ЧУРИКОВА Инна Михайловна (1943-2023)
Народная артистка СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственных премий РФ и РСФСР имени братьев Васильевых, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат Российской Национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро», офицер ордена искусств и литературы Франции
Ее Бог наделил прорывающимся в бездны, в космос талантом! Не поскупился — отмерил полной ложкой. С ее вызывающе небанальной, нестандартной, нездешней внешностью инопланетянки: у кого ещe из актрис такой взгляд, такие бездонные, излучающие свет глаза? «Меня поразили еe глаза...» — вспоминает первую встречу с будущей супругой режиссер Глеб Панфилов. С самого начала ее биографии в кино и на сцене стало общим местом упоминать о том, что она не красавица. Верно. Не красавица. Потому что она больше чем красавица — она прекрасна!
(Иллюстрированная версия жизнеописания в формате PDF – Скачать >>)
Родилась 5 октября 1943 в городе Белебее, близ Уфы. Родители родом из крестьян. Отец — Чуриков Михаил Кузьмич, сотрудник Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева, участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Мать — Мантрова Елизавета Захаровна (1917—2012), доктор биохимических наук. По окончании Воронежского университета работала в Институте картофеля имени Лорха. Супруг — Панфилов Глеб Анатольевич (1934 г. рожд.), кинорежиссер, народный артист России, лауреат Государственной премии России. Сын — Панфилов Иван Глебович (1978 г. рожд.), юрист-международник, актер, сценарист.
Когда Инна была еще маленькой, ее родители разошлись, и она с матерью часто меняли адреса, с начала 1950-х годов жили в Москве. Еще в школьные годы Инна поступает в молодежную студию при Театре имени Станиславского, которой руководили А.Б. Аронов и Л.Я. Елагин. Это и определило выбор профессии. Только дорога, что ей была предназначена судьбой, оказалась не простая. Внешность Инны настолько далека от общепринятых стандартов красоты, что сам факт ее поступления в театральный институт вызывал большое удивление. «Какая красавица! Наверное, актрисой будет...» маленькая Инна в свой адрес не слышала. Это мама внушила Инне, что на самом-то деле она красавица — просто красоту эту надо уметь разглядеть. «Мама мне всегда говорила, что я буду актрисой. Я не хотела ее огорчать, — позже признавалась Инна Чурикова. Она всегда говорила: «Дочка, если что задумаешь, так тому и быть». И знаете, если бы не она, я бы, возможно, в себя не поверила...»
По окончании школы после неудачных попыток поступления в школу-студии МХАТ, в театральное училище имени Щукина Чурикова поступает в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина на курс В.И. Цыганкова. Своих педагогов актриса неизменно вспоминает с благодарностью: они дали ей уроки мастерства, верное направление в профессии. Вера матери в талант и характер дочери помогала Инне. Елизавета Захаровна с ее неукротимой энергией сумела добиться, чтобы ее Инна, которая по распределению по окончании театрального училища с красным дипломом должна была лететь на Камчатку, осталась в столице.
В годы учения в студии Чурикова начинает сниматься в кино. Первая роль — в фильме В. Ордынского «Тучи над Борском» (1961), одном из антирелигиозных фильмов тех лет, разоблачающем сектантов, калечащих юные души. Другие кинороли того периода — в фильмах «Где ты теперь, Максим?», экранном дебюте Э. Кеосаяна, «Я шагаю по Москве» Г. Данелии. Ее первой заметной ролью комедийного плана стала роль мачехиной любимицы Марфушеньки-душеньки из детской сказки «Морозко. Эту роль она «отгрызла» у Тамары Носовой. «На пробах, — вспоминала Инна Михайловна, — нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. Когда я пришла на озвучку фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино». За роль Марфуши посол Чехословакии Ярослав Башта вручил Чуриковой серебряную медаль Масарика.
В 1965—1968 годах Чурикова работает в Московском театре юного зрителя, выступает в массовке, в небольших эпизодах. Первые роли в пьесах-сказках — Лиса в пьесе С. Михалкова «Зайка-Зазнайка», Свинья в его же «Трусохвостике», баба Яга в «Двух кленах» Е. Шварца. Воспоминаниями об этих годах навеян один из эпизодов в фильме «Начало» Панфилова, где режиссер фильма в Жанне д’Арк впервые видит свою будущую героиню в образе бабы Яги. Были и роли психологического плана (спектакль «За тюремной стеной» по пьесе Ю. Германа, обративший на молодую актрису внимание критики).
Параллельно с работой в театре Чурикова успешно снимается в кино: играет в «Стряпухе» и «Неуловимых мстителях» Э. Кеосаяна, «Старшей сестре» Г. Натансона (здесь ее партнершей была Т. Доронина, повторившая на экране роль, сыгранную на сцене БДТ у Товстоногова); в комедии «Тридцать три» Г. Данелии, содержавшей ироничные намеки на счет обычной для советской пропаганды шумихи и показухи, — по этой причине фильм был выпущен на экран малым тиражом.
Поворотным событием в биографии актрисы стало приглашение ее на роль Тани Теткиной в фильм «Святая душа» (на экран вышел под названием «В огне брода нет»), который ставил дебютант Глеб Панфилов, выпускник Высших режиссерских курсов. Здесь Чурикова сыграла санитарку госпитального поезда Таню Теткину, обыкновенную девушку, обнаружившую в себе необыкновенный талант художника, дар преображать окружающую ее страшную реальность в картины, полные наивной чистоты, красоты, гармонии. В мире ненависти и нетерпимости, рожденном Гражданской войной, «святая душа» Таня заведомо обречена: она и погибает, напоминая своей смертью, сколько неведомых прекрасных талантов унесла эта братоубийственная бойня, какую страшную цену заплатила Россия за революцию. В игре Чуриковой здесь прекрасно соединились высокий трагизм и юмор, нежность и страстность, предельная искренность и отточенная четкость рисунка роли. И главное: актриса нашла своего режиссера, режиссер — свою актрису, которая станет душой практически всех его последующих фильмов. А вскоре соединятся и их личные судьбы.
Следующей ролью, которую сыграет Чурикова у Панфилова, станет ткачиха Паша Строганова из провинциального русского городка. Эта роль писалась уже специально для нее. Опять обыкновенная девушка с необыкновенным творческим даром в душе. Она — актриса, и жизнь дает ей прекрасный шанс — сыграть Жанну д’Арк в кино. Прослаивающие «Начало» кадры «фильма в фильме» показывают мощь трагедийного дара Чуриковой, гармонически вбирающего в себя лиризм и иронию. Уже тогда актриса и режиссер вынашивали замысел большого эпического фильма о Жанне д’Арк, для которого уже был написан сценарий, и эпизоды, вошедшие в «Начало», были самым весомым доказательством, что Чуриковой эта великая роль под силу, что в ней она не уступит гениальной Фальконетти, героине одного из лучших фильмов мирового кино — «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера. Немало лет Чурикова жила этой ролью, отказывалась во имя нее от прекрасных предложений (одним из них была Соня в «Дяде Ване» А. Кончаловского). Увы, фильм о Жанне не состоялся. Кинематографическое руководство откладывало эту постановку, обещая непременно разрешить ее (обещание не было выполнено), но сначала надо сделать что-то значительное о современности.
Этим словом о современности стала Елизавета Уварова, сыгранная в «Прошу слова». Бывшая работница фабрики, ставшая мэром небольшого городка на Волге, мечтающая преобразить его, соединить обе стороны городка мостом, истово отдающая себя текучке малых дел и вопросов, которые приходится по должности решать, — такова героиня фильма. В ней много от прежних героинь Чуриковой и Панфилова, но если в тех они приглашали зрителя к сопереживанию, то здесь — к анализу и осмыслению. Почему погиб сын Уваровой? От нелепой случайности? Или эта случайность была запрограммирована ее собственным характером и образом жизни? Ее догматической верой в идеалы, реальностью не подтвердившиеся, узостью ее духовного кругозора, ее увлечением спортом (спорт — стрельба), ее поглощенностью общественными делами, не оставившими времени для детей, для нормальных женских забот, для женского счастья? Выполняя по форме социальный заказ, Чурикова с Панфиловым по сути сделали его перевертыш: фильм о «государственной женщине», не обретающей себя в служении государству, а теряющей себя в нем — при всех прекрасных ее устремлениях и благородных человеческих качествах. На выходе фильм был изрядно покромсан редакторскими ножницами по указаниям ленинградского партийного лидера Романова, но истинного смысла и его, и главного образа это не изменило.
Совершенно иной и по внешности, и по внутренней сути Чурикова предстает в следующем фильме Панфилова — «Тема». Здесь главный персонаж не ее Саша, скромный экскурсовод в музее старинного русского городка, а преуспевший столичный драматург Ким Есенин, сыгранный Михаилом Ульяновым. Но ее героиня — нравственный камертон всей вещи. Столкнувшись с ней, Есенин понимает, что променял свой талант на суету успеха и благополучия, но сойти с накатанной жизненной колеи уже не в силах... И вновь полная внутренняя и внешняя трансформация актрисы в «Валентине» по «Последнему лету в Чулимске» Распутина. На этот раз она играет Анну, мать главного героя, непутевого Пашки, буфетчицу в таежной кафешке. Нет здесь ничего от душевной открытости и чистоты ранних героинь актрисы: наверное, и она когда-то вступала в жизнь полная надежд и любви, однако жизнь наложила горькую печать на ее характер...
Особое место в творчестве Чуриковой — Панфилова занимают горьковские образы — Васса и Ниловна. «Васса» — не случайно именно так назвал режиссер свою экранизацию «Вассы Железновой». В героине Чуриковой акцентируется не ее железная воля, а, напротив, душевная мягкость. Ей бы можно дать фамилию Тестова — тесто податливо, а топором не перерубишь. На таких женщинах стояла и стоит Россия, и прошлая, и нынешняя. А горьковская Ниловна в «Матери» поднимается актрисой до высот подлинной трагедии, сохраняя при этом и бытовую конкретность, и точный психологизм характера.
Подтверждение высочайшего уровня этих работ — Золотой приз Московского кинофестиваля 1983 года за «Вассу» и двадцатиминутная овация, которой завершился показ «Матери» на Каннском кинофестивале 1990 года, где Панфилову был присужден специальный приз за вклад в мировое киноискусство. Эти награды по праву делит с ним Чурикова, его актриса, неизменный соавтор его работ.
В 1973 году Чурикова получает предложение от Марка Захарова, руководителя театра «Ленком», сыграть Неле (по пьесе роль называется «Неле и другие женщины Тиля») в «Тиле» Г. Горина по книге Шарля де Костера. С этого времени актриса вновь возвращается на сцену, играет многие роли в спектаклях театра, каждый раз демонстрируя и новизну прочтения образа, и блистательную широту актерского диапазона, и отточенное сценическое мастерство. Среди сыгранных ею ролей — Сарра в «Иванове» и Аркадина в «Чайке» А. Чехова, комиссар в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, Ирина в «Трех девушках в голубом» Л. Петрушевской, Мамаева в «Мудреце» по А. Островскому, Филумена Мартурано в «Городе миллионеров» Эдуардо де Филиппо, Бабушка в «Варваре и еретике» по «Игроку» Ф. Достоевского, Элеонора в “Tout paye, или Все оплачено” И. Жамиака. В двух постановках «Гамлета», осуществленных на сцене «Ленкома» (первая — А. Тарковским, Г. Панфиловым), Чурикова сыграла Офелию и Гертруду. В телефильме «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Гр. Горина, поставленном М. Захаровым с участием актеров своего театра, актриса создала запоминающийся острохарактерный образ покинутой жены Мюнхгаузена.
Параллельно с работой в театре актриса снимается в фильмах разных режиссеров. Наиболее памятные из этих работ — в «Военном-полевом романе» П. Тодоровского (удостоена главного приза за лучшую женскую роль на кинофестивале в Берлине), «Ребре Адама» В. Криштофовича, «Годе собаки» С. Арановича, «Плаще Казановы» А. Галина. В «Курочке Рябе» А. Кончаловского Чурикова сыграла Асю Клячину, продолжив судьбу героини, за четверть века до того сыгранной Ией Саввиной в «Истории Аси Клячиной, которая любила, да замуж не вышла». Иная жанровая стилистика нового фильма, построенного на контрасте бытовой достоверности и гротеска, потребовала и иной актрисы, способной выдержать этот непростой диапазон.
В последующие годы, принесшие немало перемен в театральном деле, Чурикова много и, как всегда, успешно выступает в антрепризных спектаклях. Более 10 лет не сходит со сцены поставленный Г. Панфиловым спектакль «Сорри» (антреприза Д. Смелянского совместно с «Ленкомом»), собирают аншлаги во всех городах страны и ближнего зарубежья, «Овечка» (антреприза О. Березовского) и «Старая дева» (антреприза Н. Колесник, режиссер Б. Мильграм) по пьесам Н. Птушкиной.
В фильме Панфилова — «Романовы — Венценосная Семья» Чурикова впервые не появляется на экране как актриса. Здесь она «за кадром» — дублирует английскую актрису Линду Беллингхем, сыгравшую Александру Фёдоровну, и выступает как один из авторов сценария (вместе с Г. Панфиловым и их сыном Ваней).
Блистательно сыграла Инна Чурикова в фильме «Благословите женщину» С. Говорухина. В картине «Московская сага» по роману Василия Аксёнова актриса играет роль грузинской княжны Мэри, матери семейства Градовых, нежно любимой тремя поколениями родственников.
В сериале «В круге первом» (2006, режиссер Г. Панфилов) Чурикова сыграла небольшую, но очень значимую роль Натальи Павловны Герасимович, жены инженера-заключенного Иллариона Герасимовича. Актриса сыграла настолько пронзительно, ярко, что казалось, будто ее «глазами плакала вся Россия» — именно так о ее роли отозвался Александр Исаевич. Отрадину-Кручинину актриса сыграла в картине «Без вины виноватые» в 2008 году. Тогда же была сыграна роль Анны Иоановны в «Тайнах дворцовых переворотов». В 2011 году Инна появилась в роли старухи в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель».
В дальнейшем актриса была занята в спектаклях «Аквитанская львица» (Алиенора) и «Ложь во спасение» (Бабушка). В 2017-м Глеб Панфилов представил свою режиссерскую работу в Театре наций. Постановка называлась «Аудиенция», и Чуриковой досталась главная роль — королевы Елизаветы II. Действие спектакля начинается в 1952 году, когда королева только что взошла на престол и до настоящего времени. Критики назвали спектакль одним из выдающихся событий года. До этого пьесу ставили в Лондоне и на Бродвее. За исполнение роли британской королевы Елизаветы II в спектакле Театра Наций «Аудиенция» Чурикова удостоена премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая женская роль».
C 2007 года по 2009 год Инна Чурикова была президентом Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», который ежегодно проводится в городе Иваново (Россия). Она является членом Российской академии кинематографических искусств «Ника», академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Инна Чурикова была очень многогранным человеком. Она не боялась экспериментировать. Вместе с певицей Земфирой сняла клип на композицию «Непошлое». 25 сентября 2015 года актриса приняла участие в театрализованных онлайн-чтениях произведений А.П. Чехова «Чехов жив».
Инна Михайловна Чурикова — народная артистка СССР (1991), народная артистка РСФСР. Она полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственной премии РФ (1997, за театральные работы), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1985), лауреат международной премии Станиславского (1997), лауреат премии Ленинского комсомола (1976). Инна Чурикова — офицер ордена искусств и литературы Франции. Лауреат премий: «Хрустальная Турандот» (1995, 1997, 2011, 2017), «Золотая маска» (2001), «Триумф» (1993), кинопремии «Ника» (1992, 2004, 2013, 2016), «Золотой Орел» (2004, 2007), «ТЭФИ»(2003), «Золотой Овен» (2003), «Кумир года» (2004). Награждена Царскосельской художественной премией (2004), независимой премией «Звезда Театрала» (2011), премией имени А. Миронова «Фигаро» (2013), а также множеством призов.
Весной 2018 года И. Чуриковой и Г. Панфилову вручили главный приз на кинофоруме «Золотой витязь». Так был отмечен их вклад в развитие отечественного кино.