ЛИВАНОВ Василий Борисович
ЛИВАНОВ Василий Борисович
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии ГДР, лауреат международных кинофестивалей, член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка
Родился 19 июля 1935 года в Москве. Отец – Ливанов Борис Николаевич (1904–1972). Мать – Ливанова Евгения Казимировна (1907–1978). Супруга – Ливанова Елена Артемьевна (1949 г. рожд.). Дочь – Ливанова Анастасия Васильевна (1963 г. рожд.). Сыновья: Ливанов Борис Васильевич (1974 г. рожд.), Ливанов Николай Васильевич (1984 г. рожд.). Имеет трех внуков.
Василий Ливанов – замечательный актер, режиссер, сценарист, достойный продолжатель славной актерской династии. Его дед, Николай Ливанов (сценический псевдоним Извольский), был актером сначала провинциального, потом столичного театра. Особое признание публики он снискал в роли Сергея Железнова в спектакле «Васса Железнова» Театра имени Ленинского комсомола.
Как известно, в каждой шутке есть доля правды. На вопрос, что из созданного им для театра он считает лучшим, Ливанов-Извольский отвечал: «Бориса». Отец Василия, Борис Николаевич Ливанов, – выдающийся актер, сыгравший около 40 ролей в Художественном театре и 30 – в кино. На своем портрете, подаренном другу, поэт Борис Пастернак сделал надпись: «Спасибо тебе за годы, проведенные вместе. От тебя всегда веяло манящим, замысловатым, драматическим духом искусства. Ты был его выразителем
и воплощением».
Завсегдатаями дома Ливановых были Качалов, Пастернак, Довженко, Черкасов, Тарханов, Кончаловский. Здесь, кажется, не знали такого понятия, как «серые будни»: разговоры об искусстве и жизни переплетались со стихами, шутками, спорами, часто затягивались за полночь. При этом никто не отправлял маленького Васю в спальню – гости были людьми богатой души, способными понимать и уважать интерес ребенка к происходящему.
Учился Василий в мужской школе № 170, где в разные годы получали знания многие талантливые люди: Геннадий Гладков, Андрей Миронов, Эдуард Радзинский и другие. В классе его любили за умение хорошо рисовать (особенным успехом пользовались карикатуры на учителей) и смешные выходки. Например, однажды, оказавшись у доски, он стал медленно привставать на цыпочки внутри валенок и, продолжая при этом отвечать как ни в чем не бывало, «вырос» на целую голову. Класс в таких случаях, естественно, умирал от смеха, но самому Ливанову редко попадало за подобные шалости: учился он отлично.
С детства Василия обуревали мечты, не связанные напрямую с актерской профессией: он хотел стать путешественником, дрессировщиком, врачом, кавалеристом. В какой-то счастливый момент он осознал, что иной возможности воплотить все эти желания, кроме как стать актером, у него нет.
В 1950–1954 годах Василий Ливанов учился в Московской средней художественной школе и по ее окончании поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Помимо освоения тонкостей актерского искусства здесь он пробует силы в режиссуре: инсценирует и ставит на студийной сцене «Трех толстяков» Ю. Олеши (дипломная работа) и сам же занимается оформлением спектакля. Музыку к нему пишет друг Ливанова Геннадий Гладков, в недалеком прошлом – одноклассник и сосед по школьной парте, а в будущем – замечательный композитор, соавтор В. Ливанова по многим работам в кино, театре и мультипликации.
Окончив Щукинское училище в 1958 году, Василий становится актером Театра имени Евг. Вахтангова. Впрочем, роман Ливанова
с Мельпоменой не сложился и плодов не принес: увлеченный музой кинематографа, он так и не сыграл ни одной роли на сцене. Распрощавшись с театром, В. Ливанов уверенно дебютирует у Михаила Калатозова в фильме «Неотправленное письмо» («Мосфильм», 1959).
Год 1959-й – время появления на киноэкране нового персонажа: тогдашняя критика окрестила его «нервным, остро чувствующим молодым интеллигентом». Андрея, героя картины в исполнении Ливанова, по праву можно считать воплощением духа начинавшейся «оттепели»: на экране зрители увидели современника, который стремится к познанию и осмыслению происходящего вокруг, который хочет самостоятельно решать свою судьбу и способен на поступок.
Как ремарку добавим, что к этому времени относится очень важное «приобретение» Ливанова – уникальный тембр его голоса: дело в том, что для пущей достоверности Михаил Константинович Калатозов предложил озвучить зимние сцены «Неотправленного письма» прямо на улице в 40-градусный мороз. Из затеи ничего хорошего не вышло: сильные порывы ветра производили ужасный шум, актеры пытались его перекричать, и в итоге на пленке получился брак. Ливанов и вовсе сорвал голос, который спустя несколько дней восстановился, – но уже в его нынешнем звучании. Прошло какое-то время, прежде чем расстроенный поначалу молодой актер понял, какие преимущества дает ему этот необычный подарок судьбы...
Сочетание интеллигентности, душевной тонкости, романтичности, искренности чувств было определяющим и в других экранных образах Василия Ливанова той поры, созданных им в фильмах «Слепой музыкант» (режиссер Т. Лукашевич, «Мосфильм», 1961; в этом фильме Василий играет вместе с отцом Б. Ливановым), «Воскресение» (режиссер М. Швейцер, «Мосфильм», 1963; В. Ливанов – в роли народовольца Крыльцова).
Галерею востребованных временем персонажей-«интеллигентов» увенчал образ врача Саши Зеленина в фильме «Коллеги» режиссера
А. Сахарова (1962). Фильм, приведший в кинозалы столько же зрителей, сколько в свое время легендарный «Чапаев», был единодушно признан и критикой, отметившей «редкое интеллектуальное обаяние» персонажа Василия Ливанова в трио Ливанов – Лановой – Анофриев. При этом герой В. Ливанова был романтиком практическим, способным не только произносить слова от своего имени (что, конечно, тоже важно уметь), но и активно действовать, противостоять злу.
Экранный образ Зеленина вошел в моду; Василий Ливанов получил по-настоящему широкую известность. На кинофестивале в Мар-дель-Плато он был назван «самым популярным актером года». Кинословарь 1966 года характеризует актера Ливанова как «глубоко чувствующего интеллигента тонкой душевной организации». Но едва ли не самой высокой оценкой для Василия стали слова отца, человека непререкаемого авторитета, которые он сказал сыну после выхода «Коллег» на экраны: «Будешь актером! Так прикасаться к повязке мог бы только настоящий хирург».
В 1963 году в фильме Л. Кулиджанова «Синяя тетрадь» (Киностудия имени М. Горького) Василий Ливанов сыграл Ф. Дзержинского. Эпизод, в котором будущий главный чекист приезжает к вождю в Разлив, занял несколько минут экранного времени. Но этого отрезка (короткая беседа, лаконичные реплики) Ливанову оказалось достаточно, чтобы передать сложность и неоднозначность характера «железного Феликса».
В середине 1960-х годов Ливанов отказывается от предложений сыграть роль очередного «очкарика», опасаясь вырождения актуального недавно социального типа в третьесортный типаж. Он поступает на Высшие курсы кинорежиссуры и через 2 года (1966) защищает диплом с отличием – мультипликацион-ным фильмом по своему же сценарию «Самый-самый-самый».
Дипломная работа (сказка о том, как лев опрометчиво решил, что он самый умный, сильный и красивый) вышла на экран, и Ливанов весьма быстро был признан как профессиональный режиссер мультипликации. Далее были новые идеи, оригинальные сценарии, режиссерские работы, как правило, не укладывающиеся в рамки устоявшихся канонов. Сценарий фильма «Жу-жу-жу» (1967) – забавная и немного грустная сказка о пчеле-одиночке, которая начала строить себе дом и долго мучилась с дверью, пока случайно не узнала, что пчелы прекрасно обходятся вообще без дверей. В мультфильме «Синяя птица» (1970) автор сценария и режиссер Василий Ливанов перенес героев тревожной сказки Меттерлинка в реалии ХХ века со всеми новейшими достижениями злых сил, где человек, все так же ищущий счастье, еще больше отчужден от мира и потерян. Научно-фантастический фильм «Фаэтон – сын Солнца» (1972), имевший большой успех, соединил в себе сказку, античный миф и результаты современных научных изысканий. В число самых любимых детьми отечественных мультиков вот уже несколько десятилетий входит и рассказанная Ливановым история о том, как Дед Мороз отправился в гости к лету; она так и называется – «Дед Мороз и лето» (1970).
Василий Борисович говорит, что мульт-фильм – искусство, нацеленное в будущее, что именно в нем можно наиболее полно выразить свое отношение к людям, к миру, к самому себе. Пожалуй, этот жанр стал для Ливанова проекцией не только его талантов, но и самой души, жизненной философии, личного миропонимания. Лев Кассиль так оценивал сказки В. Ливанова: «Они лиричны, изящны по настроению и интонации. В них нет отлаженных выводов – они таят, укромно и лукаво, раздумья, которые и составляют их поэтическую суть». После выхода на экран фильма «Фаэтон – сын Солнца» Александр Митта отозвался о его авторе такими словами: «Он проложил тропинку в неосвоенный мир искусства будущего».
Безусловной классикой отечественной мультипликации стал рисованный мюзикл по сценарию В. Ливанова (совместно с Ю. Энтиным) «Бременские музыканты» (1969) с великолепной музыкой Г. Гладкова. По требованию влюбленных в фильм миллионов зрителей всех возрастов было даже снято продолжение истории о Трубадуре, Принцессе и их верных друзьях – «По следам бременских музыкантов» (1972), в котором Василий Борисович выступил уже как автор сценария и режиссер. А в 2001 году вышел фильм «Новые бременские» по сценарию
В. Ливанова, написанному им в плодотворном содружестве с Ю. Энтиным, и уже новое поколение детворы с интересом следит за приключениями симпатичной неунывающей компании.
Неповторимый голос В. Ливанова почти в буквальном смысле анимировал, одушевил такие абсолютно всеми любимые мультяшные персонажи, как Карлсон («Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся»), Крокодил Гена (в серии мультфильмов о Крокодиле Гене и Чебурашке), Удав («38 попугаев» и другие мультфильмы этой серии).
А всего голосом Василия Ливанова говорят на экране около 300 персонажей: крокодилы, волшебники, коты, ослики, собаки, медведи, пеликаны, пираты, птицы; злые и добрые, наивные и мудрые, большие и маленькие...
В мультфильме же «Как Маша поссорилась с подушкой» он озвучивает вообще всех персонажей – от девочки Маши до летучей мыши.
В 1970-е годы в кино Ливанов работает сравнительно мало. К числу его кинематографи-ческих успехов в этот период следует отнести роли Николая I в «Звезде пленительного счастья» (режиссер В. Мотыль, «Ленфильм», 1975), которого он сыграл совершенно «по-царски», и рыцаря Бенедиктуса в «Ярославне – королеве Франции» (режиссер И. Масленников, «Ленфильм», 1978).
В 1979 году происходит триумф Ливанова на киноэкране в образе непревзойденного сыщика «всех времен и народов» – респектабельного и благородного Шерлока Холмса (11 серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимались режиссером И. Масленниковым на «Ленфильме» в 1979–1986 гг.). При этом Ливанов и Соломин так сыграли гения сыска и его верного друга доктора, являющихся, без преувеличения, национальным достоянием туманного Альбиона, что самими англичанами были признаны лучшими в мире исполнителями этих ролей. Информация к размышлению о ценности такого признания: в самой Англии, например, ту же «Собаку Баскервилей» экранизируют ежегодно. Запоздавшее государственное признание заслуг приходит к В. Ливанову и на родине: в 1981 году он становится заслуженным артистом Российской Федерации.
Холмс–Ливанов – это поистине герой на все времена: умный, тонкий, интеллигентный, бескорыстный и очень добрый, вопреки вложенным Конан Дойлем в его собственные уста словам, что его интересует только распутывание клубка загадок, связанных с очередным преступлением. Бездушности великому сыщику зритель не простил бы, и, судя по всенародной любви к немногословному умнице с трубкой в зубах, Ливанов эту сторону натуры Холмса воплотил блестяще. Одновременно Ливанову удалось то, что под силу немногим: сам по себе малодраматичный образ героя, главное занятие которого – мыслить, он сделал исключительно популярным. Завоевать зрителя мыслью – случай в кинематографе не частый: действительно, следить за ходом размышлений Холмса–Ливанова не менее интересно, чем за развитием событий, которые все мы отлично знаем с юношеских лет.
Помимо уже названных работ в кино
В.Б. Ливанов сыграл в следующих фильмах: «Две жизни» (1961), «Суд сумасшедших», «Большие и маленькие» (1963), «Зеленый огонек» (1965), «Браслет 2-й», «Год как жизнь», «Интервью» (1966), «Мне было 19» (1967; киностудия «Дефа», ГДР), «Игрок» (1972), «Степь» (1977), «Мой любимый клоун», «Кто стучится в дверь ко мне», «Лунная радуга» (1983), «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1987), «Он свое получит» (1988), «Охота» (1992), «Друг» (1993; в этом фильме голосом Ливанова говорит один из персонажей – фантастический пес), «Дон Кихот возвращается» (1997), «Мужской сезон» (2004), «Мастер и Маргарита» (2005). В 1984 году Василий Борисович по своему сценарию снял на ЦТ документально-художественный фильм «Борис Ливанов».
В 1988 году Василий Ливанов оказался в новой для себя роли: он создал первый российский антрепризный театр «Детектив», где затем 5 лет выступает в качестве художественного руководителя.
В.Б. Ливанов – автор пьес «Бременские музыканты» (совместно с Ю. Энтиным; впервые поставлена в 1974 г. в Театре имени Ленсовета), «Дон Жуан» (совместно с Г. Бардиным; впервые поставлена в 1976 г. С.В. Образцовым в Центральном театре кукол), «Мой любимый клоун» (первая постановка – Малый театр, 1983), «Исполнитель» (совместно с В. Валуцким; впервые поставлена в Московском экспериментальном театре «Детектив», 1989).
Несколько раз переиздавались сборники сказок В. Ливанова «Самый-самый-самый» (1975) и его повестей «Легенда и быль» (1980). Эти сборники выпущены за рубежом на английском, испанском, сербском, румынском, турецком языках. С 1979 года В. Ливанов – член Союза писателей. В 2002 году вышел полный сборник сказок В. Ливанова «Дед Мороз и лето», в 2004 году – книга-сборник «Помни о белой вороне», в 2005 году – трехтомник, в состав которого вошли повести, рассказы, очерки, сказки и пьесы.
В 2001 году на канале ТВЦ В.Б. Ливанов создал цикл передач «Московские истории Василия Ливанова» (9 выпусков).
Василий Борисович Ливанов – народный артист РСФСР (1988), академик и член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук России (2002). Лауреат Государственной премии ГДР (1969), кавалер почетной медали «За актерскую доблесть» (2002), лауреат международных кинофестивалей.
К 70-летию со дня рождения В.Б. Ливанов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2006 году Василий Борисович удостоен ордена Британской империи «за лучшее воплощение роли Шерлока Холмса в мировом кинематографе». Имеет общественные награды: орден «Щит Отечества» I степени, орден Ломоносова, орден Святого благоверного князя Даниила Московского. Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
Вне работы, по собственному признанию, занят семьей, детьми и внуками, общением с друзьями. Поклонник футбола, бокса; продолжает интересоваться конным спортом, которым не так давно занимался профессионально. Очень любит животных.
Живет и работает в Москве.