КОНЮХОВА Татьяна Георгиевна (1931-2024)
Народная артистка России, профессор
Родилась 12 ноября 1931 года в Ташкенте. Отец – Конюхов Георгий Степанович. Мать – Конюхова Анастасия Денисовна. Сестра – Фролова (Конюхова) Роксана Георгиевна, окончила консерваторию, педагог по классу фортепиано. Супруг – Кузнецов Владимир Васильевич (1931–1986), заслуженный мастер спорта СССР, участник трех Олимпийских игр, доктор педагогических наук, профессор, как ученый разглядел в десятиборце Янисе Лусисе будущего копьеметателя – чемпиона Европы и Олимпийских игр. Сын – Кузнецов Сергей Владимирович, работник МИДа. Внучка – Ольга, занимается синхронным плаванием.
Зрители наверняка помнят, как в картине «Москва слезам не верит» буквально на несколько мгновений в кадре на звездной фестивальной лестнице, появляется Татьяна Конюхова... На нее с восторгом смотрят героини картины – провинциальные девчонки, не верящие привалившему счастью: перед ними сама (!) Татьяна Конюхова, улыбающаяся, прекрасная, какой она являлась к ним на экране. Героиня актрисы Ирины Муравьевой, буквально задыхаясь от восторга, восклицает: «Конюхова! Обожаю!..»
Режиссеру фильма Владимиру Меньшову, лауреату премии «Оскар»(именно за этот фильм), нужно было показать кинозвезду, кумира 1950–1960-х годов. Он выбрал Татьяну Конюхову.
Пригласив ее на этот эпизод, режиссер рассчитал все с удивительной точностью: Конюхова во многом была воплощением любимых героинь советского кино – ясноглазых, отважных, энергичных. Они строили в тайге линии электропередач, сражались на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн, давали отпор шпионам и диверсантам, трудились в цехах огромных заводов. Пусть это звучит пафосно, немного по-советски, но обаяние актрисы, ее радостное приятие жизни, энергия и умение заразить этой энергией окружающих помогали зрителям увидеть в таких героинях живых, искренних людей тех лет, свято верящих, что очень скоро придет светлое будущее.
В шумные годы своей славы Татьяна Георгиевна и душой и талантом стремилась к другим персонажам, совсем не похожим на своих замечательных, красивых девушек с комсомольским задором. Она реально доказала свое право играть женщин с драматической, сломанной судьбой. К некоторым из них Конюхова относилась с нежной иронией. К другим – с печальным состраданием. Но всех и всегда надеялась оправдать, настаивая на праве человека быть слабым, ищущим, ошибающимся.
Слава пришла к Татьяне Конюховой очень рано и во многом вопреки собственным мечтам. Возможно, так произошло потому, что воспитана она была родителями в чрезвычайно строгих правилах, с юных лет приучена спрашивать с себя по максимуму, не делая малейших скидок на любые обстоятельства.
Родители Татьяны Конюховой – выходцы с Украины – волею судеб оказались в Узбекистане: отец-военнослужащий получил назначение в ЦК Компартии республики. Жили скромно, но Татьяна Георгиевна до сих пор вспоминает ослепительную чистоту, которая всегда царила в их доме, – заслуга мамы. Между тем отец с матерью были людьми разными. Она – настоящая украинка: хозяйственная, шумная. Он – замкнутый и суровый.
Девочкой Татьяна была очень самостоятельной и с ранних лет мечтала стать актрисой. Родители воспринимали ее мечты без особого воодушевления. Когда после окончания десятилетки в 1949 году она все-таки собралась из Либавы, где служил ее отец, в Москву поступать во ВГИК «чтобы учиться на артистку», отец, погладив дочку по голове, ласково утешил: «Ничего – провалишься, вернешься домой, выучишься бухгалтерскому учету...» Мать была резче: «Куда тебе в калашный ряд!»
Обида, быть может, лишь подхлестнула Татьяну. Однако рассчитывать на чью-либо помощь ей не приходилось, все преграды она тогда и впоследствии преодолевала сама, сдала на отлично все экзамены и в числе 15 счастливцев, выбранных из 800 поступавших, была принята. Ее мастером стал знаменитый актер, народный артист СССР Василий Васильевич Ванин. Конюхова училась на круглые пятерки, играла в спектаклях по сценической практике. На нее обратили внимание режиссеры, и вскоре она получила первую в своей жизни главную роль в кино – Ганну в картине «Майская ночь, или Утопленница» по повести Н.В. Гоголя. К тому моменту на эту роль уже пробовались десятки актрис, но режиссер картины знаменитый Александр Роу отдал предпочтение дебютантке Татьяне Конюховой, внешние данные которой прекрасно гармонировали с внутренним миром, эмоциональным содержанием ее будущей героини.
Фильм был стереоскопическим, такие снимались в начале 1950-х единицами и шли на экране годами в специализированных кинотеатрах. Афиша «Майской ночи» – огромный плакат с лицом красавицы Ганны – висела в центре Москвы. Было от чего потерять голову юной студентке!
Позже Татьяна Георгиевна комментировала ситуацию так: «Проходила мимо рекламы с моим портретом и всякий раз думала: “Господи, скорее бы уж сняли ее!” Меня постоянно мучило ощущение какой-то бессмысленности того, что я делаю. Казалось, все это мгновенное, преходящее, бесследно исчезающее. Я уже тогда понимала, что жизнь сложнее, чем фильмы, в которых мне приходилось играть».
Дебют принес молодой актрисе не только радость. Съемки фильма прошли успешно, но на озвучании картины случилось непредвиденное. Оказавшись один на один с микрофоном, Конюхова вдруг совершенно растерялась: ей никак не удавалось совместить текст ее героини с отснятым материалом – второкурснице не хватило опыта. Взять себя в руки она тогда не смогла, и роль пришлось озвучивать другой актрисе.
В свете этого случая понятен поступок Конюховой, который вряд ли найдется в других актерских биографиях. Сделав нелестные выводы на свой счет, она упросила ректора института дать ей отпуск на год, чтобы разобраться в самой себе и решить, как жить дальше.
К тому времени курсом руководил уже другой мастер: Ванин умер, когда его питомцы перешли на 3-й курс. Через год Татьяна Конюхова вернулась во ВГИК, теперь уже к великим мастерам Ольге Ивановне Пыжовой, заслуженному деятелю искусств РСФСР, ученице и соратнице К.С. Станиславского, и профессору Борису Владимировичу Бибикову. Учителя воплощали в себе ее идеал актера – мастера перевоплощения. Их выпуски были легендарны, а имена учеников говорят за себя сами: Нонна Мордюкова, Екатерина Савинова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов...
Конюхова тоже оказалась в звездном окружении – с ней учились Руфина Нифонтова, Майя Булгакова, Изольда Извицкая, Надежда Румянцева, Юрий Белов, Валентина Владимирова. Татьяна Георгиевна не затерялась среди них. Она снялась в картинах «Судьба Марины» (1953), «Запасной игрок» (1954), «Вольница» (1955), дилогия «Первые радости» и «Необыкновенное лето» по произведениям К. Федина (1956). Каждая из этих картин дала возможность определить характер ее актерского дарования.
Дипломная работа Татьяны Конюховой – роль Екатерины в фильме «Доброе утро» А. Фролова (1955) – стала добрым утром ее творческой жизни: картина вмиг облетела экраны страны, а исполнительница главной роли Татьяна Конюхова стала одной из популярнейших актрис советского кино. Она продолжает много работать в кино. Единственное, что расстраивало Татьяну – однообразность ролей. Зачастую режиссеры видели в ней мужественную комсомолку с сильным характером, крепкой волей и красивой внешностью. Когда Конюховой случалось сыграть близкую по духу героиню, актриса буквально оживала. Достаточно вспомнить ее Соню Орлову из фильма «Разные судьбы»...
Фильм Леонида Лукова «Разные судьбы» довольно часто показывают по телевидению и теперь. По сюжету сегодня он выглядит довольно наивно. Но, несомненно, живой человек среди условных фигур картины Лукова – Соня Орлова, сыгранная Татьяной Конюховой. Такие Сони были, есть и будут: любящие, жертвенные, прячущие свои чувства, не желая ни с кем делиться сокровенным, глотая слезы обиды и не позволяя обременить своей болью других. В этой мелодраме Конюхова старалась уйти от бытовой конкретности и социальной заземленности. Ее волновала Любовь – несчастная и благородная, позже – счастливая, которой никогда не коснется пошлость.
А ведь поначалу актриса от роли отказывалась, не желая оставаться лирической героиней, какой была ее Екатерина из «Доброго утра». По-новому взглянуть на эту роль ее заставил режиссер фильма. Услышав, как Луков читает текст от лица ее героини, Татьяна Конюхова была поражена перевоплощением этого крупного, сурового с виду человека в трогательное существо – Соню Орлову, его одухотворенностью, с которой он читал текст, вкладывая в него всю свою душу. Актриса не могла сдержать слез, а на следующий день приступила к репетициям с Георгием Юматовым...
Найти характер Сони ей помогла одна деталь. Она сама искала костюм для героини. Отыскала в закромах студийной костюмерной рваную шубейку, годившуюся разве что подростку. Стройная, хрупкая Конюхова натянула ее на себя, посмотрела в зеркало – и оттуда глянула на нее Соня, сирота, выросшая на хлебах у тетки, одинокая, тихая девочка, чуть не с 1-го класса влюбленная в красавца Степу, любящего другую.
Несмотря на удачно складывающуюся кинокарьеру, Татьяна Конюхова всегда стремилась на театральную сцену, хотя до поступления во ВГИК (невероятно, но факт!) ни разу не была в театре. Дочь офицера, она часто переезжала с места на место, жила в маленьких городках и поселках, где театров не было. И вдруг открыла для себя театр. Это было счастливым потрясением. Но когда театр открыл ее, актриса не могла поверить такому счастью.
Богиня Мельпомены благоволила молодой актрисе. Сначала ее пригласили в Малый театр на роль Нины в лермонтовском «Маскараде». Ставить спектакль должен был корифей сцены Охлопков. К сожалению, по ряду причин постановка не состоялась. Потом она играла Сашу в «Иванове». Ей пророчили сценическое будущее Царев и Бабочкин, но из Малого пришлось уйти. Однако уйти из театра вообще Конюхова уже не могла.
Единственный в своем роде Театр-студия киноактера стал для Татьяны Конюховой настоящей судьбой. В нем она проработала с 1956 по 1992 год. Назовем только некоторые имена актеров театра, ее коллег и партнеров по сцене: Л. Смирнова, К. Лучко, Л. Соколова, Л. Шагалова, И. Макарова, В. Ивашов, Л. Лужина. В этом созвездии у Татьяны Конюховой – собственная яркая стать и творческое «я».
Пьесы русских и зарубежных классиков, лучших современных драматургов позволили раскрыться таланту актрисы, стали для нее путеводной нитью к обретению себя, к постижению таинств искусства и жизни. Даже избалованная широким выбором столичная публика, чутко вслушиваясь в звучную театральную партитуру, выделяла своеобразный художественный голос любимой актрисы, внимала смыслу ее открытий, рожденных талантом и гражданской зрелостью. Углубленный психологизм и выразительная пластика, танцевальная эмоциональность открыли зрителям новую Татьяну Конюхову.
На сцене Театра-студии киноактера Татьяна Георгиевна сыграла, быть может, самые интересные, самые мощные по внутреннему содержанию и эмоциональной нагрузке роли. Сбылась ее давняя мечта – сыграть одну из героинь Ф.М. Достоевского, своего любимого писателя. Роль Варвары Петровны Ставрогиной в спектакле «Бесы» (1987–1991) стала вершиной ее драматического искусства.
Среди других работ актрисы в театре – спектакли «Каждый осенний вечер» Пейчева (1964), «Корни» Уаскера (1965), «Дурочка» Лопе де Вега (1971), «Чудо» Метерлинка (1976), «День приезда – день отъезда» Черных (1976), «Комедия ошибок» Шекспира (1979–1984), «Восемь женщин» Тома (1978–1984), «Ссуда на брак» Воинова (1983–1984), «Да здравствуют дамы!» Нушича (1984–1991), «Требую суда» Перекалина (1985–1988), «Караул» Попова (1986–1988), «Праздник непослушания» Михалкова (1987–1989).
Между тем кино никогда не кончалось в судьбе Татьяны Георгиевны, она по-прежнему любит его первой любовью. Да и для многих зрителей она остается в первую очередь актрисой кино. В ее кинематографической судьбе были и крутые повороты, и высокие взлеты, и горькие разочарования. Случалось так, что актриса говорила себе: «Стоп! Хватит!», – опасаясь, что снова, как в пору кинодебюта, может стать заложницей одного амплуа. Ей повезло, она встретилась с режиссером Константином Наумовичем Воиновым. Он стал давать Конюховой характерные роли, которых она ждала...
Довелось ей сыграть и роль на грани гротеска, фарса, буффонады – у Воинова в знаменитой и любимой по сей день картине «Женитьба Бальзаминова», где актриса снялась в роли замарашки-прислуги Химки. Не пощадила своей красоты, грации, превратив себя в диковатое, очаровательно жизнерадостное существо, с хитринкой, но без особых претензий... Химка, как считает Татьяна Георгиевна, вырвала ее из русла, по которому ее принуждали плыть законы кинематографа. Она искала для себя такую же взрывчатую, неожиданной силы роль – и не находила. Может быть, поэтому стала сниматься меньше. «Бунтарей не любят», – резюмирует она. Хотя именно ее пригласил в свой фильм «Звезды и солдаты» режиссер с мировым именем Миклош Янчо. Она сыграла и в одной из лучших картин Александра Панкратова-Белого «Портрет жены художника».
Всего же в списке киноработ актрисы, помимо упомянутых, более 50 наименований. Среди них – «Гори, моя звезда», «Над Тиссой», «Олеко Дундич», «Заре навстречу», «Косолапый друг», «Солнце светит всем», «Время летних отпусков», «Карьера Димы Горина», «Бей, барабан!», «Как я был самостоятельным», «Ты не один», «Казнены на рассвете», «Над пустыней небо», «Выстрел», «Лунные ночи», «Белые монахи», «Таинственный монах», «Крутой горизонт», «Один из нас», «Тайна предков», «Хроника ночи», «Еще не вечер», «Только вдвоем», «С любовью пополам», «Нежданно-негаданно», «На златом крыльце сидели», «Счастливая Женька!», «Радуница», «Ссуда на брак», «Щенок», «Все впереди», «Тихий ангел пролетел...» и многие другие.
Во время съемок фильма «Карьера Димы Горина»Татьяна Конюхова была на седьмом месяце беременности. «С Владимиром Кузнецовым мы прожили в браке 27 лет, – рассказывает Татьяна Георгиевна. – У нас родился сын. Когда встал вопрос, где рожать, я выбрала Ригу – там жила моя мама. Мы поехали туда на машине. А так как муж был уставший, я сама села за руль и вела машину пятьсот километров. Когда мы наконец приехали, я с трудом вышла – так сильно у меня отекли ноги. Помню, врач очень странно на меня посмотрел, когда узнал, как я сюда добиралась...»
Татьяна Конюхова была очень счастлива в личной жизни. Ее супруг – Владимир Кузнецов – был интереснейшим, уникальным человеком: один из сильнейших копьеметателей мира, доктор педагогических наук, основоположник антромаксимологии – науки о резервных возможностях человека. К несчастью, антромаксимологию похоронили вместе с ним... Он ушел из жизни очень рано, в 55 лет.
Отголоски этого горя слышатся и по сей день, когда Татьяна Георгиевна читает стихи в концерте или просто для друзей, особенно любимую ею Марину Цветаеву. Грустные ноты звучат и когда она говорит о Театре-студии киноактера, где она интересно и ярко играла многие годы. Однако не изверившись в своем предназначении, как бы ни складывались взаимоотношения с жизнью, профессией, особенно у кинозвезды, чей завтрашний день часто непредсказуем, Татьяна Конюхова сумела выстроить свою дорогу в искусстве с великим достоинством.
Татьяна Конюхова не сидит без работы. Занимается преподавательской деятельностью, делится с молодыми всем, что накопила, познала, поняла. Занималась с детьми в Театральной студии при Московской детской академии народного художественного творчества в Перово. Преподает актерское мастерство в Университете культуры. Не расстается и с театром: играет роль Дианы в спектакле «Театральный анекдот» по пьесе Николая Коляды «Курица» в Театре «Артефакт». Выступает с собственной концертной программой – читает стихи Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Она всегда желанный гость в самых разных аудиториях, проводит множество встреч и творческих вечеров. Не порывает связи и с кинематографом, постоянно бывает на кинофестивалях.
В 1964 году Т.Г. Конюховой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, в 1990 году – звание народной артистки России. Она награждена орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «В память 850-летия Москвы», знаками «За отличную военно-шефскую работу», «Отличник кинематографии СССР», а также Золотым орденом ГДР за участие в общественной жизни общества ГДР–СССР.
С 1964 года Татьяна Георгиевна выполняла почетные обязанности члена Комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства, с 1969 года – члена Центрального комитета профсоюза работников культуры.
Татьяна Георгиевна – страстная поклонница творчества Марины Цветаевой, которую считает лучшей поэтессой России. Увлекается также философской литературой, мемуарами великих людей, произведениями Достоевского, Куприна, Чехова, Стендаля, Бальзака, Бульвер-Литтона, собрала множество материалов, посвященных наследию А.С. Пушкина.
Ее любимые артисты – М. Бернес, Н. Крючков, И. Переверзев, Э. Гарин, В. Тенин, партнеры по фильмам – Г. Юматов, В. Зубков, Л. Сухаревская, Р. Нифонтова, Т. Доронина, П. Луспекаев, С. Юрский, И. Смоктуновский, М. Ульянов, театральные режиссеры – Г. Товстоногов и А. Эфрос. С удовольствием и благодраностью вспоминает она о совместной работе с Борисом Андреевым, уважительно и нежно говорит о Майе Булгаковой, Петре Алейникове, Татьяне Самойловой, Светлане Светличной, Владимире Ивашове и других коллегах-актерах и режиссерах. Гордится, что ей доводилось встречаться и работать с мэтрами А. Довженко, Г. Чухраем, С. Юткевичем, Г. Рошалем, Л. Луковым, В. Басовым, К. Воиновым.
Великие и неповторимые имена – слава советского, российского кино. Не зря под таким девизом в Центральном доме кинематографистов прошла серия вечеров, одной из героинь которых стала Татьяна Конюхова. Выступая на одном из них, известный критик и искусствовед Виталий Вульф сказал о Т.Г. Коюховой: «Доступная и недосягаемая».
В 2001 году актриса встретила свой 70-летний юбилей. На сцене, где она царила, ее поздравляли коллеги по искусству, великие Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Лидия Смирнова, Владимир Меньшов, а также государственные мужи, ученики, друзья, коллеги. Это был настоящий праздник жизни.
Человек незаурядный и бесконечно увлеченный, свое жизненное кредо Татьяна Георгиевна определяла строками Бориса Пастернака:
«... Во всем мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте,
До сущности протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины,
Все время схватывая нить судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья...»