КАРЦЕВ Роман Аншелевич
КАРЦЕВ Роман Аншелевич
Народный артист России, почетный гражданин города Одессы
Родился 20 мая 1939 года в Одессе. Отец – Кац Арон. Мать – Фоксман Соня. Супруга – Кассинская Виктория Павловна (1949 г. рожд.). Дочь – Елена (1971 г. рожд.). Сын – Павел (1976 г. рожд.). Внуки: Ника и Леня.
Всю войну Роман жил с мамой и тетей в Омске, куда они были эвакуированы из Одессы вместе со 2-й обувной фабрикой, где мама работала секретарем парткома. Отец был на фронте. Когда в 1945 году семья вернулась в Одессу, оказалось, что их квартиру заняли. Пришлось жить у тети, где уже собрались пять семей с детьми. Спали на полу, на столах в кухне, обедали стоя, с рук (это была однокомнатная квартира!).
Отец вернулся домой только в 1946 году – их часть из Берлина перебросили в Маньчжурию. Неизгладимое впечатление на 7-летнего Романа произвели его рассказы о пребывании в трех лагерях смерти, откуда он 3 раза бежал. Отец занимался футболом, фактически профессионально: после войны стал судьей и часто брал сына с собой на матчи. Увлечение футболом передалось Роману и сохранилось на всю жизнь.
Вскоре семье все-таки удалось въехать в свою квартиру, которая находилась напротив знаменитого Одесского оперного театра. Время было голодное, за хлебом стояли по очереди всю ночь – Роман, мать, отец. Путь Романа в школу проходил мимо печально известной в городе Канавы, где собирались беспризорники всех возрастов. И почти каждый день его поджидал рыжий переросток и отбирал завтрак – котлету с хлебом...
В школе за Романом закрепилось прозвище «Артист»: он выступал на всех вечерах, вместе с одноклассником Толей Лаховецким играл скетчи, читал рассказ «Укушенный» Ардова. Но все его попытки поступить в Одесское театральное училище закончились неудачами. Аргумент комиссии: вы готовый артист, вас нечему учить! В армию Романа не взяли из-за плохого зрения. По настоянию родителей он устроился на швейную фабрику «Молодая гвардия» учеником наладчика швейных машин. Потом работал заготовщиком на модельно-обувной фабрике, наладчиком швейных машин на фабрике «Авангард».
Природные артистические способности находили свое воплощение. Роман выступал на фабричных вечерах, участвовал сразу в трех самодеятельных коллективах: во Дворце культуры моряков, в Доме культуры промкооперации и на швейной фабрике «Авангард», где был один из самых сильных самодеятельных коллективов в городе. В ДК моряков он выступал в эстрадном коллективе, надевал маски-носы и исполнял миниатюры «Сон и сновидения», «Парикмахерская». Зрители принимали их «на ура». Карцев участвовал во всех районных, городских и даже республиканских и всесоюзных конкурсах самодеятельности. Еще он выступал в портовом клубе, играл на домре, участвовал в танцевальном коллективе, занимался пантомимой.
В то время в Одессе гремел студенческий театр миниатюр «Парнас-2» – Михаил Жванецкий, Виктор Ильченко, Григорий Кофф, Александр Лозовский и др. Они ставили спектакли, играли в Одесском институте инженеров морского флота и даже в городе. В этот театр и был приглашен Роман Карцев.
Когда он пришел в «Парнас-2», там репетировали спектакль «Я иду по улице». В этом театре работали профессиональные режиссеры, а тексты и музыку писали сами актеры. Через полгода или год хождения на репетиции режиссер поручил Карцеву роль трамвайного вора. Получилось смешно – на него начали обращать внимание. Воодушевленный успехом, Карцев придумал пантомиму с Давидом Макаревским, которая называлась «Братья Макакац», – она вошла в спектакль «Я иду по улице». В этой же программе ему дали монолог «работника культуры», который критикует спектакль. На премьере в Одессе номера Карцева имели успех. Затем последовали гастроли в Прибалтике, Ленинграде – и везде спектаклю сопутствовал успех.
Тем временем Карцев продолжал работать наладчиком на швейной фабрике. Ему было уже 20 лет, а мечты о театральном училище все не сбывались. Тогда он решил ехать в Москву, в цирковое училище – поступать на эстрадное отделение, единственное в СССР. Это училище окончил его брат и стал известным фокусником, работал в цирке, на эстраде.
Конкурс был огромный. Первые два тура Роман прошел легко. Показал пантомиму, прочитал басню, исполнил монолог Жванецкого. В приемной комиссии о нем заговорили и стали приглашать на другие отделения – пантомимы, оригинального жанра, но Карцев упрямо пошел на третий тур на эстрадное отделение. После третьего тура, где он показывал этюд на заданную комиссией тему – изображал ночного сторожа, который боится шорохов, мышей, комаров и т. д., члены приемной комиссии, давясь от смеха, предложили ему идти на клоунаду. Карцев отказался. Его все-таки зачислили в училище, но ненадолго. Через несколько дней пришел приказ отчислить из группы двоих студентов, и Роман оказался одним из них. Он вернулся в Одессу, продолжал чинить швейные машины и ходить в «Парнас». И не пожалел об этом, так как через год получил приглашение А.И. Райкина в Ленинградский Государственный театр миниатюр – об этом можно было только мечтать.
Дело было так. Летом 1962 года А.И. Райкин приехал в Одессу на гастроли. М. Жванецкому удалось уговорить Аркадия Исааковича посмотреть спектакль «Я иду по улице». И вот после спектакля театра Райкина в помещении Русского драмтеатра театр «Парнас-2» играл свой спектакль. В зале смеялись, но восторга не было. Когда парнасовцы спустились в зал, Райкин поблагодарил их, сделал несколько замечаний, и все двинулись на выход. По дороге Карцева остановил конферансье Астахов, который был знаком с Аркадием Исааковичем, и шепотом сказал: «Райкин тебя ждет завтра в одиннадцать в санатории Чкалова».
Действительно, это было наяву, а не во сне. Назавтра Райкин, его жена, директор театра сидели на веранде и завтракали.
«Как вы смотрите, – сказал Райкин, – если мы вас пригласим в театр?»
Карцев, заикаясь, ответил, что хорошо. Директор театра сообщил ему, что коллектив едет на гастроли в Румынию и официальное приглашение Карцеву пришлют по возвращении труппы в Ленинград.
Потянулись месяцы ожидания. И вот в начале ноября Карцев получил долгожданную телеграмму. 22 ноября Роман впервые переступил порог Ленинградского театра эстрады, где базировался театр Райкина. Здесь он проработал с перерывом 8 лет.
Свою первую роль в театре Райкина Карцев получил в «Избранных миниатюрах». Небольшой эпизод: два здоровых лба спаивают маленького. Райкину работа понравилась. Карцева постепенно стали вводить в другие эпизоды. Начались театральные будни: репетиции, спектакли, актерские вечера, капустники, первые гастроли с программой «Избранные миниатюры» в Московском театре эстрады, поездка в Чехословакию. Для гастролей в Чехословакии Карцев выучил на чешском языке монолог Жванецкого, который читал еще в Одессе: монолог начальника управления культуры, «долбающего» спектакль, этакого жлоба от культуры. Чешская публика принимала его прекрасно.
Именно в период работы в театре Аркадия Райкина сложилось творческое содружество Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко. Спектаклю «Волшебники живут рядом» Роман Карцев обязан встречей с Виктором Ильченко и Милой Гвоздиковой. В спектакле было занято два персонажа – молодые волшебники, а совсем молодых актеров в театре не было. Тогда у Карцева возникла мысль найти молодых волшебников в Одессе, в «Парнасе». И он нашел их и привел к Райкину. С тех пор Роман Карцев и Виктор Ильченко были неразлучны на сцене 30 лет.
В 1964 году в Ленинград приехал Михаил Жванецкий. Он приносил свои миниатюры Райкину, но в то время Райкин работал с очень сильными авторами: Гиндиным, Рябкиным и Рыжовым (Гинряры) – и практически не обращал внимания на тексты Жванецкого. Карцев и Ильченко начали потихоньку репетировать эти миниатюры. Так родилась миниатюра «Авас», которая была построена на сплошной импровизации. Когда они показали ее Аркадию Исааковичу, он сперва никак не отреагировал, но через какое-то время разрешил сыграть ее на шефском концерте для солдат в Театре эстрады. Хохот стоял истерический. Этот номер стали исполнять все чаще, и он всегда принимался «на ура». (На гастролях театра Карцев и Ильченко играли его даже на болгарском и венгерском!)
Тогда Карцев и Ильченко стали брать другие миниатюры Жванецкого. Постепенно складывался собственный репертуар. Артисты стали выступать на концертах, театральных вечерах, у них появились свои «острые» вещи.
А. Райкин наконец обратил внимание на Михаила Жванецкого, принял несколько его миниатюр, а в 1967 году начал репетировать спектакль «Светофор», где большинство текстов были также Жванецкого. Карцев был занят в спектакле довольно много, и всякий раз они с Ильченко, импровизируя, искали и старались показать суть. Режиссер, ставивший этот спектакль, совершенно не понимал ни стиля, ни юмора Жванецкого. Дело дошло до конфликта с режиссером, а за неделю до премьеры на репетиции произошел конфликт и с Райкиным. Карцев подал заявление об уходе из театра.
Некоторое время он работал конферансье в Одесской филармонии (в концертной программе «Гамбринус-67»), где познакомился со своей будущей женой Викторией Кассинской. Но мысль о возвращении в театр не давала покоя. И Райкин его принял. Карцев снова играл «Авас», а вскоре Райкин начал брать их с Ильченко и Жванецким на свои творческие вечера вне театра.
Параллельно с работой в театре Карцев и Ильченко продолжали набирать репертуар, импровизировать и по-прежнему играли на стороне, что вызывало неодобрение у художественного руководства театра. А потом их (вместе с М. Жванецким) пригласили в Одесскую филармонию, и с театром пришлось расстаться. К этому времени Карцев и Ильченко заочно окончили ГИТИС.
Вначале Р. Карцев, В. Ильченко и М. Жванецкий задумали организовать большой гала-концерт с оркестром и театром миниатюр. У них уже были 6 актеров, они репетировали, а когда убедились, что несовместимы с оркестром, отделились и стали репетировать свою программу. Так появился Одесский театр миниатюр и спектакль-концерт «Как пройти на Дерибасовскую?..», в который вошли номера «Авас», «Экзамен», «Дедушка», «Города», «Полотенце» и др., написанные Жванецким.
В 1970 году на конкурсе артистов эстрады в Москве Карцев и Ильченко получили вторую премию (первую не дали никому) за миниатюры «Авас», «Везучий–невезучий» и монолог «Дедушка». После конкурса приглашения на гастроли следовали одно за другим. Так начиналась их самостоятельная работа на эстраде.
Успех спектакля «Как пройти на Дерибасовскую?..» был оглушительным. Но критики начали поговаривать о двух масках (один – «тупой», другой – «заводной») – и артисты забеспокоились. Они перестали играть «Авас» и вышли на такие миниатюры, как «Теория относительности», «Обед», «Писатель-фантаст», «Настроение», «Свадьба на 170 человек», «Портрет». Публика постепенно принимала лирические, драматические и даже трагедийные нотки в их работе.
Карцев и Ильченко работали со многими талантливыми режиссерами. Их первый музыкальный спектакль «Встретились – разбежались» поставил Евгений Ланской. Здесь были и фарс, и трагикомедия, и лирические миниатюры, т. е. то, что составляет основу классического театра миниатюр, его сложность и необычность. Карцев и Ильченко объездили с гастролями всю Украину, Молдавию, выступали в Москве, Ленинграде, а также в Грузии, Армении, Средней Азии, Белоруссии, Прибалтике, Сибири, на Урале.
Е. Ланской поставил для Карцева моноспектакль «Шут гороховый» по произведениям Чехова, Зощенко, Шолом-Алейхема, Жванецкого, который он играл в одесском ТЮЗе. Спектакль получился необычный для Карцева, которого публика знала как весельчака, – лирический, грустный. «Шут гороховый» скоро был снят с репертуара «по идеологическим соображениям». Запретили (теперь по художественным мотивам: «Мы не понимаем – значит, народ не поймет!») и другой спектакль Карцева и Ильченко – «Искренне ваш» (режиссер Михаил Левитин). Отдельные миниатюры из спектакля, например «Свадьба на 170 человек» или «вкусная» миниатюра, стали классикой. Тучи над артистами сгущались. В 1978 году после запрета миниатюры «Собрание на ликероводочном заводе» Карцев и Ильченко приняли непростое для них решение – уехать из Одессы в Москву, в Театр миниатюр (впоследствии «Эрмитаж»), где главным режиссером был Рудольф Рудин.
В Московском театре миниатюр Роман Карцев и Виктор Ильченко сразу же заняли ведущее положение. Карцев играл в спектаклях М. Левитина «Когда мы отдыхали» по Жванецкому, «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», а также «Избранное» и моноспектакль «Искренне ваш», который раньше в Одессе назывался «Шут гороховый». В «Эрмитаже» произошла его встреча с режиссером Романом Виктюком, которого они с Ильченко пригласили репетировать спектакль по Жванецкому «Браво, сатира!». В спектакле были блестящие миниатюры, впоследствии ставшие хитами: «Танк», «Раки», «На складе», «Обед». Помимо работы в театре Роман Карцев и Виктор Ильченко много ездили по стране, с шефскими концертами побывали на БАМе, Дальнем Востоке, Камчатке.
Театр миниатюр начал играть «Смерть Занда», «Хронику смерти», «Вечер в сумасшедшем доме». Но в 1987 году Карцев и Ильченко решили покинуть театр. Организовали свой театр – Московский театр миниатюр под руководством Михаила Жванецкого, директором пригласили Якова Безродного, который стал их другом на много лет. Начали репетировать с Марком Розовским спектакль «Птичий полет». Марка Розовского они знали давно, по театру «Наш дом» при МГУ, видели его спектакли. Они шли разными путями, и вот, наконец, их пути пересеклись. «Птичий полет» был написан М. Жванецким: две птицы летят над страной и рассказывают, что они видят. Спектакль получился довольно острым даже по временам перестройки. В него вошли прекрасные миниатюры: «Наши беды непереводимы», «Больница», «Они и мы». В последней миниатюре была ставшая символической фраза: «История России – борьба невежества с несправедливостью».
В конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда открылись границы, Карцев и Ильченко побывали с концертными поездками в Израиле, Австралии, США.
В 1989 году режиссер Е. Ланской поставил в Московском театре миниатюр под руководством Михаила Жванецкого спектакль «Политическое кабаре». Этот спектакль стал для Романа Карцева последним сыгранным совместно с Виктором Ильченко, который умер 21 января 1992 года в 55 лет. Они 30 лет выходили на сцену вместе, сыграли 10 спектаклей, 500 миниатюр Жванецкого... Памяти Виктора Ильченко Роман Карцев посвятил моноспектакль «Моя Одесса», который поставил Марк Розовский в Московском театре «Эрмитаж». Спектакль возник из миниатюр, написанных Михаилом Жванецким в разные годы об Одессе. «Интонация, персонажи – все очень знакомое, родное, – вспоминает Роман Карцев. – Я купался в одесском юморе, и публика это оценила. Я долго играл этот спектакль, ибо этот юмор – вечный!» Спектакль увидели в России, на Украине, в Америке, в Израиле, других странах. Постепенно Карцев его сократил (вначале он шел 1 час 45 минут) и включил в свой спектакль «Бенефис» (первое отделение – «Моя Одесса», второе – «Хорошо забытое старое»).
К своему 60-летнему юбилею Роман Карцев подготовил моноспектакль «Престарелый сорванец» по произведениям Жванецкого разных лет (режиссер М. Левитин). На сцене только вертящееся кресло, свет и музыка из кинофильмов Чаплина... Спектакль о себе, об отце, о женщинах, об одиночестве...
В Московском театре «Школа современной пьесы» Карцев сыграл спектакль С. Альтова «Зал ожидания». В 2005 году актер вместе со своим сыном сыграл спектакль Д. Хармса «Школа клоунов».
Роман Карцев сыграл целый ряд запоминающихся ролей в кино. Впервые на экране он появился вместе с Виктором Ильченко в детском телефильме «Волшебный голос Джельсомино». С успехом исполнив роль Швондера в телефильме Владимира Бортко «Собачье сердце», Роман Карцев приобрел авторитет и среди кинорежиссеров.
Лучшей ролью в кино сам Роман Карцев считает Боярского в телефильме Владимира Аленикова «Биндюжник и король»: «Во-первых, Бабель, во-вторых, Одесса, в-третьих, блестящий актерский состав – Т. Васильева, Гердт, Джигарханян, Евстигнеев. В-четвертых, мюзикл, где все поют своими голосами. Я пел, танцевал – я знал все это изнутри».
Романа Карцева снимает в своих фильмах Эльдар Рязанов. «Я очень люблю рязановские фильмы, – говорит актер, – за то, что у него смех и слезы всегда рядом, как в жизни». В «Небесах обетованных» он снялся в роли трогательного и обаятельного еврея Соломона. Потом был и телефильм «Предсказание» и картина «Старые клячи». Роль Лозовского в «Старых клячах» писалась специально для Карцева и постепенно из эпизода превратилась почти в главную.
Роман Карцев – народный артист России (2000), почетный гражданин города Одессы, лауреат фестиваля юмора «Золотой Остап» (г. Санкт-Петербург). В 2003 году он получил приз конкурса «Одессит года–2003» в номинации «Легенда Одессы».
В 2001 году в издательстве «Вагриус» вышла автобиографическая книга Романа Карцева «Малой, Сухой и Писатель».
Юмористов любят, но цитируют годами не многих. Роман Карцев – из числа этих немногих. Кто хоть раз слышал его монологи «Раки», «Собрание на ликероводочном заводе» или «Сидоров-кассир», помнит их всегда. Роман Карцев – подлинный любимец народа. В жизни артист – веселый и отзывчивый, находчивый и внимательный к людям – своим зрителям.
Живет и работает в Москве.