ГОЛУБКИНА Лариса Ивановна
Народная артистка России
Родилась 9 марта 1940 года в Москве. Отец – Голубкин Иван Павлович (1916–1996). Мать – Голубкина Клавдия Михайловна (1914–1985). Дочь – Голубкина Мария Андреевна (1973 г. рожд.), актриса. Внучка – Анастасия. Внук – Иван.
Становиться драматической актрисой Лариса изначально не собиралась. Она никогда не участвовала в художественной самодеятельности, к кино и театру относилась без особой восторженности, зато музыку впитывала как губка, очень любила петь, знала наизусть многие оперные арии, и соседи частенько собирались на ее импровизированные концерты.
Строгий по характеру и консервативный по взглядам отец, кадровый военный, фронтовик, категорически возражал против того, чтобы Лариса стала артисткой, и потому свои мечты о сцене ей приходилось тщательно скрывать. Вместе с тем художественную жилку она унаследовала именно по линии отца, дед и отец которого были купцами, но не чуждыми искусству людьми, а тетка отца – известный скульптор Анна Семеновна Голубкина – ученицей самого Родена.
Для спокойствия родителей, которые порой приходили в ужас от актерских устремлений дочери, Лариса готовилась к поступлению в университет на биологический факультет, усердно занималась биологией, химией, математикой. Даже сейчас на вопрос, какую бы профессию она выбрала, если бы не стала актрисой, она часто отвечает: «Профессию врача или биолога. Очень люблю ухаживать за больными, во мне какой-то ток возникает: сразу угадываю, что болит, где болит». Тем не менее после 10-го класса, сдав документы на биофак, Лариса сразу же направилась на собеседование в ГИТИС.
К ее радости и к не меньшему удивлению, ее зачислили на 1-й курс отделения музыкальной комедии. Руководителем курса и преподавателем актерского мастерства был Иосиф Михайлович Туманов, а педагогом по вокалу – Мария Петровна Максакова. Лариса хотела делать профессионально все: петь, двигаться, а главное – владеть драматическим мастерством. Именно желание стать поющей артисткой предопределило выбор отделения музыкальной комедии, а не, например, оперной студии. Тем не менее уже после выпускного экзамена М.П. Максакова подарила Голубкиной свой портрет с надписью, где советовала «не зарывать в землю» свой голос, как бы ни сложилась ее дальнейшая актерская судьба.
Многим актерам первоначальную известность приносило кино. Но у Голубкиной поначалу складывалось так, что кинокарьера ей, похоже, не светила. Конечно, предложения от режиссеров поступали, но особого желания сниматься не было. Запомнились только пробы кинофильма «Простая история», где ей предложили сыграть молоденькую женщину, совсем недавно вышедшую замуж. Лариса Ивановна вспоминает, что на съемочной площадке она чувствовала себя беспомощной и была настолько скованной и неестественной, что вопрос о ее участии в картине отпал сам собой. А через полгода Голубкину утвердили на роль Шуры в фильме «Гусарская баллада»...
Как это часто бывает, актерская кинобиография Ларисы Голубкиной началась почти случайно. Узнав о том, что съемочная группа картины во главе с Эльдаром Рязановым долго и безуспешно подыскивает исполнительницу главной роли, кто-то из студентов ГИТИСа, приглашенных для участия в массовых сценах, порекомендовал режиссеру предложить пробу своей сокурснице, 20-летней студентке 2-го курса факультета актеров музыкальной комедии Ларисе Голубкиной.
Во время кинопроб ей пришлось переиграть практически все эпизоды будущей картины. И это не было случайностью. С одной стороны, режиссеру и всей группе необходимо было убедиться, что главную роль можно смело отдать дебютантке.
С другой – важно было помочь ей найти контакт со своими партнерами, уже признанными мастерами кинематографа Игорем Ильинским и Юрием Яковлевым. Позже, во время съемок, столь длительный подготовительный период полностью себя оправдал. Роль Шуры Азаровой, ставшая «обжитой» для молодой актрисы, позволила ей проявить сильнейшие стороны своей актерской индивидуальности. Многие черты Шуры были сродни натуре самой Ларисы – жизнелюбие и пылкость нрава, мальчишеская живость и женская грация, кипучий, наступательный характер и тот жизненный оптимизм, которым наполнены ее помыслы и поступки. Естественно, в работе была важна и школа, пройденная к тому времени в стенах ГИТИСа, и ее отличные вокальные данные.
Вряд ли можно представить себе более удачную роль для дебюта в кино. Однако она потребовала от Голубкиной максимума самоотдачи, умения точно ощутить стилистику героико-романтической комедии, навеянной славными страницами русской истории. Тем более, что в ГИТИСе ее чаще занимали в ролях драматических, а здесь нужны были водевильная легкость и грация, веселая ирония, стремительный темп комедии. Голубкиной предстояло прожить на экране судьбу прототипа своей героини Надежды Дуровой, отважно сражавшейся с французами, и одновременно сыграть озорную, отчаянно храбрую и трогательно любящую Шуру Азарову.
В своем поиске Лариса Голубкина избрала путь нелегкий, но самый верный. В ее исполнении Шура Азарова прежде всего прелестная, остроумная, проказливая девушка, чья грация так очевидна, чье своеобразное кокетство не может не покорять, чью улыбку или слезы нельзя не разделить с ней. Актриса не ищет мужские черты в характере своей героини. Для нее важно, что именно девушка – существо слабое и нежное, как принято было считать в ту пору, – отважилась на подвиг, который по плечу далеко не всякому мужчине.
Уже с первых диалогов Шуры и Ржевского становится очевидной незаурядность героини Ларисы Голубкиной. Она проявляется в ее умении отстоять собственное достоинство, в живой, точной реакции на происходящее. А затем наступает минута, когда незаурядность Шуры Азаровой проявится в беспримерном подвиге 17-летней девушки-гусара, который порой перекликается с подвигом Жанны д’Арк. Эту общность актриса увидела в безграничной преданности своему Отечеству. Голубкина подчеркивает, что подвиг – в русле Шуриного характера, он соответствует ее идеалам служения Родине, России. «Запрете, убегу я все равно! Сейчас у русских на душе одно – как Родину спасти...»
Первая роль в кино оказалась принципиально важной для актрисы: в «Гусарской балладе» с наибольшей человеческой глубиной выразилась ее личная тема, во многом определившая новые работы актрисы в театре и кино.
Дебютный кинофильм актрисы «Гусарская баллада» имел еще одно судьбоносное для нее последствие: после окончания ГИТИСа Лариса Голубкина пришла в Центральный академический театр Советской армии, с которым не расстается до сих пор. Во многом этот выбор был определен тем, что на сцене этого театра многие годы шел спектакль «Давным-давно» по пьесе Александра Гладкова, которая легла в основу фильма. Однако к моменту поступления Голубкиной в труппу его сняли с репертуара, и ей пришлось начинать, что называется, с чистого листа. Лишь в 1969 году она вновь встретилась, но уже на сцене, со своей Шурочкой.
«Я не хотела да и не могла играть на сцене ту же Шурочку, какой она явилась в кино, – говорит Лариса Ивановна. – Мне пришлось там много скакать на лошади, сражаться, проделывать разные трюки. Такая лихость героини мне очень нравилась. Спектакль же решен в другой тональности, в нем преобладает героическое звучание, и это потребовало от меня иных акцентов в характере героини, играть свою роль серьезнее, обдуманнее, с большим опытом... Я искала новые краски, чтобы органично войти в постановку. На помощь мне пришли новые партнеры, о которых я вспоминаю с чувством глубокой признательности. Я благодарна этому спектаклю, позволившему мне надолго продлить мои встречи с Шурой Азаровой».
Кинобиография Ларисы Голубкиной продолжилась целым рядом других работ. Правда, роли были не всегда равнозначны. Роль Риты в фильме «День счастья» (1964) осталась как бы наброском к сложному, полнометражному характеру, хотя актриса и пыталась сделать этот образ тоньше и многограннее, соединяя эгоистичность с трогательной искренностью. Не стала удачей и ее роль в картине «Дайте жалобную книгу» (1965), поскольку сам образ директора ресторана Татьяны Шумовой был решен схематично и однолинейно. В фильме «Как вас теперь называть?» (1965) актрису увлекала «реальная судьба девушки, чья жизнь так похожа на легенду... Это умный, сильный человек, всецело подчинивший себя двойной жизни профессиональной разведчицы», – говорила она о своей героине. Другая военная кинороль Голубкиной – санинструктор Зоя в киноэпопее «Освобождение» (1971). Целостный образ складывался из отдельных небольших эпизодов. Во время съемок нужно было прежде всего преодолеть естественный страх: «Ведь кругом грохот, танки, а тебе надо ползти через это и тащить на себе людей, – вспоминала актриса. – В фильме это небольшие кусочки, но сколько дублей сделано для них. Зоя по замыслу – обобщенный образ женщины – участницы войны». Запомнилась и преданная, верная, кротко и стойко переносящая незаслуженные страдания царица из «Сказки о царе Салтане» (1965). В ней соединились женственность, нежность, всепрощающая любовь жены и матери и гордая независимость, выдержка и достоинство сильной женщины.
Среди других ее киноработ – роли в телефильме «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана (в блистательной компании Андрея Миронова, Александра Ширвиндта и Михаила Державина) и картине «Простодушный» Евгения Гинзбурга.
На телевизионном экране Лариса Голубкина появлялась в качестве ведущей телепередач «Артлото» и «Утренняя почта». А главное – телевидение дало ей редкую возможность воплотить то, о чем давно мечталось и что вряд ли удалось бы сыграть. Речь идет о телевизионном представлении «Бенефис», снятом режиссером Евгением Гинзбургом по сюжету спектакля «Пигмалион» Бернарда Шоу, где Голубкина сыграла Элизу Дулитл. Спектакль был дополнен музыкальными номерами, современными песнями, забавными пародийными эпизодами и лирическими отступлениями.
Однако несмотря на то что актерский путь Ларисы Голубкиной начался в кинематографе, театр был и остается для нее первой любовью, той постоянной школой, которая дает актеру возможность не замыкаться в рамках однажды и навсегда определенного амплуа. Роли, сыгранные Ларисой Голубкиной на сцене Центрального академического театра Российской армии, – убедительное тому подтверждение. В ее репертуаре были постановки разных жанров. А сценическим дебютом стала роль искренней, трудолюбивой и веселой служанки Евы в спектакле «Солдат и Ева» Н. Борисовой, поставленном Андреем Поповым в любимом ею жанре музыкальной комедии.
В рамках героико-романтического амплуа, которое поначалу закрепилось за актрисой, была сыграна и Анжелика в постановке «Ринальдо идет в бой» П. Гаринеи и С. Джованнини с музыкой Доминико Модуньо (режиссеры А. Попов и А. Муат). Спектакль, рассказывающий о драматических событиях в истории гарибальдийского движения, был тем не менее озорным и веселым.
А «синтетическая» актриса Голубкина, владеющая пластикой и вокалом, прекрасно вписалась в традиционный для театра жанр героической «военно-музыкальной комедии». По свидетельству видевших актрису в этой роли, в ее Анжелике соединились вдохновенный азарт и драматический темперамент, упрямая настойчивость и вольнолюбивое озорство. «Этакий сорванец
в юбке – что-то от итальянских девчонок из неореалистических фильмов, что-то от Шуры Азаровой», – писал критик Виктор Калиш.
Сыграла Лариса Голубкина и другие роли героического плана: юную Аниску в «Нашествии», скромную Елену в «Раскинулось море широко», Лену Огородникову в «Спутниках». Были и неожиданные пробы, резко расширившие амплуа Голубкиной. Так, роль медицинской сестры Моники Штетлер в «Физиках» Ф. Дюрренматта, по словам другого рецензента, Э. Лындиной, «доказывала право актрисы играть гротеск, эксцентрику, трагикомедию».
В последующие годы творческий багаж Ларисы Голубкиной дополнился ролями в спектаклях: «Комическая фантазия» Г. Горина (Марта), «Последний пылко влюбленный» Н. Саймона (Элейн Маццони, Бобби Митчел, Жаннет Фишер), «Закон вечности» Н. Думбадзе (Мария), «Провокация» Ю. Семенова (Ани), «Обретение» И. Друцэ (Екатерина Маленькая), «Рядовые» А. Дударева (Лида), «Семейный ужин в половине второго» В. Павлова (Ирина), «Макбет» У. Шекспира (Леди Макдуф), «Боже, храни короля» С. Моэма (Гвен), «Сердце не камень» А.Н. Островского (Аполлинария Панфиловна), «Любовь – книга золотая» А.Н. Толстого (Екатерина II), «Поздняя любовь» А.Н. Островского (Шаблова), а также в антрепризном спектакле Леонида Трушкина «Чествование» (Театр Антона Чехова) и др.
Не став оперной певицей, Лариса Голубкина все же не забыла совета Марии Петровны Максаковой и не стала «зарывать в землю» свой голос. Она всегда с удовольствием пела в спектаклях театра и в кино. Но главной площадкой реализации вокальных данных стала для нее концертная эстрада. Ее выразительный, глубокий голос позволяет исполнять произведения самого широкого диапазона. Лариса Ивановна замечательно поет старинные русские народные и городские романсы в сопровождении фортепиано или оркестра. Но при этом всегда остается драматической актрисой, превращая каждое исполнение в мини-спектакль. Довелось ей выступать и в совместных спектаклях со своим супругом, где она пела в первом отделении, а во втором Андрей Миронов читал отрывки из своих спектаклей.
В 1991 году Л.И. Голубкина удостоена почетного звания народной артистки России. Она награждена орденом Дружбы и двумя орденами «Знак Почета». Лариса Ивановна является членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов.
Хобби Ларисы Ивановны – это ее дом.
А кухня для нее – долг перед семьей, но она считает, что и приготовление пищи по возможности должно превращаться в творческий процесс:
«Я отношусь творчески даже к котлетам...» А еще она рада семейному партнерству с дочерью Машей, которая пошла по стопам матери: ее творческий дебют состоялся на сцене Театра Советской армии в спектакле «Макбет», где Лариса Ивановна сыграла роль леди Макдуф, а Мария сыграла ее дочь. Еще раньше, в 15 лет, Мария дебютировала в кино – в картине «Ребро Адама». Ныне Мария Голубкина работает в Театре сатиры и много снимается в кино.
Живет и работает в Москве.