ЯРМОЛЬНИК Леонид Исаакович
ЯРМОЛЬНИК Леонид Исаакович
Лауреат Государственной премии РФ
Родился 22 января 1954 года в городе Гродеково Приморского края. Отец – Ярмольник Исаак, военнослужащий. Мать – Ярмольник Фаина, врач. Супруга – Оксана, художник по театральным костюмам. Дочь – Александра, студентка Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова.
По словам Леонида Ярмольника, он всегда мечтал стать актером, но его тайное желание еще больше возросло после того, как однажды в детстве он увидел мима и сумел повторить его номер, а потом уже демонстрировал его «на бис» всем друзьям и знакомым.
В 1960-е годы семья переехала во Львов. В школе Леонид учился легко, но без усердия. Любил носить круглые очки и длинные волосы, как у Джона Леннона, за что его часто ругали учителя. За ним прочно закрепилось школьное прозвище – Леннон.
Увлечений у Ярмольника было много. Он ходил почти во все спортивные секции, какие имелись в городе, учился игре на аккордеоне в музыкальной школе. В 6-м классе его привлекла школьная художественная самодеятельность. Позднее Леонид увлекся литературой и театром, занимался в театральной студии при Львовском народном театре имени Ленинского комсомола. Это был народный театр с замечательными педагогами, где студийцы ставили спектакли, учились актерскому мастерству, сценической речи. Так и решилась судьба Леонида Ярмольника. До этого и родители, и учителя советовали ему поступать после школы на физмат, поскольку Леонид часто занимал первые места на школьных олимпиадах по физике.
Первая попытка связать свою жизнь с театром закончилась неудачно: в Ленинградский институт театра, музыки и кино его не приняли. На приемных экзаменах Леониду посоветовали подумать о другой профессии, поскольку с таким западно-украинским акцентом в театре ему делать нечего. Однако его было уже трудно сбить с намеченного пути, он решил попытать счастья в другом вузе.
Через год Ярмольник поступил в Московское театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова и был зачислен в мастерскую замечательного актера и режиссера Ю. Катина-Ярцева. Позже он учился у А. Ширвиндта, который называет Леонида Ярмольника своим любимым учеником. Жил в студенческом общежитии, друзей у него было много, один из самых близких – в то время студент ГИТИСа Александр Абдулов.
В театральной среде на молодого актера обратили внимание уже на выпускном спектакле, где он использовал всего один штрих, распивая чай с блюдечка, чтобы образ интеллигента, которого он играл, стал ярким и запоминающимся. В 1976 году Леонид Ярмольник окончил училище и получил распределение в Театр на Таганке. Главный режиссер театра Юрий Любимов сразу ввел его на одну из ролей в спектакль «Мастер и Маргарита». Годы работы в Театре на Таганке оставили незабываемые впечатления. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся актеры, как Леонид Филатов, Алла Демидова, Зинаида Славина, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий. О последнем Л.И. Ярмольник вспоминает: «С Владимиром Семеновичем я проработал бок о бок четыре года. Некоторые его роли еще при жизни перешли ко мне с его же согласия. А это дорогого стоит. Правда, в число его близких друзей я не входил, но отношения между нами были самыми теплыми, товарищескими».
В 1983 году, когда в Театре на Таганке режиссера Юрия Любимова сменил Анатолий Эфрос, часть актеров ушли из театра. Ярмольник оказался в их числе. «Театральная жизнь у меня не сложилась, – вспоминает он. – Я проработал на Таганке восемь лет, а настоящей роли, которой мог бы гордиться, так и не сыграл. Я был первым, кто уволился по собственному желанию, когда в наш театр пришел Эфрос. Как актер я был ему неинтересен и не нужен, о чем он, не стесняясь, заявил. Сейчас много безработных артистов, а тогда я был чуть ли не единственным актером, чья трудовая книжка лежала дома. Я искал себе применение. Хватался за любую работу – концерты, творческие вечера. Мелькал на телевидении, в кино».
Еще в студенческие годы Леонид Ярмольник мечтал сниматься в кино. Его дебют на экране – роль Ромео в телефильме Инессы Селезневой «Ваши права?» состоялся в 1974 году, но остался почти незамеченным. Роли, которые он играл в кино в 1970-е годы (фильмы «Без права на ошибку», «Горожане», «В одно прекрасное детство» и др.), были эпизодическими и заметного следа в памяти зрителей также не оставили.
В 1979 году в телевизионной передаче «Вокруг смеха» Леонид Ярмольник предстал перед многомиллионной аудиторией в образе «цыпленка табака». Это был настоящий успех, зрители запомнили Ярмольника и полюбили.
В том же 1979 году давний друг Ярмольника – Александр Абдулов привел его к Марку Захарову на съемочную площадку телефильма «Тот самый Мюнхгаузен», где он попал в блистательный актерский ансамбль и ярко сыграл роль истеричного и избалованного сына Мюнхгаузена – Феофила.
Поворотным для актера стал фильм «Сыщик» (1979) режиссера Владимира Фокина, который славится среди профессионалов особым умением работать с актерами и редким даром даже в известных актерах открывать новые грани их таланта. Так произошло, например, с Зиновием Гердтом, который именно у Фокина начал играть трагедийные роли. Что же касается Ярмольника, то он блестяще сыграл в фильме «Сыщик» две роли: одну – реальную, другую – воображаемую. Все, что происходит с его героем, на самом деле оказывается не более чем сном. Впрочем, у зрителя сразу же возникает впечатление нереальности всего того, что происходит на экране, – настолько очарователен и кошмарен бандит Гнус, которого играет Ярмольник. Эпизод «А я говорю – не рычи!» стал настоящим украшением фильма.
В 1980-е годы – начале 1990-х годов Леонид Ярмольник много снимался в кино: «Женщина в белом» (1981), «Сашка» (1981), «Возвращение резидента» (1982), «Ищите женщину» (1982), «Герой ее романа» (1984), «Медный ангел» (1984), «Пеппи Длинный чулок» (1984), «Капитан Фракасс» (1984), «Михайло Ломоносов» (1986), «Конец операции “Резидент”» (1986), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Клуб женщин» (1987), «Две стрелы. Детектив каменного века» (1989), «Руанская дева по прозвищу Пышка» (1989), «Одиссея капитана Блада» (1991), «Чокнутые» (1991), «Божья тварь» (1992) и другие. Отсутствие главных ролей не привело его к ощущению недореализованности. Ведь эпизод всегда требует от актера большей концентрации, в маленькой роли нужно быть предельно точным.
После «Сыщика» Ярмольнику долго не приходилось играть положительные роли. Отрицательные типажи создавали ему определенные трудности, например, из-за них его долго не принимали в Союз кинематографистов, хотя на его счету было уже несколько десятков картин. Худсовет даже определил его амплуа как отрицательного героя. Хотя Ярмольник и в этих ролях старался избегать прямолинейности. Так, его роль пленного немца в фильме «Сашка» (1981) нельзя считать полностью отрицательной, поскольку в ней изначально заключен скрытый драматизм. И Ярмольник прекрасно показал трагическую судьбу молодого парня, попавшего в плен.
Но все-таки зритель больше привык к Ярмольнику как эксцентрическому, характерному актеру. Однако он не всегда бывает таким. В нем нет заданности, предрешенности роли, он часто импровизирует и во время съемок действует так, как в данных обстоятельствах поступил бы сам на месте своего героя. Поэтому его роли всегда чем-то неожиданны. Вспомним хотя бы столь разных дикарей, сыгранных Ярмольником в одном из сюжетов «Ералаша», и Долгоносика в фильме «Две стрелы» режиссера А. Суриковой. Ярмольник сумел не затеряться среди таких знаменитых актеров, как Н. Гундарева, А. Джигарханян, Н. Караченцов. Вполне достойным партнером знаменитого Георгия Жженова он выступил и в фильме «Возвращение резидента», где сыграл уголовника.
В творческой судьбе Леонида Ярмольника есть один очень любопытный факт: ему в основном приходится играть героев прошлых веков или иностранцев. Так, при помощи режиссера А. Праченко он оказался на Кубе, в фильме «Одиссея капитана Блада». Алла Сурикова в своем фильме «Человек с бульвара Капуцинов» отправила его на Дикий Запад. Даже в комедии Леонида Гайдая на современную тему – «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» – он действует в условной и даже мифологической ситуации.
Особое место в творчестве Леонида Ярмольника всегда занимало телевидение: он участвовал в телевизионных концертах, «Огоньках», передачах «Вокруг смеха», популярном сериале «Игра в детектив». Но звездным часом актера стала передача «L-клуб», в которую в 1993 году его пригласил в качестве ведущего Владислав Листьев. О передаче «L-клуб» актер говорит: «Она веселая и целиком соответствует моей натуре. Одновременно она познавательная и удовлетворяет какую-то ностальгическую сторону наших душ». В августе 1996 года Ярмольник занял третье место в рейтинге телеведущих. Затем появились телепередачи «Золотая лихорадка», «Отель» и «Гараж». Актер стал ведущим «Форта Байяр». Причем Ярмольник – не просто ведущий, он играет роли. Из всех телепроектов самому актеру больше нравится «Золотая лихорадка»: «Она настолько остра по форме, что, по-моему, ее время на ТВ еще не пришло. Там я играл Дьявола, и это было здорово».
Когда Леонид Ярмольник пришел на телевидение, коллеги его предупредили, что с актерской профессией можно попрощаться. Но этого, к счастью, не произошло. Он не только продолжает сниматься в кино (1993 – «Настя», 1994 – «Кофе с лимоном», 1995 – «Московские каникулы», «Орел и решка», 1996 – «Операция “С Новым годом”», 1998 – «Француз», 1999 – «Барак», 2001 – «Цветок жизни», 2004 – «Мой сводный брат Франкенштейн», 2006 – «Обратный отсчет», «Заколдованный участок»), но и выступает в новом качестве – продюсера – в фильмах «Московские каникулы» (где впервые сыграл главную роль), «Перекресток», «Барак». О фильме «Московские каникулы» журнал «Экран» писал, что «без Ярмольника вообще не было бы никаких “Московских каникул”, поскольку именно он выступает здесь как продюсер, мотор, добытчик, организатор и вдохновитель всех побед». За этот фильм Леонид Ярмольник получил приз «Золотой овен» как лучший продюсер года. В картине, как и в последующих фильмах «Перекресток», «Барак» и других, проявился не только комедийный, но и драматический талант актера. Всего Леонид Ярмольник снялся более чем в 50 фильмах.
В 2000 году Леониду Ярмольнику присуждены Государственная премия РФ и Национальная кинематографическая премия «Ника» за лучшую роль второго плана в фильме «Барак». В том же году знаменитый режиссер Алексей Герман пригласил его на главную роль Руматы Эсторского в свой фильм «Трудно быть богом» по одноименному роману братьев Стругацких, съемки которого длились более шести лет. К слову, Леонид Ярмольник начитал и записал этот роман на компакт-диск в рамках своего нового продюсерского проекта «Книга вслух». «Люди стали меньше читать классику, которая наполнена богатейшим жизненным опытом поколений, – говорит Леонид Исаакович. – Поэтому я решил на CD-дисках записать классические произведения в исполнении известных артистов, мастеров театрального и киноискусства. Готовятся около 40 дисков – это книги классиков, прочитанные Инной Чуриковой, Ларисой Голубкиной, Олегом Янковским, Сергеем Шакуровым, Евгением Мироновым, Николаем Фоменко… Такие диски помогут тем, кто хотел бы прочитать или просто вспомнить произведения Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Пушкина и других авторов, но у них нет на это времени».
Леонид Ярмольник – постоянный член жюри КВН. Он очень живо и весело реагирует на шутки кавээнщиков и единственный, кто после каждой шутки оборачивается на сидящих в зале. На вопрос, почему он это делает, Леонид отвечает: «Сверяю: смеется кто-нибудь еще или я один. Да и хочется поделиться своей реакцией с кем-то. На мой взгляд, КВН – самая живая программа из существующих. Наверное потому, что все это делают очень молодые, очень талантливые и энергичные люди. Это мне интересно и очень хочется их поддержать. Поэтому мой смех и радость – это форма благодарности за их героизм».
Несмотря на свою занятость и массу новых проектов, Леонид Ярмольник не ограничивается только работой: у него немало других увлечений, среди которых особое предпочтение отдается подводному плаванию. Это для него не спорт, а отдых и приятное времяпрепровождение, поскольку занимается он им чаще всего с кем-то из своих не менее знаменитых и богатых на выдумки друзей. О себе Леонид Ярмольник говорит так: «Он умеет веселить публику и снимать хорошее кино, обожает своих друзей и души не чает в дочке. Он до самозабвения влюблен в бильярд и не прочь понырять с аквалангом. Он не любит говорить о политике. Он оптимист и твердо верит в свои силы».
Живет и работает в Москве.