КАЛЯГИН Александр Александрович
Народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель театра «Et Cetera», член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области. Отец — Калягин Александр Георгиевич (1895–1942). Мать — Зайдеман Юлия Мироновна (1901–1972). Женат вторым браком, супруга — Глушенко Евгения Константиновна, народная артистка России. Дочь (от первого брака) — Ксения. Живет и работает в США. Сын (от второго брака) — Денис. Окончил в США престижную частную школу «Джордж-скул», затем колледж «Сент-Джон», живет и работает в Москве.
Александр Калягин родился в эвакуации в маленьком городке, где прожил меньше года, но в г. Малмыж продолжает приезжать до сих пор, здесь похоронен его отец. А еще Александр Александрович частый гость Вятскополянской детской школы театрального искусства, которая носит его имя. Он не только представительствует на ее юбилеях и праздниках, но еще из своих личных средств выплачивает стипендию наиболее талантливым ребятам.
Детство Калягина прошло в Москве в доме №7 Малого Харитоньевского переулка. Здесь с мамой они жили в 11-метровой комнате в коммунальной квартире. Рядом, в переулке Стопани, находился Дом пионеров, куда школьником бегал он заниматься в детской студии художественного чтения. Неподалеку располагалась Тургеневская библиотека, сюда Саша заглядывал не только читать книжки, но и смотреть телевизор, в доме телевизора не было. Было еще одно любимое место — булочная, где продавались самые вкусные калорийные булочки. И когда через много лет на Тургеневской площади будет построен театр «Et Cetera», он признается: «Это чудо! В моем родном городе, на улице, где я бегал мальчишкой, стоит роскошный театр, похожий на волшебный замок, воплотившаяся мечта моего детства».
Александр Калягин был единственным и поздним ребенком в семье. Его отец, декан исторического факультета, умер вскоре после рождения сына, успев лишь дать ему имя. Мать, преподаватель французского (всего она владела пятью языками), после смерти мужа одна поднимала свое единственное чадо. Неудивительно, что все пожелания, все капризы маленького Саши всегда выполнялись.
Уже c 5 лет Калягин мечтал стать артистом. Из его воспоминаний: «С младенчества меня окружала только женская аура, я был обволакиваем любовью и нежностью. Как мальчик я это чувствовал и сразу садился на голову. А сев, проявлял свой настырный характер. И это при всем при том, что я человек не нахальный, но ленивый. Видно, я рано понял, что кривляние и ничегонеделание — моя стихия. Родные любили меня просто безмерно и были в восхищении от всех моих выступлений. «Очень, очень талантливый мальчик», — говорили они мне. Меня это вдохновляло и раскрепощало. Хотя они и не просили меня: «Аличек, встань на табуреточку и что-нибудь прочитай». Им нравилось, когда я изображал кого-то. Тогда мне казалось, что работа актера — легкая…»
Когда семилетнему Саше захотелось иметь домашний театр, мать привела столяра, который «по указаниям» юного режиссера сделал настоящий маленький театрик — с кулисами, порталом и сценой. Кулис было несколько, разного цвета, и их можно было развешивать в соответствии с «художественным замыслом». Саша приглашал детей-соседей по коммунальной квартире, и представление начиналось. Мамино ожерелье превращалось в змею, флакончик духов — во дворец, вырезанные из бумаги человечки — в героев. С ходу придумывался сюжет — смешной или страшный. Юный автор сам комментировал происходящее на сцене. Когда через много лет Александр Калягин увидит настоящий театральный макет, у него возникнет ощущение чего-то давно пережитого, словно он снова вернется в свое детство.
Чарли Чаплин и Аркадий Исаакович Райкин стали его кумирами еще в детстве. В 13 лет он написал Аркадию Исааковичу Райкину письмо, в котором задал вопрос: «Как вы достигли такого таланта?». И великий артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьезно: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». До сих пор Александр Калягин бережно хранит это письмо как «охранную грамоту». Свое поклонение великому артисту он сохранил на всю жизнь, как и восторг перед гением Чаплина, в которого он влюбился в 7 лет, увидев по телевизору, — сегодня в его кабинете художественного руководителя театра «Et Cetera» висит портрет Чарли Чаплина.
Школьником Саша читал стихи во Дворце пионеров, был одним из тех хорошо знакомых по старым временам симпатичных пухлых мальчуганов, которые звонкими голосами поздравляли взрослых дядей и теть на торжественных собраниях. Когда стал постарше — начал выступать с чтением серьезной литературы, это было уже в народном театре чтеца Дома культуры медработников. До сих пор с благодарностью Александр Александрович вспоминает Нину Адамовну Буйван, которая учила его искусству художественного чтения, когда он был студентом медучилища, а затем фельдшером «скорой помощи».
Мать сына обожала. Порой Саше даже хотелось вырваться, убежать от опеки, ощутить себя независимым. На этой почве возникало немало конфликтов. Проблемы были и в школе, где царила муштра (так, во всяком случае, казалось будущему актеру). Математика и физика давались Александру с трудом, немецкий он просто ненавидел. Хорошо он учился и любил только литературу и географию.
Неудачи переживал очень тяжело. Если получал двойку — уходил с уроков, и мать вечером забирала из школы его портфель. До 4-го класса он учился только с мальчиками; позднее, когда школы объединили и в классе появились девочки, внутренние конфликты стали еще острее. Мать решила, что мальчику лучше уйти из школы, сменить обстановку и получить среднее специальное образование.
Несмотря на желание Александра стать актером, на домашнем совете мама и тетушки постановили: надо получить «нормальную» профессию.
И Александр поступил в медучилище №14. Окончил его в 1959 году, после чего устроился работать фельдшером «Скорой помощи».
Так прошло два непростых года, за которые Калягин узнал, что такое изнанка жизни. После чего он все-таки решил осуществить свою детскую мечту. Обучиться актерскому делу он намеревался исключительно в Щукинском училище. Подал документы, прошел первый тур. Но тут его попросили принести медицинскую справку о состоянии связок. Голос у него был, как говорится, «с песочком» — результат старательных подражаний Аркадию Райкину. Медицинской комиссии он испугался и на следующие туры не пошел. После медучилища по логике надо было поступать в медицинский институт, но мудрая мать поняла, что сына не сломать, тем более, что преподаватель народного театра чтеца Н.А. Буйван, с кем она решила посоветоваться, уверила, что Саше надо идти в артисты. Тогда Юлия Мироновна сделала фантастическую вещь: она нашла свою бывшую ученицу, у которой мама была завкафедрой марксизма-ленинизма в Щукинском училище. Через нее было устроено прослушивание, на котором присутствовал Борис Евгеньевич Захава. Он послушал Калягина, остался доволен, но посоветовал к экзамену подготовить другую басню и написал записку: прийти на 3-й тур.
В 1962 году Калягин поступил в Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова.
Первые годы в институте были одним из самых тяжелых периодов, как признается сам артист, в его жизни. Не ладилось с основным предметом — мастерством актера. Главной бедой были этюды. И когда все кидались делать этюд, Калягин думал об одном: только бы не назвали его фамилию, только бы сегодня пронесло. На него уже смотрели как на прокаженного, сокурсники перестали звать в самостоятельные работы, боясь провала. Он чувствовал абсолютное равнодушие педагогов к своей судьбе. 2-й курс — контрольный, двух-трех человек собирались отчислить. И его фамилию должны были обсуждать на кафедре актерского мастерства, все было решено, ждали только из отпуска Бориса Евгеньевича Захаву.
А тем временем подошла пора самостоятельных работ. Товарищ посоветовал: «Есть хороший рассказик у Чехова «Свидание, хотя и состоялось, но…». Это история 18-летнего гимназиста, который собирается вечером на свидание, а с утра его начинает колотить от страха перед девушкой, перед свиданием, предстоящим вечером. Он покупает десять бутылок пива, начинает выпивать, чтобы немного расслабиться… Приходит пьяный на свидание.
И этот отрывок его спас. Отрывок показали Борису Евгеньевичу Захаве, и он оставил Калягина в институте. Чеховский рассказ повернул судьбу. Все вокруг стали доброжелательны, все хотели с ним работать. Калягин становится лидером курса, а этот рассказ потом показывали на всех концертах щукинцев как своего рода «гвоздь программы». Анастасия Вертинская вспоминала, как они с сокурсниками бегали смотреть чеховский рассказ при каждой возможности.
Потом были еще две работы, сделанные с педагогом Александром Исаковичем Сабининым, которые сформировали Калягина как актера, дали ощущение профессии. Позже артист признается: «В них я впервые почувствовал наслаждение властью над зрительным залом. Если актер не получает удовольствия от своей профессии, от контакта со зрителем, не ощущает дыхание зала, — это не актер. Я выхожу на сцену еще и для удовольствия, чувствуя, что могу делать со зрителем, что хочу. Для меня власть над залом — почти мания, наркотик».
В Щукинском училище Александр Калягин встретил свою первую любовь. Талантливая актриса и настоящая красавица Татьяна Корунова приехала из Свердловска, где проучилась до 3-го курса в университете на физмате. Ее в училище приняли безо всяких отборочных туров. О романе Александра и Татьяны никто не знал. Поженились они на 2-м курсе тайно, просто расписались в ЗАГСе. После окончания училища (1965) Калягин и его жена были приняты в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Несмотря на то что на этой сцене Калягину удалось сыграть несколько достойных ролей (в том числе Галилея в спектакле по одноименной пьесе Б. Брехта, в спектакле «Только телеграмма» В. Осипова и др.), он чувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова.
И вскоре, в 1967 году, он вместе со своей женой неожиданно уходит из сверхпопулярной «Таганки» в Театр имени М.Н. Ермоловой, билеты в который в то время продавались почти исключительно «в нагрузку». Решительный шаг принес победу: именно в этом театре А. Калягин сыграл Поприщина в спектакле по «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя — роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры. После нее А. Роом приглашает его на роль Никона Букеева в фильме «Преждевременный человек» (по М. Горькому).
За три года работы в Ермоловском театре им было сыграно несколько интересных ролей, среди них: Джим в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса, Ислаев в «Месяц в деревне» И.С. Тургенева и др. Именно в это время появились первые рецензии и даже творческие портреты Александра Калягина, причем в центральных изданиях: в газете «Правда», в журнале «Театр» и т.д., где именитые критики отмечали талант молодого артиста, — такой чести удостаивались немногие.
В 1970 году Олег Ефремов пригласил Александра Калягина в «Современник», и случилось это неожиданно для артиста. Его товарищ решил показаться Олегу Николаевичу и попросил Калягина подыграть ему в отрывке. В итоге пригласили в театр именно Калягина, но решился он не сразу. Не захотел обижать тогдашнего руководителя театра имени М.Н. Ермоловой В.Г. Комиссаржевского.
Но когда из театра был вынужден уйти сам Комиссаржевский, Калягин пришел к Ефремову и был зачислен в труппу «Современника». «Это был великий театр, хотя еще совсем молодой, в нем работали уникальные артисты», — вспоминал через много лет артист. Но проработал он в нем недолго, год спустя оказался во МХАТе имени Горького, куда ушел вместе с Ефремовым, возглавившим прославленный театр. Калягин принял это приглашение с радостью, и не только потому, что Московский Художественный считался «первой сценой страны», но и потому, что лидером театра стал Ефремов — истинный строитель, миссионер и реформатор театра, личность уникальная, огромной творческой и человеческой мощи, спустя годы Калягин назовет его своим Учителем. Первые впечатления были удивительными, он оказался в труппе, в которой через одного все были живыми легендами. «Я словно попал в антикварную лавку, где собрали драгоценности, почти бесценные. Они были так красивы, так дороги, но и так хрупки, казалось, что, если прикоснуться к ним, они рассыпятся», — рассказывает артист.
Ему поначалу было непросто, но помогало покровительство Ефремова. Когда же пришел первый успех, Калягин почувствовал себя уверенно и по праву занял в театре одно из лидирующих мест. «Ефремов — величайшая театральная личность, он сумел собрать потрясающую труппу, в которой были и Смоктуновский, и Борисов, и Попов, и Савина, и Вертинская, и Невинный, и я могу продолжать называть блистательные имена артистов, а еще во МХАТе ставили и Додин, и Гинкас, и Виктюк...», — из воспоминаний Калягина.
Александр Александрович проработал во МХАТе почти 30 лет. За это время им были созданы замечательные сценические образы, среди которых Тригорин («Чайка» А.П. Чехова, режиссер О. Ефремов), Полуорлов («Старый Новый год» М. Рощина, режиссер О. Ефремов), Фроловский («Заседание парткома» А. Гельмана, режиссер О. Ефремов), Симон («Тамада» А. Галина, режиссер К. Гинкас) и другие.
Особое место в мхатовской биографии А. Калягина занимают две постановки О. Ефремова. Это спектакли «Мы, нижеподписавшиеся» (по пьесе А. Гельмана), где он сыграл трагикомическую роль Лени Шиндина, и «Так победим!» (пьеса М. Шатрова), где он воплотил на сцене образ В.И. Ленина.
Спектакль «Мы, нижеподписавшиеся» стал событием Москвы и театральной, и общественной, заметным явлением культурной жизни страны.
Через несколько лет с благословения Олега Ефремова Калягин осуществил самостоятельную постановку этой пьесы в Анкаре, которая была удостоена высшей театральной награды Турции — премии имени Анни Диллигиля.
Работая над образом Ленина в спектакле «Так победим!», А. Калягин и О. Ефремов меньше всего руководствовались конъюнктурными соображениями. Калягину пришлось прочесть множество самых разных книг, большое количество самиздатской литературы. В работе над ролью особенно помогла книга Александра Солженицына «Ленин в Цюрихе». Калягин стал осваивать глыбы политического текста, доселе ему незнакомого. Постепенно выстраивался образ Ленина, далекого от всех принятых стереотипов, существовавших десятилетиями в советском искусстве. Ленин Калягина был человеком, оказавшимся в трагическом одиночестве, подмятым и раздавленным собственной идеей. Он играл человека, который понимал, что умирает, и который перед смертью словно в мгновенной вспышке света увидел свою жизнь. Из 85 страниц текста пьесы 80 — это роль Ленина. И как бы это парадоксально ни звучало, «Так победим!», будучи постановочным спектаклем, густонаселенным артистами, с огромной массовкой, по сути был моноспектаклем Александра Калягина. За эту работу Александр Калягин был удостоен Государственной премии СССР в 1983 году. В том же году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Анатолия Васильевича Эфроса и по сей день Калягин считает театральным Богом. Мечта поработать с одним из самых талантливых режиссеров российского театра появилась у него еще в студенческие годы, когда он ходил на открытые репетиции Эфроса в Центральный детский театр. И позднее Калягин время от времени ловил себя на мысли попытать счастья и показаться Эфросу. Первая встреча состоялась неожиданно, когда Анатолий Эфрос пригласил его на роль Гамлета в телеверсии пьесы Шекспира. Работу, к сожалению, не удалось завершить, но через несколько лет во МХАТе Калягин сыграет в спектаклях Анатолия Васильевича две свои блистательные роли: это Оргон в «Тартюфе» Ж.Б. Мольера и Федя Протасов в «Живом трупе» Л.Н. Толстого.
Вот строки из книги А. Эфроса «Продолжение театрального романа»: «Мысль о Калягине пришла от реальной встречи с актером, которого я уверенно могу назвать эталонным, образцовым. Вдруг в один прекрасный день мне стало казаться, что Калягин может сыграть все: и Гамлета, и Федю Протасова, и Оргона. Во-первых, он действительно понимает, что такое содержание роли. Он актер содержательный. Сейчас я вижу, что когда Калягину не хватает содержания, он раздражен. Калягин может целый кусок роли сыграть на репетиции без слов, на тарабарщине, а содержание будет понятно. И я в зале заплачу или засмеюсь. Во-вторых, у Калягина абсолютный слух. Ему ничего не надо объяснять логически, формулами. Можно подбросить краску — и он ее тут же уловит. Калягин глазами схватывает все цепко-цепко. С ним перебрасываешься образами, а не понятиями. От моих показов, от моего напора могут устать все, но не Калягин. Он похож на мячик или на кубарь: три-четыре часа катается по сцене со страшной силой.
Еще я могу сказать про Калягина, что он очень уютный. Он уютный в мизансценах: сразу что-то обживает, устраивается, и все так живо, так сочно! Так вкусно, хочется сказать. Когда он на сцене, все становится прочным. Для него нет заданий, которые он не мог бы выполнить.
Любой гротеск — пожалуйста! Причем все это он выполняет как-то по-своему. Он замечательно умеет подавать реплики — не подавая их. Говорит скороговоркой, но скороговорка эта абсолютно внятна. Он вкрадчивый — вот точное для него определение. Вкрадчивый, но положит все реплики как надо, загонит их, как бильярдные шары».
А сам Калягин через много лет признается: «Гамлета я так и не сыграл. Но вот сейчас об этом даже не жалею. Наверное, так и надо было: не сыграть эту роль, а испытать счастье тех репетиций. А репетиции с Эфросом для меня были именно счастьем. Бывает, что мужчина встречает женщину и говорит: я вас ждал всю жизнь! Так у меня было с Эфросом. В моем отношении к нему была влюбленность, я бы сказал больше, влюбленность раба, готового исполнить любое требование».
В последние годы своего пребывания во МХАТе А. Калягин сыграл еще несколько заметных ролей, но в 1991 году его покинул, почувствовав, по его собственному выражению, «надвигающийся кризис» театра. В 1992 году в первой советской антрепризе «АРТель АРТистов» Сергея Юрского великолепно сыграл Утешительного в «Игроках — XXI» по Н.В. Гоголю — спектакле, всколыхнувшем сонную театральную жизнь Москвы того периода. В 1997 году после долгого перерыва Калягин во МХАТе сыграл Кочкарева в спектакле Романа Козака «Женитьба» Н.В. Гоголя.
Блестяще сложилась карьера артиста и в кино. В 1974 году на экраны вышел один из первых фильмов Никиты Михалкова — «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Александр Калягин сыграл начальника железнодорожной станции Ванюкина. Творческое сотрудничество с Н. Михалковым успешно продолжилось в картинах «Раба любви» (1975, Режиссер) и «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976, Михаил Платонов).
Эти роли, как и сами ленты, стали заметными явлениями отечественного кинематографа. Роль чеховского Платонова принесла Александру Калягину славу и признание не только в СССР, но и за рубежом: фильму был присужден главный приз Международного фестиваля в Сан-Себастьяне (Испания), а исполнителю главной роли — премия за лучшую мужскую роль Международного фестиваля в Колумбии. Кроме того, в 1979 году А. Калягин был признан лучшим актером года (по итогам опроса журнала «Советский экран»).
Картина «Неоконченная пьеса для механического пианино» сыграла и еще одну важную роль в жизни Александра Калягина. На съемках он познакомился с актрисой Евгенией Глушенко. Вскоре они поженились и с тех пор живут вместе.
В биографии киноартиста А. Калягина особняком стоят две роли, которые сделали его, без преувеличения, всенародно любимым. Это буффонадная, искрометная, дурашливая и бесконечно обаятельная тетка Чарлея в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя» режиссера В. Титова и невероятный Павел Иванович Чичиков в 5-серийной телевизионной версии «Мертвых душ» Н.В. Гоголя режиссера Михаила Швейцера.
В роли Чичикова все сошлось в одной точке: жизненный опыт, психосистема, выдающийся режиссер и роль, которая по душе, по нутру. А. Калягин создал очень русский образ, не просто пройдохи или жулика, а чрезвычайно искреннего, открытого человека. Историю калягинского Чичикова вся страна смотрела словно захватывающий детектив.
Судьба подарила Калягину еще целый ряд незаурядных кино- и телеперсонажей. Среди них — Эзоп в одноименной телекартине О. Рябоконя, следователь Сейфи Ганиев в остросоциальной ленте Р. Оджагова «Допрос» (Государственная премия СССР, 1981), Сан Саныч в фильме В. Трегубовича «Прохиндиада, или Бег на месте», Пиквик («Пиквикский клуб», режиссер А. Прошкин), Ихарев («Игроки», режиссер Р. Виктюк), полковник Тухолка («Ярослав Домбровский», режиссер Б. Поремба), Жуковский («Последняя дорога», режиссер А. Менакер), архитектор Минченко («Верой и правдой», реж. А. Смирнов), Ректор («Другая жизнь», режиссер Р. Оджагов), гестаповец Майгель («Вариант Омега», режиссер В. Басов), Абрам («Как живете, караси?», режиссер М. Швейцер), Павел Раздорский («Фото», режиссер А. Галин, премия в номинации «Лучшая мужская роль» на фестивале «Московская премьера», 2003), Издатель Жильбер Клеман («Бульварный переплет», режиссер А. Муратов), поэт Василий Андреевич Жуковский («Бедная Настя»), Судья («Леди на день», режиссер Д. Астрахан), Сэм («Руд и Сэм», режиссер Г. Гярдушян) и др. У Александра Калягина есть самостоятельные режиссерские работы — киноленты «Подружка моя» и «Прохиндиада-II».
Выдающийся артист оказался и замечательным педагогом. В 1990 году Калягин выпустил талантливый курс в Школе-студии МХАТа. Со своими студентами он сделал спектакль «Чайка», который стал заметным событием театральной жизни Москвы. Кроме того, Калягин преподавал в Международной школе театрального искусства имени А. Чехова (Цюрих, Швейцария, 1989–1991), Британско-американской школе драматического искусства (ВАDА, Оксфорд, Англия, 1990–1993) и Чеховской школе театрального искусства (Париж, Франция, 1992–1995), где, как и в Цюрихе, он проводил мастер-классы совместно с А. Вертинской.
Калягин заявил о себе и как о театральном режиссере постановками «Чехов Акт III» в театре «Нантер» (Париж, Франция) и «Ревизор» Н.В. Гоголя в театре «Элдредж» (Кливленд, США).
В 1992 году Александр Калягин создал собственный театр и назвал его «Et Cetera». В этом необычном названии выражена суть устремлений театра: быть в вечном движении, вечном поиске, обновляться в каждой своей работе, быть вписанным в многоликий мировой театральный процесс, быть связанным с прошлым, но устремляться в будущее. И так далее, и тому подобное, одним словом, Еt cetera, когда нет отправной точки и не видно финальной, потому что театр — это всегда многоточие.
Сегодня «Et Cetera» — один из популярных театров Москвы, это живой открытый театр, существующий вне каких-либо догматов, жестких идей, сформулированных театральных манифестов. Александр Калягин уверен «В театре возможно все, кроме пошлости и скуки».
На своей сцене он выступает и в качестве постановщика («Руководство для желающих жениться» по А.П. Чехову, «Навсегда-навсегда» К. Драгунской, «Лекарь поневоле» Ж.Б. Мольера, «Подавлять и возбуждать» М. Курочкина), и как актер. Его персонажи, трактовки ролей порой совершенно неожиданны, непривычны для зрителя и критики. Таковы его Рыцарь Печального образа — Дон Кихот в одноименном спектакле болгарского режиссера А. Морфова и Шекспир в постановке Р. Козака «Смуглая леди сонетов» (Б. Шоу).
В 2000 году в спектакле «Шейлок» по пьесе У. Шекспира «Венецианский купец» в постановке известного грузинского режиссера Роберта Стуруа в соавторстве со сценографом Георгием Алекси-Месхишвили и композитором Гией Канчели Александр Калягин сыграл еврея-ростовщика, который в качестве платы за просроченный вексель требует фунт человеческого мяса. Сыграл виртуозно, миллиметр за миллиметром следуя за режиссерской мыслью.
22 декабря 2001 года состоялась премьера спектакля «Король Убю» А. Жарри в постановке болгарского режиссера Александра Морфова, в котором Александр Калягин сыграл одну из своих последних звездных ролей — Папашу Убю. За роль Папаши Убю Калягин был удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль». В этом же году он получил и премию Станиславского.
В 2002 году Роберт Стуруа поставил к 60-летнему юбилею артиста спектакль «Последняя запись Крэппа» С. Беккета. Калягин играет одинокого старика, для которого жизнь остановилась. Калягин играет очень подробно, медленно, не торопясь. Он отрабатывает каждое мгновение этой старческой жизни, доводя до символа каждое ее проявление, и достигает самой высокой вершины актерского исполнения.
В спектакле «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса (март 2005) Калягин сыграл Варравина.
Пьесу «Подавлять и возбуждать» заказал драматургу сам Александр Александрович и писал ее, можно сказать, вместе с автором. Сам он ее и поставил, кажется, что про себя, а на самом деле про всех — про артистов. Его роль в пьесе Максима Курочкина так и называется — Хороший артист. С Робертом Стуруа Александр Калягин сделал еще две прекрасные актерские работы: в «Буре» У. Шекспира он сыграл философа и мудреца Просперо, а в современной пьесе французского драматурга Тарика Нуи «Ничего себе местечко для кормления собак» — Старика.
В 1996 году театральная общественность страны избирает Александра Калягина председателем СТД РФ. Александр Александрович стал постигать законы, по которым уже более века работала эта организация под названием «Союз театральных деятелей России». Михаилу Александровичу Ульянову удалось сохранить Союз театральных деятелей России в самые сложные годы, когда другие творческие союзы распадались. Калягин обеспечил союзу новую полноценную жизнь. Калягин стал искать партнеров и сумел их найти — в аппарате СТД, в подобранной команде своих замов, в органах власти. Принцип, который он для себя определил, — здоровый консерватизм в сочетании с умением современно мыслить и адаптироваться к новым условиям — оказался успешным. Калягин многого добился: вырос бюджет этой общественной организации, его члены стали получать доплаты к пенсиям, ежегодную вполне серьезную материальную помощь наиболее нуждающимся (до 400 человек из всех регионов России), сохранены и отремонтированы все здравницы СТД, сохранены льготы на путевки, возобновилась работа лабораторий, семинаров, мастер-классов, их стало вдвое больше, проводится множество фестивалей — и в Москве, и в регионах и т.д.
Создан Центр поддержки русских театров за рубежом, работает Программа поддержки искусства для детей, в Театральном центре СТД РФ на Страстном проходит Международный фестиваль «Твой шанс», программа которого состоит из дипломных и постдипломных спектаклей. Проводится масштабный Международный фестиваль «SOLO». Возобновлена Московская театральная премия «Гвоздь сезона», с 2006 года СТД РФ проводит Международную театральную школу, в которой принимают участие молодые артисты из разных стран мира. За 10 лет существования школы в ней учились актерскому мастерству 800 человек из 55 стран мира. СТД РФ впервые в России в 2008 году провел Всемирный фестиваль детских театров. Проходит фестиваль «Артмиграция», адресованный молодежи. Наиболее талантливые деятели театра получают стипендии, участвуют в проекте «Творческая командировка». Благодаря поддержке Президента РФ реконструирован и отреставрирован Петербургский Дом ветеранов сцены им. М.Г. Савиной, который превращен в настоящий дворец.
За всем этим стоят большая работа, поездки по стране, совещания, встречи с людьми, форумы и конференции, письма и обращения. Наверное, будущие исследователи, пытаясь разобраться в борьбе театрального сообщества против реформ в социальной сфере, которую возглавил Александр Калягин, внимательно прочтут его обращения к Путину и Фрадкову, к Грефу и Кудрину, к Швыдкому и Соколову.
«Если не веришь в то, что можешь что-то сделать, то надо уходить с любого места — не возглавлять театр, не руководить Союзом театральных деятелей России, не входить в Общественную палату…» — считает Александр Калягин.
Калягин — публичный человек, хотя публичности не любит, — такое сегодня тоже бывает. Над коллегами, которые позволяют вести репортажи из собственных спален, посмеивается. Не осуждает, только посмеивается. Заповеди: «Не судите да не судимы будете» сам следует, но в его жизни это ничего не меняет — его судят за все: за успех и провал, за признание и награды, за выстроенный театр и должность, за дорогую машину и хороший дом и еще за очень многое. Он раздражает, нет, не своим везением, есть и более удачливые, а раздражает тем, что ускользает от прямых определений. Его любят, не понимая, за что, и ненавидят, не вникая, есть ли на то причины. Даже из любого амплуа он вываливается: не трагик и не комик, существует где-то на границе, в той пограничной зоне, куда мало кто рискнет сунуться. Кажется, что элемент игры есть во всем, что делает Александр Калягин. Как истинный мхатовец, он действует четко в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и всегда живет «по правде». Но, будучи еще и истинным вахтанговцем, он всегда чуть-чуть иронизирует над этой «правдой», и прежде всего иронизирует над самим собой. Для него вахтанговское понятие «фантастический реализм» — это не только эстетическое кредо, которому он следует в своем искусстве, но и некий способ существования, в котором театральность присутствует всегда и везде.
Людей без юмора Калягин не воспринимает, льстивые речи прерывает сразу: «это у гроба…». Помогает всем, кто к нему обращается, но, никогда не афишируя и не ожидая благодарности. Но на несправедливые выпады против своего театра или театрального союза реагирует бурно, тут все дипломатические хитрости отметаются, отвечает резко, без соблюдения политеса. Очень вспыльчив и очень отходчив. При всей внешней открытости, демократичности в общении — живые интонации, анекдоты, громкий смех — он человек закрытый, не допускающий в свой мир. Есть две святые зоны, куда не вхож никто. Это его творческая лаборатория. И его семья, его дети, которыми он гордится, а теперь еще и внуками Матвеем и Анечкой.
А.А. Калягин — народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР. Награжден орденами «Знак Почёта» (1985), «За заслуги перед Отечеством» IV (2002) и III степени (2007). В 2001 году награжден Золотым Почетным знаком «Общественное признание»; в 2005-м по результатам открытого ежегодного Всероссийского конкурса «Лидер года» признан лучшим общественным деятелем; в 2006-м ему вручена премия Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства. В 1996 году стал председателем Союза театральных деятелей России, с 2001 года — членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству; в 2005 году вошел в состав Общественной палаты РФ, возглавив Комиссию по вопросам развития культуры. В настоящее время входит в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.