ФИЛИППЕНКО Александр Георгиевич
ФИЛИППЕНКО Александр Георгиевич
Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ
Родился 2 сентября 1944 года в Москве. Отец – Филиппенко Георгий Яковлевич (1914–1971). Мать – Филиппенко (Барсукова) Валентина Ивановна (1918–2000), педагог-математик. Супруга – Ишимбаева Марина Рауфовна, телевизионный режиссер. Дети: Мария Александровна, Павел Александрович, Александра Александровна. Внуки: Полина, Георгий.
Школьные годы Александра Филиппенко прошли в Алма-Ате, где в драмкружке городского Дворца пионеров он сыграл свои первые роли в спектаклях «Слава» В. Гусева, «20 лет спустя» М. Светлова, инсценировках сказок Т. Грабе. Его первыми режиссерами-педогогами стали выдающиеся актеры Алма-Атинского театра драмы М.Б. Азовский и Ю.Б. Померанцев.
Однако это было время, когда лирики были в «загоне», а физики в почете. Да и его родители были связаны с точными науками. Мать преподавала математику в Горно-металлургическом институте в Алма-Ате, и отец работал в этом же институте. У Александра и его родителей даже вопросов не возникало, какую профессию ему выбрать. На семейном совете решили, что после окончания школы он поедет в Москву поступать в Физтех. «Гагарин – в космосе, “9 дней одного года” – на экране. Для нас звездами были тогда Королев, Ландау, Семенов, Капица. Все мечтали стать физиками, – вспоминает Александр Георгиевич. – К тому же Физтех был тогда самым престижным вузом. Это была возможность быть среди избранных, лучших. Путевка в жизнь интересную, волнующую и необычную!»
Окончив школу с золотой медалью, летом 1961 года А. Филиппенко стал студентом физико-химического факультета Московского физико-технического института. Как считает сам Александр Георгиевич, всему, что есть хорошего в нем, – он обязан Физтеху. Тогда было все увлекательно: и первые агитбригады, и песни у костра, и разговоры со старшими товарищами–аспирантами, и джазовые вечера в Долгопрудном. По сей день его самые близкие друзья – из Физтеха.
С 1-го курса А. Филиппенко захватила художественная самодеятельность, которая весьма поощрялась руководством института. А поскольку вуз был почти закрытым, то студентам на внутренних институтских концертах позволялось многое. Много тогда говорилось о физтеховских «капустниках», о первых командах КВН, о книгах «Физики шутят». Все это стало отличительной чертой начала 1960-х годов.
В 1962 году Физтех стал первым чемпионом КВН Москвы (выступали в прямом эфире). Александр Филиппенко был активным участником институтской команды КВН, студенческих «капустников».
В 1964 году команда КВН Физтеха проиграла первый междугородний матч с Киевским институтом гражданского воздушного флота, ТВ-редакция распалась, и на какое-то время КВН перестал существовать. Именно в тех баталиях Филиппенко заметили руководители эстрадной студии МГУ «Наш дом» и пригласили в свой театр. Вскоре он стал ведущим актером студии, где руководителями и режиссерами были А. Аксельрод, М. Розовский, И. Рутберг, где вместе начинали и работали Г. Горин и А. Арканов, Э. Успенский и В. Славкин, С. Фарада и В. Точилин, А. Карпов и М. Кочин, Г. Хазанов и М. Филиппов, М. Дунаевский и Н. Корндорф.
В те годы весь официальный советский театр находился под сильным идеологическим контролем и давлением. И только на флаге Студенческого театра МГУ всегда было написано: «Эксперимент». Так продолжалось до августа 1968 года – до вторжения советских войск в Чехословакию. Партком МГУ добился распоряжения о закрытии Студенческого театра «Наш дом», и в конце 1969 года «Наш дом» выставили на улицу.
Это был этапный момент в биографии Александра Филиппенко. В то время он уже работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР (в 1967 г. получил диплом МФТИ по специальности «физика быстро протекающих процессов»).
Художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов прекрасно знал коллектив «Нашего дома». И когда ему сообщили, что «Наш дом» разогнали, он сказал: «Пусть они приходят ко мне». Что Александр Филиппенко и сделал, окончательно перейдя из «физиков» в «лирики». В Театре на Таганке Александр Филиппенко играл в спектаклях «Тартюф» Ж.Б. Мольера, «Пугачев» С. Есенина, «Гамлет» У. Шекспира, «Час пик» Е. Ставинского, поэтическом представлении «Товарищ, верь…», посвященном А.С. Пушкину, и других. Уже тогда он проявил себя как актер яркого самобытного дарования, острого пластического рисунка, склонный к эксцентрике.
В 1970 году А. Филиппенко поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина (мастерская В. Эуфера и А. Ремизовой) при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова, которое окончил как актер и режиссер. В эти же годы он начинает активно работать на эстраде и в кино.
В 1975 году Александр Филиппенко был принят в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, где работал с такими режиссерами, как Евгений Симонов, Александра Ремизова, Рачия Капланян, Роберт Стуруа, Роман Виктюк. На сцене этого театра им сыгран целый ряд ярких ролей: Ихарев («Дела давно минувших дней» по «Игрокам» Н. Гоголя), герцог Бекингем («Ричард III» У. Шекспира), Бухарин («Брестский мир» М. Шатрова), Жданов («Уроки мастера» Д. Паунела), Американец («Мистерия-буфф» В. Маяковского), роли в спектаклях «Русские водевили» В. Соллогуба, «Соборяне» по роману Н.С. Лескова и других. Как актер многоплановый, он одинаково блестяще воплощает на сцене такие совершенно разные по драматургии образы, как, например, Юрий Константинович Огородников в бытовой драме В. Розова «Кабанчик» (режиссер А. Шапиро) и мосье Боярский в эксцентрической комедии И. Бабеля «Закат» (режиссер А. Кац).
В кино Александр Филиппенко начал сниматься в 1969 году, первую роль, Володи Харламова, исполнил в фильме «Я его невеста». С тех пор он сыграл более 60 ролей в картинах разнообразных жанров – от психологических драм до приключенческих и детективных, создав целую галерею злодеев, бандитов, Бессмертных Кощеев. Такие актеры, как Александр Филиппенко, чувствуют себя в мирах сказочных и фантастических куда естественнее, чем в приземленной реальности, – по врожденной склонности к яркому, необычайному, преувеличенно выразительному. Александр Филиппенко – актер с исключительным чувством жанра и формы. Даже малейшие киноэпизоды в его исполнении обретают четкость. Актер не лишен психологической тонкости и лиризма (он трогательно сыграл любовную историю в картине «Убегающий август», 1989), но его основной стиль – эксцентрика, метод – гипербола.
В особом ряду стоят такие фильмы с участием Александра Филиппенко, как самый знаменитый милицейский сериал 1970-х годов «Рожденная революцией» (1974–1977) Г. Кохана, поставленная В. Грамматиковым рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982), военная драма С. Арановича «Торпедоносцы» (1983), картины «Мой друг Иван Лапшин» (1984) А. Германа, «Визит к Минотавру» (1987) Э. Урузбаева, «Наш бронепоезд» М. Пташука (на фестивале «Созвездие-89» – приз за лучшую роль второго плана»), «Карьера Артуро Уи. Новая версия» Б. Бланка (1996, за главную роль в этом фильме А.Г. Филиппенко номинирован на Национальную кинематографическую премию «Ника»), телефильм О. Рябоконя «Шаги императора» по роману Ю. Тынянова «Подпоручик Киже» (1990, роль Павла I), два фильма «Мастер и Маргарита»: Ю. Кары (1994, роль Коровьева) и В. Бортко (2005, роль Азазелло).
Интересна трактовка Александром Филиппенко образа дона Рэбы в экранизации книги братьев Стругацких «Трудно быть богом» (1989). Он также снялся в фильмах: «Бумбараш» (1971), «Хождение по мукам» (1977), «Возвращение резидента» (1982), «Там, на неведомых дорожках...» (1982), «Приступить к ликвидации» (1983), «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1983), «Медный ангел» (1984), «Аплодисменты, аплодисменты» (1984), «Битва за Москву» (1985), «Из жизни Потапова» (1985), «О возвращении забыть» (1985), «Противостояние» (1985), «Софья Ковалевская» (роль Ф.М. Достоевского, 1985), «Я сделал, все что мог» (1986), «Очи черные» (1987), «Убить Дракона» (1988), «Гулящие люди» (1988), «Яма» (1990), «Ближний круг» (1992), «Азбука любви» (1993), «Игра воображения» (1995), «Князь Юрий Долгорукий» (1998), «Романовы. Венценосная семья» (роль Ленина, 2000), «Аз и Ферт» (2000), «Леди на день» (2001), «Тартарен из Тараскона» (2002), «Бедная Настя» (сериал, 2003), «Адъютанты любви» (сериал, 2005), «Брежнев» (2005), «Вепрь» (2005), «Азирис Нуна» (2006) и других.
С конца 1960-х и до середины 1980-х годов большинство работ на эстраде Александр Филиппенко осуществил с режиссером Марком Розовским. Наиболее значительные из них – по произведениям русской и советской классической литературы: «Рождение человека» М. Горького, «Голос отца» А. Платонова, «Голубая книга» М. Зощенко, а также моноспектакль «С. Есенин. “Путь Поэта”» (гражданская лирика 1923–1924 гг.).
В конце 1978 года в популярной телевизионной передаче «Вокруг смеха» Александр Филиппенко выступил с монологом по мотивам пьесы В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека» (в народе этот монолог долгое время был известен как «”Козел” на саксе»), а через некоторое время в репертуаре актера появилось большое литературно-музыкальное шоу «Поезд на Чаттанугу, или Когда мы были молодые» по произведениям В. Славкина, М. Жванецкого, А. Аверченко, М. Зощенко.
В 1985 году А. Филиппенко и М. Розовский становятся лауреатами посвященного 175-летию со дня рождения Н.В. Гоголя конкурса артистов-чтецов за «Повесть о капитане Копейкине». Вскоре появился моноспектакль «Мертвые души». 18 мая 1988 года на сцене Московского драматического театра имени К.С. Станиславского в рамках культурной программы творческого объединения «Союзтеатр» состоялась премьера моноспектакля Александра Филиппенко «Н.В. Гоголь. “Мертвые души”» (последние главы). Затем спектакль возобновлялся в других декорациях и шел в различных театрах. На возникшем тогда телеканале «Россия» снята телевизионная версия этого спектакля.
Много лет успешно выступая в жанре монодрамы, Александр Филиппенко неоднократно получал награды на фестивалях моноспектаклей в городах Хэб (Чехия), Клайпеда (Литва), Пермь (Россия).
С 1995 года после 20 лет работы в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова актер начинает работать по контрактам как «свободный художник» в различных театрах Москвы: в театре «Школа современной пьесы» у И. Райхельгауза, в театре «У Никитских Ворот» у М. Розовского, в Театре эстрады с Г. Хазановым участвует в спектакле «Труп на теннисном корте», а на различных театральных площадках актер проводит поэтические вечера Саши Черного, Ю. Левитанского, Д. Самойлова, Ю. Ряшенцева.
С 1996 года А.Г. Филиппенко является художественным руководителем театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте, в репертуар которого вошли литературно-музыкальный спектакль «Поезд на Чаттанугу, или Когда мы были молодые», моноспектакль «Мертвые души» (последние главы) по поэме Н.В. Гоголя (режиссер М. Розовский, художник Т. Швец), «Фальбала» – спектакль-дуэт по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (режиссер М. Мокеев, художник Ю. Хариков). К опытам литературного театра можно отнести вечер одноактных пьес «За вашу и нашу свободу» Вацлава Гавела («Аудиенция» и «Вернисаж»), вечер советской сатиры («Смех отцов») по произведениям А. Платонова, М. Кольцова и М. Зощенко, вечер современной сатиры («Чемодан проблем–2000» – М. Зощенко, М. Жванецкий, Б. Акунин, С. Довлатов), посвященный 60-летию С. Довлатова.
Среди наиболее значимых работ А.Г. Филиппенко 90-х годов ХХ столетия – начала XXI века также: моноспектакль по роману Б. Акунина «Пиковый валет» на «Радио России», работы на телеканале «Культура» – поэтическая программа «Есенин без женщин», моноспектакль по рассказу А. Солженицына «Случай на станции Кочетовка», а на эстраде – литературная программа «У автора в плену» (М. Зощенко, А. Аверченко, В. Аксенов, В. Высоцкий, Б. Окуджава, М. Жванецкий, С. Довлатов).
Сольное существование на сцене органично для Александра Филиппенко. Александр Калягин сказал о нем так: «Про Александра Филиппенко говорят, что он – “человек-театр”, что ему не нужны ни партнеры, ни режиссеры, ни художники. Но есть человек, которому он всегда подчиняется, – это режиссер Роберт Стуруа». С 1998 по 2000 год в «Гамлете» У. Шекспира, поставленном Р. Стуруа на сцене театра «Сатирикон», Александр Филиппенко одновременно играл две роли: Клавдия и Тень отца Гамлета. С 2000 года в театре «Et Cetera» под руководством А. Калягина актер играет роль Антонио в другой постановке Р. Стуруа – спектакле «Шейлок» («Венецианский купец») У. Шекспира. В Театре-студии под руководством О. Табакова («Табакерка») актер играл Сатина в спектакле по пьесе М. Горького «На дне» режиссера А. Шапиро. За эту роль он номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска».
В театральных сезонах 2002–2004 годов в Театре имени Моссовета А.Г. Филиппенко играл Ихарева в спектакле «Дама… Дама. Еще дама!», поставленном режиссером В. Ереминым по пьесе Н.В. Гоголя «Игроки». В апреле 2006 года на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета состоялась премьера спектакля «Предбанник» (театральный проект С. Юрского). Работа Александра Филиппенко в этом спектакле была высоко оценена театральной критикой: ему присуждена премия газеты «Московский комсомолец» в номинации «Лучшая мужская роль в сезоне 2006 года», а сам спектакль признан «лучшим спектаклем сезона».
Галерею работ Александра Филиппенко в жанре литературного театра продолжают «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Недопесок» Ю. Коваля, а также литературно-музыкальный спектакль «Триумф художественного вкуса» (совместно с ансамблем солистов «Эрмитаж» под руководством А. Уткина), в котором стихи Б. Пастернака, Ю. Левитанского, О. Григорьева, И. Бродского, Ю. Ряшенцева, проза М. Зощенко и Г. Дайбера в искрометном исполнении Александра Филиппенко нашли свое музыкальное продолжение в произведениях К.Ф.Э. Баха (одного из сыновей И.С. Баха), В.А. Моцарта, Б. Бриттена, Д. Шостаковича и С. Прокофьева.
В 1989 году А.Г. Филиппенко присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», в 2000 году – «Народный артист России». В 1999 году за моноспектакль «Мертвые души» он удостоен Государственной премии РФ.
Живет и работает в Москве.