ВЕЛЬЯМИНОВ Петр Сергеевич (1926-2009)
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, Народный артист Чувашской Республики
Родился 7 декабря 1926 года в Москве. Отец – Вельяминов Сергей Петрович (1898–1976). Мать – Вельяминова Татьяна Ермиловна (1893–1972). Супруга – Вельяминова Татьяна Александровна (1960 г. рожд.).
Петр Сергеевич Вельяминов – поистине всеми любимый и уважаемый актер театра и кино, блистательно сыгравший главные роли во многих классических фильмах отечественного кинематографа. Его «визитной карточкой» по праву считается роль председателя колхоза Захара Большакова в телефильме «Тени исчезают в полдень». Но при всей успешности актерской карьеры Петра Вельяминова это человек сложнейшей судьбы, многие страницы в которой трагичны.
П.С. Вельяминов – коренной москвич, потомок древнего аристократического рода, ведущего свою историю с XI века. По мужской линии в роду Вельяминовых все, включая отца актера, были военными, участниками всех крупных сражений в российской истории.
Родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, который в 1027 году во главе трехтысячной дружины пришел служить Ярославу Мудрому. Вельяминовыми были командующий Кавказской Черноморской оборонительной линией в войне 1812 года (в его честь императорским указом Туапсе был переименован в порт Вельяминовский) и Иркутский генерал-губернатор времен восстания декабристов. Их имена увековечены в Георгиевском зале Московского Кремля, а портреты занимают достойное место в Эрмитаже в Галерее героев Отечественной войны 1812 года.
Еще один представитель прославленного рода, Николай Александрович Вельяминов, – известный военный хирург, в 1909–1913 годах возглавлял Военную медицинскую академию, а в Первую мировую войну был назначен начальником санитарной службы русской армии. Дед, Петр Ерофеевич Вельяминов (1866–1914), имел звание генерал-майора русской армии. Отец Петра Вельяминова до революции окончил Петербургский кадетский корпус, потом Павловское юнкерское военное училище в Санкт-Петербурге, служил в лейб-гвардии Кексгольмском полку.
Когда Петру было 4 года, отца как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили на строительство Беломорканала. Мальчик не мог понять произошедшего и не верил, что его отец преступник. Если кто-нибудь из товарищей по дворовым играм называл его белым, Петя лез в драку.
Освободили отца в 1936 году. За несколько лет общения с ним (вновь Сергея Петровича арестуют в 1944-м) Петр научился отстаивать свое мнение. На таких молодых людей у органов было чутье, и дальнейшие события оказались столь же предсказуемы, сколь и неотвратимы.
31 марта 1943 года Петра Вельяминова – 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный, – арестовали. Процедура ареста прошла в «лучших традициях» НКВД: в одном трамвае с ним ехал невзрачный человек в форме железнодорожника, который вежливо предложил юноше выйти и пересесть в машину. Память об этом моменте запечатлела часы на Манежной площади, показывавшие ровно без двадцати двенадцать...
Петра привезли на Лубянку. Здесь его остригли, переодели. На первом допросе следователь обрушился на молодого человека с шокирующими, нелепыми обвинениями, сопровождавшимися криком и рукоприкладством. Петр понял, что вернуться домой ему доведется не скоро, и ночью в тюремной камере не смог сдержать слез.
По обвинению в сочувствии мифической антисоветской организации «Возрождение России» Петр Вельяминов был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осужденных его отправили в пересыльный лагерь в Котласе, поставлявший рабочую силу для северных территорий «архипелага ГУЛАГ». Жить приходилось в бывших овощехранилищах, переделанных под бараки.
Репрессии в отношении родителей Вельяминова в Москве продолжались. В канун нового 1944 года с фронта приехал отец и застал перевернутую после обыска квартиру. Мать арестовали днем раньше. Самого Сергея Петровича арест ждал на четвертый день пребывания в Москве. Ему предстояло провести в лагерях еще 10 лет.
Петра, ничего не знавшего о судьбе родителей, переслали на Урал, на строительство гидролизного завода. Его определили в бригаду малолеток-уголовников, занимавшуюся изготовлением ящиков для снарядов. Среди других ремесел, которые он волей-неволей освоит за годы исправработ, – кочегар, сантехник, плотник.
В лагерных условиях у Вельяминова, на протяжении всего 1944 года не получавшего никакой поддержки из дома, быстро развилась дистрофия, он страдал пеллагрой. Дело дошло до помещения в центральный лазарет, где ему стали вводить внутривенно физраствор. Петру казалось, что он обречен.
Сегодня, оглядываясь назад, Петр Сергеевич считает, что выжил он благодаря характеру и какому-то внутреннему протесту. К тому же в самые тяжелые дни рядом с ним находились добрые люди, которые помогали ему остаться в живых. Случай то был или вмешательство судьбы, но его узнала и помогла буквально встать на ноги начальница лазарета, с дочерью которой он учился в московской школе.
На самодеятельном концерте, приуроченном к одному из государственных праздников, Петр прочитал отрывок из «Евгения Онегина», который помнил еще со школы. Выступление понравилось, и вскоре к Петру подошел Виктор Пржездецкий – руководитель джазового ансамбля и одновременно небольшого театрального коллектива, состоявшего из бывших заключенных. Он попросил Вельяминова что-нибудь прочесть (Петр выбрал «Стихи о советском паспорте») и с ходу предложил одну из главных ролей в инсценировке своего эссе.
С этой постановкой, имевшей большой успех, Петр «гастролировал» в 12 лагпунктах. Так в культурно-воспитательной части ГУЛАГа началась его театральная карьера. Следующей удачей стала роль в спектакле по пьесе Симонова «Русский вопрос», где Вельяминов сыграл сенатора Макферсона. Сценическое мастерство начинающего актера оценили не только зрители, но и руководство колонии, от щедрот «скинувшее» ему и художественному руководителю по 193 рабочих дня. Другим участникам труппы – в 2 раза меньше. Петр чувствовал настоящий успех, даже несмотря на то, что прямо на премьере у него лопнули по швам штаны...
Неожиданным ударом стало пришедшее от бабушки письмо, в котором она рассказывала обо всем, что произошло дома за это время. Узнав, что арестовали маму, Петр испытал настоящий шок – он вскрыл себе вены. Жить не хотелось. Квалифицировав действия молодого заключенного как саботаж, ему собирались дать второй срок, однако врач-эстонец из сострадания написал в заключении, что порезы Петр нанес себе случайно.
Вскоре Петра Вельяминова перебросили на строительство Куйбышевской ГЭС. Из джаза его уволили как отбывающего наказание по политической статье. Но жизнь продолжалась, и в апреле 1952 года – ровно 9 лет и 9 дней спустя – он был выпущен на свободу. Произошло это, как вспоминает актер, весьма тривиально: он просто подал на вахте документы и через минуту оказался по другую сторону колючей проволоки.
Незадолго до освобождения товарищ по зоне дал Петру адрес своего брата, к которому и направился бывший политзаключенный. Тот оказался радушным хозяином – застолье по случаю освобождения продолжалось 2 дня. Затем Вельяминов поехал на родину, в Москву, хотя по действовавшему тогда паспортному режиму это ему запрещалось.
Нахождение в столице грозило новым арестом, и через 3 дня Петру Вельяминову пришлось уехать в Абакан, где он занялся полюбившимся делом – устроился в Абаканский русский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова. В свой первый сезон он с успехом сыграл роли комиссара Романа Кошкина в «Любови Яровой» К. Тренева и Петра Бессеменова в «Мещанах» М. Горького.
Позже последовало приглашение в Тюменский областной драматический театр (1955), работа в театрах Дзержинска, Чебоксар, Перми, Свердловска, Иванова, а с 1970-х годов – Москвы и Ленинграда («Современник», 1972; Театр-студия киноактера, 1974); всего в его актерской судьбе будет 12 театров в 12 городах.
В 1956 году реабилитировали отца по первому делу. Навестить своего «невыездного» сына из Москвы приехал беззубый старик, в котором ничего не осталось от былой офицерской выправки. (Впоследствии С.П. Вельяминова реабилитируют и по второму делу, его восстановят в звании подполковника. Татьяна Ермиловна выхлопочет для мужа военную пенсию, и вместе они проживут еще 19 лет.)
Без преувеличения триумфом стало для актера его появление на телеэкране в роли Захара Большакова в фильме «Тени исчезают в полдень». История этого успеха началась в декабре 1969 года со встречи Вельяминова – тогда уже ведущего актера Свердловского театра – с режиссерами В. Краснопольским и В. Усковым в антракте одного из спектаклей. Петр Сергеевич принял предложение сняться в новом фильме и в конце апреля приехал в Москву на кинопробы (к тому времени судимость с него уже была снята).
Кинопробы как таковые не проводились, просто был снят крупный план актера. Договорились, что в мае Вельяминова вызовут на съемки телеграммой. Но ее долго не было, и он решил уже было поставить крест на планах сняться в картине. В этот момент и доставили телеграмму, где говорилось о его утверждении на роль Захара Большакова. Съемки начались 1 июля. Органичность Вельяминова в образе председателя колхоза была очевидна уже в ходе работы над фильмом. Актер с улыбкой вспоминает такой эпизод: на съемках одной из последующих картин к нему подошла женщина и совершенно серьезно спросила, давно ли он ушел из колхоза...
С выходом фильма на экраны на актера обрушился шквал писем. Приходили конверты с адресом «Москва. Кремль. Председателю колхоза Захару Большакову», а то и вовсе – «Захару Большакову», и почтовым служащим не составляло особого труда доставить такие послания адресату. Страна была уверена в том, что Вельяминов настоящий сибиряк: мудрый, надежный, справедливый...
В продолжение блистательного дебюта на экране (и это в 40 с лишним лет!) Петр Вельяминов создал целую галерею ярких, как правило, добрых, сильных духом, бескорыстных героев, снявшись почти в 100 кинофильмах. Многие из них по праву входят в золотой фонд отечественного кинематографа: «Командир “Счастливой Щуки”» (1972), «Вечный зов» (1973–1983), «Сладкая женщина» (1976), «Пираты ХХ века» (1979), «Сувенир для прокурора» (1989) и др. И неважно, эпизодическая ли роль доставалась актеру или он проживал на экране долгую человеческую жизнь, – играл Вельяминов исключительно глубоко, без фальши.
Мог он, кстати, сыграть и Женю Лукашина в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Рязанов и Брагинский высоко оценили работу Вельяминова в роли Новосельцева в спектакле «Сослуживцы» и пригласили его на кинопробы. Однако все серьезно взвесив, Эльдар Александрович отказался от этой идеи. В своем письме актеру он объяснял, что для исполнения роли Лукашина нужна инфантильность – малознакомое Петру Вельяминову качество.
Уже на протяжении многих лет Петр Сергеевич играет в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н.П. Акимова, где он занят в спектакле «Мужчины в ее жизни», работает в известном театре антрепризы «Приют комедианта». С удовлетворением признаётся, что актерская судьба никогда не обделяла его интересными ролями. Мечтает попробовать себя в пьесах Шекспира, Чехова, Островского. Находит время и для преподавательской деятельности в качестве заведующего кафедрой театрального факультета в Балтийском институте экологии, политики и права.
В 1990–2000-х годах П.С. Вельяминов не утратил творческой активности в кинематографе, порадовав поклонников своего таланта работой в известных телесериалах «Зимняя вишня» (1995), «Бандитский Петербург» (2000), «Время любить» (2002), «Агент национальной безопасности», съемками в фильмах «Воровка» (1995), «Ермак» (1996), «Между светом и тенью луны» (совместная работа российских и мексиканских кинематографистов, 2001), «Казароза» (2006) и др.
Петр Сергеевич Вельяминов – народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии СССР, народный артист Чувашской Республики. Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002), обладатель титула «Человек года» (2002).
Скончался 14 июня 2009 года в Санкт-Петербурге.