АБДРАШИТОВ Вадим Юсупович (1945-2023)
Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСФ, премии Президента РФ в области литературы и искусства, премии Правительства Российской Федерации в области культуры, премии Ленинского комсомола, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, художественный руководитель студии «АРК–фильм» киноконцерна «Мосфильм», вице–президент Российской академии кинематографических искусств «Ника», профессор, почетный член РАХ
Вадим Юсупович Абдрашитов – известный советский и российский режиссер. Его кино – авторское, остро–социальное, кино моральных диспутов и актерских дуэтов, всегда новаторское для своего времени и верное собственному художественному стилю. Фильмы режиссера отличаются сдержанным внутренним напряжением, которое сохраняется на протяжении всей картины. Перед героями всегда ставятся острые нравственные проблемы, которые им приходится решать. Снятые Вадимом Абдрашитовым фильмы неизменно вызывают горячие споры и не утрачивают своей актуальности. Каждый раз, пересматривая их, открываешь для себя что–то новое. «Даже не контраст, а то странное, дразнящее и неисчерпаемое соединение несоединимого, которое вообще составляет загадку Абдрашитова. У него какой–то нюх на сдвоенность смыслов. Одно сквозь другое. То ли перед вами маленький Пинкертон, то ли Робин Гуд, то ли Павлик Морозов. Кажется, все прочно, а вдруг видишь, что идешь по карнизу. Кажется, вот милосердие, а приглядишься — звериная мстительность. Кажется, вот воротила, всесильный деспот, а обернешься — отец родной.» (Лев Аннинский)
Родился 19 января 1945 года в Харькове (Украина). Отец – Абдрашитов Юсуп Шакирович (1918–1998 гг.), военнослужащий. Мать – Абдрашитова Галина Николаевна (1922–2002 гг.), инженер–химик. Супруга – Тоидзе Нателла Георгиевна (1950 г. рожд.) – известный живописец, Заслуженный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, награждена золотой медалью и медалью «Достойному» Российской академии художеств. Сын – Абдрашитов Олег Вадимович (1973 г. рожд.), окончил МФТИ, затем Колумбийский университет, работает в США и России, специалист в области информационных технологий. Дочь – Абдрашитова Нана Вадимовна (1980 г. рожд.), окончила РАТИ–ГИТИС (мастерская С. Бархина), театральный художник, автор–сценограф более 50 спектаклей, работает в России. Внуки – Тимофей, Тина и Таисия.
Отец Вадима Абдрашитова родом из Семипалатинска, рано лишился матери, жил с отцом и старшим братом Хакимом. В будущем Хаким Шакирович избрал партийную карьеру, работал в ЦК компартии Казахстана. Юсуп Шакирович стал военным, служил в войсках связи, в железнодорожных войсках. В годы Великой Отечественной войны воевал на Белорусском фронте, затем был отозван из действующей армии, участвовал в восстановлении разрушенного войной хозяйства Западной Украины. Со своей будущей супругой и матерью Вадима Абдрашитова Галиной Николаевной он познакомился в Томске.
Будучи сыном офицера, Вадим вместе с родителями кочевал по всему СССР: жил на Камчатке, Сахалине, во Владивостоке, Ленинграде, где отец учился в военной академии. По окончании академии Юсуп Шакирович был назначен в город Барабинск военным комендантом крупного железнодорожного узла. В Барабинске Вадим тяжело заболел, с трудом поправлялся, врачи настоятельно советовали сменить климат. Отец написал письмо министру обороны Р.Я. Малиновскому, в котором рассказал, что произошло с сыном, и просил перевести его на юг. До сих пор в семье Абдрашитовых как чудо воспринимают тот факт, что письмо простого офицера дошло до адресата, было рассмотрено, просьба удовлетворена, и через неделю Юсуп Шакирович получил приказ о назначении в Алма–Ату. Так, в 1956 году Абдрашитовы переехали в столицу Казахстана.
В школе Вадим учился хорошо, очень много читал (у родителей была большая библиотека), увлекался буквально всем подряд – от театральных студий до физико–математических кружков. В 7–м классе он страстно увлекся химией, за год изучил весь школьный курс по этому предмету. После 7–го класса Абдрашитов поступил в Алма–Атинский техникум железнодорожного транспорта по специальности, связанной с электроникой и связью, в экспериментальную группу.
Однажды двоюродный брат подарил Вадиму фотоаппарат «Комсомолец». С тех пор фотография стала одним из основных увлечений будущего режиссера. Вместе с младшим братом Игорем выпиливали лобзиком из дерева фигурки сказочных персонажей, выстраивали декорации и снимали диафильмы на обратимую пленку, которые потом показывали вечерами в подъезде. В этот импровизированный кинотеатр сбегались ребятишки со всего двора.
Несколько лет Вадим посещал детскую театральную студию при Алма–Атинском ТЮЗе, в которой начинали свой творческий путь будущий Народный артист России Александр Филиппенко и Владимир Толоконников. 12 апреля 1961 года полет Ю.А. Гагарина все перевернул – той же весной Вадим оставил техникум, экстерном сдал экзамены за среднюю школу и уехал в Москву – заниматься физикой и космосом.
В 1961 году Вадим Абдрашитов поступил в знаменитый Физтех (МФТИ) в Долгопрудном, на факультет химической физики. Ему посчастливилось увидеть и услышать великих ученых: он учился у И.Е. Тамма, Н.Н. Семенова, Л.Б. Кудрявцева, ездил на физфак МГУ слушать лекции Л.Д. Ландау. По стопам Вадима пошел и младший брат Игорь – окончил МИФИ, работал в области ядерной физики, к великому сожалению, в 34 года умер от облучения...
Годы, проведенные в Физтехе, совпали с ренессансом «оттепели». Вадим и его друзья много читали, смотрели, слушали (А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, А. Гладилин, Г. Владимов), появились театры «Современник», «Театр на Таганке», на киноэкранах – фильмы итальянского неореализма, гремели Е. Евтушенко и А. Вознесенский, вовсю звучал В. Высоцкий, печатался В. Аксенов, в «Новом мире» вышел «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и томик А. Платонова, родился КВН. Само время требовало максимальной реализации, поиска себя.
«Я принадлежу к счастливому поколению. Это везение, когда взросление человека, его социализация, совпадают с вектором ренессанса, какого–то духовного подъёма в стране... Гораздо страшнее, когда человек растет, а время вокруг него движется в обратную сторону. К сожалению, такие периоды бывают. Мы же попали на тот взлет...» (В. Абдрашитов).
Вместе с Вадимом в МФТИ учился и знакомый ему еще с алма–атинской театральной студии Александр Филиппенко. Александр, к тому времени много выступал в КВН и на эстраде и играл в театральной студии «Наш дом». Вадим ездил с другом на репетиции и спектакли, познакомился с руководителем студии Марком Розовским. Незабываемыми были и встречи студентов МФТИ на «Устных альманахах» с такими корифеями, как А.И. Хачатурян, С.А. Герасимов, М.И. Ромм, молодыми В.Васильевым и Е.Максимовой и другими. Вадим все больше утверждался в своем желании заниматься кино. Он начал серьезно готовиться к поступлению во ВГИК. «Обучаясь на Физтехе, я уже знал, что буду кинорежиссером. И всерьез готовился к этому: читал, фотографировал, смотрел фильмы, пробовал писать, работал в институтской многотиражке. Фотографировал много, – как мания была...» (В. Абдрашитов).
На факультете была своя фотолаборатория, и Вадим часами там пропадал, бесконечно пробуя и экспериментируя со своими фотоработами. Хотелось, конечно, снимать и на кинопленку. Но в те времена заниматься кинолюбительством в одиночку было невозможно. Поднять всю технологию обработки плёнки и озвучания, осилить весь процесс финансово можно было только в студиях кинолюбителей. На Физтехе такой студии не было, существовали они в МИСИ (сегодня Московский государственный строительный университет) и в МХТИ (сегодня РХТИ) им. Д.И. Менделеева.
В 1964 году Вадим Абдрашитов перевелся в Московский химико–технологический институт имени Д.И. Менделеева на факультет электрохимических процессов. На новом месте учебы, по сравнению с МФТИ, нагрузка стала меньше, и у Вадима появилось больше свободного времени, которое он посвятил кинолюбительству. Вадим снимал все и много: институтскую хронику, конференции, студенческие военные лагеря, работу в подшефных колхозах, КВНы. Руководил студией студент ВГИКа Герман Туревич, через которого Вадим познакомился с институтом кинематографии, стал приезжать туда на лекции, просмотры, кинофестивали. Там появились и друзья.
После окончания МХТИ в 1967 году Абдрашитов, как и любой другой выпускник вуза, по закону того времени должен был 3 года отрабатывать первое образование. Он пошел на Московский завод электровакуумных приборов, в цех, осваивавший опытное производство цветных кинескопов. Работал технологом, инженером, мастером, заместителем начальника цеха, производственную карьеру закончил начальником цеха. Все то время Абдрашитов продолжал готовиться ко ВГИКу, под псевдонимами отправлял работы (рассказы, сценарии, раскадровки различных литературных произведений) на предварительный творческий конкурс.
Наконец, в 1970 году он поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии, в мастерскую знаменитого М.И. Ромма, выдающегося режиссера, крупного художника, человека поистине энциклопедических знаний, замечательного педагога. Это была третья встреча. Судьбе было угодно, что первая случайная встреча с М.И. Роммом состоялась в далеком 1961 году, когда он только что стал студентом МФТИ. Прилетев в конце августа из Алма–Аты и направляясь из аэропорта в Долгопрудный, он попросил шофера такси проехать по ночной Москве через центр. На одной из улиц движение оказалось перекрытым – шли киносъёмки. Вадим вышел из машины, и, миновав оцепление, приблизился к съемочной группе. В режиссере он сразу узнал знаменитого М.И. Ромма. Как позже выяснилось, снимался один из эпизодов фильма «Девять дней одного года»... А потом Ромм приезжал с этой картиной на Физтех и два вечера подряд разговаривал со студентами и физиками. Это оказалось незабываемым.
К несчастью, уже когда Вадим учился на 2–м курсе, Михаила Ильича не стало, и студентов его мастерской доводил до диплома Л.А. Кулиджанов.
Вадим Абдрашитов женился на художнице Нателле Тоидзе, представительнице знаменитой творческой династии. Она известный живописец, Действительный член Российской Академии художеств, много и плодотворно работает.
Первой киноработой Вадима Абдрашитова стал снятый им на 1–м курсе ВГИКа документальный фильм «Репортаж с асфальта» (1971 г.). Фильм Вадим снимал вместе с оператором Игорем Скачковым около двух месяцев на улицах Москвы. На материале уличных наблюдений и по заранее задуманному сценарию картина была затем смонтирована и сдана Ромму в зачет сессии. Михаил Ильич работу принял, ничего не сказал и поставил «пятерку». Через какое–то время из съемочной группы Ромма позвонили и попросили Вадима собрать и принести в группу исходные материалы по «Репортажу», негативы и прочее. В течение года до того, режиссер работал над своей, как оказалось, последней картиной под рабочим названием «Мир сегодня». В ней рассказывалось о таком болезненном явлении ХХ века, как массовая истерия, о том, как в толпе поглощается личность отдельного человека. Все то время мастер делился со своими учениками мыслями о ней, рассказывал, как идет работа над картиной. Летом 72-го года Ромм показал на «Мосфильме» первую монтажную складку будущей картины, о чем В. Абдрашитов говорит, как об одном из сильнейших своих киновпечатлений. На экзамене увидев фильм ученика, Ромм решил вставить его в свою картину, найдя, наверное, в нем некое созвучие своему замыслу. Исходные негативы были собраны к осени, а в ноябре Михаила Ильича не стало. Закончить картину мастера поручили двум близким Ромму режиссерам Марлену Хуциеву и Элену Климову. Каждый из них сделал по одной из серий фильма, – получились две разные, по–своему интересные части. Дилогия стала называться «И все-таки я верю». Но смысл картины был уже иной, и «Репортаж» в нее не вошел. В одном из своих последних писем С.А. Герасимову М.И. Ромм так написал о работе Вадима Абдрашитова: «Это кинематограф. Молодой парень уже приходит с ощущением вещественности кинематографа, которое заменяет его словесность, его традиции театральности». Фильм «Репортаж с асфальта» был отмечен многими призами студенческих кинофестивалей.
Как–то на 3–м курсе ВГИКа Вадим ехал в институт на метро и просматривал «Литературную газету». На любимой 16–й полосе был напечатан рассказ Григория Горина «Остановите Потапова!». Вадим начал читать и понял, – вот, что он будет снимать для своей курсовой работы! После сложного и долгого процесса утверждения темы курсовой на кафедре Вадим позвонил автору и пригласил его написать сценарий к будущему фильму. Горин воспринял идею скептически, – мол, не пропустят фильм на такую тему, – тему застоя, формальной лояльности власти, обществу. Вадим написал сценарий сам, и фильм был снят. Картина «Остановите Потапова!» (1974 г.) стала вузовской сенсацией и получила Главный приз кинофестиваля ВГИКа, а также многочисленные призы на студенческих кинофестивалях в Москве, Киеве (в том числе, приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» в 1975 году). Ее стали показывать по творческим домам архитекторов, художников, кинематографистов.
Однажды раздался звонок из приемной известного советского режиссера Ю.Я. Райзмана, – Вадима Абдрашитова пригласили приехать на «Мосфильм». За несколько дней до того, фильм «Остановите Потапова!» как один из недавно премированных на последнем кинофестивале был показан в Доме творчества кинематографистов «Болшево». В тот день в кинозале Дома собралась «звездная компания», – Юлий Райзман, Евгений Габрилович, Сергей Юткевич, Леонид Утесов, Аркадий Райкин, Владимир Высоцкий. Картина была хорошо принята. Юлий Яковлевич, который руководил тогда студией на «Мосфильме» (сейчас студия «АРК–фильм») заинтересовался творчеством молодого режиссера, тем более, – ученика Ромма, с которым когда–то и была создана студия, – и решил пригласить его работать к себе. Фильмом–курсовой работой он предложил Вадиму Абдрашитову защитить диплом. Что и было сделано, и в 1974 году Вадим Юсупович Абдрашитов, «экстерном» сдав экзамены, с отличием закончил ВГИК и был принят режиссером на «Мосфильм». Рядом с Ю.Я. Райзманом Вадиму Абдрашитову посчастливилось работать более 20 лет. Обучаясь у таких мастеров, Вадим Юсупович вобрал все лучшее, что было в творчестве каждого, и выработал свои неповторимые принципы творчества. После смерти Райзмана Вадим Юсупович Абдрашитов возглавил в качестве художественного руководителя студию «АРК–фильм» киноконцерна «Мосфильм».
Больше года с момента устройства на «Мосфильм» Вадим Абдрашитов искал сценарий, – перечитал их более двухсот. Среди них были и хорошие, превратившиеся потом в заметные картины других режиссеров. «Но все это было не мое», – вспоминает Вадим Юсупович. Так продолжалось до тех пор, пока в 1975 году он не прочитал сценарий молодого, неизвестного тогда драматурга Александра Миндадзе «Кто–то должен защищать». Вадим Абдрашитов понял, что, наконец, нашел то, что ему хочется снять. Режиссер позвонил автору, они встретились, стали работать вместе, подружились. Вадим Абдрашитов обрел близкого по мироощущению сценариста, с которым на протяжении 30 последующих лет было снято 11 кинолент: «Слово для защиты» (1976 г.), «Поворот» (1978 г.), «Охота на лис» (1980 г.), «Остановился поезд» (1982 г.), «Парад планет» (1984 г.), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986 г.), «Слуга» (1988 г.), «Армавир» (1991 г.), «Пьеса для пассажира» (1995 г.), «Время танцора» (1998 г.), «Магнитные бури» (2003 г.). Операторами его картин были такие профессионалы как Ю. Невский, Г. Рерберг, Э. Караваев, А. Заболоцкий, Ю. Шайгарданов, В. Шевцик. Две его картины – «Слуга» и «Армавир» – снял Д. Евстигнеев.
Первый же фильм Вадима Абдрашитова в большом кино стал творческой удачей. Картина «Слово для защиты» (1976 г.) была в центре пристального внимания критики и зрителей – ее посмотрели 35 миллионов человек. Пронзительная история любви простой девушки–почтальона проецировалась на жизнь ее адвоката, защищавшую девушку в суде. Две женские судьбы, истории их чувств, помещенные в узнаваемые реалии времени и среды, не могли оставить зрителей равнодушными. В фильме ярко проявился талант Абдрашитова, умеющего тонко и глубоко работать с актерами. В картине блистали молодые М. Неелова, О. Янковский, С. Любшин, Г.Яцкина. За фильм Вадим Абдрашитов стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля 1977 года в номинации «Приз за режиссуру» и премии Ленинского Комсомола в 1979 году. Картина была отмечена наградами и призами различных кинофорумов.
В такую же напряженную атмосферу нравственных поисков попали герои следующей киноработы режиссера «Поворот» (1978 г.): молодые благополучные супруги Веденеевы, на взлете жизненных успехов вдруг столкнулись с необходимостью жесткого решения моральной проблемы. Кинематографом нравственного беспокойства назвали такое кино. Неожиданными гранями своего таланта сверкнули у Абдрашитова О. Янковский и И. Купченко.
В последующих картинах герои Абдрашитова и Миндадзе – простые люди, современники своего времени, живущие далеко от столиц, в небольших провинциальных городах. Они работают на заводах и фабриках, в железнодорожных депо и шахтах. У них – семьи, дети, нормальная, обычная жизнь. И всегда они чувствуют силовые токи времени и Времени исторического. Режиссер тонко и глубоко рассказывает о совсем непростой жизни этих простых людей.
В 1980 году был поставлен фильм «Охота на лис», оказавшийся фундаментальным и принципиальным для творчества режиссера. Картина была снята в жанре социальной драмы, – о закате «идеологии гегемона», о внутренней несвободе человека, у которого, казалось бы, есть все. Фильм долго не принимали, – требовали сделать поправки под угрозой увольнения. Вадим Абдрашитов категорически отказался: «Не могу калечить картину.». Генеральный директор «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов вздохнул и подписал приказ об увольнении режиссера. Вадим Юсупович молча уехал со студии. Через три дня раздался звонок из «Мосфильма» с просьбой вернуться на работу, – все равно картину нужно сдавать. Директор только поинтересовался, на всякий случай, не рассказывал ли режиссер об этой истории западным журналистам. Получив отрицательный ответ, Вадима Абдрашитова восстановили на работе, и картину смонтировали. Фильм стал событием в отечественном кино. Его хорошо приняли критики и зрители, – так о рабочем человеке еще никто не рассказывал. Великолепно сыграл главного героя Владимир Гостюхин. Кинокартина получила специальный приз жюри «За режиссуру» на международном кинофестивале авторских фильмов в Сан–Ремо, Италия (1981 г.).
Вадим Абдрашитов – один из немногих художников, чье кино с поразительной последовательностью и проницательностью воспроизводит подлинный состав времени, в котором пребывают режиссер и его герои. Первые три его картины «Слово для защиты», «Поворот» и «Охота на лис» – своеобразная семейная трилогия.
В 1981 году Вадим Абдрашитов приступил к подготовке съемки фильма «Остановился поезд». Драме об «...изношенности не только инфраструктуры советской цивилизации, но и всего остального в ней. «Расписание» всех ее «поездов» уже готово к неисполнению...» (В. Скуратовский). Заложенный в сюжете масштаб проблем предполагалось сочетать с тонким психологизмом морального поединка героев, – следователя и журналиста. В роли следователя Вадим Абдрашитов видел исключительно Олега Борисова. Но незадолго до того актер ушел со съемок уже наполовину снятой картины «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (реж. А. Зархи). Как ни пытались его вернуть назад, Олег Иванович наотрез отказался играть предложенную режиссером версию роли Достоевского. За это «сверху» поступило негласное распоряжение «отлучить» актера от каких бы то ни было съемок.
«А я понимал, что только он сможет сыграть эту. Роль не простая. Сложная, про человека, который видит все, что происходит, и ненавидит людей вокруг. За то, что они довели свою жизнь до всего до этого... С этим беззаконием, невыполнением правил, инструкций,.. Такой мизантроп... задачка для Достоевского. Такое мог сыграть только Борисов..» (В. Абдрашитов).
Режиссер обращался к начальству с просьбой утвердить-таки актера на роль. «Этого не будет, ищите другого!...», – каждый раз был ответ. Вадим Юсупович никак не сдавался. Более того, с помощью директора своей картины организовал на «Мосфильме» тайные кинопробы Олега Борисова, который изначально скептически отнесся к возможности своего возвращения в кино. Пробы получились весьма удачные.
«Фантастически попробовался Олег! И я с этими пробами – к начальству. Посмотрели, – согласились, что замечательно. Я сделал два дубля. И продолжительная была мизансцена, чтобы дольше он был в кадре. И из этих двух дублей я не мог выбрать, какой лучше. Оба – в совершенстве! Микроны отличия!» (В. Абдрашитов).
Наконец, в один из очередных визитов режиссера с просьбой об утверждении «опального» актера, Генеральный директор «Мосфильма» Сизов сдался и разрешил съемки. Но с одним условием, – ни одного кадра не снимать в Москве, уехать подальше, никаких интервью, никто не должен знать об этом. В срочном порядке Вадим Юсупович и съемочная группа уехала в город Серпухов. Вернулись осенью с уже готовой картиной.
«Смонтировали, озвучили, показали начальству – и началась катастрофа. Главный редактор объединения получила выговор по партийной линии. Нас всех наказали рублем. Был неприятный разговор начальства с Райзманом. Картина была названа антисоветской. И положена на полку.... Но у меня была главная задача, – пусть на полку, но, чтобы только картину не калечили. Чтобы целиком...» (В. Абдрашитов).
А в ноябре 1982 года не стало Л.И. Брежнева и на пост Генерального секретаря ЦК КПСС и главы Советского Союза был избран Ю.В. Андропов. Спустя несколько дней Вадиму Абдрашитову позвонила его растерянная от невероятной новости директор и сообщила, что звонили из Госкино и распорядились срочно готовить премьеру в главном в Москве кинотеатре «Россия». Никто не мог поверить в происходящее. Оказалось, по указанию Андропова картину сняли с полки. Тема картины была прочтена, как призыв очередной раз «закручивать в стране гайки». И это решило судьбу фильма. Невероятно, но фильм вышел на экраны. Он с успехом был показан в кинотеатрах страны и за рубежом, получил многочисленные награды, о нём много писали критики и зрители. В 1984 году Вадим Абдрашитов, Олег Борисов, Александр Миндадзе, оператор Юрий Невский и художник Александр Толкачев были удостоены Государственных премий РСФСР имени братьев Васильевых. Сотрудничество с актером Олегом Борисовым продолжилось еще на двух картинах режиссера.
«Железнодорожная» метафора Абдрашитова в следующем его фильме «Парад планет» (1984 г.) трансформировалась в грандиозно–космическую. «Реалистическое» здесь окончательно преломилось в притчевое. «Парад планет» – фильм, открывший новую грань в творчестве режиссера. Кроме того, для времени «застоя» это была необычная картина. Мощное метафорическое начало в картине глубоко повлияло на развитие кинематографического языка отечественного кино того времени. При этом фильм глубоко и всерьез рассказывал о духовных поисках поколения 40–летних людей середины 1980–х годов. История о военных сборах для нескольких друзей перешла в путешествие по собственной жизни, в путь к самим себе.
Новая эстетика фильма напугала руководство, и картину девять месяцев не принимали. После истории с фильмом «Охота на лис», знали, что силой с Вадимом Абдрашитовым справиться не удастся. И сам режиссер вел себя мудро: скандалов не устраивал, был выдержан и спокоен, но поправок никаких не делал. Тогда было принято иезуитское решение, – собрать товарищей, коллег режиссера, которые объяснят ему его заблуждения и прочее. Был созван получивший потом огласку худсовет, где присутствовали представители горкома партии, «Госкино», Министерства культуры, и куда были приглашены известные режиссеры, и только из числа тех, кто картину не видел. Тем, кто уже поддерживал картину и выступал за неё, входа на этот «худсовет» не было. Закончился показ фильма – и началось. Вадима Абдрашитова и его картину клеймили позором и высказывали исключительно негативные отзывы и мнения о режиссере и его нежелании внести требуемые изменения в киноработу. Потрясло режиссера то, что делали это многие его коллеги из тех, кого он знал и уважал до того. Но были и те, кто занял сторону картины и выступил против начальства – М.Хуциев, С.Бондарчук, В.Басов, И.Таланкин…
Правки режиссер так и не сделал, а эмиссары разных зарубежных фестивалей заявляли «Парад планет» в свои программы. В 1984 году он пересёк границу СССР и оказался в Италии, а в январе 1985 года кинокартина все же вышла в прокат. Фильм сразу стал ярким событием и важной вехой в эволюции советского кинематографа. На международном фестивале неореалистического кино в Авеллино в 1984 году она получила приз «Золотое плато». Была картина номинирована и на Венецианский кинофестиваль. Но в жюри от Советского Союза были коллеги, которые с самого начала выступали против фильма и режиссёра . Попав в жюри они продолжили свое дело, и фильм награды тогда не получил.
В 1986 году режиссер снял ленту «Плюмбум, или Опасная игра». Фильм–драма стал одним из первых «перестроечных» фильмов и рассказывал о проблеме власти, попавшей в руки человека духовно незрелого. История мальчика по прозвищу Плюмбум, который не чувствует боли, которому одновременно 15 и 40 лет, превратилась в притчу. Фильм произвел фурор. В студию шли мешками письма от зрителей, – кто восторгался, кто возмущался. Картина стала известна и зарубежом, а на 44–м Международном кинофестивале в Венеции в 1987 году получила золотую медаль Президента итальянского Сената. В 1988 году фильм был в номинации на национальную премию «Ника».
В 1988 году вышел фильм Вадима Абдрашитов «Слуга». В фильме снова поднимались вопросы власти и рабства, рабства внутреннего, духовного. Дуэт Хозяина и Слуги (О. Борисов и Ю. Беляев) стал каноническим: под руководством режиссера актерам удалось выразительно показать сложную, неоднозначную взаимозависимость глубинных категорий человеческого существования – свободы и рабства. И опять, – этот диалог был создан не на абстрактном материале, а в предельно узнаваемых реалиях нашей жизни. Партийный босс и его личный шофер, неожиданно превращающийся в дирижера большого хора, но так и не изжившего в себе раба. «Это, конечно, важно: очистить нашу землю «от Гудионовых» и не дать их слугам стать новыми «хозяевами». Но важнее другое: то в нас, что их порождает. Вот это – в глубине нашего бытия – потрясающе чует и передает Вадим Абдрашитов. Фактурой и символикой. Достоверностью и магией кино. Типологией фигур и значимостью фонов.» (Л. Аннинский). Новаторское решение, творческая и гражданская смелость картины были отмечены рядом наград: Государственной премией СССР (1991 г.), премией Альфреда Бауэра «За фильм, открывающий перспективы в развитии кино», премией O.C.I.C и призом экуменического жюри на международном кинофестивале в Западном Берлине (1989 г.).
1991 год. Время эйфории и свободы. Все разлеталось и разлагалось. Люди менялись до неузнаваемости. В воздухе витало предощущение распада страны. В фильме «Армавир» сценарист и режиссер предугадали близкие последующие события. История людей, потерявших друг друга во время кораблекрушения и теперь, на берегу исступлённо друг друга ищущих, отозвалась вниманием зрителей в то непростое время. И снова Вадим Абдрашитов поставил принципиально новые для себя задачи и внес новаторские приемы и идеи в киноязык своей работы.
«Вообще квазиперестроечная трилогия режиссера (“Плюмбум”, “Слуга”, “Армавир”), может быть, содержит самую высокую консистенцию правды о стремительно уходящем тогда советском времени, о некоем столь же неистовом, сколь и загадочном его замещении. Здесь нет ни грана публицистики, ни намека на социологический фельетон. Правда о мире через советскую притчу о нем» (В. Скуратовский).
В 1995 году Вадим Абдрашитов представил на суд зрителей фильм «Пьеса для пассажира». Это рассказ о судьбах людей, сложенных Временем и причудливо переплетаемых сломом этого Времени, сломом эпох исторических. Достоинство картины не только в постановке серьезных нравственных проблем, но и в подробнейшей прорисовке характеров героев – Проводника и Пассажира, бывших в недавнем прошлом Судьей и Осужденным, – в исполнении талантливого дуэта С. Маковецкого и И. Ливанова. На международном кинофестивале в Берлине в 1995 году «За выдающиеся художественные достижения» Вадима Абдрашитова наградили призом «Серебряный медведь».
Следующая картина – «Время танцора» (1998 г.) – еще раз подтвердила способность режиссера к эпическому повествованию, умению работать с большими формами. Глубоко и драматично картина рассказывала о современной войне, вызвав громкую дискуссию в обществе. В фильме режиссером были открыты будущие кинозвезды Ч. Хаматова, А. Егоров, Ю. Степанов.
Вышла картина в конце 90–х . Поначалу фильм был принят восторженно. Но с какого–то момента начали появляться статьи, обвиняющие режиссера в том, что фильм – антирусский, против русских офицеров. В стенах Союза кинематографистов появились на трибунах коллеги, призывающие разобраться с «дурно пахнущей» картиной и её авторами. На премьеру в «Киноцентр на Красной Пресне» пришла группа агрессивно настроенных людей, одетых в казачью форму, «поговорить» с создателями фильма. Сели в первом ряду, нога на ногу.Перед тем им кто-то объяснил, что кинокартина – против казаков. Вадим Абдрашитов после приветственной речи и представления группы обратился к «казакам» с предложением внимательно посмотреть фильм и, если у кого–то из них останутся вопросы к нему, приходить за кулисы после окончания сеанса. Пришел только один из «казаков», сел скромно в углу. Режиссер пригласил его к накрытому для съемочной группы столу. Молодой человек признался, что потрясен фильмом, что все это про них, про бессмысленность этой войны, что им про картину говорили совсем другое и он не ожидал такого фильма.
Тем временем нападки на фильм и его создателей продолжались. Как–то по пути к себе в Красноярск остановился в Москве писатель Виктор Петрович Астафьев. Встречали его писатель Евгений Попов с женой поэтессой и писательницей Светланой Васильевой. По дороге разговаривали и обсуждали разные новости. Виктор Петрович поинтересовался о Вадиме Абдрашитове, которого знал немного и недавно слышал о неприятностях с фильмом «Время танцора», и нельзя ли было бы посмотреть этот фильм. Позвонили режиссеру. Вадим Юсупович поднял всех своих знакомых и организовал закрытый просмотр в малом зале киноцентра. Сам режиссер, чтобы не смущать своим присутствием, все долгое время картины ожидал зрителей в холле и волновался: Виктор Петрович – человек непредсказуемый. Сразу после окончания сеанса Вадим Абдрашитов вошел в зал, – Астафьев поднялся с кресла, крайне взволнованный, подошел и обнял режиссера: «Великая картина!». Чуть позже он дал отпор всем «черносотенным» нападкам на Вадима Абдрашитова и фильм «Время танцора» и поделился своим потрясением от картины в своей статье в журнале «Искусство и кино» и в одном из своих выступлений на телевидении. «Сегодня для меня «Время танцора» - тот самый водораздел, который делит всю нашу кинопродукцию на две части. Всё остальное, что успею посмотреть в своей жизни будет кино после «Танцора»… Таких картин, которые прямо за горло брали, в которых ставились бы самые-самые животрепещущие вопросы о нашей жизни, - таких картин ещё не было в последнее годы. Это, конечно, явление. И, столкнувшись с явлением, критика в замешательстве… Творчество такого накала – это выворачивание сердца, грудь нараспашку. Будто человек вынимает сердце из груди и показывает его обнажённым. Я не боюсь сказать, что «Время танцора» - это великий фильм. Великий.» Можно сказать, что В.П.Астафьев картину отбил и защитил. А Вадиму Юсуповичу предложил организовать премьеру кинофильма в его родном Красноярске и пригласил к себе в Овсянку, о чём у режиссёра остались интересные и глубокие воспоминания. Волна травли и нападок режиссера и его филь пошла на нет. Хотя до сих пор споры вокруг картины не прекращаются.
Кинокартина была отмечена рядом наград: премия «Золотой Овен» в категории «Лучший фильм» (1997 г.); номинация национальной кинопремии «Ника» в категории «Лучшая режиссерская работа» (1997 г.); Гран–при кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи (1998 г.); Приз жюри на МКФ в Локарно, приз ЮНЕСКО «За распространение идей культуры мира и толерантности» международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (1998 г.); участие в программе «Лучшие фильмы «Кинотавра» на фестивале российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве (2009 г.)
Традиционным для русской культуры гуманизмом наполнена следующая картина режиссера «Магнитные бури» (2003 г.). Сострадание к «маленькому» человеку, сочувствие к нему – вот камертон этого фильма, тонко и целомудренно рассказывающего историю любви молодоженов на фоне сложных и драматичных процессов нашей сегодняшней жизни: на заводе, где они работают, там, далеко от столиц, идет передел собственности, и герои оказываются песчинками, втянутыми вихрями в эти бури. Картина еще раз доказала, что режиссер постоянен в своих творческих поисках и дерзаниях, что он продолжает рассказывать о самом трудном, ответственном, самом важном – о современности, и делает это новаторски, творчески, смело. Фильм получил признание зрителей и профессионалов: специальный приз жюри кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи (2003 г.); национальная кинопремия «Ника» в категории «За лучшую режиссерскую работу» (2004 г.); премия «Золотой орел» в категории «За лучшую режиссерскую работу» (2004 г.).
В 2005 году за фильм «Магнитные бури» В.А. Абдрашитов и другие создатели кинокартины (А.А. Миндадзе, Ю.А. Шайгарданов, В.В. Толстоганова, М.В. Аверин) стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации.
Годом ранее, в феврале 2004 года, Вадим Абдрашитрв стал лауреатом премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года — за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России.
В планах Вадима Юсуповича – два новых творчески интересных проекта. Один из них о том, как проходят сквозь время и остаются все теми же константы жизни человека. Меняются предметы любви, ненависти, зависти, горя, счастья, а их механизмы – всегда те же.
В настоящее время Вадим Абдрашитов занимается педагогической деятельностью во ВГИКе. Он уже выпустил несколько мастерских и готовит новые выпуски своих «детей», как он называет студентов своего курса. Их имена и работы мы возможно в скором времени услышим и увидим. Среди талантливых выпускников режиссера – Алексей Мизгирев, Петр Буслов, Егор Анашкин, Гала Суханова.
27 сентября 2019 года на посвященной 100–летию ВГИКа торжественной встрече с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Вадим Юсупович Абдрашитов выступил с речью, в которой говорил о проблемах второго высшего образования в стране: «Беда нынешнего кинематографа, а он в бедственном положении, – не столько даже в деньгах, сколько в качестве художественных идей, .. и не только кинематографа. Одна из фундаментальных причин, – это насильственная инфантилизация всего того, что делается в нашем кино. А именно, – закон о платном втором высшем образовании приводит к тому, что идеальным студентом является вчерашний школьник. О чём нам, зрителям, мальчик или девочка в 17-18 лет могут рассказать? Люди с некоторым жизненным опытом, в возрасте от 23 до 30 лет, обычно имеющие высшее образование, учение своё должны оплачивать. Очень дорогая плата – 500000 руб. в год... Лет 15 мы с мэтрами кино и театра занимались этим вопросом, писали бесчисленные письма. Предлагали простую вещь: ладно, пусть второе высшее будет платным, но на смыслообразующие специальности при поступлении пусть люди «замаранные» первым высшим могли бы иметь право претендовать на бюджетные места. Смыслообразующие – это литература, драматургия, режиссура. ВГИК помолодел фантастически . То же в театральных вузах, на журфаках, в литинституте. Эти совсем молодые люди себя еще не смогли понять, а должны образовывать смыслы. Все известные писатели, драматурги режиссеры – это люди, которые пришли в профессию в возрасте 25–30 лет. С минимальным, но опытом жизненным. Исключение только Тарковский, наверное. Но из какой семьи! Элем Климов – инженер–авиастроитель, Глеб Панфилов – инженер–химик, Отар Иоселиани – математик, Кончаловский – консерватория, Михалков – актерское образование... В 1970 году у нас, в мастерской Ромма, были всего два вчерашних школьника...»
Вадим Юсупович Абдрашитов удостоен почетного звания «Народный артист России» (1992 г.), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006 г.). Он – лауреат Государственной премии СССР (1991 г.), Государственной премии РСФСР (1984 г.), премии Ленинского комсомола (1979 г.), премии Президента РФ (2003 г.), премии Правительства РФ (2005 г.). В 2013 году награжден специальным призом Совета академии киноискусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф имени Алексея Германа–старшего». В 2015 году награжден призом «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» на кинофестивале «Кинотавр». Отмечен золотой медалью Министерства культуры республики Армения (2012 г.).
Все фильмы Абдрашитова – лауреаты многочисленных кинофестивалей, они получали призы на Родине и за рубежом – на киносмотрах в Берлине, Венеции, Локарно, Москве и других киностолицах. Картины отмечены призами и премиями академий «НИКА», «Золотой орел», «Золотой овен» и др. У автора были многочисленные ретроспективы, он неоднократно участвовал в работе жюри знаменитых киносмотров. О нём и его творчестве написано много статей, изданы книги.
В.Ю. Абдрашитов – вице–президент Российской академии кинематографических искусств «Ника», Президент Международного фестиваля фильмов о правах человека, профессор ВГИКа, член жюри премии «Триумф» и «Парабола», член Союза кинематографистов России, почетный член РАХ.