ЗАХАРОВ Марк Анатольевич (1933-2019)
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат трех Государственных премий РФ, лауреат премии Правительства РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», художественный руководитель Московского театра «Ленком», заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор
В своей книге «Суперпрофессия» один из ведущих театральных и кинорежиссеров страны Марк Анатольевич Захаров пишет: «Чтобы стать профессиональным поэтом, балетмейстером, художником, режиссером и вообще творцом новых идей, необходимо иметь ярко выраженную генетическую склонность, а потом дополнить ее прохождением хорошей школы, при наличии обязательной и редкой работоспособности». Эти слова прекрасно характеризуют и его собственный путь к вершинам творчества.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 13 октября 1933 года в Москве. Супруга — Лапшинова Нина Тихоновна (1932–2014), актриса. Дочь — Захарова Александра Марковна (1962 г. рожд.), актриса Московского театра «Ленком», народная артистка России, лауреат Государственных премий РФ.
Детство и юность М.А. Захарова прошли на Красной Пресне, в коммунальной квартире на тихой улице Заморёнова. Его дед по отцовской линии занимался журналистикой, частым гостем у него в доме бывал Гиляровский. За свои революционные идеи сидел в Петропавловской крепости. В 1914 году ушел на фронт, где погиб вместе со своими старшими сыновьями.
Революция застала отца М.А. Захарова в Воронежском кадетском корпусе. Вступив в Красную армию, он прошел дорогами Гражданской войны от Воронежа до Варшавы. После демобилизации работал в военно-физкультурной сфере.
Мать Марка с детства мечтала стать актрисой, училась в театральной студии Ю.А. Завадского. Через год после рождения сына, в 1934 году, отец был арестован, судим по 58-й статье и приговорен к трем годам заключения с последующей высылкой. Мать, оставив театральную студию, поехала за ним. Впоследствии отцу долго не разрешали жить в Москве, матери приходилось работать с утра до ночи. Поэтому были периоды, когда Марк подолгу не видел своих родителей. Основную заботу о нем брала на себя бабушка по материнской линии — Софья Николаевна Бардина, которая работала в системе просвещения заведующей образцовым детским домом.
Позднее в своих мемуарах М.А. Захаров напишет: «После начала войны и смерти моей всемогущей бабушки для нас, вернувшихся из эвакуации в 1943 году в холодную и голодную Москву, в полученные с огромным трудом обратно две комнаты в коммунальной квартире, началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная». Отец, прошедший всю войну, служил после фронта в охранных частях Московского гарнизона, однако его довольно скоро снова выслали из Москвы как судимого по 58-й статье. Мать в одиночестве тащила семейную ношу, работая преподавателем в детских драмкружках. Впоследствии она много лет отдала детской художественной самодеятельности.
Вскоре после возвращения в Москву М.А. Захаров увлекся Кукольным театром Образцова, спектакли которого приводили его в восторг. А его первое знакомство с настоящим театром состоялось еще до войны, когда в 7-летнем возрасте его привели во МХАТ на «Синюю птицу» — спектакль, который, по его собственным словам, «мощным образом стимулировал в человеке фантазию вовсе не сказочным сюжетом, а какой-то особой энергетикой, пробуждая в детском сознании стимулы для эмоционального, интеллектуального и духовного развития».
Будучи подростком, Марк, как и многие его сверстники — будущие актеры и режиссеры, прошел через различные драмкружки. Сначала посещал драмкружок своей матери, потом вместе с Андреем Тарковским занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров на Большой Полянке.
В 1951 году, оканчивая десятилетку, М.А. Захаров не мог определиться с выбором профессии между Военно-инженерной академией, Архитектурным институтом и МИСИ имени Куйбышева. Однако судьба распорядилась иначе. В Военно-инженерной академии сразу обратили внимание на анкету с отцовской 58-й статьей и не посоветовали даже сдавать экзамены. В МИСИ не прошел по конкурсу на выбранный им факультет... И тогда в жизнь вмешалось провидение. Мать Марка Анатольевича, Галина Сергеевна Захарова, которая сначала была категорически против того, чтобы сын пошел по актерской стезе, после этих неудач поведала ему, что видела вещий сон. «От судьбы не уйдешь, и путь у тебя один — в актеры», — сообщила она. Обрадованный материнским решением, М.А. Захаров сразу же отправился на предварительное прослушивание в Школу-студию МХАТа. На консультации для абитуриентов он громким голосом начал читать свое любимое произведение — «Вересковый мед» Р. Бёрнса в переводе Маршака. Однако экзаменатор решительно посоветовал ему подумать о другой профессии. Узнав об этом, мать велела не падать духом и выучить наизусть «Песню о купце Калашникове», которую они стали разучивать вдвоем, будто по нотам, с ее голоса. Она также научила сына читать прозаический отрывок из Гоголя. После этого Марк Анатольевич подал документы в ГИТИС, где сразу же был допущен к экзаменам, успешно сдал их и был зачислен на 1-й курс актерского факультета. Его однокурсниками стали Л. Овчинникова, Ю. Горобец, В. Васильев, Ф. Мокеев, В. Бескова...
М.А. Захаров по сей день хранит светлую память о своих учителях — преподавателях актерского мастерства ГИТИСа И.М. Раевском, Г.Г. Конском, П.В. Лесли... Огромное влияние на начинающего актера оказал А.М. Лобанов, художественный руководитель Театра имени Ермоловой — одного из лучших московских театров той поры. Об этом человеке Марк Анатольевич позднее скажет так: «Этот педагог, преподававший нам актерское мастерство всего один семестр на 2-м курсе, потряс, перевернул во мне все вверх дном... Лобанов на всю жизнь подарил мне уверенность в себе, на его репетициях я впервые и как бы изнутри, всеми клетками мозга, внутренним слухом, кожей ощутил, что такое театр и что такое наша древняя лицедейская профессия... Он создал на нашем курсе никогда прежде и никогда после не встречавшуюся атмосферу глубинного режиссерского исследования, терпкую питательную среду для наших молодых мозгов, зону всеобщей и повышенной творческой интенсивности».
Уже со 2-го курса Марк Анатольевич начал играть небольшие роли на сцене московских театров имени Маяковского и имени Ермоловой, а осенью 1955 года он получил распределение в Пермский областной драматический театр. 3 года, проведенных в Перми, по мнению самого Марка Анатольевича, были крайне необходимым, стимулирующим фактором. Помимо актерской работы, он стал писать детские стихи для местного издательства, рисовать и печатать карикатуры для молодежной и областной газет, сотрудничать на радио, организовывать в театре «капустники» и выпуски юмористической стенной газеты.
Вскоре ведущий актер Пермского театра В.А. Чекмарёв, руководивший университетским театральным коллективом, предложил М.А. Захарову стать его помощником.
Спектакль «Аристократы» по пьесе Погодина стал его режиссерским дебютом. «Именно здесь, в Пермском самодеятельном драмколлективе, — вспоминал впоследствии Марк Анатольевич, — я почувствовал помимо режиссерских склонностей неожиданные резервы нервного, волевого характера, почувствовал, что ребятам со мной интересно и я продолжительное время могу держать внимание большого коллектива людей и могу руководить постановочным процессом».
В 1959 году, возвратившись вместе с супругой актрисой Ниной Лапшиновой из Перми в Москву, М.А. Захаров устраивается в Московский театр имени Н.В. Гоголя. Вскоре он переходит в Эстрадный театр миниатюр, которым в то время руководил писатель В. Поляков и где играла Н. Лапшинова. Самым главным импульсом, полученным от В. Полякова, по мнению Марка Анатольевича, было упрямое желание взяться за перо. Под его непосредственным воздействием он приобрел очень ценный и необходимый режиссеру литературный навык. В Театре миниатюр долгое время шли написанная им миниатюра «Кто виноват» и поставленный им самим спектакль «Неужели вы не замечали?» по пьесе В. Полякова. Его увлечение юмористическими рассказами, которые он начал сочинять, работая в театре Полякова, очень помогло в дальнейшем. Для некоторых своих театральных постановок, таких как «Варвар и еретик» по Достоевскому, «Мистификация» по пьесе Н. Садур и др., М.А. Захаров написал ряд сцен и диалогов.
В Театре миниатюр Марк Анатольевич проработал до 1964 года. К этому времени он пережил определенный режиссерский успех в Студенческом театре МГУ и почувствовал, что не может больше существовать в качестве актера. Его режиссерским дебютом на сцене этого театра стал спектакль по пьесе Е. Шварца «Дракон». В 1964 году совместно с главным режиссером Студенческого театра МГУ С.И. Юткевичем он поставил спектакль «Карьера Артура Уи, которой могло и не быть» Б. Брехта. Спектакль долго шел на сцене театра, с успехом выезжал за рубеж. По признанию самого Марка Анатольевича, после А.М. Лобанова С.И. Юткевич стал вторым человеком, оказавшим на него серьезное личное воздействие. Юткевич необычайно расширил его представление об эстетической стороне режиссерского дела. В 1966 году на сцене Студенческого театра МГУ состоялась премьера его спектакля «Хочу быть честным» В. Войновича.
Студенческий театр МГУ стал той стартовой площадкой, с которой М.А. Захаров вошел в профессиональную режиссуру. «Режиссером я все-таки стал не случайно, — признается он. — Просто никогда не мечтал о режиссерской профессии, но когда соприкоснулся с ней, понял и ощутил себя человеком, имеющим к этой профессии некоторую генетическую и психическую предрасположенность». В последующие годы это ощущение окрепло.
В 1965 году М.А. Захаров был приглашен в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Там в 1967 году состоялся его первый режиссерский успех на профессиональной сцене — во многом сенсационный и памятный для многих театралов спектакль «Доходное место» по А.Н. Островскому. Спектакль до своего запрещения по «идеологическим» причинам прошел около 40 раз, имея большой успех у зрителей. Его украшением были замечательные актерские работы А.А. Миронова, А.Д. Папанова, Г.П. Менглета, Т.И. Пельтцер и других великолепных мастеров сцены.
После того как спектакль «Доходное место» был снят из текущего репертуара, М.А. Захаров поставил в том же театре комедию А. Арканова и Г. Горина «Банкет» (1969). Однако этот спектакль постигла та же участь, что и предыдущий. Как говорит сам Марк Анатольевич, его режиссерская профессия тогда повисла на волоске. Помогло участие А.А. Гончарова, который в 1969 году предложил М.А. Захарову поставить на сцене возглавляемого им Московского театра имени Маяковского «Разгром» А. Фадеева. «Инициатива Гончарова, его помощь и поддержка очень многое значили для меня тогда, после того как мои спектакли были признаны глубоко и безнадежно ошибочными», — скажет впоследствии Марк Анатольевич.
Премьера его собственной сценической версии «Разгрома» (пьеса была написана М.А. Захаровым совместно с И.Л. Прутом) с Арменом Джигарханяном в главной роли состоялась в 1971 году. Спектакль не запретили только благодаря личному вмешательству вдовы А. Фадеева — известной актрисы МХАТа А.О. Степановой. Спектакль шел долгое время и имел большой успех как в СССР, так и во время зарубежных гастролей.
В 1973 году М.А. Захаров возглавил Московский театр имени Ленинского комсомола, позднее переименованный в Московский театр «Ленком». Однако премьерная постановка М.А. Захарова в этом театре состоялась до его назначения главным режиссером. Вместе с журналистом и поэтом Ю. Визбором в 1973 году он поставил здесь спектакль «Автоград-XXI». К этому моменту после ухода А. Эфроса театр находился в состоянии затяжного творческого кризиса, и благодаря «Автограду», который, оглушая и веселя, увлекал зрителя своей энергией, в театре поднялся общий жизненный тонус, а в зрительном зале стала появляться молодежь. Однако основную роль при его назначении главным режиссером театра, по мнению самого Марка Анатольевича, сыграли успешно поставленные им на сцене Театра сатиры спектакли «Темп-1929» (1972) — фантазия на темы пьес Н. Погодина с музыкой Г. Гладкова и комедия «Проснись и пой» венгерского драматурга М. Дьярфаша, которая была им создана в 1970 году совместно с А. Ширвиндтом.
Помимо уже перечисленных, М.А. Захаров поставил на сцене Театра сатиры еще два спектакля — «Матушка Кураж и ее дети» Б. Брехта (1972) и «Чудак-человек» А. Азерникова (1973).
В 1974 году в «Ленкоме» состоялась премьера спектакля «Тиль» по пьесе Г. Горина. Это было долгожданное, красочное и очень заразительное музыкально-поэтическое зрелище — комедийное представление с элементами подлинной драмы и подлинной сатиры, как охарактеризовал его сам постановщик. В спектакле были заняты прекрасные актеры: В. Ларионов, Е. Фадеева, Ю. Колычев, Н. Скоробогатов, М. Лифанова, Д. Гошев. Молодой Н. Караченцов на следующий день после премьеры проснулся знаменитым, а для И. Чуриковой началась новая сценическая биография. Спектакль пользовался огромной популярностью, ему восторженно аплодировали на всех сценических площадках, но особый успех он имел во время зарубежных гастролей в 1977–1978 годах в Польше, Болгарии, Чехословакии.
С первых же дней работы в Театре имени Ленинского комсомола М.А. Захаров много сил отдает открытию и утверждению собственных поэтических направлений в режиссуре, большое внимание уделяя музыке. В спектаклях «Тиль», «В списках не значился», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация» музыка стала естественной средой общения актеров и зрителей.
После успеха своей первой современной оперы — «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (1976), написанной П. Грушко по мотивам произведений Пабло Неруды, М.А. Захаров вместе с композитором А. Рыбниковым искали драматическую основу для новой работы в этом жанре и обратились с этой идеей к поэту А.А. Вознесенскому. Андрей Андреевич подарил им два сборника своих стихов, где в числе прочих была и поэма «Авось». Так родился новый музыкальный спектакль, главные роли в котором исполняли Н. Караченцов, Е. Шанина, А. Абдулов, П. Смеян.
В 1983 году во Франции, в зале «Эспас Карден» прошли гастроли Театра имени Ленинского комсомола со спектаклем «Юнона и Авось». Первая русская рок-опера, как назвали спектакль за рубежом, была прекрасно принята зрителями, получила восторженные отклики во французской прессе. «Во второй половине гастролей, — вспоминает Марк Анатольевич, — у нас появилось много постоянных зрителей, которые смотрели спектакль по многу раз, некоторые русские парижане приводили детей и объясняли им, что все, что они видят, надо запомнить, потому что на сцене — настоящий русский язык и настоящая русская поэзия». Вслед за Парижем спектаклю «Юнона и Авось» аплодировали зрители Греции и США, Германии, Нидерландов и Израиля.
М.А. Захаров находится в постоянном творческом поиске, в том числе нового «поэтического пространства» в театре. Например, поставив в 1978 году спектакль без всякого музыкального сопровождения «Вор» В. Мысливского, он с увлечением продолжил работу в этом жанре. Так впоследствии появились спектакли «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской (1985), «Чайка» Чехова (1994).
В 2000 году М.А. Захаров поставил спектакль «Город миллионеров» совместно со своим учеником по мастерской режиссерского факультета Российской академии театрального искусства (РАТИ) Р. Самгиным, которому принадлежала и сама идея постановки. В основе спектакля лежит пьеса Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», которая, по словам Марка Анатольевича, «являет собой пример несколько анекдотического, но вместе с тем пронзительного исследования вечных человеческих мук и радостей». Главные роли в спектакле исполнили выдающиеся мастера сцены — Инна Чурикова и Армен Джигарханян. Вслед за Джигарханяном эстафету в этом спектакле приняли Николай Караченцов, затем Геннадий Хазанов.
За годы художественного руководства Марку Анатольевичу Захарову удалось сделать «Ленком» заметным явлением в российской театральной жизни. Более 40 лет театр вызывает пристальный интерес как у любителей театрального искусства, так и у зрителей в целом. Секрет огромной популярности «Ленкома», по мнению М.А. Захарова, заключается в том, что театр «стремится следовать великим заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже понимают, что происходит и, главное, что должно произойти».
Многие режиссерские работы М.А. Захарова вошли в историю российской режиссуры: «Тиль» Г. Горина по мотивам Шарля де Костера (1974), «Юнона и Авось» А. Вознесенского и А. Рыбникова (1981), «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской (1985), «Поминальная молитва» Г. Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема (1989), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1993), «Чайка» А. Чехова (1994), «Королевские игры» Г. Горина по М. Андерсону (1995), «Варвар и еретик» по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» (1997), «Мистификация» по пьесе Н. Садур «Брат Чичиков» (1999), «Шут Балакирев» Г. Горина (2001), «Плач палача» на темы Ф. Дюрренматта и Ж. Ануя (2003), «Ва-банк» по А.Н. Островскому (2004), «Женитьба» по Н.В. Гоголю (2007), «Вишнёвый сад» по А.П. Чехову (2009), «Пер Гюнт» по мотивам драмы Г. Ибсена с хореографией О. Глушкова (2011).
«При всей пестроте и несхожести моих работ есть все же нечто общее, что их объединяет, — говорит сам режиссер. — Это «нечто» я обозначаю для себя как «поэтический допуск», как «игру воображения», фантасмагорию, как театральную фантазию на тему. В своих режиссерских сочинениях я стремлюсь «спружинить», собрать в плотный клубок зигзагообразные, обязательно не предсказуемые зрителем сценические акции».
Значительное место в творческой деятельности М.А. Захарова занимает работа в кинематографе и на телевидении. Все созданные им фильмы широко известны и популярны. Его дебютная картина «Двенадцать стульев» по И. Ильфу и Е. Петрову с А. Мироновым и А. Папановым в главных ролях, снятая, по словам самого режиссера, в жанре литературно-музыкального обозрения, вышла на экраны страны в 1977 году и до сих пор любима зрителями. Его следующей режиссерской работой стал фильм «Обыкновенное чудо» (1978) по сценарию Е. Шварца с Е. Леоновым, О. Янковским, Ю. Соломиным, Е. Васильевой, А. Абдуловым, И. Купченко, Е. Симоновой. Затем одна за другой вышли три его картины по сценарию Г. Горина: «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1981) и «Формула любви» (1983). В 1988 году Захаров снял фильм «Убить дракона» по сценарию Е. Шварца.
На сцене театра «Ленком», помимо уже упомянутых, М.А. Захаров поставил спектакли: «В списках не значился» Ю. Визбора по Б. Васильеву (1975), «Иванов» А. Чехова (1975), «Ясновидящий» Л. Фейхтвангера (1975), «Мои надежды» М. Шатрова (1977), «Хория» И. Друце (1977), «Парень из нашего города» К. Симонова (1977), «Революционный этюд» М. Шатрова (1978), «Жестокие игры» А. Арбузова (1979), «Люди и птицы» Б. Штейна и Ю. Махаева (1981), «Чинарский манифест» А. Чхаидзе (1982), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1983), «Проводим эксперимент» в соавторстве с В. Черных (1984), «Диктатура совести» М. Шатрова (1986), «Мудрец» по А. Островскому (1989), «Школа для эмигрантов» Д. Липскерова (1990), «Попрыгуньи» по Аристофану и А. Чехову (2013), «Вальпургиева ночь» по мотивам произведений В. Ерофеева (2015). В 2016 году состоялась премьера спектакля «День опричника» по мотивам произведений В. Сорокина.
Марк Анатольевич любит повторять, что главное в его жизни, его достояние и гордость — это звездная плеяда актеров театра «Ленком», объединяющая как опытных мастеров сцены, так и совсем молодых, но талантливых, подающих большие надежды актеров. Несмотря на трагические потери (Е. Леонов, Т. Пельтцер, А. Абдулов, О. Янковский), труппа «Ленкома» остается одной из самых ярких театральных трупп Москвы. Здесь работают И. Чурикова, Л. Броневой, А. Збруев, Ю. Колычев, Н. Караченцов, А. Лазарев, А. Захарова, Дм. Певцов, А. Леонов, С. Степанченко, Т. Кравченко, И. Агапов, В. Раков, А. Сирин, Е. Шанина, А. Соколов, В. Вержбицкий, Н. Щукина, М. Миронова, Л. Матюшина, А. Большова, О. Железняк, Дм. Гизбрехт, А. Шагин, С. Шкаликов и другие актеры.
Работу в театре М.А. Захаров много лет сочетал с преподавательской деятельностью. В 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени Вл. Маяковского А.А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру.
М.А. Захаров — народный артист СССР (1991), заслуженный деятель искусств РСФСР (1977), лауреат Государственной премии СССР, трижды лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Правительства РФ, международной премии имени К.С. Станиславского, режиссерской премии имени Г.А. Товстоногова, премий «Чайка», «Золотая маска», театральной премии имени Ролана Быкова, многократный лауреат премии «Хрустальная Турандот».
В 1989 году М.А. Захарова избрали народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей.
М.А. Захаров — академик Академии российского телевидения, академик Международной академии творчества, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», почетный член Российской академии художеств, профессор, член Союза писателей РФ.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, Александра Невского, Дружбы народов, а также орденами Святого Станислава, «За вклад в культуру», «За честь и доблесть»; лауреат премии «Триумф» (2005) за высшие достижения в области литературы и искусства.
В 2010 году вышла в свет книга «Монологи о Захарове. Игра и правда», в которой своими мыслями о режиссере делятся выдающиеся современники: В. Вульф, А. Джигарханян, А. Пороховщиков, И. Рутберг, Н. Рыбников, В. Семёновский, В. Славкин, А. Смелянский, И. Соловьёва, Г. Хазанов, М. Швыдкой, А. Ширвиндт и многие другие.
М.А. Захаров является автором многочисленных публикаций по вопросам театра и политики в периодической печати. Его перу принадлежат книги «Контакты на разных уровнях» (1988, 2000) и «Суперпрофессия» (2000), «Театр без вранья» (2007), «Ленком» — мой дом» (2016), посвященные проблемам современного театра. Среди своих увлечений Марк Анатольевич особо выделяет литературу. Его любимые книги — сочинения Н. Бердяева, А. Зубова, Н. Гоголя и Джека Лондона.