КОРШУНОВ Виктор Иванович (1929-2015)
Народный артист СССР, генеральный директор Государственного академического Малого театра, профессор
Родился 24 ноября 1929 года в Москве. Отец – Коршунов Иван Алексеевич (1897–1967). Мать – Коршунова Екатерина Михайловна (1907–1972). Супруга – Еланская Екатерина Ильинична, народная артистка России, заслуженный деятель искусств РФ, после окончания Школы-студии МХАТ была актрисой Малого театра. Затем стала режиссером, ставила спектакли в Театре имени М.Н. Ермоловой, в Драматическом театре имени К.С. Станиславского и других московских театрах. Создала и возглавила Московский драматический театр «Сфера». Сын – Коршунов Александр Викторович (1954 г. рожд.), окончил Школу-студию МХАТ. Работал в Московском новом драматическом театре, с 1984 года – артист Малого театра. Народный артист России Александр Коршунов много занят в репертуаре, пробует свои силы в режиссуре, поставил на сцене Малого театра два спектакля: «Чудаки» М. Горького и редко идущую пьесу А.Н. Островского «Трудовой хлеб». Внуки: Степан (1978 г. рожд.) и Клавдия (1984 г. рожд.) Коршуновы. Они продолжают семейную династию: оба окончили Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Степан работает в Малом театре, Клавдия – актриса Московского театра «Современник».
Родители В.И. Коршунова встретились в Москве, куда приехали на заработки из сельской местности (мать из Тверской области, отец из Калужской). Ивану Алексеевичу было всего 12 лет, когда умер его отец. Став старшим мужчиной в семье, ему пришлось рано начать работать, чтобы помогать матери растить младших братьев. Ни в юности, ни в более зрелые годы к миру искусств он отношения не имел. Екатерина Михайловна тоже не была связана с театром или какой-либо другой творческой профессией. Как и муж, она работала в торговой сети. Их сын Виктор родился в Москве, на Сухаревке, где и провел свое детство, учась в замечательной школе № 234, о которой до сих пор вспоминает с большой симпатией и волнением. В школе преподавали удивительные педагоги, профессиональный уровень, порядочность и доброта которых вызывали и сейчас вызывают у В.И. Коршунова восхищение и искреннюю благодарность.
В войну Иван Алексеевич ушел добровольцем на фронт. Виктор остался в Москве с матерью, которой старался помогать как только мог. В 1943 году в районном Доме пионеров он записался в драматическую студию, которой руководила Варвара Ивановна Стручкова, по воспоминаниям Коршунова, очень хорошая актриса и прекрасный человек.
Во главе с В.И. Стручковой, вместе с другими ребятами юный Коршунов много ездил по госпиталям и больницам. Выступал с концертами и спектаклями перед ранеными бойцами, а после выступлений помогал медсестрам и нянечкам ухаживать за больными. Так в детстве ему удалось приобщиться к школе гуманизма, приблизиться к «науке человековедения», как он сам называет свой опыт работы в военные годы.
В 1947 году Коршунов поступил в Школу-студию МХАТ на курс Александра Михайловича Карева. Студенчество оказалось прекрасным, счастливейшим периодом жизни. Послевоенные годы, отмеченные общим подъемом настроений, ликованием по поводу Победы, радостными ожиданиями и светлыми надеждами, совпали с юностью и молодостью Виктора Коршунова, с его учебой в одном из лучших театральных вузов страны.
Преподавательский состав был великолепен. Являясь настоящими профессионалами, педагоги являли собой людей высоких гражданских устремлений и нравственных устоев. Они формировали в своих воспитанниках чувство ответственности и желание вернуть сполна все то, чем так щедро одаривали их студия и Художественный театр.
Мастерство на курсе А.М. Карева преподавали Г.А. Герасимов, С.К. Блинников, А.А. Скрябин. Историю Художественного театра – В.Я. Виленкин. Существовал и специальный предмет – «манеры», на котором молодежь послевоенной аскетичной поры обучала княгиня Волконская, одно присутствие рядом с которой облагораживало студентов. На экзаменах и показах отрывков присутствовали ведущие мастера Художественного театра, великие артисты: В.И. Качалов, М.М. Тарханов, В.О. Топорков, А.Н. Грибов, В.Я. Станицын, П.В. Массальский... Руководил учебным процессом и всей студийной жизнью Вениамин Захарович Радомысленский, относившийся к ученикам по-отечески тепло и заботливо. Недаром «за глаза» студийцы называли своего ректора «папой». Вообще, атмосфера школы-студии в те годы была на редкость доброжелательной, по-семейному дружественной, творчески плодотворной. Студенты, постоянно общаясь с мастерами, чувствовали свою причастность к Художественному театру, перенимали у старших опыт, приобщались к традициям. Между собой они активно обменивались новыми идеями, делились открытиями, постоянно учась друг у друга и взаимообогащаясь. В одно время с Коршуновым в студии МХАТ на старших курсах учились О.Н. Ефремов, А.В. Баталов, а вместе с ним Олег Борисов и Екатерина Еланская, дочь знаменитой актрисы Художественного театра Клавдии Николаевны Еланской и замечательного режиссера Ильи Яковлевича Судакова. В 1953 году, спустя два года после окончания школы-студии, Екатерина Еланская и Виктор Коршунов поженились.
Профессиональный дебют Коршунова состоялся в Центральном театре транспорта (ныне Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя). Он сыграл там Фернандо в «Живом трупе» Моретто и Ваську Окорока в спектакле «Бронепоезд 14-69» В. Иванова, выдвинутом на соискание Государственной премии. Этот спектакль смотрели многие представители театральной общественности, в том числе К.А. Зубов и М.И. Царев, которые заинтересовались талантливым исполнителем и пригласили его в Малый театр. Виктор Коршунов пришел в Малый театр в 1952 году и остался там навсегда. Гуманистическая, художественная программа старейшего драматического театра страны, гражданская и нравственная позиция его корифеев счастливо совпали с его собственным творческим и человеческим кредо. В театр, имеющий давнюю славную историю и великие традиции, Коршунов – воспитанник совсем другой школы – вписался естественно и органично.
С первых же сезонов ему поручали сложные, большие, нередко главные роли. Но он никогда не пренебрегал и ролями более скромными, эпизодическими, относясь к ним так же серьезно и ответственно, как и к центральным персонажам. Повышенное чувство долга, строжайшая самодисциплина – доминанта характера В.И. Коршунова. Эти черты, дополнившие артистический талант Коршунова, позволили ему добиться впечатляющих результатов в творчестве и лидирующего положения в труппе Малого театра. С 1985 года он является директором, а с 1998 года – генеральным директором Государственного академического Малого театра.
Многие из созданных Коршуновым сценических образов масштабны, притягательны, социально значимы. Сопровождаемые художественным успехом, они не только стали опорными, главными вехами в личной творческой биографии артиста, но оказались этапными в истории Малого театра послевоенного периода. Большой интерес зрителей и профессиональных критиков вызвали его Иван Рыбаков в постановке одноименной пьесы В. Гусева, Матвеев («Когда горит сердце» В. Кина), Максимов («Коллеги» по Аксенову). По-новому, совершенно нетрадиционно сыграл Коршунов Романа Кошкина в спектакле «Любовь Яровая» К.А. Тренева. В его трактовке Кошкин, интерпретируемый прежними исполнителями как некий непоколебимый «комиссар от революции», превратился в деликатного, довольно мягкого, порою сомневающегося, но всегда бескорыстного и искреннего в своих поступках героя.
Художественной удачей артиста были также роли людей военного поколения: писателя-фронтовика Никитина, человека с душой и судьбой, опаленной войной, в «Береге» по Ю. Бондареву и партизана из крестьян, немногословного и мудрого Дервоеда в спектакле «Рядовые» А. Дударева. Вообще, война, судьба человека на войне, герои войны – святая тема для Виктора Коршунова. Роли, связанные с темой войны, например те же Никитин и Дервоед, или полковник Савельев в спектакле «Так и будет» К. Симонова, или Иван в спектакле «Иван» А. Кудрявцева, или разведчик Брагин в фильме «По тонкому льду», – одни из самых дорогих и любимых в творчестве народного артиста СССР В.И. Коршунова.
В начале сценической и кинематографической карьеры Коршунов зарекомендовал себя как актер социальной темы, убедительно выступающий в трудных для исполнения современных ролях так называемых положительных героев, чему способствовали его победительное обаяние, мужественность облика и прорывающаяся наружу внутренняя основательность. С годами, обретая мастерство, артист все чаще стал играть разнохарактерные, разноплановые роли в классических произведениях. Никита во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, Молчалин в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Базаров в «Отцах и детях» по И.С. Тургеневу, Жадов, Глумов, Крутицкий и Чугунов в комедиях А.Н. Островского «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы», Влас и Суслов в «Дачниках» М. Горького, Лопахин и Сорин в спектаклях «Вишневый сад» и «Чайка» А.П. Чехова, Неизвестный в «Пучине» А.Н. Островского – таков неполный список важнейших из сыгранных В.И. Коршуновым на сцене Малого театра классических ролей.
Глубину аналитического мышления, мощную концентрацию внутренних сил продемонстрировал Коршунов и в работе над историческими персонажами. Многоплановы, масштабны воплощаемые артистом на сцене образы русских царей. Трагичен созданный им Петр Великий в спектакле «Царь Петр и Алексей», предстающий перед зрителями в один из самых тяжелых, драматичных периодов его жизни – в момент противоборства с собственным сыном. Виктор Коршунов, который сам является отцом и дедом двух внуков, просто не мог остаться равнодушным к этой теме. Но особое место в творческой биографии артиста занимает длящаяся более двух десятилетий работа над образом Бориса Годунова в трагедиях А.К. Толстого. Как предшественника Петра I, выдающегося государственного деятеля, человека большого масштаба, сопрягающего в себе силу духа, высокую цель и некое моральное попустительство, осуществляемое во имя этой цели, трактует Коршунов роль Годунова в знаменитом спектакле Б. Равенских «Царь Федор Иоаннович». Роль эту он играет с 1973 года. Еще более сложный и драматичный образ Годунова создает Коршунов в трагедии «Царь Борис». C монархической темой связана и одна из последних работ актера на сцене (март 1999 г.) – роль шведского короля Густава Ваза в одноименной пьесе А. Стриндберга.
Уже в начале своего творческого пути В.И. Коршунов успешно совмещал плодотворную сценическую карьеру со съемками в кино. Успевал работать и на артистическом, и на педагогическом поприще. Умел совмещать профессию с общественно полезными делами.
Совсем молодым артистом он сыграл Кирилла Извекова в дилогии режиссера В. Басова «Первые радости» и «Необыкновенное лето» по К. Федину. Это была главная, интересная и довольно сложная роль, в те годы относившаяся к разряду общественно значимых, вызывающих широкий интерес. Этапной в биографии артиста и в истории советского кинематографа была и роль разведчика-чекиста Брагина в фильме «По тонкому льду», привлекшем внимание массового зрителя. Главные роли сыграл Коршунов также в фильмах «Сорока-воровка» (Степан), «Удар, еще удар» (тренер Таманцев) и других.
Постоянно занятый в текущем репертуаре театра и много снимаясь в кино, артист успевал также работать и в качестве режиссера-постановщика. В.И. Коршунов поставил на сцене Малого театра спектакли: «Песня о ветре» А. Вейцлера и А. Мишарина (1960, совместно с В.Б. Монаховым), «Коллеги» В. Аксенова и Ю. Стабового (1962, совместно с Б.А. Бабочкиным), «Человек бросает якорь» И. Касумова (1966).
Но самая большая забота В.И. Коршунова – дело, которому, наряду с актерским творчеством, он посвятил всю свою жизнь, – это педагогика, воспитание новой артистической смены. Вступив в труппу Малого театра в 1952 году, в 1954-м он уже стал преподавателем училища имени М.С. Щепкина, самым молодым среди педагогического коллектива школы Малого театра.
Среди его самых первых учеников были ныне народные артисты России Н. Корниенко, Э. Марцевич, С. Любшин. Уже в 1961 году В.И. Коршунов стал художественным руководителем курса. На этом, первом в его педагогической практике самостоятельном курсе учились В. Бочкарев, И. Вавилова, С. Еремеев, Л. Полякова, впоследствии ставшие артистами Малого театра. Среди других многочисленных выпускников профессора В.И. Коршунова: В. Коняев, В. Баринов, Т. Лебедева, также ставшие народными артистами России; другие артисты Малого театра; актриса Театра имени Вл. Маяковского С. Немоляева, а также Л. Крылова («Современник»), Д. Назаров (Центральный театр Российской армии), Л. Гребенщикова (Молодежный театр), А. Домогаров, Е. Валюшкина (Театр имени Моссовета) и многие-многие другие. Каждые 4 года он набирает новый курс. В 2000 году профессор В.И. Коршунов выпустил юбилейный 10-й курс.
Более 40 лет каждый год 7 сентября в училище имени М.С. Щепкина профессор В.И. Коршунов и его воспитанники проводили День курса. Приходили и приезжали со всех концов страны все, кто только мог. А те, кому не удавалась приехать в этот день, звонили по телефону, передавали поклоны, слали письма и поздравительные телеграммы...
В доперестроечную эпоху существования Малого театра В.И. Коршунов много и охотно участвовал в шефских спектаклях и концертах, на протяжении долгих лет был председателем профкома и парторгом. Был также членом правления Всероссийского театрального общества (ныне СТД), заместителем председателя Совета по работе с молодежью при президиуме ВТО. Путешествуя в свободное время, он часто возглавлял туристические группы, состоявшие из представителей коллектива Малого театра, беря на себя организаторские заботы и умело улаживая возникающие в поездках трудности.
В.И. Коршунов – народный артист СССР (1984), профессор по кафедре мастерства актера (1973). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II (2005), III (1999) и IV (1994) степени, Дружбы (2005), Октябрьской Революции (1974), Трудового Красного Знамени (1980), медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда».