БОРИСОВА Юлия Константиновна
Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ, первый лауреат театральной премии России «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру»
Юлия Константиновна Борисова – настоящая легенда, ослепительная звезда театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы. Наверное, она родилась под счастливой звездой, которая наделила ее потрясающими способностями творить на сцене настоящее волшебство. Семьдесят лет своей жизни она служит театру имени Евг. Вахтангова. По словам актрисы, она играет «и душой, и сердцем, и нервами». В Борисову были влюблены все ее партнеры и она очень верный человек, ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни труппу родного театра. Она – лицо и муза Вахтанговского театра.
Родилась 17 марта 1925 года в Москве, в семье служащих. Отец – Борисов Константин Иванович. Мать – Борисова Серафима Степановна. Супруг – Исай Иссакович Спектор (1916–1974). Сын – Борисов Александр Исаевич. Внучки Дарья и Мария. Имеет пять правнуков.
Она росла сдержанной, замкнутой девочкой. Воспитывалась строго, без излишеств. На формирование характера Юлии большое влияние оказала ее мать, Серафима Степановна, которая сама всегда была образцом высокой морали. Такое воспитание по-видимому и подтолкнуло Ю. Борисову к сцене. Сцена манила своей возможностью к перевоплощениям, почувствовать эмоции и переживания других людей, умением показать чужую жизнь. Ее судьба это – талант плюс характер.
Юлия нисколько не сомневалась в том, куда будет поступать после школы: только в актрисы, и только в Щукинское театральное училище. Когда-то учитель математики Николай Павлович Совин после проникновенного прочтения Юлией стихотворения В. Гусева «Мальчик из Шумерли» на школьном празднике, прослезился и посоветовал стать артисткой. Выбор профессии поддержала и Серафима Степановна. Было трудное время войны, учась в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (руководитель курса В.К. Львова), девушка добивалась успехов. В 1947 году, получив диплом об окончании, она получила направление в Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова на сцену которого, впервые ступила еще во время учебы. Она полюбила сцену за возможность быть на ней всегда разной. Юная актриса была невероятна обаятельной, ей поручали играть образы наивных лиричных героинь: Магда («Заговор обреченных» Н. Вирты), Геро («Много шума из ничего» У. Шекспира), Галя («Макар Дубрава» А. Корнейчука), Эпонина («Отверженные» В. Гюго), Джулия («Два веронца» У. Шекспира). Зрители сразу полюбили молодую дебютантку. Все эти героини Юлии Борисовой обладали прекрасной внешностью, обаянием молодости, трогательностью и обещанием будущих возможностей.
Ее счастливая актерская судьба взметнулась в середине 1950-х. Ее запомнили внутри театра, когда она играла Эпонину в «Отверженных». Ставила спектакль талантливый театральный режиссер, Александра Исааковна Ремизова народная артистка РСФСР. В дальнейшем Ю. Борисова играла в спектаклях, поставленных А. Ремизовой: «Идиот» по Ф.М. Достоевскому. (Спектакль продержался на сцене несколько десятилетий, приобрел международную славу), «Насмешливое мое счастье» Л. Малюгина, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. Работа с таким режиссером как А.И. Ремизова несомненно большая удача в творческой судьбе Ю. Борисовой.
Но прогремела Юлия Борисова позже в спектакле «На золотом дне» Д. Мамина-Сибиряка (1955), когда сыграла центральную роль – (Анисья). Это было подлинное открытие большой актрисы с ее уникальной индивидуальностью. Вместо бытовой мелодрамы Борисова создала глубокую трагедию богато одаренной души, поруганной и изувеченной укладом жизни купечества Сибири, создала с удивительной психологической тонкостью, мощным темпераментом и яркой театральной выразительностью. О Борисовой заговорила театральная Москва и пошла череда ролей. С тех пор практически ни одна работа Юлии Борисовой не оставалась незамеченной.
Юлию Борисову высоко ценил и любил как актрису художественный руководитель театра Р.Н. Симонов, поставивший специально для нее несколько спектаклей («Конармия». И.Э. Бабеля и «Варшавская мелодия» Леонида Зорина). Его сын, Е.Р. Симонов, также ставил спектакли для Борисовой такие как «Город на заре» и «Иркутская история» А. Арбузова.
Особую страницу в ее актерской биографии занимает создание роли Настасьи Филипповны («Идиот» Ф. Достоевского, 1958). Актрисе довелось сыграть ее и в кино, и на сцене, но, несомненно, более глубоко и емко это было в театре. В постановке А. Ремизовой не было ничего прямолинейного: это было серьезное, не поверхностное прочтение романа Достоевского – истории мрачной, тяжелой, где последовательнее была прослежена судьба этой мятущейся между благородством и ожесточенностью, между любовью и ненавистью женщины. Непривычной была и Юлия Борисова – Настасья Филипповна, – тихая, молчаливая, сдержанная. С умом острым и жгучей ненавистью к тем, кто погубил ее молодость, – она и стремилась к людям, и презирала их.
Исполнение роли Настасьи Филипповны Юлией Борисовой в фильме И. Пырьева «Идиот» в 1959 году, роли одной из сложнейших в мировом кинематографе, было блестящим. Широкая публика познакомилась с Вахтанговской театральной актрисой. Свой же первый кинематографический опыт Юлия Константиновна посчитала неинтересным. И сказала, что обойдется без этого вида искусства – у нее был театр.
В !963 году она – неповторимая принцесса Турандот. Получив эту роль как эстафетную палочку от великой актрисы Цецилии Мансуровой, Борисова так на всю жизнь и осталась загадочной принцессой хотя, казалось бы, годы должны были изменить ее. Восхитительная сказка Карло Гоцци принесла Юлии Константиновне огромный успех, составив яркую страницу в творческой биографии. Она была первой Турандот над которой годы были не властны.
Шестидесятые годы прошлого столетия подарили зрителям прекрасную кинокартину «Посол Советского Союза» о реально жившей женщине-дипломате А.М. Коллонтай – дипломате, соратнице Ленина, видном партийном и государственном деятеле. Режиссер Георгий Натансон долго не мог уговорить актрису сниматься в его фильме, он перечислял много положительных качеств героини, но только раз упомянул о ее любви. Почувствовав, что смелая и красивая героиня все же осталась женщиной, и это можно сыграть, Борисова согласилась. Это был второй и последний большой фильм в ее фильмографии.
Широкому зрителю Юлия Борисова известна главным образом по тем спектаклям Театра им. Е. Вахтангова, которые демонстрировались по телевидению. Это – «Много шума из ничего» У. Шекспира, «Город на заре» А. Арбузова, «Поднятая целина», по роману М. Шолохова, «Янтарное ожерелье» Н. Погодина (телеспектакль), «Интервью у весны», «Театральные встречи БДТ в Москве», «Варшавская мелодия», «Принцесса Турандот», «Иркутская история» (фильм-спектакль), Конармия», «Пристань», «Евгений Онегин».
Лебединой песней творчества Рубена Симонова стала постановка спектакля «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина (1967). Этот спектакль великий режиссер посвятил Юлии Борисовой.
Юлия Борисова и Михаил Ульянов в режиссуре Рубена Симонова великим дуэтом «спели» эту Варшавскую мелодию, поставив своих героев в ряд классически бессмертных. Зрителю хочется неотрывно смотреть и смотреть на Гелену и Виктора как они целомудренно и тонко передают чувства своих героев, любовную страсть, не проходящую с годами, слушать их признания, замирать от счастья сопереживания, содрогаться от опасности никогда не узнать такой любви.
Ее Гелена – хрупкая и нежная, но удивительно мужественная и стойкая. Актрисой восхитительно передано проникновение в стихию чужого языка: изысканно, музыкально, артистично передан польский акцент.
У Борисовой было замечательное качество, она как никто умела воссоздавать эпоху. Когда в 1970-х годах появился спектакль «Насмешливое мое счастье» Л. Малюгина по письмам Антона Павловича Чехова и Лики Мизиновой, то вся Москва ходила смотреть на необыкновенную пару: Юлию Борисову и Юрия Яковлева. Как она играла Лику Мизинову, что пленяло зрителя? На сцене была чеховская женщина, было ощущение, что это не из сегодняшнего дня, она пришла оттуда, издалека. Она удивительно передавала незнакомую ей эпоху, манеру держаться, разговаривать. Она была героиней времени.
Во всех ролях Борисовой сквозит ее человеческая натура – ее доброта, тонкая душа, ум сердца. В своих героинях она обязательно находила хорошее и опиралась на это. Она не играла отрицательных ролей. Их не было в репертуаре. актрисы. Она хотела и играла положительные роли. Каждая большая актриса играет то, что ей близко. Всего же в театре ею сыграно более 60 ролей. На протяжении десятилетий она играла преимущественно главные роли.
Многие роли Борисовой. отличаются точностью социальной характеристики, чистотой, целомудренной поэтичностью, духовной силой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью – у нее всегда натуры избранные, незаурядные. Умная, независимая Нефедова («Одна» А. Алешина, 1956), потерянная в жестоком мире Гитель («Двое на качелях» У. Гибсона, 1963), виртуозная притворщица, «царица блажи», жертвующая жизнью во имя любви, – Клеопатра («Антоний и Клеопатра» У. Шекспира, 1971), неприкаянная, ищущая выхода своим жизненным силам Елена Андреевна («Леший» А. Чехова, 1979), яростная в своем отчаянии Мария («Мария Тюдор» В. Гюго, 1985).
Юлии Борисовой пришлось играть во многих пьесах: и стойких революционерок – Мария («Конармия» И. Бабеля, 1966) и Виринея («Виринея» Л. Сейфуллиной, 1967), и деловых женщин – Анна Георгиевна («Из жизни деловой женщины» А. Гребнева, 1974).
Юлии Борисовой довелось сыграть и женщин своей профессии: Кручинину («Без вины виноватые» А. Островского, 1993, 2005), где она виртуозно воплощает трагическую судьбу женщины, актерское призвание и красоту человеческой души, и Патрик Кэмпбелл («Милый лжец» Д. Килти, 1994) – умную, ироничную, пронесшую через многие годы любовь к Б. Шоу.
Из интервью Виталия Вульфа к юбилею актрисы в газете «Труд» (2005): «Наблюдая за ней, я всегда поражался одному ее качеству: за кулисами она выглядит усталой, озабоченной, у нее плохое настроение, одним словом – к ней не подходи. Но вот Борисова делает шаг на сцену, и ... лицо ее мгновенно преображается, широко распахнутые глаза излучают свет, она сама легкость, доброта, и все это летит в зрительный зал и уже никому не скрыться от ее чарующего обаяния».
Борисова замечает: «Актерская профессия – единственная на земле воскрешает человеческий дух на сцене. Путь к душе зрителей определяется духовным потенциалом самого актера – его болью, страданием, радостью. От его эмоционального накала, духовного мира зависит то, как он заговорит со зрительным залом».
Во многих спектаклях ее партнером был Михаил Ульянов, говоривший о Юлии Борисовой: «Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».
Римас Туминас, возглавивший Вахтанговский театр в 2007 году, с глубоким уважением и восхищением относится к дарованию актрисы. Для Юлии Константиновны им был поставлен отрывок из пьесы «Визит старой дамы» в спектакле «Пристань», выпущенном им к 90-летию Театра, а в 2013 году Туминас вновь пригласил актрису для участия в спектакле «Евгений Онегин», где Юлия Константиновна читает «Сон Татьяны».
Несмотря на довольно почтенный возраст, актриса продолжает выходить на сцену театра имени Евг. Вахтангова. Она участвует в постановке «Возьмите зонт, мадам Готье!», причем актрисе снова предложили роль центрального персонажа – Катрин Готье. Эта постановка стала дебютной для правнука великой актрисы – Никиты Середина.
Народная артистка СССР признается зрителю: «Вы для меня как будто что-то огромное, что дает такую удивительную нежность и открывает все створки моей души. И вот это самое великое в жизни актера – когда душа с душою говорит».
Жила и живет замкнуто, не публично, без интервью, никогда и ничего о себе не рассказывает. Полная достоинства, она за всю свою теперь уже долгую жизнь не тронута ни грязью, ни фамильярностью, ни сплетнями. Да, она неприступна, ее частная жизнь только для нее, но это ее право – дарить себя на сцене и больше нигде. Ее мир – театр, семья: сын, внучки, правнуки.
Ю.К. Борисова – Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1969), лауреат Государственной премии РСФСР (1966), Государственной премии РФ (1995). Первый лауреат театральной премии России «Хрустальная Турандот» (1991) в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру». Отмечена премией фестиваля «Московские сезоны» в номинации «Лучшая актриса года» – за роль в спектакле Театра имени Е. Вахтангова «Без вины виноватые» А.Н. Островского (сезон 1992/1993), премией «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (1996), премией российских деловых кругов «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000), международной премией имени К.С. Станиславского (2006), театральной премией газеты «Московский Комсомолец» (сезон 2011/2012) – за исполнение роли Клары Цаханассьян в спектакле «Пристань» – «Визит дамы» Ф. Дюрренматта, Российской. национальной актeрской премией имени А. Миронова «Фигаро» в номинации «Легенда русского театра» (2016). В 2015 году награждена Золотой медалью имени Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь».