ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, неоднократный обладатель Национальной кинематографической премии «Ника», лауреат международных кинофестивалей
Родился 16 ноября 1947 года в Свердловске. Отец – Ильин Адольф (Александр) Алексеевич (1923–1990), актер Свердловского драматического театра. Мать – Ильина Зинаида Борисовна (1924 г. рожд.), педиатр, заслуженный врач России. Супруга – Ильина Зоя Владимировна, актриса, 13 лет работала в Театре на Таганке, потом стала регентом церковного хора. Брат – Ильин Александр Адольфович, актер труппы Театра имени Вл. Маяковского, имеет 3 сыновей–артистов: Илью, Алексея и Александра. Втроем они снялись в телесериале «Мелочи жизни», а Алексей – в сериале «Кармелита».
Владимир Ильин в детстве, как и большинство уральских мальчишек, хотел стать геологом или золотоискателем. В их местах находили много полудрагоценных камней – малахит, яшму, аметисты, и мальчишки собирали из них богатые коллекции. Помимо этого, Володя занимался фигурным катанием, куда его отдал отец. Тогда он ужасно не любил эти занятия, хотя впоследствии они очень пригодились актеру, в частности в работе с режиссером Тиграном Кеосаяном в его фильме «Заяц над бездной».
Когда Владимир учился в школе, родители развелись. Отец вместе с известным актером Анатолием Солоницыным уехал в Новосибирск – играть в театре «Красный факел». Но там они проработали недолго – Адольф Алексеевич через некоторое время переехал в Минск, а Солоницын – в Таллин. Ильин–старший приобрел известность не сразу – это произошло после того, как он сыграл главную роль в фильме «Строговы».
Следуя семейной традиции, в 1965 году Владимир поступил в Свердловское театральное училище, где занимался с огромным вдохновением. Своими успехами он делился с отцом, который, даже будучи в разлуке с сыном, живо интересовался его делами. Виделись они довольно часто – Владимир использовал любую возможность для свидания с отцом. Когда Адольф Алексеевич снимался в кино в разных городах, сын приезжал к нему, используя самый разнообразный транспорт: попутные машины, товарные вагоны, пассажирские поезда.
Страсть к путешествиям у Владимира Ильина всегда стояла на втором месте после любви к театру – вместе с друзьями-студентами он объездил полстраны. Путешествовали обычно бесплатно, что чрезвычайно щекотало нервы, – особым шиком считалось доехать до конечного пункта назначения и не попасться контролерам. Однажды таким образом они доехали до Улан-Удэ, а оттуда на попутных машинах отправились на Байкал.
Во время одной из таких поездок летом 1968 года состоялся дебют Владимира Ильина в кино. В то время он приехал к отцу в Калининград, на съемки фильма Владимира Мотыля «Женя, Женечка и “Катюша”». Адольф Алексеевич играл в нем небольшую роль и попросил режиссера задействовать в съемках и сына – так Володя сыграл свою первую маленькую роль.
В 1969 году Владимир окончил Свердловское театральное училище в классе Феликса Григорьяна. До сих пор своей самой откровенной работой актер считает студенческий отрывок по произведению Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Первым театром в биографии Владимира Ильина стал «Скоморох» Г. Юденича, в составе которого он часто гастролировал, так как труппа была необычная – разъездная. Но через 2 года театр распался, актеры разбрелись кто куда, а Ильин уехал в Симферополь. Вскоре Владимиру улыбнулась удача – его с группой товарищей пригласили на «Беларусьфильм» каскадерами в картину Виктора Турова «Сыновья уходят в бой». На этих съемках Ильин познакомился с Владимиром Высоцким, присутствовал на записи песен его «военного цикла».
После съемок Владимир Ильин уехал в Казань и начал работать в ТЮЗе у своего педагога по училищу Ф.Г. Григорьяна. В этом театре актер сыграл во множестве прекрасных спектаклей, но лучшей ролью в его исполнении стал Тихон в «Грозе» А.Н. Островского. В самом начале 1970-х годов Ильин покинул Казань и отправился в отпуск на родину, в Свердловск, где в это время гастролировали с концертами артисты Театра драмы и комедии на Таганке. В один из дней актриса Театра на Таганке Лиля Малкина, с которой до этого Владимир Ильин работал в «Скоморохе», привела его на концерт и познакомила с актрисой Зоей Пыльновой, ставшей впоследствии его супругой.
После переезда в Москву с 1974 по 1989 год Ильин работал в Театре имени Вл. Маяковского под руководством А.А. Гончарова. Впоследствии актер ушел из театра и только в 2002 году сделал исключение для режиссера Э. Някрошюса – сыграл Гаева в его спектакле «Вишневый сад». Поставить пьесу Чехова с российскими актерами Някрошюсу предложил Международный фонд имени Станиславского. Партнерами Ильина на сцене стали Людмила Максакова, Евгений Миронов, Игорь Гордин, Алексей Петренко. Спектакль получился пронзительным, печальным и неожиданно полным любви – в нем каждый в кого-нибудь влюблен и каждый по-своему несчастлив. «Вишневый сад» Э. Някрошюса стал лауреатом премии «Золотая маска» 2004 года, получив приз критиков и журналистов.
В кино Владимир Ильин пришел достаточно поздно – в 1986 году, сыграв одну из главных ролей – Романа в фильме «Мой любимый клоун» режиссера Юрия Кушнерева. Эта работа была благожелательно принята критикой, актера заметили, и с этого момента он начал много сниматься.
Широкую известность Владимир Ильин приобрел в 1988 году после выхода фильма Е.В. Цымбала «Защитник Седов», в котором он сыграл главную роль. В этой картине в полной мере проявились присущие актеру органичность и глубина разработки характера. Евгений Цымбал рассказывает о том, как все начиналось: «Мы познакомились с Ильиным в феврале 1988 года. Я начинал съемки дебютной картины “Защитник Седов” по рассказу несправедливо забытого писателя Ильи Зверева. Нужен был актер на главную роль – человек, который сочетал бы в себе черты Акакия Акакиевича из гоголевской “Шинели” с благородством и твердой убежденностью старых российских интеллигентов. Было несколько очень хороших актеров, которые хотели играть эту роль. Но не было такого, которого бы я “чувствовал”. До съемок оставалось два дня. Моя карьера в кино могла закончиться не начавшись. Вечером я говорил по телефону с Александром Адабашьяном и рассказал ему о ситуации. Он сказал: “Посмотри Ильина”.
Я позвонил ассистентке. Через полчаса она сообщила, что Ильин придет завтра после обеда. На следующий день к двум часам я был наэлектризован, как шаровая молния. И вот раскрылась дверь, вошел человек, абсолютно непохожий на то, что я себе представлял. Он буркнул: “Здрасьте” – и, не глядя на меня, засуетился, завозился, снимая пальто. Он выглядел полнее и благополучнее, чем хотелось. Я уже открыл рот, чтобы деликатно, под благовидным предлогом отказать, но в этот момент Ильин повернулся, посмотрел на меня, застенчиво улыбнулся… Я увидел умные глаза и ощутил будто удар молнии – я понял, что это “мой” актер… Интуиция не подвела. Ильин был настоящим Седовым. Лучшим, единственным, именно тем, который был нужен».
И действительно, во время съемок между актером и режиссером сложилось полное взаимопонимание. Ильин воплощал собой человека чести, которую в его герое не смогла уничтожить даже дьявольская мясорубка многолетних репрессий. Для режиссера Владимир Ильин на самом деле стал человеком, о котором писал Илья Зверев. Актер сыграл свою роль потрясающе, достигнув фантастического трагизма. Фильм «Защитник Седов» после выхода в прокат получил многочисленные призы на различных кинофестивалях на родине и за рубежом. Среди них – приз Британской академии кино и телевидения за лучший короткометражный фильм года (он длится 46 минут), «Мангейм-88», «Молодость-88» (Киев), «Кемпер-88», «Лос-Анджелес-89», «Корк-91».
В 1989 году вышел моментально полюбившийся зрителям фильм «Авария – дочь мента», в котором Владимир Ильин сыграл роль сотрудника ГАИ. Впервые милиционер в исполнении актера не стал образцом бравады и мудрости, а предстал на экране обычным немногословным мужичком, любящим, но неуклюжим отцом.
В 1990 году Ильин сыграл несчастного, требующего справедливости писателя Рахлина в «Шапке» (его герой бегает по городу, чтобы выбить себе шапку, положенную ему как члену Союза писателей) и дурачка Артюшу в «Рое».
В этом же году Владимир Ильин снялся в нашумевшем фильме Леонида Филатова «Сукины дети» – истории бунта актеров, основанной на реальных событиях. Картина получила главный приз кинофестиваля «Кинотавр–91» в Сочи и конкурса «Кино для всех». В 1991 году Александр Митта совместно с английскими кинематографистами поставил политическую драму «Затерянный в Сибири», где Владимир Ильин сыграл роль сотрудника КГБ Малахова. Эта картина выдвигалась на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм.
Все образы, созданные актером, абсолютно несхожие, даже противоположные. Органичный в любых ролях и жанрах, в начале 1990-х годов Владимир Ильин стал одним из самых снимаемых киноартистов. В 1992 году с его участием вышли фильмы «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского и «Менялы» Георгия Шенгелия. В картине «Анкор, еще анкор!» действие происходит в первые послевоенные годы. Это история о жителях маленького военного городка, где всё на виду – семейные проблемы, любовь, смерть, человеческая подлость, трусость и сомнения. Картина получила главный приз кинофестиваля «Кинотавр-93» – «Кино для всех» в Сочи. В 1992 году Владимир Ильин получил премию «Ника» за главную роль в фильме «Менялы» – авантюрной комедии о временах денежной реформы 1961 года, а в 1993 году – «Нику» за картину «Макаров» по сценарию В. Залотухи в постановке В. Хотиненко, в которой актер сыграл роль Василия.
В фильме «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова герой Ильина, Приживал, ведет праздную жизнь в загородном доме семьи командира дивизии Котова, прокручивает вечерами кино в местном клубе, а все заработанные деньги пропивает. В 1993 году картина была удостоена премии Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм».
В 1995 году Георгий Шенгелия представил зрителям свой новый фильм с несколько интригующим названием «Ехай!». В один из долгих зимних вечеров ничем не примечательный сельский труженик Петр Гаврилин, которого блестяще сыграл Владимир Ильин, вдруг почувствовал, что его жизнь потеряла всякий смысл, и ушел куда глаза глядят. Сценарий фильма Алексей Тимм написал по мотивам одноименной пьесы драматурга Нины Садур. Это история о том, как люди шаг за шагом обретают надежду и веру в возвращение любви, необходимой каждому, как глоток свежего воздуха. «Ехай!» – третий фильм, который объединил Ильина и Шенгелия, в нем переплелись горькое и смешное, трагическое и сентиментальное, будничное и возвышенное.
В 1995 году Владимир Ильин опять встретился с Н.С. Михалковым на съемочной площадке – в «Ревизоре» Сергея Газарова, собравшего прекрасный актерский ансамбль: Зиновия Гердта, Евгения Миронова, Марину Неелову, Олега Янковского. А через некоторое время актер снялся еще в одном масштабном проекте Михалкова – «Сибирском цирюльнике». Его персонаж – подтянутый и элегантный капитан Мокин, нечто вроде старшего надзирателя над юнкерами, носится по пустым залам училища с легкостью и грациозностью, совершенно невероятными для его комплекции. В 1997 году за картину «Сибирский цирюльник» Владимира Ильина наградили Государственной премией РФ и премий «Овен».
Предпринятая продюсером Валерием Тодоровским и режиссером Владимиром Бортко экранизация романа Ф.М. Достоевского «Идиот» – едва ли не первая в мировом кино максимально приближенная к первоисточнику. Съемки сериала проходили в точном соответствии с географией романа Достоевского – в старых особняках и переулках Санкт-Петербурга, в Москве, а небольшая сцена снималась даже в Швейцарии. Образ Лебедева, воплощенный Ильиным, – это почти весь Достоевский, сжатый, уплотненный до взрыва.
У Светланы Дружининой в сериале о дворцовых переворотах актер снялся в роли вице-канцлера Остермана. Проект состоял из 6 фильмов, посвященных императрицам, правившим в России с 1725 по 1796 год, а съемки проходили в интерьерах сохранившихся дворцов и усадеб. До последнего вздоха своей короткой трагической жизни Петр II был безнадежно влюблен в дочь Петра I, будущую императрицу государства Российского Елизавету Петровну. Опытный политик и интриган вице-канцлер Остерман предлагает обвенчать их, но светлейшему князю Меншикову удается обручить самодержавного отрока со своей дочерью Марией и стать фактическим правителем России. Охота, вино, балы, карты, доносы, наветы – за всем этим скрываются изощренные интриги барона Остермана.
В 2005 году вышел фильм Джаника Файзиева «Турецкий гамбит», снятый по роману Бориса Акунина. Шпионский детектив продолжает серию произведений автора, объединенных в литературный проект «Приключения Эраста Фандорина» и затрагивает события русско-турецкой войны. «Этот роман – один из немногих, где есть сочетание огромного масштаба происходящего и в то же время – хрупкой и трогательной любовной истории», – сказал режиссер фильма Файзиев. Кроме того, он отметил, что давно хотел снять «большое кино про этот период, когда душа народная звучала как-то по-особеному», и собрал монолитный актерский состав, который давал ощущение слаженности в работе. Владимир Ильин сыграл роль Мизинова, а его партнерами на съемочной площадке стали Егор Бероев, Ольга Красько, Александр Лыков, Марат Башаров, Дмитрий Певцов, Алексей Гуськов, Александр Балуев, Гоша Куценко, Виктор Бычков, Анатолий Кузнецов. Е. Цымбал когда-то сказал: «Владимир Ильин – один из наиболее ярких российских актеров последнего десятилетия. Поневоле хочется сравнить его с такими гигантами русской театральной школы, как Иван Москвин и Юрий Толубеев. Во всяком случае, именно их традициям он следует. Его вклад в отечественное кино давно заслуживает подробных и основательных исследований… Человек необычайной скромности, он избегает всякой публичности...». Ведь в любой, даже второстепенной роли, среди традиционных красавцев Ильин все равно герой – «герой исподтишка».
Несмотря на огромный успех, Владимир Адольфович хотел бы сняться в фильме, поставленном по произведению Н.С. Лескова. Он старается работать с режиссерами, которые ему близки, – это Владимир Хотиненко, Георгий Шенгелия, Сергей Газаров, Михаил Туманишвили. Они для актера – родные, и с ними все само собой получается. Но это не значит, что Ильин всегда играет в привычном составе; он считает, что работать с новым режиссером полезно хотя бы для того, чтобы ощутить что-то новое и усовершенствовать наработанное. Но все-таки у актера есть свой принцип – и в жизни, и на съемочной площадке он старается находиться только там, где ему нравится.
Владимир Ильин является одним из самых снимаемых актеров в России. Кроме упомянутых он снялся в кинофильмах: «Время летать» (1987), «Гадание на бараньей лопатке» (1988), «Черный коридор» (1988), «СВ. Спальный вагон» (1989), «Мой муж – инопланетянин (1990), «Похороны Сталина» (1990), «Волкодав» (1991), «Гениальная идея» (1991), «Затерянный в Сибири» (1991), «Террористка» (1991), «Белый король, красная королева» (1992), «На тебя уповаю» (1992), «Отражение в зеркале» (1992), «Устрицы из Лозанны» (1992), «Альфонс» (1993), «Вспоминая Чехова» (1993), «Стрелец неприкаянный» (1993), «Над темной водой» (1993), «Крестоносец» (1995), «Мусульманин» (1995), «Одинокий игрок» (1995), «Прибытие поезда» (1995), «Черная вуаль» (1995), «Дорога» (1995), «Королева Марго» (1997), «Сочинение ко Дню Победы» (1998), «Стрингер» (1998), «Хочу в тюрьму» (1998), «День полнолуния» (1998), «Страстной бульвар» (1999), «Ландыш серебристый» (2000), «Черная комната» (2000), «Наследницы» (2000), «Президент и его внучка» (2000), «Русский бунт» (2000), «Марш Турецкого» (2000), «Фортуна» (2000), «Марш Турецкого–2» (2001), «Марш Турецкого–3» (2002), «Марш Турецкого. Новое назначение» (2003), «Земное и небесное» (2004), «Доктор Живаго» (2005), «Заяц над бездной» (2005). За пределами России Ильина снимали: Пал Эрдеш («Свистун», 1993), Иржи Ленц («Солдат Иван Чонкин», 1994), «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1994).
Владимир Ильин – народный артист России (1999), обладатель многочисленных премий: премия кинофестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль в фильме «Сукины дети» (1991), премия «Ника» за главную роль в фильме «Менялы» (1992), приз кинофестиваля «Созвездие» за лучшее исполнение роли второго плана в фильме «Затерянный в Сибири» (1993), «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана и приз фестиваля «Киношок» за лучшую мужскую роль в фильме «Макаров» (1993), премия Американской киноакадемии «Оскар» за картину «Утомленные солнцем» (1993), Государственная премия РФ и премия «Золотой овен» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Сибирский цирюльник» (1999), Гран-при «Кинотавра» и премия «Ника» за лучшую мужскую роль в фильме «Хочу в тюрьму» (1999), премия «Кумир» за картину «Ландыш серебристый» (2000).
К своим кинонаградам Владимир Ильин относится без пафоса и считает, что получить приз – это то же самое, что выиграть в карты. Он говорит: «Когда тебя выбирают из множества замечательных актеров, становится очень неловко. Ведь актерские индивидуальности такие разные. Это все равно, что утверждать, будто красная роза красивее белой… Когда сыграно точно, когда это сделано в жанре, выбрана верная тональность – радуюсь, конечно. Но на съемочной площадке как это ощутить? Только по реакции тех людей, которые следят за камерой, или по реакции рабочего с молотком, декоратора, ассистента. Их лица – большая помощь, за что я им бесконечно благодарен. На съемочной площадке у Михалкова, у Хотиненко, у Шенгелия не увидишь негорящего глаза. Там все соучастники». Читая сценарий, вникая в суть роли, актер будто примеряет одежду, ищет соответствие себе, своим способностям, мыслям, своей фактуре. Поэтому Владимир Ильин считает, что когда работа начинается с улыбки, обращенной друг к другу, все пройдет хорошо.
В Москве Владимиру Адольфовичу уютно, он любит этот огромный город, хотя в последнее время его все чаще манит деревня – с загадочной тишиной и чистым воздухом. Ильин любит рыбалку, ему нравится собирать грибы, читать или смотреть телевизор. Иногда актеру хочется убежать подальше от цивилизации к лесу, птицам, полям – туда, где нет людей, и хоть немного побыть в одиночестве.
Живет и работает в Москве.