ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич (1935-2019)
Народный артист России, лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, секретарь Союза театральных деятелей РФ
Родился 16 марта 1935 года в Ленинграде, в театрально-музыкальной семье. Его отец, Юрский (Жихарев) Юрий Сергеевич, был известным режиссером, актером, театральным деятелем. Он был родом с Украины, взял весьма распространенный в то время в актерской среде псевдоним – Юрский. Мать Сергея Юрского, Евгения Михайловна Юрская-Романова, была музыкальным педагогом.
Сергей Юрский мечтал о театре с детства. Однако, как это часто бывает в театральных семьях, родители не хотели, чтобы он связывал свою жизнь с театром. Юрский окончил школу с золотой медалью и в 1952 году поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Во время всей непродолжительной учебы играл в университетской театральной студии. Именно на студийной сцене росло и крепло в Сергее убеждение, что его настоящее призвание – театр. После 3-го курса Юрский перешел в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, который окончил в 1959 году. Курс в театральном вузе, на котором учился Юрский, вел Леонид Федорович Макарьев. До сих пор Сергей Юрьевич Юрский с особой благодарностью вспоминает об уроках Макарьева, об учебных работах и репетициях под его руководством. Макарьев увидел в юноше острохарактерного актера. С 1-го курса готовил с ним роль Карандышева в «Бесприданнице» А.Н. Островского.
Уже после окончания 2-го курса Юрский был принят в Большой драматический театр имени М. Горького. Первой его ролью на этой сцене была роль Олега в спектакле «В поисках радости» В. Розова. Эта работа была отмечена искренностью и непосредственностью исполнения. Затем был экстравагантный бездельник-сынок синьора Марио в пьесе А. Николаи «Синьор Марио пишет комедию» (1958). Заметными ролями в репертуаре БДТ стали Костя Часовников в «Океане» А. Штейна, Адам в «Божественной комедии» И. Штока. Главным событием оказался Чацкий в постановке Г. Товстоногова «Горе от ума» А. Грибоедова.
Очень скоро, несмотря на молодость, Юрский встал вровень с главными артистами знаменитой труппы. Причем он оказывал сильнейшее влияние не только на зрителя, но и на атмосферу внутри театра. В руководстве и в труппе это было встречено неоднозначно. Между тем популярность С. Юрского в северной столице росла. Ленинградский театр имени Ленинского комсомола пригласил его на роль Винченцо в пьесе Эдуардо де Филиппо «Никто».
Параллельно театральным и киноролям существовала и ширилась концертная деятельность Сергея Юрьевича. Рассказы Чехова, Зощенко, проза Гоголя, Бабеля, Шукшина, поэзия Пушкина, Пастернака, Мандельштама... Залы на спектаклях, концертах, «капустниках» с участием Юрского всегда были переполнены.
С некоторых пор Юрскому стало неуютно в театре. Есть несколько версий его разлада с театром – запрет зоринского «Диона», где актером была сыграна главная роль; нелюбовь к нему партийных боссов; пристальное внимание КГБ к его деятельности; ревность режиссера Товстоногова к режиссеру Юрскому (ведь со временем он занялся и режиссурой. Сначала саморежиссурой на концертной эстраде, потом – Хэмингуэй на телевидении, затем «Мольер» и «Фантазии Фарятьева» в театре).
Юрский вынужден был покинуть Ленинград. А поскольку всегда бытовало мнение, что Москва притягивает таланты, Юрский в 1978 году переезжает в столицу и становится артистом Московского театра имени Моссовета. Многие театралы ожидали, что он придет к Эфросу или Ефремову, но этого не произошло. В Театре имени Моссовета Юрский поставил «Тему с вариациями» Алешина с участием Р.Я. Плятта, «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского (в этом спектакле у Юрского играла сама Ф.Г. Раневская), «Орнифля» Ануйя...
И все же, несмотря на видимый успех в Москве, его отъезд из Ленинграда воспринимался земляками Юрского как личная потеря. По городу даже ходила такая печальная шутка о том, что перебраться Юрскому из Ленинграда так же невозможно, как и перенести в Москву Исаакиевский собор. Однако сам Юрский именно 1990-е годы в Москве называет наиболее плодотворным периодом своей творческой биографии. В это десятилетие были созданы яркие постановки: «Игроки-XXI» (МХАТ, 1992), «Стулья» (театр «Школа современной пьесы», 1994), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Театр имени Моссовета, 1997), «Боркман» («Хаюдза», Токио, 1998), «Провокация» (театр «Школа современной пьесы», 2000). В 1999 году на канале ТВЦ была осуществлена постановка 8-серийного телефильма «Евгений Онегин»; с программой «Пушкин и другие» совершена мировая концертная поездка по лучшим залам Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Иерусалима, Берлина, Киева, Санкт-Петербурга, Вильнюса и других городов.
Сергей Юрьевич играет много, практически каждый день в разных театрах. Ведь кроме постоянной работы в Театре имени Моссовета он еще и артист МХАТ имени А.П. Чехова (с 1984 года), театра «Школа современной пьесы» (с 1994 года). Его постоянными партнершами во всех перечисленных театрах остаются актриса и жена Наталья Тенякова, а с некоторых пор и дочь, Дарья Юрская. По мнению самого Сергея Юрьевича, ему необычайно повезло. Он вырос и стал крупнейшим актером под началом Г.А. Товстоногова. Годы переживаний и раздумий, павшие на московский период творчества артиста, не прошли бесследно. В стане современных художников ему принадлежит особое место. Сергей Юрский – человек редкого среди представителей творческих профессий чувства собственного достоинства. О нем говорят: прославленный артист, один из крупнейших, истинно выдающихся мастеров современной театральной сцены, талантливый прозаик, драматург, сценарист и поэт, замечательный театральный и кинорежиссер, великолепный чтец с колоссальным, немыслимым репертуаром. В последние годы он вылепил галерею блистательных театральных персонажей – от Фомы Опискина до героев Гоголя, Ионеско, Бергмана. Являясь убежденным поклонником системы Станиславского в изложении Михаила Чехова он создал «АРТель АРТистов Сергея Юрского» (1992). Именно она призвана воплотить его давнюю мечту о создании «театра для людей».
В коллекции театральных ролей Сергея Юрского значатся: Олег («В поисках радости», 1957), Дживола («Карьера Артуро Уи», 1962), Чацкий («Горе от ума», 1963), Илико («Я, бабушка, Илико и Илларион», 1964), Тузенбах («Три сестры», 1965), Генрих IV («Генрих IV», 1969), Грознов («Правда хорошо, а счастье лучше», 1980), Тесман («Гедда Габлер», 1983), Левье («Стулья», 1994), Режиссер («После репетиции», 1996), Маэстро («Провокация», 2000) и др. – всего более 60.
С.Ю. Юрский много снимался в кино. Зрителями особенно любимы его роли в фильмах: «Повесть о молодоженах» (1959), «Человек ниоткуда» (1961), «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Дачный домик для одной семьи» (1978), «Маленькие трагедии» (1979), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Не бойся, я с тобой» (1981), «Ищите женщину» (1982), «Падение Кондора» (1982), «Али-Баба и сорок разбойников» (1983), «Сказки старого волшебника» (1984), «Любовь и голуби» (1984), «Чернов/Chernov» (1990), «Пистолет с глушителем» (1993), «Королева Марго» (1996), «Чеховские рассказы» (1999).
Талант С.Ю. Юрского многогранен. Он играл на сцене зарубежных театров: в театре «Бабиньи» (Париж, 1991), в Национальном театре в Брюсселе (1993). Как режиссер работал в японском театре «Хаюдза» (1996, 1998). В кино и на телевидении поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «Чернов/Chernov» (1990). Выступал с чтецкими программами во многих городах России и зарубежья.
Его перу принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, опубликованных в ведущих журналах, а также несколько книг прозы и стихов: «Кто держит паузу» (Л.: Искусство, 1977), «Кто держит паузу» (М.: Искусство, 1987), «Безвременье» (М.: Советский писатель, 1987), «С.Ю.Р.» (СПб.: Петрополь, 1996), «Жест», «Полина» (1997), «Содержимое ящика» (1999). В 2001–2002 изданы «Западный экспресс» (М.: Вагриус) и 5-томное собрание сочинений С.Ю. Юрского в издательстве «Время».
С.Ю. Юрский – народный артист РСФСР (1987), заслуженный артист РСФСР (1967), кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005) и «Знак Почета» (1995), лауреат премии «Золотая маска» (1998), лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей. С 1990 года – секретарь Союза театральных деятелей РФ.