ЭТУШ Владимир Абрамович (1922-2019)
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, лауреат Первой театральной премии «Хрустальная Турандот», лауреат премии «Кумир», участник Великой Отечественной войны, профессор
Талант Владимира Абрамовича Этуша разносторонен: он один из самых ярких представителей выдающейся вахтанговской театральной школы, имеет богатейшую фильмографию. Этушу подвластны все жанры — от буффонады и площадной сатиры до подлинной трагедии. Мастер острохарактерных и комедийных ролей, знаменитый товарищ Саахов из «Кавказской пленницы», Владимир Абрамович Этуш относится к тем немногим титулованным артистам, которые горячо любимы зрителями на протяжении десятилетий. Фразы, произнесенные устами его героев, давно разнеслись на цитаты.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Отец — Этуш Абрам Савельевич, мать — Этуш Раиса Константиновна. Супруга — Этуш Елена Евгеньевна, преподаватель английского языка. Дочь — Раиса Владимировна Этуш, актриса Театра сатиры. Внук — Этуш Владимир (1995 г. рожд).
Владимир Этуш родился в Москве 6 мая 1922 года. Отец его был владельцем небольшого галантерейного производства. Жили в одной комнатке в коммунальной квартире на Маросейке вместе с родней матери. Потом переехали в отдельную просторную квартиру в Серебряническом переулке у Яузских ворот, которую на паях отстроил отец. В то время в метриках о рождении родители часто «списывали» мальчикам один год, чтобы к армии парень мог окрепнуть и пойти на службу более зрелым. Так поступили и родители Владимира. Но Володя рос не хилым и сэкономленным годом пользоваться не стал. Перед школой через суд ему вернули реальный возраст, и учился он как уроженец 1922 года. Поэтому в паспорте дата его рождения — 1923 год. Позже, во время войны, когда он вернулся с фронта после ранения и стал оформлять гражданские документы, удалось найти только метрику с 1923 годом рождения. По ней и выдали паспорт.
Семья Этуш в социальном отношении сильно выделялась на общем фоне жителей окрестных домов. В годы НЭПа дела у отца шли неплохо, мать не работала, в доме всегда была домработница. В пять лет Владимира отдали в немецкую учебную группу из тех, что объединяли детей среднего достатка.
В пять-шесть лет отец почти каждое воскресенье водил Владимира в цирк. Это всегда было праздником — и извозчик, и мороженое, а главное, само представление. Потом Володю повели во МХАТ на таинственную «Синюю птицу». Это тоже стало праздником, и приобщение к миру театра в конечном итоге повлияло на выбор его жизненного пути.
Когда пришло время учиться, родители не захотели отдавать Владимира в ближайшую школу, потому что она считалась хулиганской, и его определили в школу имени Героев Парижской коммуны, что находилась напротив Покровских казарм. А вот там уже первым хулиганом в классе оказался он сам. Учился Владимир средне и школу имени Героев Парижской коммуны не окончил, потому что ему совершенно надоело учиться.
После седьмого класса его перевели в другую школу, и диплом о среднем образовании он уже получил в школе для взрослых.
В 14–15 лет Владимир много общался с друзьями и проводил время достаточно беззаботно, пока не арестовали отца. С этого момента образ жизни его семьи резко переменился. Мать стала работать, но денег все равно не хватало. Хозяйство вела бабушка. Бабушка Владимира Этуша по материнской линии происходила из состоятельной семьи. Это была женщина веселая и артистичная. Она с неподражаемым юмором рассказывала о своем детстве и юности. Не просто рассказывала — а показывала. Так что именно ей во многом Владимир Этуш обязан выбором своей профессии. Актерские гены проявились через поколение.
Положение сына врага народа, конечно, морально давило и рождало комплексы, но Владимир своего образа жизни не менял, по-прежнему гонял голубей и ходил на танцы. Отца же выпустили через полтора года, так и не найдя состава преступления, и даже жалование выплатили за весь период заключения.
Владимир много читал. Начал с Чехова. Прочел всего Пушкина и Лермонтова, жил вместе с героями «Войны и мира», увлекался Конан Дойлем и знал чуть ли не наизусть произведения многих западных писателей. Первые мысли о театре появились у него в восьмом классе, когда он стал заниматься в школьной самодеятельности — в кружке под руководством бывшего актера театра Корша Павла Тихоновича Свищева.
Владимир ловил любую возможность приобщиться к миру театра, часто посещал Дом актера, ходил на разные мероприятия в Центральный дом работников искусств. И еще он не пропускал ни одного выступления Ираклия Луарсабовича Андроникова, который выступал не только как литературовед, но и как удивительно сочный и выразительный рассказчик. Он был грузин, и Владимир старался научиться воспроизводить его акцент.
Однако по окончании школы Владимир решил стать не актером, а режиссером, так как считал, что для актера у него неподходящая внешность. Совершенно ничего не понимая в этой профессии, он подал документы в ГИТИС. Владимир Абрамович вспоминает: «С меня потребовали письменный план постановки. Я не понимал, как это сделать, и ушел с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: «Режиссерский план постановки «Воспитанницы» Островского». Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору — и получил тройку — непроходной балл».
После неудачи в ГИТИСе Этушу помог главный режиссер Театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Как признается Владимир Абрамович, он в то время дружил с племянницей режиссера. Так, благодаря Рубену Николаевичу Этуш был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища.
Вахтанговский театр в то время был на подъеме. Спектакли театра — «Соломенная шляпка», «Много шума из ничего», «Интервенция» — гремели на всю Москву. Здесь работали замечательные актеры. С такими, как Орочко, Понсова, Москвин и Мансурова, Владимир Этуш был знаком ближе, поскольку они преподавали на первом курсе.
«Малая сцена училища была в театре на том самом месте, где сейчас находится бухгалтерия. Мы показывали на ней свои спектакли и отрывки, а знаменитые мастера, едва отрепетировав или отыграв, ежедневно, ежевечерне являлись посмотреть, как мы работаем. Помню монументального Михаила Степановича Державина, который на цыпочках, осторожно, бесшумно пробирался смотреть наши самостоятельные работы. Школа тогда существовала для театра, для его пополнения и обновления. И связь театра с училищем была совсем другой, куда более прочной, живой, постоянной, более домашней, нежели сегодня».
В ночь с 21 на 22 июня 1941 года Владимир Этуш пришел домой после затянувшейся вечеринки, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война. В первые дни войны студенты дежурили в училище, гасили зажигалки, а вскоре были отправлены на строительство оборонительных сооружений под Вязьму, откуда почти чудом были вывезены уже в последние часы перед окружением.
Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь. Но, вернувшись в Москву в конце сентября, во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов» он увидел, что в зале сидят всего несколько десятков человек, и понял, что стране не до театра. Утром он пошел и попросился добровольцем на фронт.
Поскольку Владимир Этуш немного знал немецкий язык, его направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь, куда переехал факультет иностранных языков Московского института иностранных языков.
В феврале 1942 года, по окончании курсов переводчиков, он получил назначение в Северо-Кавказский военный округ, в 581-й стрелковый полк. Поначалу служил просто переводчиком, но вскоре был назначен заместителем начальника отдела разведки 70-го укрепрайона, который должен был оборонять Ростов.
Через месяц немецкие войска прорвали Воронежский фронт, и вся лавина отступающих армий двинулась на Кавказ через этот район по единственному мосту, который находился в расположении части Владимира Абрамовича Этуша. Назначенный комендантом моста, он обязан был следить за тем, чтобы переправа осуществлялась как можно быстрее.
Этуш сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Воевал героически, за что был награжден орденом Красной Звезды, медалями. Тогда же ему было присвоено звание лейтенанта. В 1944 году под Запорожьем Этуш был тяжело ранен и после госпиталя, получив вторую группу инвалидности, демобилизовался.
«Весной 1944 года я, фронтовик-орденоносец, встреченный с почетом, появился в училище в пробитой осколками, окровавленной шинели, с палкой. Разумеется, не из соображений экзотики, а оттого, что у меня ничего другого не было», — вспоминает Владимир Этуш.
Однокурсники Этуша были уже на четвертом курсе, а 2-го и 3-го курсов не было вообще, так как в первые два года войны набор в училище не производился. И Захава предложил Этушу остаться со своим курсом: «Справишься — выпустим, не справишься — переведем на первый».
На четвертом курсе института Владимир Этуш был ассистентом по мастерству актера у Веры Константиновны Львовой. А на первом курсе тогда учились Ю.К. Борисова, А.А. Кацынский, Евгений Симонов и Нинель Мышкова — впоследствии известная актриса кино и первая супруга Владимира Этуша. Четверокурсники выпускались спектаклем «Счастливые нищие» Карло Гоцци, над которым с ними работали Ц.Л. Мансурова и С.А. Марголин.
После выпуска из училища в 1945 году Владимир Этуш был приглашен преподавать в нем в качестве ассистента педагога по мастерству актера, и одновременно принят актером в Театр имени Евгения Вахтангова.
Свой творческий путь в театре В.А. Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. После своей первой роли со словами — революционера Яниса в пьесе братьев Тур «Кому подчиняется время» в постановке А. Ремизовой — Этуш сыграл Дорогомилова в «Молодой гвардии» А. Фадеева в постановке Б.Е. Захавы.
Потом были Польский посол и Борис Годунов в «Великом государе». И затем последовала большая роль Старичка в водевиле «Летний день» Ц. Солодаря, который ставил Е. Симонов. В работе над этой ролью Этуш впервые попытался нащупать характерность своего персонажа, придумал ему своеобразную походку, оттопыренную губу и растопыренные пальцы. «Я старался с помощью этих внешних приспособлений влезть в «шкуру» моего персонажа, найти его органику. И в итоге у меня получилось!» — вспоминал он.
Поначалу Этуша снимали с ролей именно потому, что он не успевал привести все задуманное к органике живого человека на сцене. Чтобы осуществить формулу К.С. Станиславского «Ищи не роль в себе, а себя в роли», как он это понимал, требовалось определенное репетиционное и внерепетиционное время.
«Я всегда очень дорожил любой возможностью зацепиться за какую-нибудь роль, которая вывела бы меня на большую дорогу искусства. И вот это «пронзительное» ожидание серьезной работы и в то же время нередкие творческие «срывы» приводили к тому, что во мне стали прорастать особые комплексы, очень мешавшие в дальнейшей работе».
Бывало, что на репетициях роль была уже сделана, и все получалось, но на ответственном показе все нажитое куда-то улетучивалось.
Самая заметная роль в начале творческого пути — слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца» тоже далась Этушу не сразу. На репетициях все шло хорошо, но как только артист выходил на показ, его охватывало какое-то оцепенение. Однако как-то раз во время гастролей в Сочи случай помог Этушу. Собираясь с утра на просмотр, он так перенервничал, что совершенно потерял контроль над своими действиями: забыл в номере лак для парика, вернувшись за лаком, забыл парик и т.д. И в какой-то момент, перегруженный переживаниями, вдруг испытал парадоксальное облегчение и махнул на все рукой. Выйдя на сцену совершенно свободным, он с первой реплики почувствовал, что его принимают, стал обретать смелость, юмор, импровизационное самочувствие и закончил показ под аплодисменты.
В работе над этой ролью Этуш встретился и еще с одним препятствием, не менее серьезным, чем собственная неуверенность. Как ни странно, это оказался шекспировский текст. Стихотворные сцены репетировались без проблем, а интермедии слуг, написанные прозой, не давались. Слуги должны были быть смешными, а текст Шекспира почему-то не давал для этого повода. Максим Греков и Этуш, игравшие слуг, вместе с Симоновым обратились за помощью к Михаилу Михайловичу Морозову, крупнейшему и чуть ли не единственному тогда в стране шекспироведу. Тот открыл им глаза, объяснив, что прозаический текст по законам театра той эпохи рождался на спектаклях импровизационно и постоянно менялся, и посоветовал опустить непонятное, третьестепенное и поощрил импровизацию. Тогда и родилась идея литературного оформления такой импровизации, для чего пригласили драматурга Николая Робертовича Эрдмана, блиставшего в начале 1930-х годов, а затем долго прожившего в ссылке.
Так благодаря блистательным интермедиям Н. Эрдмана, роль Этуша засверкала и заискрилась юмором. Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Все это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль стала одной из самых его любимых.
Рассказывая о себе, В.А. Этуш признается, что в первой половине жизни он был влюбчив и всех женщин, которые у него были, вспоминает с нежностью.
Начав преподавать в училище, Владимир познакомился с первокурсницей по имени Ева. Вскоре молодые решили соединить свои судьбы. И лишь в ЗАГСе он узнал, что жену по документам зовут Нинель Мышкова. Имя, придуманное после революции, означало «Ленин» наоборот и очень ей не нравилось. Нинель Мышкова была дочерью генерал-лейтенанта артиллерии Константина Романовича Мышкова. Их брак с Этушем продержался недолго.
Женщиной, с которой Владимир Этуш прожил 48 лет, стала Нина Крайнова. Некоторое время они жили в родительском доме Этуша у Яузских ворот вместе с его многочисленной семьей. И когда Нина уже ждала ребенка, квартирный вопрос удалось решить, прибегнув к помощи Екатерины Алексеевны Фурцевой — секретаря ЦК и МК партии. Делу помогло то, что Екатерине Алексеевне очень понравился спектакль «Два веронца», и особый интерес она проявила к молодому актеру, игравшему Лаунса. Этуш знал об этом и решился ей позвонить и рассказать о своей проблеме.
В результате супруги получили маленькую квартиру в здании гостиницы «Украина», в которой прожили немало счастливых лет.
От этого брака родилась дочь Раиса — актриса Театра сатиры. В 2000 году Нины Александровны не стало.
Творческая судьба В.А. Этуша — прекрасное подтверждение знаменитой формулы К. Станиславского о том, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. От филигранно сыгранных эпизодов артист постепенно переходит к созданию сложных, разноплановых характеров.
В комедии Б. Шоу «Миллионерша» Этуш играет незадачливого любовника Блендербленда. В противовес авторской ремарке о громоздком, неповоротливом человеке В. Этуш создает впечатление чего-то легковесного, непрочного, с фатальной неизбежностью ждущего какого-то подвоха. А когда он случается, герой моментально трансформируется и становится назойливым, навязчивым, грубым. Возможно, это парадокс, но игралась эта роль с невероятным блеском и изящной иронией.
В 1965 году театр ставит драму Э. Золя «Западня», и с роли Купо начинается новый этап в творчестве В.А. Этуша.
В начале спектакля Купо — добрый и нежный, великодушный и робкий, влюбленный и очень надежный. Но судьба оказывается безжалостной к нему, наносит страшный удар, как бы испытывая его на прочность. Этуш играл своего Купо с подлинным, глубоким драматизмом.
И вновь комедия. Чванливый, тщеславный, упрямый и в то же время по-детски доверчивый Журден в «Мещанине во дворянстве» Ж.Б. Мольера. Роль была сыграна с истинным комедийным блеском и безудержной фантазией.
В комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия» Владимир Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях — реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя.
А в спектакле «Будьте здоровы» Владимир Абрамович вновь невероятно ярок и смешон в острохарактерной роли обанкротившегося писателя Мерикура.
Параллельно с работой в театре В.А. Этуш с 1953 года успешно снимается в кино. Им сыграно около тридцати киноролей, и некоторые из них кроме творческой радости принесли ему «славу узнаваемости».
Первое появление на съемочной площадке ознаменовалось для Владимира Этуша встречей с одним из лучших режиссеров — Михаилом Ильичом Роммом. В 1953 году М. Ромм снял «Адмирала Ушакова» с Иваном Переверзевым в главной роли, где Этуш играл турецкого адмирала Сеида-Али. Режиссер очень внимательно отнесся к молодому актеру, роль которого была невелика, и после съемок пригласил к себе в гостиницу (съемки проходили в Ялте).
«Благодаря его человеческой обходительности и уму я не чувствовал разницы в возрасте, — вспоминает актер. — Мы разговаривали не только об искусстве. Темы наших бесед были разнообразны. И во всем мы находили общность позиций и интересов. Михаил Ильич стал моим «крестным отцом» в кино».
В последующие десять лет киноролей у Владимира Этуша было не много: Мартини («Овод», 1955), Мамедов («Время летних отпусков», 1961), Калоев («Председатель», 1964).
Этапной для него в кино стала роль товарища Саахова в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967). И роль, и комедия стали легендарными для нескольких поколений зрителей Советского Союза и России. В работе над картиной в первую очередь сложность для актера представляло соседство с известнейшей комической троицей «Никулин — Вицин — Моргунов». Как сыграть, чтобы не нарушить жанра комедии и в то же время не быть подавленным этими сыгравшимися, притершимися друг к другу актерами?
Его внешность приняли за данность. Поэтому следовало только правильно передать характер современного князя, каким был задуман Саахов. Этуш прибавил к этому необходимую разновидность кавказского акцента из тех, которыми давно овладел, и пластику, которую также имел возможность в свое время наблюдать еще во времена службы в Кавказе.
Леонид Гайдай, увлеченный актером, практически его не трогал, позволял много импровизировать. В результате и родились нетленные: «шляпу сними», «садись пока», «горячий, совсэм бэлый». А его «спортсменка, комсомолка...»! Все эти фразы мгновенно стали крылатыми.
Успех «Кавказской пленницы» привел к тому, что актера стали много приглашать сниматься, и, как правило, в острохарактерных и комедийных ролях. Так в «Старой, старой сказке» (1970) Надежды Кошеверовой он сыграл короля — трактирщика, в ее же музыкальной сказке «Тень» (1972) — Пьетро, в комедии Вилена Азарова «Неисправимый лгун» (1974) — эмира Бурухтании, в фильме «По улицам комод водили» (1979) — Гиацинтова, в сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» — Факира. Амплитуда его персонажей невероятна: от сказочных королей, факиров до мелкого жулика Шпака в блестящей комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). У того же Леонида Гайдая актер снялся еще раз в экранизации «Двенадцати стульев», с блеском сыграв инженера Брунса. А его неподражаемый Карабас-Барабас в «Приключениях Буратино» Леонида Нечаева! Вдвоем с Владимиром Басовым, исполнившим роль Дуремара, они создали веселый, искрометный дуэт. И не случайно эта сказка на многие годы стала любимой всеми детьми.
Фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» кроме известности подарил Владимиру Этушу и дружбу «грустного клоуна» Юрия Никулина. В последние годы Этуш не часто баловал своих поклонников сценическими новинками. Сказывались и репертуарная политика, и его занятость на посту профессора кафедры актерского мастерства (с 1976 года) и ректора Щукинского училища (с 1987 года). Но три спектакля, идущих в Театре имени Евгения Вахтангова, занимают важное место в списке его театральных работ.
В спектакле «Белый кролик» его герой вновь попадает в ситуацию, когда реальная жизнь невыносима в силу столкновения с глухими, алчными, черствыми и жестокими родственниками. И для того чтобы сохранить свой собственный мир, герой придумывает его и рассказывает о нем только своему другу, тоже выдуманному, — белому кролику Чарли.
Этуш использует для характеристики своего образа такие чистые, наивные краски, что зритель не может остаться к нему равнодушным, он всегда на его стороне.
И еще одна встреча с драматургией Эдуардо де Филиппо — спектакль «Цилиндр». С невероятной элегантностью и изяществом обыгрывает актер нелепейшую ситуацию, в которую попадает его герой Аттилио.
А несколько лет назад он просто сразил зрителей своей ролью Князя К. в бессмертном «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского. Трагикомичная, жалкая и трогательная фигура обманутого князя стала одной из вершин актерского мастерства Этуша. За этот спектакль актер был удостоен Государственной премии России.
Среди его последних работ на киноэкране — роли в сериале «Поворот ключа» и психологическом триллере «Классик».
В восемьдесят лет Владимир Этуш вновь женился. Его избранницей стала Елена Горбунова (ныне Этуш), давняя поклонница актера.
В 1971 году Владимиру Абрамовичу Этушу было присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1984 году — народного артиста СССР.
С 1987 по 2003 год В.А. Этуш являлся ректором Высшего театрального училища имени Б. Щукина. С 2003 года занимал пост художественного руководителя училища, удачно сочетая на этом поприще талант педагога, дипломатию администратора и цепкий ум хозяйственника.
С 2009 года — он директор Центрального дома актера (ЦДА). 21 октября 2011 года во время заседания правления ЦДА В.А. Этуш сложил с себя полномочия председателя правления Центрального дома актера.
Профессор кафедры актерского мастерства Высшего театрального училища имени Б. Щукина. Народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2002), Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» (1994), премии российских деловых кругов «Кумир» (2000, «За высокое служение искусству»), премии «Легенда сцены» (2005), премии «Герой нашего времени» в номинации «Человек-эпоха» (2007), премии «Стиль года» в номинации «Самый сильный актер», премии «Звезда «театрала»», специальной Национальной премии «Кремлёвский Гранд» в номинации «Самый народный артист» (2008), лауреат премии «Звезда театрала» в номинации «Лучшая мужская роль» (2012).
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»; другими наградами и знаками отличия: «За вклад в Победу», Святого Александра Невского «За труды и Отечество», Почетный гражданин России, Петра Великого I степени.