КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
Народный артист РСФСР, профессор
Родился 24 мая 1945 года в Москве. Отец – Киндинов Арсений Степанович. Мать – Киндинова Любовь Петровна. Супруга – Киндинова Галина Максимовна, актриса театра и кино, работает в МXТ имени А.П. Чехова, заслуженная артистка РФ. Дочь – Дарья (1985 г. рожд.), студентка факультета международного права МГИМО.
Родители Е.А. Киндинова родом из Михайловского района Рязанской области. Отец в 18-летнем возрасте приехал в Москву, всю жизнь работал ретушером. Мать была домохозяйкой, занималась воспитанием троих детей – Евгения, Льва и Натальи. Родители приучали детей к труду, с малых лет они помогали матери по хозяйству. Отец, сам никогда не стеснявшийся никакой работы, любил говорить: «Не бывает плохой работы – бывают плохие работники».
В детстве Евгений Киндинов не думал о профессии актера. В школе он легко учился на «отлично» по всем предметам. Его тянуло к романтике – он увлекался географией, собирал марки и мечтал стать путешественником или журналистом, поскольку слово «журналист» было для него синонимом слова «путешественник». Было время, когда Евгения чуть не затянула улица. Чтобы отвлечь сына, родители решили отдать его в театральный кружок, под присмотр занимавшейся там старшей сестры – будущей студентки Щепкинского училища, а позднее актрисы и преподавателя Натальи Арсеньевны Киндиновой. Она буквально за руку привела брата в Дом пионеров Киевского района на Старом Арбате, недалеко от театра Вахтангова. 11-летний Евгений оказался из тех, кто не бросил кружок после одного-двух посещений, а увлеченно участвовал в нем в течение шести лет: педагог Александра Георгиевна Кудашева смогла заразить его любовью к театру. Ребята сами шили костюмы, строили из картона и реек декорации.
Об артистической карьере Евгений всерьез не мечтал. Теоретически он, правда, допускал такую возможность, но готовился – и весьма упорно – к поступлению в Институт иностранных языков. Он самостоятельно учил английский, поскольку у родителей не было денег на репетитора. Как-то весной 1963 года, едва окончив школу, вместе со своим одноклассником и сокружковцем, а впоследствии известным актером Михаилом Езеповым он зашел на консультацию для желающих поступить в Школу-студию МХАТа. После собеседования их допустили к первому туру конкурса. Они успешно прошли первый тур, потом второй и были приняты.
Евгений Киндинов попал на курс к замечательному педагогу Виктору Карловичу Монюкову, одна из заповедей которого гласила: «Режиссер – твой помощник, но умей работать сам». «Мне это по сей день помогает, – говорит Евгений Арсеньевич, – особенно в работе с молодыми режиссерами».
Прекрасные уроки Евгений Киндинов получил от народного артиста СССР Виктора Станицына. «Мамочкой» на курсе была Кира Головко - к ней студенты шли со всеми проблемами. На одном курсе с Киндиновым учились Николай Караченцов, Борис Чунаев, Анна Сидоркина и другие известные ныне актеры. Там же в Школе-студии МХАТа Евгений Киндинов познакомился и со своей будущей женой Галиной.
После окончания Школы-студии МХАТа в 1967 году Евгений и Галина Киндиновы были приняты в труппу Московского художественного академического театра. С тех пор в трудовой книжке Евгения Арсеньевича одна-единственная запись: «актер МХАТ» (с 1987 г. МХТ имени А.П. Чехова). Хотя как обладателя «красного» диплома его приглашали сразу в несколько театров, в том числе в ТЮЗ и Театр сатиры, а знаменитый театральный критик П.А. Марков на страницах журнала «Театр» признал его роль Якова Бардина в дипломном спектакле Школы-студии МХАТа «Враги» лучшим актерским дебютом 1967 года.
«Молодой Евгений Киндинов сразу сделал свой выбор – Московский художественный театр, – говорит об актере художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова О.П. Табаков. – Ни всесоюзный успех “Романса о влюбленных”, никакие другие сцены, соблазны кинематографа не отвлекали его от служения родному театру. Здесь он вырос в героя – сначала лирического, затем драматического, через десятилетия стал подлинным мастером, одним из строителей искусства Художественного театра сегодня».
Евгений Киндинов считает везением, что и в кино, и в театре жизнь сталкивала его с прекрасными актерами. Он попал в Художественный театр в тот момент, когда там еще блистала великая плеяда «стариков». В спектакле «Мертвые души», где ему дали крохотную немую роль, Киндинов имел счастливую возможность видеть Бориса Ливанова в роли Ноздрёва, Алексея Грибова – Собакевича, Анастасию Зуеву – Коробочку. В «Трех сестрах» он не мог оторвать глаз от того же Грибова – Чебутыкина. В театре работали Михаил Яншин, Алла Тарасова, Ангелина Степанова. Наблюдение из массовки и из-за кулис за игрой этих артистов для Киндинова стало огромной школой. Уже тогда он понял, что такое высокая актерская планка.
Евгений Киндинов оказался самым молодым в труппе и оставался таковым еще долгое время, поскольку руководство театра тогда неохотно принимало молодых актеров. Он дебютировал ролью Просперо в «Трех толстяках» Ю. Олеши (1967, режиссер В. Богомолов), за которой последовали Первый солдат в спектакле «Чрезвычайный посол» А. и П. Тур (1967, режиссер И. Раевский), Рыбаков в «Кремлевских курантах» Н. Погодина (1967, режиссер Вл. Немирович-Данченко), Первый артиллерист в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова (1967, режиссер И. Раевский), Беленький в спектакле «Шестое июля» М. Шатрова (1967, режиссер Л. Варпаховский), юнкер Павловский в «Днях Турбиных» М. Булгакова (1968, режиссер Л. Варпаховский). Одновременно Киндинов выходил в других спектаклях в массовке. В «Трех сестрах» А.П. Чехова, например, он был бессловесным офицером. Однако ему нравилось играть любые роли, и ни одну из них он не считал для себя зазорной, недостойной.
Первой серьезной проверкой для Евгения Киндинова стала роль Васьки Пепла в легендарном мхатовском спектакле «На дне» по пьесе М. Горького (1968, режиссеры К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко), на которую его ввели специально для гастролей в Японии. Луку играл знаменитый Алексей Грибов, вместе с которым они были заняты и в другом гастрольном спектакле – «Кремлевские куранты» и который оказал немаловажное влияние на его становление как актера.
На премьере «На дне» не обошлось без курьеза. Евгений Арсеньевич вспоминает: «В спектакле есть сцена, где Пепел душит Луку. Я от волнения так прихватил Грибова, что чуть было не придушил по-настоящему. Правда, тут же выяснилось, что мой партнер хоть и в возрасте, но мужчина крепкий. А в антракте ко мне приходит гример: “Зайдите, пожалуйста, к Алексею Николаевичу!” - “Ты что, с ума сошел? – накинулся на меня знаменитый артист. – Это все-таки сцена, а не жизнь. А если по ходу действия надо убить, то убивать будешь?” Я запомнил, что профессия – это профессия. Надо уметь быть персонажем, но в то же время оставаться на сцене человеком и не сходить с ума».
Потом были роли Бояна в «Царской милости» К. Зидарова (1969, режиссер К. Мирский), Пассажир в спектакле «О женщине» Э. Радзинского (1970, режиссер Б. Львов-Анохин) и Штурмовик в «Обратном счете» Е. Рамзина (1970, режиссер И. Раевский). А когда однажды в 1970 году в «Современнике» заболели Олег Даль и Игорь Кваша, Е. Киндинов и А.Н. Грибов с одной репетиции влились в спектакль этого театра «На дне». Здесь и произошла первая встреча актера с Олегом Николаевичем Ефремовым, который предложил ему перейти в «Современник». Однако так сложилось, что буквально через несколько месяцев О.Н. Ефремов сам пришел во МХАТ в качестве главного режиссера.
С приходом О.Н. Ефремова начался новый этап в развитии театра. Киндинову пришлось заново доказывать свою актерскую состоятельность новому главному режиссеру. Далеко не сразу он получил свою первую главную роль у Ефремова – Валентина в спектакле «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), где его партнершей на сцене была Анастасия Вертинская.
В 1970-е годы Евгений Киндинов играл также в спектаклях: «Последние» М. Горького (1971, режиссер В. Салюк) – Якорев; «Сталевары» Г. Бокарева (1972, режиссер О. Ефремов) – Алексей Шорин; «Кремлевские куранты» Н. Погодина (1973, новая редакция, режиссер Вл. Немирович-Данченко) – Рыбаков; «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова (1974, режиссер В. Салюк) – Рамиз; «Последний шанс» В. Быкова (1975, режиссер В. Салюк) – Зуев; «Заседание парткома» А. Гельмана (1975, режиссер О. Ефремов) – Черников; «Нина» А. Кутерницкого (1975, режиссер О. Ефремов) – Володя; «Иванов» А. Чехова (1976, режиссер О. Ефремов) – Львов; «Дачники» М. Горького (1977, режиссер В. Салюк) – Замыслов; «Медная бабушка» Л. Зорина (1977, режиссер О. Ефремов) – Председатель; «Валентин и Валентина» М. Рощина (1977, режиссер О. Ефремов) – Гусев.
В конце 1970-х годов Евгений Киндинов начинает активно осваивать русский классический репертуар. «Я одного рабочего сыграл, второго, третьего и почувствовал, что задыхаюсь, – вспоминает актер. – Жить с этим штампом становилось невмоготу – душа просила классики, костюмных ролей!» Многое сбылось для него в театре: Евгений Киндинов сыграл в «Трех сестрах» А. Чехова – Солёного в постановке Вл. Немировича-Данченко (1978) и Ферапонта в постановке О. Ефремова (1997); Медведенко в «Чайке» А. Чехова (1980, режиссер О. Ефремов), Мастера в «Бале при свечах» (1983, режиссер В. Прудкин) и Маркиза д’Орсиньи в спектакле «Кабала святош» М. Булгакова (1988, режиссер А. Шапиро), Егора Чиркуна и Монахова в «Варварах» М. Горького (1989, 1991, режиссер О. Ефремов), Репетилова в «Горе от ума» А. Грибоедова (1992, режиссер О. Ефремов), Афанасия Пушкина и Рожнова в «Борисе Годунове» А. Пушкина (1994, режиссер О. Ефремов), Дикого в «Грозе» А. Островского (1996, режиссер Д. Брусникин).
Одновременно актер продолжал играть в пьесах современных авторов, создав целую галерею замечательных образов в спектаклях: «Так победим!» М. Шатрова (1981, 1985, режиссер О. Ефремов) – Арманд Хаммер; «Наедине со всеми» А. Гельмана (1983, режиссер О. Ефремов) – Андрей Голубев; «Обратная связь» А. Гельмана (1985, режиссер О. Ефремов) – Сакулин; «Портрет» С. Мрожека (1988, режиссер В. Козьменко-Делинде) – Анатоль; «Трагики и комедианты» В. Арро (1991, режиссер Н. Скорик) – Костырин; «Из жизни дождевых червей» П.-У. Энквиста (1991, режиссер М. Кочетков) – Йохан Людвиг Хэйберг; «Мишин юбилей» А. Гельмана (1994, 1999, режиссер О. Ефремов) – Фред, Валерий; «Новый американец» С. Довлатова и А. Марьямова (1994, режиссер П. Штейн).
С 1998 года Евгений Киндинов играет Игоря в пьесе «Рождественские грезы» Н. Птушкиной (режиссер П. Штейн), которая, так же как и «Новый американец» с его участием, до настоящего времени с неизменным успехом идет на сцене МХТ имени А.П. Чехова. На рубеже нового тысячелетия Е.А. Киндинов вышел на сцену в роли Столяра Энгстрана в «Привидениях» Г. Ибсена (1999, режиссер Н. Скорик).
В театре актера также можно увидеть в «Антигоне» Ж. Ануя (премьера 2000 г., режиссер Т. Чхеидзе), где он один играет за весь античный Хор (так зовут его героя), а также в ролях Аполлона в спектакле «Скрипка и немножко нервно» С. Савиной (премьера 2003 г., режиссер А. Марин) и Доннера в спектакле «Художник, спускающийся по лестнице» Т. Стоппарда (премьера 2005 г., режиссер Е. Невежина).
Евгений Киндинов работал приглашенным артистом и в других театрах. Пять лет он играл Митю Карамазова в спектакле Театра имени Моссовета. В 1979 году его пригласил на эту сложнейшую роль режиссер П. Хомский. Образ Мити Карамазова, созданный Киндиновым, стал одной из самых сильных актерских работ в спектакле. Темперамент, заразительность, эмоциональность умного, глубокого артиста проявились в этой сложнейшей роли во всей мощи.
В 1995 году Олег Табаков позвал Евгения Киндинова в свой театр, где актер по сей день играет Якова Коломийцева в «Последних» М. Горького и Крутицкого в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. В 2003 году в Театре под руководством Олега Табакова он сыграл Майера-Квасси в спектакле режиссера М. Карбаускиса «Синхрон» по пьесе Т. Хюрлимана. Участвует актер и в антрепризных спектаклях.
Всего Евгений Киндинов сыграл более 50 ролей в театре и около 40 ролей в кино. В кинематографе он дебютировал в 1968 году, снявшись в массовке в политическом фильме С. Кулиша «Мертвый сезон». В том же году состоялась и его первая главная роль. В психологическом триллере М. Захариаса «Каратель» он сыграл греческого солдата Венгелиса, который получает увольнительную за расстрел человека. Но эта увольнительная не приносит радости его герою, поскольку солдата весь день мучает совесть.
Спустя два года Киндинов сыграл молодого врача-рентгенолога Женю в мелодраме П. Тодоровского «Городской романс». Затем последовали роли в мелодрамах Н. Москаленко «Молодые» (1971) и Э. Гаврилова «По собственному желанию» (1973), фильме-сказке Ю. Цветкова «Весенняя сказка» (1971) и других картинах. Постепенно Евгений Киндинов становился известным. 1968 год ознаменовался для него поездкой в Сан-Себастьян – на первый в его жизни международный кинофестиваль, где вместе с Аллой Ларионовой они представляли картину «Молодые».
Но настоящий успех пришел к актеру после выхода фильма А. Кончаловского «Романс о влюбленных» (1974). Этот фильм по целому ряду внешних и внутренних обстоятельств был весьма уничижительно раскритикован. В «киношной среде» он получил хлесткое прозвище «Шербурские танки», поскольку пытался сочетать, по мнению многих, несоединимое – музыкально-кичевую эстетику «Шербурских зонтиков» Жака Деми с типично советской эпической сагой. Картина сочетала в себе поэзию и прозу, возвышенность чувств и приземленность поступков сникших, разуверившихся в любви героев.
Сюжет картины прост. Герой Евгения Киндинова Сергей Никитин во время военных учений попадает на пустынный остров. Начальство, уверенное в его гибели, сообщает об этом на родину. Его девушка Татьяна, узнав об этом, сильно страдает. Но надо жить… Когда Сергей возвращается, оказывается, что Татьяна уже замужем за другим.
«Если анализировать работу над фильмом “Романс о влюбленных”, – вспоминает Евгений Арсеньевич, – то задача перед группой стояла нелегкая – разобрать по косточкам жизнь целого поколения, обнажить чувства, мысли, характеры. Картина была трудной и с точки зрения технологии. Роль в этом фильме требовала от меня на тот момент больше сил и мастерства, чем у меня было. Да и по фактуре роль была необычной. “Романс о влюбленных” – трагедия по жанру. Наша победа, а это было именно так, добыта потом и кровью».
Во многом фильм «Романс о влюбленных» был экспериментальным. Впервые, например, в кино герои заговорили «белым стихом». Впервые были показаны довольно откровенные любовные сцены, о чем тогда и думать не могли. Доходило до того, что А. Кончаловскому запрещали выносить в первый титр фамилии Е. Киндинова и Е. Кореневой – исполнителей главных ролей. Развернувшиеся вокруг картины споры лишь подогрели интерес к ней публики. В 1974 году она собрала более 35 миллионов зрителей, заняв в прокате 10-е место, и завоевала Большой приз «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Евгению Киндинову «Романс о влюбленных» принес всенародную известность. Ему стали приходить потоки писем от зрителей, его останавливали на улице, чтобы взять автограф. Многочисленным поклонницам нравилось в его герое Никитине умение глубоко чувствовать, безоглядно любить.
В 1970-е годы Евгений Киндинов стал одним из самых популярных молодых актеров в стране. Высокий, красивый, темпераментный, с мужественным открытым лицом – он сразу же приковывал внимание зрителей, для целого поколения был эталоном мужской красоты. На рубеже 1970 – 1980-х годов он снялся в детективе Е. Татарского «Золотая мина» (1978), киноповести Г. Бежанова «Срочный вызов» (1978), шпионском детективе В. Дормана «Возвращение резидента» (1982), мелодраме Л. Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978). Вместе с женой Галиной Киндиновой он сыграл в телесериале В. Довганя «Талант» (1977).
Помимо картин, о которых говорилось выше, в 1970–1980-е годы актер снялся в фильмах: «Пой песню, поэт!» (1971), «Истоки» (1973), «Старые стены» (1973), «Моя судьба» (1974), «Личное счастье» (1977), «Приключения принца Флоризеля» (1979), «Таежная повесть» (1979), «Ночь на четвертом круге» (1981), «Особо важное задание» (1981), «Без видимых причин» (1982), «Требуются мужчины» (1983), «Тревожный вылет» (1983), «Колье Шарлотты» (1984), «Нам не дано предугадать...» (1984), «Конец операции “Резидент”» (1986).
Хотя не все из его многочисленных картин были шедеврами и, по его собственному признанию, случались в его биографии и проходные роли, Евгений Киндинов никогда не играл плохие роли из-за денег. «Нехватка денег – это не состояние кошелька, а состояние души. Очень большие деньги мне и не предлагали. Были в моей биографии проходные картины. Но это была именно моя неразборчивость, а не продажа себя в качестве материала», – признаётся актер.
Уже с середины 1980-х годов Киндинова все реже стали приглашать на съемки, начался период охлаждения зрительского интереса. В 1990-е годы Евгений Арсеньевич снялся лишь в двух фильмах – в боевике Г. Николаенко «Под маской беркута» (1991) и в картине И. Вовнянко «Господи, помилуй заблудших» (1992, Казахстан–Украина). Вполне естественно, что актер тогда сильно переживал. Спасение Киндинов находил в театре, который считал и продолжает считать своей основной работой: «Мне, театральному актеру, переживать периоды простоя в кино было легче, нежели некоторым моим коллегам, которые жили только кинематографом. Я некоторых из них пытался переманить в театр».
В 2003 году Евгений Киндинов снялся в сериале «Сыщики-2», где сыграл злодея. Вообще, актер обычно отказывается от телепредложений – за исключением предложений от канала «Культура». Здесь согласился, потому что режиссером был его друг Дмитрий Брусникин. Одна из последних по времени работ актера в кино – роль Каменева в сериале А. Эшпая «Дети Арбата» (2004).
С 1995 по 1999 год Евгений Арсеньевич вел курс во ВГИКе, имеет звание профессора. Особая гордость Киндинова-педагога – из 18 выпускников его курса 13 приняты в различные театры Москвы. Его ученики успешно работают в кино – Андрей Мерзликин, Александр Бухаров, Оксана Коростошевская и другие. Евгений Арсеньевич преподает в Школе-студии МХАТа.
В 1978 году Е.А. Киндинову присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, в 1989 году – народного артиста РСФСР. Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Почета.
Так получилось, что актерская профессия позволила утолить юношескую страсть Е.А. Киндинова к путешествиям. Еще студентом с концертными бригадами он проехал весь Советский Союз, побывав в уникальных местах, например на Военно-Грузинской дороге. Впоследствии с театральными гастролями Евгений Арсеньевич объездил весь мир – от Австралии до Великобритании.
За годы увлечения филателией Е.А. Киндинов собрал уникальную коллекцию марок бывших африканских колоний, дома у него хорошая библиотека и фонотека. Среди его музыкальных предпочтений – В.А. Моцарт, П.И. Чайковский.
Живет и работает в Москве.