ВИТОРГАН Эммануил Гедеонович
Народный артист России
Родился 27 декабря 1939 года в Баку. Отец – Виторган Гедеон Абрамович (1909–2000). Мать – Виторган Клара Захаровна (1910–1999). Супруга – Виторган (Млодик) Ирина Михайловна (1966 г. рожд.), возглавляет театральное агентство «Ир-Сервис». Дочь – Румянцева Ксения Эммануиловна (1966 г. рожд.), выпускница Ленинградского института культуры, директор Дома культуры, живет и работает на острове Валаам. Сын – Виторган Максим Эммануилович (1972 г. рожд.), артист МХАТа, режиссер на радио и телевидении, обладатель премии «Тэфи» за новогоднюю программу на «Рен-ТВ». Внуки: Александра, Никита, Полина, Даниил.
Эммануилом его назвали по настоянию матери – так звали ее брата, который погиб в годы гражданской войны. Родители Эммануила – из Одессы. Отец, Гедеон Абрамович, окончил Одесский мукомольный институт, по распределению был направлен в Баку, а затем семья переехала в Ставрополь. В младших классах Эммануил учился хорошо, каждый учебный год оканчивал с отличием и всегда получал похвальную грамоту. Его лучшим другом стал Юрий Кочетков, родители которого были артистами. Через некоторое время семья Юрия уехала жить в Астрахань. Когда Эммануил учился в 4-м классе, вместе с родителями он тоже переехал в этот город, и друзья вновь оказались вместе. Через годы Юрий Владимирович Кочетков окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, стал народным артистом и руководителем Астраханского театра, их дружба с Эммануилом Виторганом продолжается до сих пор.
Эммануил часто бывал дома у Юрия, который с родителями жил во дворе театра. Ребята могли наблюдать за репетициями. В Астрахани по совету друга Виторган пошел во Дворец пионеров и начал заниматься в драматическом кружке. Он играл, в отличие от последующих лет профессиональной деятельности, положительных героев: Васька в спектакле «Васек Трубачев и его товарищи», Революционный моряк в постановке «Белеет парус одинокий», Принц в сказке «И смех, и слезы, и любовь»... Родителям нравилось увлечение сына. Помимо этого Эммануил играл в футбол, баскетбол, получил первый разряд по волейболу и стал чемпионом СССР среди школьников по водному поло, тренируясь в сборной Астрахани. Очень любил рыбачить с ребятами на Волге.
После окончания астраханской школы № 16 в 1957 году Эммануил Виторган поступил в Ленинградский государственный театральный институт имени А.Н. Островского на курс Бориса Вульфовича Зона. Это был прекрасный педагог, который полностью посвятил себя преподавательской деятельности и воспитал немало замечательных режиссеров и актеров – Алису Фрейндлих, Сергея Юрского, Наталью Тенякову, Льва Додина и многих других. Б.В. Зон всегда в шутку говорил, что на 1-м курсе нормально считать себя гением, а на 4-м начинать в себе сомневаться. «Не спешите, ребята, – напутствовал он. – И лет через десять вы и в самом деле поймете, кто есть кто… Учеба дает только азы, а дальше все зависит от того, с кем вы встретитесь и как будете работать».
Сценическое движение в институте преподавал Иван Эдмундович Кох – основатель пластики фехтования. Педагогом по сценической речи была Ксения Владимировна Куракина. Эммануил принимал участие во всех дипломных спектаклях курса, во время постановок являлся также и ассистентом руководителя. В спектакле «Офицер флота» играл сразу пять ролей, в «Вишневом саде» – Петю Трофимова, в «Горе от ума» – Чацкого. Принимал участие в водевилях.
В 1961 году Эммануил Виторган окончил институт и с группой актеров и режиссером Юрием Ермаковым уехал в Псков – играть в Театре имени А.С. Пушкина. Каждые полтора-два месяца готовилась премьера, труппа была замечательной. В те годы Эммануил женился на актрисе Тамаре Румянцевой.
В 1963 году Э. Виторган уехал с супругой в Ленинград, там их пригласили работать в Театр драмы и комедии. Через некоторое время Виторган сыграл командира партизанского отряда Левинсона в спектакле по роману Фадеева «Разгром» в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в труппу этого театра.
Молодые актеры проводили в театре много времени, дружили с ребятами из Маринки (в те годы Театр имени Кирова). Именно тогда Эммануил Виторган познакомился со своей будущей супругой актрисой Аллой Балтер и затем прожил с ней больше тридцати счастливых лет.
В театре имени Ленинского комсомола Э. Виторган сыграл много ярких ролей в спектаклях «Любовь Яровая» по роману К. Тренёва, «Три мушкетера» по произведению А. Дюма (сорежиссер спектакля), создал блестящий образ Бернардо в мюзикле «Вестсайдская история» Л. Бернстайна по пьесе А. Лорентса, играл доброго учителя Ивана Петровича и «злодея» Волковского в спектакле «Униженные и оскорбленные» по Ф.М. Достоевскому.
В 1968 году Виторган начал сниматься в кино. Ему предложили роль мужа Инки-эстонки в детективе режиссера Герберта Раппопорта «Два билета на дневной сеанс». Но роль оказалась без текста, оператор снимал актера только со спины, и его фамилию даже не указали в титрах. Зато когда в 1977 году вышла картина «И это всё о нем» по роману Виля Липатова, роль уголовника Заварзина принесла Эммануилу Виторгану известность. Актер придумал своему герою особый говорок, блатную кепочку, но самое главное, что в образ Глеба ему удалось внести изюминку. За роль Заварзина актер благодарен судьбе. Автор романа и сценарист Виль Липатов, посмотрев еще сырой материал фильма, сказал Виторгану: «Знаешь, при переиздании романа я обязательно кое-что внесу в образ Заварзина из того, что сделал ты».
В кино Эммануил Виторган проявил незаурядный дар перевоплощения. Ему по плечу любые жанры, от музыкальной комедии до психологической драмы, он с равным успехом исполняет роли в костюмно-исторических, фантастических и современных картинах. Зрителям сразу запомнились фильмы с участием актера: музыкальная комедия Яна Фрида «Благочестивая Марта» (1980), новогодняя комедия Константина Бромберга «Чародеи» (1982), комедия Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), детектив по роману Еремея Парнова «Ларец Марии Медичи» (1980), боевик «Тревожное воскресенье» (1982), «Кодекс бесчестия» (1993) и другие.
Э.Г. Виторган снялся более чем в 100 картинах, среди них: «Король Лир» (1970), «Миссия в Кабуле» (1970), «Рудобельская республика» (1971), «Идущие за горизонт» (1972), «Большой трамплин» (1973), «Гроссмейстер» (1973), «Красный агат» (1973), «Самый жаркий месяц» (1974), «Дмитрий Кантемир» (1974), «Алмазы для Марии» (1975), «Факт биографии» (1975), «Время не ждет» (1975), «Никто вместо тебя» (1976), «Легко быть добрым» (1976), «Двое в новом доме» (1978), «Пока безумствует мечта» (1978), «Тактика бега на длинную дистанцию» (1978), «Сегодня и завтра» (1979), «Эмиссар заграничного центра» (1979), «Большая-малая война» (1980), «Звездный инспектор» (1980), «Ожидание» (1980), «Скандальное происшествие в Брикмилле» (1980), «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1980), «20 декабря (7 декабря по старому стилю)» (1981), «Шутка?!» (1981), «Конфликтная ситуация» (1981), «Долгий путь в лабиринте» (1981), «Профессия - следователь» (1982), «Берег его жизни» (1984), «Твое мирное небо» (1984), «Битва за Москву» (1985), «Дороги Анны Фирлинг» (1985), «Жалоба» (1986), «Конец света с последующим симпозиумом» (1986), «Выкуп» (1986), «...Исполнить всякую правду» (1987), «Следопыт» (1987), «Предлагаю руку и сердце» (1988), «Взрослая дочь молодого человека» (1990), «Когда святые маршируют» (1990), «Принц привидение» (1990), «Живая мишень» (1990), «Анна Карамазофф» (1991), «Взбесившийся автобус» (1991), «И возвращается ветер...» (1991), «Не спрашивай меня ни о чем» (1991), «По Таганке ходят танки» (1991), «Рогоносец» (1991), «Хэлп ми» («Парень по вызову») (1992), «Черный квадрат» (1992), «После Столыпина» (1993), «Трагедия века» (1993), «Империя пиратов» (1994), «Корабль двойников» (1997), «Максимилиан» (1999), «Коллекционеры» (2001), «Дальнобойщики. Последняя игра» (2001), «Афера» (2001), «Волчица» (2006), «Медвежья охота» (2006), «Тяжелый песок» (2007) и другие.
В 1971 году Эммануил Виторган переехал в Москву и начал работать в Драматическом театре имени К.С. Станиславского. Труппа подобралась блестящая: Сергей Шакуров, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Василий Бочкарёв, Лидия Савченко, Людмила Полякова, Георгий Бурков, Алла Балтер, Борис Романов, Юрий Гребенщиков и другие. Спектакли ставили талантливые режиссеры – Леонид Викторович Варпаховский и Мария Осиповна Кнебель. В 1979 году в театр пришли талантливые ученики А.А. Попова и М.И. Кнебель: Анатолий Васильев, Борис Морозов Иосиф Райхельгауз.
Эммануил Виторган сыграл в спектаклях Бориса Морозова «Брысь, костлявая, брысь!» по С. Шильтянису (роль Каминкаса, 1979) и «Сирано де Бержерак» по Э. Ростану (роль Кристиана, 1981). Анатолий Васильев поставил «Вассу Железнову», где великолепно играла Алла Балтер. С участием Виторгана он поставил спектакль, который прогремел в Москве – «Взрослая дочь молодого человека» по В.И. Славкину (роль Ивченко). Эта драматургия была новой – тема джаза в те годы оказалась запретной, пластинки переписывали на рентгеновские снимки – это называлось «джаз на ребрах».
Э.Г. Виторган создал разноплановые сценические образы в классической и современной драматургии: Гордон («Альберт Эйнштейн» Н.Ф.Погодина, 1972), Файл («Продавец дождя» Р.Нэша, 1973), Каренин («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1974), Клаверов («Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1976); Колесов («Прощание в июне» А.В. Вампилова, 1979) и другие.
В 1982 году Э. Виторган перешел в Театр драмы и комедии на Таганке, а в 1984 году – в Театр имени Вл. Маяковского и стал одним из его ведущих актеров. Среди его ролей: Гордон («Кошка на раскалённой крыше» по Т.Уильямсу, 1984), Самгин («Жизнь Клима Самгина» по М. Горькому, 1985), главная роль в спектакле «Блондинка» (по А.М. Володину,1985), Антоний («Игра теней» по Ю.Ф. Эдлису, 1986), Беня Крик («Закат» по И.Э. Бабелю, 1988), Барон («Горбун» по С. Мрожеку, 1992).
Частный поверенный Крогстад из спектакля «Кукольный дом» («Нора»), поставленный Л. Хейфецем на сцене Театра имени Вл. Маяковского, – одна из самых серьезных ролей Виторгана. Он сыграл в спектаклях Т. Ахрамковой «Круг» и «...Чума на оба ваши дома». Э. Виторгану дорог спектакль «Глава вторая» по пьесе Н. Саймона. Эммануил Гедеонович уверен, что это история нескольких лет его жизни. «Главу вторую» он играл в память о супруге Алле Балтер. Среди его ролей и Степан Степанович Чубуков в популярном спектакле И. Райхельгауза «А чой-то ты во фраке?» по мотивам «Предложения» А.П. Чехова в Московском театре «Школа современной пьесы».
В театре и кино Эммануил Гедеонович прожил огромное количество жизней. Э. Виторган говорит: «Даже когда ты играешь в пятисотый раз один и тот же спектакль, все равно волнуешься. Интервью после спектакля давать сложно. Можно шутить, разговаривать, а придешь в себя только к двум-трем часам ночи. Такая она – прожитая чужая жизнь». Э.Г. Виторган никогда не отказывался от отрицательных персонажей, более того, соглашался их играть умышленно, потому что уверен: отрицательных героев играть интереснее, а ведь проживать чужие жизни не легче, чем собственную.
Виторгана не смущает слово «антреприза», он не относится к ней снисходительно, как многие критики. Актер сыграл в замечательной пьесе «Трио», которую написала американская пианистка Израэла Маргалит. Это – история, связанная с великим композитором и музыковедом Робертом Шуманом, его замечательной женой пианисткой Кларой Вик и композитором Иоганном Брамсом. Э. Виторган блестяще играет Шумана в этой сложной и эмоциональной пьесе.
Виторган сыграл и Уильяма Санда, героя пьесы И. Кернера «Шаман с Бродвея», который актер поставил для себя и сына Максима, так как уверен, что настоящую родственную близость можно сыграть именно в таком дуэте. Убежденность актера в том, что родственные отношения – ценность, которую невозможно имитировать, говорит об Эммануиле Виторгане не меньше, чем его профессионализм. Режиссер и актер Эммануил Виторган рассказывает историю, в которой для него много лирически исповедального.
Вместе с Аллой Балтер Эммануил Виторган играл в замечательном спектакле по стихотворениям А.М. Володина «Стыдно быть несчастливым», с которым они объездили почти весь Советский Союз. Помимо театра и кино у актера всегда проходили многочисленные творческие вечера, на которых он читал стихи и рассуждал на волнующие темы. Вместе с Аллой Балтер когда-то создал проект под названием «Виторган-клуб», так как всегда считал, что общение – лучший способ прожить эту жизнь. Эммануил Гедионович часто приглашал своих коллег и вел вечера.
Эммануил Виторган работает на радио и очень любит этот жанр – радиопостановки предоставляют актеру широкое поле для импровизаций. В Виторгане есть нечто, что обеспечило ему место в пространстве спектаклей Анатолия Васильева времен «Взрослой дочери молодого человека» и «Серсо», а также в постановках режиссеров «круга Гончарова». Эммануил Виторган на месте и в испанской комедии «золотого века», адаптированной для телевидения Яном Фридом («Благочестивая Марта»), и в ибсеновской драме, и в оперно-балетно-драматической пустяковине «А чой-то ты во фраке?». Вместе с Маргаритой Тереховой он сыграл в телеспектакле Романа Виктюка «Мне от любви покоя не найти», где были представлены отрывки из «Отелло», «Антония и Клеопатры», «Укрощения строптивой».
Э.Г. Виторган мечтает поставить спектакль «Антигона» и не только выступить в роли режиссера-постановщика, но и сыграть Царя. Он преподавал во ВГИКе, выпустил экспериментальный курс по типу восточно-европейской киношколы. Эммануил Гедеонович отдал ребятам все то, чему его научили, работал с ними почти каждый день, отказывался от съемок, потому что чувствовал ответственность.
Э.Г. Виторган – Народный артист России (1998), заслуженный артист РФ (1990). Его имя увековечено на Аллее Звезд в Москве. Виторган написал книгу о своей жизни, которая называется «Как много, и как мало». В 2005 году на XIII Российском государственном кинофестивале «Виват, кино России!» актера наградили почетным призом «Признание» за создание выдающихся образов на отечественном экране.
Для Эммануила Гедеоновича всегда существовал Дом по имени Театр. Виторган считает себя счастливым человеком, так как у него были потрясающие родители, педагоги, партнеры по сцене и съемочной площадке. Театр, которому артист служит, подарил ему работу с великими режиссерами: Марией Иосифовной Кнебель, Юрием Петровичем Любимовым, Андреем Александровичем Гончаровым, Георгием Александровичем Товстоноговым, Камой Гинкасом, Геттой Яновской, Романом Виктюком, Анатолием Васильевым, Борисом Морозовым. Виторгану повезло с первого дня как он прикоснулся к профессии, она стала для него радостью и осветила жизнь.