КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич
КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич
Народный артист РСФСР
Родился 20 августа 1937 года. Отец – Сергей Владимирович Михалков, поэт, драматург, баснописец, секретарь Союза писателей СССР, автор текстов Государственных гимнов СССР и России, лауреат Государственных премий СССР, Герой Социалистического труда. На его стихах воспитывались многие поколения советских и российских детей. Мать – Наталия Петровна Кончаловская, поэт, писатель, переводчик; ее книга «Наша древняя столица» стала классикой русской детской литературы. В фильмах Кончаловского не раз звучали песни и романсы на ее стихи. Спустя годы, ставя на Красной площади большое зрелищное представление к 850-летию Москвы, Кончаловский назовет его «Наша древняя столица», отдавая тем самым дань уважения памяти матери.
В юности Кончаловский готовился стать пианистом, учился в консерватории. Но с 3-го курса ушел во ВГИК, в мастерскую Михаила Ильича Ромма, прекрасного режиссера, мудрого мастера, воспитавшего таких разных, непохожих друг на друга кинематографистов, как А.Тарковский, В.Шукшин, Г.Чухрай, А. Смирнов, С.Соловьев, А.Митта.
Еще учась во ВГИКе, Кончаловский снялся как актер в нескольких эпизодических ролях («Иваново детство», «Суд сумасшедших»), написал с Тарковским сценарий «Иванова детства» (вскоре они напишут вместе сценарий об Андрее Рублеве – «Страсти по Андрею»), снял навеянную поэтическим кинематографом Альбера Ляморисса короткометражку «Мальчик и голубь» (1961, приз «Бронзовый лев» Венецианского кинофестиваля). Его дипломной работой стал «Первый учитель» (1965) по повести Чингиза Айтматова – фильм страстный, яростный, совсем не благостно показавший крутую ломку, которую принесла с собой революция народам бывшей Российской империи. Открытием фильма стала молодая казахская актриса Наталья Аринбасарова, сыгравшая роль Алтынай, за которую она была удостоена приза Венецианского кинофестиваля. К этому времени она уже была женой Кончаловского, матерью его сына Егора, ныне также пошедшего по стезе отца в кинорежиссуру.
Следующий фильм Кончаловского – «История Аси Клячиной, которая любила, да замуж не вышла» (1967), снятый по сценарию Юрия Клепикова «Год спокойного солнца», получил Государственную премию РФ спустя 22 года после своего создания. Долгие годы он пролежал на полке: не такой хотело видеть на экране российскую деревню партийное руководство, слишком много правды принесли на экран непрофессиональные актеры, сыгравшие в фильмах самих себя, свои судьбы, выразившие свое понимание мира. Лишь немногие роли сыграли в фильме актеры профессиональные: они, и прежде всего сыгравшая Асю Ия Саввина, выдержали очень непростое испытание – быть на экране такими же подлинными, как живые люди из живой жизни. Фильм этот был принципиально важен для Кончаловского: в нем он заявлял о себе как о режиссере русском – говорил о России, о своей любви к ней, о вере в силы ее народа, надежде на ее будущее...
После черно-белой, почти документалистской скупой стилистики этого фильма следующая работа режиссера – экранизация тургеневского «Дворянского гнезда» (1969) – казалась ослепительным праздником света и цвета. Оператор Г. Рерберг развернул на экране такую блистательную палитру цвета, какой до того, наверное, не знало мировое кино. Какие-то из критиков обвинили фильм в погоне за самоценной красивостью, в уходе от проблем сегодняшней жизни к любованию эстетизированным миром ушедшей дворянской жизни. По сути же, режиссер оставался верен себе: он все так же говорил о своей любви к России, своей вере в нее, своей тревоге за ее судьбу. Интересовали его не социальные коллизии, оставшиеся в прошлом, а нравственный поиск своего «я». Режиссер и здесь говорил о горьком счастье принадлежать России...
Следом за «Дворянским гнездом» появилась еще одна экранизация – «Дядя Ваня» (1971, приз «Серебряная раковина» на фестивале в Сан-Себастьяне) по Чехову, с прекрасным созвездием актеров (И. Смоктуновский, С. Бондарчук, И. Купченко), с великолепным пластическим решением (операторы Г. Рерберг и Е. Гусинский), с мудрым и все таким же горьким взглядом режиссера-автора на приходящую в разор и запустение Россию. Только ли о той, ушедшей в прошлое дореволюционной России размышлял Кончаловский, снимая этот фильм?..
Неожиданным, но столь же закономерным было обращение Кончаловского к сценарию Е. Григорьева «Романс о влюбленных» (1974), где герои говорили белым стихом, где весь мир представал очищенным от шелухи быта, где поднимались на торжественные котурны понятия любви, долга, чести, Родины. Фильм завоевал Гран-при в Карловых Варах, имел зрительский успех (40 миллионов зрителей), что не помешало появиться и резко критическим отзывам о нем. Одни углядели в фильме имперскую проповедь милитаризма, другие не приняли стилистики фильма, где сталкивались две как бы несовместимые части: первая – цветная, романтически-приподнятая и вторая – черно-белая, приземленная и все равно говорящая о величии любви, о ее огромной одухотворяющей силе.
Еще большим размахом и эпичностью поражала четырехсерийная «Сибириада» (1979, специальный приз кинофестиваля в Канне), охватывавшая почти целое столетие жизни России, построенная на сложном столкновении личных судеб героев и полной трагических потрясений истории государства. Это сложное пересечение, сопоставление микро- и макромиров – вообще отличительное свойство художнического мышления режиссера.
По завершении «Сибириады» режиссер уехал на Запад. Фактически это была эмиграция, хотя Кончаловский, к тому времени уже женатый на гражданке Франции, имел по всем советским законам право жить и работать за рубежом. В Голливуде ему пришлось заново начинать с нуля, доказывать продюсерам свое владение профессией. Только спустя 4 года ему удалось выйти на съемочную площадку. В фильме «Возлюбленные Марии» он использовал сюжетную канву рассказа А. Платонова «Река Потудань», перенеся его действие в Америку. Впрочем, и здесь он остался верен себе, погрузив действие в славянскую среду сербской общины маленького провинциального городка, взяв своей темой любовь: ее странности, ее непредсказуемость, ее животворящую силу.
Успех фильма позволил Кончаловскому уже над следующей картиной – «Поезд-беглец» (1985) – работать в полную силу своего таланта. История двух заключенных, вырвавшихся из тюрьмы на свободу, оказавшихся на потерявшей управление, несущейся на полной скорости связке локомотивов, рассказанная в сценарии Куросавы, открывала прекрасную возможность создать впечатляющую метафору современного мира. Можно ли и в этом обезумевшем, потерявшем тормоза мире остаться человеком? Не строя иллюзий ни насчет состояния мира, ни насчет человеческой природы как таковой, Кончаловский все же давал ответ утвердительный. Человек способен выдержать трагическое испытание свободой, сохранив в себе человека.
Следующие американские фильмы режиссера – «Дуэт для солиста», «Стыдливые люди», «Гомер и Эдди» – камерные, психологические, построенные на тонких нюансах чувств и взаимоотношений героев, показали, что режиссер стремится и в мире индустрии блокбастеров сохранить свое лицо, свое авторское «я». Впрочем, искушение блокбастером у него тоже было. Кончаловский взялся поставить большой многомиллионный фильм – «Танго и Кэш» с прославленным Сталлоне, одной из самых дорогих в то время звезд, с крутым приключенческим сюжетом, захватывающими спецэффектами, с огромными суммами, потраченными на рекламу и сопутствующие товары. Контакта с продюсером у режиссера не получилось; режиссер не захотел терять своего авторского лица и ушел с постановки, недосняв картину...
К этому времени ситуация в России резко поменялась: началась перестройка. Теперь никто не мешал Кончаловскому работать там, где он в данный момент хочет, – в Голливуде или на «Мосфильме».
За годы, прошедшие со времени возвращения на Родину, режиссер успел довольно много. Поставил фильмы «Ближний круг» (1991) – размышление о природе сталинизма на материале судьбы «маленького человека» – киномеханика Сталина (к американскому прокату этого фильма режиссером совместно с А. Липковым была специально написана книга, рассказывающая о реальном прототипе героя, о Сталине и его окружении, о реалиях советской жизни в ту эпоху); «Курочка Ряба» (1994) – гротескное продолжение судьбы Аси Клячиной в посткоммунистической России спустя 25 лет (Ия Саввина отказалась играть Асю, в этой роли снялась Инна Чурикова); «Дом дураков» (2002, Гран-при жюри кинофестиваля в Венеции) – историю обитателей сумасшедшего дома где-то близ границы с Чечней во время первой чеченской войны: оказалось, что именно они – единственные нормальные люди в сошедшем с ума, залитом кровью мире. Главную роль в фильме сыграла молодая жена режиссера – актриса Юлия Высоцкая. Для телеэкрана в 1996–1997 годах Кончаловский снял четырехсерийную «Одиссею» – самую дорогую на ту пору в мире телепродукцию, получившую высшую американскую телевизионную награду «Эмми». Эпический склад мышления всегда был присущ режиссеру, потому и в древнем гомеровском эпосе он нашел много созвучного современности да и своей собственной судьбе.
В эти же годы Кончаловский осуществил театральные спектакли: «Чайка» Чехова в парижском «Одеоне», оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в «Ла Скала», «Война и мир» Прокофьева в Санкт-Петербургской Мариинке и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Бал-маскарад» Верди на Вердиевском фестивале в Парме. К 850-летию Москвы режиссер поставил фееричное суперзрелище на Красной площади, транслировавшееся или прошедшее в видеозаписи во многих странах мира.
В 2003 году на экраны вышел фильм А. Кончаловского «Лев зимой» – повторная экранизация пьесы, в которой некогда блистали Питер О’Тул и Кэтрин Хепберн.
В 2004 году Кончаловский поставил «Чайку» на сцене Театра имени Моссовета, в 2005 году – спектакль «Мисс Жюли» в Театре на Малой Бронной.
Стали бестселлерами книги Кончаловского «Низкие истины» (1998) и «Возвышающий обман» (1999), где он рассказывает о прожитой жизни, о встречах со многими замечательными людьми, о своем опыте работы в кино и на сцене, о любимых женщинах и многом другом.
Сейчас Кончаловский – в разгаре работы над большими телевизионными проектами: завершает работу над двухсерийным документальным фильмом о Юрии Андропове; ведет съемки 12-серийного публицистического цикла «Культура – это судьба» – о том, как влияют культура и воспитанные ею базовые ценности на экономику и политическое устройство общества; продюсирует цикл о гениях русской музыки ХХ века – Прокофьеве, Рахманинове, Шостаковиче, Скрябине, Стравинском.
У него много и иных планов: подготовлен режиссерский проект мюзикла «Щелкунчик» по мотивам сказки Гофмана и балета Чайковского; композитор Э. Артемьев завершил рок-оперу «Преступление и наказание», которую Кончаловский задумал еще 20 лет назад и которой намерен открыть театр рок-оперы, проект которого разработан совместно с театральным продюсером Д. Смелянским.
А.С. Кончаловский избран академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. В 2006 году удостоен одной из самых престижных наград Франции – стал офицером Ордена искусств и литературы.