной начинается постановка – в красноватых отсветах огня сидит император Нерон (А. Толубеев). Кажется, что зрители очутились не в Риме начала нашей эры, а в Древней Элладе, где царит гармония. Но это лишь иллюзия, так как все это – театр, который устроил из своей империи Нерон. Это история на все времена – она о людях, творцах и жертвах тирании, об эпохах, которые превращают жизнь в лицедейство, отделяют слово от дела, выдают черное за белое. Нерону Андрея Толубеева суждено стать театральной легендой, из тех, по которым так тоскует наша сцена. Как ему удается быть сразу и безмерно обаятельным, и беспредельно отталкивающим, мужественным и жалким, умным и мелко тщеславным, холодным убийцей и искренним страдальцем, все видеть, чувствовать, читать в душах самых осторожных и скрытных людей? Как удается актеру балансировать на грани между комедией жизни фигляра на троне и трагедией незаурядного человека, которому с детства внушали, что любовь – продажна, а ложь – закон бытия? Как всякое подлинное искусство, это плохо поддается описанию...
Что действительно помогает актеру входить в образ – никто не знает. Наверное, это интуиция, большой жизненный опыт, наблюдательность и увлеченность своей профессией, без которых нельзя жить на сцене. Крупный и щедрый талант Андрея Юрьевича по своей природе истинно русский, ведь театральная династия Толубеевых знакома не одному поколению петербуржцев.
А. Толубеев не обижен и русской классикой – он играл в спектаклях по произведениям А. Островского, А. Чехова, М. Лермонтова. Театр для него – это жизнь. Несмотря на огромный опыт, каждый раз перед выходом на сцену Толубеев испытывает невероятное волнение – ведь в каждой актерской работе должен присутствовать смысл, который так важно донести до зрителя.
В 1989 году Андрей Толубеев сыграл главную роль в спектакле Дмитрия Астрахана «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»). Его Бальзаминову присущи претензии на франтоватость – он каждый день делает старательный макияж перед зеркалом, пощипывает брови и строит нервные гримасы. Все это жалко и отвратительно. Но Бальзаминова мучает вопрос: «Куда уходит жизнь?», он мечется в смятении и непонятной тоске. Зрителя невероятно захватывает эта фарсовая круговерть, и, несмотря на большой набор дурачеств, спектакль имеет под собой прочную основу – он рождается из самого актерского животворящего духа. В этом пестром балагане, в этой веселой суматохе явно заметно отчаяние в глазах Бальзаминова, поэтому так поражает его горький вскрик: «Сколько раз просил, покажите, как в любви объясниться!» Знакомство, сватовство превращаются в нелепые картины, и вместе с тем глубоко жалок блестяще сыгранный Толубеевым болезненно-патологичный Бальзаминов. В его глазах порой проступает дикая тоска по жизни, которой ни в соседней усадьбе, ни в округе не найдешь.
В спектакле по пьесе А. Островского «Лес», который поставил режиссер А. Шапиро, Андрей Толубеев блестяще сыграл роль Счастливцева. Поначалу можно не заметить специфичности связей людей, живущих в Пеньках, лживости их ежедневного существования, к которому все относятся как к норме. В спектакле представлена модель мира, построенного на общественном лицемерии, взаимном сговоре, скрепляющем сложившуюся систему. Несчастливцев на какие-то мгновения задумывается, прислушивается к себе, пытаясь угадать законы этого мира. Освобождаясь от внешних эффектов и пафоса, он приходит к правде и красоте естественного тона. Равноправен в этой незаурядной паре и Счастливцев – басовитый комик, из любви к театру готовый на все. Спектакль получился артистичным и легким в исполнении, полным юмора и грусти. В нем немало прелестных шуток, свойственных театру, иногда по-аристофановски смелых – ведь высокая комедия не исключает буффонады, и хотя в финале зрителю становится немного грустно, эта грусть очень светлая.
Еще одним подарком судьбы Толубеев считает спектакль Темура Чхеидзе «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова, в котором он сыграл Арбенина. Это произведение издавна привлекает режиссеров возможностью поразмышлять над мистикой петербургского зазеркалья, дьявольщиной азартных страстей и их властью над человеческими душами. Андрей Толубеев очень подробно передает начало падения, проверку себя, после которой все обрушится в один миг и покатится, словно снежный ком, – доли секунды, когда принято роковое решение сесть за карты, и демоны все-таки вырвутся на волю и начнут мстить Арбенину за то, что он предал свое естество. Финальное сумасшествие своего героя Андрей Юрьевич играет необычно и изумительно красиво, показывая, как человек выбирает зло, чтобы доказать самому себе свою силу.
И моментально для его героя все окажется позади, маскарад жизни и маскарад смерти завершатся расплатой за страсть, которая слишком страшна. Это одна из самых трудных ролей в русском репертуаре, которая требует много сил и душевных переживаний, но актер счастлив, что взялся за нее. У зрителя возникает ужас от жуткого сочетания силы, мощи личности, ее железной воли и полного отсутствия способности видеть, чувствовать ближнего. Арбенин Толубеева не падает в финале, он лишь принимается ходить со свечой вокруг гроба Нины, и эта изменившаяся траектория движения свидетельствует только об одном – гордый разум перестал диктовать герою правила поведения, а значит, он покинул эту оболочку. Арбенин – личность необыкновенная, обладающая противоречивым характером, поэтому Толубеев играет сильно, темпераментно, но без пафоса и декламации. Он не читает стихи, а произносит их так, как будто это его свободная речь, но поэзия при этом абсолютно не страдает. Магическое чувство присутствовало еще в первом спектакле Темура Чхеидзе на сцене БДТ – в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера. Тогда главным страдальцем от этого жестокого чувства оказался не юный Фердинанд – этот герой кажется просто мальчишкой, видящим только собственные идеалы, – а Вурм, который в трактовке Андрея Толубеева перестал считаться однозначным персонажем. Именно с этого спектакля Чхеидзе Толубеев начал путь к романтическим героям. Поэтому в «Маскараде» он играет Арбенина так сильно, как на этой сцене не играл, наверное, со времен «Коварства и любви» – когда его Вурм вырастал в одного из главных героев спектакля.
После каждого представления «Маскарада» Толубеев долго приходит в себя. Но благодаря его игре зрители ощущают, какое зло приносит эгоизм, – ведь основная задача актера в этом спектакле не оправдать Арбенина, а показать его сумасшествие как Божье воздаяние и Божью милость к этому человеку... Ведь сцена для актеров – как алтарь, который возвышается над низменными страстями. Еще
К.С. Станиславский говорил, что театр – это кафедра, с которой звучит проповедь.
С огромным удовольствием актер играет роль Сержа в спектакле «Aрт» по пьесе Ясмины Резы в постановке Николая Пинигина. Это добрая история о том, как люди решили не предавать свою дружбу. Андрей Юрьевич считает, что нужно быть терпимее друг к другу и учиться прощать. В этом спектакле он занят с Валерием Дегтярем и Геннадием Богачевым – со временем их профессиональные отношения переросли в дружеские, несмотря на то, что они очень разные по характеру люди: Толубеев – спокойный и покладистый, Богачев – более эмоциональный и решительный, а Дегтярь – скорее философ. Может быть, поэтому они и сошлись…
В спектакле 3 актера спорят о сущности искусства и о тех формах, в которых оно может быть воплощено, и зрительский интерес заметно повышается в тех местах, когда проявляется личное пристрастие каждого к обсуждаемой теме.
Неслучайно Андрей Толубеев и Валерий Дегтярь с энтузиазмом взялись и за пьесу Эриха Шмитта «Загадочные вариации», которая в постановке Алексей Серова явно продолжила традиции «Арта». Толубеев придает спектаклю своеобразное автобиографическое звучание. Особенно это чувствуется, когда его герой – писатель, лауреат Нобелевской премии, бежавший творить на безлюдный остров, говорит об одиночестве как об избавлении от суеты и обычной жизни. Для Андрея Юрьевича всегда ценно, когда в сценическом образе помимо написанного читается определенная судьба и внутреннее отношение исполнителя. Тем не менее Толубеев не любит актеров, распахивающих свою душу навстречу всем ветрам. Он не хочет, чтобы зритель знал, как создается тот или иной спектакль, ведь в актерской профессии должна присутствовать тайна. «Загадочные вариации» имеют огромную степень свободы – там есть пространство для маневра, для изменений, которые несет время. Для подобной роли нужен покой, с годами Андрей Толубеев стал ценить это больше. Ему хотелось бы работать над ролью длительное время, чтобы была возможность подумать, как сделать образ боле совершенным. Его герой в «Загадочных вариациях» всегда считал, что любовь в его жизни – это нечто второстепенное, а главное – творчество. Но неожиданно пришло осознание того, что любовь – это основание жизни, и герой Толубеева Абель Знорко («Загадочные вариации» Э. Шмитта) произносит такие слова: «Мы говорим друг другу о любви, но кто мы? Кому мы говорим: “Я люблю тебя?”» С нескрываемым наслаждением актер доносит до зрителя философские шарады драматурга и не дает соскучиться даже тем, кто еще в первые минуты действия догадался о том, что персонажей произведения свело вместе нечто более всепроникающее, чем диалоги об искусстве.
Искусство – это Молох, постоянно требующий жертв. Андрей Толубеев живет с ощущением, что оставшимся временем нужно распорядиться как должно, не упустить его... Он любил свой театр и считал, что это одна из лучших театральных сцен страны, которая прекрасна и полна загадок даже после спектакля… Иногда актеру казалось, что человек проживает не одну жизнь, а несколько, постепенно меняясь. Андрей Юрьевич был уверен, что счастья в его жизни было больше, чем горечи. А театр был для него единственной средой жизни, которой свойственна некая авантюрность, но ведь творчество без риска невозможно.
После спектаклей «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и «Салемские колдуньи» А. Миллера, поставленных Темуром Чхеидзе, Андрея Толубеева назвали ведущим актером Санкт-Петербурга. Работу с этим прекрасным режиссером он считает везением – их понимание природы театра во многом совпадает. Андрею Юрьевичу посчастливилось работать с талантливыми людьми. Первый самостоятельный спектакль ему предложил режиссер кафедры режиссуры телевидения А. Рессер – это были «Поэтические страницы» М. Цветаевой, Товстоногов его принял на Малую сцену, и они с Татьяной Бедовой играют его уже много лет. С Екатериной Марусяк они заняты в спектакле «Любовные письма» А. Герни – это почти самостоятельная работа, в которой им помогала режиссер Людмила Шувалова. Когда артистов не прикрывают роскошные декорации, костюмы, режиссерские концепции, – это высший актерский пилотаж. Есть только драматургия Альберо Герни, любовная драма, и зритель, который внимает каждому слову актеров. Андрей Толубеев работал и с выдающимся режиссером Эрвином Аксером, в репертуаре БДТ шел удивительно светлый и наивный спектакль «Жестокие игры» А. Арбузова, поставленный Юрием Аксеновым, который очень много значит для актера.
Помимо упомянутых А.Ю. Толубеев играл главные роли в спектаклях: «Наш городок» Т. Уайлдера (Джордж), «Дундо Марое» М. Држича (Маро), «Мачеха Саманишвили» Д. Кладиашвили (Платон), «Модели сезона» Г. Рябкина (Фунтиков), «Последний посетитель» В. Дозорцева (Посетитель), «Рядовые» А. Дударева (Буштец), «Стекляный зверинец» Т. Уильямса (Том), «Последние» М. Горького (Яков), «Аркадия» Т. Стоппарда (Бернард), «Ложь на длинных ногах» Э. Де Филиппо (Либеро), «Мотылек» П. Гладилина (Кинчин), а также множество других ролей современного и классического репертуара.
Являясь ведущим актером БДТ, Андрей Толубеев принимает предложения режиссеров других театров, участвует в антрепризных постановках. Он играл в спектаклях театра-студии Ленинградского университета («Марат Сад» П.Вейса – Марат, 1983), Эрмитажного театра («Эдип царь» Софокла – Эдип, 1993), Театра В. Комиссаржевской («Фортуна» М. Цветаевой – Лозен, 1998), Театра Мусоргского («Летучая мышь» И. Штрауса – тюремщик Фрош, 1998), а также в антрепризе А. Миронова «Белая горячка» Э. Ионеско (Муж, 2002).
А.Ю. Толубеев сыграл около 70 ролей в кино. Среди них главные роли в художественных и телевизионных картинах: «На слезы Лауры» (1980), «Крутой поворот» (1980), «Встреча» (1981), «Комендантский час» (1981), «Два долгих гудка в тумане» (1981), «Средь бела дня» (1983), «Эхо дальнего взрыва» (1983), «Мера пресечения» (1983), «Вина лейтенанта Некрасова» (1983), «Друзей не выбирают» (1985), «Холодный март» (1987), «Время летать» (1988), «Спасенному рай» (1988), «Война» (1989), «Дорогие мои подруги» («Женщины, которые любили», 1989), «Гу-га» (1989–1990), «Коррупция» (1990), «Степан Сергеевич» (1990), «Ребро Адама» (1990), «Мистификатор» (1990), «Любовь по заказу» (1992), «Полигон-1» (1993), «Молодой Шуман» (1994), «Роковые яйца» (1994), «Мишель» (1994), «В зеркале Венеры» (1999), роли в фильмах «Пиквикский клуб» (1986), «Единожды солгав» (1987), «Чернов» (1990), «Царь Иоанн Грозный» (1990), «Шаги императора» (1991), «Мой друг генерал Василий, сын Иосифа» (1991), «На Муромской дороге» (1992), «Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992), «Моя Россия» (Канада, 1993), «Лунные поляны» (Франция, 2002), «Диверсант» (2003), «Иванов и Рабинович» (2003).
Среди последних работ актера – полковник Вощанов в «Бандитском Петербурге» и шеф спецслужбы Иван Иванович в «Агенте национальной безопасности». И если «Агент национальной безопасности» – очень условный, почти развлекательный фильм, ироническое повествование с обаятельными героями, то «Бандитский Петербург» – это художественно-публицистическая картина с ярко выраженной гражданской позицией, после которой хочется что-то изменить в нашей жизни.
Кроме театра и кино Андрей Юрьевич увлекался писательством. Свою первую пьесу он назвал «Александрия» на конкурсе, посвященном 300-летию Санкт-Петербурга, она заняла почетное 3-е место. Его следующая повесть – «Похороны царя» опубликовали в журнале «Нева». Это произведение – своеобразный симбиоз хроники похорон царской семьи и собственной судьбы актера, где есть фраза: «Это событие, задуманное в стране как всеобщее покаяние, стало для меня личным – оно стало поводом к осмыслению, откуда я родом сам и “что мне Гекуба?» Это приходит само по себе, когда вдруг возникает потребность найти свои корни. Может быть, просто рубеж веков влияет на людей. Это как вспышки на солнце – слишком много впечатлений, и человеку необходимо их излить, получив своего рода очищение». Актер продолжал писать, так как этот процесс его невероятно захватывал. Может быть, жизнь тем и интересна, что постоянно испытывает человека на прочность и преподносит различные сюрпризы? Постоянная проблема пишущего человека – найти свое место. Андрей Толубеев мечтал поехать в Скандинавию и поработать в этой удивительной стране, как его персонаж Абель Знорко.
Он любил смотреть хорошее кино, обязательно чтобы в нем побеждало добро. Обрадовать Толубеева могло все что угодно – новая интересная роль, успех друзей, хорошая погода и любая приятная мелочь. Он верил в театр, в свою актерскую профессию, в вечные человеческие ценности – любовь, дружбу, добро и коллективизм. Настоящий театр занимается вскрытием ран, лечением или, по крайней мере, диагностикой недугов человеческой души.
Толубеев пришел в искусство достаточно зрелым человеком, и это спасло его от излишней экзальтации. Андрей Юрьевич считал, что в жизни никогда нельзя сдаваться, нужно просто верить, что завтрашний день будет лучше вчерашнего. Больше всего он любил рыбалку – сидеть на берегу озера, смотреть на воду и молчать, наслаждаясь тишиной и покоем. Толубеев любил свою дачу под Приозерском и все, что с ней связано, – обычно здесь актер проводил свой отпуск. Но от родного Санкт-Петербурга никогда не уставал – это его цивилизация, а сам Андрей Юрьевич – человек центра, много воспоминаний у него связано с улицами Зодчего Росси, Чайковского, Загородным проспектом.
А.Ю. Толубеев работал на радио, эстраде, телевидении. Его авторская программа «Малый музей Петербурга» на канале «Культура» плавно перетекла в другой проект – «Время и место». Андрей Юрьевич является соучредителем общественного фонда «Наш город», он – член Союза театральных деятелей России, председатель Санкт-Петербургского отделения СТД, член Союза писателей и кинематографистов. В 1999 году А.Ю. Толубеев выпустил актерский курс в театральном институте.
В 1991 году А.Ю. Толубееву присвоено звание «Народный артист России», он дважды удостоен Государственной премии РФ (2000, 2004), награжден знаком общественного признания Совета Федерации ФС РФ.
Скончался 7 апреля 2008 года в Санкт-Петербурге.