ГОВОРУХИН Cтанислав Сергеевич (1936-2018)
Народный артист России, заслуженный деятель искусств Украины, депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, председатель Комитета Госдумы по культуре, трижды лауреат премии «Ника», почетный гражданин города Железноводска
Станислав Говорухин — мастер кино, его фильмы смотрятся на одном дыхании. Талантливый режиссер, сценарист и актер, он без преувеличения — мэтр отечественного кинематографа.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 29 марта 1936 года в городе Березники Пермской области. Отец — Говорухин Сергей Георгиевич. Мать — Глазкова Прасковья Афанасьевна. Первая супруга — Карева Юнона Ильинична (1933–2013), заслуженный деятель искусств РФ, заслуженная артистка Республики Татарстан. Сын от первого брака — Говорухин Сергей Станиславович (1961–2011), кинорежиссер, писатель. Вторая супруга — Говорухина Галина Борисовна, работала монтажером Одесской киностудии. Внуки: Говорухин Станислав Сергеевич (1990 г. рожд.), Говорухин Василий Сергеевич (1998 г. рожд.).
Предки Станислава Говорухина по линии матери родом с Волги. Прадед был кузнецом, дед, Афанасий Трофимович, — сельским учителем. Мать, Прасковью Афанасьевну Глазкову, в 1930-е годы нужда забросила в Березники, где в то время строился большой химический комбинат. Она зарабатывала на жизнь шитьем. Прасковья Афанасьевна была хорошей портнихой, шила и вечерние платья для соседок-модниц, и белье, и рабочие телогрейки; перелицовывала мужские костюмы.
Отца Станислав Сергеевич не помнит. «Да и он меня, кажется, не видел ни разу, — отмечает режиссер. — Знаю только, что был он донским казаком. Когда я подрос и научился задавать вопросы, бабушка объяснила: «Мать развелась с ним до твоего рождения. Он был жуткий пьяница. Не задавай ей никаких вопросов, она этого не любит». Он и не задавал. Потом уже, когда стал взрослым, когда умерли и дед, и мать, когда узнал кое-что из отечественной истории и, в частности, об истории ликвидации казачества, его осенило — как же так? Не сохранилось ни одной фотографии! Все персонажи есть — отца нет. И еще… бабушка, когда сердилась на него, бурчала: «У, арестант! Вылитый отец».
Станислав Сергеевич с сестрой послали запросы в соответствующие организации. Первым пришел ответ из ростовского КГБ: «Говорухин Сергей Георгиевич, 1908 года рождения, осужден особым заседанием НКВД на 3 года концентрационных лагерей за то, что произвел выстрел и бросил камень в окно дома, где проходило заседание деревенской бедноты».
1928 год. Отцу на тот момент было всего 20 лет. Дальше события развивались сами собой. Отсидев три года в городе Соликамске, он вышел на волю, встретил Прасковью Афанасьевну, у них родились двое детей, а потом — как и следовало ожидать, его забрали по второму разу. За то, что донской казак. Согласно известному указу Я.М. Свердлова казачество подлежало ликвидации как класс. Погиб Говорухин Сергей Георгиевич в Сибири в 1938 году в возрасте 30 лет. Прасковья Афанасьевна всю жизнь скрывала от детей судьбу отца, сожгла все его фотографии. Потому что время было жестокое. Детей репрессированных родителей ждала тяжелая судьба — могли быть неприятности и с комсомолом, и с поступлением в институт. Но матери удалось обмануть компетентные органы. Она одна выкормила и дала образование обоим своим детям: Станислав Сергеевич и его старшая сестра окончили Казанский университет — один из самых старых университетов в стране.
Детство Станислава Говорухина было нищим, жили в бараках. До 8-го класса мальчик проходил в военной форме — дядя был военным, из его обносков ему и доставалось. Но были в его детстве два совершенно счастливых года, когда они жили в маленьком городке Тетюши между Казанью и Ульяновском, на высоком берегу Волги. Годы были самые голодные, но Станислав Сергеевич помнит их как самые счастливые… Все благодаря Волге: места красивейшие, пароходы, рыбалка. Кинотеатр, похожий на сарай. Он в детстве все пытался заглянуть за экран, чтобы увидеть артистов, которые на этом экране играют. Именно там он посмотрел лучшие фильмы того времени. Сейчас этот сарай превратили в настоящий кинотеатр и назвали именем Станислава Говорухина.
По полученной в университете специальности геолога Станиславу Говорухину работать не довелось. Он принимал активное участие в жизни университета: вместе с друзьями ходил в походы, занимался спортом, делал университетскую газету: Друзья и позвали его осваивать на тот момент совершенно новое для страны дело — телевидение.
В то время по всей стране открывались первые ТВ-студии. Открыли такую студию и в Казани. Те два года, которые он там проработал (1959–1961), Станислав Сергеевич называет самыми творческими в своей биографии — изучали новое дело. Он был и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну а с телевидения — прямая дорога в кино! В 1961 году Станислав Говорухин поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК).
Еще во время учебы он был уверен, что будет работать в Одессе. Он никогда там не бывал, но знал этот город по литературе — Пушкину, Бабелю, Паустовскому, Бунину. К тому же в те времена — времена подъема и расцвета советского кинематографа — на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то свежестью. «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Жажда» — любимые фильмы Станислава Сергеевича.
В Одессу Говорухин приехал вместе со своим однокурсником Борисом Дуровым. Приехали очень удачно — как раз «горела» одна картина (надо было выполнять план и сдавать 5 фильмов в год, одного не хватало). Им предложили сценарий, очень слабый, об альпинистах. «Мы посмотрели сценарий, — вспоминает Станислав Сергеевич, — и поняли, что даже переделка ему не поможет, но все равно схватили — когда нам еще представится возможность снять полнометражный фильм? Подумали, покрутили и решили сделать поэму о горах, об альпинизме. Пригласили сниматься Владимира Высоцкого и взяли прекрасного композитора Софью Губайдуллину. И она прекрасно подала публике, аранжировала простые и чистые мелодии Высоцкого». Это был фильм «Вертикаль» (1966), ставший знаковым. Вышла гибкая пластинка с песнями из фильма — Высоцкий стал известен всей стране.
Потом был еще один фильм про горы. В 1969 году Станислав Говорухин снимал фильм «Белый взрыв» — картина малоизвестная, но сильная, блестящий состав актеров… Этот фильм — настоящий, без компьютерных спецэффектов, альпинистский, горный фильм. 26 июля режиссер полетел на вертолете на разведку для будущих съемок, и в 9.15 утра машина врезалась в скалу. Шансов выжить абсолютно не было, вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине — Господь отвел — не взорвался и не загорелся. Все поломались, но выжили. Это событие навеки запечатлелось в сердце Станислава Сергеевича. Он вспоминает: «Мы с Лёней Елисеевым, альпинистом, лежим возле этого вертолета, ждем, когда к нам подойдут спасательные отряды, — а солнышко, тепло, — и я ему говорю: «Это самый счастливый день в моей жизни». А он мне отвечает: «И у меня тоже».
Биография художника — это его фильмы. Станислав Говорухин снял более 15 художественных фильмов, среди которых (помимо уже упомянутых картин) — «День ангела», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят» и многие другие. Все они хорошо известны широкой публике и любимы народом.
Режиссер по праву гордится своей детской серией. Когда он понял, что дети перестали читать и в их духовном воспитании уже не принимают участия такие великие духовные педагоги, как Даниель Дефо, Марк Твен, Жюль Верн (девиз которого был «Воспитывать, развлекая»), то решил, что должен снять фильмы по тем книгам, которые его так впечатлили в детстве. Это и «Робинзон Крузо», и «Приключения Тома Сойера», и «Дети капитана Гранта».
В 1979 году Станислав Говорухин с Борисом Дуровым (Дуров — как режиссер, Говорухин — как автор сценария) сняли романтический фильм «Пираты XX века», чемпион советского проката (за год его посмотрели 100 миллионов зрителей). Фильм бесконечно долго ругали критики. Но лучший судья — время, и оно поставило все на свои места. Прошло три с половиной десятка лет, но фильм и сейчас регулярно идет по многим популярным телеканалам, его рейтинг среди подобных картин — один из самых высоких.
Помимо «Пиратов ХХ века» Станислав Сергеевич написал еще более 20 сценариев, книги «Великая криминальная революция», «Страна воров», «Неизвестное об известных». Как актер он снялся в 26 фильмах, сыграл главную роль в фильме Сергея Соловьёва «Асса», а также роли в картинах «Среди серых камней» (режиссер К. Муратова), «Сукины дети» (режиссер Л. Филатов), «Орел и решка» (режиссер Г. Данелия), «Анкор, еще анкор» (режиссер П. Тодоровский), «9 рота» (режиссер Ф. Бондарчук») и других, в том числе собственных — «Благословите женщину», «Не хлебом единым».
Вершиной режиссерского творчества Станислава Говорухина стал фильм «Место встречи изменить нельзя», вышедший в 1979 году. Первые годы во время показов страна буквально вымирала: прекращались преступления и срывались всенародные праздники — люди, словно прикованные, сидели у телеэкранов.
Сочетание детективного жанра — романа братьев Вайнеров «Эра милосердия», тончайшей режиссуры Станислава Говорухина и блестящего актерского состава (В. Высоцкий, А. Джигарханян, В. Павлов, Л. Куравлёв, Е. Евстигнеев, В. Заклунная, З. Гердт, И. Бортник, В. Конкин, С. Юрский, Н. Фатеева, Ю. Карева) гарантировали безусловный успех фильма на много поколений вперед. Зрители выучили его наизусть.
«Однажды Володя (Высоцкий) принес мне роман и настоятельно посоветовал его прочитать, — вспоминал Станислав Сергеевич. — Я прочел и... просто обалдел, представив, как Володя сможет это сыграть. Потом мы поехали к Вайнерам. Понравились друг другу, быстро нашли общий язык и в общих чертах договорились о совместной работе. Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но для проформы я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал их руководству, я показал и те, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило. «Конечно, только Высоцкий!» — сказали они и довольно легко утвердили его на роль».
Образ капитана Глеба Жеглова, раскрытый Владимиром Высоцким, бесподобный по своему реализму и эмоциональной насыщенности, стал эталоном борца с бандитами, настоящего героя послевоенного времени. Актерская работа В.С. Высоцкого была отмечена специальным дипломом и призом жюри Всемирного кинофестиваля, Государственной премией СССР.
Станислава Говорухина можно смело назвать основоположником российского кинофестивального движения. В 1987 году он организовал в Одессе первый Международный фестиваль жанрового кино «Золотой Дюк». Не было ни спонсоров, ни государственного финансирования — все делалось на собственном энтузиазме и на собственные деньги. Уже после появятся «Кинотавр» и «Ника». Но тот фестиваль был первым. Он не просто удался, он стал всенародным праздником.
Станислав Говорухин работал и как театральный режиссер. В числе его постановок — «Контрольный выстрел» в МХАТе имени Горького и «Па-де-де» в театре «Школа современной пьесы».
В середине 1980-х годов Станислав Сергеевич Говорухин активно включился в политику. Сначала выступал как публицист, публиковался в «Литературной газете», газете «Советская культура». Его статьи вызывали широкий резонанс в обществе. Постепенно Станислав Сергеевич понял, что готов снять публицистический фильм.
В результате появилась картина «Так жить нельзя» (1990, приз Союза кинематографистов «Ника» за лучший фильм 1990 года), побившая все рекорды кассовых сборов и во многом изменившая политический климат в стране. Это был не просто фильм, но и политический акт, гражданский поступок. Фильм «Так жить нельзя» впоследствии положил начало художественно-документальной трилогии режиссера о России: на экраны вышли картины «Россия, которую мы потеряли» (1992) и «Великая криминальная революция» (1993). Газетные выступления и кинопублицистику можно считать началом пути Станислава Говорухина в большую политику.
До 1991 года С.С. Говорухин являлся членом Союза кинематографистов СССР, с декабря 1991 по 1993 год — членом Конфедерации союзов кинематографистов (КСК), председателем совета АО «Киноцентр». В октябре 1993 года заявил о своем выходе из Союза кинематографистов. В 1992–1994 годах был председателем МАО «Киноцентр». В 1998 году был автором и ведущим программы «Великая иллюзия» на ТВЦ.
В 2003 году на экраны вышла картина Станислава Говорухина «Благословите женщину» по повести И. Грековой «Хозяйка гостиницы». Ее действие начинается в 30-х годах XX века и длится вплоть до послевоенных лет. В центре сюжета — история любви юной девушки по имени Вера (Светлана Ходченкова) и офицера Красной армии Александра Ивановича Ларичева (Александр Балуев). Сквозь тяготы армейского быта, военное лихолетье она проносит свое чувство к немолодому мужу, отдавая себя без остатка. Фильм «Благословите женщину» — дебют Светланы Ходченковой.
В 2005 году Станислав Говорухин снял кинофильм «Не хлебом единым» по мотивам одноименного романа Владимира Дудинцева, вышедшего в журнале «Новый мир» в 1956 году, после ХХ съезда партии. За ним стояли очереди в библиотеках, он передавался из рук в руки, но потом роман начали изымать из библиотек, автора подвергли острой критике и отлучили от литературы, оставив до конца жизни без копейки денег. Хотя роман был издан практически во всех странах мира, причем совершенно официально — издательство «Советский писатель» получало за него огромные гонорары... В центре сюжета — малоимущий учитель физики, изобретший в послевоенные годы революционный метод изготовления двухслойных труб для химической промышленности. Попытавшись внедрить изобретение, он столкнулся с враждебностью отраслевых бюрократов во главе с директором трубозавода, пошел на принцип, сел в тюрьму «за вредительство», но не был сломлен. Кинокартина была отмечена главным призом «Большая золотая ладья» на XIII фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге (2005), Гран-при «Золото Листопада» на XII Минском международном кинофестивале «Листопад–2005», призом за лучшую операторскую работу и работу художника на XII Минском международном кинофестивале «Листопад–2005», Гран-при кинофестиваля «Литература и кино» (2006).
В числе режиссерских работ Станислава Говорухина, вышедших за последнее десятилетие, картины «Артистка» (2007), «Пассажирка» (2008), «В стиле jazz» (2010), «Weekend (Уик-энд)» (2014), «Конец прекрасной эпохи» (2015).
Фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» — экранизация сборника рассказов Сергея Довлатова «Компромисс» — открыл 26-й российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи 7 июня 2015 года. Картина рассказывает историю о журналисте и писателе Андрее Лентулове, прямота суждений и неординарный характер которого вынудили его уйти из ленинградской редакции. Волей случая он оказался в Таллине, где в попытках начать все заново устроился в крупную городскую газету. На широкие экраны лента вышла в октябре 2015 года.
С.С. Говорухин — признанный общественный, государственный, политический деятель. В 1993 году Станислава Сергеевича пригласили баллотироваться в Государственную думу во главе Демократической партии России, и он вместе с Николаем Травкиным вошел в парламент.
На думских выборах 1995 года создал «Блок Станислава Говорухина». Блок в Думу не прошел, однако сам Говорухин был избран депутатом по Кавминводскому одномандатному округу №53 с результатом 23,4% голосов.
В 1996 году он поддерживал лидера коммунистов Г.А. Зюганова во втором туре выборов президента. За 10 лет работы в Государственной думе (трех созывов), где Станислав Сергеевич занимал должности председателя парламентской фракции Демократической партии России, руководителя Комитета по культуре, возглавлял парламентскую комиссию по расследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской Республике, он успел поставить одну картину, и то во время парламентских каникул.
Это — драма «Ворошиловский стрелок» (1999), снятая по мотивам повести Виктора Пронина «Женщина по средам». За роль ветерана войны Ивана Афонина актер Михаил Ульянов был удостоен премий «Золотой овен» от Гильдии российских кинокритиков и «Ника» за лучшую мужскую роль.
В 1999 году был избран депутатом Госдумы третьего созыва от блока «Отечество — вся Россия» (лидеры блока — Е.М. Примаков и Ю.М. Лужков). «И сегодня я встречаю людей, которые меня восхищают и многое мне дают, — отмечал Станислав Сергеевич. — Например, Юрий Михайлович Лужков и Евгений Максимович Примаков. Вот с ними я и пошел в Третью Думу».
Пик политической карьеры С.С. Говорухина пришелся на март 2000 года, когда он являлся кандидатом в Президенты России. В 2005 году оставил левопатриотическую оппозицию и перешел на сторону президента Путина, вступив в правящую партию «Единая Россия». «Никогда не был ни в какой партии. И даже когда возглавлял фракцию Демократической партии России, не был ее членом. А вот теперь — в партии...», — говорил С.С. Говорухин.
На довыборах в Государственную думу в декабре 2005 года С.С. Говорухин был избран депутатом, одержав победу над своим конкурентом — сатириком В.А. Шендеровичем.
В 2007 году Станислав Говорухин был вновь избран в Госдуму.
Он являлся главой предвыборного штаба кандидата в президенты В.В. Путина на выборах 2012 года.
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ В.В. Путина на Украине и в Крыму.
В 2016 году Станислав Говорухин, депутат Госдумы VI созыва (с 4 декабря 2011 года), продолжил свою депутатскую деятельность в рядах нижней палаты парламента от Всероссийской политической партии «Единая Россия». Он по-прежнему является председателем Комитета Государственной думы по культуре, а также сопредседателем Центрального штаба Общероссийского народного фронта. На первом заседании комитета Станислав Сергеевич заявил, что доработка и принятие нового проекта закона «О культуре» должны стать приоритетами работы профильного комитета Государственной думы VII созыва. «Прежде всего, необходимо доработать и принять новый закон «О культуре». Новый закон должен стать комплексным полноценным законодательным актом, в котором будут не только прописаны базовые понятия и положения, но и закреплены результаты развития законодательства в сфере культуры в целом».
С.С. Говорухин — художественный руководитель киностудии «Вертикаль» киноконцерна «Мосфильм».
Станислав Сергеевич Говорухин — народный артист России, заслуженный деятель искусств Украины, почетный член Российской академии художеств. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, трижды лауреат премии «Ника» за лучшую режиссерскую работу, награжден призом Президента Республики Беларусь (дважды), призом зрительских симпатий (Гран-при) в рамках XII Международного кинофестиваля «Листапад» в Минске, пятикратно награжден главными призами «Большая золотая ладья», Гран-при «Гранатовый браслет» (приз-символ), специальной премией «Мастер», призом «Классик отечественного кинематографа» на I-ом Международном кинофестивале стран Арктики «Северное сияние», призом «Живая легенда российского кино».
Он — почетный гражданин города Железноводска. Автор автобиографической книги «Черная кошка. Заметки режиссера» (М.: АСТ, Зебра Е, 2009).
«Я — книжный человек, вырос на книгах. Пища духовная, на мой взгляд, — это не театр и не кино, а в первую очередь именно книги. Информацию можно почерпнуть из Интернета или из учебников. Но только книга воспитывает чувства. Недаром Флобер назвал свой великий роман «Воспитание чувств». Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, — тщетный человек. Это мое глубокое убеждение. Потому что в его духовном воспитании не участвовали великие педагоги — писатели. Я и сегодня считаю, что в основе кино лежит литература, полноценная драматургия», — отмечает Станислав Сергеевич.
Сын Станислава Сергеевича, Сергей Говорухин, тоже воспитывался на книгах. Рвался служить в Афганистан, но мать, актриса Юнона Ильинична Карева, легла костьми и не пустила. Однако эта болезнь войной, которая была воспитана мужественными книгами, не прошла. Окончив (причем заочно — он всегда работал) сценарный факультет ВГИКа, Сергей Говорухин решил снять документальный фильм о войне. С камерой прошел Таджикистан, Чечню, все горячие точки. Участвовал в 20 боевых и 3 специальных операциях, в Чечне в результате ранения потерял ногу. Удостоен ордена Мужества, медали «За отвагу» и других наград. Снятый им документальный фильм «Прокляты и забыты» (1997) получил высшую российскую кинематографическую премию «Ника», премию «Золотой кадр», Гран-при IX Открытого фестиваля неигрового кино «Россия». В 1996 году Сергей Говорухин создал Региональную общественную организацию ветеранов-инвалидов межрегиональных конфликтов в Таджикистане и Чечне. Занимал пост председателя фонда ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов «Рокада», был членом Совета при Президенте по содействию институтов гражданского общества и правам человека. Фильмы Сергея Говорухина отмечены рядом наград: «Сочинение на уходящую тему» (2001, премия города Москвы в области литературы и искусства), «Никто, кроме нас» (2008, два приза «Серебряная ладья» на фестивале российского кино «Окно в Европу» и приз Гильдии кинорежиссеров России). Последней картиной режиссера стала драма «Земля людей» (2010). В 2011 году Сергей Станиславович ушел из жизни.
Разумеется, кроме книг были и люди, повлиявшие на мировоззрение Станислава Говорухина. Люди, которые очень многое ему дали. В том числе и научили читать. Станислав Сергеевич вспоминает: «Когда я был еще совсем ребенком, у нас в бараке жил один морячок, старшина. Дело было после войны, году в сорок восьмом. Он работал на авиационном заводе. И учился в вечерней школе. Я прихожу к нему — у него 30 томов Горького. Он понимал, что без образования многого не добиться. И вот решил прочесть все, что написано. Тогда он дочитывал 17-й том Горького, потом собирался прочитать всего Толстого. «Ты знаешь, сколько Толстой написал? — спрашиваю. — Я у своей одноклассницы видел — 81 том! За всю жизнь не перечитаешь». Он говорит: «Это для тебя, для лентяя, — всю жизнь. А в меня твой Толстой пулей летит». Вот такой был человек...».
Большое влияние на Станислава Говорухина оказал Владимир Высоцкий. Научил быть сильным. Высоцкий — один из тех, кого Станислав Сергеевич называет своими духовными учителями. Среди них также и его классный руководитель Владимир Львович Лившиц, и мама, и дед. Были и другие люди, с которыми он встречался коротко или надолго. Например, Борис Андреев: философ, замечательный артист и литератор.
В начале 1990-х годов Станислав Говорухин познакомился с Александром Солженицыным, дважды посетил его в американском Вермонте. Александр Исаевич, по его словам, просветил его по многим вопросам, в частности — по вопросам русской истории. Итогом встреч стал выход в 1992 году двухсерийного документального фильма «Александр Солженицын» — объемного интервью с писателем о его жизни и творчестве.
Главным увлечением Станислава Говорухина была живопись. Он старался по мере возможности не расставаться с этюдником и красками во время служебных поездок и на отдыхе, на родине и за рубежом. Среди работ преобладают лирические пейзажи, выполненные в традициях русской живописной школы. Выставки картин Станислава Говорухина неоднократно проводились в залах Академии художеств, Галерее искусств, Доме кино и др. Также Станислав Сергеевич любил симфоническую музыку. В юности он занимался альпинизмом, все трюки в кино выполнял самостоятельно, без дублера.