ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
Народный артист России, лауреат российских и международных кинофестивалей, профессор
Родился 20 января 1952 года в городе Славгороде на Алтае. Отец – Хотиненко Иван Афанасьевич. Мать – Хотиненко Валентина Васильевна. Супруга – Яковлева Татьяна Витальевна, киновед, преподаватель ВГИКа, доцент, специализируется на зарубежном кино. Сын – Денис Аларкон-Рамирес, окончил ВГИК и работает кинооператором. Сын – Илья Хотиненко, режиссер. Илья и Денис сняли совместную картину «Зови меня Джин». Дочь – Полина, живет в Лос-Анджелесе, занимается костюмами для театра и кино. Внуки: Серафим, Иван и Фекла.
Во время войны родители будущего режиссера работали на заводе. Отец Валентины Васильевны умер в лагерях. Спустя годы в этих местах Хотиненко снял свой фильм «Рой». Дед режиссера по отцовской линии погиб на фронте во время Великой Отечественной войны, через некоторое время семья нашла братскую могилу, где он похоронен. По материнской линии Владимир застал деда Сергея, который был родом с Дона, в Первую мировую стал Геогиевским кавалером, а его крестами мальчик играл в детстве.
Хотиненко считает детство самым замечательным периодом, который формирует всю последующую жизнь человека. Он хорошо помнит свои впечатления в возрасте 9–10 лет. Тогда Володя, подражая взрослым, пытался курить, таскал у отца сигареты «Памир»… И даже по прошествии времени перед его глазами встает фантастическая картина: теплый дождь, приближающаяся осень, мальчик сидит под мокрым зеленоватым забором, а перед ним простираются огороды небольшого городка Славгорода. Это одно из первых чувств, связанных у Владимира Хотиненко с ощущением поэзии.
В ту секунду он чувствовал себя глубоко несчастным, курил мокрую сигарету и думал о Москве, еще не подозревая о смысле знаменитой фразы А.П. Чехова из пьесы «Три сестры: «В Москву, в Москву…». Эта мысль просто зародилась в его сознании, а по ночам мальчишке снилась Красная площадь. Тогда еще Володя не мечтал о кино, он хотел стать археологом или летчиком. Первый раз он приехал в столицу, будучи студентом Свердловского архитектурного института. В памяти навсегда остался тот факт, что он долго не мог найти Красную площадь – просто не хотел спрашивать у прохожих, бродил по городу и искал ее сам….
В 1969–1970 годах Хотиненко – художник-конструктор Павлодарского тракторного завода.
В 1976 году он с отличием окончил Свердловский архитектурный институт, одно время даже являлся кандидатом на Ленинскую стипендию. Но тройка по истории КПСС, которую студент получил на 1-м курсе, исключила его из списка претендентов.
В Архитектурный институт Владимир попал случайно, но учился с удовольствием, хорошо рисовал. В студенческие годы он реализовал и свою мечту об археологии – съездил в экспедицию на раскопки в Крым.
После окончания института Хотиненко ушел в армию. За образцовую службу через полгода Володе дали отпуск. Сложилось так, что в то время в Свердловск с премьерой фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» приехал Н.С. Михалков. На встречу режиссера с творческой молодежью, которая проходила в гостинице «Центральная», Хотиненко привел товарищ. Тогда и произошло событие, изменившее всю дальнейшую жизнь предполагаемого архитектора, а в тот момент простого солдата. «Не хотел идти, – вспоминает режиссер, – но был фанатом кино и пошел. И мы проговорили часа три. А потом Михалков сказал: «Закончишь службу – приезжай в Москву и захвати, что у тебя там написано или нарисовано». Я так и сделал. И теперь в ужас прихожу при мысли, что мог ведь на встречу и не пойти!» Тогда Никита Сергеевич предложил Володе для начала устроиться на Свердловскую киностудию. И Хотиненко рискнул.
Владимир Иванович считает, что ему невероятно повезло – внутренне он уже был готов к этой встрече. Множество людей только на словах мечтает изменить свою жизнь, но если провидение сделает им такой подарок, они не заметят его и пройдут мимо. Хотиненко распоряжается своей судьбой, как ветром в открытом море, и считает, что свой парус человек должен поднимать сам. Сегодня режиссер называет давнюю историю, благодаря которой изменилась вся его жизнь, настоящим волшебством и убежден, что вокруг него по-прежнему происходит много мистического.
Свой творческий путь Владимир Хотиненко начал в 1977 году художником-постановщиком на Свердловской киностудии. Среди его работ того времени – картины «Гонка с преследованием» (1979), «Дым Отечества» (1980), «Завоеватель» (1980), «Вот такая музыка» (1981), «Лифт» (1981) , «Казачья застава» (1982, художник, актер), «Голос дракона в бездонном море» (1982).
В 1981 году Владимир Хотиненко окончил Высшие режиссерские курсы в Москве (мастерская Н. Михалкова). В столице первое время он работал ассистентом на картинах Н. Михалкова «Пять вечеров», «Родня» (где сыграл в эпизоде), «Несколько дней из жизни Обломова», а потом начал снимать кино самостоятельно.
Хотиненко дебютировал в 1984 году – это была его совместная с П. Фаттахутдиновым работа «Один и без оружия» (приз «За дебют» в Тбилиси). Два года спустя на экраны вышла картина
«В стреляющей глуши», а затем – целый ряд фильмов, которые стали настоящими вехами для отечественного кино: «Зеркало для героя» (1987, специальный приз жюри XXI ВКФ в Баку,1988), «Рой» (1990, режиссер, сценарист), «Патриотическая комедия» (1992, режиссер, сценарист, приз «За режиссуру» на фестивале «Киношок-92» в Анапе).
С самого начала у Владимира Хотиненко сложилась своя съемочная группа, в год они выпускали по картине, а со временем количество фильмов увеличилось. В киноработах известного режиссера всегда торжествует чувство, которое ломает сухие теории и объединяет эпохи в нечто неделимое. Может быть, по фильмам Владимира Ивановича Хотиненко будут изучать историю России XX века – не то, как она истязала себя, а то, что она при этом чувствовала?
Фильмы – это отражение мироощущения режиссера. Картина «Зеркало для героя» пронизана воспоминаниями… Каждый раз, когда Хотиненко смотрит этот фильм, он ощущает неповторимый аромат детства. Эту картину он посвятил своим родителям, так как застал целый период в их жизни, когда они были молоды, счастливы, а движение истории шло своим чередом. Тема веры проходит через весь фильм, и это удивительное состояние не разрушает человека, а созидает его душу. Режиссера волнует вопрос:что молодое поколение на психологическом и генетическом уровне вынесло из той непростой эпохи? Зеркало для человека – это его жизнь, его время. Зеркало – это трагедия предыдущего поколения. В. Хотиненко показывает людей прошлого, которые действительно были счастливы.
После премьеры картины в кинотеатре «Октябрь», в зале, насчитывающем 2,5 тысячи человек, зрители не могли разойтись далеко за полночь. И для режиссера эта реакция невероятно дорога. Тогда Владимир Хотиненко понял, что будет снимать дальше – о людях, которых он знает и чувствует.
В последующих работах режиссер попытался уловить свое отражение в чужой судьбе («СВ»), эмансипироваться от семейного «роя» («Рой»), обрести способность чувственного восприятия («Патриотическая комедия»), вернуться после долгого отсутствия в дом, где живут люди, помнящие тебя прежнего («Мусульманин»), почувствовать что-то знакомое в феллиниевских героях на экране телевизора («Дорога»)…
Многие фильмы Хотиненко сняты по сценарию Валерия Залотухи – талантливого человека, с которым режиссер одинаково смотрит на мир.
В 1993 году на экраны вышел фильм «Макаров», в котором снялись Сергей Маковецкий, Елена Майорова, Вадимир Ильин, Ирина Метлицкая. Картина получила большое количество наград: главный приз кинофестиваля «Киношок-93», призы кинопрессы за 1993 год: «Лучший фильм года», «Фильм, определяющий киностиль года», «Лучшему актеру» (С. Маковецкий), приз «Золотой овен–93» (актеру С. Маковецкому), «Серебряный витязь» в конкурсе художественных фильмов Московского художественного фестиваля «Золотой витязь–94», «Ника–93» за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, лучшую мужскую роль (С. Маковецкий), лучшую роль второго плана (В. Ильин); номинация на «Нику–93» в категориях: «Лучшая сценарная работа» – В. Залотуха, «Лучшая работа звукооператора» – С. Сашнин. Кроме того, «Макаров» – финалист программы «Номинация. Кино. XXI век» на кинофоруме в Ялте–94.
Владимир Хотиненко в своих работах зачастую пробует себя в качестве актера и продюсера: «За кем замужем певица» (1988, актер), «Самолет летит в Россию» (1994, актер), «Дорога» (1996, к/а «Прибытие поезда», продюсер, актер, режиссер), «Страстной бульвар» (1999, продюсер).
Одна из недавних работ режиссера – картина «72 метра» (2004) – экранизация одноименной повести Александра Покровского о затонувшей подводной лодке. Он давно, может быть с детства, мечтал снять фильм о флоте и подводниках, показать своеобразную красоту этой тяжелой профессии. Для Владимира Хотиненко в данном случае оказалась важной не сама трагедия, а то, как люди ведут себя в подобных ситуациях, поэтому он сосредоточился на человеческих отношениях. «72 метра» – это история любви и жизни моряков. Их воспоминания сочетаются с удивительной фактурой Севера (съемки проходили в Мурманске), а юность персонажей создателю картины нужна была для контраста. Многие сцены снимали в Севастополе, и прошлое в картине – чуть-чуть иллюзорное, светлое, пропитанное солнцем. Это трогательная история о двух молодых лейтенантах, влюбленных в одну девушку, которые оказываются вместе в затонувшей лодке. В картине создается некое представление о моряках, о флоте и витает аромат навсегда ушедшей жизни, в которой все наполнено счастьем.
В фильмах Владимира Хотиненко много чувств – через них он воспринимает кино и всегда стремится дать надежду, показать смысл удивительной, хотя порой и невыносимой жизни, чтобы зритель не почувствовал отчаяния. Эннио Морриконе, создавший музыку к фильму, сказал: «Несмотря на трагичность ситуации, я писал оптимистичный финал. Для меня важнее оказалось то, что моряки уже спасли свои души». Тот факт, что музыку к фильму написал Морриконе, режиссер тоже считает одним из чудес. Совершенно случайно он нашел саунд-трек к картине «Малена» и понял, что музыка должна быть написана именно этим композитором. Тогда Владимир Иванович написал: «Я не берусь Вас чем-то удивить, но нашему фильму и нашей стране сегодня как никогда нужны красота и надежда, все то, что есть в вашей музыке». С этого и началось их удивительное знакомство.
Для Хотиненко нет реализма в кино. Реализм для него – это сама жизнь. Смысл искусства для режиссера состоит в неком обобщении, отстранении от обыденности. Владимир Хотиненко не считает свое искусство эпатажным, он причисляет себя к режиссерам, соблюдающим классические традиции. Неслучайно за фильм «Макаров» он получил приз «За продолжение традиций русской культуры», а «Зеркало для героя» многие считают классикой. Кино, по мнению режиссера, – это искусство потерь, ведь никогда не знаешь, что получится в результате. Время – любимая игра Владимира Хотиненко и легкая печаль о том, как быстро и неумолимо оно уходит.
Ни для кого не секрет, что телевидение – это уникальная возможность для режиссера показать свои фильмы широкой аудитории. Еще во время написания сценария к «Мусульманину» Шестой канал купил телевизионные права на картину, что позволило съемочной группе приступить к работе. Это история рядового-«афганца» Николая Иванова (Евгений Миронов), который вернулся в родное село из семилетнего плена. И хотя финал фильма трагичен, но не безнадежен – создается ощущение, что выход к свету все-таки есть. Картина вышла на экраны в 1995 году и получила Гран-при жюри МКФ в Монреале, а также приз кинопрессы в 1995 году как «Лучший фильм года».
На телевидении Владимир Хотиненко реализовал проект – сериал «Следствие ведут Знатоки – 10 лет спустя» (Первый канал). Режиссеру интересно было попробовать себя в этом жанре, понять правила, по которым там играют, ведь это совсем другое ощущение – вернуть полюбившихся героев в наше время. Друзья встречаются после долгой разлуки, и возникает новая история мужской дружбы. В новом сериале играют Г. Мартынюк и Л. Каневский. Владимир Иванович сдружился с актерами и рад, что работа свела их вместе.
В 2006 году на экраны вышел художественно-публицистический фильм Владимира Хотиненко «Паломничество в Вечный город», посвященный истории развития христианства в Риме в первые столетия от Рождества Христова.
Самые важные решения Владимир Иванович всегда принимает интуитивно. Потрясающим событием в жизни Хотиненко считает встречу со своей супругой Татьяной. В один прекрасный момент он просто увидел ее идущей по перрону перед отходом поезда, на котором их группа должна была ехать в Таллин. И сразу понял – она! Как сказал когда-то Булгаков, «любовь выскочила из-за угла». Уже много лет они вместе. Татьяна Витальевна отлично знает и чувствует кино, и ее мнение для супруга всегда очень ценно. Она присутствует на всех съемках Хотиненко, проявляя просто чудеса героизма. А в 10-серийной картине «Гибель империи» даже работала редактором. Это фильм о Первой мировой войне, который собрал замечательных актеров – Александра Балуева, Сергея Маковецкого, Чулпан Хаматову, Марию Миронову, Марата Башарова, Андрея Краско. Это эпопея, своего рода «Война и мир».
Часто режиссеры говорят о том, что кино – как ребенок. Владимир Иванович искренне переживает за свои фильмы и действительно считает их своими детьми. Во время каждой премьеры у него складывается такое ощущение, будто ребенка поставили перед всеми на стул и он сейчас будет читать стихи. Кино для него – это настоящее наваждение: Хотиненко и во сне снимает, монтирует, и часто его преследует самый страшный кошмар кинорежиссера – будто он забыл снять какой-то очень важный эпизод.
Судьба постоянно посылает Владимиру Хотиненко сигналы и подсказки, режиссер называет это «слышать рог судьбы». На охоте используют специальный сигнал, охотничий рожок, а жизнь человеческая и творческая – тоже своеобразная охота, и когда человек слышит сигнал, который приходит свыше, – это и есть счастье, ведь в кино без везения невозможно.
Основную киношколу режиссер получил еще на съемочной площадке у Никиты Михалкова, когда работал у него ассистентом. Это своеобразный фундамент, на котором строится язык его кино. С Владимиром Хотиненко работают прекрасные актеры – Сергей Маковецкий, Евгений Миронов, Нина Усатова, Александр Балуев, Сергей Паршин, Чулпан Хаматова, Марат Башаров, Андрей Краско, Владислав Галкин, Евгений Стеблов, Дмитрий Певцов.
Владимир Иванович уважает опыт мировых кинорежиссеров – начиная с Бунюэля и заканчивая классиками мирового кинематографа – и считает, что искусство кино все еще стоит на плечах тех колоссов, а главная истина о сегодняшнем киноискусстве принадлежит Федерико Феллини. В один из дней, когда вместе с Тонино Гуэрро он работал над одним из фильмов, неожиданно сказал: «Тебе не кажется, что мы строим самолеты, для которых уже нет аэродромов?»
Сегодня Владимир Хотиненко – один из лучших профессионалов в нашей стране, но все равно он остается романтиком, а к кино относится как к волшебству. Владимир Иванович преподает во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров, старается привить студентам свое отношение к искусству. Очень многие из сегодняшних удачливых молодых режиссеров вышли именно из его мастерской, и Хотиненко считает, что у них хватит способностей сказать свое слово – они уже доказали это на многочисленных фестивалях и конкурсах.
Владимир Хотиненко говорит о том, что в кино главное – это умение вовремя остановить себя, хотя в искусстве и невозможно существовать без легкой гордыни – дух соревнования необходим творческому человеку как воздух. Но в жизни каждого человека наступают мгновения, когда стоит на время сойти с дистанции общего стремительного бега, перевести дыхание, оглянуться и вспомнить тех, кто потерян в безжалостном марафоне. Надо просто собраться с мыслями и силами, подумать и осознать – ведь без таких остановок теряет смысл и само движение. Жизнь в основе своей фантастична, а фантастика – это и есть способ реанимации жизни, возвращения ей чуда. Герои картин Владимира Хотиненко почти всегда его ровесники – так режиссеру легче понять и выстроить их психологические черты и мотивы поведения.
Когда Владимиру Ивановичу удается побыть дома, телевизор у него работает постоянно, он часто переключает его и боится пропустить что-то важное. Самый любимый канал режиссера Владимира Хотиненко – «Дискавери», из программ которого всегда можно узнать что-то новое.
Хотиненко любит лошадей – скорее всего, сказываются его донские казачьи корни. Увлекается спортом – сейчас как болельщик, а в юности был чемпионом Казахстана по прыжкам в высоту среди школьников.
Живет и работает в Москве.