ЗАХАРОВА Александра Марковна
ЗАХАРОВА Александра Марковна
Народная артистка России, лауреат Государственных премий РФ
Родилась 17 июня 1962 года в Москве. Отец – Захаров Марк Анатольевич (1933 г. рожд.), народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, художественный руководитель Московского театра «Ленком», профессор кафедры режиссуры РАТИ–ГИТИСа. Мать – Лапшинова Нина Тихоновна (1932 г. рожд.), выпускница ГИТИСа, актриса.
Мать М.А. Захарова, Галина Сергеевна, в начале 1930-х годов училась в студии
Ю.А. Завадского, но играть на сцене не довелось. Через год после рождения сына, в 1934 году, ее супруг был арестован, осужден по 58-й статье и приговорен к трем годам заключения с последующей высылкой. Галина Сергеевна уехала вместе с ним. Профессиональным актером стал только сын Марк. После окончания ГИТИСа вместе со своей однокурсницей и супругой Ниной Лапшиновой он уехал по распределению в Пермь. Через несколько лет вернулся в Москву, работал в Московском театре имени Н.В. Гоголя, Эстрадном театре миниатюр. Профессию режиссера приобрел в самодеятельном Студенческом театре МГУ. В 1965 году Марка Захарова пригласили в качестве актера и режиссера в Московский театр сатиры, а в 1973 году он возглавил Московский театр имени Ленинского комсомола, позже переименованный в «Ленком».
Мать Александры Захаровой, Нина Тихоновна, работала актрисой в театре «Эрмитаж». В детстве родители часто брали Сашу в театр, она росла «закулисным ребенком». Окружавшая девочку творческая атмосфера оказала свое влияние – Александра с детства мечтала стать актрисой, все схватывала налету, свободное время проводила за кулисами театра, а летние каникулы – на гастролях с родителями. Однажды Марк Анатольевич захватил дочь на гастроли в Молдавию, и шефство над девочкой взяла Татьяна Ивановна Пельтцер. Саша Захарова навсегда запомнила, как они вместе гуляли, ели мороженое и спорили, кто больше съест. Татьяна Ивановна была для Саши не просто великой актрисой, но и близкой подругой.
В детстве Александра ездила отдыхать с родителями в Щелыково, где находился Дом отдыха актера. Гуляла по красивейшим сусанинским местам, расположенным возле усадьбы Островского, в Ярилиной долине, среди живописных полей. Она любила ложиться на спину в траву, смотреть на бескрайнее небо, которое находилось совсем близко – создавалось впечатление, что до него можно дотронуться рукой.
Семья Захаровых жила в небольшой квартире в Монетчиковском переулке, недалеко от фабрики «Рот-фронт», куда постоянно привозили какао-бобы, распространявшие в округе удивительный запах шоколада. Этот аромат до сих пор ассоциируется у Александры Захаровой с запахом детства. Когда ребята проходили мимо фабрики, работницы через забор бросали им шоколадные конфеты. Зачастую дети, родители которых не хотели отдавать их в детский сад, гуляли во дворе под присмотром дворничихи. Саша наблюдала за ее работой, помогала и мечтала о собственной территории, которую можно подмести, вычистить, оградить флажками и никого туда не пускать.
Когда Саше исполнилось 6 лет, она с родителями переехала в новый дом – первый актерский кооператив под названием «Тишина», на Малую Дмитровку. Это было своеобразное здание, высокое, как башня. Увидев его, Саша сказала: «Дом непрочно стоит на ножках, и я не хочу здесь жить!», но они прожили там почти 10 счастливых лет. В этом же доме жил Борис Иванович Бродский – удивительный человек, преподававший в Щукинском училище изобразительное искусство. В гости к Марку Анатольевичу часто приходили А. Тарковский, А. Миронов, А. Джигарханян, А. Ширвиндт и другие выдающиеся деятели театра. Сашу всегда сажали с ними за один стол, она слушала «взрослые разговоры» и рано начала читать философские книги из отцовской библиотеки, которых там было огромное количество. В 13 лет она познакомилась с творчеством Солженицына, Бердяева, Соловьева, Канта – запрещенные писатели только подогревали интерес. Александра делала личные выписки, так как боялась, что эти удивительные книги в любой момент могут отобрать.
На одном этаже с Сашей жила девочка, которая училась в музыкальной школе. Захарову привлекала ее папка с нотами, ей очень хотелось иметь такую же и учиться играть. Тогда она отправилась в музыкальную школу № 323, но оказалось, что учеников набирают только в класс ударных народных инструментов, а она мечтала играть на пианино. Но Саша не сдалась, проявила настойчивость, и ее все-таки взяли в класс фортепиано, а родителям пришлось купить дочери пианино, на котором она терпеливо разучивала гаммы. Впоследствии Александра в пределах сценического образа даже научилась играть на арфе, когда это потребовалось для роли.
Марк Анатольевич пытался заинтересовать дочь коллекционированием марок, но она только делала вид, что ей это интересно, зато знала всех собак, которые жили в их доме, и мечтала, чтобы родители купили щенка. В то время вышла повесть «Белый Бим черное ухо», и когда в один счастливый день в квартире появилась собака, ее сразу же назвали Бимой. Она была очень мудрой, зимой катала свою юную хозяйку на санках.
Окончив школу, А. Захарова решила поступать в Театральное училище имени
Б. Щукина. К экзамену по актерскому мастерству ее готовила мать. Александра читала отрывок из «Преступления и наказания» – разговор Сонечки с Раскольниковым… На словах: «выйди на перекресток и скажи: “Я убил”... у Юрия Васильевича Катина-Ярцева, на курс которого она поступала, на глаза навернулись слезы... После экзамена он сказал Марку Анатольевичу: «Слава Богу, она способная девочка». Конкурс был большой, но Саша поступила и благодарна судьбе за то, что она дала ей возможность учиться у великого педагога.
Саша уходила на занятия в 8 утра, приходила ночью. Студенты постоянно занимались творчеством, в училище кипела жизнь. Это был последний курс Катина-Ярцева, и он очень внимательно относился к каждому студенту. Юрий Васильевич успевал уделить время каждому, а впоследствии позаботиться обо всех своих выпускниках. Катин-Ярцев очень много давал студентам в интеллектуальном и духовном плане, старался раскрыть начинающих актеров и создал на курсе удивительную атмосферу.
Первый выход на сцену училища запомнился Захаровой навсегда. Студенты пели на французском языке, и Александра забыла все слова, но Катин-Ярцев сказал: «Это ужасно, но примета хорошая». Во время выпускного экзамена ее задействовали в отрывке из «Мамаши Кураж» Брехта в роли немой Катрин. Александра играла на дудочке, а когда в конце пронзительно закричала: «Мама!», зал живо откликнулся на ее искренность, у многих зрителей на глазах появились слезы.
После окончания Щукинского училища в 1983 году Александру Захарову пригласили сразу пять столичных театров, но она с самого детства мечтала играть в «Ленкоме». Решая, брать ли дочь на работу театр, Марк Анатольевич устроил тайное голосование худсовета, в результате которого Александру приняли, но ей еще долгое время приходилось доказывать свой незаурядный талант. Десять лет А. Захарова выходила на сцену в массовке, но все равно каждый день чувствовала себя нужной. Александра говорит: «Когда я ходила с табуретками в темноте, я все равно чувствовала себя счастливой». Захарова участвовала в массовках спектаклей «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», и это было подарком – все-таки она танцевала на сцене.
Ее встреча с кинематографом состоялась в 1983 году в картине М.А. Захарова «Дом, который построил Свифт». В 1984 году вышел фильм «Формула любви», и ее Фимка сразу же понравилась и запомнилась зрителям, но до настоящего признания было еще далеко. Зато первые роли в кино показали, что Александра Захарова обладает как драматическим, так и комедийным талантом, сочетая в себе необыкновенную естественность и обаяние.
В скором времени все изменилось и в театре. В 1986 году Александра получила первую серьезную роль в спектакле Глеба Панфилова «Гамлет», где сыграла Офелию. «Я очень благодарна Глебу Анатольевичу, который пришел в “Ленком” ставить “Гамлета” и дал мне Офелию», – признается актриса. Постепенно Захарова выдвинулась в ряд ведущих актрис театра и сыграла роли в спектаклях: «Поминальная молитва» Гр. Горина по Шолом-Алейхему (Хава), «Чайка» А.П. Чехова (Нина Заречная, Государственная премия РФ), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (графиня Альмавива, Международная премия имени К.С. Станиславского), «Варвар и еретик» (Полина, театральная премия «Чайка»), «Шут Балакирев» (Екатерина I, Государственная премия РФ, высшая театральная премия Москвы «Хрустальная Турандот»), «Ва-банк» А.Н. Островского (Тугина).
Когда в «Ленкоме» только задумались о «Женитьбе Фигаро» и «Игроке», А. Захарова мечтала о ролях Сюзанны и Бланш. На первый взгляд, это были ее роли, но М.А. Захаров понимал, что Александре будет легко их сыграть, и решил попробовать ее в образах графини Альмавивы и Полины. И Александра Захарова сыграла свою графиню с тончайшим лиризмом, изяществом и достоверностью – ее героиня стала центром постановки.
Спектакль «Варвар и еретик» (по произведению Ф.М. Достоевского) поразил зрителей и критиков, а также породил массу толкований своего замысла. Александра блестяще исполнила роль Полины, обогатив образ абсолютно новыми красками. В этих персонажах актриса сумела раскрыть личность, далекую от ординарности. Следующий спектакль, «Шут Балакирев», стал новым этапом театра.
В 1988 году Александра Захарова сыграла молодую авантюристку Сашу Рукояткину в фильме С. Ашкенази «Криминальный талант» (1988). На эту роль претендовали около двадцати актрис. Александра вспоминает: «Картина “Криминальный талант” снималась на Одесской киностудии… Кино - очень странная вещь: никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь... Мне очень повезло с партнером. Алексей Жарков был тогда на пике славы – только что вышел фильм “Мой друг Иван Лапшин”... От этой работы и от фильма осталось ощущение радости и подарка…» Когда фильм показали по телевидению, А. Захарову стали узнавать на улице, и актриса поняла, что наступил «ее день рождения в кино». По признанию М.А. Захарова, Александре удалось создать целостный, динамичный и, главное, очень жизненный образ.
В том же году Александра Захарова сыграла еще одну заметную роль в кино – Эльзу в фильме-притче М.А. Захарова «Убить дракона» (1988, сценарий по пьесе Е. Шварца «Дракон» Г. Горина и М.А. Захарова). Актриса создала образ тихой девочки с застенчивыми интонациями. По мнению критиков, ничего широковещательного она не произносит, ни с кем не мечтает сразиться, подвигов избегает и даже подчиниться насилию вроде бы готова. Только вдруг почти шепотом скажет: «Не могу этого сделать», – и зритель поверит: не сделает, не сможет – ни ради настоящего, ни во имя будущего. Вот и вся борьба, только она страшнее, чем лязг оружия.
Постепенно героини Александры Захаровой заняли центральное место и в кинематографе. Фильм режиссера С. Ашкенази «Заложница» (1990) моментально запомнился зрителям. В криминальной комедии «Тонкая штучка» (1999, режиссер А. Полынников, сценарий А. Инина) А.Захарова блестяще сыграла на первый взгляд скромную и хрупкую учительницу Юлию Михайловну, неожиданно поразившую всех своими талантами.
А.М. Захарова снялась в картинах: «Непохожая» (1985), «Убить дракона» (1988), «Графиня» (1991), «Невеста из Парижа» (1992), «Серые волки» (1993), «О ней, но без нее» (1993), «Падение» (1993), «Сыскное бюро “Феликс”» (1993), Приговор» (1993), «Призрак дома моего» (1994), «Тонкая штучка» (1999), «Другая жизнь» (2003), «Варвар и еретик» (2005), «Счастье ты мое» (2005) и других.
А.М. Захарова – народная артистка России (2001), дважды лауреат Государственной премии РФ, обладательница театральных премий «Хрустальная Турандот», приза «Мисс Очарование» за роль в фильме «Тонкая штучка».
Свое право на главные роли Александра заслужила мастерством, талантом и упорной работой. Успехи дочери отмечает даже очень требовательный отец. Он как-то признался: «Александра необычайно помогает теперь моей жизни в театре. Она стала хорошей актрисой…»
Своего отца А. Захарова воспринимает как близкого человека и выдающегося режиссера: «В искусстве верю ему не на сто, не на двести процентов, а абсолютно. Он для меня гений». Актриса уверена, что ее главная роль впереди, и говорит: «Как многие женщины всю жизнь ждут принца на белом коне, так и я постоянно жду своего принца под именем “Роль”»…
Александра Захарова уверена: что предначертано, тому и быть. Она не может жить без сцены, репетиций, спектаклей, от зрительного зала получает колоссальный заряд энергии. Александре довелось играть с Татьяной Ивановной Пельтцер и Евгением Павловичем Леоновым, она счастлива, что видела спектакли с участием великой Фаины Григорьевны Раневской. На вопрос «Чем занимаетесь кроме театра?» отвечает: «Театром».
Живет и работает в Москве.