БОРОДЯНСКИЙ Александр Эммануилович
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, лауреат государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ, вице-президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России, секретарь правления Союза кинематографистов РФ
Родился 3 февраля 1944 года в Воркуте, в семье инженеров. Отец – Бородянский Эммануил Яковлевич (1915 г. рожд.). Мать – Бородянская Надежда Ефимовна (1921 г. рожд.). Супруга – Бородянская Татьяна Дмитриевна (1949 г. рожд.). Дети: Бородянский Денис Александрович (1970 г. рожд.), Бородянская Мария Александровна (1977 г. рожд.). Внук – Дмитрий.
Еще в молодости Александр Эммануилович начал писать литературные рассказы, очерки, заметки. Огромное влияние на выбор профессии сыграло появление на экранах фильма «Летят журавли», который перевернул сознание молодого Александра. Тогда-то и произошел качественный скачок в его отношении к кинематографу.
После окончания строительного техникума Александр Бородянский работал штукатуром-маляром, инженером-проектировщиком. В 1964–1967 годах служил в армии. В 1968 году он поступил на заочное отделение сценарного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии, который окончил в 1973 году по специальности кинодраматург.
Дипломный сценарий Александра Бородянского «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа № 2» в 1973 году отмечен премией на конкурсе сценариев о рабочем классе, а в 1974 году опубликован в журнале «Север». В 1975 году по этому сценарию режиссер Г. Данелия поставил свой знаменитый фильм «Афоня».
После окончания института Александр Бородянский пришел на киностудию «Мосфильм», где в 1974–1977 годах работал главным редактором творческого объединения комедийных и музыкальных фильмов. С 1977 года – на творческой работе. С 1988 года по настоящее время – член правления студии «Курьер» киноконцерна «Мосфильм».
А.Э. Бородянский – один из ведущих отечественных кинодраматургов, автор и соавтор сценариев более 70 художественных полнометражных фильмов (в том числе совместного производства с Испанией, Англией, Польшей, Кореей, Чили): «Афоня» (1975), «Дамы приглашают кавалеров» (1980), «Смотри в оба» (1980), «Мы из джаза» (1982), «Инспектор ГАИ» (1982), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1986), «Начни сначала» (1986), «Шура и Просвирняк» (1987), «Дежа вю» (1988), «Город Зеро» (1989), «Гамлет из Сузака» (1990), «Агенты КГБ тоже влюбляются» (1991), «Цареубийца» (1991), «Маленький гигант большого секса» (1992), «Эти старые любовные письма» (1992), «Сны» (1993), «Американская дочь» (1995), «День полнолуния» (1998), «Ворошиловский стрелок» (1999), «Чек» (2000), «Олигарх» (2002), «Ребята из нашего города» (2003), «Всадник по имени Смерть» (2004), «Темный инстинкт» (2006), «Туман рассеивается» (2008), «Палата №6» (2009), «Загадка для Веры» (2011), «С чего начинается Родина» (2014) и другие.
Александр Бородянский работал со многими известными режиссерами. Среди них – Г. Данелия, Э. Уразбаев, Н. Досталь, К. Шахназаров. Природа продолжительного совместного творчества А. Бородянского и К. Шахназарова сама по себе любопытна. Они очень похожие люди внутренне, по мировосприятию, у них одинаковая реакция на многие события, одинаковое к ним отношение. Безусловно, такое совпадение характеров и позволило двум мэтрам отечественного кинематографа создать так много полюбившихся зрителям картин и продолжать свое плодотворное сотрудничество.
В 1993 году в фильме Карена Шахназарова «Сны» Александр Бородянский выступил не только как сценарист, но и как режиссер-постановщик (совместно с К. Шахназаровым). В дальнейшем он снял как режиссер художественный фильм «Чек» (совместно с Б. Гиллером, 2000) и телевизионный сериал «Ребята из нашего города» (совместно с Э. Уразбаевым, 2003).
Фильмы, снятые по сценариям А. Бородянского, неоднократно получали призы на международных кинофестивалях: «Афоня» – главный приз Всесоюзного кинофестиваля (1975); «Мы из джаза» – специальный приз жюри Международного кинофестиваля (МКФ) в Гренобле (Франция, 1984), серебряная медаль МКФ в Лодзи (Польша, 1984), дипломы МКФ в Лондоне, Чикаго, Белграде, признан лучшим музыкальным фильмом 1983 года в СССР по опросу зрителей; «Зимний вечер в Гаграх» – по опросам зрителей признан лучшим музыкальным фильмом 1985 года; «Курьер» – приз МКФ в Москве (1987), приз жюри за лучший фильм для юношества на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (1987); «Дежа вю» – диплом кинофестиваля «Золотой Дюк» (Одесса, 1987); «Город Зеро» – главный приз МКФ в Чикаго (США, 1989), серебряный приз МКФ в Вальядолиде (Испания, 1989), приз Европейской ассоциации научной фантастики (Сан-Марино, 1989), в 1991 году фильм был представлен на соискание премии Американской киноакадемии «Оскар»; «Агенты КГБ тоже влюбляются» – приз жюри МКФ в Винья-дель-Мара (Чили, 1991); «Цареубийца» – официальный участник Основного конкурса МКФ в Каннах (1991), главный приз МКФ в Белграде (Югославия, 1991); «Американская дочь» – участник конкурсной программы МКФ в Монреале (Канада, 1995), специальный приз жюри на II МКФ в Шанхае (Китай, 1995) и приз Э. Уитбек за лучшую женскую роль на МКФ детского фильма в Артеке; «День полнолуния» – специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ МКФ в Карловых Варах (Чехия, 1998), премия за лучший киносценарий Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Сценарии А.Э. Бородянского к фильмам «Город Зеро», «Цареубийца», «Сны» печатались в альманахе «Киносценарии».
Александр Эммануилович и сам снимался в кино – в ролях друзей главных героев в фильмах «Поворот» и «Москва слезам не верит».
А.Э. Бородянский – заслуженный деятель искусств РФ (1994), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1989) и лауреат Государственной премии РФ за сценарий фильма «Звезда» (2002), секретарь правления Союза кинематографистов РФ (с 1994 г.), вице-президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России (с 2002 г.). С 1995 по 1998 год – член коллегии Государственного комитета по кинематографии (ГОСКИНО) РФ.
Зимой любит убирать снег, летом – косить траву и гулять со своим домашним питомцем.