ДЖИГАРХАНЯН Армен Борисович (1935-2020)
Народный артист СССР
Родился 3 октября 1935 года в Ереване. Армен Джигарханян – армянин по крови, по рождению, воспитанию. Его родственные корни уходят в глубинные пласты этой древней земли. Он знает и любит историю своего народа, в высокой степени обладает национальным самосознанием.
Отца он совсем не знал: когда Армену было два-три месяца, отец оставил семью, и Армен впервые увидел отца в 16–17 лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и добрый человек.
Актером Армен мечтал стать с детства. Любовь к театру, если искать какие-то наследственные корни, у Армена от мамы, Елены Васильевны. Она была заядлой театралкой и не пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала водить в театр и Армена. Театр и футбол – эти две привязанности у Армена сохранились на всю жизнь. К моменту окончания школы сформировалось твердое решение стать артистом. Маму его решение не удивило. Она сказала, что Армен с детства всегда кого-то изображал. Детство его прошло, как теперь говорят, в русскоязычной среде. Его бабушка много лет прожила в Прикумске, Армен рос у нее на руках. Мама хорошо владела русским, она отвела сына в русскую школу. Армянский язык «пришел» через улицу, а потом и институт. Армен хотел играть на русской сцене. После школы в 1953 году он поехал в Москву поступать в ГИТИС, но дело ограничилось собеседованием – не понравился сильный акцент. Были огромная обида и огорчение. Армен уехал и год проработал в родном городе осветителем на киностудии. Одновременно готовился поступать в Ереванский театрально-художественный институт. В 1954 году он поступил в институт на курс к знаменитому режиссеру Вартану Аджемяну, руководителю Театра имени Г. Сундукяна.
Набор оказался слишком велик, и группу пришлось поделить на две части. Аджемян оставил себе тех, кого считал наиболее способными, остальных отдал другому педагогу. Армен попал во вторую группу. Там он встретился с Арменом Карапетовичем Гулакяном – своим учителем в искусстве, уроки которого помнит и по сей день. Гулакян научил Армена относиться к профессии как к ремеслу, как к мастерству; он часами рассказывал о Москвине, Тарханове, Михаиле Чехове; а в Армении он был одним из верных проповедников «системы» Станиславского, может быть в национальном преломлении.
Работа Армена в театре началась с 1-го курса института. Его знакомый актер, работавший в Русском драматическом театре имени К.С. Станиславского, куда-то ненадолго уезжал и попросил Армена сыграть два-три эпизодика. Его взяли в спектакль «Иван Рыбаков» (по пьесе В. Гусева). Роль была всего из четырех слов, но они запомнились на всю жизнь, потому что это был первый выход на сцену в его жизни. Через месяц, когда друг вернулся, Армену предложили остаться в театре и зачислили в штат с окладом 69 рублей. В институт он ходил в основном на занятия по мастерству.
В дальнейшем Гулакян предложил Армену роль Ленина в пьесе М. Шатрова «Именем революции». Ему едва исполнилось 20 лет, только еще учился ступать по сцене, – и такая роль! Да еще на армянском языке, которым Армен тогда владел не вполне свободно. После долгих трудов роль получилась, зрителям спектакль нравился, он шел на сцене несколько лет.
В Русском театре Армен сразу стал много играть, в самых разных пьесах. Получал удовольствие просто от самого пребывания на сцене. Особенно нравились сказки. Одна из первых крупных ролей – Сергей в «Иркутской истории». Работа памятна еще и тем, что довелось быть партнером большого мастера столичной сцены, лучшей исполнительницы роли Вальки – Юлии Борисовой. Потом Армену посчастливилось играть с А.Н. Грибовым в спектакле «На дне». Участие в спектаклях с такими мастерами стало серьезной школой и вместе с тем помогало сопоставить и оценить собственные возможности. Театр в то время выпускал в год не менее 6–7 спектаклей, и Армен в каждом был занят. Роли оказывались самыми разнообразными – от комедийных и острохарактерных до трагических, от эпизодических до главных, от современных до классических.
В Русском театре Армен проработал 13 лет. Наиболее крупные и важные роли Армен сыграл в спектаклях, поставленных О. Аветисян: «Иркутская история», «Двое на качелях», «Ричард III». «Ричард» стал последней ролью в ереванском Русском театре, в котором прошла почти половина актерской жизни Джигарханяна.
Как каждый актер, особенно молодой, он хотел сниматься в кино. Сделал несколько попыток – не взяли. После 2–3 проб ему дали роль молодого рабочего Акопа в фильме «Обвал», потом учителя Александра в фильме «На рассвете», затем роль в картине «Воды поднимаются», потом были еще фильмы, но своим кинодебютом Армен считает фильм «Здравствуй, это я». Все увидели интересную, неординарную личность, талантливого физика, нашего современника. Как говорит сам Армен Борисович, в пьесе, сценарии, роли он ищет прежде всего глубину, человечность характера, а потом уже профессию и прочие проявления этого характера.
В 1967 году Джигарханян из Еревана переезжает в Москву и начинает работать в Театре имени Ленинского комсомола, у А.В. Эфроса. Эфрос ввел его сразу в три спектакля: «Судебная хроника», «Снимается кино» и «Мольер». Потом была роль Карцева в «104 страницах про любовь», Басаргина в «Дыме отечества». Но после ухода Эфроса жизнь в театре стала вялой, неинтересной.
Андрей Александрович Гончаров увидел Армена в спектакле «Мольер» и передал приглашение встретиться. Встреча и переговоры с Гончаровым прошли успешно, и после летних гастролей Армен перешел в Театр имени Маяковского. Будучи человеком жадным на таланты, Гончаров очень обрадовался приходу Джигарханяна. Первой работой в этом театре стала роль Левинсона в спектакле «Разгром». Ставил его Марк Захаров. Спектакль имел успех, покатилась новая волна разговоров о Джигарханяне. Он вновь громогласно заявил о своем появлении на московских подмостках. Гончаров отдал его в чужие режиссерские руки только один раз – все свои последующие роли артист готовил с Гончаровым. Именно с Джигарханяном режиссер поставил три пьесы, о которых мечтал многие годы – «Трамвай “Желание”», «Бег», «Закат».
Первая совместная работа режиссера и актера оказалась плодотворной. Артист считает роль Стенли в пьесе «Трамвай “Желание”» одной из наиболее для себя интересных; спектакль с успехом шел более 20 лет. Дальше была роль в пьесе Г. Боровика «Три минуты Мартина Гроу», Э. Радзинского «Беседы с Сократом» и «Театр времен Нерона и Сенеки», «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.
Фильм «Здравствуй, это я» явился для Джигарханяна как бы визитной карточкой и в какой-то степени путевкой в Москву и на всесоюзный экран. Из киноролей того времени очень интересен Артузов в телефильме «Операция “Трест”», Костомаров («Эхо далеких снегов»), Манагаров («Здесь наш дом»), Стышной («Журавушка»), Кобозев («Чрезвычайный комиссар»), Азария («Ущелье покинутых сказок»). К концу 1970-х годов Армен Борисович снялся более чем в 50 фильмах. Особенно ярко выделялись роли Овечкина («Неуловимые мстители»), Д’Артаньяна («Двадцать лет спустя»), Фроловского («Премия»), Левона Погосяна («Когда наступает сентябрь»), судьи Крикса («Здравствуйте, я ваша тетя»). Армен Борисович любит кинематограф за новое, неожиданное, за радость человеческого общения с замечательными партнерами, но театр считает более близким себе. «Для меня всегда домом был и остается театр», – говорит он.
В его активе более 300 кинематографических ролей, десятки премьер на телевидении и радио, многие образы, созданные им на сцене и на экране, стали заметным явлением нашей духовной жизни. Зрители и критика по праву относят их к лучшим достижениям российского искусства.
12 марта 1996 года образован Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. Благодаря сплаву и энтузиазму начинающих актеров с мудростью и опытом народного артиста СССР Армена Джигарханяна он занял особое место в ряду подобных небольших театров. Обращение к классике, к пьесам Мольера, Булгакова, Вампилова, к бессмертным «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина даже для маститых театров оказывается подчас нелегким делом. Поэтому так заметен был успех молодого театра, создавшего за короткий срок столь разноплановый и значительный репертуар: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, «Казакин или Камзол от Маскариля» Ж.Б. Мольера, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Последняя лента Крэппа» С. Беккета, «Люди добрые» А. Вампилова, водевиль «Лев Гурыч Синичкин», детские спектакли «Али-Баба и сорок разбойников» и «Хорошая страна Австралия».
Далее репертуар театра пополнили спектакли: «Ревизор» Н.В. Гоголя (режиссер Сергей Газаров), «Возвращение домой» по пьесе английского драматурга Гарольда Пинтера (режиссер Сергей Газаров), спектакль «Сказки ученого кота», «Смерть Эмпедокла» Ф. Гельдерлинга, «Башня» Г. фон Гофмансталя, «Гимназия – Изгнание» Н. Губенко, «Сердце не камень» А.Н. Островского, «Грачи прилетели» С. Тараховского и другие.
В конце апреля 2000 года Армен Борисович Джигарханян стал лауреатом Московского международного театрально-телевизионного фестиваля «Артист конца XX века», посвященного 75-летию И.М. Смоктуновского. Он был удостоен этого звания за роль Макса в спектакле «Возвращение домой».
Джигарханян обладал широким эстетическим кругозором. Он много читал, следил за новинками в музыке, живописи.
Среди людей, с которыми Армен Борисович был связан с самых ранних лет, надо назвать Левона Бадаляна, крупного ученого, интересного человека; Хорена Абрамяна, актера и режиссера; Эдмона Кеосаяна, Никиту Симоняна... С большой симпатией он относился к Гарри Каспарову. Всего лишь две встречи были с Уильямом Сарояном, но они воспринимались Арменом Борисовичем как целый пласт в его жизни.
Он обожал футбол. Считал, что игрок, актер, художник и т. д. – участник спортивного действа, своеобразного спектакля, где бушуют подлинные страсти, конфликты возникают импровизационно, в сюжете нет заданности, а финал, в отличие от многих театральных пьес, далеко не предугадан. Такой театр безусловно захватывает Джигарханяна, импонировал ему.