АДАБАШЬЯН Александр Артёмович
Заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Казахской ССР
Родился 10 августа 1945 года в Москве. Мать – Бархударова Валентина Никитична (1917–1995), преподаватель немецкого языка. Отец – Адабашьян Артём Карпович (1910–1974), инженер, начальник Главка в Министерстве монтажных и строительных работ. Супруга – Шадрина Катерина Игоревна (1955 г. рожд.). Дочери: Потехина Александра Александровна (1980 г. рожд), окончила филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, увлекается историей христианства, Византии, Древней Греции, путешествует, преподает греческий язык; Адабашьян Екатерина Александровна (1982 г. рожд.), увлекается путешествиями и рисованием. Внуки: Филипп (2001 г. рожд.), Мария (2003 г. рожд.), Пётр (2006 г. рожд.).
Детство Александра Адабашьяна прошло в Москве, на улице Нижняя Масловка. Родители приняли неординарное для того времени решение – отдать сыновей во французскую школу. Так Александр начал учиться в спецшколе № 2, которая впоследствии стала носить имя Ромена Роллана. Школа считалась престижной и славилась хорошими учителями – французский язык начинали преподавать с 1-го класса и на очень высоком уровне.
Александр каждый день ездил в школу на трамвае, это занятие доставляло ему удовольствие, и он хотел быть вагоновожатым. Потом мечтал стать цирковым клоуном – ему нравилась эта удивительная профессия, позволяющая сочинять, актерствовать и рисовать. Адабашьян принимал участие в художественной самодеятельности – рисовал, занимался в театральной студии. Ребята играли в пьесах, поставленных на французском языке, а школьный спектакль «Пчёлка» по произведению А. Франса даже был показан в прямом эфире из телевизионного театра на площади Журавлёва и стал театральным дебютом будущего актера, сценариста, режиссера и художника.
Второй актерской работой Александра Адабашьяна, отмеченной педагогами Школы-студии МХАТа, стала роль в спектакле «Маленький принц» по произведению А. де Сент-Экзюпери. Александру предложили в дальнейшем попробовать себя в актерстве, но он уже серьезно увлекся художеством и решил посвятить свою жизнь именно этой профессии.
В школьном возрасте Александр Адабашьян познакомился с Никитой Михалковым. Его товарищ, Алексей Шашков, дружил с Никитой, и у них сложился дружный коллектив, в который кроме них входили Владимир Грамматиков и Андрей Юренев. Из детских игр и шарад они вместе пришли к творчеству.
Сразу поступить в Строгановское училище (ныне Московское высшее художественное училище) не удалось. Адабашьян в течение года работал в проектном институте, параллельно занимался на подготовительных курсах и в 1962 году стал студентом вуза, о котором мечтал. В 1964 году со студенческой скамьи Александра призвали в армию, где он отслужил три года. В начале службы он добровольно пошел в сержантскую школу (город Кунгур Пермской области). Через некоторое время в части заметили его художественные способности, и Александр Адабашьян оказался в привилегированной должности писаря штаба, а службу закончил недалеко от города Бологое. За три года, проведенных в армии, ему довелось носить погоны танкиста, артиллериста и летчика. Проходя службу в ракетных войсках стратегического назначения, Адабашьян открыл для себя, что разбирается в электронике не хуже сослуживцев с высшим техническим образованием. Он понял, что многим обязан школе – и кругом общения, и уровнем знаний, хотя в те годы у него была единственная пятерка – по пению...
Уволившись из армии, в 1967 году, Александр Адабашьян вернулся на 2-й курс училища, а на четвертом в его жизнь пришло кино. На летней практике он начал работать на съемках картины «Спокойный день в конце войны» (дипломная работа режиссера Н. Михалкова, 1970). В Строгановском училище студентов учили все делать своими руками, и Александр имел представление о столярных, слесарных и прочих работах, составляющих основу подготовки декораций. Все его киноуниверситеты начинались работой с великими мастерами. Александру посчастливилось сотрудничать с прекрасным художником-постановщиком Ириной Викторовной Шретер, давно работавшей в кино и отлично знавшей производство. Адабашьян на практике осваивал профессию художника-декоратора и на собственном опыте узнавал, что такое кино, чем оно отличается от театра или живописи. Он начинал работать не имея ни малейшего представления об этой профессии – обучение происходило в процессе, и, конечно, не обходилось без промахов. Хорошо, что все это было под присмотром Ирины Викторовны, которая прощала все ошибки и терпеливо учила.
В 1971 году А. Адабашьян окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (факультет художественной обработки (конструирования) металлов). Еще в 1970 году в качестве художника-постановщика (совместно с А. Родионовым) он принял участие в съемках картины «Петрухина фамилия», а в 1972 году с оператором П. Лебешевым уехал на съемки документального фильма о промышленной кооперации, где осваивал новую специальность – ассистента оператора. Они путешествовали по России и Прибалтике, а затем получили предложение поработать на съемках картины Б. Метальникова «Молчание доктора Ивенса»: Павел – оператором подводных съемок, а Александр – ассистентом. Впоследствии съемки отменили, но друзья полтора месяца прожили в Судаке. Чтобы не сидеть без дела, Адабашьян начал работать ассистентом у А. Зингера – художника по костюмам театра имени К.С. Станиславского, который затем стал известным советско-американским модельером. Он также помогал художнику-постановщику Л. Перцеву в качестве декоратора – Александр всегда стремился набраться опыта у профессионалов и освоить что-то новое.
В те годы Александр Адабашьян женился на сестре П. Лебешева – Марине. Сложилось так, что на свадьбе не смогли присутствовать родители молодоженов, и на мероприятие собралось много молодежи. В числе гостей оказался и А. Михалков-Кончаловский, который в 1973 году пригласил Адабашьяна помочь ему в работе над сценарием картины под названием «Дело важнее, чем жизнь». Это была работа для одной из киностудий Средней Азии о производстве хлопка, о трагедии страны с данной монокультурой, на фоне которой разворачивалась человеческая история. Михалков-Кончаловский подготовил наброски сценария и искал соавтора. До этого момента Адабашьян никогда не занимался сценарным делом, но Андрон терпеливо объяснял, чем отличается сценарий от хорошей прозы, учил выписывать характеры, представлять, как все будет в действии. Так для Александра Адабашьяна открылась новая страница творчества.
На съемках картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» (по повести Э. Володарского и Н. Михалкова «Красное золото») Александр Адабашьян вместе с И.В. Шретер был художником-постановщиком. Н. Михалков снимал фильм с прекрасными актерами – Ю. Богатырёвым, А. Солоницыным, С. Шакуровым, А. Пороховщиковым, А. Кайдановским. Для съемок как нельзя лучше подошла Чечено-Ингушетия, которая славилась разнообразной природой – холмами, горными скалами и реками. Там же Адабашьян впервые попробовал себя и в качестве актера, хотя об этой профессии имел лишь отдаленное представление, бывая на съемочной площадке. Дебют прошел удачно, а картина получила приз жюри на МКФ в Дели в 1975 году. В том же году Александр Адабашьян как актер и художник работал над фильмом «Раба любви» («Золотой Козлотур» кинофестиваля в Тегеране и специальный приз жюри кинофестиваля «Молодое кино» в Йере, Франция). В этот период тяжело заболела и умерла супруга Александра – Марина.
Первым сценарием, написанным в соавторстве с Н. Михалковым от начала и до конца, была «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) по незавершенной пьесе А.П. Чехова «Платонов». Когда Михалкову подарили книгу «Неизданные пьесы Чехова», они прочитали ее вдвоем и решили сделать коллаж из произведений Антона Павловича. История создания фильма сама по себе необычайна, так как в те годы молодым талантам не доверяли экранизацию классики, но они все же подали заявку, хотя и без надежды науспех. Сложилось так, что одна из съемочных групп не смогла вовремя сдать картину в Госкино, и тогда вспомнили о «Незаконченной пьесе…». Так все и началось… За полтора месяца был написан сценарий, и начался поиск места для съемок. И вновь везение – в двух часах езды от Москвы, в городе Пущино, нашлись пустующая усадьба и прекрасный парк с каскадными прудами. На съемках картины Адабашьян вместе с А.Д. Самулекиным работал также и как художник. Фильм получил множество призов: «Большая золотая раковина» МКФ в Сан-Себастьяне (1977), премия «Золотая пластина» на МКФ в Чикаго (1978), Гран-при союза художников кино и ТВ на МКФ лучших фильмов мира «Фест» в Белграде (1978), премия «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в итальянском прокате 1978 года.
В Пущино снимали и большую часть картины «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (художники – А. Адабашьян и А. Самулекин, 1979). Фильм получил премию «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру (1980), Национальным советом кинокритиков США признан лучшим иностранным фильмом (1981), удостоен первой премии на XIII Международной неделе авторского фильма в Малаге (1982). Во время съемок картины, в 1978 году, Александр Адабашьян женился на Екатерине Шадриной, студентке театрально-художественного училища, которая работала ассистентом художника по костюмам в картинах «Пять вечеров» Н. Михалкова и «Спасатель» С. Соловьёва.
С Н. Михалковым и А. Михалковым-Кончаловским Александр Адабашьян принял участие в создании сценария приключенческой ленты «Транссибирский экспресс» (режиссер Э. Уразбаев, 1978). Картина получила премию Ленинского комсомола и Государственную премию Казахской ССР. Звания лауреата был удостоен и Александр Адабашьян. С Н. Михалковым он написал также сценарий к фильму «Пять вечеров» (1979) по мотивам пьесы Володина, в котором вновь выступил как актер.
В 1987 году Н. Михалков вновь обратился к творчеству А.П. Чехова и снял картину «Очи чёрные», которая стала последней совместной работой с А. Адабашьяном (художник картины). Режиссер сделал адаптированную версию «Дамы с собачкой» с главным героем – итальянцем, роль которого авторами Н. Михалковым, А. Адабашьяном и Сузо Чекки Д‘Амико написана специально для Марчелло Мастроянни. Картина номинировалась на «Оскар», удостоена приза за лучшую мужскую роль на МКФ в Каннах (М. Мастроянни), а также получила специальный почётный диплом на внеконкурсном показе на МКФ в Вальядолиде (1987).
В 1990 году состоялся режиссерский дебют Александра Адабашьяна – картина «Мадо, до востребования». Сначала Александру Артёмовичу предложили написать сценарий, а потом снять фильм. Тогда и пригодился французский язык, который Адабашьян не забыл за прошедшие двадцать лет. Это было невероятно смелое решение – первая режиссерская работа художника, сценариста и актера Александра Адабашьяна, к тому же снятая за рубежом. В 1990 году на МКФ в Равенне фильм получил приз Молодежного жюри, был номинирован на премию «Сезар», получил приз М. Симона за лучшую женскую роль. В Канне в конкурсе «Перспектива» картина получила первую премию и в числе 12 лучших французских фильмов приняла участие в фестивале французского кино в Майами (США). Фильм «Мадо, до востребования» выпущен на DVD в коллекции лучших французских фильмов.
В 2002 году на экраны вышла картина «Азазель» по роману Б. Акунина, режиссером которой был Александр Адабашьян. Его кандидатуру предложил сам автор, высоко оценивший картину «Мадо, до востребования». Но на конечной стадии съемок в результате возникших разногласий с продюсерами, существенно изменившими текст отснятого материала, режиссер решил убрать свою фамилию из титров. Подобная ситуация сложилась у Адабашьяна и в Италии, когда он написал сценарий картины «Вешние воды» по произведению И.С. Тургенева для блистательного состава актеров, но после того как режиссер изменил текст, снял свою фамилию из титров.
По мнению Адабашьяна, режиссер – это не профессия, а характер. Александр Артемович не считает себя режиссером, но его невероятно интересуют характеры, ведь самое сложное и интересное – руководить эмоциями зрителей. Кино, на них основанное, оказывается вне времени и государственных границ. На съемках Адабашьян старается, чтобы команда получала удовольствие от совместной работы, а процесс проходил легко, ведь кино – это все-таки игра. Вместе с Ю. Богатырёвым в «Родне» он придумывал, что может носить в карманах его герой, и положил туда резиновый кошелек для мелочи, ручной эспандер, а в пластмассовый пакетик – пропуск на работу и проездной билет. В «Неоконченной пьесе для механического пианино» Войницев-Богатырёв читал по книге с настоящими закладками, на которых было написано: «Как это верно!», «Я тоже так думал», «Обязательно показать Софье». Александр Адабашьян уверен, что процесс важнее, чем результат. Гончаров говорил: «Счастье – это когда получается», и это может проявиться в самой малой работе.
Когда Адабашьян вспоминает какую-то картину, перед его глазами встают не минуты триумфа, а моменты съемок. Очень интересным для него оказался процесс экранизации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005). Актер Александр Адабашьян говорил текст без малейшей перестановки слов, так как у Булгакова – очень четкая проза. Александр Артемович считает блестящей одну из фраз романа «Белая гвардия» – в сцене, где Лариосик смотрит на Мышлаевского и говорит: «Как вы ловко стопочки опрокидываете!», а тот отвечает: «Достигается упражнениями».
Помимо упомянутых фильмография актера, сценариста и художника Александра Адабашьяна насчитывает еще около 50 картин: «Поклонник» (1973, сценарист), «Матерь человеческая» (1975, художник), «Сибириада» (1978, художник), «Город принял» (1979, актер), «Откуда в траве рыба» (1980, актер), «Родня» (1981, сценарист, актер, художник), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» (1981, актер), «Полёты во сне и наяву» (1982, актер), «Поцелуй» (1983, актер), «Рецепт её молодости» (1983, сценарист), «Без свидетелей» (1983, художник), «Избранные» (1983, художник), «Два гусара» (1984, актер), «Выигрыш одинокого коммерсанта» (1984, сценарист), «Воскресные прогулки» (1984, сценарист), «Обвиняется свадьба» (1986, актер), «Храни меня, мой талисман» (1986, актер), «Мой любимый клоун» (1986, сценарист), «Реквием по филею» (1988, актер), «История одной бильярдной команды» (1988, сценарист), «Одинокий охотник» (1989, сценарист), «Испанская актриса для русского министра» (1990, сценарист), «Присутствие» (1992, актер), «Настя» (1993, сценарист, актер), «Московские каникулы» (1995, актер), «Дом» (1995, сценарист), «Шрам» (1996, сценарист), «Ноябрь» (1996, автор ТВ-репортажа), «Времена года» (1999, сценарист), «Президент и его внучка» (2000, актер), «Бременские музыканты и Кє» (2000, актер), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000, актер), «Клеопатра» (в составе киноальманаха «Чёрная комната», 2001, актер), «12» (2007, актер) и другие .
А. Адабашьян работал со многими выдающимися режиссерами: А. Кончаловским, Р. Балаяном, В. Кристофовичем, В. Меньшовым, А. Барановым, Р. Гигиенишвили, В. Бортко; с С. Аларконом над фильмами «Фотограф» и «Агенты КГБ тоже влюбляются» (авторы сценария А. Адабашьян, С. Аларкон, А. Бородянский, 1991); с Л. Жауи над картиной «Домби и сын» по произведению Ч. Диккенса. По сценарию А. Адабашьяна совместно с режиссером Дж. Кампиотти в Италии поставлены фильмы «Как два крокодила» (номинация на «Золотой Глобус») и «Tempo del amore» («Время любить», 1999). Ему интересно находиться рядом с режиссерами, которые работают по старинке – тщательно и подробно репетируют, думают о перспективе. Александр Артемович благодарен всем, у кого обучался – и не просто наблюдал как зритель, а имел возможность прикоснуться к профессии.
А. Адабашьян увлекается оформлением интерьеров ресторанов («Обломов», «Антонио», «Клеопатра» на Пресне). Параллельно снимается в небольших ролях. Из недавних работ – фильмы «Участок», «Девять месяцев», а также роль в картине Н. Михалкова «Двенадцать разгневанных мужчин».
А. Адабашьян старается не загадывать вперед, и когда в творческой жизни наступают моменты затишья, уверен: что-то интересное вскоре должно произойти. Может быть, в этом есть определенный фатализм. Адабашьян всю жизнь занимается тем, что ему нравится, считает это единственным способом чего-то достичь и не жалеет о выбранной профессии. Дочери Александра Артёмовича интересуются кино и театром, но в семье не культивируют его деятельность и ко многому относятся с иронией. Адабашьян не обращает внимания на критику, которая зачастую бывает необъективной, на лесть и похвалу не реагирует всерьез, отдает себе отчет о причинах поражений и учится на собственных ошибках. По убеждению Александра Артёмовича, процесс – это часть жизни. Адабашьяна увлекают работа с людьми и привкус авантюры, а смена его амплуа всегда неожиданна. Многочисленные профессии Александра Адабашьяна – это не цель, а способ жить интересно, своеобразный протест против рутинного существования. Он уверен, что счастье – в самой жизни, где нет разницы между ремеслом, которым занимаешься, и ей самой. Многие в свободное время играют в театре, пишут рассказы, пейзажи… Александр Артёмович делает то же самое, но на работе.
Он уверен, что в творческой профессии важно счастливое стечение обстоятельств и случайностей… Однажды Адабашьян летел в Италию в одном самолете с Юрием Башметом, который направлялся в Рим, чтобы играть Берлиоза с оркестром под руководством В. А. Гергиева. В Риме Адабашьян познакомился с Валерием Абисаловичем и узнал о том, что к спектаклю «Борис Годунов», заявленному на фестиваль «Белые ночи», полностью готова музыкальная часть, но нет режиссера. И тут склонность к авантюрам взяла свое – Адабашьян решил поставить этот спектакль. Разговор состоялся в конце мая, а премьеру наметили на 20 июня. Александр Адабашьян вернулся в Россию и за 12 дней с художником И. Макаровым, однокурсником по Строгановке, поставил в Мариинском театре оперу «Борис Годунов» (1997), которая прошла в Санкт-Петербурге, Италии, Голландии, Англии, Франции, Аргентине, Чили. Одним из неожиданных проектов А. Адабашьяна стал и перенос спектакля «Хованщина» Мариинского театра в миланский театр «Ла Скала» (1998).
Преподавал на высших курсах сценаристов и режиссаеров и в Европейской сценарной студии «Quinoxe» (Франция). Принимает участие в жюри конкурса молодых театральных художников по костюмам, был оформителем финала конкурса «Музей Пушкина» (1999).
А.А. Адабашьян – заслуженный художник РСФСР (1983), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2016), лауреат Государственной премии Казахской ССР (1978), лауреат премии имени Флайяно «Серебряный пегас» (1991, Италия – за лучший иностранный сценарий), премии имени Феллини (1993, за лучший европейский сценарий), приз VII Российского фестиваля кинокомедий «Улыбнись Россия!» (2006) – за вклад в комедию, специальный приз жюри «За современный стиль киномышления» на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге (2013) – ( фильм «Собачий рай») (2013), номинация на премию «Золотой Орёл» (2014) – за лучший сценарий (фильм «Собачий рай»), приз имени Станислава и Андрея Ростоцких на XXIV кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге (2016) – (автору сценария, художнику и актеру фильма «Жили-были мы»), номинация на премию «Золотой Орёл» (2017) за лучшую работу художника-постановщика (фильм «Жили-были мы»).
Александру Адабашьяну близка русская классика. Он перечитывает книги Толстого, Чехова, Лескова. Из зарубежных авторов предпочитает Диккенса, Мопассана, Флобера, Золя, Сэлинджера, Фолкнера, Фицджеральда. Любимое произведение, которое он всю жизнь читает с огромным удовольствием, – это «Война и мир».