ГУСМАН Юлий Соломонович
ГУСМАН Юлий Соломонович
Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Азербайджана, секретарь Союза кинематографистов России и Москвы, художественный руководитель Российской академии кинематографических искусств «Ника», профессор
Родился 8 августа 1943 года в городе Баку (Азербайджанская ССР, ныне – Республика Азербайджан). Отец – Гусман Соломон Моисеевич (1904 г.рожд.), участник Великой Отечественной войны, доктор медицинских наук, профессор. Мать – Барсук Лола Юльевна (1916 г.рожд.), по первой профессии актриса, доктор педагогических наук, профессор. Супруга – Валида Мурадовна преподаватель французского и русского языков, профессор Джорджтаунского университета (г. Вашингтон). Дочь – Лола Юльевна (1977 г. рожд.), юрист. Брат – Михаил Соломонович (1950 г.рожд.), заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ, первый заместитель Генерального директора ИТАР–ТАСС.
Юлий родился в семье военного врача, главного терапевта Каспийской военной флотилии. Его отец, Соломон Моисеевич, прошел через горнило Великой Отечественной войны. На фронт ушел младшим лейтенантом, вернулся – капитаном 2 ранга. Стал доцентом, заведующим кафедрой Азербайджанского института усовершенствования врачей имени А. Алиева, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным деятелем науки. Соломон Моисеевич был не просто влюблен в медицину – он был ее фанатом и пользовался авторитетом в советском медицинском мире. Был одним из самых уважаемых людей в городе, оставил после себя много учеников, воспитал чуть ли не всю сегодняшнюю терапевтическую элиту Баку.
Мать, Лола Юльевна, в свое время была самой многообещающей актрисой Бакинского театра русской драмы, играла на сцене Марию Стюарт. Отец влюбился в красавицу-актрису, но, будучи старше ее на 12 лет, он, прежде чем завоевать сердце будущей супруги, выдержал серьезное соперничество с другими поклонниками восходящей театральной звезды. Соломон Моисеевич ревновал ее к театру и в конце концов заставил уйти со сцены. Лола Юльевна окончила Институт иностранных языков, стала впоследствии заведующей кафедрой английского языка в Азербайджанском педагогическом институте иностранных языков, доктором педагогических наук, профессором. Она – автор многочисленных учебников и научных работ по методике преподавания английского языка в азербайджанской школе.
Добрая память о родителях Юлия Гусмана и его брата Михаила сохраняется в Баку. Она увековечена распоряжением президента Азербайджана Г.А. Алиева: на доме № 111 по улице Алиовсата Гулиева, где они жили, в знак их заслуг была установлена мемориальная доска. Благодаря родителям в доме была атмосфера творчества и доброты, принципиальности и порядочности, ответственности и милосердия. Соломон Моисеевич и Лола Юльевна выделялись удивительной эрудицией и тонким чувством юмора, которые и передали своим сыновьям.
Учиться Юлий пошел в престижную бакинскую школу № 160. Учился хорошо, без троек. Много занимался спортом и участвовал в художественной самодеятельности, играл в школьном театре. Школу окончил в 1960 году. В том же году по настоянию отца поступил в Азербайджанский медицинский институт имени Наримана Нариманова. Всерьез медициной не интересовался, но увлекся психологией: гипнозом, обучением во сне, ясновидением, психотерапией, трудами Фрейда. В институте активно занимался общественной работой и спортом. Имеет девять спортивных разрядов по различным видам спорта, был чемпионом общества «Буревестник» по фехтованию на саблях.
С 1965 по 1968 год Юлий – на комсомольской работе. Сначала он – инструктор, а в 22 года – заведующий сектором студенческого отдела ЦК комсомола Азербайджана. По-настоящему увлекся идеей создания оперативных групп, занимавшихся борьбой с хулиганством, являлся командиром студенческого оперативного отряда ЦК комсомола Азербайджана.
Институт окончил в 1966 году по специальности «врач-психиатр» и до 1970 года учился в аспирантуре при Институте усовершенствования врачей имени профессора Азиза Алиева Министерства здравоохранения СССР. Окончил аспирантуру по специальности «психология и психиатрия», написал диссертацию по теме «Клинико-психологические корреляции при церебральном атеросклерозе».
Аспиранту с дипломом врача ближе были институтский театр, студенческая самодеятельность, комсомольская работа и ставший теперь легендарным «первый» Клуб веселых и находчивых. В 1964 году, когда Баку стал принимать телевизионный сигнал из Москвы, Юлий стал преданным и серьезным поклонником КВН. В то время три часа живого эфира каждый месяц были глотком свежего воздуха, как театры на Таганке или «Современник». Искусство победило медицину. Юлий с друзьями создают самостоятельный бакинский клуб. Через год он стал его лидером, на долгие семь лет – капитаном сборной команды Баку, не проигравшей с 1967 по 1972 год ни одного состязания, ставшей неоднократным чемпионом СССР, а в 1970 году – обладателем Кубка «Чемпион чемпионов КВН».
«Наш Юлик», – говорили о нем не только друзья, но и миллионы телезрителей. Его популярность была настолько велика, что отца, известнейшего человека в республике, спрашивали, не родственник ли он прославленного капитана. Знаменитого «кавээнщика» удостоили вниманием в Бюро ЦК Коммунистической партии Азербайджана, где ему предложили за победы в КВН на выбор всяческие блага. Юлий попросил путевку на Высшие курсы режиссеров и сценаристов Госкино СССР. К тому времени его друзья, известные писатели и драматурги братья Максуд и Рустам Ибрагимбековы, «крестные родители» Юлия Соломоновича как режиссера, организовали азербайджанскую мастерскую на Высших курсах. Мастерской руководили Л.З. Трауберг и Г.Н. Данелия. Два года учебы в Москве были для Ю.С. Гусмана временем встреч с замечательными людьми: В.С. Высоцким, Е.А. Евтушенко, Г.Б. Волчек, С.Ю. Юрским и многими другими. Знакомства с замечательными фильмами: студенческий билет служил пропуском в Дом кино на Васильевской, где показывали зарубежные кинокартины.
В 1973 году, после окончания курсов, Юлий Гусман возвращается в Баку. До 1988 года он работает режиссером-постановщиком на киностудии «Азербайджанфильм». По словам Юлия Соломоновича, ему и сегодня не стыдно за картины, снятые там. Среди этих кинолент – «В один прекрасный день» (сценарий Максуда Ибрагимбекова, 1976), в которой свою первую роль в кино сыграл С.Л. Фарада, фильм «Дачный домик для одной семьи» (по пьесе Рустама Ибрагимбекова, 1978), где блеснул И.В. Кваша, и ставший культовым двухсерийный телевизионный мюзикл «Не бойся, я с тобой!» (сценарий Ю.Т. Дунского и В.С. Фрида, 1982), одному из главных героев которого, благородному каратисту Сан Санычу в исполнении Л.К. Дурова, подражали все мальчишки страны. Картина «В один прекрасный день» получила несколько призов на кинофестивалях. Были также ленты «Что такое Ералаш?» (1985) и «Льдина в теплом море».(1986)
Чтобы снять правдиво сцены боев в мюзикле, Ю.С. Гусман решил серьезно заняться каратэ и два года упорно тренировался. Это увлечение повлекло за собой создание федерации каратэ Азербайджана, первым председателем которой стал Юлий Гусман. Ленту «Не бойся, я с тобой!» до сих пор нередко показывают по телевидению. В 1993 году Ю.С. Гусман исполнил небольшую роль в фильме «Настя» (режиссер Г.Н. Данелия).
За кино последовало серьезное занятие театральной режиссурой. Первая постановка – большое представление с участием вокального ансамбля «Гая». Вместе с М.Г. Розовским он подготовил своеобразное шоу-обозрение, где во второе отделение была включена сюита из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», впервые поставленная в стране на английском языке. Через несколько лет спектакль прошел с успехом в Москве в концертном зале «Россия». Затем была напряженная и очень успешная работа в Бакинском ТЮЗе, где в 1975 году с небывалым успехом был поставлен мюзикл М.И. Дунаевского «Три мушкетера» (пьеса М.Г. Розовского и Ю.Е. Ряшенцева).
В 1976–1984 годах Ю.С. Гусман – художественный руководитель Азербайджанского государственного музыкального театра, в 1984–1985 годах – главный режиссер Бакинского театра песни. Далее им поставлены спектакли «Шапка с ушами» (музыка
Г. Хагагортяна), «Дракон» (музыка Е. Адлера по сказке Е.Л. Шварца) и многие другие. В своих работах режиссер Юлий Гусман обнаружил склонность к исследованию парадоксов человеческой души. В сценическом прочтении А. Дюма, например, стремился приблизить своих героев к юному поколению 1970-х годов с тем, чтобы им были понятны порывы к добру, чужая боль.
В 1982 году вместе с И.М. Гольдиным Ю.С. Гусман подготовил сценарий и провел по предложению советского посла в США А.Ф. Добрынина и распоряжению председателя Государственного телевидения и радиовещания СССР С.Г. Лапина первый в истории космический телемост между СССР и США. Никто тогда не представлял, как это надо делать, тем более что подготовка шла в пожарном порядке. Юлий Соломонович предложил киносюжет на 40 минут об истории советско-американских отношений, а потом поставил большое шоу с участием студенческой молодежи Москвы и А.Б. Пугачевой. Сценарий написали быстро, всю ночь репетировали. Успех был ошеломляющим. Гусман и Годьдин проснулись на следующее утро знаменитостями, посол США в СССР Артур Хартман устроил в их честь прием. Затем с огромным нарастающим успехом были проведены еще два телемоста между великими державами. На третий мост Ю.С. Гусман впервые пригласил в качестве ведущего никому тогда не известного радиожурналиста из отдела зарубежного вещания – Владимира Познера. Вскоре Юлий Соломонович получил предложение стать главным редактором телемостов ЦТ. Но этого не случилось: его лаврами воспользовались другие люди.
Ю.С. Гусман много работает за границей. Он руководит по приглашению постановкой спектаклей в Америке, Японии, Китае. В 1988 году ЦК ВЛКСМ предложил ему поставить в Далласе один из спектаклей из известной серии «Дитя мира» с участием детей разных народов. Там же, в профессиональном детском театре Далласа, в 1989 году он работал над мюзиклом «Дракон». В августе 1991 года был назначен художественным руководителем проекта «Имэджин», включавшего по 15 юных актеров из СССР, США и Китая. В своей работе Юлий Соломонович никогда не делал ничего «в полруки, вполнакала», всегда – с волнением и ответственностью.
Оставаясь бакинцем, Юлий Соломонович продолжительное время входил в правление Центрального Дома кинематографистов (ЦДК) в Москве. Высоко оценив его творческие и организаторские способности, секретариат Союза кинематографистов СССР в 1988 году предложил ему возглавить ЦДК. Ю.С. Гусман переезжает в Москву. Вместе со своим единомышленником, известным кинодраматургом и телеведущим, лауреатом Государственной премии СССР В.И. Мережко, являвшимся председателем правления ЦДК, они решили сделать из Дома кино нечто большее, чем премьерный кинотеатр для элиты. В правление были приглашены самые яркие таланты, и Дом стал постепенно меняться. Первыми начали издавать свою газету – «Дом кино», создали собственный телевизионный центр. Были проведены первые в России политические вечера, посвященные А.И. Солженицыну и Н.С. Хрущеву, творческие встречи с Н.М.Коржавиным, В.Н. Войновичем. Дом кино в течение многих лет оставался своеобразной штаб-квартирой демократических сил, политическим и культурным центром столицы (пост директора ЦДК он занимал до августа 2002 года).
В июне 1989 года Юлий Соломонович официально вступил на политическую стезю, когда предоставил в распоряжение Б.Н. Ельцина, находившегося тогда в опале, помещение Дома кино для проведения первого заседания Межрегиональной депутатской группы, на котором присутствовали более 300 народных депутатов. В память об этом Юлий Гусман хранит благодарственное письмо за номером 01 от первого президента России Б.Н. Ельцина. С той поры съезды и совещания демократических партий и организаций проводились в ЦДК постоянно. Юлий Соломонович стал одним из основателей избирательного блока «Выбор России», был включен в федеральный список блока и в 1993 году избран депутатом Государственной Думы Российской Федерации, а затем – заместителем председателя Комитета по вопросам геополитики. Ю. Гусман – один из создателей депутатского Клуба Государственной Думы I созыва (вместе с Г.Э. Бурбулисом) и Президентского теннисного клуба «Большая шляпа» (вместе с В. Москалевым – победитель турнира 1996 г.).
В 1996 году он становится одним из учредителей, членом Президиума и председателем Общественного совета Российского еврейского конгресса (РЕК). Является членом Правления Российского азербайджанского конгресса со дня его основания.
Политическая активность отнюдь не мешала творческой деятельности Юлия Соломоновича. Много времени он уделял телевидению, с 1996 года в течение четырех лет вел публицистическую программу «Тема» телекомпании «ВИД» на канале ОРТ, ставшую прародительницей многих будущих ток-шоу в стране и выходившую на телеэкраны до 2002 года включительно. С апреля 1999 года Ю.С. Гусман – ведущий еженедельной развлекательной телевизионной программы «Вечер с Юлием Гусманом» (ОРТ). В 2007 году на радио «СИТИ-FM» начала выходить программа «Парк культуры и отдыха имени Юлия Гусмана» (авторы и ведущие Ю.С. Гусман и С.Я. Чайка).
Ю.С. Гусману принадлежит идея создания и художественного воплощения первой Российской национальной кинематографической премии «Ника» – аналога премии «Оскара» Американской киноакадемии, и премии «Зеленое яблоко – золотой листок» для молодых кинематографистов. С этой целью была создана Генеральная дирекция «Ника». Затем – Академия кинематографических искусств России, в которую вошли ведущие актеры, режиссеры, сценаристы, художники, операторы, кинокритики страны. За годы существования профессионального кинематографического приза церемония его вручения стала не только традиционной, но и весьма престижной, приобрела подлинное национальное звучание.
«Ника» – первая и старейшая кинематографическая премия России, породившая огромное количество клонов, повторений и заимствований, сыгравшая огромную роль в консолидации сил кинематографа в советские времена, помогающая постепенно «выбираться из комы» российскому кинематографу. Она считается наиболее демократичной премией, остающейся верной идеалам кино как искусства. Победители «Ники» определяются по 18 номинациям путем тайного голосования членов Академии кинематографических искусств, в которую входят 614 человек – представители всех специальностей, делегированные региональными отделениями. Президент Академии кинематографических искусств России – народный артист СССР А.В. Баталов.
I церемония вручения российской кинопремии «Ника» состоялась в декабре 1988 года в Центральном доме кинематографистов. Триумфатором тогда стал фильм режиссера Т.Е. Абуладзе «Покаяние».
Ю.С. Гусман одним из первых понял, что телевизионное кино, обладающее воздействием на огромные массы зрителей и являющееся важнейшим элементом развития киноискусства на данном этапе, не замечать больше нельзя. В 2006 году впервые был вручен специальный приз за лучший телевизионный фильм. «Ника» – единственная российская премия, которая рассматривает работы кинематографистов стран СНГ и Балтии.
23 марта 2007 года прошла юбилейная, XX церемония награждения премией. Юлий Гусман – художественный руководитель академии, неизменный автор, режиссер и ведущий торжественной церемонии.
В 2006 году Юлий Соломонович после 25-летнего перерыва вернулся в кино, сняв остроумную фантастическую комедию «Парк советского периода». С большим успехом картина была показана на фестивале «Улыбнись России» и удостоена одного из главных призов. Огромный успех сопутствовал демонстрации нового фильма в США, Израиле и других странах.
Ю.С. Гусман работает над сценарием второй серии культового приключенческого фильма «Не бойся, я с тобой!». В съемках исторического боевика, автором сценария и режиссером которого является Юлий Гусман, примут участие актеры из первого фильма: Л.К. Дуров, Полад Бюль-Бюль оглы, М.А. Кантемиров.
В 2005 году на сцене Центрального театра Российской армии специально для народного артиста СССР легендарного актера Владимира Михайловича Зельдина (ему тогда исполнился 91 год!) Юлий Гусман поставил знаменитый американский мюзикл «Человек из Ла Манчи» (по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот». Главную женскую роль Альдонсы-Дульсинеи в спектакле (который идет с огромным успехом два года) впервые на российской сцене исполнила эстрадная суперзвезда народная артистка России и Грузии Т.М. Гвердцители.
Юлий Соломонович Гусман – секретарь Союза кинематографистов Москвы и России, художественный руководитель Российской академии кинематографических искусств «Ника», член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России, член Московского комитета литераторов, член Совета по кинематографии Министерства культуры РФ. Он преподавал в ряде американских высших учебных заведений, является автором двух книг и более 300 журналистских работ. Некоторое время был редактором отдела сатиры и юмора «Комсомольской правды» (с Я.К. Головановым и Ю.М. Ростом). Более десяти лет является профессором кафедры инновационных технологий Государственной академии повышения квалификации руководящих работников в инвестиционной сфере Министерства образования и науки РФ.
Будучи одним из лучших специалистов в стране по PR-технологиям Юлий Гусман нескольких лет работает вице-президентом ООО «Группа АСТ-89».
В 1993 году Ю.С. Гусману было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ. Он – народный артист Азербайджана. Среди многочисленных почетных призов, премий, званий и отличий особое место занимает государственная награда - орден Дружбы.
Для многих миллионов граждан России, многих стран, где популярен «Клуб веселых и находчивых», Юлий Соломонович Гусман – один из самых узнаваемых и любимых персонажей. Он – постоянный член жюри, авторитет, сравнимый лишь только с руководителем международного клуба КВН Александром Васильевичем Масляковым.
Творческий диапазон Ю.С. Гусмана практически не знает границ. Комсомольский работник и врач, молодой ученый и прославленный капитан КВН, шоумен, известный кинорежиссер и театральный постановщик, автор сотен телепрограмм спектаклей и фильмов, теле и радиоведущий, литератор, энергичный и здравомыслящий политик, публицист и педагог, великолепный организатор и просто один из самых остроумных людей страны, он и сегодня находится на самом пике творческой деятельности, работая над новыми, яркими и захватывающими проектами.
Живет и работает в Москве.