ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
Народная артистка РСФСР, лауреат Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот»
Родилась 15 августа 1945 года в Москве. Отец – Васильев Сергей Александрович (1911 г. рожд.). Мать – Макаренко Олимпиада Витальевна (1920 г. рожд.). Сын – Рощин Дмитрий Михайлович. Внуки: Параскева, Федор, Агафья, Серафим.
Воспитывалась Катя в семье творческих людей. Ее отец, Сергей Александрович, известный советский поэт-песенник, сатирик, лирик, автор гимна отечественных телевизионщиков «Москва, Москва, моя Москва, моя красавица». Он работал со всеми выдающимися композиторами того времени – от Дунаевского до Соловьева-Седого. Отец Олимпиады Витальевны – белый офицер, после революции уехал за границу и больше в Россию не возвращался, умер во Франции. Родной брат деда – Антон Семенович Макаренко, автор «Педагогической поэмы», заменил Олимпиаде Витальевне отца. Часто в их семью в гости приходили колонисты, воспитанники Антона Семеновича, мать вела с ними переписку. Младший брат Кати, Антон, с детства хотел стать режиссером, писал рассказы, увлекался фотографией. И его мечта сбылась. Антон Сергеевич окончил ВГИК, снял более десятка художественных и документальных фильмов, создал несколько циклов телепередач, в настоящее время серьезно занимается темой колонистов.
Катя с самого детства обладала природными способностями, которым суждено было выразиться на экране и сцене театра. В ней удивительным образом сочетались энтузиазм, решительность, прямота, естественность, непредсказуемость и чудачество.
В школе она прекрасно рассказывала стихи и писала сочинения, поэтому могла поступить на филфак или факультет журналистики, потому что хорошо владела словом, – этот талант передался ей от деда и отца. Но примерно с 13 лет Екатерина стала ходить в театральный кружок и всё-таки остановила свой выбор на театральном. Изначально Васильева собиралась поступать в Щукинское училище. Но сложилось так, что когда она оканчивала школу, во ВГИКе М. Ромм объявил зимний набор студентов на актерское отделение. Катя пошла посмотреть, как проходит сам процесс, – ей было интересно почувствовать, насколько это страшно и волнительно.
В результате она сразу прошла все 3 тура, и после окончания школы поступила во ВГИК.
Внутренняя свобода и редкий магнетизм актрисы еще в пору студенчества поражали окружающих. Способности студентки Васильевой были очевидны, но настораживала слишком нестандартная внешность, которая, казалось, не позволит ей полностью раскрыться на экране. Будущий режиссер и муж актрисы Сергей Соловьев, который вместе с ней учился во ВГИКе, вспоминает: «Катя была очень юная, очень высокая, очень стройная, очень рыжая, с челкой, сигаретой “Шипка” в зубах и с гениальной, абсолютной, дотоле мной в женщинах не виданной внутренней свободой. Она была свободна во всем, этого даже проявлять не требовалось. Ей достаточно было войти в комнату или даже просто сидеть, как становилось ясно, что перед тобой совершенно раскрепощенный, изначально свободный человек». Как и многие актеры, Васильева, будучи студенткой, снялась в своем первом фильме. Это была небольшая роль в киноповести «На завтрашней улице» (1965).
В 1967 году Екатерина Васильева окончила ВГИК, где училась в мастерской В. Белокурова, и ее сразу приняли в труппу Московского театра имени М.Н. Ермоловой, что являлось большой редкостью. В те времена бытовало мнение, что у выпускников ВГИКа недостаточно серьезное профессиональное образование для того, чтобы работать в театре. Но Васильева всегда хотела стать именно театральной актрисой, и ее мечте суждено было исполниться. Сразу после окончания института она пришла на роль Лауры в спектакль «Стеклянный зверинец» по произведению Теннесси Уильямса. Эту постановку в качестве дипломной работы осуществила на сцене театра Карен Райд – легендарный эстонский режиссер. Партнером Васильевой в «Стеклянном зверинце» стал Александр Калягин, дружеские отношения с которым Екатерина Сергеевна поддерживает до сих пор.
В 1970 году актриса переходит в театр «Современник». Среди многих работ, в которых ей довелось сыграть, наиболее памятными являются спектакли «Валентин и Валентина» по пьесе М. Рощина и «Как брат брату» по пьесе американского драматурга Дэвида Рэйба, поставленный в 1972 году режиссером Анджеем Вайдой. Спектакль стал большим событием в театральной жизни, но Васильева играла в нем не долго, так как у нее произошли серьезные перемены в личной жизни – она вышла замуж за драматурга М. Рощина, и в 1973 году у них родился сын Дмитрий.
В то время два выдающихся режиссера – М.А. Захаров и О.А. Ефремов одновременно приглашали актрису играть в своих театрах. Она выбирала, смотрела спектакли и наконец остановилась на МХАТе, в который пришла в том же 1973 году. С этим театром связан творческий взлет актрисы, там произошло ее становление. С Ефремовым работа началась со спектаклей «Иванов», в котором Васильева играла с И.М. Смоктуновским, и «Чайка». Актриса была очень дружна с Иннокентием Михайловичем, а он называл ее своей любимой партнершей.
В 1984 году Л.А. Додин ставит на сцене МХАТа спектакль «Господа Головлевы» по М.Е. Салтыкову-Щедрину. Это очень сложный спектакль, который репетировали целый год. Он объединил разные поколения мхатовских актеров: А. Георгиевскую, В. Кашпура, Г. Буркова. Екатерина Васильева сыграла Анниньку, а Иудушка в исполнении И. Смоктуновского удивительно тонко передал распад личности, постепенно переходящий в безумие.
На сцене МХАТа Екатерина Васильева проработала 14 лет, получила звание народной артистки и сыграла такие прекрасные роли, как: Сарра («Иванов», 1976), Алла Шиндина («Мы, нижеподписавшиеся», 1979), Маша («Чайка», 1980), Марья Александровна («Дядюшкин сон», 1981), Аглая («Серебряная свадьба», 1985), Актриса («Перламутровая Зинаида», 1987). Вкус к разнообразию позволил создать спектакли с режиссерами, приглашавшимися в МХАТ со стороны, – у Эфроса она играла Катю («Эшелон», 1975), у Гинкаса — Прокурора («Вагончик», 1982) и Ирину Минелли («Тамада», 1986), у грузинского режиссера Чхеидзе — Маргариту Хевистави («Обвал», 1982).
В 1987 году актриса приняла сложное для себя решение – она покинула театр и стала отдавать все свои силы духовной жизни. Екатерине Сергеевне хотелось больше времени проводить в храме, а театр отнимал много времени и сил. Сделав свой выбор, Васильева решила, что таким образом станет более свободна в творческом поиске.
Екатерине Васильевой посчастливилось работать практически со всеми известными театральными режиссерами. В 1991 году, когда она уже 4 года не работала во МХАТе, ей позвонил Олег Ефремов и сказал, что знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси хочет пригласить ее в свой спектакль «Игры женщин». Она видела его фильмы, которые в нашей стране еще не были показаны.
Материал ей сразу понравился глубиной содержания и изысканностью формы. Прекрасная пьеса, в которой она сыграла 2 удивительно разные роли, объединенные общей идеей. Спектакль польского автора, который и поставил свою пьесу на Малой сцене МХАТа, состоял из 2 одноактных новелл, каждая из которых имела самостоятельное название. Это 2 истории о богатых женщинах, имеющих власть, деньги, ум и по своей прихоти манипулирующих людьми. «Недоступная» – история о том, как в шикарный дом голливудской звезды, уставшей от назойливого внимания со стороны поклонников и журналистов, попадает молодой человек, которого якобы избили. Опытная актриса подозревает в нем журналиста, который обманным способом хочет сделать о ней репортаж, и в конце разоблачает нежданного гостя. Вторая часть – «Милосердие, оплаченное заранее» – также раскрывает изощренность женских прихотей. Богатая маркиза нанимает на работу сиделкой молодую девушку и буквально издевается над ней, ежеминутно заставляя исполнять нелепые приказания. Когда героиня Екатерины Васильевой произносит слова «Бога нет», зал буквально замирает в ожидании… Но в конце спектакля все-таки звучит фраза: «Если Бог есть, значит, я проиграла».
После выхода спектакля Олег Ефремов начал постановку «Из жизни дождевых червей». Сложилось так, что за 2 недели до премьеры Васильевой предложили заменить актрису и сыграть роль Иоханны Луизы Хейберг в этой трудной и сложной пьесе. Свойственный актрисе дух эксперимента заставлял ее искать сближения и с театрами авангарда. В результате творческого поиска актриса сыграла роль Аркадиной в постановке Ю. Погребничко по мотивам
А. Чехова «Отчего застрелился Константин?».
С этим спектаклем она часто ездила на гастроли за границу.
Параллельно с этим Ю.П. Любимов пригласил Васильеву в Театр на Таганке в спектакль «Электра» Софокла. В своей работе режиссер подчеркнул психологическую неотвратимость убийства. Кроваво-черный колорит, в который погрузил сцену Д. Боровский, и музыка С. Губайдулиной переводят зрителя в настоящий кошмар актуальных предчувствий. В этом – вызывающий, будоражащий смысл зрелища. «Электра» – спектакль чистого стиля и цельных характеров, который обнажал души и буквально завораживал зрителя. И в волнующей атмосфере, которую создает режиссер, сталкиваются два женских характера – великолепный актерский дуэт Аллы Демидовой и Екатерины Васильевой.
В этой постановке Васильеву увидел немецкий режиссер Питер Штайн, который набирал актеров для спектакля «Орестея», и сразу предложил ей главную роль Клитемнестры. Спектакль «Орестея» стал эксклюзивным проектом Международной конфедерации театральных союзов. Питер Штайн поставил с русскими артистами спектакль по трагедии Эсхила, повторив в Москве постановку, некогда осуществленную им в Германии. Более того, режиссер считал вторую свою версию «Орестеи» более удачной благодаря особому мастерству и энергетике русских актеров, которым пришлось играть в тяжелейшем семичасовом спектакле. Трагедия Эсхила – это исток западного театра, из которого берут начало все последующие формы представления. Для немецкого режиссера эта работа явилась отправным пунктом размышлений о политике, рождении демократии, отношениях западного человека с обществом. Мировой мастер сценического искусства Питер Штайн в одном из интервью сказал: «Без разума и без взаимопонимания театр не театр. Изначально главное в театре – включение интеллекта в эмоциональный праздник, сочетание разума и чувств…». Режиссер подошел к трагедии иначе и выделил сам процесс исполнения убийств, в то время как у автора эта тема отступает на второй план, потому что главная мысль направлена на исследование корней и развитие самой истории. В спектакле Штайна присутствовала некая тройственность. Первая часть стала максимально стилизованной, античной, трагической; вторая – это психологическая драма, переходящая в мелодраму; третья – комедия. Клитемнестра в исполнении Васильевой сильная женщина, которая полагается только на свои силы, руководствуясь собственными страстями. Но под действием чудовищной воли рока в водоворот событий попадают и виновные, и невинные. По воле режиссера Клитемнестра фактически сама пронзает себе грудь мечом, за рукоять которого держится ее немощный сын.
Спектакль «Орестея» стал грандиозным театральным событием 1994 года, которое вызвало огромный резонанс в прессе еще задолго до премьеры, а Екатерина Васильева за эту роль получила Высшую театральную премию Москвы «Хрустальная Турандот», номинировалась на первую в истории Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль».
На сцене театра и в кино Екатерине Васильевой посчастливилось играть практически со всеми выдающимися актерами. Первые заметные роли в кино она исполнила в 1967 году в фильмах «Журналист» Сергея Герасимова и «Война под крышами» Виктора Турова. Незаурядное мастерство позволило ей с равным успехом играть как комедийные, так и драматические роли. Статность и высокомерие, озорное изящество и подавленная женственность, которая никогда о себе не заявит, потому что для этого нужно нечто сильное – волшебная ситуация. Таков характер ее героинь. До поры до времени она прячется в панцире, в удобных стереотипах и пробует в них жить. Но когда зрителю удается заглянуть в глаза актрисы, он видит в них неподдельное, искрометное озорство, которое удивительным образом сочетается с невыразимой печалью. Персонажей Васильевой отличает желание из обыденной, банальной ситуации сделать нечто неоднозначное, яркое и оригинальное. Даже самый неискушенный зритель может назвать множество картин с ее участием. Эта ее способность быть всюду узнаваемой всегда вдохновляла и удивляла. Не каждый актер способен так ошеломляюще заполнить короткое экранное время своей энергией, яркостью, непохожестью на других, как это блестяще удается Васильевой.
Она много снималась, становление творческой карьеры началось приблизительно во второй половине 1960-х годов, а пик пришелся на 1970-е – 1980-е годы – время, когда в центре картин оказываются столкновения характеров, тяга к нестандартным подходам в решении образов и судеб. Непредсказуемым образом актрисе всегда удается выразить контрастирующее воплощение жестокости, порывистости, резкости, непреодолимое желание повелевать (черты сугубо мужские) с ранимостью и предельной тонкостью женских переживаний. И в то же время назвать ее актрисой одного амплуа невозможно.
Красавица горянка в картине А. Коренева «Адам и Хева» поражает своей статностью, а своеобразие резких черт лица вполне отвечает стандарту кавказской женской красоты. Только с напором свободолюбия очень трудно справиться, потому что его не так просто замаскировать. Глубокий голос, энергичные жесты говорили о непокорности и непримиримости, спрятанной глубоко внутри.
Потом вышли «Бумбараш», «Эта веселая планета», «Соломенная шляпка», «Обыкновенное чудо», «Чародеи». В основном это музыкальные работы, которые не являлись характерными для актрисы, но моментально полюбились миллионам телезрителей. Героини Васильевой под кажущейся твердостью скрывают загадочную и ранимую душу. Яркий пример такого совмещения – роль в фильме М. Захарова «Обыкновенное чудо». Под воздействием нахлынувших чувств ее героиня Эмилия, железная леди, снимает маску, и зритель видит женщину, способную чувствовать, сопереживать и жертвовать. В отличие от главного героя, Медведя, которого сыграл
А. Абдулов, она не раба сюжета сказки Волшебника. В Эмилии еще горит огонек веры, а неожиданное появление Эмиля вновь разжигает ее способность к любви.
Екатерине Васильевой никогда не приходилось играть угнетенных, раздавленных жизнью героинь – они всегда знали, что им нужно, и прямо шли к своей цели, не допуская компромиссов. Не так страшна колдунья Шемаханская в фильме «Чародеи», она всего лишь влюбленная женщина, которая борется за свое счастье. Удивительно, но при всей своей жесткости, эгоистичности и твердости героини Васильевой крайне редко заслуживали звание отрицательного персонажа.
Если в молодости любовь была красивой и легкой, то со временем чувства остывают, а персонажи актрисы становятся матерями. В «Экипаже» А. Митты она играет женщину, чьи чувства поостыли, молодость прошла, страсти давно утихли. У нее осталась только дочь, которую она хочет понять. И это гораздо мудрее, чем идти на поводу у назидательности. Таковы почти все матери в исполнении Екатерины Васильевой. Они сами не до конца повзрослели, их трудно представить в роли учителей, у них свой подход к проблемам в отношениях с детьми. Порой они сомневаются, часто прячутся за свою взрослость. В «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» С. Говорухина актриса – представитель линии взрослых. Но и здесь это неумело скрываемая маска строгости, за которой взрослый ребенок, неуверенный в себе, старается выполнять все заповеди правильного воспитания.
В 1989 году Васильева снялась в главной роли в фильме Михаила Козакова «Визит дамы», создав колоритный образ миллионерши Клэр Цеханасьян, которая через 30 лет возвращается в родной город, чтобы убить любимого, который когда-то предал ее.
В 1997 году Екатерина Васильева сыграла в телесериалах «Графиня де Монсоро» и «Королева Марго». Несколько лет после этого она нигде не снималась и все свое время уделяла храму.
Но потом все-таки появилась в картине Валерия Приемыхова «Кто, если не мы». Этот фильм о России, о наших детях. А в 2000 году снялась в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». Она играла Софью Ивановну – парализованную старушку, которая живет вместе со своей дочерью, старой девой Татьяной (Ирина Купченко). Это слегка наивная, но добрая и трогательная рождественская сказка. Актриса объясняет свое возвращение тем, что в каждом случае есть свое идейное оправдание. Она согласилась играть в этом фильме, потому что ее затронула тема воссоздания семьи, которая на сегодняшний день является одной из самых важных проблем в России. После выхода картины Екатерина Васильева стала лауреатом премии XII фестиваля «Созвездие» за лучшую женскую роль в 2001 году.
В 1987 году Екатерина Васильева удостоена почетного звания народной артистки РСФСР.
Фильмография актрисы весьма обширна и включает более 60 наименований: «На завтрашней улице» (1965), «Война под крышами» (1967), «Журналист» (1967), «Спасите утопающего» (1967), «Солдат и царица» (1968), «Поиск» (1968), «Вальс» (1969), «Сюжет для небольшого рассказа» (1969), «Семейное счастье» (1969), «Адам и Хева» (1970), «Как стать мужчиной» (1971), «Месяц август» (1971), «Бумбараш» (1971), «Возвращение “Святого Луки”» (1971), «Город на Кавказе» (1972), «О тех, кого помню и люблю» ( 1973), «Эта веселая планета» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Не болит голова у дятла» (1975), «Воздухоплаватель» (1975), «Шаг навстречу» (1975), «Вас вызывает Таймыр» (1975), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976), «Двадцать дней без войны» (1976), «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1976), «Ключ без права передачи» (1977), «Вы мне писали» (1977), «Дом строится» (1978), «Обыкновенное чудо» (1978), «Экипаж» (1979), «С любимыми не расставайтесь» (1979), «Примите телеграмму в долг» (1979), «Мужчины и женщины» (1979), «Жена ушла» (1979), «Спасатель» (1980), «Поздние свидания» (1980), «Что бы ты выбрал?» (1981), «Други игрищ и забав» (1981), «Проданный смех» (1981), «Вакансия» (1981), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «Чародеи» (1982), «Пацаны» (1983), «Преферанс по пятницам» (1984), «Осенний подарок фей» (1984), «Граждане Вселенной» (1984), «Гостья из будущего» (1984), «Что у Сеньки было?» (1984), «Рыжий, честный, влюбленный…» (1984), «Знаю только я» (1986), «Исключения без правил» (1986), «Мой нежно любимый детектив» (1986), «По траве босиком» (1987), «Кувырок через голову» (1987), «Акция» (1987), «Путешествие мсье Перришона» (1987), «Визит дамы» (1989), «Мигранты» (1991), «Шальная баба» (1991), «Безумная Лори» (1991), «След дождя» (1991), «Королева Марго» (1997), «Приходи на меня посмотреть» (2000).
В 1999 году Екатерина Васильева приняла участие в спектакле Олега Меньшикова «Горе от ума» А.С. Грибоедова. После нескольких разговоров с режиссером актриса поняла, что они люди одной направленности. Очень важным стал тот фактор, что «Горе от ума» – это истинно православный, русский спектакль. В нем есть все то, что очень близко Екатерине Сергеевне и тем ощущениям, что живут в ее сердце.
В антрепризе актриса играла в спектакле «Не отрекаются любя…», который стал второй режиссерской работой Татьяны Догилевой на театральной сцене. Спектакль интересен тем, что актеры играют в нем актеров и представляют зрителям жизнь и атмосферу, с которой знакомы изнутри. Татьяна Догилева, Екатерина Васильева, Борис Щербаков и Роман Меринов прожили свои роли настолько искренне, что зрители во время спектакля смеются и плачут одновременно.
Екатерина Васильева – человек удивительной судьбы. В ее жизни было все: любовь, страсть, признание зрителей. Но сейчас все свое время она посвящает духовной жизни. Это решение стало для нее вполне осознанным. Еще в конце 1970-х годов актриса познакомилась с Екатериной Трубецкой – прямым потомком именитого рода Муравьевых. Васильева вспоминает, что именно Трубецкая привела ее в храм, который находится в Телеграфном переулке, – в Антиохийском подворье собиралась верующая интеллигенция. Духовным наставником Екатерины Сергеевны стал отец Владимир Волгин. Потом она стала служить казначеем в московском храме Софии, Премудрости Божией в Средних Садовниках. Это красивейший храм XVII века, который пострадал и нуждается в восстановлении.
«Семья — это малая церковь», — говорит Екатерина Сергеевна, и это не заученная фраза, а искреннее убеждение. «Важнее то, что я являюсь матерью священнослужителя. Это ко многому обязывает. И конечно, все эти жизненные перемены для меня по-настоящему чудо». Взаимная любовь и верность, христианский уклад являются для нее залогом семейного благополучия и душевного здоровья. Екатерина Васильева долгое время поддерживала связь с отцом Борисом Старком, который, вернувшись из парижской эмиграции, жил в Ярославле и стал известен благодаря фильму режиссера Ю. Подниекса. Екатерина Сергеевна ездила к отцу Борису и переписывалась с ним до самой его смерти. Сын Екатерины Васильевой Дмитрий Рощин окончил ВГИК, он – священник. Она всегда старается помочь другим людям увидеть мир яснее, сделать все возможное, чтобы в нем уменьшилась дисгармония.
В настоящее время, хотя и редко, Екатерина Сергеевна принимает участие в театральных постановках, изредка снимается в кино, но работу над ролью непременно начинает с благословения духовного отца. К нему актриса несет заинтересовавшие ее сценарии, потому что это естественная потребность – дарить с экрана тепло, нести идеи добра и единства. И пусть ее героини все еще сохранили резкость и не всегда правы, но в их поступках чувствуется неподдельная искренность, душевная открытость и желание сделать жизнь ярче.
Живет и работает в Москве.