АНОФРИЕВ Олег Андреевич (1930–2018)
Народный артист России, почетный гражданин города Русса (Болгария)
Олег Андреевич – коренной москвич, родился 20 июля 1930 года в Геленджике во время командировки родителей. Отец, Анофриев Андрей Сергеевич, трудился врачом на 1-м Государственном подшипниковом заводе, летом ежегодно работал главным врачом в санаториях на Черноморском побережье. Мать, Анофриева Мария Гавриловна, была домохозяйкой. Супруга – Отливщикова Наталия Георгиевна (1932 г. рожд.), врач. Дочь – Солоденина Мария (1959 г. рожд.), врач. Внучки: Наталья, Анастасия. Правнук – Олег.
Детство Олега Анофриева прошло в доме на Смоленской площади и было типичным для мальчишек военной поры: гоняли в тесных дворах мяч, в меру озорничали, мечтали сбежать на фронт и драться с фашистами, как старшие братья. Отец Олега еще накануне Великой Отечественной войны был направлен военврачом на Дальневосточный фронт. Вскоре на фронте оказались и старшие братья Олега. В 1939 году призвали среднего – Сергея, а в декабре 1941 года, окончив по ускоренному курсу военное училище, ушел добровольцем старший, Владимир, несмотря на то, что имел «бронь» как геологоразведчик. Владимир погиб под Новороссийском. Спустя годы Олег Анофриев посвятит ему песню «Белый треугольник». Средний брат, Сергей, на Карельском перешейке получил ранение, попал в окружение. Он был без сознания, когда финны взяли его в плен, где пробыл несколько лет. Только в 1944 году семья получила от него весточку: «Жив-здоров, могу ли что-либо к этому добавить?» Эту строчку Олег Анофриев запомнил на всю жизнь. Когда Сергей вернулся домой, сразу же оказался в лагере – за то, что попал в плен. Позже Сергея Анофриева реабилитировали, но умер он, едва перевалив за пятьдесят лет.
До октября 1941 года Олег с матерью оставались в столице, потом их отправили в эвакуацию в Свердловск. В это время отца комиссовали. Разыскав жену и сына в Свердловске, Андрей Сергеевич забрал их в Москву.
Извечная мальчишеская игра в войну чуть не обернулась для Олега трагедией. В апреле 1942 года он нашел на улице гранату и стал ее разбирать. В результате – взрыв, который искалечил правую руку. В школе пришлось пропустить год, а главное – навсегда расстаться со своей заветной мечтой стать музыкантом. «Я много лет назад дал себе установку: хочешь жить – добивайся того, что невозможно, – говорит Олег Андреевич, – и стараюсь ей постоянно следовать и в жизни, и в актерстве. К тому же мне помогло, что родился левшой. Кисть хоть и не работала, все равно все левой рукой делал…»
Актерская специальность наряду с музыкой привлекала Олега Анофриева еще с ранних лет: с 6-го класса он занимался в школьном драмкружке. С детства обладал хорошими вокальными данными, как он сам считает, в маму, которая пела в хоре и очень любила это занятие. Дядя Олега, Борис Струлев, был артистом оперетты. Его жена работала аккомпаниатором, помогала ставить голос певцам. Олег часто присутствовал на этих уроках, которые впоследствии очень пригодились, как и навыки, полученные в школьном драмкружке.
По окончании школы Олег Анофриев поступил в Школу-студию МХАТ. Первые два года он учился на курсе Г.А. Герасимова и В.К. Манюкова, далее художественным руководителем курса был С.К. Блинников. Дипломной работой молодого актера стала роль Тони Лумкинса в спектакле «Ночь ошибок» по пьесе О. Голдсмита.
Окончив в 1954 году Школу-студию МХАТ, Олег Анофриев получил приглашение в Центральный детский театр (ЦДТ) – в то время один из самых популярных в Москве. Театр возглавляла М.О. Кнебель, режиссерами работали А.В. Эфрос и О.Н. Ефремов. С первых же дней О. Анофриев оказался плотно занят в репертуаре, играл на сцене с такими знаменитыми впоследствии актерами, как Олег Ефремов, Геннадий Печников, Лев Дуров, с которым учился на одном курсе в Школе-студии МХАТ. Его первой работой в ЦДТ стала небольшая роль в спектакле Олега Ефремова «Мнимый больной». За ней последовала главная роль в музыкальной комедии «Димка-невидимка», который также ставил О.Н. Ефремов. В этом спектакле, имевшем фантастический успех у зрителей, О. Анофриев выходил на сцену в 40 (!) музыкальных номерах. Эта роль вывела его в число ведущих актеров труппы. Несомненными актерскими достижениями стали роли Кости-Налево в пьесе М.А. Светлова «Двадцать лет спустя» и Вадима Развалова в знаменитом спектакле ЦДТ «В добрый час!» по пьесе В.С. Розова.
В 1960 году Олег Анофриев получает приглашение от главного режиссера Театра имени Маяковского народного артиста СССР Николая Павловича Охлопкова на роль Хлестакова и переходит к нему в театр.
Однако так бывает: режиссер предлагает, а жизнь располагает… Н.П. Охлопков не успел осуществить многие свои замыслы, и в их числе остался «Ревизор». Два года труппа репетировала этот спектакль, но он так и не был выпущен. За этот период О. Анофриев успел сыграть в спектакле «Современные ребята» по пьесе М.Ф. Шатрова.
Тем временем Ю. Завадский и А. Шапс искали исполнителя на роль Василия Теркина. Так в 1962 году в трудовой книжке О. Анофриева появилась новая запись: «Театр имени Моссовета», – в котором актер проработал последующие десять лет.
Роль Василия Теркина – первый серьезный театральный дебют Олега Анофриева. Успех спектакля в стране и за рубежом во многом зависел от убедительной игры главного героя. Одна из софийских газет выразила общее мнение о работе актера: «Василий Теркин и Олег Анофриев слились в этом удивительном молодом человеке в солдатской форме. В исполнении Анофриева не только оживают стихи Твардовского, но становятся видными скрытые черты человеческого обаяния. Ты – народ, ты – необъятная русская душа, в тебе вместились самые возвышенные его порывы. Ты кристально чист, как русская песня, неуловим и неповторим, как звуки ожившей в твоих руках гармони». Теркин сделался национальным героем Болгарии, а город Русса присвоил Олегу Анофриеву звание почетного гражданина.
Позже были и другие роли, но… Постепенно ведущую роль в жизни Олега Анофриева начинает занимать кинематограф. В 1972 году он переходит в Театр-студию киноактера при «Мосфильме», одно время работал главным режиссером театра.
Кино привлекло О. Анофриева сразу после окончания театрального института. Картина «Секрет красоты» (1954), где он дебютировал в образе стиляги Эдика, неудачливого клиента парикмахера Кукушкиной, до сих пор остается одной из лучших его работ в кинематографе, после которой Н. Охлопков и пригласил его в свой театр. В этой короткометражной ленте О. Анофриев заявил о себе как актер, остро чувствующий форму, способный к гротеску, эксцентрике.
В 1950–1960-е годы Олег Анофриев сыграл в кино полтора десятка ролей. В 1957 году, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов, он написал и спел на радио первые свои песни. В 1958 году вышли его пластинки, тогда же он впервые запел с экрана в фильме «Девушка с гитарой». В 1966 году сыграл большую и сложную роль капитана Лялина в картине «Друзья и годы», где исполнил песню «Это было недавно, это было давно», ставшую на долгие годы шлягером. Эта роль, по признанию Олега Андреевича, – одна из его самых любимых.
О. Анофриев также снялся в фильмах: «Горы зовут», «В добрый час», «Артист из Кохановки», «Простая история», «Веселые истории», «Алые паруса», «За витриной универмага», «Коллеги», «Сказка о потерянном времени», «Проверено – мин нет», «Северный вариант», «Солнце, снова солнце», «Обыкновенная Арктика», «Первый рейс», «Кот в мешке», «После дождичка в четверг», «Там на неведомых дорожках», «Человек с бульвара Капуцинов», «Криминальный квартет», «Секунда на подвиг», «Поворот», «Ссыльный 0011», «Инкогнито из Петербурга», «Схватка в пурге» и других. Всего актер сыграл в кино более 60 ролей.
Как правило, сценический или песенный герой Анофриева – простой, обыкновенный парень, он всегда «наш», знакомый, где-то виденный, возможно, живущий среди нас. Олег Андреевич называл его так: «мой мудрый простак». Впрочем, «простак» Анофриева не так уж прост. Он естественен и типичен, он народен, а потому всегда вызывает симпатии зрительного зала.
Начиная с 1990-х годов О. Анофриев мало снимался в кино. Одна из последних по времени работ – небольшая роль начальника вокзала в драме «Опять надо жить» (1999), где он вновь исполнил под гитару собственную песню.
В 1992 году он дебютировал как кинорежиссер, поставив фильм «Быть влюбленным» с Галиной Польских, Светланой Немоляевой и Александром Лазаревым в главных ролях. В этой картине О. Анофриев выступил одновременно и в качестве композитора. «В фильме далеко не все получилось, – считал Олег Андреевич. – Задуман он был как пародия на музыкальный жанр в нашем кино 1930–1950-х годов. Однако я как режиссер был поставлен продюсерами в жесткие рамки по времени. В сроки я уложился. Но идеи, которые мне дороги, реализовать полностью не удалось».
Моноспектакль О. Анофриева в Театре-студии киноактера «Тебе одной и об одной тебе» позволил проявиться всем граням дарования актера, который в течение двух часов безраздельно занимал внимание аудитории. «О. Анофриев почти ничего не говорит о себе, о “тайнах” своей профессии, – писал об этом спектакле Б. Поюровский. – Но вводит зрителя в свой мир поэзии и музыки, стараясь не просто познакомить, но по-настоящему подружить нас с теми строчками, что особенно дороги ему. И здесь совершенно неважно, идет ли речь о Пушкине, Твардовском или поэтессе из Вологды Ольге Фокиной – О. Анофриев объединял их в своей программе только по той причине, что нашел в их сочинениях образы и мысли, волнующие его самого, не могущие не волновать. И это волнение артиста передается и нам. И мы уже тоже не можем оставаться равнодушными, будь то история грустная или веселая – все равно».
Творчество Олега Анофриева многогранно. Он постоянно и вдохновенно сочинял музыку, стихи, песни, пародии и эпиграммы. Почти во всех своих фильмах и спектаклях он пел песни, нередко за нескольких персонажей, часто сам себе аккомпанируя на рояле. Он был первым и лучшим исполнителем песен композиторов А. Петрова, А. Зацепина, Ю. Левитина, В. Баснера, в том числе в фильмах «Путь к причалу», «Земля Санникова», «Коллеги», «Друзья и годы». Песни «Призрачно все в этом мире бушующем» (слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина), «Это было недавно, это было давно» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера) и многие другие в исполнении О. Анофриева вошли в золотой фонд отечественной эстрады.
Когда в конце 1960-х годов Инесса Ковалевская задумала ставить «Бременских музыкантов» – первый российский мультипликационный мюзикл, Олег Анофриев, узнав об этом, принес на «Союзмультфильм» несколько своих песен и заявил, что готов петь один за всех героев, кроме принцессы. Мультфильм состоялся и до сих пор пользуется огромным успехом, став, как говорят, «культовым» – настоящей классикой, своего рода народным эпосом. Потом были и другие работы в мультипликации: «В порту», «Как Львенок и Черепаха пели песенку», «Сказка о Попе и о работнике его Балде» и другие.
О. Анофриев написал свыше 50 песен, романсов и мелодий, многие из которых постоянно звучат по радио, телевидению, с киноэкрана, в том числе в фильмах: «По горам, по долам», «Северный вариант», «Хорошо сидим», «Каскадер», «Кот в мешке», «Как Иванушка-дурачок за счастьем ходил», а также к спектаклям и музыкальным сказкам: «Тень», «Сеньор Хуан», «31 июня», «12 ночь», «Быть влюбленным», «Приключение Тото», «Волшебное яблоко». Олег Андреевич – автор текста и музыки таких песен, как «Река – судьба», «Одуванчики», «Колыбельная», «Весенняя», «Водолаз». «Какая песня без баяна» давно считается народной, а ведь ее тоже сочинил Олег Анофриев. И это его авторское исполнение открывает еще один дополнительный угол зрения на все творчество актера.
Песни к фильмам, спектаклям, мультфильмам, любимые детские сказки – все это собрано на 8 дисках, записанных Олегом Андреевичем. В один из первых дисков вошли 4 детских мюзикла: «Бременские музыканты», «Как Львенок и Черепаха пели песенку», «В порту» и «Сказка про русского солдата». Музыку к ним написали Геннадий Гладков и Марк Минков. Больше года О. Анофриев работал над созданием диска-былины «Дунай Иваныч сватом у Владимира Красно Солнышко», куда вошли старинная русская сказка и русская былина. Диск «Есть только миг» объединяет шлягеры, которые прозвучали в исполнении О. Ануфриева в разные годы в кино и на эстраде. Одновременно он писал стихи, делал зарисовки. Среди них было немало романсов и песен, которые он посвящал своим близким, в том числе женщинам. Так появился диск под названием «…И вы меня любили». Диск «Уличные музыканты из города Бремена» – новый вариант музыкальной сказки «Бременские музыканты», к которой О. Анофриев написал и стихи, и музыку. На диске «Симфония любви» собраны 18 романсов, посвященных женщине. О. Анофриевым также записаны диск песен «Цветы России», посвященный женщинам России, сборник песен о Москве «Золотая моя Москва», мюзикл «Тень».
«Путь к себе – самый долгий, самый сложный, самый неисповедимый. Не думаю, что О. Анофриев специально задавался целью стать профессиональным поэтом или композитором. Тем более вряд ли он надеялся, что и те и другие признают его “своим”, пригласят вступить в творческие союзы писателей и композиторов. Просто он вышел к нам, чтобы поделиться своими радостями и горестями. И оказалось, что поэзия и музыка – чужая и собственная – помогли ему найти самый короткий путь к нашим сердцам. А заодно определили его собственный, Олега Анофриева, путь к себе, в свой мир, широкий, многокрасочный, добрый, светлый…» (Б. Поюровский).
Кроме театра и кино Олег Андреевич много работал на эстраде, телевидении и радио. Вел «Голубые огоньки», популярные детские передачи, передачу «Домашняя библиотека» на канале ОРТ.
В 1969 году после выхода на экраны «Бременских музыкантов», где О.А. Анофриев озвучил все партии, кроме принцессы, ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.
В 2004 году фактически состоялось повторное признание вклада артиста в отечественный кинематограф и театр – он удостаивается звания народного артиста России.
В 1999 году Олег Андреевич выпустил книгу «Солдат и балерина», где собраны стихи, тексты песен, воспоминания об актерах, режиссерах, исполнителях, с которыми ему довелось работать и встречаться в жизни. Среди них Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Серафима Бирман, Николай Охлопков, Николай Крючков, Евгений Весник, Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Валентин Гафт, Майя Кристалинская. В названии этой книги, по словам О. Анофриева, – суть двух его собственных ипостасей: «Я ранимый и капризный, как балерина, и в то же время готов побороться, если дело касается стихов или музыки».
Увлекался футболом и конным спортом. Предпочитал литературу по истории России. Любил животных, особенно свою собаку Раджи.
«Я смотрю на жизнь как на дар Божий, который нельзя бессмысленно тратить на суету, – говорил Олег Андреевич. – В город меня совсем не тянет, я не любитель различных тусовок, каких-то презентаций. Предпочитаю лучше что-нибудь сделать по хозяйству. Поделки из дерева – одно из моих увлечений. Или фонтан в саду…»
Скончался 28 марта 2018 года.