ЗАНУССИ Кшиштоф Ежи
ЗАНУССИ Кшиштоф Ежи
Лауреат Государственной премии Польши, член Европейской академии кино, лауреат международных кинофестивалей, обладатель призов «Давид Донателло», «Люмьер» и имени Витторио Де Сики, директор и художественный руководитель киностудии «TOR», профессор
Родился 17 июня 1939 года в Варшаве (Польша). Отец – Занусси Ежи (1906–1985). Мать – Занусси Ванда (1907 г. рожд.). Супруга – Грохольска Эльжбета (1940 г. рожд.), художник.
Кшиштоф Занусси получил разностороннее образование. Решив посвятить себя науке, он окончил физический факультет Варшавского университета (1955–1959), затем изучал философию в Ягеллонском университете в Кракове (1959–1962).
В университете Занусси увлекся идеей кино, снял 11 любительских фильмов, среди которых «Трамвай до неба» (1958), «Самолет из Будапешта» (1961), «Студенты» (1962) и другие. Девять из них получили различные премии. Незаметно увлечение кинематографом переросло в страсть, а страсть – в жизненную необходимость. В 1966 году он окончил режиссерский факультет Высшей государственной школы театра и кино в Лодзи. Его дипломная работа – телефильм «Смерть провинциала» (1966) завоевала приз «Серебряные львы» на фестивале в Мангейме (1968), а также призы на кинофестивалях в Венеции, Вальядолиде, Москве и на родине, в Польше.
Премьера первой полнометражной кинокартины К. Занусси «Структура кристалла» состоялась в 1969 году на Московском кинофестивале (в советском прокате фильм назывался «Размышление»). Фильм принес молодому режиссеру широкую известность и целый ряд призов на международных кинофестивалях, в том числе «Серебряного кондора» за лучший сценарий и приз за лучший дебют в Мар-дель-Плата, приз польской кинокритики «Варшавская Сирена», специальный приз жюри в Панаме, призы в Вальядолиде и Коломбо.
Уже с первых шагов в профессиональном кинематографе ярко проявились режиссерская индивидуальность Занусси, его преданность философскому, проблемному кинематографу. Он откровенно говорит, что никогда не снимал фильмы для развлечения. Кино для него – «способ поделиться своим жизненным опытом, размышлениями и тем самым помочь другим, да и самому понять мир».
Киномир Кшиштофа Занусси – это территория моральных конфликтов и этических дилемм. Напряженная этическая смысловая линия сопровождается пейзажами, напоминающими (хотя фильмы цветные) черно-белую графику. Занусси не старается приукрасить или улучшить изобразительный ряд: экономность цвета, концентрация на контрастах, бедность фона, на котором разыгрывается действие, делают происходящее подобным графике. Каждая деталь в его фильмах продумана, начиная от декорации и заканчивая диалогом актеров. Благодаря точности драматургии, сложные – «некиногеничные» – психологические, моральные, философские конфликты становятся живыми. Ибо основное средство выражения воли режиссера – игра актеров. В его картинах снимались известные актеры Збигнев Запасевич, Даниэль Ольбрыхский, Кристина Янда, Тадеуш Брадецкий, Ханна Шаполовска, Майя Комаровска и другие.
Герой фильма «Иллюминация» (1973) стремится понять, что такое абсолютная истина, постоянно ускользающая от него. Его навязчивая идея: наверняка, что-то существует вне этой жизни, и надо стремиться постичь и понять, что это такое. А постичь разумом это невозможно. Поиск смысла жизни в конкретной, полной приземленных обстоятельств и обязанностей действительности становится манией героя. Фильм получил Гран-при, приз ФИПРЕССИ, приз экуменического жюри на Международном кинофестивале в Локарно (1973), золотую медаль МКФ в Фигуэро-де-Фоз (1975), премию польской кинокритики «Варшавская Сирена» (1974), призы Киновстреч в Кошалине «Молодежь и кино» (1974) и национального кинофестиваля в Гданьске (1975).
Картина К. Занусси «Постоянный фактор» (1980), герой которой – молодой, честный, ищущий в жизни непреложные ценности – не может найти себе места в пронизанной ложью действительности, принесла ему призы за лучшую режиссуру в Канне (1980) и Панаме (1981), приз национального кинофестиваля в Гданьске (1980).
Герои картин «Иллюминация» и «Постоянный фактор» – представители точных наук (люди с логическим, а значит, не мистическим складом ума) – доходят до порога веры, но не могут его преодолеть, потому что потребность в вере сталкивается с сопротивлением интеллекта.
Тема одиночества – другой ощутимый мотив творчества Занусси: человек словно бы окружен людьми, постоянно находится среди людей, а в сущности – одинок. Его ли вина, что он не раскрывается перед ними, не подпускает их к себе до конца, или это вина окружающих, которые не видят, что человек одинок и ему надо помочь? Занусси избегает однозначных ответов. Самая характерная черта творчества режиссера – умение вовлечь зрителя в дискуссию. Он предоставляет зрителю шанс самому найти ответ на поставленные вопросы, самому выбирать, решать, размышлять. Режиссер очень трепетно относится к своему зрителю. «Художник, который обращается к пустому залу, – это художник, который не существует, – считает он. – Для меня важно, кто меня чувствует. Как они реагируют. Это дает уверенность, что все сделанное не напрасно».
Фильм «Спираль», вышедший на экраны в 1978 году и принесший Занусси диплом экуменического жюри в Канне, приз МКФ в Панаме и приз журналистов национального кинофестиваля в Гданьске, посвящен теме преодоления одного из основных страхов человечества – страха перед смертью. Этот мотив проходит через многие картины режиссера.
60-летний Томаш Берг, главный герой фильма «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» (2000; Гран-при «Золотой святой Георгий» XXII Московского международного кинофестиваля, «Золотой лев» кинофестиваля в Гдыне), – известный врач. И как врач, он часто сталкивается со смертью, но лишь в качестве наблюдателя. И вдруг сам оказывается с ней лицом к лицу: он неизлечимо болен. Сначала он колеблется, хочет быстрее приблизить конец, чтобы избавиться от мучений. Но потом постепенно начинает понимать, что, вероятно, во всем есть свой особый смысл, приходит к вере в Бога. В картине затронуты те вечные философские проблемы, которые волновали режиссера всегда: что такое жизнь, что такое смерть, что такое абсолютная истина, в чем смысл самой жизни. «Я прежде всего верю, – говорит
К. Занусси, – что кино – инструмент, способный говорить о духовной жизни. И я попробовал это сделать в этой картине...» Исполнитель главной роли Збигнев Запасевич на кинофестивале в Гдыне получил приз за лучшую мужскую роль. «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» – фильм, который многие специалисты называют одним из лучших, самых глубоких за долгую творческую биографию режиссера.
С этой картиной сюжетно связана следующая работа режиссера – фильм «Дополнение» (2002), который обращен к молодежи. «Дополнение» – это история двух влюбленных, которые в предыдущей картине выступили в маленьком эпизоде. Филипп учится на врача, но сильно сомневается в правильности выбранного пути. Ему хочется избежать заурядной жизни, да и сама жизнь пугает его многочисленными трудностями. Ханка работает костюмером на киносъемках, а ее мысли заняты будущим любимого человека. Герои «Дополнения» находятся в поисках верного пути, ведущего к обретению настоящего счастья. Но что такое счастье, и есть ли оно? Эти вопросы и ставит перед собой и зрителем режиссер.
Герои фильмов Занусси меняются, потому что меняется время. Неизменным остается искусство режиссера работать с актером. Занусси обладает редким умением раскрыть талант актера, добивается от него игры, способной донести сложные философские проблемы до зрителя. У него – своеобразный дар отыскивать молодые таланты, раскрывать их, отвечать за их становление, как это было с актерами фильма «Дополнение» (Павел Окраска и Моника Кживковска).
Имя Кшиштофа Занусси входит в элиту мировой режиссуры. Он снял около 40 кино- и телефильмов, многие из которых удостоены высших наград крупнейших международных кинофестивалей. Помимо уже упомянутых он снял картины: «Мария Домбровская» (1966), «Лицом к лицу» (1967), «Зачет» (1968), «Семейная жизнь» (1970; приз «Серебряный Хьюго» МКФ в Чикаго, 1972; приз «Золотая гроздь» летнего кинофестиваля в Лагове, 1972), «Горы в сумерках» (1970; приз «Трофей народов» МКФ в Тренто, 1973), «За стеной» (1971; приз МКФ в Сан-Ремо, 1971; приз Комитета радио и телевидения, 1972), «Роль» (1971, ФРГ), «Гипотеза» (1972), «Убийство в Катамаунте» (1975, США), «Квартальный отчет» (1974; приз МКФ в Западном Берлине, 1975), «Ночное дежурство» (1975, ФРГ, совместно с Э. Жебровским), «Защитные краски» (1977; приз «Золотой козерог» МКФ в Тегеране, 1977; Гран-при национального кинофестиваля в Гданьске, 1977), «Честь Бригитты» (1977, ФРГ), «Лекция по анатомии» (1977, ФРГ), «Дом женщин» (1977, ФРГ), «Дороги в ночи» (1978, ФРГ–Франция), «Контакт» (1980; диплом МКФ в Венеции, 1980), «Искушение» (1981, ФРГ–Франция–Швейцария), «Из далекой страны: Папа Иоанн Павел II» (1981, Италия–Великобритания), «Императив» (1982, ФРГ–Франция; приз МКФ в Венеции, 1982), «Недоступная» (1982, ФРГ), «Синяя борода» (1983, ФРГ–Швейцария), «Год спокойного солнца» (1984, Польша–США; приз МКФ в Венеции, 1984), «Парадигма» (1986, Франция–Италия–ФРГ), «Где бы ни был...» (1988, Польша–ФРГ–Великобритания), «Состоятельность» (1988; Гран-при МКФ в Страсбурге, 1990), «Наполеон, Мария Валевская» (1990, телесериал), «Жизнь за жизнь» (1990, Польша–ФРГ), «Долгий разговор с птицей» (1992), «Прикосновение руки» (1994, Польша–Великобритания), «Галоп» (1996), «Последний круг» (1997), «Брат нашего Бога» (1998, Италия–Германия–Польша), «Линия задержки» (1998), «Неписаные правила» (1999), «Скрытые сокровища» (2000), «Воскресные рассказы» (цикл фильмов для телевидения, 1997–2000), «Кастинг» (телефильм, 2003), «Персона нон грата» (2005, Польша–Россия–Италия) и другие. Практически ко всем фильмам Занусси музыку написал известный польский композитор Войцех Килар.
Творчество Кшиштофа Занусси многогранно. Он является автором или соавтором сценариев для всех своих фильмов, некоторые из этих сценариев были опубликованы в Польше, Италии, США, Германии, Венгрии, Чехии, России. Автор книг «О монтаже в любительском кино» (1968), «Беседы о любительском кино» (1978), «Время умирать» (1999), «Между ярмаркой и салоном» (1999), четырех томов «Киносценариев».
Помимо игрового кино Занусси снимает и документальные фильмы: «Подумай» (1966), «Компьютеры» (1967), «Кшиштоф Пендерецки» (1968; приз «Серебряный лайконик» национального фестиваля короткометражных фильмов в Кракове, 1968; «Серебряный голубь» МКФ в Лейпциге, 1969), «Лютославский, Пендерецкий, Берд» (1977), «Мой Краков» (1980, ФРГ), «Ватикан – столица культуры» (1982, Италия), «Сегодняшняя Россия» (1991, Германия–Франция–Россия–Польша) и другие.
С 1971 по 1981 год Кшиштоф Занусси являлся вице-президентом Союза кинематографистов Польши, в 1975–1977 годах – председателем совета Польской федерации дискуссионных клубов кинокартин. С 1980 года он является директором и художественным руководителем киностудии «TOR». С 1987 года – член Комитета кинематографа. Ведет режиссерскую работу в театрах Польши, Италии, Франции, Германии и России (более 20 спектаклей), а также поставил 4 оперы в Германии, Швейцарии, Италии и Франции, осуществил около 30 постановок на телевидении Польши, Германии, Франции, Великобритании.
Кшиштоф Занусси много времени и сил уделяет педагогической деятельности. Он преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра (г. Лодзь), с 1992 года является профессором Силезского университета в Катовице, сотрудничает с Национальной киношколой в Великобритании, в различных странах проводит свои мастер-классы для студентов. Многие годы он регулярно читает лекции на Высших курсах режиссеров и сценаристов в Москве. Кшиштоф Занусси – почетный доктор ВГИКа, Европейского университета в Минске, Государственной академии театра и кино в Бухаресте, Болгарского университета в Софии, Университета кино и телевидения в Санкт-Петербурге, Католического университета в Валенсии, Люблинского католического университета.
В 2003 году Кшиштоф Занусси возглавлял жюри конкурсной программы I Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Вместе с супругой и при поддержке друзей он открыл в Варшаве среднюю школу. Ее главный девиз – воспитание свободной творческой личности.
Кшиштоф Занусси – лауреат Государственной премии Польши (1984), премий Министерства культуры Польши (1971, 2000), обладатель призов «Давид Донателло» (1981), «Люмьер» (1987) и имени Витторио Де Сики (1997). Кавалер ордена «За возрождение Польши», ордена Искусств и Литературы (Франция), магистр офицерского креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». Является членом Европейской академии кино (1988), папской Академии изящных искусств и литературы (1997), консультантом Комиссии по делам культуры в Ватикане (1994), членом Польского Пен-центра и Союза польских писателей, союзов кинематографистов Польши и Германии. Был президентом общества «Eurovision».
В 1990–1994 годах – президент Европейской федерации реализаторов аудио-видео продукции (FERA).
Кшиштоф Занусси с юных лет любит путешествовать, он прекрасно говорит на нескольких иностранных языках: английском, итальянском, французском, русском.
Живет и работает в Варшаве.