ФРЕЙНДЛИХ Алиса Бруновна
Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», почётный гражданин города Санкт-Петербурга
Ее называют первой леди петербургской театральной сцены. В театре она давно уже считается феноменом. Трагическая и легкомысленная, чопорная и озорная – и всегда непредсказуемая. Алису Фрейндлих невозможно представить в узких рамках одного амплуа, ее нельзя исследовать, ею можно только восхищаться и удивляться. Помимо выдающегося артистизма ее отличают утонченность, интеллигентность и редкое чувство юмора.
Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Отец – Фрейндлих Бруно Артурович (1909–2002), народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Работал в Ленинградском ТЮЗе, Большом драматическом театре, с 1948 года был актером Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина. Мать – Фёдорова Ксения Фёдоровна, бухгалтер. Дочь – Владимирова Варвара Игоревна (1968 г. рожд.), актриса театра и кино, телеведущая. Внуки: Никита и Анна.
Предки Алисы Фрейндлих по линии отца – бабушка Шарлотта Фридриховна и дед Артур Иванович – происходили из немцев-ремесленников, обосновавшихся в России еще в XVIII веке. По линии бабушки все были художники-стеклодувы, по линии деда – аптекарь, садовник. Артур Иванович тоже хотел продолжать семейное дело, но обстоятельства сложились так, что его карьера стеклодува не состоялась. Он устроился в обувной магазин Вейса, поставщика обуви императорского двора. Вскоре Артур Иванович решил организовать собственное дело, но так и не успел открыть магазин – в 1917 году он скоропостижно скончался. Семья, оставшись без кормильца, пережила много лишений… Алиса Фрейндлих родилась в доме на Исаакиевской площади, рядом со знаменитым собором, Адмиралтейством, Медным всадником. Они-то и стали естественной декорацией ее детства. Детства, которое нарушила война.
Маленькая Алиса с матерью и бабушкой осталась в блокадном Ленинграде. В первую, самую тяжелую зиму их спасла немецкая дисциплинированность бабушки Шарлотты Фридриховны, которая выдавала всем хлеб строго по часам. «Вообще-то у нас не было ни малейшего шанса выжить, – вспоминает Алиса Бруновна. – Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка – и потому мы выжили». В память о бабушке, пересыпавшей русскую речь немецкими словами, Фрейндлих впоследствии сделала свою Шарлотту из «Вишневого сада», также порхавшую по языкам. Мать Алисы – Ксения Фёдоровна была бухгалтером по профессии, в юности участвовала в самодеятельных спектаклях, потом училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, стала женой актера того же театра Бруно Артуровича Фрейндлиха. Перед самой войной они расстались, и Ксения Фёдоровна работала бухгалтером в театрально-постановочном комбинате. Во время войны комбинат закрыли, и мать устроилась на завод простой работницей.
Алиса Фрейндлих сполна впитала петербургскую сдержанность, несуетность, светский шарм, одухотворенность. В детстве она буквально бредила балетом. Но вскоре произошла первая из судьбоносных встреч в ее жизни – с известной актрисой Большого драматического театра Марией Александровной Призван-Соколовой, которая вела школьный драмкружок. В кружке все было как в настоящей театральной студии – этюды, отрывки, упражнения. Алиса играла Сумасшедшую барыню и Феклушу в «Грозе». А еще она была и Бальзаминовым, и Лелем в «Снегурочке», потому что их 239-я школа сначала была женской и уже спустя несколько лет объединилась с 209-й мужской школой. Помимо Алисы Фрейндлих в драмкружке Призван-Соколовой сделали свои первые шаги на сцене известные в будущем актеры Ольга Волкова, Игорь Озеров, Елена Флоринская.
Конечно, на выборе профессии не могли не сказаться гены ее знаменитого отца Бруно Артуровича Фрейндлиха. Алиса ходила на все его спектакли в Пушкинский театр. Именно с ним она советовалась, куда ей поступать – в театральный институт или в консерваторию. У Алисы был хороший голос, меццо-сопрано, но не хватало музыкального образования. Ей рекомендовали перед консерваторией окончить подготовительный курс, который дал бы основы музыкальной грамоты. Но нетерпение ее было настолько велико, что Бруно Артурович сказал: «Поступай в театральный институт, будешь там петь, сколько твоей душе угодно».
В 1953 году А. Фрейндлих стала студенткой Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). Училась на курсе выдающегося театрального педагога Б.В. Зона.
В дипломе к стандартной формулировке «актриса театра и кино» было приписано «острохарактерная и травести». Но в два узких определения Алиса Фрейндлих, конечно, не вписалась, потому что всегда была вне амплуа. Это о ней можно сказать: человек-театр. Она неподражаема во всем – драме, комедии, мюзикле, вокале, танце, художественном чтении. Более того, во Фрейндлих-актрисе все это синтезировано: модуляции голоса словно послушны музыкальной партитуре, жест пластически выразителен, мгновенная смена жанровых настроений сгущает атмосферу. Ее сценическая манера неотделима от человеческой индивидуальности, в любой героине угадывается сама актриса.
После окончания института Алиса Фрейндлих была принята в труппу Театра имени В.Ф. Комиссаржевской, где сыграла ряд замечательных ролей: Гога («Человек с портфелем» А. Файко, режиссер Н. Галин, 1957), Котька («Светите, звёзды» И. Микитенко, режиссеры И. Ольшвангер, С. Евлахов, 1957), Кай и Герда («Снежная королева» Е. Шварца, режиссер В. Мойковский, 1957), Музыкант («Дон Хиль – зеленые штаны» Т. де Молина, режиссеры З. Корогодский, В. Андрушкевич, 1957), Катя Крайнева («Раскрытое окно» Э. Брагинского, режиссер А. Белинский, 1957), Мальчик («Счастливые нищие» К. Гоцци, режиссер С. Евлахов, 1958), Поля Вихрова («Живая вода» Л. Леонова, режиссер И. Ольшвангер, 1959), Оля («Дом на одной из улиц» Э. Брагинского, режиссер В. Андрушкевич, 1959), Настенька («Август» А. Галича, режиссеры И. Олышвангер, К. Грушвицкая, 1959), Маша («Время любить» Б. Ласкина, режиссеры И. Владимиров, К. Грушвицкая, 1960), Вера («Случайные встречи» Р. Назарова, режиссеры И. Владимиров, С. Ландграф, 1961), Маша («Рождены в Ленинграде» О. Берггольц, режиссер И. Ольшвангер, 1961) и другие.
В 1983 году А.Б. Фрейндлих по приглашению Г.А. Товстоногова вступает в прославленную труппу Большого драматического театра, где работает по сей день. Г.А. Товстоногов всегда славился неординарным видением актерских индивидуальностей, раскрывая их с самой неожиданной стороны. Алиса Фрейндлих – актриса со сложившейся судьбой, известная и любимая зрителями «королева сцены» – в Большом драматическом театре тоже начала, по ее собственному выражению, «с нуля», открыв новый этап своей творческой биографии. Первым шагом на знаменитых подмостках БДТ стала роль современницы в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе А. Володина в режиссуре Г. Товстоногова (1984). Ирина–Фрейндлих балансировала на грани «парения духа и черствости души», не определяя однозначных трактовок, заставляя зрителя задуматься и обратиться вглубь себя.
За воплощение образа леди Крум («Аркадия» Т. Стоппарда, режиссер Э. Нюганен, 1998) А.Б. Фрейндлих получила вторую Государственную премию РФ. Эта роль в очередной раз продемонстрировала виртуозное мастерство актрисы в комедийном жанре. Образ леди Крум, ветреной и влюбленной дамы, актриса рисовала акварельными переливами неуловимых оттенков настроения внешне сдержанного сценического рисунка. Удивленный взгляд и чуть заметный кивок, безапелляционная интонация и многообещающие модуляции голоса… Подробность существования в сочетании с комедийной заостренностью эмоциональной жизни персонажа рождали образ очаровательной и притягательной женщины.
Три различных женских образа: Хана Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз – создала А.Б. Фрейндлих в спектакле «Калифорнийская сюита» по пьесе Н. Саймона (режиссер Н. Пинигин, 1999). В этом спектакле раскрывается все богатство таланта Фрейндлих. Три новеллы – судьбы трех разных пар, которые останавливались в одном и том же гостиничном номере в разное время. Три истории из жизни женщин разных возрастов, характеров и слоев общества притягивают стремительной сменой сценических перевоплощений, свободным и непринужденным жанровым многообразием актерского существования внутри одного спектакля: драма, трагифарс, фарс, – вместе создавая собирательный образ женщины, которая всегда находится в поиске любви и взаимопонимания.
В спектакле БДТ «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» У. Шекспира (режиссер Г. Дитятковский, 2003) А.Б. Фрейндлих выходит на сцену в роли шута Фесте. Ироничный хранитель вековой мудрости Фесте–Фрейндлих ведет участников великой комедии через все перипетии запутанного сюжета к торжеству любви. Фесте поет, и чуть низкий голос обволакивает тайной причастности к чему-то неведомому.
В 2004 году главный режиссер Театра имени Ленсовета Владислав Пази специально для Алисы Фрейндлих поставил моноспектакль по пьесе Эриха-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама». Оскар – десятилетний мальчик, которому осталось жить две недели, рассказывает в письмах Создателю обо всем: своем диагнозе, не оставляющем надежды, больничных товарищах, врачах, родителях. О своей первой любви, девочке Пегги Блю, и последней привязанности, сиделке Розовой Маме. Розовая Мама – волонтер, она приходит к больному по доброй воле; она вовлекает Оскара в игру: день – это 10 лет, и значит, ему предстоит дожить почти до 130 и пройти все возрасты человеческой жизни. Она рассказывает ему о Боге, впервые, и предлагает написать письмо – с тем чтобы Он помог Оскару. В каждом письме может быть только одна просьба... Алиса Фрейндлих строит эту художественную работу пронзительно, но редкостно просто и скромно. «И что потрясает более всего, – пишет критика, – какая-то уникальная многомерность существования актрисы. Вернее, безмерность, свойственная только артистам от Бога, талантам самой высокой пробы. В исполнении Фрейндлих иллюзорная 120-летняя жизнь Оскара синтезируется с реальностью, визуальные и эмоциональные приметы игры позволяют на самом деле почувствовать взросление, возмужание, угасание».
В сентябре 2005 года на сцене БДТ состоялась премьера спектакля «Квартет» по пьесе Р. Харвуда, в котором Алиса Фрейндлих играет с другими звездами театра – З.М. Шарко, К.Ю. Лавровым и О.В. Басилашвили. Режиссер Николай Пинигин показал жизнь бывших оперных звезд, доживающих свой век в доме престарелых. Она не слишком радужна, и все же те, кто не раз блистал на подмостках, находят в себе силы вновь погрузиться в волшебный мир музыки. Среди них и героиня Алисы Фрейндлих – не растерявшая шарма оперная прима Джин Хортон. Постановка признана лучшим спектаклем сезона, а все актеры, занятые в ней, в 2006 году удостоены Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «За мастерство и совершенство».
Конечно же, творчество А.Б. Фрейндлих не ограничивается рамками театрального искусства. Неординарная актерская индивидуальность, высочайшее исполнительское мастерство актрисы получили огромное количество воплощений в кинематографе и на телевидении. Созданные ею роли знакомы и любимы миллионами зрителей. Актриса работала с такими известными режиссерами, как Э. Рязанов, А. Тарковский, Э. Климов, А. Прошкин, П. Чухрай, В. Тодоровский, К. Худяков, и другие.
В киносудьбе актрисы переломным можно считать 1976 год, когда Эльдар Рязанов пригласил ее без проб сняться в главной роли Людмилы Калугиной в фильме «Служебный роман». В следующем году картина вышла в прокат, принеся исполнителям главных ролей, Алисе Фрейндлих и Андрею Мягкову, звание лучших актеров года. Среди фильмов с участием А.Б. Фрейндлих: «Неоконченная повесть» (режиссер Ф. Эрмлер, 1955), «Город зажигает огни» (режиссер В. Венгеров, 1958), телеспектакль «Жанна плачет, Жан смеётся» (режиссер В. Васильев, 1961), «Полосатый рейс» (режиссер В. Фетин, 1961), телеспектакль «Ася» (режиссер И. Владимиров), «Фро» (режиссер Р. Эсадзе, 1964), «Первый посетитель» (режиссер Л. Квинихидзе, 1965), «Любить» (режиссер М. Калик, 1968), «Вальс» (режиссер В. Титов, 1969), «Семейное счастье» (режиссеры С. Соловьёв, А. Ладынин, А. Шейн, 1969), «Вчера, сегодня и всегда» (режиссер Я. Базелян, 1969), «Тайна железной двери» (режиссер М. Юзовский, 1970), «Моя жизнь» (режиссеры В. Соколов, Г. Никулин, 1972), «Мелодии Верийского квартала» (режиссер Г. Шенгелая, 1973), «Исполняющий обязанности» (режиссер И. Поволоцкая, 1973), «Агония» (режиссер Э. Климов, 1974–1981), «Соломенная шляпка» (режиссер Л. Квинихидзе, 1975), «Всегда со мною...» (режиссер С. Шустер, 1976), «Принцесса на горошине» (режиссер Б. Рыцарев, 1976), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1978), «Старомодная комедия» (режиссеры Т. Березанцева, А. Арбузов, 1979), «Сталкер» (режиссер А. Тарковский, 1979), «Сергей Иванович уходит на пенсию» (режиссер Ю. Мамин, 1980), «Три года» (режиссеры Д. Долинин, С. Любшин, 1980), «Опасный возраст» (режиссер А. Прошкин, 1981), «Два голоса» (режиссер А. Белинский, 1981), «Клетка для канареек» (режиссер П. Чухрай, 1983), «Вместе с Дунаевским» (режиссер К. Артюхов, 1984), «Жестокий романс» (режиссер Э. Рязанов, 1984), «Успех» (режиссер К. Худяков, 1984), «Простая смерть» (режиссер А. Кайдановский, 1985), «Тайна снежной королевы» (режиссер Н. Александрович, 1986), «Прости» (режиссер Э. Ясан, 1986), «Чехарда» (режиссеры Е. Крайнов, А. Федоринский, 1987), «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» (режиссер Р. Горяев, 1988), «Мушкетёры, двадцать лет спустя» (режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» (режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1993), «Подмосковные вечера» (режиссер В. Тодоровский, 1994), «Охота» (режиссер В. Соломин, 1994), «Женская логика», «Женская логика-2» (режиссеры С. Ашкенази, Э. Уразбаев, 2002), «Женская логика-3» (режиссер С. Ашкенази, 2003), «Женская логика-4» (режиссер В. Бутурлин, 2004). «На Верхней Масловке» (режиссер К. Худяков, 2005).
Алиса Бруновна служит в БДТ больше 36-ти лет. В марте 2013 года БДТ возглавил Андрей Могучий, один из самых значимых российских театральных режиссеров среднего поколения. «Алиса» – первая работа Могучего в новом статусе, опыт установления диалога с непростой, еще помнящей золотые годы Товстоногова и придирчиво утверждающей своих руководителей труппой. Спектакль создан для главной актрисы театра Алисы Фрейндлих и ориентирован на старшее поколение труппы. «Он (спектакль) про всю нашу жизнь, про то, что мы утратили способность радоваться, сочувствовать, сопереживать, то, что мы сами по мере того, как мы живем на этом свете, потихонечку предаем сами себя», – говорит Алиса Фрейндлих. Дебют режиссера, в новом для него театре, оказался триумфальным.
Из последних проектов с участием актрисы выделяется «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» – картина, победившая на церемонии вручения премии «Ника»
Попытке разгадать секрет этой замечательной актрисы посвящен документальный фильм «Нет объяснения у чуда» (2014). Кто бы ни говорил об Алисе Фрейндлих, все сходятся к одному: она – тайна, есть в ней что-то необъяснимое, магия личности. «Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак», как сказал Геннадий Шпаликов. «Алиса» – это ощущение музыки и и света, – говорит Сергей Соловьев. – Она несет в себе пленительность женского образа совершенно феноменально. Она даже не играет, а существует, снимать ее одно наслаждение». Михаил Боярский утверждает, что «только одна сцена знает, какая она, потому что туда она выносит все самое сокровенное». Режиссер Роман Виктюк им вторит: «В натуре Фрейндлих — своеобразный, редкий по сочетаниям комок нервов, дарований, огня, человеческих слабостей. И постоянного движения. Без которого я этого человека, эту актрису не вижу, не мыслю».
Апрельской премьерой 2019 года большой сцены театра станет новая работа Алисы Фрейндлих в спектакле «Волнение» режиссера Ивана Вырыпаева по пьесе, которая создавалась им специально для этой выдающейся актрисы.
Ее можно также увидеть на сцене БДТ в спектаклях «Война и мир Толстого» (Наталья Ильинична, сотрудник музея), «Дядюшкин сон» (Москалева Марья Александровна) и «Лето одного года» (Этель Тэйер).
А.Б. Фрейндлих – народная артистка СССР (1981), лауреат Государственной премии РСФСР за 1976 год (1977), трех Государственных премий РФ в области литературы и искусства (1996 – спектакль «Макбет», 2001 – спектакль «Аркадия», 2008 – создание художественных образов, ставших классикой отечественного театрального искусства и киноискусства), дважды лауреат Национальной кинематографической премии «Ника» в номинации «Роль второго плана» (1994 – за фильм «Подмосковные вечера», 2006 – за фильм «Верхняя Масловка»), премией «Ника» «За честь и достоинство» имени Эльдара Александровича Рязанова (2016), премией Правительства Санкт-Петербурга и области «За уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга» (1997). Отмечена Высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль» (1995 – спектакль «Макбет», 2004 – за роль шута Фесте в спектакле «Двенадцатая ночь, или как пожелаете», 2006 – за роль Джин Хортон в спектакле «Квартет», 2011 – Специальная премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга», 2014), премией «Кумир» (2000), званием «Живая легенда» (Пятая городская премия в области культуры «Люди нашего города», 2000), премией имени А. К. Толстого «Серебряная лира» (2000), Царскосельской художественной премии 2000), национальной театральной премии «Золотая маска» (2001 – в номинации «За честь и достоинство», 2006 – за лучшую женскую роль в моноспектакле «Оскар и Розовая дама» Э. Шмитта, Театр имени Ленсовета), национальной независимой премии «Триумф» (2001), Международной премией «Наш современник» (Фонд «Международный дом „Кино плюс“», 2002), званием «Солнечная актриса» (Неофициальная премия поклонников, 2002), призом РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Приз губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кинематографии России», 2003), Международной премии имени Станиславского в номинации «За вклад в развитие актерского искусства» (2004), премией фестиваля «Золотой Витязь» за выдающийся вклад в театральное искусство (2005), национальной премией общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2005), призом КФ «Амурская осень» в Благовещенске (за лучшую женскую роль, фильм «На Верхней Масловке», 2005), премией газеты «Московский комсомолец» (сезон 2004–2005 гг. ПЕРВАЯ ЛЕДИ (за спектакль «Оскар и розовая дама», Премия «Петрополь» за уникальную актерскую работу (спектакль «Оскар и Розовая Дама»; 2005). Признана символом отечественного кино (2005). Отмечена призом КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге («За создание выдающихся образов в кинематографе», 2007). Награждена орденом Святой Екатерины II степени (за спектакль «Оскар и розовая дама», 2007). Отмечена Международной премией святого апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (XVI церемония вручения авторитетной общественной награды, 2008): «За яркий талант и верность лучшим традициям русского драматического искусства», призом «Серебряная ладья» фестиваля «Окно в Европу» за лучшую женскую роль (фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»; 2009), почетной грамотой Президента Российской Федерации (8 декабря 2010), Памятной медалью «150-летие А. П. Чехова» (2010), призом фестиваля «Литература и кино» за лучшую женскую роль (фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»; 2010). премией Правительства РФ в области культуры за 2010 год (фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину»), премией «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2013), премией имени Андрея Тарковского «За вклад в кинематограф» (2015), премией «Белый слон» за лучшую женскую роль второго плана за роль в фильме «Большой» (2017), премией «Золотой орёл» за лучшую женскую роль второго плана за роль в фильме «Карп отмороженный» (2018). Она – почетный член Роccийской академии художеств.
Алиса Бруновна Фрейндлих награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» Ш и IV степени (2009, 2004), Почета (2014), Дружбы (1994), Трудового Красного Знамени (1986). Удостоена награды Международного драматического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989), Всемирного приза искусств «Серебряная лира» (2000). В 2001 году ей присвоено звание почетного гражданина города Санкт-Петербурга. И все же не только престижные регалии определяют масштаб дарования актрисы, но и любовь миллионов зрителей. Алиса Бруновна – из тех немногих актеров, которым люди верят сердцем.