УРГАНТ Нина Николаевна
УРГАНТ Нина Николаевна
Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР
Родилась 4 сентября 1929 года в городе Луге Ленинградской области. Отец – Ургант Николай Андреевич. Мать – Ургант Мария Петровна. Сын – Ургант Андрей, актер Театра имени Комиссаржевской. Внук – Ургант Иван, актер, телеведущий.
Город Луга, в котором родилась Нина, основан в конце XVIII века. Исторически там проживало в основном эстонское население. Оттуда происходил дед Нины, там жил отец – эстонец, женившийся на красивой русской девушке Марии Петровне, семья которой также обитала в этих краях. Отец Нины был офицером, поэтому семья кочевала из города в город. Последним предвоенным местом жительства стал латвийский город Даугавпилс.
Когда началась Великая Отечественная война, Нине было 11 лет. Она навсегда запомнила, как грохотали по мостовым Даугавпилса немецкие танки с черными крестами. Она отчетливо помнит чужую речь, треск мотоциклов, похожий на пулеметные очереди, и страшный голод. Мать Нины работала грузчиком в булочной и тайно от фашистов приносила троим детям буханку хлеба, подвергая свою жизнь смертельной опасности: по законам того времени за такой проступок ее могли расстрелять.
После войны, окончив среднюю школу, Нина Ургант приехала в Ленинград и поступила в Театральный институт имени А.Н. Островского.
Успешно окончив его в 1953 году, она определилась на работу в Ярославский академический драматический театр имени Ф. Волкова, но уже через год вступила в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, куда ее пригласил Георгий Товстоногов, тогда художественный руководитель театра. Скоро Товстоногов решил, что Нина Ургант – не та актриса, которая нужна «Ленкому». Это было первым и последним «драматическим» эпизодом в биографии Нины, касающимся ее профессии. К счастью, недоразумение быстро уладилось: увидев Нину в фильме «Укротительница тигров», Товстоногов не только не уволил ее, но даже увеличил ей оклад. Оленька из «Укротительницы тигров» – первая роль Нины Ургант в кино. Это недалекая девушка из циркового кордебалета, хорошенькая, жизнерадостная. Поскольку роль была отрицательной, противопоставленной главной героине, она оказалась вне интересов кинематографа тех лет и режиссеры надолго забыли об актрисе.
Тем временем в «Ленкоме» Нина Ургант с успехом выступала в главных ролях, играла премьеру за премьерой. На ее счету в этом театре около 20 ролей: это Галя Давыдова в спектакле «В добрый час» В. Розова (1955), Лина в «Первой весне» Г. Николаевой и С. Радзинского (1956), Лушка в «Поднятой целине» по М. Шолохову (1957), Нинка в «Проводах белых ночей» В. Пановой (1961), Клава в спектакле «Один год» по Ю. Герману (1961) и другие. Наверное, Нина Ургант так и осталась бы в этом театре, который уже считала родным, но в 1962 году ее пригласили в Александринский театр. Приглашение было уникальным – ей предложили роль Инкен в широко известной пьесе Г. Гауптмана «Перед заходом солнца». В течение последующих 10 лет Ургант играла эту роль. Ей повезло и с партнером: роль Маттиаса исполнял выдающийся актер Николай Симонов, непревзойденный Петр Первый из одноименного фильма.
В Российском государственном академическом театре драмы имени А.С. Пушкина (в Александринском театре) актриса осталась навсегда и там сыграла более 30 ролей. Помимо Инкен Петерс в спектакле «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1963) – это Мари-Октябрь во «Встрече» Ж. Робера (1964), Варя в «Деле, которому ты служишь» Ю. Германа (1967), Раневская в «Вишневом саде» А. Чехова (1972), Ника в спектакле «Из записок Лопатина» К. Симонова (1975), Ксантиппа в «Беседах с Сократом» Э. Радзинского (1976), Гертруда в «Гамлете» У. Шекспира (1992) и другие. Все работы пользовались неизменным успехом у зрителя. На спектакли с участием Нины Ургант до сих пор приезжают жители многих городов, окрестных и дальних, чтобы почувствовать ее игру, проникнуться ее обаянием.
Нина Ургант воплотила на сцене и молодых современниц, таких, как Варя из спектакля Ю. Германа «Дело, которому ты служишь», и женщин средних лет, таких, как Анна Георгиевна в пьесе А. Гребнева «Из жизни деловой женщины». Актриса любит играть в пьесах А.П. Чехова – Раневскую в «Вишневом саде», Машу в «Чайке». Она – поразительная госпожа Простакова в фонвизинском «Недоросле», Москалева в «Дядюшкином сне» Ф. Достоевского.
Актерская судьба не раз дарила ей роли королев. Она трактует их по-своему, с оттенками, присущими только этой актрисе. Это – кокетливая Екатерина II в пушкинской «Капитанской дочке», это влюбленная в преступного Клавдия Гертруда («Гамлет» У. Шекспира), это – Елизавета Английская в одноименной пьесе Ф. Брукнера. Они все очень разные, королевы Нины Ургант. Особенно неожиданна Елизавета, презирающая и этикет, и молву. Она открыто любит графа Эссекса, не считаясь с собственной репутацией, но, обвинив его в государственной измене, находит силы для того, чтобы в ней победил долг правительницы Великобритании.
Из последних по времени работ в Александринском театре выделяется Татьяна в пьесе Н. Птушкиной «Комедия из нашей жизни». Любой актрисе было бы нелегко в 70 лет играть совсем не пожилую и еще довольно привлекательную женщину, в которую влюбляется мужчина значительно моложе ее. Нина Ургант неотразима. Она женственна, грациозна и, при отсутствии кокетства, обаятельна. Трогает дочерняя любовь героини к старенькой матери. Сверхзадачу роли Нина Ургант решает с поразительной убедительностью. Не зря в финале зрители устраивают любимой актрисе бурную овацию, долго не отпуская ее со сцены.
Ролей, сыгранных Ниной Ургант в кино, не меньше, чем театральных. Особенно выдающиеся – образы женщин военных лет. Мать Володи из фильма Игоря Таланкина «Вступление» не имеет имени собственного, символизируя тип женщин, постоянно ищущих особую, романтическую, пламенную любовь. Эти поиски заставляют Мать Володи держать семью – мужа, сынишку – на третьих ролях. Роль написана известной писательницей Верой Пановой как отрицательная, но Нина Ургант искала и нашла в образе Матери Володи такие трогательные черты, которые заставляют сына, возмущенного появлением в жизни матери безнравственного мужчины, от всего сердца посочувствовать ей. Нина Ургант исследовала характер таких женщин, как Мать Володи, выступила как бы их адвокатом и выиграла этот «процесс», поэтому в ответ на благодарственные слова актрисы Вере Пановой за сложную, интересную роль, писательница ответила: «Я не так написала эту роль – это вы ее сделали, вам спасибо».
В кинофильме «Я родом из детства» режиссера В. Турова Нина Ургант играет роль Люси – молодой женщины, овдовевшей в День Победы, и ее горе не поддается никакому утешению. Режиссер отказался давать актрисе профессиональные указания, он молча наблюдал за ее игрой. Нина Ургант в роли Люси шла, словно слепая, по поленьям дров, сложенных во дворе, задыхалась, падала, вставала и снова шла, не боясь сломать ноги. Это – одна из лучших ее работ, но она чуть не отняла у актрисы здоровье: у Нины Ургант отнялись руки, и ее два месяца лечили в больнице.
Не менее трагичной была и роль Анны Михайловны в кинофильме «Сыновья уходят в бой» режиссера В. Турова (1971), потерявшей во время оккупации своих сыновей. Актриса так прочувствовала гибель детей своей героини, что не смогла выйти из образа, и ее снова лечили – на этот раз от нервного срыва.
Несомненно, наиболее известная и любимая зрителями работа Нины Ургант в кино – медсестра Рая из фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Картина многократно демонстрировалась на телеэкранах и, кажется, нет такого человека, который не сочувствовал бы Рае, любящей своего комбата и потерявшей его сначала после войны, потом и окончательно – когда он умер. Всю жизнь она любила только его. Когда Рае сообщают, что комбат умер, лицо ее каменеет, после чего сквозь слезы, еле сдерживаемые рыдания она поет под гитару ставшую знаменитой песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна Победа, одна на всех, мы за ценой не постоим»... Образом Раи актриса Нина Ургант вписала свое имя золотыми буквами в историю отечественного кинематографа.
На счету Нины Ургант несколько десятков кинофильмов: «Укротительница тигров» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Осторожно, бабушка!» (1960), «Знакомьтесь, Балуев!» (1963), «Я родом из детства» (1966), «Сыновья уходят в бой» (1969), «Белорусский вокзал» (1970), «Волшебная сила искусства» (1970), «Премия» (1974), «Открытая книга» (1977–1979), «Красавец-мужчина» (1978), «Подружка моя» (1985), «Сказка про влюбленного маляра» (1987), «Я тебя люблю» (2004), «Волки и овцы» (2005), «Русские деньги» (2006) и другие.
В 1999 году Нина Ургант отметила свой 70-летний юбилей. Стены Александринского театра не вместили всех желавших поздравить любимую актрису, и площадь перед театром была запружена народом. Юбиляршу поздравляли Кирилл Лавров, Олег Басилашвили и многие другие. Среди поздравляющих был и сын актрисы – Андрей Ургант, который не только успешно конферирует, но и исполняет главные роли в Театре имени Комиссаржевской. Сын Андрея – Иван сочиняет стихи и музыку к ним. Нина Николаевна наставляет и сына, и внука: «Смотрите! Не посрамите нашу фамилию – Ургант!» Она имеет право так напутствовать сына и внука. Она – гордая и независимая женщина. Как-то одна из французских кинофирм предложила актрисе роль опустившейся русской княгини, питающейся на мусорной свалке отбросами и соблазняющей юношей. Хоть и нелегко сейчас живется актерам, а фирма предлагала немалый гонорар, Ургант отказалась: «Нет! Мой зритель такой меня не примет, а я не могу подвести зрителя, я его люблю».
Нина Николаевна Ургант – народная артистка РСФСР (1974), лауреат Государственной премии СССР (1976, за участие в фильме «Премия»). Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, «Знак Почета». Есть у нее награда, которой она особенно гордится, – орден Созидателя Петербурга (№ 8).
Нина Ургант – трогательный, благородный человек. «Она – актриса Страдивари, словно тончайшая скрипка, она играет – как живет, для нее нет разницы между игрой и реальностью» – эти слова народного артиста СССР режиссера Игоря Таланкина как нельзя точно и тонко передают суть явления по имени Нина Ургант.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.