ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
Народная артистка СССР, президент МХАТа имени М. Горького, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», четырехкратная обладательница титула «Лучшая актриса года»
Художественный руководитель МХАТа имени М. Горького, актриса, режиссер, неутомимый педагог и воспитатель театрального поколения будущего — таков собирательный портрет народной артистки СССР Татьяны Дорониной.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Татьяна Васильевна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Отец — Доронин Василий Иванович. Мать — Доронина Анна Ивановна.
В крохотном ярославском городке Данилове прошло военное детство Татьяны, там она жила с матерью и сестрой в эвакуации, пока отец воевал. Сам же род Дорониных происходит из деревни Булатово, что в 15 км от Данилова. Татьяна Васильевна, хоть и родилась в Ленинграде, часто приезжает в эти места — здесь корни ее предков.
После войны Татьяна продолжила учебу в ленинградской школе, и уже тогда в ней проснулась необъяснимая, неодолимая любовь к театру. Она принимала активное участие в самодеятельности, покоряя слушателей далеко не детским чтением, природным чутьем объемности звучащего слова. И уже тогда выделялась необыкновенной славянской красотой.
Творческая биография актрисы началась в 1949 году — в 8-м классе она тайно от родителей поехала в Москву поступать в Школу-студию МХАТа. Ее уже собирались зачислить, но, выяснив реальный возраст, отправили доучиваться. Получив аттестат, упорная Доронина поступила во все театральные училища столицы! Но выбрала все ту же Школу-студию МХАТа. На одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев, Басилашвили. После окончания школы-студии по распределению Татьяна попала в Волгоградский областной театр.
«У меня хватило сил «потом» да и «тогда» сделать вид, что я ничего не знаю, ничего не понимаю, — пишет Т.В. Доронина в «Дневнике актрисы». — Но остался счет в сердце и боль от несправедливости, и остался рассказ Вершилова о том, «как это делается». «Это» — под названием «не пущать во МХАТ». После окончания Школы-студии МХАТа имени В.И. Немировича-Данченко Доронина была направлена в Волгоградский драматический театр г. Сталинграда, несмотря на предложения работать в Москве у Охлопкова, в Александринке в Ленинграде.
В Театре имени Ленинского комсомола была приглашена на роль Женьки Шульженко в пьесе А. Володина «Фабричная девчонка», за что получила звание лауреата Международного театрального фестиваля в 1957 году.
За неполных три года работы Доронина сыграла Ольгу в «Обломове» (реж. А. Винер), Оксану в «Городе на заре» (реж. Г. Суслович), Вавку в «Маленькой студентке» Погодина (реж. И. Владимиров), Саньку в «Интервенции» Славина (реж. А. Пергамент), Леночку в «Поисках радости» В. Розова (реж. А. Белинский).
В 1959 году Доронина была приглашена Г.А. Товстоноговым в Ленинградский БДТ имени М. Горького и полгода совмещала работу в двух театрах.
Великий Товстоногов определил судьбу актрисы. Он дал ей возможность работать в огромном диапазоне, и Доронина была одинаково убедительна, играя Горького, Чехова, Корнейчука, Арбузова, Грибоедова и Зорина.
БДТвский период творчества актрисы обозначен критиками и зрителями как взлет, как открытие большим режиссером уникальной индивидуальности. Ее назвали «великой», когда ей не было еще и 30 лет. Маша в «Трех сестрах», Софья в «Горе от ума», Лушка в «Поднятой целине», Надя в «Старшей сестре», Лоллия в «Римской комедии»...
«Так еще никто не играл!» — словно сговорившись, писали ведущие критики Советского Союза. Единодушно, с восхищением была принята зрителями и критикой Монахова Дорониной в пьесе «Варвары» А.М. Горького.
Заговорили о яркой индивидуальности актрисы. «Я видел много исполнительниц роли Надежды, но я не припомню такой подлинной и страстной веры в предлагаемые обстоятельства»; «Монахова Дорониной для всех — вожделенная и никому не доступная, она сводила мужчин с ума. Женщины стыдились ее, завидовали ей и боялись ее», — писали театральные издания.
Именно с этой роли начался «золотой век» Дорониной, знаменуемый веховым открытием для актрисы любимого образа — Настасьи Филипповны в «Идиоте» Ф.М. Достоевского.
Это неполный список ее работ, о которых писали, спорили и все хотели видеть. И неудивительно. Ее партнерами тогда были Павел Луспекаев, Евгений Лебедев, Владислав Стржельчик, Кирилл Лавров, Олег Борисов и еще другие в лице Иннокентия Смоктуновского.
Победное шествие одного из лучших театров мира — БДТ и судьба таланта актрисы каким-то чудесным образом дополняли друг друга, созидая. Доронина под влиянием живого академизма товстоноговского БДТ нашла свой стиль — не приукрашенный, а многокрасочный, естественный, свой особый поэтический язык, позволяющий ей «переводить» быт на уровень театральной образности, высокой исполнительской культуры.
Уход Дорониной из БДТ после шести блистательных сезонов, сделавших ее знаменитой по всей стране, Дорониной, о которой говорили как о самородке, чудом рожденном в простой, далекой от театра семье, до сих пор кажется невероятным.
В 1966 году актрису приглашают в Москву, во МХАТ имени М. Горького. У величайшего Бориса Ливанова она играет свою первую роль — Грушеньку в «Братьях Карамазовых».
Потом были Глебова в «Ночной исповеди», Настенька в «На дне», Маша в «Трех сестрах», Она в пьесе «О женщине», Дульсинея Тобосская в пьесе А. Володина того же названия.
Следующим блестящим этапом стал Театр имени Вл. Маяковского, где талант актрисы раскрылся в серии великолепных ролей, давших жизнь целому ряду спектаклей. Доронина органично вошла в стилистику спектаклей Гончарова, сочетавших остроту пластической формы с основами реалистического театра.
Она превосходно исполнила роли Марии и Елизаветы в пьесе Р. Болта «Да здравствует королева, виват!». Играла она эти роли с упоением. На протяжении трех сценических действий Мария, королева Шотландии, и Елизавета, английская королева, не встречались на сцене. Всего несколько секунд требовалось актрисе, чтобы перевоплотиться в новый образ — полную противоположность первому. Каждая из них устами Дорониной отстаивала свою правду, свою истину.
Блистательной стала роль Альдонсы в первом спектакле в жанре мюзикла «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона. Ново, не похоже ни на кого Доронина играет Аркадину и доказывает правоту высказывания автора, что по жанру «Чайка» является комедией.
Она и играла комедию — без нажима, без пошлости, определяя неожиданные оценки, повороты, психологические ходы такими, что только ее Аркадиной было доступно и свойственно. Открытием для зрителей были и ее персонажи в пьесах Э. Радзинского «Беседы с Сократом», где актриса играла и драму, и фарс в роли Ксантиппы, в пьесе «Она в отсутствии любви и смерти» — роль «подруги», заставляя зрителя смеяться и плакать одновременно. Так же блестяще исполнила роли в спектаклях «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса, «Аристократы» Н. Погодина.
Были работы и в других столичных театрах: «Живи и помни» талантливейшего из наших современников Валентина Распутина в Театре «Сфера», «Приятная женщина с цветком и окнами на север» Э. Радзинского в Театре эстрады, «Спортивные сцены 81 года» в Театре имени М. Ермоловой. Особенно дороги были сердцу актрисы чтецкие вечера в Концертном зале имени Чайковского «Россия моя, Россия...», в основе которых лежала поэзия С. Есенина и М. Цветаевой.
В 1983 году Татьяна Доронина возвращается во МХАТ имени М. Горького, ее вводят в спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. Яркий природный талант актрисы получил признание поистине всенародное. Те, кому ни разу не посчастливилось увидеть Доронину на сцене, знают и любят ее по работам в кино.
В 1960-е годы кинематограф открыл актрису, имя которой и спустя почти полвека называют как имя любимицы народной, потому что ее фильмы «Первый эшелон» (1955), «Шли солдаты» (1958), «Горизонт» (1961), «Очарованный странник» (1963), «Перекличка» (1965), «Рабочий поселок» (1965), «Старшая сестра» (1966), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Еще раз про любовь» (1968), «Чудный характер» (1970), «Мачеха» (1973), «На ясный огонь» (1975), «Капель» (1981), «Валентин и Валентина» (1985) стали русской кинематографической классикой с ее пронзительной правдой жизни, духовной жаждой и всеотзывчивостью, о которой еще в свое время писал Достоевский как о характерной национальной черте народа России. Эти фильмы покорили не только отечественного зрителя, они принесли актрисе всемирную славу. Доронина четырежды была удостоена титула «Лучшая актриса года».
От характерно-социальной типажности к лиро-эпическому стилю в БДТ, от реалистической пластической игры в Театре им. Вл. Маяковского к трагическому гротеску последних ролей, как бы соединившему главные особенности предшествующих этапов, — такова эволюция таланта Дорониной. Так постепенно актриса создала исключительно выразительный, неповторимый по искренности и правдивости образ лирической героини, черты которой несла через исполняемые ею роли в театре и кино.
1987 год — самый сложный, переломный год в жизни МХАТа и актрисы. Этот год потребовал от Дорониной мужества, напряжения воли, потому что над великим русским театром нависла угроза гибели. Актеров старшего, среднего и младшего поколений отлучили от театра в Камергерском переулке, где прошла вся их жизнь. Таких актеров русской сцены, как Анастасия Георгиевская, Любовь Пушкарёва, Леонид Губанов, Маргарита Юрьева, Николай Пеньков и многих других.
Татьяна Доронина оказалась в эпицентре события, которое вошло в историю культуры как «разделение МХАТ».
Народная артистка СССР Т.В. Доронина была избрана единогласно художественным руководителем МХАТа имени М. Горького. Во главе второго коллектива — МХАТа имени А.П. Чехова остался Олег Ефремов.
В театре на Тверском бульваре (МХАТ имени М. Горького) были оставлены всего три спектакля, находящихся в крайне сложном состоянии: «Синяя птица», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Скамейка» — в каждый из них нужно было вводить актеров.
Тогда было сложно предположить, что театр, поставленный в такое положение, сможет выжить. С самого начала существования театра художественным руководителем были заданы принципы, по которым был должен жить творческий организм: это следование традициям «старого» МХАТа в плане репертуара и этики. Существование актеров на сцене по системе и по тем внутренним законам, которые были обозначены основателями театра.
Самым сложным и принципиально важным в определении направления театра под руководством Т.В. Дорониной стала задача формирования репертуара. В первый год Дорониной были восстановлены старые мхатовские спектакли К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко «На дне» и «Три сестры».
Талантливый человек талантлив во всем. Окончив высшие режиссерские курсы, Доронина легко, вдохновенно, мастерски дебютировала, осуществив постановку «Зойкиной квартиры» по пьесе Михаила Булгакова.
Потом в режиссуре Дорониной вышла целая булгакиана: «Белая гвардия», «Полоумный Журден», «Комедианты господина».
Среди ее работ в том числе: «Доходное место», «Лес», «Без вины виноватые», «Женитьба Белугина» А.Н. Островского, «Дама-невидимка» П. Кальдерона.
К 50-летию Великой Победы Татьяна Доронина поставила спектакль «Тёркин — жив и будет», в основу которого легла поэма А. Твардовского. К 100-летию своего любимого поэта Сергея Есенина Т.В. Доронина осуществила постановку пьесы «Версия «Англетер» А. Яковлева. Также спектакли «Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевского, «Прощание в июне» А. Вампилова, «Русский водевиль» И. Крылова, В. Соллогуба, «Уличный охотник» А. Яковлева.
Одновременно Татьяна Доронина много работает и как ведущая актриса труппы. За последние годы во МХАТе имени М. Горького ею созданы образы, которые, несомненно, войдут в сокровищницу русского искусства. Это — Гурмыжская в пьесе А.Н. Островского «Лес», Раневская в спектакле А.П. Чехова «Вишнёвый сад», Она в «Старой актрисе на роль жены Достоевского» Э. Радзинского, Софья в «Зыковых» М. Горького, Зоя Пельц в пьесе М.А. Булгакова «Зойкина квартира», леди Макбет в пьесе великого Шекспира, Кручинина в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Мадам Александра в одноименной пьесе Ануя.
Победной стала роль Вассы Железновой в пьесе Максима Горького — новое прочтение образа, невероятная амплитуда динамики внутреннего мира горьковской героини, высочайший уровень мастерства.
Спектакль, отмеченный ведущими литераторами, критиками страны Сергеем Есиным, Виктором Кожемяко, Татьяной Семашко, Игорем Логвиновым как явление значительное для жизни современного русского театра.
К знаменательной годовщине — 65-летию Победы в Великой Отечественной войне Татьяна Доронина выступила как режиссер-постановщик пьесы «Так и будет» Константина Симонова.
Татьяна Васильевна Доронина привлекает к работе в театре талантливых режиссеров, среди них: Р. Виктюк, А. Борисов, Б. Морозов, А. Сазонтов, М. Абрамов, Б. Покровский, В. Усков, В. Белякович, В. Щедрин.
На сегодняшний день МХАТ имени М. Горького — это один из самых популярных театров России, в репертуаре которого 34 спектакля, преимущественно отечественная классика. Труппа театра насчитывает более 60 актеров.
«Доронина выстояла и победила в борьбе, ее позиции в искусстве — неразрывность эстетики и духовности. Это и отличает истинно русский театр...» — писали газеты.
«Татьяна Доронина — талантливейшая и мужественная женщина — посылает многим россиянам мужского пола добрый пример и упрек тем, кто считается мужчиной, ведет себя, как девица, особенно когда это касается интересов России, интересов простых людей».
«Не продавшейся, не изменившей, не посрамившей своей чести и чести театра» назвал Татьяну Доронину Валентин Распутин.
За самобытностью Дорониной — истинная народность, не та стилизованная, принаряженная, а настоящая, стихийная, та, что проявляется в необъятности души, в стремлении к правде. Татьяна Доронина — народная артистка не по регалиям, а по сути, в первозданности. Она получила народность от своего доброго, талантливого народа, от его смеющихся или заплаканных глаз.
В творчестве великой актрисы излома тысячелетий нашли выражение лучшие качества, свойственные русскому человеку: одаренность, душевность, смелость, чувство собственного достоинства, всеобъемлющая беззаветная любовь к людям, чистая, спасительная православная вера.
Т.В. Доронина — народная артистка СССР, художественный руководитель МХАТа имени М. Горького, четырехкратная обладательница титула «Лучшая актриса года», лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актерскую работу», лауреат Международного кинофестиваля в Тегеране, лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова», премии Евгения Лебедева, премии Константина Симонова, премии академика В.И. Вернадского, премии «Золотая маска», премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства, Царскосельской художественной премии, премии «Звезда театрала», социальной премии «На благо России», национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия», премии «Слово к народу».
Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, Дружбы народов, Почёта, Императорским орденом Святой великомученицы Анастасии, орденом Святой равноапостольной княгини Ольги I степени, медалью Франциска Скорины (Республика Беларусь), медалью «За культурное шефство над Вооруженными силами».
Т.В. Доронина — член Союза писателей России, обладательница почетного звания «Человек года-2013» и звания Международного клуба Евразия «Актриса эпохи».
В 1998 году в серии «Мой двадцатый век» издательства «Вагриус» вышла книга Т.В. Дорониной «Дневник актрисы».
В ее честь назван астероид — 19120 Doronina, открытый Крымской обсерваторией в 1983 году.