ФАТЕЕВА Наталья Николаевна
ФАТЕЕВА Наталья Николаевна
Народная артистка РСФСР
Родилась 23 декабря 1934 года в Харькове (Украина). Мать – Екатерина Васильевна, работала на производстве. Отец – Николай Демьянович, был профессиональным военным, что накладывало отпечаток на быт семьи. В доме ценили трудолюбие, порядок, дисциплину, прививали эти столь важные качества Наташе.
Родители были артистичными от природы, хотя профессионально искусством не занимались и увлечение Наташи не одобряли. Они прекрасно понимали всю зыбкость актерской профессии. Но характер у Фатеевой был сильный, настойчивый, и она добилась своего: вопреки воле родителей поступила в театральный институт.
В 1956 году состоялся дебют Натальи Фатеевой в кино: она сыграла роль Тани Олениной в картине Виктора Ивченко «Есть такой парень» на Киностудии имени А.П. Довженко. Виктор Ивченко, знакомый зрителям по фильмам «Гадюка» и «ЧП», этой картиной не прославился: сюжет вялый, характеры схематичны, актерам играть было нечего. Бывает, что после неудачного дебюта можно попасть в «черный список» и поставить крест на карьере, но Н. Фатеевой повезло – ее заметили. Среди режиссеров был и С.А. Герасимов, который вместе с Т.Ф. Макаровой вел мастерскую во ВГИКе. Мэтр принял ее сразу на 4-й курс. Что руководило мастерами, которые любили набирать студентов и воспитывать их на протяжении учебы, сейчас сказать трудно. Наверное, они видели в Н. Фатеевой талантливую и подающую надежду актрису, которая могла украсить курс. В любом случае это было исключение из правил.
Будучи студенткой ВГИКа, который она окончила в 1958 году, Наталья Фатеева снималась в фильмах «Капитан “Старой черепахи”» (1956), «Дело “пестрых”» (1958), «Случай на шахте восемь» (1958). О последнем фильме, который создавался в реальных условиях русского Севера, хочется сказать особо. Режиссером картины был Владимир Басов, очень скоро ставший ее мужем. Человек исключительно одаренный, он вошел в историю отечественного кино фильмами «Битва в пути», «Тишина», яркими актерскими работами, среди которых был маленький шедевр – роль полотера в фильме Г. Данелия «Я шагаю по Москве». В. Басов – блестящий рассказчик, он влюблялся в сценарий, который ему хотелось поставить, и проигрывал его перед изумленными слушателями, неважно, сколько их было – сто человек или один. И произведя впечатление, остывал к материалу и снимал картину без душевного трепета, как крепкий и надежный производственник. В 1959 году у Н. Фатеевой и В. Басова родился сын – Владимир Басов-младший, который впоследствии стал актером и режиссером.
К сожалению, брак их был неудачным, как и второй, когда Н. Фатеева вышла замуж за космонавта Бориса Егорова, от которого у нее родилась дочь Наталья (1969 г. рожд.).
В 1961 году Н. Фатеева сыграла главную роль в фильме И.А. Пырьева «Наш общий друг». Для «неистового Ивана», как его назвали друзья, картина оказалась очень сложной: режиссер-классик находился на переломе своего творческого пути. С музыкальными водевилями и комедиями, которые принесли ему популярность, приходилось заканчивать – другое время на дворе, – а к Ф.М. Достоевскому он еще не пришел. Не касаясь содержания фильма, отметим главное: Фатеева играла свою героиню Лизу Горлову как человека свободного, независимого и страстного, борющегося за свое женское счастье. Она вынуждена отступить под напором жизненных обстоятельств, так как объект ее любви – женатый мужчина, да еще обладающий определенным социальным статусом: он парторг колхоза, который должен подавать пример и блюсти свой моральный облик. Неразделенная любовь двух прекрасных людей, не имевших права переступить черту, вызывала глубокое сочувствие зрителей. Партнером Н. Фатеевой был актер Виктор Авдюшко, работу с которым Фатеева вспоминает до сих пор.
1960-е годы были для актерской судьбы Н. Фатеевой весьма успешными. Именно в это десятилетие заложен фундамент ее огромной популярности и зрительских симпатий. Все началось с «Битвы в пути» (1961), снятой В. Басовым по книге писательницы Галины Николаевой. В основе фильма лежал типичный для советского искусства тех лет производственный конфликт – борьба передовика с ретроградом, который ничего не хочет менять на производстве, почивая на лаврах прошлой славы. Образ директора старой закваски Вальгана сыграл обаятельный М. Названов, сыграл очень сильно и убедительно. Его антипод – главный инженер Бахирев (М. Ульянов). Имена этих людей в то время стали нарицательными. Фильм получился актуальным и политически важным. Неслучайно на фестивале в Чехословакии ему дали приз с формулировкой, типичной для тех лет: «За стремление отобразить серьезный конфликт прогрессивных сил общества со старыми методами мышления».
Н. Фатеева по праву разделила успех фильма, ибо ей довелось сыграть в картине очень важную женскую роль – технолога Тины Карамыш, хрупкой молодой женщины, которая вопреки здравому смыслу становится союзницей Бахирева и разделит с ним его моральную победу. Тина – человек убежденный, отстаивающий свои нравственные принципы, идущий наперекор обстоятельствам в защиту своей правды. Заметим, что такой Н. Фатеева остается и в реальной жизни. Коллеги знают ее бескомпромиссный и твердый характер.
В 1963 году на экраны вышла непритязательная комедия «Три + два», имевшая в те годы оглушительный успех. Спустя много лет картина смотрится как документ своего времени – времени оттепели, пробуждения человеческих чувств, несбывшихся надежд.
После этой картины Н. Фатеева много снималась в комедийных и музыкальных лентах: «Песни моря» (1970), «Джентльмены удачи» (1971), «Табачный капитан» (1972), «Летние сны» (1972), «Прежде, чем расстаться» (1984), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Осенние соблазны» (1993).
Визитной карточной Н. Фатеевой на долгие годы стала картина Ф. Довлатяна «Здравствуй, это я» (1965), в которой она сыграла очень важную для концепции фильма роль – человека, не вернувшегося с войны: Люся погибла, но память о ней продолжает жить в сердце героя. Чистоту и цельность, мужество и нежность, силу и искренность чувств актриса сумела выразить ярко и убедительно. Этот фильм стал лучшим в творчестве режиссера Ф. Довлатяна, актера А. Джигарханяна и актрисы Н. Фатеевой.
Актерская судьба часто зависит от вкусов режиссеров, публики, мнения начальства, и надо обладать поистине огромной волей и титанической работоспособностью, чтобы вопреки всем обстоятельствам идти к цели, не изменяя избранному пути. Н. Фатеева из тех актрис, которые не расслабляются и постоянно держат себя в форме.
Слава к Н. Фатеевой пришла в годы расцвета отечественного кино, когда его престиж в Советском Союзе и за рубежом был очень высок, когда популярные актеры на своих концертах собирали стадионы, а их фотографии расходились миллионными тиражами. Именно в эти годы Н. Фатеева сыграла роли, определившие ее звездный статус.
Н. Фатеева вполне могла претендовать на официальное звание «секс-символа» советского кино, но она избрала для себя другой путь: создавала образы положительных героинь, цельных и сильных натур, бескомпромиссно отстаивающих свои убеждения.
Вот некоторые фильмы из ее послужного списка: «Под одним небом», «Дети Дон Кихота», «Розыгрыш», «Расследование», «Палата», «Исход», «Сумка дипкурьера», «Право первой подписи» – все они разные по проблематике, жанрам, но везде Н. Фатеева органично вписывается в роль. Хорошо чувствует себя в социальной драме, детективе и мелодраме. Как правило, яркий актер – это прежде всего яркая личность, незаурядный характер. Можно выгодно продать свои внешние данные один, два, ну от силы три раза, но трудно долго скрывать пустоту.
Н. Фатеева относится к редкому типу актеров, которые красивы не только внешне, но прежде всего внутренне, излучая богатство своей души.
Среди режиссеров, работа с которыми доставляла актрисе истинную творческую радость, можно назвать Эмиля Лотяну, Рустама Хандамова, Юрия Кару. Вдохновленная ярким творческим темпераментом Э. Лотяну, она блестяще сыграла в картине «Анна Павлова» роль балерины Кшесинской. Режиссер Р. Хандамов пригласил Н. Фатееву в свой фильм «Анна Карамазофф», где ее партнером стала знаменитая Жанна Моро. Неожиданно для себя роль матери Сергея Павловича Королева ей довелось сыграть в фильме Юрия Кары «С.П. Королев», который дал мощный импульс для ее новых работ.
Н. Фатеева много снималась в телевизионных фильмах, среди них: «Убить человека», «Я – Береза», «Эстрадная фантазия», «Тигры на льду», «Эксперимент», «Табачный капитан», «Судьба барабанщика», «Обретешь в бою», «Обычный месяц», «Встреча на дальнем меридиане», «Железная игра» и другие. Но наибольшую творческую радость ей принесли фильмы режиссера К. Худякова и С. Говорухина. В телефильме К. Худякова «С вечера до полудня» по пьесе Виктора Розова она сыграла роль Аллы. Ее героиня – эмансипированная женщина, отстаивающая свои права. Фатеева оказалась убедительной и психологически достоверной. Ее Алла возвращается в старинный дом московских интеллигентов, который когда-то покинула, без прошлых обид, с сознанием того, что человек, которого она бросила, был единственным, кого она любила.
Умение понимать и прощать своих героинь характерно для ее творчества. Для нее важно создать полнокровный характер, обнажить душевное состояние персонажа. В популярном телесериале С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979) ее модистка Соболевская остро переживает ситуацию, когда единственный мужчина, соответствующий ее романтическому идеалу, оказывается отпетым бандитом и убийцей. В этом образе актриса подробно и углубленно, шаг за шагом создает объемный психологический портрет женщины с непростой судьбой. Она прожила всю войну в одиночестве и теперь грустит о неудавшейся личной жизни.
Профессиональная театральная актриса Н. Фатеева не забывает и свою первую любовь – сцену. В 1950-е годы Н. Фатеева играла в Театре-студии киноактера. Среди наиболее ярких ролей – мадам де Реналь в «Красном и черном» в постановке С. Герасимова. С 1959 по 1961 год в Театре имени Ермоловой Н. Фатеева сыграла главные роли в спектаклях «Два упрямца» Н. Хикмета с В. Якутом и «Три товарища» Э.М. Ремарка с В. Андреевым. В середине 1990-х годов она сыграла в антрепризе «Арт центр» французскую пьесу «Сюрпризы семейного уикэнда» с А. Кузнецовым, И. Ясуловичем и В. Малявиной. В 2004 году она исполнила роль Клер в спектакле «Любовь к английской мяте» Маргарет Дюрас в постановке Агеева.
Наталья Фатеева охотно и успешно занималась дублированием иностранных фильмов, выходящих на наши экраны. Ее голосом говорили Софи Лорен, Лео Массари, Беата Тышкевич, Невена Коканова...
За 50 лет работы в кино Н. Фатеевой сыграно около 70 самых разноплановых и разнохарактерных ролей. Результат впечатляющий и заслуживающий уважения: длинная и прекрасная творческая судьба с ее яркими взлетами и горестными разочарованиями, славой и забвением, сыгранными и несыгранными ролями. «Ненашенская» красота Фатеевой – с ее белоснежной «голливудской» улыбкой, излучающими яркий свет голубыми глазами – требовала соответствующего антуража и ролей, которых часто не было в отечественном кинорепертуаре.
Н. Фатеева удостоена звания народной артистки РСФСР (1984), награждена орденом Почета (2000). В 2005 году актриса получила награду общественного признания – медаль Св. Александра Невского «За труды ради Отечества».
Среди увлечений актрисы – любовь к спорту и забота о животных.
Живет и работает в Москве.