БЫСТРИЦКАЯ Элина Авраамовна (1928-2019)
Народная артистка СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, лауреат премии Правительства РФ, лауреат премии мэрии Москвы, народная артистка Грузинской, Азербайджанской и Казахской ССР, участник Великой Отечественной войны, лауреат премий «Кумир», «Триумф», профессор, почетная казачка, полковник казачьих войск
Элина Быстрицкая — одна из красивейших актрис отечественного и мирового кино. Для миллионов зрителей она прежде всего — Аксинья из легендарного «Тихого Дона». А театралы разных поколений восхищаются ее ролями в Малом театре, где она проработала более полувека.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Отец — Быстрицкий Авраам Петрович, в качестве военного врача участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, похоронен в Вильнюсе. Мать — Быстрицкая Эсфирь Исааковна. Сестра — Быстрицкая Софья Авраамовна.
Имя у Быстрицкой — не простое, как и ее судьба: Эллина — означает «мудрая». Одно из двух «л» потеряла паспортистка. Родители Быстрицкой взяли имя у писателя Кнута Гамсуна, не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери.
Элине Быстрицкой пришлось одолеть немало крутых поворотов, прежде чем зрители узнали и полюбили ее. Глядя на эту женщину, невозможно представить ее вне актерской профессии. Прекрасные внешние данные, красивый голос, изящество движений — все в ней кажется созданным для сцены и экрана. А ведь в юности она готовилась к иному жизненному пути: отец, военный врач, считал, что дочь должна унаследовать его профессию. Элина долгие годы и сама думала, что она должна пойти по этой стезе.
Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь семью и застала война. Совсем еще девочка, Элина решила, что тоже должна что-то делать для фронта, для победы. Она попросилась работать в госпиталь, где работал ее отец. Жизнь на колесах, броски вслед за частями действующей армии, бомбежки, обстрелы — все это составляло ее быт в те годы. Элина поступила на курсы медицинских сестер, стала сначала санитаркой, а вскоре освоила работу лаборантки клинической лаборатории госпиталя. Война закалила ее характер. Человек многое может — это впервые с особой ясностью поняла Элина еще тогда.
«Сейчас, когда давно уже нет той войны, я пытаюсь вспоминать, как же это было… И вспоминается главным образом то, чем мы жили эти четыре года: все отдать ради победы. Каждый час, прожитый во время войны теми, кто был со мной рядом, и мной лично, был подчинен одной цели… Я отчетливо это помню: все действия, поступки, мысли, заботы людей были направлены на то, чтобы дожить до победы. «Дожить» — слово, наверное, неправильное, по крайней мере, я за жизнь не цеплялась, никогда нигде за всю войну не пряталась… Но мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что любая работа, выполняемая нами в дни войны, должна была вести к одному — нашей победе над фашистами. Когда началась война, мне было 13 лет. Девчонка я была, конечно, но желания спрятаться, устраниться от войны не возникло ни на секунду. Мой отец был военным врачом, и он всегда мне говорил: «Ты — дочь офицера. А русский офицер всегда душу отдает Богу, сердце — даме, жизнь — Отечеству, а честь — никому». Я это очень хорошо запомнила», — писала актриса много лет спустя.
Осенью 1944 года Элина возвратилась в Нежин (их дом в Киеве был разрушен) и поступила в медицинский техникум. В 1947 году окончила его, получив диплом с отличием, дававшим ей право продолжать учебу в институте. Однако в процессе учебы Элина поняла, что врачом быть не сможет. Следуя давней мечте об актерской профессии, она поступила в балетный класс музыкальной школы. Первый выход на профессиональную сцену нежинского драмтеатра в спектакле «Маруся Богуславка», где она танцевала восточный танец, еще больше утвердил ее в решении стать актрисой. Родители были против поступления в театральный. Приехав в Киев и встретившись с директором театрального института, отец обратился с единственной просьбой — объяснить его дочери, что в театральном институте ей делать нечего. Элина приняла компромиссное решение и поступила в Нежинский педагогический институт. Но через год оставила его ради театрального.
Потом был Киевский театральный институт имени И.К. Карпенко-Карого, встреча с замечательными педагогами И.И. Чабаненко и Л.А. Олейником. После успешного окончания в 1953 году — три сезона в Вильнюсском русском драматическом театре. Здесь Быстрицкая имела первый успех в ролях: Таня в одноименной пьесе и Ольга («Годы странствий») А. Арбузова, Варя Белая («Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова), Клавдия («Повесть о настоящем человеке» по Б. Полевому) и др.
Вдумчивость, четкость в работе, стремление к законченности образа — эти качества уже тогда проявились в молодой актрисе. Театр был на гастролях в Ленинграде, когда Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну («Двенадцатая ночь») актриса предпочла свою современницу — врача Елизавету Максимовну в фильме «Неоконченная повесть». И в «Тане», и в «Годах странствий» она тоже играла врачей — выросшая в этой среде, она хорошо знала людей этой профессии.
Актрису привлекла возможность работать под руководством выдающегося режиссера Фридриха Эрмлера, который был и талантливым воспитателем, рядом с такими актерами-мастерами, как Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук. Именно тогда она по-настоящему поняла, что такое актерская профессия.
В 1955 году на экраны вышел фильм «Неоконченная повесть». Не зарубцевались раны, еще не оттаяли сердца от испытаний военного времени, но тем сильнее была в людях жажда доброты и красоты. Поняв и прочувствовав это, актриса наделила свою героиню удивительным светом и личным обаянием. Быстрицкой в роли Елизаветы Максимовны хотелось подражать. И подражали... Скольких новорожденных назвали тогда Элиной, сколько девчонок тогда пошло поступать в медицинские вузы. По опросу газеты «Советская культура» Элина Быстрицкая была признана лучшей актрисой года.
Эта роль принесла ей и международную известность. В 1955 году в составе делегации кинематографистов актриса отправилась на первую Неделю советского фильма во Францию. Многое почерпнула она для себя из встреч с легендами мирового экрана Симоной Синьоре и Ивом Монтаном, Мишель Морган и Жераром Филипом, писателями Эльзой Триоле и Луи Арагоном, художницей Надей Леже. И хотя французский зритель принял ее хорошо, она понимала, какой трудный путь к совершенству надо пройти.
В те дни судьба подарила ей встречу с Ф.Г. Раневской. Для спектакля «Белый лотос», где главную роль должна была играть Раневская, не могли найти молодую героиню. Случайная встреча двух актрис в Доме кино — и Раневская предложила дирекции взять на эту роль Элину Быстрицкую. Так она оказалась в Театре имени А.С. Пушкина. Но эта работа не состоялась.
О том, что Сергей Герасимов приступает к съемкам шолоховского «Тихого Дона», Быстрицкая узнала в Париже. О роли Аксиньи она мечтала давно, с театрального училища. Вернувшись в Москву, к Герасимову, начавшему актерские пробы, пришла сама, будучи уже известной, даже знаменитой, и попросила принять в них участие: «Я хочу эту роль. Я смогу ее сыграть». Пробы длились полгода. Шолохов сам утвердил Быстрицкую на роль Аксиньи. После этого, по словам Элины Авраамовны, началась самая главная ее дорога в искусстве.
На съемках «Тихого Дона» она прошла курс мастерства у Сергея Герасимова. Он требовал абсолютного внутреннего и внешнего перевоплощения, помог ей лучше разобраться в собственных возможностях. Сергей Аполлинариевич требовал максимальной достоверности даже в мелочах. Артистке пришлось поправиться почти на 15 кг, через силу объедаться сметаной и медом. Специфический говор, повадки словно были переданы Аксинье—Быстрицкой многими поколениями казаков. Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания почетной казачки.
Роль в «Тихом Доне» (1956–1959) стала подлинной победой актрисы, ее звездным часом. Но каждую новую свою работу она еще долго примеривала к «герасимовским» критериям и оценкам: понравилось бы ему, одобрил бы Сергей Аполлинариевич?
В начале 1960-х годов вместе с Николаем Черкасовым, Василием Меркурьевым и Сергеем Бондарчуком Быстрицкая была приглашена в США, в Белый дом, отмечена вниманием супруги президента Эйзенхауэра. Американский дом моделей предложил ей туалет, в котором она должна была сфотографироваться для журнала «Америка». Но Быстрицкая была «бдительна» и как истинно советская женщина отказалась, о чем с юмором вспоминает сегодня. Из-за рубежа ей приходили предложения сниматься в кино. Но все они оседали в Союзе кинематографистов…
Когда Элина Авраамовна увидела в Киеве спектакли Малого театра, она стала мечтать о нем. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта — она была принята в труппу знаменитого театра. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, 1959). Позже, в 1965 году, она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. Она была «уайльдовской», точно почувствовав его горьковатую иронию, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Лишь много лет спустя пришло понимание того, какая высокая похвала содержалась в скромных словах старейшей актрисы театра А.А. Яблочкиной о ней, дебютантке: «Я все поняла, что она говорит и делает».
Слава киноактрисы осталась за порогом. Предстояло опять — уже на новом этапе — держать экзамен на артистическую зрелость. Еще здравствовали и работали «старики» Малого театра, перед которыми она благоговела. С великой Верой Николаевной Пашенной и Еленой Николаевной Гоголевой молодая актриса играла в спектакле «Остров Афродиты» А. Парниса. Помогало общение с такими выдающимися партнерами, как Елена Гоголева, Елена Шатрова, Дарья Зеркалова, Михаил Царёв, Николай Анненков, Михаил Жаров, и многими другими. Ей довелось работать с замечательными режиссерами Борисом Бабочкиным, Леонидом Варпаховским, Петром Фоменко, Виктором Комиссаржевским, Борисом Львовым-Анохиным, Александром Бурдонским. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом ее счастливый дар, совпавший с природным актерским дарованием.
Работы Быстрицкой в театре всегда отличают пластическая точность, завершенность формы, умение в совершенстве владеть словом, а присущая ей артистическая воля позволяет быть бесспорно и неувядаемо красивой на сцене. Она обладает особым даром — даром сценической гармонии, при этом наделяя героинь своим умом, своим интеллектом. Какие бы роли в русском и западном репертуаре ни играла Быстрицкая, ее героини — яркие, незаурядные личности. Среди них баронесса Штраль в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова, Лидия («Бешеные деньги») и Глафира («Волки и овцы») А.Н. Островского, горьковские Юлия Филипповна («Дачники»), Софья Марковна («Старик»), Пелагея («Фома Гордеев»), Анна Петровна («Иванов» А.П. Чехова), герцогиня Мальборо в «Стакане воды» Э. Скриба, Клотильда Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Ксения Ивановна («Палата») и Мартынова («Главная роль») в пьесах С. Алёшина, Панова («Любовь Яровая» К. Тренёва), Мария («Выбор» Ю. Бондарева), Мэри («Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила), Отрадина и Кручинина («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Москалёва («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского) и др.
Многие театральные творения Быстрицкой получили общественное признание. Но особенно дорог актрисе отзыв приезжавшего в 1962 году в Москву композитора Игоря Стравинского об ее работе в спектакле «Маскарад» (постановщик Л.В. Варпаховский). Стравинский оценил ее баронессу Штраль как музыкально звучащую в спектакле. Лермонтов и по сей день остается одним из любимых поэтов актрисы.
В Малом театре существуют традиции в исполнении ролей в пьесах Островского. Элина Быстрицкая сумела не только сохранить их, но и внести свой стиль в исполнительскую манеру в пьесах «Волки и овцы» и «Бешеные деньги». «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег» за последнее десятилетие, — писал известный критик Б.В. Алперс. — В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».
Неожиданно прозвучала у актрисы роль Юлии Филипповны в «Дачниках», созданная в постановке замечательного актера и режиссера Бориса Бабочкина. Эта роль стала одной из вершин творчества актрисы.
Среди многих наград и титулов, увенчавших заслуги Элины Быстрицкой, есть особо дорогое для нее звание «Сын полка», которого она была удостоена. 40-летие Победы актриса встретила работой, которой отдала дань высокого уважения защитникам Отечества. «Случайный вальс» — так назывался спектакль по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо», поставленный в Театре Эстрады. Быстрицкая сыграла в нем восемь ролей, слившихся в единый портрет женщины на войне.
Имя Элины Быстрицкой стало легендой. Она покорила зрителей в далеких 1950-х годах, она продолжает покорять, восхищать и сегодня. В ее жизни было все: стремительные взлеты, трагические годы простоя, поисков, ожиданий. И вот вновь встреча зрителей с любимой актрисой. В 1997 году, в честь 850-летия Москвы в Коломенском в представлении «Галантный век» Быстрицкая ярко, с присущим ей блеском и мастерством, с тонкой, а порой острой характерностью предстала перед публикой в облике Екатерины Великой, показав свою героиню в разных ипостасях: то в роли умной и прозорливой правительницы, то в роли матушки-царицы, веселящейся и танцующей на свадьбе у своих подданных, то в образе женщины, которой все человеческое не чуждо.
Мир театра знает понятие «большие актрисы», Быстрицкая в их числе. Природа наделила ее не только талантом, но и силой духа, помогающей сохранить себя и свой дар при всех испытаниях судьбы. Быстрицкой необходим режиссер не только понимающий и ценящий силу ее таланта, но и готовый пойти ей навстречу. Эта встреча с режиссером и партнером Владимиром Андреевым состоялась в 1998 году на спектакле с символическим для Элины Быстрицкой названием «Перекресток» по пьесе Л. Зорина на сцене театра имени М.Н. Ермоловой. Когда на сцене Быстрицкая, зрительный зал ощущает особое дыхание... Время не властно над ней. Она красива особой, царственной красотой. Быстрицкая настраивает весь спектакль по своему камертону, наполняя его непредсказуемостью и виртуозностью актерских проявлений, меняя и смешивая краски, настроения, оттенки поведения, показав еще раз, сколько возможностей таит ее талант.
Своим творческим опытом Э.А. Быстрицкая щедро делится с молодежью. Она — профессор, преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина.
За годы творческой деятельности Элина Быстрицкая снялась более чем в десятке фильмов, часть которых стала классикой советского кино. Ее приглашали работать такие выдающиеся режиссеры, как Сергей Герасимов, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Юрий Егоров, Георгий Натансон, Григорий Александров. Кроме «Неоконченной повести» (1955) и «Тихого Дона» (1956–1959) наиболее известны работы актрисы в фильмах «В мирные дни» (Лена Алексеенко, 1950), «Богатырь» идет в Марто» (радистка Сергеева, 1954), «Добровольцы» (Лёля, 1958), «Русский сувенир» (Пандора Монтези, 1960), «Все остается людям» (Ксения Румянцева, 1963), «Негасимое пламя» (1964), «Николай Бауман» (Мария Фёдоровна, 1968), «Бабий Яр» (2002).
Элина Авраамовна — человек живого общественного темперамента, не замкнута в своих узкопрофессиональных интересах. Она не знает, что такое равнодушие. И что бы ни делала, чем бы ни занималась актриса вне театра, во все она вкладывает душу и сердце. К общественной работе ее приобщила Е.Н. Гоголева, сначала в профкоме театра, потом к военно-шефской работе во Всероссийском театральном обществе (Союз театральных деятелей).
В 1975–1991 годах она являлась президентом Федерации художественной гимнастики СССР. Эти годы были временем становления и расцвета этого вида спорта, во многом это заслуга Элины Быстрицкой. Ее усилиями художественная гимнастика была включена в программу Спартакиады народов СССР. Задача вывести гимнастику на олимпийский помост была выполнена. Кроме того, Э.А. Быстрицкая много времени уделяла заботе о детях, о начинающих гимнастках.
И в общественной жизни она остается творческим человеком. Можно перечислить только некоторые ее общественные должности: член Совета при Президенте РФ по культуре (1993), член Международной комиссии по здоровью населения при Совете безопасности России, член президиума Академии российского искусства, действительный член Российской академии естественных наук, академик Международной академии информационных процессов и технологий, действительный член Академии энергоинформационных наук, Академии «Элита мира», почетный член Украинской академии искусств. Элина Авраамовна задумала Центр духовного и физического совершенствования женщины, а также была избрана вице-президентом Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка.
В июне 1994 года Элина Быстрицкая, понимая сложности, переживаемые страной в экономической сфере, решила поддержать культуру путем привлечения негосударственных средств в эту область знаний и духовности. Она учредила и является президентом благотворительного Фонда в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ. В 1995 году в числе лидеров общественно-политического движения «Стабильная Россия» выдвигалась в депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ.
Постоянный труд — вот ее кредо. «Для актера, — считает Элина Авраамовна, — нет отдыха, он заряжен особой энергией, и эту энергию необходимо отдавать». А когда остается свободное время, она предпочитает активный отдых: игру в бильярд, шахматы, в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире. Читает книги по парапсихологии. Ее любимый композитор — Шопен, музыкальное произведение — «Гран-па» в «Дон Кихоте». Как много лет назад, ее и сегодня увлекают встречи с интересными людьми. Единственный раз в жизни, когда она попросила автограф, был в доме у Маргарет Тэтчер, которую она считает идеалом женского ума, эталоном женщины-политика. Из отечественных политиков этим качествам, по мнению актрисы, вполне соответствовала Галина Старовойтова.
Э.А. Быстрицкая увенчана высшими актерскими званиями и многими государственными наградами. Она — народная артистка СССР (1978), народная артистка РСФСР (1966), заслуженная артистка РСФСР (1964), народная артистка Грузинской ССР, Азербайджанской и Казахской ССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность и II степени — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, награждена орденом «За заслуги перед Ростовской областью», орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта»; почетная казачка, полковник казачьих войск с правом ношения оружия.
Боевой путь Э.А. Быстрицкой отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Жукова, «Сын полка», многими медалями.
Элина Авраамовна — лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры, премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии бизнеса и предпринимательства, премии «Триумф», премии «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству», премии «Сокровищница Родины» журнала «Родина».
Актриса имеет благодарности Президента Российской Федерации — за большие заслуги в развитии театрального искусства и в связи со 175-летием театра и за большие заслуги в развитии театрального искусства; благодарность председателя Союза кинематографистов Н.С. Михалкова за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие российского кинематографа.
На ежегодном российском кинофестивале «Женщины кино», посвященном великой русской актрисе Вере Холодной, проходившем в 1998 году, Элина Авраамовна Быстрицкая удостоена диплома «Приз Веры Холодной — семь красавиц кино» (по ролям в кино и жизни) в номинации «Самая женственная».
По опросу издания «Комсомольская правда» в 1999 году Э.А. Быстрицкая была названа «Самой красивой женщиной уходящего века». На кинофестивале «Созвездие» в 2000 году актриса отмечена призом «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф». В 2004 году Э.А. Быстрицкой присвоено звание доктора наук.
Элина Быстрицкая — лауреат премии «Звезда театрала» в номинации «Легенды сцены», Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность».
В 2005 году в издательстве «Вагриус» вышла автобиографическая книга «Встречи под звездой Надежды», в которой Элина Быстрицкая повествует о своей удивительной судьбе: «Я рассказала немного о себе, своих товарищах по творческому цеху, своих удачах, сомнениях, трудностях…
Я не умею выворачивать душу наизнанку, но и приукрашивать свою жизнь тоже не хочу: как сложилась, так сложилась...»
С 2010 года Элина Авраамовна сотрудничает с Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной.
Творчеству народной артистки СССР посвящены документальные фильмы: «Элина Быстрицкая. Портрет одной весны» (1987), «Элина Быстрицкая. Звезда эпохи» (2013) и другие.