ПОКРОВСКАЯ Алина Станиславовна
Народная артистка РСФСР
Родилась 29 февраля 1940 года в Донецке (Украина). Отец – Новак Станислав Карлович (1917 г. рожд.). Мать – Александрова (Коваленко) Александра Андреевна (1917–1999). Супруг – Юшко Герман Иванович (1941 г. рожд). Сын – Юшко Алексей Германович (1974 г. рожд.), историк.
Первые годы жизни Алины Покровской прошли в Донецке, в большой семье, с бабушкой и дедушкой, вырастившими 12 детей и растившими многочисленных внуков.
Мать Алины Станиславовны, Александра Коваленко, с детства увлекалась театром, хорошо пела. В деревне, куда она приезжала на лето, за прекрасный, чистый голос ее называли «соловейко». После школы Александра Андреевна окончила студию при Донецком музыкально-драматическом театре, играла беспризорника в «Кремлевских курантах», цыганку в «Сорочинской ярмарке», Панночку в «Вие». Она вышла замуж за бывшего одноклассника и партнера по волейбольной команде Станислава Карловича Новака – отца Алины. Он работал осветителем в театре, в первые дни войны ушел на фронт. Но еще перед войной родители Алины развелись.
В 1941 году Донецкий музыкально-драматический театр эвакуировался в Астрахань, затем Алина с матерью и ее младшей сестрой Линой, студенткой медицинского института, оказались в Чимкенте, потом во Фрунзе. Вскоре маленькая Алина осталась вдвоем с тетей: мать ездила по фронтам с концертными бригадами, которые формировались в Чимкентской филармонии. Во Фрунзе Лина по ускоренной программе окончила медицинский институт и отправилась на фронт. Победу она встретила в Германии.
Алина вернулась к матери. К концу войны Александра Андреевна работала в знаменитом джазе Скоморовского, потом в ансамбле песни и танца при ЦДКЖ у Исаака Дунаевского. Там она познакомилась с Валентином Васильевичем Александровым, музыкантом с двумя консерваторскими образованиями, трубачом и дирижером – будущим отчимом Алины Покровской.
На сцену Алину впервые вывел Дунаевский. Это было во время гастролей ансамбля в Прибалтике в 1946 году. Выступали в офицерских клубах Клайпеды, Каунаса, Вильнюса. Жили в вагончиках на запасных путях. Шестилетнюю Алину родители брали с собой на концерты. Однажды она забралась в костюмерную. В концерте у Дунаевского была танцевальная композиция «Встреча». Алину всегда завораживали сценические костюмы. Особенно платье девочки, которая в этом номере еще и танцевала польку: красное крепдешиновое платье в белый горох и к нему огромный бант, похожий на бабочку. Вот за примеркой этого платья и застал ее Дунаевский. Посмотрел, оценил и спросил, умеет ли она танцевать. Алена смело ответила «да». Оказалось, что балерина, обычно игравшая девочку, заболела. И Дунаевский выпустил на сцену Алину…
В 1945 году семья приехала в Москву. Мать работала на эстраде, потом в оркестре
Л.О. Утесова. Отец в то время был дирижером симфонического оркестра областной филармонии.
Алину все больше увлекал театр, но она долго не решалась кому-либо в этом признаться. После школы она одновременно поступила в Школу-студию МХАТа и в Высшее театральное училище имени Щепкина. Но выбрала Щепкинское училище, где ее педагогом стал Леонид Андреевич Волков, знаменитый актер второго МХАТа, игравший Левшу в легендарном спектакле Алексея Дикого. На курсе также преподавали
В.А. Сперантова, А.П. Грузинский,
А.Н. Покровский, М.Н. Гладков, М. Новохижин.
В 1962 году Алина Покровская окончила театральное училище. Ее дипломными ролями были Негина в спектакле «Таланты и поклонники», Кача в сказке «Чертова мельница», Кира в «Белых ночах» В. Пановой, роль в «Мальве» Горького. Ее одновременно приглашали в Театр драмы и комедии, к Плотникову, и в Театр революции, к Охлопкову, и в Театр Советской армии. Покровская выбрала Театр армии.
За долгие годы работы в Центральном академическом театре Российской армии актриса сыграла множество разноплановых ролей. Алина Станиславовна работала почти со всеми режиссерами, которые ставили в театре: с Львовым-Анохиным и Горяевым, Эриным и Хомским, Хейфецем и Окунчиковым, Морозовым и Унгуряну, Левитиным и Бурдонским. Но «своим» режиссером, первым учителем на сцене для нее остается Леонид Хейфец. Покровская сыграла в его первой режиссерской работе – дипломном спектакле по пьесе Юлиана Семенова «Шоссе на Большую Медведицу». Именно Хейфец, по словам Алины Станиславовны, научил ее самостоятельно работать.
А дебютировала она в водевиле «Душа солдата» на музыку Лядовой, где пела вместе с Ф. Чеханковым. И тут же сыграла Монику Штетлер в «Физиках» Ф. Дюрренматта (1963) в паре с самим Андреем Поповым. С ним они еще будут партнерами и в «Дяде Ване» А.П. Чехова (1969), где актриса сыграла Елену Андреевну, и в спектакле «А зори здесь тихие…» Б. Васильева (1975), где она исполнила роль Жени Комельковой. Уже к концу первого года работы в театре Алина Покровская играла в «Шоссе на Большую Медведицу», а через 2 года вместе с Г. Крынкиным и А. Майоровым «Бедного Марата» А. Арбузова (роль Лики). Очень скоро Покровская приобщилась к двум самым громким легендам театра – ввелась после Л. Добржанской и М. Капустиной в спектакль «Учитель танцев» Лопе де Вега (1968) на роль капризной и мстительной Фелисианы. И после Л. Фетисовой и Л. Касаткиной сыграла «Барабанщицу» А. Салынского (1956) – знаменитую Нилу Снежко, женщину, полную смятения, резких смен душевного состояния, как писала пресса, «нежную и циничную, открытую и хитрую, растерянную и решительную».
«Пленительная искренность, обаятельная женская беззащитность, тоска одиночества и способность к самоотверженной глубокой любви» – так писали о ее Ларисе («Бесприданница»). Так можно было бы написать и о ее Луизе Жермон из «Давным-давно» А. Гладкова (1970), и о ее царевне Ирине и царице Марии Федоровне («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, 1966), и о ее Рашели («Васса Железнова» М. Горького, 1975), и о ее Александре из эксцентрических «Фантазий Фарятьева» А. Соколовой (1976), и о героинях, созданных вместе с И. Друцэ и И. Унгуряну: Марии («Святая святых» И. Друцэ, 1976), Паулине («Птицы нашей молодости» И. Друцэ, 1973), Екатерине маленькой («Обретение» И. Друцэ, 1988). Но даже в самых, казалось бы, непреодолимых обстоятельствах, в скуке, несчастье, душной тоске ее героини существовали так, будто избавление все же возможно, а надежда не умерла. Ее сценическая вера оптимистична.
В спектаклях режиссера Бурдонского актриса широко осваивает западный репертуар. Хотя в пьесах западных авторов она играла и раньше («Учитель танцев», «Ринальдо идет в бой»), у Бурдонского она играет Маргариту Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1984), в «Британике» Ж. Расина (1997) – мать Нерона Агриппину, в «Приглашении в замок» Ж. Ануйя – мадемуазель Капюла (2001), бедную компаньонку богатой графини, в спектакле «Дуэль королевы» (2006) – Сару Бернар.
Алина Покровская часто вводилась в уже идущие спектакли. Один ввод иногда давал новое дыхание всему спектаклю. Так было в спектакле «Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской (1995), где она сыграла английскую королеву Елизавету Тюдор.
В «Вашей сестре и пленнице», парафразе исторического сюжета о Марии Стюарт и Елизавете Тюдор, Покровская до недавнего времени играла Марию. Роль во многом построена на голосе. Главное, что поражало в ее Марии, – это то, как нелепо она боролась за престол и как погибала гораздо раньше казни, осознав, что стала соучастницей убийства мужа.
Теперь Покровская играет Елизавету.
И снова роль построена на голосе, но с иными модуляциями и в иных регистрах. Ее Елизавета – это острый, почти гротесковый рисунок, роль, выверенная до миллиметра.
Помимо уже упомянутых ролей, в числе сценических работ Алины Покровской: Маша («Океан» А. Штейна, 1961), Садофьева («Молва» А. Салынского, 1982), Валерия («Моя профессия – сеньор из общества», 1983), Этель («Боже, храни короля!» С. Моэма, 1990), Наташа («Цветные сны о черно-белом» О. Данилова, 1993) и другие.
В 1988 году А.С. Покровская удостоена почетного звания народной артистки РСФСР. Но поистине народной артисткой Алина Покровская стала намного раньше, когда на экраны вышел фильм Владимира Рогового «Офицеры» (1971) по сценарию Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта. Ее Любочка, верная жена и возлюбленная, лучшая на свете мама и бабушка, казалась зрителю идеальным воплощением женщины: она умела ждать, терпеть, молчать, быть счастливой при любых обстоятельствах. Ее Любочка была идеальной, но при этом, что еще важнее, реальной, своей и родной. Так сложилось, что, играя на съемках Любу Трофимову, в театре Покровская параллельно репетировала роль Жени Комельковой в васильевской же повести «А зори здесь тихие…».
В творческой судьбе Алины Покровской были и другие фильмы: «Государственный преступник», где она играла с Сергеем Лукьяновым и Александром Демьяненко, «Нежданный гость» – с Иваном Лапиковым и Андреем Мягковым, «Трое в лодке, не считая собаки» – с Ларисой Голубкиной, Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Михаилом Державиным. Но фильм «Офицеры» по сей день занимает особое место среди киноработ актрисы, его тема продолжается в ее творчестве. В спектакле Театра Российской армии «Ты помнишь», посвященном 55-летию Победы, Алина Покровская исполняет песню из этого фильма. Потом появилась песня «Офицерские жены», которую актриса часто исполняет в концертах. В жизни актрисы были многочисленные поездки по стране, по воинским частям. Дважды (в 1982 и в 1984 гг.) Алина Станиславовна ездила с концертными бригадами в Афганистан.
Голос Алины Покровской вот уже 40 лет востребован на радио, где она начинала ведущей на радиостанции «Юность», сыграла в сотне радиопьес, вела детские передачи.
А.С. Покровская награждена орденами Дружбы, Почета, «Знак Почета», медалями «За укрепление боевого содружества», «За доблестный труд». Член Союза театральных деятелей.