КОРЕНЕВ Владимир Борисович
КОРЕНЕВ Владимир Борисович
Народный артист России, профессор
Родился 20 июня 1940 года в Севастополе. Отец – Коренев Борис Леонидович. Мать – Коренева Ольга Васильевна. Супруга – Константинова Алевтина Константиновна, актриса Театра имени К.С.Станиславского. Дочь – Коренева Ирина Владимировна, актриса Театра имени К.С. Станиславского. Внук – Коренев Егор.
Борис Леонидович Коренев был очень красивым, чрезвычайно одаренным, артистичным человеком. Он служил на Черноморском и Северном флотах военным моряком, контр-адмиралом, прошел всю войну, знал несколько иностранных языков и имел репутацию очень принципиального человека. Вместе с супругой Ольгой Васильевной он переезжал с одной морской базы на другую. Одно время даже служил в Китае, помогал создавать флот.
Володю и его старшую сестру Наташу несколько лет воспитывала бабушка, которая обожала внука. Когда мальчик читал до рассвета, она сидела рядом в кресле и не ложилась спать. На плите все время стоял горячий чайник, и бабушка то и дело наливала внуку свежезаваренный по-бурятски чай с молоком.
Когда родители переехали в Измаил, они смогли забрать детей к себе. Володя босиком бегал по мягкой как пух пыли и до сих пор вспоминает вкусный острый запах, который шел из всех дворов осенью, когда начинали солить капусту, и необыкновенную природу тех мест – огромный тутовник, грецкие орехи, сладчайший виноград, изумительную черешню. Мальчик попал в Измаил в голодные послевоенные годы, и все это казалось ему настоящим чудом.
Мать была прекрасной хозяйкой, гостеприимной, веселой, в доме всегда было полно гостей. У Володи оказалась прекрасная память, в детстве он моментально запоминал случайно услышанные по радио украинские басни и песенки, прочитанные отцом стихи. Впоследствии он блестяще цитировал поэмы Пушкина, Лермонтова, сыгранные в начале актерской карьеры роли, знал массу исторических подробностей.
Сложилось так, что до 4-го класса мальчик практически не умел писать, преподавание в школе велось на двух языках – русском и украинском, в результате чего дети хорошо не знали ни одного. Потом отца перевели в Таллин. Коренев попал в хорошую школу, сидел на последней парте и ужасался от мысли, как много он пропустил. К счастью, в доме, где они жили, находилась районная библиотека. Чтобы избавиться от чувства неполноценности, Володя запоем читал все подряд и до 10-го класса компенсировал пробелы. Но страстное желание узнать как можно больше осталось у него навсегда – Коренев постоянно занимается самообразованием.
Театр в его жизни впервые появился в Таллине. Владимир стал постоянным посетителем драматического театра, а в школе образовался драмкружок, который вел артист этого же театра Иван Данилович Россомахин – удивительный педагог. Из этого кружка 12 человек стали профессиональными артистами: среди них Лариса Лужина, Виталий Коняев, Игорь Ясулович. Сцена для Коренева стала сильнейшим магнитом и с первых секунд покорила его сердце.
В 1957 году Владимир поступил в ГИТИС имени Луначарского. Слава о необыкновенной красоте нового студента моментально распространилась по всему институту, он будоражил всех своим присутствием. Во время учебы Коренев познакомился со своей будущей супругой и актрисой Аллой Константиновой. 2 апреля 1961 года они расписались в ЗАГСе. После этого Алла пошла в театр, а Владимир вернулся в институт на занятия. Бабушка Володи пришла в ужас от этой новости и горевала, что у молодой пары не было настоящей свадьбы, но они отшутились: «Проживем десять лет, тогда и отметим». Через некоторое время Коренев уехал вместе с однокурсниками в Финляндию, и только спустя 10 лет супруги действительно сыграли настоящую свадьбу, а на серебряный юбилей повенчались.
Когда Алевтина Константинова пришла в Театр имени Станиславского, ей выделили клетушку в декорационном сарае, кое-как приспособленном под жилье. Сарай стоял во дворе театра, там расписывали и хранили декорации, а актеры жили в маленькой комнатке – там и поселилась молодая семья. Это было удивительное время, по вечерам собирались гости, молодые поэты читали стихи, все пели, а Евгений Урбанский играл на гитаре и часто так увлекался, что рвал струны. Через год молодоженам выделили комнату в квартире, а их соседями стали прекрасные актеры Георгий Бурков и Алексей Глазырин.
Когда родилась Ира, у Коренева проходил концерт в 300 километрах от Moсквы. Ему позвонили ночью в гостиницу. Стоял июнь, Владимир купил большой букет цветов и помчался в больницу – девочку ему показали в окно. Дома он долго боялся взять ребенка на руки, такой хрупкой она ему казалась. Зато потом занимался с дочерью часами, гулял, отводил в школу, и это доставляло ему огромное удовольствие. Коренев очень хотел, чтобы у него родилась именно дочка. Он вырос среди женщин, отец всегда был в море, а Володя, младший в семье, жил с бабушкой, мамой и сестрой, которые его баловали и любили. На последнем курсе ГИТИСа Коренев получил приглашение на пробы в фильме «Человек-амфибия». Тогда в студенческой постановке «Ночь ошибок» Голдсмита он играл главную роль – персонажа из английских анекдотов, наивного человека, попадающего в разные нелепые ситуации. Герой романа А. Беляева – Ихтиандр – наивное, светлое существо, воспитанное в идеальной обстановке среди природы, которое неожиданно сталкивается с жестоким миром людей, где господствуют деньги и власть. На спектакле побывала ассистент режиссера «Ленфильма», которая и пригласила начинающего актера на пробы.
Режиссер картины Владимир Чеботарев дал ассистентам главную установку: в глазах Гуттиэре должно быть солнце, а в глазах Ихтиандра – море. Они посмотрели огромное количество красивых девушек, но уж слишком они были земные. Наконец, выбор пал на Анастасию Вертинскую, которая сыграла Ассоль в «Алых парусах». Еще сложнее оказалось найти Ихтиандра. Но когда из Москвы на «Ленфильм» привезли студента ГИТИСа Володю Коренева, после первых же дублей стало понятно – это он. Владимира переполняла радость оттого, что он будет сниматься, поедет к морю, – ведь Крым – это его родина. Коренев родился до войны, потом его увезли из этих прекрасных мест, и вновь он попал туда уже взрослым человеком.
Через 2 месяца Владимир улетел на съемки в Баку, где в старых кварталах снимали далекий латиноамериканский город. А все подводные съемки проводили на Черном море, в местах с самой прозрачной водой – в Голубой бухте Севастополя, на песчаных отмелях Судака, в подводных гротах Коктебеля и бухте Ласпи. В начале 1960-х годов Европа с удивлением и восхищением открыла для себя водный мир благодаря первым фильмам молодого Жака Ива Кусто. Операторы хроникальных и научно-популярных картин спускались под воду в батискафах, но съемочные группы художественных фильмов все еще пользовались комбинированными съемками.
Создатели фильма – режиссеры Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский решили, что их удивительно печальная, трогательная и красивая история об Ихтиандре требует освоения морского пространства. «Человек-амфибия» стал первым в истории СССР фильмом, где применили натурные подводные съемки. Перед началом работы над картиной оператор Эдуард Розовский вместе с помощником Мироном Темиряевым уехали на полтора месяца в Судак – проверить возможность работы под водой. Они сняли несколько подводных роликов, сделали для себя необходимые выводы и вернулись в Ленинград. И только после этого съемочная группа отправилась в Крым.
Оператор, ассистенты и осветители с аквалангами и кислородными баллонами на спинах постоянно находились в воде. Время измерялось секундами – актеры действовали под водой на запасе кислорода в легких. Фильм снимали на глубине 10 метров, и практически все Владимир Коренев и Анастасия Вертинская делали сами, специально занимались с тренером. Каждый день после павильонных съемок они ездили в бассейн Института физкультуры и учились плавать. Из-за больших затрат работу на фильмом несколько раз прекращали, но потом начинали снимать снова, так как предусмотрительный Розовский сделал два ролика о работе над картиной – их показывали на творческих встречах, зрители заинтересовывались, писали письма – и все продолжалось.
С одним из лучших фантастических романов А. Беляева у Владимира Коренева связаны личные воспоминания. Мальчику исполнилось лет шесть или семь, когда в Москву приехал в гости слепой дядя из Читы. Его поселили в одной комнате с Володей. Дядя в темноте руками читал ему роман «Человек-амфибия». Кореневу с детства запомнилось очень странное ощущение: ночь, темно, слепой человек читает строки, наполненные солнцем, светом, морем и чем-то невероятно ярким и фантастическим. Когда актера пригласили на роль Ихтиандра, ему захотелось, чтобы и у зрителей, которые будут смотреть картину, осталось такое же щемящее и загадочное ощущение.
Шестидесятников часто считают наивными мечтателями. В это время появилось много талантливых людей в литературе, музыке, кинематографе. Они свято верили в то, что жизнь поистине прекрасна. Возникли Театр на Таганке, «Современник», о котором с восторгом рассказывал Михаил Козаков, приезжавший на съемки, где все его с интересом слушали... Практически все члены съемочной группы стали «морскими людьми» – плавали в аквалангах, ловили крабов, варили их на костре... По вечерам пели, читали стихи…
У Коренева остались удивительные воспоминания о проведенном в Крыму времени, хотя съемки оказались нелегкими – актеры по многу часов проводили в воде. Но подводный мир оказался действительно прекрасен, особенно в те минуты, когда можно было в солнечный день не торопясь плыть с аквалангом, наблюдать, как плывет большой косяк ставриды, который можно сравнить только с серебряным дождем, а под водой наступает удивительная тишина и возникает ощущение иного мира.
Володин отец, Борис Леонидович, был человеком высокой культуры, любил классическую музыку, книги, искусство и часто водил сына на спектакли в Александринский театр, на сцене которого блистал один из самых легендарных актеров страны – Николай Константинович Симонов. Судьба подарила Владимиру Кореневу встречу с ним – Симонов сыграл в картине роль отца Ихтиандра – доктора Сальватора, знаменитого ученого-экспериментатора, мечтавшего заселить морские пространства свободными людьми.
Стоит ли говорить о том, с каким волнением ждал молодой актер встречи с Николаем Константиновичем. Но в жизни, как правило, все происходит до обидного буднично – они впервые увидели друг друга за гримировальным столиком. Один из самых мощных темпераментов русской сцены, обладатель ярчайшей и неповторимой индивидуальности – Н.К. Симонов в жизни оказался простым и скромным человеком. А ведь только по его работе в фильме «Петр I» поколение Коренева по-настоящему узнало Петровскую эпоху, грандиозное время реформ, эмоционально ощутив это величие в образе Петра I, созданного великим актером.
То, что случилось после выхода фильма «Человек-амфибия» на широкий экран, можно назвать даже не волной славы, а настоящим цунами... Повсюду звучала песня о морском дьяволе, началось повальное увлечение плаванием в ластах, проводились даже специальные соревнования, в моду вошли белые брюки и длинные волосы у молодых людей, а исполнитель главной роли Ихтиандра стал настоящей легендой и сразу покорил миллионы зрителей, – а ведь начинающему актеру исполнился только 21 год. Сегодня, когда профессор В.Б. Коренев разговаривает со своими студентами, они ему по-настоящему завидуют и говорят: «Владимир Борисович, сейчас такую популярность сразу нельзя получить. Другое время. Вы успели, а мы уже нет». Актер получал более 10 тысяч писем в год – и не то что ответить, даже прочесть их не было ни сил, ни времени. Он складывал их в огромную коробку из-под холодильника и держал на лестничной клетке. На 1-м Международном фестивале фантастических фильмов в Триесте картина «Человек-амфибия» получила награду «Серебряный парус».
После «Человека-амфибии» Коренев не снимался 3 года. Актер не хотел, чтобы его всегда рассматривали как романтического героя, хотя часто предлагали играть сказочных принцев и героев. Преподаватель Владимира Коренева, артист Художественного театра Григорий Григорьевич Конский говорил: «Володя, у тебя будет прекрасная судьба, если с такой внешностью ты станешь играть характерные роли». И в следующей картине, куда его пригласил Иван Александрович Пырьев, – «Свет далекой звезды» Коренев сыграл абсолютно отрицательную роль.
После окончания ГИТИСа в 1961 году М.М. Яншин взял Владимира Коренева в свою труппу Московского драматического театра имени Станиславского. Молодые актеры начинали у него всегда с массовки, но когда зрители увидели на сцене Ихтиандра, спектакль чуть не сорвался. Стало ясно, что Коренев должен играть главных героев. В те годы Театр имени Станиславского стал невероятно популярен. Когда Алла Константинова только начинала там играть, на сцене уже блистали Евгений Урбанский, Елизавета Никищихина, Евгений Леонов. Пришла талантливая молодежь: Лидия Савченко, Альберт Филозов, Юрий Гребенщиков, Владимир Коренев. Весь цвет московской и ленинградской интеллигенции посещал этот театр. Кореневу всегда нравились мхатовские старики: Грибов, Яншин... Нравились Симоновы – Рубен Николаевич из Москвы и Николай Константинович из Петербурга, Павел Луспекаев из Большого драматического театра, Гриценко из театра Вахтангова, Фаина Раневская...
Во время гастролей театра в Красноярске публика купила все билеты только на спектакль «Коварство и любовь» с Владимиром Кореневым. Все другие постановки пришлось отменить и 22 раза сыграть Шиллера. Вместе с Аллой Константиновой он тысячи раз выходил на сцену в спектакле «Робин Гуд» – в начале театральной карьеры супругам редко приходилось играть вместе, так как молодые актеры по очереди сидели с маленькой дочкой.
Летом 1963 года во время гастролей Театра имени К.С. Станиславского в Казани труппе представили нового режиссера – Бориса Львова-Анохина. Прежний руководитель театра М.М. Яншин, обладавший абсолютным чутьем на талантливых людей, собравший одну из лучших трупп, пригласил Бориса Александровича на постановку, рассчитывая получить хороший спектакль, присмотреться к молодому режиссеру и познакомить с ним коллектив. Спектакль «Верю в тебя» по пьесе В. Коростылева получился стройным и изысканным, как сонет. Чудо преображения театра происходило на глазах. Многие спектакли Анохина стали событиями не только театральной жизни столицы. В репертуаре появились произведения В. Войновича, Л. Зорина, Н. Коржавина, Ч. Айтматова.
Владимира Коренева не сломила популярность, и актер заслуживает уважения за то, что выдержал в этой непростой ситуации и к каждой своей роли старался подходить избирательно. После выхода на экраны фильма «Человек-амфибия» Коренев еще в течение 15 лет получал письма от зрителей, за это время у него появились поклонники в театре, чье мнение для него действительно дорого. Уже много лет Владимир Борисович работает в Московском театре имени Станиславского. Его киноактерская судьба сложилась раз и навсегда, подарив звездную роль в фильме «Человек-амфибия», и актер держит эту высокую планку, не суетясь и не соблазняясь выгодными предложениями, которые не затрагивают его актерскую сущность.
Коренев – человек бурных страстей, только о них он никому не рассказывает. Часто Владимир прокручивает внутри себя тысячи ситуаций, и сама жизнь в ее простых проявлениях доставляет актеру удовольствие. Он любит друзей, природу, интересные книги, умных собеседников. Шекспир сказал: «Заключите меня в скорлупу грецкого ореха, и я все равно буду чувствовать себя властелином Вселенной». Владимиру Борисовичу нравятся новые ситуации, новые актерские работы и встречи – поэтому он и выбрал такую профессию.
Мир настолько непознаваем, что его нельзя объяснить. Как нельзя объяснить и то, почему Владимир Коренев так рано и навсегда полюбил сцену, которая воспитала в нем характер. Театр Станиславского – его дом, откуда невозможно уйти – теперь для актера это все равно, что бросить любимого человека. Он играет в спектаклях «Собачье сердце» М. Булгакова, «Мужской род, единственное число» Ж.Ж. Брикера и М. Ласега, «Мещанин-дворянин» Ж.-Б. Мольера, «Сумасшедшие поневоле» Л. Пиранделло, и большинство спектаклей держится на его главных ролях.
В. Коренев снялся в следующих кинофильмах: «Человек-амфибия» (1961), «Свет далекой звезды» (1964), «Дети дон Кихота» (1965), «Освобождение» (1968), «Много шума из ничего» (1973), «Победитель» (1975), «Рудин» (1976), «Криминальный талант» (1988), «Динозавры ХХ века» (1990), «Слепой», «Северный сфинкс», «Виват, Анна Иоанновна!», «Молодая гвардия» (все – 2005) и многих других. Но театр для него – это совсем иное мироощущение, это непрекращающееся таинство обмена энергией со зрителями. Сейчас всю семью Кореневых в полном составе можно увидеть на сцене. На спектакль «Мужской род, единственное число», где Владимир Борисович занят вместе с дочерью Ириной, почти невозможно достать билеты. Ирина все свое детство провела за кулисами и не понаслышке знала, что такое актерский труд. После школы она окончила ГИТИС и в настоящее время работает в театре месте с родителями.
Владимир Борисович верит в любовь и самыми важными событиями своей жизни считает рождение дочери и внука. Ему хорошо дома – с родными, с друзьями, с котом Васькой. Коренев умеет хорошо готовить – этому его научила мама. Еще он любит дачу, где все делает сам: сажает деревья, косит траву. И считает, что у каждого человека должны наступать периоды тишины, когда он остается наедине с собой. Недаром говорят, что певчие птицы стаями не летают.
После выхода на экран картины «Человек-амфибия» актер общался с учеными-физиками, и один из них сказал, что в каждом человеке живут девчонка или мальчишка и любой мужчина ждет, что появится Ассоль, а женщина – что на горизонте мелькнут алые паруса. И когда появляется такой фильм, как «Человек-амфибия», в душе любого человека что-то открывается и он хотя бы ненадолго возвращается в свою юность, к своим фантазиям и надеждам.
Владимир Борисович Коренев мечтает написать воспоминания… Однажды он уехал на дачу, стал работать над первой главой, а потом вернулся домой, пролистал свои альбомы по живописи и увидел «Автопортрет» Ван Гога, отрезавшего себе ухо. В тот миг Коренев задумался о том, как человек пришел к тому, чтобы сказать о себе такую страшную правду, которая и считается истинным моментом искусства. И тогда Владимир Борисович решил, что когда найдет в себе силы сказать о себе такую правду, обязательно напишет книгу.
Коренев благодарен судьбе за то, что в жизни он встретил потрясающих педагогов и прекрасных друзей, которые ему по-настоящему дороги. Среди них – Александр Петрович Свободин – умный, авторитетный критик. Людям театра его имя знакомо так же хорошо, как и имена известных актеров и режиссеров. Их первое знакомство состоялось в Театре имени Станиславского – это был очень принципиальный человек, который открыто выражал свое мнение. Потом они встретились в подмосковной Рузе, где Александр Петрович отдыхал со своей семьей. Владимир Коренев увидел его тогда совсем другим – оказалось, что Свободин замечательно рисует, прекрасно фотографирует и талантлив во всем, к чему прикасался.
В 1998 году В.Б. Коренев удостоен звания народного артиста России. Он является художественным руководителем актерского факультета Института гуманитарного образования (ИГУМО), с 1999 года заведует кафедрой театрального факультета, имеет звание профессора. Коренева называют современным Дон Кихотом – он ни разу в жизни не пошел на поводу у своей популярности, не разменялся, предъявлял очень высокие требования к себе, и зрители любят его именно за это.
Живет и работает в Москве.