КРЮЧКОВА Светлана Николаевна
Народная артистка России, лауреат премии «Ника»
Родилась 22 июня 1950 года в Кишинёве в семье военнослужащего.
Отец - Крючков Николай Фёдорович. Мать - Крючкова Людмила Александровна. Супруг – Александр, музыкант. Сыновья: Дмитрий – звукорежиссер, Алекс – ученик музыкальной школы по классу гитары.
В детстве Светлана любила читать и мечтать о разном, но никогда не мечтала о профессии актрисы. В 17 лет она уехала из дома покорять столицу, хотела учиться на филолога, но уже в Москве решила попытаться поступить в театральный институт. Проваливалась два года подряд, перепробовала немало профессий: машинистка в вычислительном центре, слесарь-сборщик на ЗИЛе, старший препаратор в сельхозинституте. Смирившись с мыслью, что в столичный вуз она не поступит, собралась ехать в Саратов. Но по дороге передумала и решила, что попробует в последний раз. На прослушивании в Школе-студии МХАТа Светлана расплакалась, высказала комиссии много нелицеприятного и уже думала, что выгонят, но мудрый мхатовский педагог тихо проговорил: «Выйдите все, Крючкова останьтесь…» Педагога звали Олег Георгиевич Герасимов. Он отправил «истеричку» из Молдавии в соседнюю аудиторию к художественному руководителю курса профессору Василию Петровичу Маркову. Так ее приняли в Школу-студию МХАТа.
Окончив Школу-студию (вуз) имени
В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького по классу В.П. Маркова, Светлана Крючкова была приглашена на работу в «Современник», Театр имени Вл. Маяковского, Театр имени Станиславского, «Ленком», МХАТ имени М. Горького. Она выбрала МХАТ, где в 1974 году сыграла Александрину Гончарову в «Последних днях» М. Булгакова, репетировала в спектаклях
А. Эфроса («Эшелон»), Р. Виктюка («Муж и жена снимут комнату»), А. Васильева («Медная бабушка»). В 1975 году режиссер Большого драматического театра имени Горького Г.А. Товстоногов предложил ей роль Любы в спектакле Сергея Юрского по пьесе А. Соколовой «Фантазии Фарятьева», сыграв которую С.Н. Крючкова сразу же заняла ведущее положение в прославленной ленинградской труппе. Эта роль была отмечена премией ВТО как лучшая женская роль в сезоне 1976–77 года.
С первых же ролей Светлана Крючкова заявила о себе как о зрелом мастере, и каждая роль становилась открытием новых граней ее актерского дарования. Природная характерность и поразительная органичность позволяли актрисе одинаково свободно играть в спектаклях самой разной жанровой характеристики. Склонность к неожиданной и неординарной актерской трактовке роли всегда выделяла работы Крючковой в ряду сценических прочтений того или иного образа классического репертуара.
Такой была Ловийса С.Н. Крючковой в спектакле по пьесе Х. Вуолийоки «Молодая хозяйка Нискавуори» (1976). Ничто в облике милой и доброй девушки не предвещало столь резкой метаморфозы: тихая улыбка превращалась в звериный оскал, полные любви глаза обожигали холодом безразличия к чужим страданиям, мелодичный голос грубел, легкие шаги тяжелели, и звук их возвещал о приближении Хозяйки дома Нискавуори – дома-глыбы, в котором испокон века ценились сила, коварство и жестокость. Но и в этом нечеловеческом испытании души актриса оставляла своей героине надежду и частичку веры в возможность любви. Ведь именно дорогой любви пришла Ловийса к печальному венцу Хозяйки дома Нискавуори, желая вернуть привязанность мужа. И к небу возносилась страстная и безнадежная мольба, крик о любви Ловийсы, ощущавшей как каменеет сердце: «Господи, дай мне его любовь!»
Аксинья в «Тихом Доне» М. Шолохова (1977) в исполнении С.Н. Крючковой не соответствовала привычному образу разбитной удалой казачки. Актриса постепенно, сцена за сценой, впускала зрителя во внутренний мир героини, открывая истинную красоту этой внешне холодной, но на самом деле любящей женщины, таившей в себе глубинные страсти, достоинство и силу. Несмотря на немногочисленность сцен в спектакле с участием Аксиньи, актриса в эти короткие мгновения театрального времени сумела не только рассказать историю любви героини к Григорию Мелехову, но и представить обобщенный образ трагической судьбы человека, попавшего в полымя Гражданской войны. С гибелью Аксиньи для Григория заканчивалась жизнь.
Неординарный образ современницы
С.Н. Крючкова воплотила в роли Маши в знаменитом спектакле по пьесе А. Арбузова «Жестокие игры» (1979). Ее Маша Земцова – сорокалетняя женщина с насмешливым и неспокойным взглядом; главное в ее жизни – работа. «Геолог я, а все остальное потом», – говорит героиня Крючковой. Потом всё: и муж, и двухмесячный ребенок, и любовь, и привязанность. Подробное изучение внутреннего мира персонажа, детальная разработка психологии героини позволили актрисе раскрыть драму человека, который не в силах открыть свое сердце даже самым близким, поделиться душевным теплом искренних чувств. В исполнении С.Н. Крючковой образ Маши Земцовой – матери, отказавшей в любви и ласке собственному ребенку, жене, не заметившей душевных страданий мучающегося от одиночества мужа, – становился одной из центральных фигур, помогающих понять суть главной проблемы представленного драматургом поколения. Поколения, не приученного к любви, внутренне несвободного и наглухо отгородившегося от живых простых чувств красивыми фразами, за которыми только страх и собственное бессилие, ведь те, кто не любит, не несут ответственности.
Каждую свою героиню, будь то Молва («Король Генрих IV» У. Шекспира, 1976), Сестра («Дом на песке» Р. Ибрагимбекова, 1976), Лаура («Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехаде, 1978), Илуш («Кошки-мышки» И. Эркеня, 1979), Ольга («Сад без земли» Л. Разумовской, 1983), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, 1985) и даже госпожа Брандахлыстова («Смерть Тарелкина», 1988), С.Н. Крючкова щедро наделяет особой тайной женского очарования. И все ее героини – женщины с неповторимой судьбой, сложной и неоднозначной, яркой и притягательной, они удивляют и привлекают возможностью соприкоснуться с неразгаданной загадкой женского сердца.
Открытием в театральной жизни Ленинграда и новым прочтением классического образа стало исполнение актрисой роли Купавиной в спектакле «Волки и овцы» А. Островского (1980). В традиционной «овечке» русского классического репертуара Крючкова под стать «волкам», но не по силе и хитрости, а по отсутствию искренних чувств. Она ни в коем случае не станет жертвой наживы, напротив, все произойдет с ее согласия. Купавина не продешевит, ведь ее решение – это хорошо усвоенный урок от столичного общества, она еще себя покажет. Глупая, говорят, про нее. Это возможно, но Купавина (эта псевдоовца) инстинктивно чувствует свою будущую жертву и идет к ней.
Василиса в спектакле по пьесе
М. Горького «На дне» (1987) предстала в исполнении С.Н. Крючковой близкой родственницей лесковской леди Макбет Мценского уезда. Постылое замужество и безответная любовь исковеркали эту женскую душу, сделав ее черствой, мстительной и жестокой в своей собственнической любви. Василиса не останавливалась ни перед чем, чтобы доказать свое превосходство, утвердить свою уничтожающую силу, доказать свое право на место под солнцем в мире, где правит «ликующая злоба».
Двужильная маркитанка Анна Фирлинг в брехтовской «Мамаше Кураж» (1997), скитающаяся по дорогам войны, в исполнении Крючковой – веселая, колоритная, полная энергии женщина. Она привлекательна и обворожительна, это женщина, которая во многом добивается своего, вызывая к себе отнюдь не платонический интерес встречающихся на ее пути мужчин.
Светлана Крючкова работала с такими режиссерами, как Анатолий Эфрос, Роман Виктюк, Анатолий Васильев, Олег Ефремов. От каждого из них она старалась взять то хорошее, что он мог дать. Но режиссером, оказавшим на нее наибольшее влияние, стал Георгий Александрович Товстоногов.
Светлана Николаевна вспоминает: «Товстоногов умел “раскачать” актера. Не только для какой-то конкретной роли. Но выстроить ему линию жизни, линию развития. Он умел подбодрить артиста. В “Хозяйке Нискавуори” был эпизод, который никак не получался. И Георгий Александрович в очередной раз что-то мне сказал, а помощник режиссера вдруг говорит: “Георгий Александрович, зачем вы это говорите, она все равно этого не сделает!” И Товстоногов громко на весь зал произнес: “Она прекрасная артистка и сделает все, о чем я ее попрошу”. У меня после этих слов выросло не два крыла, а шесть!»
С.Н. Крючкова – актриса широкого диапазона, ее артистическому дарованию подчиняются все театральные жанры от трагедии до гротеска. Сценическое существование этой актрисы всегда подчинено жанровым особенностям спектакля. Безупречное чувство формы, чеканный рисунок роли, емкие и яркие средства сценической выразительности в сочетании с предельной органикой существования – вот те немногие характерные черты актерской индивидуальности С.Н. Крючковой – выдающегося мастера сцены.
Всенародную любовь и известность принес Светлане Крючковой кинематограф, с которым творчество актрисы связано с самых первых ее шагов в профессии. Первая роль Крючковой в кино – Нели («Большая перемена», 1973) сразу же сделала ее знаменитой. Нели – наивная и трогательная фабричная девчонка – ученица вечерней школы, влюбленная в учителя истории, ее песенка про несовпадения не перестает восхищать и влюблять в себя многие поколения зрителей.
Из множества киноролей Светланы Крючковой следует выделить образы, созданные вместе с кинооператором Юрием Векслером – вторым мужем актрисы. Светлана Крючкова и Юрий Векслер познакомились на съемках фильма «Старший сын» (1975). За любимым человеком Светлана уехала из Москвы в Ленинград, еще не имея приглашения ни в один из ленинградских театров. Они прожили вместе 14 лет и расстались незадолго до смерти Юрия. Векслер снимал Крючкову не раз – в «Старшем сыне», в «Женитьбе» (1977), в «Царской охоте» (1990), и, пожалуй, никто из операторов лучше него не «понял» ее лица.
Народная артистка С.Н. Крючкова снялась более чем в 80 фильмах. Среди них: «Три дня в Москве» (1974), «Двое в пути» (1973), «Друзья мои» (1974), «Вылет задерживается» (1974), «Премия» (1974), «Происшествие» (1974), «Не может быть!» (1975), «Долгие вёрсты войны» (1975), «Объяснение в любви» (1977), «Безымянная звезда» (1978), «Вторая весна» (1979), «Пани Мария» (1979), «Родня» (1981), «Товарищ Иннокентий» (1981), «Гори, гори ясно…» (1983), «Если верить Лопотухину…» (1983), «Уникум» (1983), «Чучело» (1983), «Ольга и Константин» (1984), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Змеелов» (1985), «Воительница» (1986), «Курьер» (1986), «Я тебя ненавижу» (1986), «Жизнь Клима Самгина» (1987), «Искусство жить в Одессе» (1989), «Князь Удача Андреевич» (1989), «Неприкаянный» (1989), «Оно» (1989), «СВ. Спальный вагон» (1989), «Светлая личность» (1989), «Это было у моря» (1989), «Первый этаж» (1990), «Убийца» (1990), «Мой муж – инопланетянин» (1990), «Курица» (1991), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» (1991), «Виновата ли я…» (1992), «Глаза» (1992), «Семь сорок» (1992), «Тьма» (1992), «В Багдаде всё спокойно» (1993), «Наводнение» (1993), «И вечно возвращаться…» (1993), «Исповедь незнакомцу» (1994), «Утомлённые солнцем» (1994), «Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого» (1996), «Тоталитарный роман» (1999), «Старые клячи» (2000), «Бедный, бедный Павел» (2003), «Брежнев» (2005), «Риэлтер» (2005), «Одна тень на двоих» (2005), «Похороните меня под плинтусом» (2009).
С.Н. Крючкова много и плодотворно работает. Спектакли с ее участием идут на сценах петербургских и московских театров. В Театре имени Гоголя поставлен спектакль «Марлени. Стальные прусские девы», где Светлана Крючкова играет роль Лени Ришенталь – замечательной исторической личности, германского режиссера, оператора, фотографа, снявшей фильм «Триумф воли» о съезде нацистской партии и после разгрома нацистов преданной анафеме в своей родной стране.
С 2003 года актриса выходит на сцену Оперного центра под руководством Галины Вишневской в роли Сессилии Робсон в спектакле по пьесе Р. Харвуда «Квартет» (режиссер Р. Мархолия).
Светлана Крючкова успешно выступает в филармонических и концертных залах России с различными поэтическими программами. В ее репертуаре – Е. Баратынский, А. Пушкин,
М. Лермонтов, Ф. Тютчев, И. Бунин, И. Бродский, Д. Самойлов, А. Ахматова, М. Цветаева, М. Петровых, А. Володин, Г. Шпаликов.
С.Н. Крючкова является организатором и руководителем Театра-студии, где успешно выступает в роли художественного руководителя, режиссера и актрисы. Вместе со своими учениками – выпускниками Гуманитарного института профсоюзов, где актриса с 1998 по 2002 год преподавала актерское мастерство, она поставила несколько спектаклей. Спектакль по пьесе Разумовской «Домой!» (памяти Янки Дягилевой), представленный на фестивале «Киношок», рассказывает о подростках, сбежавших из дома или интерната и живущих в подвалах и на чердаках Питера. В спектакле «Прекрасен, чуден Божий свет…» по пьесе Фугарда, где С.Н. Крючкова играла с Игорем Скляром, теперь также играют молодые артисты. Репетиции театра проходят у Светланы Николаевны дома, спектакли играются на арендуемых площадках города (Театр эстрады и ДК). Поддерживая бескорыстное творческое начинание Светланы Крючковой, Владимир Гостюхин, Георгий Жженов, Инна Макарова, Лариса Лужина, Татьяна Конюхова, Святослав Бэлза, Раиса Недашковская подписали письмо с просьбой к властям города помочь сохранить молодой актерский коллектив. В 2003 году коллектив обрел название - Театр-студия Светланы Крючковой. В их репертуаре появился спектакль «Блаженный остров» (по пьесе Миколы Кулиша «Так погиб Гуска»), музыкальный спектакль «Лисистрата» по Аристофану на музыку Н.А. Морозова.
Как педагог и режиссер Светлана Николаевна Крючкова продолжает традиции Школы-студии МХАТа – школы перевоплощения, благодаря которой она сама сумела сыграть так много разноплановых ролей, где училась у таких блестящих актеров, как Масальский, Комиссаров, Тарханов, Грибов. Молодых актеров она учит существовать «в образе» от первого до последнего слова, а не просто играть «под себя», органично проговаривая текст.
С.Н. Крючкова – народная артистка России, лауреат премии «Ника».
Живет в Санкт-Петербурге.