БОРТНИК Иван Сергеевич (1939-2019)
Народный артист России
Родился 16 апреля 1939 года в Москве. Отец – Бортник Сергей Васильевич (1895–1979), заместитель главного редактора Гослитиздата (ныне – издательство «Художественная литература»). Мать – Горячкина Мария Сергеевна (1912–1987), доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени М. Горького. Супруга – Борзых Татьяна Николаевна (1947 г. рожд.), заведующая кафедрой, преподаватель звукорежиссуры Театрально-художественного колледжа. Сын – Бортник Федор Иванович (1969 г. рожд.), художник по свету, старший инженер компании «Бинар».
Иван Бортник родился в районе трех вокзалов, на Красносельской улице. Рос очень застенчивым, и это удивительное для профессии актера качество осталось в нем до сих пор. Мать Ивана, Мария Сергеевна, занималась XIX веком, писала о народниках, о творчестве Н.С. Лескова, М.Е. Щедрина. Иван очень гордился тем, что его отец, Сергей Васильевич, учился в Петербургском технологическом институте, потом окончил знаменитый Брюсовский институт в Москве, видел царя.
Первый раз Иван Бортник выступил перед зрителями в возрасте 6 лет – на новогодней елке в Гослитиздате, где работал отец. Мальчика поставили на стул, и в присутствии самого К.И. Чуковского он прочитал свое стихотворение под названием «Песня моряка», на что Корней Иванович в шутку заметил: «Песня моряка Ивана Бортника», поставив ударение в его фамилии на последнем слоге.
До 5-го класса Иван учился в подмосковном поселке Кратово, а затем переехал в Москву и в 1957 году окончил среднюю школу № 317. Родители много работали, и Ваня часто был предоставлен самому себе. В московском городском Доме пионеров в переулке Стопани он занимался в театральной студии, посещал киностудию в Центральном парке культуры и отдыха. Родители хотели, чтобы сын занимался музыкой, и отдали его в класс виолончели. Дома была огромная библиотека – Иван рано начал читать, полюбил книги, писал стихотворения, подражая А. Блоку и С. Есенину.
Но музыканта или литератора из Бортника не получилось. Он выбрал актерскую профессию и сразу после окончания школы поступил на актерский факультет Щукинского училища, что стало полной неожиданностью для родителей. Иван Бортник попал в мастерскую В.А. Этуша. Курс считался сильным, одним из лучших. Вместе с Бортником учились Л. Максакова, А. Збруев, З. Высоковский, А. Белявский, В. Смехов. Их педагогами были выдающиеся мастера - Ю.В. Катин-Ярцев, М.А. Ульянов, Ю.П. Любимов, Ц.Я. Мансурова, оказавшие очень большое влияние на Ивана Бортника.
Ю.П. Любимов поставил на курсе отрывок из пьесы А.Н. Островского «Без вины виноватые», в котором Иван сыграл роль Незнамова. Работа с Любимовым стала для Бортника неожиданным открытием. В дипломном спектакле «Горячее сердце» в постановке В.А. Этуша И. Бортник сыграл Хлынова. Принимал участие в отрывках по А.П. Чехову, К.А. Треневу, А.М. Горькому.
В 1961 году, после окончания Щукинского училища, талантливого актера приглашали многие театры. Но Иван по совету А.Г. Коонен выбрал Театр имени Н.В. Гоголя, где начал работать с прекрасным режиссером П.П. Васильевым и талантливыми актерами – В.И. Хохряковым, А.С. Краснопольским, А.Н. Толбузиным, П.В. Крыловым, И.А. Смысловским, Е.П. Калининой. Иван Бортник играл главные роли в спектаклях «Передай улыбку», «Свидания у черемухи», «Сестры-разбойницы», «Тарас Бульба», «Красные дьяволята» и другие и со временем стал ведущим артистом театра. К сожалению, П.П. Васильев через некоторое время ушел, и, как это часто бывает, режиссеры в театре стали часто меняться.
Проработав в Театре имени Н.В. Гоголя шесть лет, в 1967 году Иван Бортник пришел к Ю.П. Любимову в легендарный Театр драмы и комедии на Таганке и стал одним из его корифеев. В театр на Таганке стремились попасть все, там царила особая атмосфера, в которой проходила творческая жизнь актеров, выходили спектакли, каждый из которых становился событием. О постановках Театра на Таганке много лет пишут диссертации искусствоведы. И. Бортник оказался в театре на пике его взлета и сыграл много блистательных ролей в любимовских постановках. Ю.П. Любимов говорит: «Дар импровизатора – счастливый и редкий дар. Фантазирует Бортник безудержно».
Иван начал с главной роли Павла Власова в нашумевшем спектакле «Мать» по пьесе М. Горького. В «Пугачеве» сыграл две роли – Шигаева и Чумакова. Участвовал в спектаклях: «Что делать?», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», «Три сестры» (Соленый), «Ревизская сказка» (Акакий Акакиевич Башмачкин и Коробочка), «Пир во время чумы» (Моцарт), «Живой», «Гамлет» (Лаэрт), «Деревянные кони» (Павел), «Борис Годунов» (Пимен), «Владимир Высоцкий».
«Ах, Ваня, Ваня Бортник – тихий сапа. Как я горжусь, что я с тобой на “ты” – эти строки посвятил своему близкому другу Владимир Высоцкий. Они вместе ездили на концерты. Бортник читал стихи военных поэтов из спектакля «Павшие и живые», Высоцкий пел свои пени о войне. Они, такие разные, в труппе Таганки стали ближайшими друзьями. На афише к спектаклю «Деревянные кони» были написаны строки Владимира Высоцкого, посвященные другу:
«Ваня! Вышел на другие круги!
Трепещите, недруги и други!!!»
В 1977 году Театр на Таганке выехал на гастроли во Францию. На открытии гастролей в Париже зал аплодировал стоя – овация длилась в течение получаса. Иван Бортник был занят в спектаклях «Мать», «Гамлет», «Послушайте!», с успехом принимаемые в Париже, Лионе и Марселе и за 45 дней сыграл 65 спектаклей. В Париже актер побывал и спустя десять лет – в 1987 году, когда во Францию привозили спектакль театра на Таганке «На дне», поставленный А.В.Эфросом, где Бортник блистательно играл Сатина. Владимир Высоцкий однажды сказал об Иване Бортнике: «Работать он может бесконечно, и это тоже счастливый дар – все время пребывать в творческом состоянии».
В любимовском спектакле «Пир во время чумы», поставленном по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина, И. Бортник великолепно играл роль Моцарта. Их дуэт с Леонидом Филатовым стал поистине уникальным – актеры словно заряжались друг от друга и оставляли у зрителей неизгладимое впечатление. Великолепную игру Ивана Бортника в этой постановке отмечали все столичные газеты, актера всегда по достоинству оценивала критика.
В кино И.С. Бортник начал сниматься в 1962 году, сыграв в фильме «Исповедь» главную роль художника-семинариста Василия. Следующую роль в кино он сыграл после длительного перерыва. В 1970 году вышла драма Павла Любимова «Впереди день», а в 1974 году актер сыграл главную роль в фильме-сказке «Иван да Марья». С этого времени режиссеры все чаще стали приглашать Бортника в кино. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха «Чужие письма» (1975) и «Объяснение в любви» (1977), киноповести Николая Кошелева «Старшина» (1979) и других.
Иван Сергеевич часто придумывал тексты своим героям, а это особый талант, ведь нужно обладать даром прочувствовать персонаж, и написать в стиле того образа, который исполняет актер. Бортник принял участие в работе над текстом спектакля «Живой» по произведению Б. Можаева «Из жизни Федора Кузькина». Когда автор переиздавал книгу, внес в нее текст, придуманный актером.
В фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979) его Промокашка значился просто как «молчаливый парень в шестиклинке», но в процессе съемок актер практически из ничего создал ярчайший персонаж, все слова придумал сам и сделал роль невероятно достоверной. Сцену, где бандиты выходят из подвала сдаваться, Иван Сергеевич придумал, пока переодевался – заматывал шарф, надевал кепку и сапоги. Его появление с песней «И на черной скамье, на скамье подсудимых...» стало для всех полной неожиданностью. Зрители, собравшиеся за ограждением съемочной площадки, устроили актеру настоящую овацию.
Когда Иван Бортник начинал играть, он забывал обо всем. Прекрасный актер Виктор Павлов, сыгравший в фильме «Место встречи изменить нельзя» роль Левченко, однажды сказал: «…Я думаю, что самую яркую роль в картине сыграл Иван Бортник». Говорухин беспрекословно доверял Бортнику, никогда с ним не репетировал – просто рассказывал сцену, описывал предлагаемую ситуацию, и актер сам решал, что будет делать дальше. Иван Сергеевич вообще обладал редким даром удивлять своих коллег. Станислав Говорухин после съемок картины говорил: «Иван Бортник всегда поражает, это актер феноменальный, с нераскрытыми возможностями».
После выхода фильма «Место встречи изменить нельзя» Ивану Бортнику стали приходить письма. Одна из зрительниц, работавшая в суде, написала: «Увидев Вас в картине, я была поражена. В фильме “Место встречи изменить нельзя” сыграло много прекрасных актеров, но видно было, что они играют – хорошо, превосходно… Но Вы не играли. Я много лет работаю в суде, и видела много уголовников… Где Вы нашли эту походку? Манеру одеваться?.. Я понимаю, что над картиной вместе с Вами работали художники, но все это нужно было увидеть и сделать… Вы не были актером, Вы были самым настоящим уголовником… Что-то было в Вас ущербное, тупиковое, безысходное».
В 1980 году Никита Михалков утвердил И. Бортника на роль Вовчика в картине «Родня». Иван Сергеевич считал эту роль одной из лучших своих работ. В 1987 году Владимир Хотиненко пригласил И.С. Бортника на одну из главных ролей в фильме «Зеркало для героя», и картина вновь открыла зрителям талантливого актера.
Иван Сергеевич предпочитал работать с режиссерами, которых знает и любит. Он всегда импровизировал, свободно распоряжаля текстом и своими действиями. С особой теплотой актер вспоминал работу с Н. Михалковым, Г. Полокой, В. Хотиненко. Для него актерство – это не профессия, а образ жизни. Иван Бортник, сыгравший в кино роли, многие из которых не являются главными, занимает место рядом с самыми яркими мастерами экрана. У него было редкое свойство – сливаться со своими героями так органично, что зрители уверены: Промокашка из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979), Вовчик из «Родни» (1981) и другие его персонажи – это и есть настоящие «близнецы-братья» любимого актера. Снимаясь в картине «Смерть в кино» (1990), Бортник каждую ночь писал тексты своей роли, а утром сверял написанное с режиссером фильма К.П. Худяковым, который почти всегда утверждал его вариант.
Среди других работ И.С. Бортника в кино – фильмы: «Сентиментальный роман» (1976), «Вторая попытка Виктора Крохина» (1977), «Верой и правдой» (1979), «Последняя охота» (1979), «Наше призвание» (1981), «Привет с фронта» (1983), «Действуй по обстановке!..» (1984), «Три процента риска» (1985), «Я – вожатый Форпоста» (1986), «Попутчик» (1986), «Скакал казак через долину» (1986), «А был ли Каротин?» (1989), «Ночевала тучка золотая...» (1989), «Мир в другом измерении» (1990), «Затерянный в Сибири» (1991), «Убийство на Ждановской» (1992), «Потрясение» (1993), «Мусульманин» (1995), «Возвращение броненосца» (1996), «Импотент» (1996), «Поживем-увидим» (1997), «Не послать ли нам гонца?» (1998), «Страстной бульвар» (1999), «Затворник» (2001), «Антикиллер» (2002), «По ту сторону волков» (2002), «Антикиллер-2» (2003), «Демон полдня» (2004), «Мама, не горюй» (2005), «Сдвиг» (2006), «Сонька – золотая ручка» (2007), «Мама, не горюй–2» (2007), «Барин» (2007) и другие.
И.С. Бортник – член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей. Награжден медалью Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть» (2006) и золотой Есенинской медалью Союза писателей России (2007) за верность традициям русской культуры.
Дарование Бортника – как свет… По выражению его друга Владимира Высоцкого, «он способен на невероятную отдачу и тратит себя до сердца». Иван Сергеевич – человек несовременный, несущий на себе печать романтизма, аромата былого времени. В жизни никого не предал и не продал, не менял театры. Бортник остался во временах песен Высоцкого, ошеломляющих аншлагов театра на Таганке, времени романтических грез о служении искусству, бесед на кухне и неизбывной русской тоски. Его личность не принадлежит никакой эпохе, Иван Бортник принадлежит воле и свободе.