ХИТЯЕВА Людмила Ивановна
ХИТЯЕВА Людмила Ивановна
Народная артистка РСФСР
Родилась в Горьком (ныне Нижний Новгород). Отец – Хитяев Иван Яковлевич, инженер-экономист, во время Великой Отечественной войны работал на военном заводе. Мать – Хитяева Вера Ивановна, военврач 1-го ранга. Сын – Павел, сотрудник торгпредства России в Бангкоке (Таиланд).
В 16 лет Людмила Хитяева поступила в Горьковское театральное училище. Она пришла проводить подругу, которой предстоял вступительный экзамен, но внезапно попросила комиссию: «Прослушайте и меня…» Людмила вдохновенно прочитала знаменитый монолог Катерины из «Грозы» А. Островского.
В 1952 году по окончании театрального училища Хитяева была зачислена в труппу Горьковского драмтеатра. Играла в спектаклях «Учитель танцев», «В добрый час!», «Егор Булычев и другие». На горьковской сцене ее заметил известный писатель
А. Рыбаков и рекомендовал режиссеру Киностудии имени М. Горького Исидору Марковичу Анненскому, искавшему исполнительницу на главную роль в своем фильме «Екатерина Воронина». В театр пришла телеграмма с вызовом на первую репетицию.
И вот Москва, кинопроба вместе с Нонной Мордюковой, утверждение на роль. Картина «Екатерина Воронина» (1957) стала дебютом Людмилы Хитяевой в кинематографе. Форма киноромана утвердилась на тогдашнем советском экране. Одноименное произведение прозаика А. Рыбакова, через 30 лет ставшего классиком советской литературы, предопределяло воплотить на экране характер самобытный, сильный, целеустремленный. В фильме показаны и война, и послевоенное возрождение, и тогдашняя современность.
Главный образ Хитяевой – это талантливый, профессионально подготовленный инженер крупного речного порта, борющийся за прогрессивные методы работы. Актриса сумела избежать издержек и штампов производственной темы, щедро предлагаемых сценарным материалом. Она показывала незаурядную человеческую силу волжанки, способную к тому же оставаться красивой женщиной, с желанием любить искренне, самоотверженно.
Сценарий «Тихого Дона», написанный известным кинорежиссером С. Герасимовым, одобрил сам Шолохов, и съемки трехсерийного цветного фильма начались. Быт казачьего хутора в его сочных подробностях выплескивается на экран в первой серии трилогии. Для режиссера, как и во всех его фильмах, первостепенное значение имел актерский ансамбль. Жизненную правду Герасимов всегда выражал через сотворенные актерами характеры, воспроизводимые в конкретности существования.
На роль Дарьи Мелеховой – озорной, игривой, веселой казачки с трагической судьбой Герасимов пригласил Хитяеву. В первой серии актриса свободно чувствовала себя в ансамбле. Гораздо труднее было работать дальше. Хитяева вообще вошла в картину с очень сложного эпизода.
Надолго запоминается исход боя под Красным Логом (вторая серия). Казаки-повстанцы оказались рассеянными. Петро Мелехов, казачий командир, попадает в руки Мишки Кошевого, и тот, не колеблясь, порешил «классового врага». Скорбная народная сцена в экранизации – побитых казаков привозят на хутор. Обнаженные головы мужчин, причитания женщин…
На экране – почерневший снег, подвода с убитыми, сиротливая церковь…
Плач над телом убитого мужа – Петра никак не давался Хитяевой. И тогда Герасимов позвал на помощь местную казачку. Рано утром бричка повезла актрису на маленький хутор, где умер девяностолетний казак. Возле гроба сидели три старушки, к их причитаниям присоединилась Марья Петровна, эта самая «герасимовская казачка». Она заголосила так, что, казалось, ее скорби нет предела. Затем повернулась к Хитяевой: «Присоединяйся, ведь для тебя стараюсь…» На второй день актриса плакала так истово, что Герасимов прервал репетицию и приказал немедленно включить кинокамеру: «Снимаем!»
В числе других пленных красных пригнан казаками на хутор Татарский большевик Иван Котляров. Сцена, где охваченная ненавистью и душевной слепотой Дарья стреляет в кума из карабина, особенно понравилась Шолохову. В первый день съемок сцена не получилась: актриса не смогла найти точного настроения. На другой день съемку повторили. Дарья, во вдовьем платке, мужским шагом выходила из толпы казачек и в упор расстреливала избитого, шатающегося Котлярова.
Герасимов и Хитяева явно издевались над тщеславной Дарьей, когда та получала медаль за убийство большевика. Осуждали Дарью и тогда, когда казачка, подгуляв где-то, заснула от выпитого самогона, бесстыже заголив ноги. Но режиссер и актриса разделяют шолоховскую человечность в потрясающем эпизоде самоубийства мелеховской снохи. После гулянки Дарья подхватила дурную болезнь, с таким позором она жить не в силах…
У Шолохова казачка камнем идет ко дну. В фильме (третья серия) успеваем разглядеть скорбное, неподвижное красивое лицо Дарьи, хорошо видна синева ее последнего, сердце рвущего взгляда. Лежа на спине, под жарким, высоким солнцем, она постепенно погружается в быструю, с прозрачной водой реку…
Дарья погибает, словно не успев налюбоваться на степь и Дон. Она – противоречие революции. Это и есть шолоховский гуманизм, истинная человечность и правда, выраженные актерскими средствами. Человек поглощается историческим, безликим, всевластным потоком… С этого эпизода вся кинотрилогия набирает силу, трагедийную высоту.
В конце 1950-х годов Шолохов заканчивал вторую книгу «Поднятой целины». «Правда» стала печатать главы из книги. На «Ленфильме» было решено экранизировать всю «Поднятую целину», даже приступить к съемкам, не дожидаясь окончания романа: две серии делать по первой книге, а там, когда завершится публикация последних глав, доснять еще серию. Первые серии «Поднятой целины» вышли на экран весной 1960 года, третья – в 1961-м.
При экранизации шолоховской прозы, как уже отмечалось, важнейшее значение приобретает актерский ансамбль. В Лушке – Хитяевой проглядывает Дарья Мелехова. Насмешливо хваткая в первых двух сериях, хищная и хитроватая, Лушка, традиционно воспринимаемая как себялюбивое, чувственное существо, в третьей серии вдруг оборачивается неожиданной стороной – драматической. Макар (Е. Матвеев), застреливший в засаде Тимофея Рваного, дает возможность Лушке проститься с любимым.
И уже не гулящая бабенка, а потрясенная смертным горем, разом посерьезневшая женщина возникает на экране. В черном глухом платье, с преобразившимся лицом, покрытая траурным платком, Лушка опускается над трупом парня. Заботливо причесывает белокурые волосы Тимофея, без отвращения, страстно целует в губы. И в прекрасных синих глазах Лушки – Хитяевой улавливается последний, неземной взгляд уходящей ко дну реки Дарьи.
Истинность чувствования делает сцену запоминающейся. Актриса вдруг открывает драму несостоявшейся души, такая судьба казачки освещает драматические обстоятельства, социальные подробности времени, суровый реализм крутого, насильственного слома донского казачества.
Лушку изгоняют из хутора. Она покидает Гремячий Лог, провожаемая осуждающими взорами хуторянок, и только двое мужчин, Давыдов и Нагульнов, с печалью, но и мужественно поминают любимую, в общем-то, ими женщину. В этом эпизоде прощания с Лушкой обнажается сердце и железного Макара, и Давыдова.
Приход русской советской прозы, гуманистической и народной, в отечественное киноискусство рубежа 1950 – 1960-х годов предопределил массовый интерес зрителей ко многим произведениям кино. Огромным успехом пользовался фильм «Евдокия» (1961) режиссера Т. Лиозновой, снятый по сценарию писательницы Веры Пановой. Снятая в черно-белом варианте, картина в каждом кадре была пропитана фактурой рабочего поселка на окраине районного городка, достойным воспроизведением аскетического быта простых советских людей 1920 – 1950-х годов.
В этом киноромане у Хитяевой – главная роль, возрастная. Следуя за прозой Пановой, актриса от сцены к сцене создает на экране привлекательный образ глубоко нравственной (и верующей!) русской женщины. Прежде всего Евдокия – мать, хотя у нее с Евдокимом в семье пятеро детей – все приемыши! Хлопотунья, домовитая, она и самовар поставит, и студень сварит с хренком, и лук нашинкует к горячему блюду, и одежонку ребятишкам заштопает. Все движения, жесты, походка, реакция на ситуации у Хитяевой настолько естественны, что у зрителя пропадает ощущение актерской игры, – исполнительница, как принято говорить, купается в роли. Счастьем светятся прекрасные глаза Евдокии, когда в финале фильма она и ее муж Евдоким, прожившие 40 лет вместе, смотрят друг на друга, когда в соседней комнате взрослые дети и внуки собирают на стол…
Хитяева, с ее русской, воспринятой от Герасимова актерской школой была востребована в кинематографе начала 1960-х. Наделенная славянской красотой, природной пластикой, с лукавым и завлекающим прищуром синих глаз, актриса создала незаурядные народные характеры, одаренные силой страсти, напором неподдельных чувств. Это был «звездный час» талантливой актрисы.
С Е. Матвеевым Хитяева снималась в «Поднятой целине». Прославленный актер пригласил Хитяеву для своего режиссерского дебюта – фильма «Цыган» (1967, по одноименной повести донского писателя А. Калинина). Клавдия Пухлякова (станица Калинина – Пухляковская, там делают знаменитое сухое вино), вдова с двумя детьми, работает в послевоенном колхозе. Мелодраматическая история сыграна Хитяевой искренне и тактично. Еще одну станичницу – бригадира Галину Сахно актриса сыграла в удовольствие в экранизации пьесы А. Софронова «Стряпуха» (1966, режиссер Э. Кеосаян). Действие картины «Русское поле» (1972, режиссер
Н. Москаленко, по сценарию М. Алексеева) разворачивается в Среднем Поволжье – родных местах Хитяевой. У актрисы хоть и небольшая, но яркая роль волжанки Наденьки.
В фильме Г. Васильева «Василий Буслаев» (1983) у актрисы – роль матери былинного героя. В 1980 – 1990-е годы Хитяева активно занимается концертной деятельностью.
В 1983 году Людмиле Ивановне Хитяевой было присвоено почетное звание народной артистки РСФСР.
Другие роли Л.И. Хитяевой в кино: Наталья («Кочубей», 1960), Аннушка («Все начинается с дороги», 1960), Солоха («Ночь перед Рождеством», 1961), Соловьева («Понедельник – день тяжелый», 1963), Юлия («Секретарь обкома», 1963), Глаша («Москва – Генуя», 1964), Анна Пиман («Два года над пропастью», 1967), Евдокия Ивановна («Карантин», 1968), Женщина-ученый («Сыны Отечества», 1969), Половодова («Приваловские миллионы», 1973), Эсэсовка («Человек в штатском», 1973), эпизод («Горожане», 1975), Аксинья («Финист – ясный сокол», 1975), Сказочная королева («Пока бьют часы», 1976), Жена начальника аэропорта («Шла собака по роялю», 1979), роль («Отец и сын», 1980), Жанна Петровна («У матросов нет вопросов», 1981), роли в картинах «Следствие ведут знатоки» (1985), «Влюбленный манекен» (1991), «Бравые парни» (1993), Варвара Алексеевна («Покаянная любовь», 2004).
Живет и работает в Москве.